Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Метод и задачи социально-экономической статистики

Метод и задачи социально-экономической статистики

РЕФЕРАТ

по курсу "Социально-экономическая статистика"

по теме: "Метод и задачи социально-экономической статистики"

1. Предмет, значение и задачи социально-экономической статистики в условиях рынка

Социально-экономическая статистика -- это общественная наука. Предмет ее составляют явления и процессы общественной жизни. Статистика дает им цифровую (количественную) характеристику в неразрывной связи с качественной стороной того или иного явления. Нет практически ни одной отрасли знаний, которой бы не коснулась социально-экономическая статистика. Исходя из вышесказанного, социально-экономическая статистика -- это:

наука, представляющая собой сложную и разветвленную систему научных дисциплин;

отрасль практической деятельности -- сбор, обработка, анализ и публикация массовых данных о явлениях и процессах общественной жизни;

совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни;

отрасль статистики, использующая методы математической и общей теории статистики для изучения социально-экономических явлений и процессов.

Значение статистики как самостоятельной общественной науки наиболее ярко проявляется на современном этапе развития нашего общества. Совершенствование общественных отношений постоянно требует адекватного их отражения в системе категорий всех общественных наук. Но наиболее полное их отражение возможно лишь на основе диалектического раскрытия единства качественной и количественной сторон социально-экономических отношений. При этом количественным измерителем общественных явлений и процессов может быть только социально-экономическая статистика.

Система государственной статистики в РФ представляет собой научно-методологический орган, в котором непосредственно разрабатываются важные и наиболее актуальные вопросы статистической теории и методологии. Тем самым в органах государственной статистики, с одной стороны, происходит аккумулирование наиболее прогрессивных достижений статистической науки; причем аккумулирование осуществляется целенаправленно и активно, путем непосредственного внедрения их в статистическую практику; с другой стороны, результаты, получаемые в органах государственной статистики, по своему существу являются научными и представляют собой научную основу для дальнейшего развития статистической науки как в целом, так и отдельных ее направлений.

Такое органическое сочетание статистической науки и практики, осуществляемое в нашей стране, представляет собой фундаментальную закономерность развития социально-экономической статистики как общественной науки. Социально-экономическая статистика выработала систему научных понятий, категорий, методов, посредством которых она познает свой предмет. Многие явления становятся точно определенными и значимыми, лишь будучи статистически выраженными, т.е. представленными в форме количественных статистических показателей. В статистических показателях проявляются многие закономерности массовых социальных и экономических явлений в конкретных условиях места и времени, которые иначе не могут быть выявлены. Такого рода закономерности называются статистическими закономерностями. Объектом изучения социально-экономической статистики являются все сферы общественной жизни: экономическая, политическая, социальная, духовная и др. Это связывает социально-экономическую статистику с другими науками, изучающими общество и закономерности его развития. В этом общем для всех общественных наук объекте каждая из них находит свой аспект изучения.

Социально-экономическая статистика представляет собой систему научных направлений и соответствующих им учебных дисциплин. В этой системе выделяют:

1. Общую теорию статистики, изучающую основные понятия, категорий статистического учета (абсолютные и относительные величины, средние; индексы и другие).

2. Экономическую статистику, изучающую количественную сторону экономических явлений и процессов на макроуровне.

3. Социальную статистику, охватывающую статистическое изучение политической, правовой, моральной сторон общественной жизни, в том числе уровня жизни населения, всех сфер его обслуживания (образовательной, культурной т.д.).

5. Отраслевые статистики (промышленная, сельскохозяйственная, торговая др.), решающие те же задачи, что и экономическая статистика, но на уровне соответствующих отраслей экономики.

6. Функциональные статистики (статистика труда, финансово- кредитная, капитальных вложений и др.). Здесь принят ресурсный, а не отраслевой разрез в классификации статистических направлений знаний. Все эти разделы носят межотраслевой характер.

7. Региональная статистика, объектом изучения которой являются территориальные социально-экономические системы.

В контексте Федеральной целевой программы по реформированию статистики в Российской Федерации предусмотрено повышение роли регионов и соответствующее перераспределение функций между федеральным и региональным уровнями. Основное содержание региональной статистики заключается в системе статистических показателей соответствующего региона: района, области, республики, экономического района. При этом необходимо будет преодолевать трудности, связанные с различием характера, направления, объема потоков информации по вертикали и горизонтали.

