Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Международное сопоставление валового внутреннего продукта

Международное сопоставление валового внутреннего продукта

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Статистика

2009

Содержание

Введение

Глава 1. Общие принципы методологии международных сопоставлений валового внутреннего продукта

1.1 Сущность ВВП - как основного макроэкономического показателя

1.2 Система национальных счетов - как методология исчисления ВВП и представления экономик стран в сопоставимом виде. Программа международных сопоставлений ООН

1.3 Расчеты макроэкономических показателей в сопоставимой валюте на основе паритета покупательной способности

1.4 Методы международных сопоставлений ВВП

1.5 Трудности, возникающие при сопоставлении ряда компонентов ВВП, и пути их преодоления

Глава 2. Материалы Программы международных сопоставлений, тенденции в изменении ППС и относительных уровней цен по странам

2.1 Различия между странами по степени и характеру отклонения валютного курса от ППС

2.2 Динамика соотношений между валютным курсом и ППС в России

Глава 3. Практическая часть

Заключение

Список литературы

Введение

В последние несколько десятилетий во всем мире возрос интерес к международным сопоставлениям наиболее важных макроэкономических показателей (ВВП, национальный доход и др.). Это связано с расширением внешнеэкономических связей, углублением интеграционных процессов, интенсификацией международного экономического сотрудничества. Правительства всех стран мира хотят знать, какое место занимает их страна в мировой и региональной экономике, в каком соотношении находится экономика их страны с экономиками других стран, с которыми они сотрудничают или конкурируют на мировых рынках. В связи с этим они организуют различные международные сопоставления макроэкономических показателей или охотно откликаются на приглашения участвовать в таких сопоставлениях. Большую активность в этой области развили международные экономические организации (ООН, ОЭСР, Всемирный банк и др.). Для решения задач, связанных с организацией различных форм международного экономического сотрудничества, им необходимы сравнимые в международном плане данные о наиболее важных макроэкономических показателях. Такие данные они используют не только для анализа тенденций развития мировой и региональной экономики, но и для решения практических задач: оказания помощи странам на цели социально-экономического развития, предоставления кредитов, финансирования совместных проектов, определения доли взносов стран в бюджеты организаций.

Сравнимые в международном плане данные о ВВП и смежных показателях применяются также международными организациями для построения экономических моделей с целью анализа влияния различных факторов на темпы экономического роста и другие макроэкономические переменные. Будучи заинтересованными в обеспечении международной сравнимости макроэкономических показателей различных стран, международные организации занимаются вопросами теории и методологии сопоставлений, выступают в качестве организаторов и координаторов расчетов в данной области. Особенно значительна в этом отношении деятельность ООН, в рамках которой уже четверть века существует проект по международным сопоставлениям (ПМС). Его целью является получение сравнимых данных о ВВП для большого числа стран различных регионов мира. На первых этапах ПМС расчеты проводились на мировом, глобальном уровне. Другими словами, все страны рассматривались как одна группа независимо от географического положения, уровня экономического развития. Результаты расчетов в рамках глобальных сопоставлений позволяли прямо ранжировать страны по их месту в мировой экономике, а также по уровню ВВП в расчете на душу населения.

На более поздних этапах сопоставлений была разработана концепция регионализации расчетов, которая заключается в том, что в начале производятся сопоставления в рамках отдельных регионов мира (Европа, Азия, Африка и т.д.), а затем региональные результаты используются для исчисления индексов мирового сопоставления.

Обобщая все вышесказанное можно сказать, что вопрос о международных сопоставлениях валового внутреннего продукта достаточно актуален и представляет научный и практический интерес.

Объектом работы является система реализации международных сопоставлений ВВП.

Цель работы - изучение темы, как с российской, так и с зарубежной точек зрения.

Поставленная цель определяет задачи исследования:

1. Рассмотреть теоретические подходы к этому вопросу;

2. Выявить основные проблемы международного сопоставления ВВП в современных условиях;

3. Показать пути решения выявленных проблем;

4. Рассмотреть понятия на практической основе.

Глава 1. Общие принципы методологии международных сопоставлений валового внутреннего продукта

1.1 Сущность ВВП - как основного макроэкономического показателя

Валовой внутренний продукт (ВВП) - основной макроэкономический показатель, характеризующий результаты экономической деятельности, темпы и пропорции воспроизводства. На его базе определяются уровни экономического развития стран. Поэтому показатели ВВП занимают центральное место в современной макроэкономической статистике (ее теории, методологии и практике). Международными организациями - ООН, Евростат, ОЭСР, МВФ, МБРР - ВВП рекомендуется в качестве основного показателя пи международных сопоставлениях. ВВП применяется при межстрановых сопоставлениях объемов экономической деятельности, (размер ВВП по паритету покупательной способности валют), при сравнении уровня жизни населения (ВВП на душу населения), для характеристики темпов роста экономики (процент прироста ВВП). А также в качестве масштаба для измерения других экономических величин: дефицит государственного бюджета или расходы на образование, здравоохранение, оборону и т.д. (обычно показываются в процентах от ВВП).

