Методы и инструменты государственного регулирования региональной экономики
6
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Комплексная междисциплинарная курсовая работа
на тему: «Методы и инструменты государственного регулирования региональной экономики»
Выполнила
студентка группы 9404
дневного отделения
Общеэкономического факультета
Пасова Юлия Сергеевна
Москва 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и содержание государственного регулирования региональной экономики
1.1 Задачи государственного регулирования экономики
1.2 Инструменты государственного регулирования экономики
1.3 Особенности методов государственного регулирования регионального развития
Глава 2. Инструменты и методы государственного регулирования региональной экономики Пермского края
2.1 Описание региона и его проблемы
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики Пермского края
2.3 Тенденции развития Коми-Пермяцкого округа
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Проблема государственного вмешательства в экономику, по моему мнению, является основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В распределительной экономике все проще: государство берет на себя все права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Остается рыночный путь развития. Здесь основные вопросы решает рыночный механизм, основанный на взаимодействии спроса и предложения. Однако этот механизм не способен решить многие вопросы, например вопрос о социальной незащищенности граждан страны, о защите окружающей среды и многие другие. Вероятнее всего, что должен существовать такой институт, который сможет решить эти вопросы. В современном мире таким институтом является государство. Оно очень давно находится под пристальным вниманием ученых, занимающихся социальными науками. Наибольший интерес всегда вызывали вопросы о том, что должно и не должно делать государство, какова его природа, а также где граница между обществом и государством, есть ли некий принцип, который бы позволил четко отделить первое от второго.
Целью данной работы является рассмотрение проблемы необходимости государственного регулирования экономики, изучение функций государства, а также основных методов, при помощи которых государство способно регулировать экономические процессы, происходящие внутри страны.
Глава 1. Сущность и содержание государственного регулирования региональной экономики
1.1 Задачи государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики -- это процесс воздействия государства на хозяйствующие субъекты, деятельность этих субъектов и конъюнктуру рынка для создания нормальных условий функционирования рынка Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебн. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 212 с.. Государственное регулирование экономики является сложным процессом, который включает в себя разработку экономической политики, ее положений и выбора методов ее проведения.
Государственное регулирование экономики воздействует на три взаимосвязанных части воспроизводственного процесса: регулирование ресурсов, производства и финансов.
Содержание государственного регулирования экономики определено целями, стоящими перед государством, а также средствами и инструментами, которые имеет государство в экономической политике. Государственное регулирование экономики в себя включает:
* информационная поддержка участников рынка, в т.ч. информирование о состоянии государственной экономики и ее перспективах развития;
* обоснование важнейших моментов экономической политики, проводимой государственными органами власти;
* выполнение мероприятий развития государственного сектора экономики -- важнейшего инструмента воздействия государства на экономику страны.
Для понимания роли государственного регулирования экономики в первую очередь следует определить такие понятия, как экономика, циркуляция денежных средств, общественное воспроизводство.
Экономика -- это система рационального и эффективного использования ресурсов в целях удовлетворения потребностей населения государства. Экономика -- это сфера постоянно возобновляемой деятельности людей по созданию материальных и нематериальных благ, необходимых для удовлетворения их потребностей Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова - М.: БЕК, 2007.-125 с.
.
Экономика является последовательным движением, воспроизводством общественного богатства по цепочке производство -- распределение - обмен -- потребление. С точки зрения производства экономика отражает систему экономических связей в обществе, и основе этой связи лежит господствующий тип собственности.
Задачи государственного регулирования экономики -- это набор целевых установок органов власти при регулировании экономических отношений. Среди таких установок выделяют следующие составляющие:
* экономическая свобода;
* стабильный уровень цен;
* экономический рост и экономическое развитие;
* ориентация на достижение экономической эффективности;
* полная и эффективная занятость;
* справедливое распределение доходов;
* сбалансированность внешнеторгового баланса страны.
Часто задачи государственного регулирования объединяют в единое целое, в виде, «многоугольника» целей. Это -- взаимосвязанный набор важнейших целевых установок социально-экономического развития. Самый распространенный так называемый «магический четырехугольник». Он представляет собой четыре взаимосвязанные цели:
* экономический рост;
* высокий уровень занятости;
* стабильность цен или устойчивость денег;
* внешнеэкономическое равновесие.
Государство несет ответственность за реализацию этих целей. В литературе могут быть предложены другие системные формы задач государственного регулирования.
1.2 Инструменты государственного регулирования экономики
Основные инструменты государственного регулирования экономики Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебн. пособие. - М.: Юристъ, 2009. - 271 с. :
1. Финансовая (фискальная) политика.
Понятие «финансовая политика» отражает более широкое содержание. Смысловая нацеленность данного термина больше ориентируется не только на сбор ресурсов, но и на их использование. При этом подчеркивается целый ряд направлений финансирования, которые превратились, по сути, в самостоятельные области экономической политики государства.
Отметим, что многосторонность понятия «финансовая политика» ориентирует на восприятие данного экономического явления в двух аспектах:
· как механизм, или инструмент (с помощью которого достигается выполнение многих макроэкономических целей),
· как самостоятельное направление экономической политики.