Существенные изменения в общественной и экономической жизни России, вовлечение страны в процессы интеграции на европейском и мировом рынке вызвали потребность реформирования социально-экономической статистики, комплексного пересмотра всей системы учета и статистики в стране. Это также связано с необходимостью получения объективной информации о состоянии й развитии различных форм собственности, сфер экономики и социальных процессов для анализа, оценки, выявления тенденций и принятия оптимальных управленческих решений.

Исходя из этого, проблемы социально-экономической статистики определяются на современном этапе двумя основными факторами:

1. Переходом к рыночным отношениям в экономике России.

2. Переходом к международной методологии учета и статистики, основанной на системе национальных счетов (СНС).

В связи с этим задачи социально-экономической статистики неизмеримо вырастают и сводятся, в основном, к следующему:

1. Систематизация и обработка данных, всесторонне характеризующих экономику, для обеспечения ими руководящих органов На всех уровнях управления.

2. Характеристика структуры общественного производства, заключающаяся в глубоком анализе эффективности общественного производства и повышения качества продукции (работ, услуг).

3. Пересмотр, совершенствование и научное обоснование системы макроэкономических показателей, ориентированных на характеристику развития рыночных отношений, резервов развития экономики, выявления факторов роста конечных результатов, выработку рекомендаций по решению сложных социально-экономических проблем (инфляция, демонополизация и т.д.) и другие.

4. Формирование общности принципов организации федеральных и региональных ведомств, что обеспечивает методологическое единство государственной статистики на всех ее уровнях.

2. Методы, применяемые в социально-экономической статистике

В основе статистического исследования экономики как единого социально-экономического организма, законов его функционирования и развития лежит строгий системный, всесторонний и комплексный подход, который опирается на метод материалистической диалектики.

Опираясь на законы диалектики, социально-экономическая статистика разрабатывает специфические приемы, способы исследования, соответствующие природе изучаемых ею явлений и составляющие в целом метод социально-экономической статистики, или иначе её методологию.

Статистическая методология характеризуется системным характером. Это значит, что используется система статистических методов исследования, взаимоувязанных между собой. Характерными особенностями этой системы является то что, во-первых, традиционные методы статистической обработки -- сводка, группировка, получение обобщающих показателей дополняются математико-статистическими методами; во-вторых, традиционные методы органически увязываются с математико-статистическими (это выражается в том, что математико-статистические приемы в раде случаев пронизывают традиционные методы); в-третьих, определяющее, исходное положение в этой системе занимают традиционные методы статистического анализа.

В своих исследованиях социально-экономическая статистика использует методы и принципы общей теории статистики, опирается на них и развивает их. Это, прежде всего, метод статистического наблюдения (сплошного и, преимущественно, выборочного), метод группировок, метод обобщающих показателей -- абсолютных и относительных величин, средних величин, индексный метод и др. Все эти методы применяются с учетом конкретных особенностей изучаемых объектов, места и времени. Этим самым осуществляется дальнейшее их развитие и совершенствование.

Особенно большое значение в социально-экономической статистике имеет балансовый метод. Наиболее широкое применение он находит в сочетании с методом группировок.

Можно отметить, что метод группировок пронизывает все разделы социально-экономической статистики и, как говорят статистики, является "душой" статистического исследования. Анализ результатов статистических группировок требует применения методов математической статистики: рядов распределения, теории корреляции, факторного и дисперсионного анализа и т.п.

Особо укажем на следующее обстоятельство: явления и процессы, изучаемые социально-экономической статистикой, находятся в состоянии непрерывного движения, количественного и качественного изменения; изменяются их размеры, структура, сущность, закономерности развития. Одновременно должны видоизменяться статистические приемы и методы исследования применительно к изменениям такого рода. Так, в настоящее время перед статистикой встают сложные задачи, связанные с переходом к получению информации не от всеобщей статистической текущей отчетности, а с помощью новых методов, ориентированных на:

а) выборочные наблюдения;

б) грамотную экстраполяцию, экспертные оценки и другие методы, широко применяемые в международной практике.