Рассмотрим, что же представляет собой ВВП.

Во-первых, ВВП - это показатель производства данного продукта, который представляет собой стоимость произведенных конечных товаров и услуг. Это означает, что стоимость промежуточных товаров и услуг, использованных в процессе производства (таких, как сырье, материалы, топливо, энергия, семена, корма, услуги грузового транспорта, оптовой торговли, коммерческие и финансовые услуги и т.п.), не входит в ВВП. В противном случае ВВП содержал бы повторный счет.

Во-вторых, ВВП - это внутренний продукт, потому что он произведен резидентами. К резидентам относятся все экономические единицы независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Это означает, что они занимаются производственной деятельностью на экономической территории страны длительное время (не менее одного года). Экономическая территория страны - территория, административно управляемая Правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В отличие от географической территории она не включает анклавы других стран (посольства, военные базы и т.п.), но включает такие анклавы данной страны, расположенные на территории других стран.

В-третьих, ВВП - это валовой продукт, потому, что он исчисляется до вычета потребления основного капитала. Потребление основного капитала представляет собой уменьшение стоимости основного капитала в течение отчетного периода в результате его физического и морального износа и случайных повреждений, не носящих катастрофического характера.

Обеспечение сравнимых в международном плане данных о ВВП разных стран требует решения трех задач: достижения сравнимого содержания ВВП, достижения сравнимой опенки ВВП; устранения влияния на сопоставимость показателей ВВП различий в организации экономики. Далее рассмотрим, как решаются эти задачи.

1.2 Система национальных счетов - как методология исчисления ВВП и представления экономик стран в сопоставимом виде. Программа международных сопоставлений ООН

Первая задача решается на основе применения стандартной методологии исчисления ВВП. Такой методологией является международный стандарт - СНС ООН. Статистическая комиссия ООН на своей 39-й сессии в 2008г. одобрила в качестве международного стандарта обновленный вариант системы национальных счетов и рекомендовала перейти на него государствам-членам и международным организациям. Стратегия внедрения обновленной системы национальных счетов будет рассматриваться в 2009г. на 40-й сессии Статистической комиссии ООН, которая предусматривает различные аспекты международного сотрудничества и координации с учетом разного уровня развития статистики в странах и регионах мира.

СНС служит цели полномасштабного представления экономик стран мира в сопоставимом виде, включая изучение и всесторонний анализ между странами. Межстрановому сопоставлению макроэкономических показателей посвящена 15-я глава первого тома обновленной версии СНС, а также проведение специальных работ по международным сопоставлениям ВВП в рамках проведения раундов Программы международных сопоставлений.

С целью проведения регулярных сопоставлений в конце 1960-х годов Статистическим отделом ООН в сотрудничестве с рядом других международных организаций разработана Программа международных сопоставлений (ПМС) (ICP - International Comparison Program). Это один из наиболее сложных международных статистических проектов, осуществляющий гармонизацию национальных методологий, концепций и терминов по выбору товаров-представителей и сопоставлению цен. В рамках проекта координируется работа по сбору, проверке, обобщению и сопоставлению данных о фактических ценах более чем на 1000 наименований товаров и услуг на национальном и региональном уровнях. Евростат-ОЭСР осуществляет независимое сопоставление ВВП и его компонентов по странам Евросоюза, девяти внеевропейским членам ОЭСР, по России и Израилю. Результаты этих сопоставлений объединяются с результатами по пяти другим регионам ПМС. Сопоставимость результатов по регионам достигается с использованием стран-связок, по которым сопоставительные расчеты проводятся одновременно в составе двух регионов. Для стран СНГ такой страной-связкой является Россия. В работе программы активно участвует Всемирный банк, осуществляющий глобальную координацию работ и публикацию результатов.

Начиная с 1996г. результаты сопоставлений по Программе публикуются каждые три года. В 2005г. число стран-участниц достигло 146 (в 2002г. - только 42 страны) и Программа приобрела глобальный характер. Впервые в рамках Программы определялся общемировой объем ВВП и средние по миру в целом значения основных показателей. Национальные показатели соотносятся не только с уровнем США, как раньше, но и со средними значениями по миру в целом. Материалы, публикуемые ПМС на регулярной основе, дают возможность сравнивать страны как по ВВП в целом, так и по основным его компонентам.