2. Денежно-кредитная (монетарная) политика.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики.
Основные средства денежно-кредитной политики - это:
а) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком);
б) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансово-кредитные институты страны обязаны хранить в центральном банке;
в) операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
При помощи этих инструментов государство стремится изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и особенно в связи уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства и социальной стабилизации. В первую очередь интерес представляет не фискальная, а регулирующая роль налогов. Государственное регулирование при помощи налогов зависит от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также видов и размеров налоговых льгот.
1.3 Особенности методов государственного регулирования регионального развития
Особенности нашей страны (масштабность, региональное многообразие, состояние переходной экономики и др.) требуют более активной по сравнению с типичной мировой практикой деятельности государства по устранению диспропорций в национальном экономическом пространстве, решению сложных региональных проблем, созданию условий для устойчивого развития всех регионов и страны в целом.
Переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственного регулирования регионального развития. Главные направления реформирования определяются такими переходными процессами, как замена административно-командного управления рыночными механизмами, радикальное изменение структуры собственности и, соответственно, распределение доходов, трансформация унитарного государства в федеративное и расширение экономических прав регионов'.
Государственное регулирование регионального развития с помощью экономического механизма осуществляется на различных уровнях управления- федеральном, региональном, межрегиональном и местном.
Федеральные органы прежде всего должны регулировать процессы организации производства в экстремальных районах и в районах нового освоения; реализацию крупных экологических и социальных программ; организацию межрегиональных и межгосударственных экономических связей.
Региональные органы управления основное внимание должны уделять использованию местных ресурсов, рационализации структуры хозяйств, экологическим и социальным проблемам.
Специфика регионов предопределяет целесообразность использования в каждом конкретном случае определенного набора экономических рычагов и стимулов.
Успешное проведение экономических реформ требует всестороннего учета региональной специфики в осуществлении основных направлений общегосударственной политики.
В области финансовой и налоговой политики в связи с расширением экономической самостоятельности субъектов Федерации следует повысить долю бюджетов республик, краев, областей в общих бюджетных ресурсах. Одновременно с этим необходимо обеспечить на всей территории России функционирование единой налоговой системы с федеральными, местными и муниципальными налогами, механизмом горизонтального и вертикального перераспределения доходов между регионами. Наличие многоканальной системы определяется необходимостью иметь самостоятельные, устойчивые источники доходов федерального бюджета для решения тех задач, которые в соответствии с Федеративным договором отнесены к ведению федеральных органов власти.
Вместе с тем исходя из уровня экономического и социального развития, безработицы, экологической обстановки в регионах возможна региональная дифференциация ставок регулирующих налогов, оставляемых на местах. Централизованные средства (субвенции) из федерального бюджета предусматривается выделять регионам лишь на достижение таких целей, которые невозможно решать за счет других источников финансирования (преодоление последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, решение критических социальных проблем), а также на реализацию государственных региональных программ.
Основная цель регионального аспекта социальной политики -- недопущение в регионах острых социальных конфликтов, снятие напряженности в районах повышенной социальной опасности.
Особое внимание намечается уделять также социальному развитию районов проживания малочисленных народов.
Основным источником финансирования региональных социальных программ становятся бюджеты республик, краев, областей, местные бюджеты. В целях поддержки малообеспеченных групп населения уже сформированы Республиканский федеральный и территориальные фонды социальной поддержки населения. Основными средствами реализации социальной политики будут предоставление бюджетных и внебюджетных субсидий, установление более высоких уровней заработной платы работникам бюджетных отраслей, доплат к пенсиям, пособиям и т.п.
В области инвестиционной политики в условиях сокращения государственных централизованных капитальных вложений главный упор должен быть сделан на создание условий для привлечения частных и иностранных инвестиций, средств акционерных компаний. Необходимо стимулировать проекты, позволяющие рационализировать территориальную структуру производства, способствующие повышению уровня комплексности хозяйства региона и решению важнейших народно-хозяйственных задач.
В целях повышения инвестиционной активности в регионах предусматриваются выплата инвестиционных премий за сооружение объектов, гарантий на ссуду, помощь в приобретении земель под строительные площадки, предоставление льготных кредитов на инвестирование, создание территориальных и межпроизводственных консорциумов, акционерных обществ для завершения ранее начатого строительства объектов, в которых заинтересованы территории.
Методом стимулирования экономики в условиях экономического кризиса, способствующим оживлению темпов роста производства, а также осуществлению структурной перестройки, будет использование инвестиционного налогового кредита для поощрения капиталовложений в слабые районы и прогрессивные отрасли, требующие новых инвестиций.
Большое значение придается налоговым и амортизационным льготам в целях стимулирования структурной перестройки экономики регионов.
Региональный аспект имеет важное значение для реформирования внешнеэкономической деятельности. В настоящее время под давлением руководства отдельных республик и областей правительство предоставляет соответствующим местным администрациям ряд льгот и особых прав по квотированию экспорта товаров, уплате экспортных пошлин, обязательной продаже экспортерами части валютной выручки органам исполнительной власти. В результате этой малоупорядоченной деятельности существенно увеличивается несбалансированность бюджета, осложняется общероссийское регулирование внешнеэкономической деятельности. Поэтому необходимо пересмотреть условия деятельности регионов на внешнем рынке, создав примерно равные возможности для всех регионов. Это не ущемляет права субъектов Федерации в самостоятельном осуществлении внешнеэкономической деятельности, а обеспечивает экономическую безопасность России. Исключением должны быть главным образом создаваемые свободные экономические зоны.
Учитывая, что влияние регионального фактора будет усиливаться, уже сейчас необходимо принять специальные законодательные или нормативные акты, в которых следует установить единые правила предоставления в исключительных случаях льгот и преимуществ отдельным регионам в сфере внешнеэкономической деятельности. Проекты этих актов следует обсудить как законодательным органам, так и федеральным и местным органам исполнительной власти. Важное значение также придается разработке взаимоувязанных программ развития экспортных возможностей регионов России, их интеграции в общенациональной программе развития внешнеэкономической деятельности.
Социально-экономические особенности регионов не только требуют разработки регионально дифференцированных мер реализации экономических реформ, но и обусловливают минимальные требования к централизации ресурсов на федеральном уровне и их межрегиональному перераспределению. Это одно из важнейших условий стабильности, надежности социально-экономической и политической систем Российской Федерации. Необходимость государственной поддержки кризисных и слабо-освоенных регионов, а также обеспечения межрегиональных коммуникаций предопределяет довольно значительный объем централизованных инвестиций. Поддержание минимального уровня жизни населения во всех регионах (даже независимо от их экономического положения) требует аккумулирования и межрегионального перераспределения бюджетных средств и соответствующего формирования федеральной налоговой системы.
На современном этапе экономического развития рыночные струк¬туры в регионах в основном сформированы и функционируют. К их числу относятся налоговая, банковская, складская и торгово-сбытовая, служба занятости и др. Однако они пока еще не в полной мере отвечают рыночным требованиям, поэтому в настоящее время стоит задача дальнейшего их совершенствования.
В условиях углубления экономической реформы важнейшими проблемами являются формирование рынка труда и регулирование процессов занятости.
Государственное регулирование устойчивости и устойчивого развития экономики регионов осуществляется посредством различных методов, содержание которых зависит от производственной базы территориальных образований, общественно-экономических отношений, специфики решаемых проблем и т.п. Намечаемые и проводимые мероприятия можно классифицировать по разным признакам:
* административные и экономические;
* прямого и косвенного воздействия;
* используемые в стационарных условиях развития и в периоды кризисов, а также для целей текущих и долгосрочных;
* кадровой и научно-аналитической поддержки;
* проводимые преимущественно на федеральном уровне, а также регионами и местными властями и т.д.
Глава 2. Инструменты и методы государственного регулирования региональной экономики Пермского края
2.1 Описание региона и его проблемы
Положение на карте Российской ФедерацииПермский край занимает площадь 160,2 кв. км (0,94% от Российской Федерации). Он охватывает примерно 1/5 территории Уральского экономического района и представляет собой восточный «форпост» Европы, 99,8% пространства которого принадлежит этой части света и только 0,2% - Азии.
Край расположен на восточной окраине Русской равнины и западном склоне Среднего и Северного Урала, то есть в глубине материка Евразия на значительном удалении от морей и океанов. Территория края почти полностью расположена в бассейне реки Камы - крупнейшего притока реки Волги. Кама через систему каналов обеспечивает выход водным путем к пяти морям (Каспийскому, Азовскому, Черному, Балтийскому и Белому).
Контур территории Пермского края представляет собой почти правильный прямоугольник, вытянутый в меридиональном направлении. Максимальная протяженность края с севера на юг - 645 км, с запада на восток - 417,5 км Пермский край // Эксперт. - 2009. - N 33. - С.131-140.
.
Край граничит с двумя областями и тремя республиками Российской Федерации: на севере - с республикой Коми, на западе - с Кировской областью и Удмуртией, на юге - с Башкирией, на востоке - со Свердловской областью. В состав края входит Коми-Пермяцкий округ, территория которого составляет 32,9 тыс. кв. км.
Пермский край - субъект Российской Федерации, входящий в Приволжский федеральный округ.
Пермский край образован 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа в соответствии с результатами референдума, проведённого 7 декабря 2003 года, в ходе которого более 83 % населения обеих территорий высказались за объединение. Образован на основании Федерального конституционного закона от 25 марта 2004 года №1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа».
В Пермском крае сложились и существуют следующие административно-территориальные единицы:
- города областного значения;
- районы в городе;
- районы в сельской местности;
- города районного значения;
- поселки городского типа;
- сельсоветы.
Пермский край разделен на 48 муниципальных образований первого уровня - 42 муниципальных района и 6 городских округов.
В состав Пермского края входит Коми-Пермяцкий округ.
Город разделён на внутригородские территории: семь районов и посёлок Новые Ляды. (карта приложение).
Таблица 1
Население Пермского края Научно-информационный сборник /Министерство промышленно-сти, инноваций и науки Пермского края, Пермский научный центр УрО РАН; - Пермь, 2009. - 296 с.
|
Район | Население, тыс. чел. (2010) | |
Дзержинский район | 150,3 | |
Индустриальный район | 160,2 | |
Кировский район | 123,6 | |
Ленинский район | 52,7 | |
Мотовилихинский район | 177,3 | |
Орджоникидзевский район | 111,0 | |
Свердловский район | 215,1 | |
Новые Ляды | 9,2 | |
|
Таблица 2
|
Населённые пункты с количеством жителей свыше 10 тысячпо состоянию на 1 января 2010 года | |
Пермь 987,2 Верещагино 22,8 Березники 166,0 Оса 22,5 Соликамск 97,3 Кизел 21,1 Чайковский 82,9 Нытва 20,5 Лысьва 68,7 Красновишерск 17,4 Кунгур 68,1 Александровск 15,3 Краснокамск 52,6 Очёр 15,1 Чусовой 49,3 Полазна 13,1 Чернушка 36,1 Горнозаводск 12,5 Добрянка 35,8 Гремячинск 11,4 Кудымкар 31,0 Октябрьский 10,5 Губаха 27,2 Яйва 10,4 | |
|
Населённые пункты Научно-информационный сборник /Министерство промышленно-сти, инноваций и науки Пермского края, Пермский научный центр УрО РАН; - Пермь, 2009. - 296 с.
Основные проблемы региона.
Социально-экономическое положение Пермского края на сегодняшний день можно считать удовлетворительным. Край располагает значительными природными ресурсами, серьезным экономическим потенциалом и относительно высоким уровнем жизни населения. По многим социально-экономическим показателям Пермский край входит в число ведущих регионов России.
В настоящее время инвестиционная привлекательность Пермского края оценивается высоко по сравнению с большинством субъектов Российской Федерации. Агентство Moody`s Interfax Rating Agency присвоило ему долгосрочный кредитный рейтинг Аа3 (рейтинг Аа1 имеет только Москва, Аа2 - Санкт-Петербург, Аа3 - Самарская и Пермская области) и краткосрочный рейтинг RUS-1. Что касается динамики и состояния инвестиционного рейтинга Пермской области в предшествующий период, то по рейтингу журнала "Эксперт", практически все время составления рейтингов в 1998-2010 годах Пермская область держится в числе регионов-лидеров, а ее рейтинг оценивается как "Средний потенциал - умеренный риск" (2B).
В то же время сохраняются, а в некоторых случаях развиваются противоречия и проблемы социально-экономического развития.
В течение последних лет доля Пермского региона в общероссийском потенциале постепенно снижается (с 2,179% - в 1998 году до 1,806% - в 2010 году).
В инвестиционном потенциале Пермского края слабой компонентой можно назвать состояние трудового потенциала (22-е место в стране в 2010 году) и крайне слабой - состояние инфраструктурного потенциала (58-е место в стране в 2010 году).
Недостаточная развитость инфраструктуры, особенно ее информационной составляющей, как одного из факторов размещения производства, не позволяет в свою очередь получать агломерационные эффекты.
Важной проблемой близкого будущего станет диспропорциональность в развитии территориально-транспортной инфраструктуры: основная масса транспортной инфраструктуры сосредоточена на юге, юго-востоке и в центре Пермского края.
Анализ составляющих инвестиционного риска выявил как наиболее значительные криминальный и экологический факторы. Достаточно высок уровень экономического риска, в то же время финансовый, политический, законодательный и социальный риски имеют наименьшие ранги.
В экспортоориентированном секторе наблюдается явное избыточное развитие, тогда как в секторе, ориентированном на внутренний спрос, происходит постепенное сокращение объемов производства. Данная отраслевая структура тесным образом коррелирует со структурой экспорта Пермского края. В настоящее время доля экспорта товаров низкой степени переработки в общем объеме экспорта Пермского края достаточно высока (около 80%). Это обуславливает высокую зависимость, как в целом экономики, так и доходов бюджета края от текущей цены на сырьевые товары, но в силу нестабильности мировых цен возникает нестабильность валового регионального продукта (далее - ВРП) и доходов бюджета, что служит существенным препятствием для достижения цели стабильного долгосрочного развития экономики.
Одной из проблем ресурсозависимости региональной экономики стала так называемая "голландская болезнь", вследствие которой происходит переток факторов производства в добывающие секторы экономики из обрабатывающей промышленности в ответ на рост мировой цены на сырье.
Помимо "голландской болезни" дальнейшему развитию экономики Пермского края препятствуют недостаточно развитые институты как рыночные, так и государственные, требующие изменения и развития. Вхождение во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) может сыграть существенную роль в этом процессе, что доказывается опытом Китая и других стран, недавно присоединившихся к ВТО.
Структура финансового рынка Пермского края существенно деформирована в результате слабости самостоятельных региональных участников. Возможности регулирования финансовых потоков ограничены организацией движения бюджетных средств и системой государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Ситуация может осложниться после вступления России в ВТО, прогнозируется, что усугубиться она должна только для местных банков и страховых компаний Пермский край // Эксперт. - 2009. - N 33. - С.131-140..