В условиях информационно-вычислительной сети статистики (ИВСО) значительно расширяются возможности применения более сложных приемов социально-экономической статистики, экономико-математических методов, математической статистики. Экономико-математические методы все более становятся органически составной частью ИВСС. Это определяется следующими обстоятельствами: с одной стороны, статистически организованная информациям - это основа практической реализации результатов экономико-математического моделирования общественных явлений и процессов. С другой стороны, сама организация статистической информации в полной мере обеспечивается лишь на основе использования в статистических расчетах математических методов, в частности, математической статистики.

Социально-экономическая статистика постоянно совершенствует свою методологию, что обеспечивает успешное решение задач, возникающих перед ней в условиях перехода экономики России на международные стандарты учета и статистики и внедрения системы национальных счетов.

3. Организационная и информационная база государственной статистики

Статистические органы в России, как в любой другой стране мира являются государственными. Мировая практика показывает, что организовать и поддерживать качественную современную статистическую систему может только государство.

Во главе государственной системы статистических органов находится Росстат -- Федеральная служба государственной статистики. Каждое территориальное образование: регион, республика, край, область имеют свои статистические органы; в районах расположены инспектуры.

Система государственной статистики в оперативном режиме позволяет получить и обработать информацию в целом по стране и в разрезе территорий на базе единой методологии, обеспечивающей сопоставимость данных.

Информационная база статистики. Регистр -- перечень хозяйствующих субъектов с указанием их важнейших параметров: вид деятельности, размер, численность работников и т.д. Проблема заключается в том, что, во-первых, в регистр должны быть включены действительно все объекты, во- вторых, их параметры должны соответствовать реальной ситуации, т.е. быть актуальными, в-третьих, регистр должен быть удобен в работе.

Актуализация регистра -- внесение новых правильных данных взамен устаревших, что отражается на качестве первичной информации.

Основу системы сбора данных составляет периодическая отчетность предприятий. Крупные и средние предприятия отчитываются ежемесячно, малые -- 1 раз в год.

Предприятия должны регулярно представлять информацию, которая является строго конфиденциальной.

Следующим источником информации являются бюджетные обследования домашних хозяйств. Отобранные, выборочным путем, домашние хозяйства в течение определенного времени (за небольшую плату) фиксируют свои доходы и расходы в специальном журнале. Результаты бюджетных обследований очень важны для построения счетов СНС, построения баланса денежных доходов и расходов и др. Однако, следует учитывать, что богатые домашние хозяйства информацию не дают, поэтому данными следует пользоваться очень аккуратно.

Статистические органы привлекают часть информации, собираемой министерствами и ведомствами. Например, данные по внешней торговле предоставляет Государственный Таможенный комитет; данные по коммерческим банкам -- Центральный банк РФ и т.д.

Значительная часть информации отражает деятельность государства. Отчет об исполнении государственного бюджета разрабатывает и предоставляет в Росстат Федеральное казначейство. С 1996 года принята новая бюджетная классификация, разработанная с помощью МВФ, что позволило собирать информацию, согласно Международным стандартам СНС.

Также Росстатом учитывается информация о деятельности разнообразных некоммерческих организаций, фондов, общественных организаций, политических партий и объединений, союзов, обществ, религиозных концессий и т.д.

Также используются данные специальных обследований, например, перепись населения, перепись сельхозпроизводителей и др.

Список литературы

1. Божко В.П. Информационные технологии в статистике. -- М.: Финстатинформ, 2006.

2. Гинзбург А.И. Статистика: Учеб. пособие. -- СПб.: "Питер", 2007.

3. Григорук Н.Е. Статистика внешнеэкономических связей. -- М.: Финансы и статистика, 2005.

4. Елисеева И:И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред. чл.-корр. РАН Й.И. Елисеевой. -- М.: Финансы и статистика, 2005.

5. Зинченко А.П. Сельскохозяйственная статистика с основами социально-экономической статистики.--М.: Изд-во МСХА, 2008.

6. Игонина Я.Л. Муниципальные финансы: Учеб. пособие. -- М.: Экономист, 2006.

7. Капустин А.А. Теоретико-методологические основы качества экономико-статистической информации. -- Ростов н/Д, 2007.

8. Капустин А. А., Наухацкая Т.Я., Полякова И.А. Социально-экономическая статистика. Учеб. пособие. -- Ростов н/Д: РГЭУ, 2006.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека