Механизм влияния качества продукции на эффективность производства
12
Механизм влияния качества продукции на эффективность производства
В условиях перехода к рыночной экономике повышение качества продукции как наиболее важной составляющей конкурентоспособности - одна из самых острых и наиболее сложных проблем для отечественных предприятий, в первую очередь промышленных. Сталкиваясь с жесткой конкуренцией не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, предприятия зачастую вынуждены формировать новые системы качества, совершенствовать или реконструировать ранее созданные.
Согласно ГОСТ 15467-79, качество продукции определяется как совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.
По международному стандарту ИСО 8402-86, качество продукции (услуги) - совокупность свойств и характеристик продукции (услуги), которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.
Улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия.
Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:
Эффективность = ;
Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.
Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:
1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
2) экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее потребителя;
3) необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
4) предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.
В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:
,
где ?П - общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;
?Пv - дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции;
?Пу - дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;
Сд - дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции;
Cбр - величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.
Дополнительные текущие затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции, можно определить из выражения:
,
где Ззп - возможные дополнительные расходы на заработную плату рабочих и Единый социальный налог, связанные с повышением уровня их квалификации;
Зм - возможные дополнительные расходы предприятия, связанные с приобретением сырья и материалов более высокого качества;
Зук - возможные дополнительные расходы предприятия, связанные с необходимостью создания и функционирования системы управления качеством;
Зотк - возможные дополнительные расходы ОТК, связанные с увеличением объема работ в этом подразделении;
А - возможное увеличение или снижение амортизационных отчислений вследствие внедрения новой техники.
Величину снижения затрат на производство продукции в связи
с сокращением брака можно определить из выражения:
,
где d1, d2 - доля бракованной продукции в производственной себестоимости до и после улучшения качества;
С2 - производственная себестоимость выпускаемой продукции после улучшения качества.
Для упрощения расчетов величину ?П можно определить по формуле:
,
где Цн, Цст - новая и старая продажная цена;
Сст, Сн - себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции;
Vст, Vн - объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.
Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:
,
где Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К - дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.
Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с нормативной величиной (Ен) или с рентабельностью активов предприятия (Rа):
,
Если Е > Ен, или Е > Rа, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.
На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:
* повышение технического уровня производства;
* повышение уровня квалификации персонала;
* совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;
* внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
* повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;
* повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;
* воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;
* материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;
* создание службы маркетинга;
* внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;
* снижение издержек на производство и реализацию продукции;
* изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;
* проведение действенной рекламы;
* установление оптимальной продажной цены и др. Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению этой проблемы, т.е. на каждом предприятии (особенно крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.
Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Пожалуй, главное во всем этом - позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.
Таким образом, достижение высокого и стабильного качества продукции на предприятии позволяет:
* увеличить объем реализации, а следовательно, и прибыли;
* обеспечить конкурентоспособность продукции;
* повысить имидж предприятия;
* снизить риск банкротства и обеспечить устойчивое финансовое положение предприятия.
Задача 1
Определите стоимость высвобождения оборотных средств в отчетном году, если стоимость производственных фондов составила 2000 тыс. руб., доля основных производственных фондов - 0,6, себестоимость реализованной продукции - 14 000 тыс. руб., прибыль - 2000 тыс. руб. Длительность одного оборота оборотных средств сократилась в отчетном году на 6 дней.
Решение
1. Определим среднегодовой остаток оборотных средств:
2. Определим объем реализованной продукции:
3. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в отчетном году:
4. Длительность одного оборота в днях:
5. Длительность одного оборота в днях в предыдущем году:
6. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств в предыдущем году:
7. Абсолютное высвобождение оборотных средств:
Задача 2
За отчетный год на предприятии объем товарной продукции составил 15 млн. руб., ее себестоимость - 12 млн. руб., в том числе заработная плата с отчислениями на социальные нужды - 4,8 млн. руб., материальные ресурсы - 6,0 млн. руб. Условно-постоянные расходы в себестоимости продукции составили 50%.
В плановом периоде предусматривается за счет реализации плана организационно - технических мероприятий увеличить объем товарной продукции на 15%, повысить производительность труда на 10% и среднюю заработную плату на 8%. Нормы расхода материальных ресурсов в среднем снизятся на 5%, а цены на них возрастут на 6%.Определите плановую себестоимость товарной продукции и плановые затраты на 1 руб. товарной продукции.Решение1. Определим удельный вес оплаты труда в себестоимости продукции:ДЗП = (ЗПО /СО) 100% = (4,8/12) 100% = 40%.2. Снижение себестоимости продукции за счёт роста производительности труда и роста заработной платы:С = (1 - IЗП/IПТ) ДЗП = (1 - 1,08/1,1) 40% = 0,727%,где IЗП = (100+ЗП) /100 = 1,08 - индекс заработной платы;IПТ = (100+ПТ) /100 = 1,1 - индекс производительности труда;3. Процент изменения уровня себестоимости в зависимости от уровня постоянных расходов и объёма производства:С = (1 - IПОСТ/IОП) ДПО = (1 - 1/1,15)50% = 6,52%,где IПОСТ = 1 - индекс постоянных расходов;IОП = (100+VТ) /100 = 1,15% - индекс объёма производства;4. Определяем долю материальных затрат в себестоимости продукции:ДМ = (МРО / СО) 100% = (6/12) 100% = 50%.5. Процент изменения уровня себестоимости за счёт экономии материалов и роста цен на них:С = (1 - IНIЦ) ДМ = (1 - 0,951,06)50% = -0,35%,где IН = (100 - НМР) /100 = 0,95% - индекс снижения нормы расхода материалов;IЦ = (100+МР) /100 = 1,06% - индекс повышения цен на материалы;6. Суммарное снижение себестоимости в плановом периоде:С = С + С+ С = 0,73+ 6,52 - 0,35 = 6,897%.7. Плановая себестоимость товарной продукции:СП = СО(1 + С /100) = 12(1 + 6,9/100) = 12,828 млн. руб.8. Объем товарной продукции в плановом периоде:VT.П = VT.О(1 + VT /100) = 15(1 + 15 /100) = 17,25 млн. руб.9. Плановые затраты на 1 руб. товарной продукции:ЗП = СП / VT.П = 12,828/17,25 = 0,74 руб.Список литературы1. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006;2. Экономика организаций (предприятий): учеб. / под ред. И.В. Сергеева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2005;3. Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003;4. Экономика предприятия: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева [и др.]; под общ. ред. Л.Н. Нехорошевой. - 3-е изд. - Мн.: Выш.шк., 2005.