Для жизни населения Пермского края характерен целый ряд проблем. Одна из них заключается в высоком уровне заболеваемости и смертности населения от различных болезней и травм, особенно мужчин в возрастных группах 40-55 лет, превышающем средние показатели России, Приволжского и Уральского федеральных округов.
В Пермском крае неравномерна степень обеспеченности населения медицинской помощью (медицинскими койками, врачами, средними медицинскими работниками), также наблюдается территориальная диспропорция размещения объектов инфраструктуры спорта и отдыха.
Острой проблемой в Пермском крае является обеспечение достойных материальных условий труда работников. За последние годы в крае наблюдается снижение темпов роста заработной платы, остается значительной численность работников, размер заработной платы которых находится ниже уровня прожиточного минимума, углубляется дифференциация по размерам оплаты труда между отдельными категориями работников, отраслями и территориями.
Особенно проблематична ситуация в Коми-Пермяцком округе, где средний уровень оплаты труда примерно вполовину меньше среднеобластных показателей.
Негативно сказывается на качестве трудовой жизни населения Пермского края тот факт, что значительное число рабочих мест остается вне сферы договорного регулирования трудовых отношений. Это отчасти способствует распространению нарушений трудового законодательства, ущемлению прав работников, росту масштабов нелегальной занятости.
Серьезной проблемой стала явная диспропорция в уровнях развития Коми-Пермяцкого округа и Пермской области. Коми-Пермяцкий округ характеризуется низким уровнем экономического и социального развития, заселенности и освоенности территории. Округ занимает 20,5% всей площади Пермской области (0,2% России) и сосредоточивает лишь 5,1% ее жителей (0,1% жителей России). Плотность населения в Коми-Пермяцком округе - 4,9 чел/кв.км (в 4 раза ниже, чем в целом по Пермской области и почти в 2 раза ниже, чем в России). Коми-Пермяцкий округ - слаборазвитый и депрессивный регион, занимающий последнее место по всем показателям в Приволжском федеральном округе. Так, например, доля собственных доходов в расходах региональных бюджетов в 2004 году в округе была самой низкой в Приволжском федеральном округе - 22,6%.
Низкий уровень хозяйственно-промышленного развития Коми-Пермяцкого округа, особенно его перерабатывающих отраслей, стал важным фактором самой низкой степени урбанизации (31%) в Европейской части России.
На территории Коми-Пермяцкого округа один город - административный центр Кудымкар с численностью 34,1 тыс. человек, который относится к так называемым малым городам.
Вместе с тем, сложился и действует комплекс негативных факторов, осложняющих и тормозящих развитие Коми-Пермяцкого округа. К их числу следует отнести:
· неблагоприятное экономико-географическое положение округа (относительная удаленность от основных хозяйственных центров);
· слабую транспортную освоенность территории, характеризующуюся полным отсутствием железнодорожного транспорта, нехваткой комфортабельных автомагистралей;
· неравномерную хозяйственную освоенность территории, более интенсивную в южной части и менее значительную - на севере;
· не комплексное развитие экономики, прежде всего промышленности, которое характеризуется ярко выраженной моноспециализацией на лесоэксплуатации;
· низкий уровень развития сети сооружений и предприятий производственной и социальной инфраструктуры, особенно жилищно-коммунального хозяйства;
· несбалансированность различных звеньев агропромышленного комплекса, постоянное отставание в развитии мощностей по хранению, транспортировке и переработке сельскохозяйственной продукции;
· недостаточную геологическую изученность территории;
· неполное использование разведанных полезных ископаемых, в первую очередь, из-за отсутствия эффективных технологий и техники, соответствующих специфике их качества, условий залегания и местоположения;
· недостатки в развитии системы расселения, связанные с неравномерным размещением населенных пунктов по территории (в южной и центральной частях, занимающих лишь 19% площади округа, сосредоточено 90% населенных пунктов, в то время как в лесоэксплуатационной зоне, охватывающей почти все северные территории и значительную часть западных и восточных, лишь 10% поселений округа);
· растущее отставание в темпах технического перевооружения предприятий;
· недостаточное развитие сети учебных заведений среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку кадров для хозяйства округа;
· невысокий уровень продуктивности сельского хозяйства (практически приостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель).
2.2 Инструменты государственного регулирования экономики Пермского края
В настоящее время в Пермском крае внедрена функционально-целевая модель управления регионом (рис. 1), которая кардинально отличается от традиционной отраслевой системы управления. Разработка и внедрение данной модели управления в крае обусловлены усилением межрегиональной конкуренции и необходимостью поиска новых источников повышения конкурентоспособности региона.
6
Рис. 1 Функционально - целевая модель управления регионом
Основными элементами данной модели являются система целеполагания, система функционально-целевых блоков как центров ответственности, а также набор принципов формирования и исполнения бюджета. Система целеполагания является отправной точкой формирования всей функционально-целевой модели управления. В ее основе лежит определение целей регионального развития, иными словами, определение того «продукта», который «производит» региональная власть. При этом пространство общих целей формируется не объединением, а пересечением пространств целеполагания всех участников регионального развития.
На основе анализа выделены основные сферы постановки целей на региональном уровне, которые объединены в следующие блоки:
* развитие человеческого потенциала;
* экономическое развитие;
* развитие инфраструктуры;
* развитие территорий;
* управление государственной и муниципальной собственностью.
Все задачи управленческого характера, стоящие перед органами власти на уровне субъекта Российской Федерации, вписываются в эти пять блоков. Каждый блок имеет собственную цель, отвечает за ее достижение, имеет достаточный объем ресурсов и прав для достижения цели. Все решения по проблемам блока принимаются внутри блока. Для каждой цели определены показатели деятельности оценки эффективности работы блока, цифровые параметры на среднесрочную перспективу, создана структура управления, система планирования и контроля.
Развитие человеческого потенциала отражает цели, связанные с состоянием и развитием человека на территории: численность населения и ее динамика, а также улучшение качественных характеристик населения (здоровье, накопленные знания, структура общества и развитие социальных процессов внутри него, преобладающая мотивация людей, направленная на достижение поставленных целей).
Стабилизация численности населения.
Основная задача - стабилизация численности населения (целевая цифра - 2700 тыс. чел.), что предполагает:
- на первом этапе ( 2014 г.) - замедление темпов его сокращения и стабилизация ожидаемой продолжительности жизни на уровне не менее 65,5 лет;
- на втором этапе (к 2025 г.) - формирование предпосылок для дальнейшей оптимизации демографических процессов за счет увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и смертности трудоспособного населения, снижения младенческой смертности, стимулирования замещающей миграции.
Для этих целей планируется:
- проведение демографической экспертизы и анализа эффективности нормативных актов, социально-экономических программ и проектов, действующих и разрабатываемых на территории Пермского края;
- разработка системы мониторинга демографической ситуации в Пермском крае, в т.ч. разработка автоматизированной системы прогноза и анализа демографического состояния в разрезе территорий в соответствии с социально-экономической моделью Пермского края;
- разработка концепции демографической политики Пермского края до 2025 г. и плана ее реализации.
Разработка Программы демографического развития Пермского края Научно-технический потенциал Пермского края. Год 2009.
Повышение качества населенияКачество населения рассматривается как способность к высокопроизводительному труду, к воспроизводству и развитию собственной жизни и жизни новых поколений, социальных связей и институтов.
Социально-экономические параметры качества населения: отношение к труду, экономическая культура и поведение. Универсальный показатель качества населения - индекс развития человеческого потенциала: уровень образованности, продолжительность жизни и производство материальных ценностей.
Экономическое развитие включает цели, связанные с материальной основой существования участников регионального развития, и направлено на создание устойчивой в долгосрочной перспективе системы занятости населения, максимально использующей имеющийся человеческий потенциал региона и способствующей увеличению доходов населения. Стратегической основой экономического развития является формирование экономики нового типа.Экономическое развитиеВажнейшим конкурентным преимуществом Пермского края является его высокий экономический потенциал, опирающийся на значительную обеспеченность природными ресурсами.По объемам валового регионального продукта регион находится на 12-м месте в Российской Федерации. Пермский край входит в число немногочисленных регионов-доноров, занимая 10-е место по сумме налоговых поступлений в бюджетную систему страны, или около 2% от общероссийских поступлений.
Экономика региона в значительной мере диверсифицирована. Основными отраслями промышленности Пермского края являются добыча и переработка нефти, химическое и металлургическое производство, лесопромышленный комплекс, машиностроение.
Пермский край обладает быстрорастущим и емким внутренним рынком. По обороту розничной торговли в расчете на одного человека край занимает 15-е место в Российской Федерации и 2-е - в Приволжском федеральном округе. При этом темпы роста потребительского рынка опережают среднероссийские.
Существующий спрос создает большой потенциал для ускоренного развития внутренне-ориентированных отраслей промышленности, инфраструктурных отраслей экономики - строительства, транспорта, связи, торговли и прочих услуг.
Проведение региональной экономической политики на территории Пермского края стимулировало предприятия к обновлениям, внедрению новых проектов, реализации планов. Это означает, что эффект от инноваций будет иметь место на протяжении инвестиционного цикла этих предприятий, то есть пока они не поменяют технологию.
На территории края есть отрасли с разными циклами. Инвестиционный цикл одних составляет 40-50 лет, других - полгода. В среднем по краю инвестиционный цикл составляет около 10 лет.
Это означает, что экономическая политика должна иметь примерно 10-летний временной горизонт.
Таблица 4
Отраслевой анализ экономики Пермского края выявил в 2009 г. следующие отрасли-«локомотивы» Научно-информационный сборник /Министерство промышленно-сти, инноваций и науки Пермского края, Пермский научный центр УрО РАН; - Пермь, 2009. - 296 с.
:
|
Объем производства основными отраслями экономики Пермского края в 2009 году | |
№ п/п | Наименование отрасли | Объем производства, млрд. руб. | |
1. | Нефтехимическая промышленность | 133 | |
2. | Электроэнергетика | 92 | |
3. | Транспорт и связь | 92 | |
4. | Химическое производство | 85 | |
5. | Добыча полезных ископаемых | 81 | |
6. | Машиностроение | 67 | |
7. | Услуги | 39 | |
8. | Розничная торговля | 35 | |
9. | Строительство | 34 | |
10. | Металлургия | 32 | |
11. | Агропромышленный комплекс | 31 | |
12. | Лесопромышленный комплекс | 28 | |
|
Данные таблицы 4 говорят о том, что отрасли, являющиеся отраслями-«локомотивами» экономики Пермского края, ориентированы на добычу и переработку сырья.
Отраслевой анализ экономики Пермского края позволил сделать следующие выводы:
экономика Пермского края носит индустриально-сырьевой характер;
из производимых на территории Пермского края товаров и услуг 80% уходит за пределы территории и только 20% потребляется в регионе;
в Пермском крае не наблюдается значимого роста экономики в натуральном выражении, что объясняется, во-первых, естественными ограничениями (исчерпаемостью природных ресурсов), во-вторых, ограничением производственных мощностей (например, при освоении Верхнекамского месторождения калийно-магниевых солей);
управляющие центры находятся за пределами Пермского края;
отрасли «новой экономики», являющиеся основой перспективного экономического развития Пермского края, имеют в ВРП очень малую долю.
Рациональное использование ресурсов и развитие инфраструктуры представляет цели, связанные с комплексом объектов и систем, необходимых для создания комфортных и безопасных условий для проживания человека и ведения хозяйственной деятельности в регионе, в том числе вопросы состояния и охраны окружающей среды.
Целью является максимизация прибыли от использования природных ресурсов и снижение издержек на содержание инфраструктуры для бизнеса и населения при сохранении качества.
Целью развития территорий является создание саморегулируемой системы муниципальных образований, обладающих ресурсами для самостоятельного развития.
Управление государственной и муниципальной собственностью нацелено на повышение качества бюджетных услуг через конкуренцию за потребителя.Социально-экономическое развитие региона и муниципальных образований осуществляется в рыночных условиях. Целееполагание на рост уровня самообеспеченности муниципальных образований требует внедрения системы конкуренции муниципальных образований за ресурсы (финансовые, трудовые).
Система реализуется по 4-м основным направлениям:
* закрепление на постоянной основе отчислений и передача отдельных региональных налогов на уровень муниципальных образований;
* распределение инвестиционных ресурсов по душевому принципу;
* изменение системы тарифного регулирования за потребленные энергоресурсы;
* стимулирование глав к повышению самообеспеченности муниципальных образований.
2.3 Тенденции развития Коми-Пермяцкого округа
В Коми-Пермяцком округе имеются залежи многих видов полезных ископаемых: железные руды, золото в россыпях, медная руда, однако их изученность и перспективы освоения весьма неоднозначны. На территории округа имеются признаки наличия платины и оловянного камня. Из нерудного сырья в Коми-Пермяцком округе распространены месторождения известняков, минеральных красок, различных глин и песков. Округ обладает относительно благоприятными условиями для создания объектов, потенциально пригодных в качестве мест отдыха и лечения населения Пермского края и других регионов. Ценность имеет территориальное сочетание таких природных условий, как водные объекты, леса и живописные ландшафты.
К числу положительных факторов перспективы развития Коми-Пермяцкого округа можно отнести почти не используемый рекреационный потенциал (многочисленные источники различных минеральных вод, живописные ландшафты, удовлетворительная экологическая обстановка); наличие благоприятных экологических условий и значительных площадок, которые могут быть использованы как для промышленного, так и для гражданского строительства, расширения площадей сельскохозяйственных угодий.
Необходимо также учитывать, что Коми-Пермяцкий округ является основным постоянным местом проживания целого народа - коми-пермяков, что благоприятствует сохранению относительно стабильной демографической ситуации в округе, закреплению населения на его территории, несмотря на определенные недостатки в социально-экономическом развитии.
Для изменения существующей ситуации необходимо стимулирование экономического развития Коми-Пермяцкого округа. На предстоящую перспективу решающим фактором в социально-экономическом развитии округа будет, прежде всего, богатый ресурсный потенциал: высококачественные лесные ресурсы, запасы полезных ископаемых для производства строительных материалов, наличие свободных территорий для промышленного и гражданского строительства и расширения сельскохозяйственных угодий для производства экологически чистой продукции.
Приоритеты развития Коми-Пермяцкого округа будут реализовываться по следующим направлениям и отраслям: промышленность, агропромышленный комплекс, связь и телекоммуникации, сфера услуг, малый бизнес, социальная сфера.
Основными приоритетами развития Коми-Пермяцкого округа, согласованными с приоритетами экономического и социального развития Российской Федерации, будут:
· содействие предприятиям, создающим новые рабочие места, производящим готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью и обеспечивающим рост налоговых поступлений в бюджет края;
· создание условий для привлечения инвестиций в экономику округа; обеспечение устойчивого социально-экономического развития на основе сохранения природно-ресурсного, демографического и культурно-образовательного потенциала;
· формирование среды, благоприятной для развития бизнеса;
· формирование эффективной системы предоставления социальных услуг.
В рамках разработки Программы Пермского края будет создана подпрограмма развития Коми-Пермяцкого округа, согласованная с существующими программами округа и нацеленная на сглаживание социально-экономических диспропорций между округом и другими территориями края.
Заключение
Государственное регулирование социально-экономического развития охватывает четыре блока проблем:
Во-первых, теоретические, методологические и организационные проблемы государственного вмешательства в процесс функционирования социально-ориентированной рыночной экономики.
Во-вторых, обоснование перспектив социально-экономического развития страны, включая такие инструменты государственного воздействия, как:
- концепция социально-экономического развития,
- система экономических прогнозов,
- концепция социально-экономического развития страны,
- программы развития экономики и ее отдельных составляющих,
- индикативный план развития национальной экономики.
В-третьих, проблемы регулирования экономики страны через управление ограниченными производственными ресурсами - факторами производства, включая такие важнейшие составляющие, как: научно-технический прогресс, трудовые ресурсы и инвестиции.
В-четвертых, методы и инструменты обоснования и проведения экономической политики в рамках текущего (оперативного) регулирования экономических процессов, включая такие составляющие экономической политики, как:
-формирование конкурентной среды и эффективного предпринимательства,
- государственное регулирование деятельности банковской системы,
- бюджетное регулирование экономики страны,
- налоги как инструмент государственного регулирования экономики,
- денежное и кредитное регулирование экономики,
- государственная валютная политика,
- государственное регулирование внешнеэкономических связей страны.
Правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации охватывает следующий круг вопросов:
- законодательное установление целей экономического развития и задач государственного регулирования экономики;
- законодательное определение инструментов и методов государственного регулирование экономики;
- правовое установление социальной ориентации рыночной экономики в России;
- правовое установление порядка управления государственным имуществом и государственной собственностью;
- законодательное регулирование политики в области формирования конкурентной среды.
Социально-экономическое положение Пермского края на сегодняшний день можно считать удовлетворительным. Край располагает значительными природными ресурсами, серьезным экономическим потенциалом и относительно высоким уровнем жизни населения. По многим социально-экономическим показателям Пермский край входит в число ведущих регионов России.
Отраслями-«локомотивами» экономики Пермского края, являются отрасли ориентированные на добычу и переработку сырья.
В настоящее время в Пермском крае внедрена функционально-целевая модель управления регионом, которая кардинально отличается от традиционной отраслевой системы управления. Разработка и внедрение данной модели управления в крае обусловлены усилением межрегиональной конкуренции и необходимостью поиска новых источников повышения конкурентоспособности региона.
На основе анализа выделены основные сферы постановки целей регионального развития, которые объединены в следующие блоки:
* развитие человеческого потенциала;
* экономическое развитие;
* развитие инфраструктуры;
* развитие территорий;
* управление государственной и муниципальной собственностью.
Список использованной литературы
1. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку / Под общей редакцией д.э.н., проф. Сидоровича А.В. - М.: Дело и Сервис, 2008. - 254 с.
2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебн. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 212 с.
3. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2009. - 340 с.
4. Багриновский К.А., Рубцов В.А. Модели и методы прогнозирования и долгосрочного планирования: Учебное пособие. - М.: 2008. - 275 с.
5. Экономика: Учебник /Под редакцией А.С. Булатова - М.: БЕК, 2007.-125 с.
6. Загороднева А.М. Государственное регулирование занятости и рынка труда. - М.: МГУ, 2009. - 180 с.
7. Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование регионального развития России. -М.: Наука,2005. - 247 с.
8. Мотышина М.С. Методы социально-экономического прогнозирования.: Учебное пособие. - СПб.: 2010. - 195 с.
9. Мэнкью Г. Принципы экономики: Учебник XXI века. - СПб. 2009. - 25 с.
10. Орешин В.П., Потапов Л.В. Управление региональной экономикой. - М.: ТЕИС, 2009. - 312 с.
11. Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учебн. пособие. - М.: Юристъ, 2009. - 271 с.
12. Планирование народного хозяйства: Цикл лекций акад. А.И. Анчишкина. - М.: МГУ, 2008. -150 с.
13. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 260с.
14. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики: Учебник. - М.: БЕК, 2007. - 178 с.
15. Яременко Ю.В. Прогнозы развития народного хозяйства и варианты экономической политики. - М.: Наука, 2007. - 145 с.
16. Пермский край // Эксперт. - 2009. - N 33. - С.131-140.
17. Научно-технический потенциал Пермского края. Год 2009:
18. Научно-информационный сборник /Министерство промышленности, инноваций и науки Пермского края, Пермский научный центр УрО РАН; - Пермь, 2009. - 296 с.
19. Данные лесного плана Пермского края.
Приложение 1
Рис.1. Административно-территориальное деление Перми