Чтобы избежать тех или иных отступлений от международных стандартов, организаторы ПМС, как правило, разрабатывают унифицированные определения основных компонентов ВВП, которые служат базой для получения от стран, участвующих в сопоставлениях, действительно сравнимой информации. Кроме того, они разрабатывают унифицированную классификацию основных компонентов ВВП по товарным группам.

В этой классификации, как правило, проводятся различия между аналитическими группами товаров и первичными пересчетными группами. Аналитические группы создаются для углубленного сравнительного анализа, например, в качестве аналитических групп можно назвать "продовольственные товары", "молочные продукты" и т.д. Аналитические группы подразделяются на первичные пересчетные группы, создаваемые для проведения расчетов. Например, в качестве пересчетных групп могут выступать отдельные виды мяса или молочных продуктов и т.д. Как правило, число аналитических групп находится в пределах от 40 до 50, а количество первичных пересчетных групп достигает 350-400.

В рамках Глобального раунда ПМС выделялось 155 первичных групп, в рамках сопоставлений стран СНГ - 183, ОЭСР - 202, Евростата - 224 первичные группы. Необходимо отметить, что число первичных групп сокращается, ранее выделялось около 280 первичных групп. Сокращение числа первичных групп связано с ростом гетерогенности развития стран и их статистических возможностей.

Сопоставление производится в отношении ВВП, рассчитанного методом конечного использования (суммирование конечного потребления, валового накопления и сальдо экспорта и импорта). Этот метод позволяет затем подразделять ВВП на некоторое число однородных товарных групп. В отраслевой группировке требуется очень много дополнительных данных, поэтому сопоставления ВВП, подсчитанного производственным методом (суммирование валовой добавленной стоимости, созданной в отраслях), в рамках ПМС не проводятся.

1.3 Расчеты макроэкономических показателей в сопоставимой валюте на основе паритета покупательной способности

Решение второй задачи - достижение однородной оценки - требует проведения сложных расчетов по исчислению паритетов покупательной способности валют, так как официальные валютные курсы не отражают реального соотношения уровней цен в различных странах, и их применение в сопоставлениях привело бы к существенным искажениям результатов расчетов. По своей форме ППС схожи с валютными курсами, однако их главное отличие от последних состоит в том, что они представляют собой чисто статистическую (счетную) категорию, своеобразный индекс цен, который исчисляют для проведения международных сопоставлений.

ППС рассчитывается как соотношение фактических внутренних цен на определенный набор товаров и услуг в валюте сравниваемых стран, то есть соотношение между двумя или несколькими валютами устанавливается по их реальной покупательной способности применительно к тому или иному набору товаров и услуг. Чаще всего для сравнения используется доллар США. Таким образом, ППС является статистической, чисто расчетной величиной, отражающей сложившуюся ситуацию в национальной экономике. Сопоставление цен по всему набору товаров и услуг, взвешенных по их доле в ВВП, позволяет определить соотношение цен на уровне ВВП.

Расчет ППС предполагает сбор и обработку значительного объема данных о ценах на идентичные товары-представители, подбираемые к упомянутым выше наименьшим пересчетным товарным группам. Общая процедура расчета ППС может быть кратко изложена следующим образом:

- исчисляются индивидуальные индексы цен на товары-представители па основе данных о ценах на эти товары,

- рассчитываются средние индексы цен для каждой первичной пересчетной группы;

- исчисляются средние значения ППС для аналитических групп, компонентов ВВП и ВВП в целом.

Для этой цели применяют формулы индексов Ласпейреса и Пааше. В качестве весов в этих формулах используются данные о товарной структуре ВВП сопоставляемых стран.

и , где

ip - индекс цен i-го товара в стране B по отношению к стране A,

- индекс Паше,

- индекс Ласпейреса,

WA - доля отдельных товарных групп в ВВП страны A,

WB - доля отдельных товарных групп в ВВП страны B.

Таким образом, в результате этого расчета можно определить два средних индекса цен стран A и B, или две величины ППСВ. Одна величина получается, когда для взвешивания индексов цен, исчисленных для отдельных товарных групп, используются данные о структуре ВВП страны A, а другая - когда используются данные о структуре ВВП страны B.

Для практических целей неудобно иметь два результата расчета и поэтому для получения только одного значения индекса применяют формулу средней геометрической, то есть индекс цен Фишера:

Разделив индекс стоимости ВВП на индекс цен Фишера, получим искомый результат, то есть соотношение физических объемов ВВП двух стран A и B:

, где

ВВПA - ВВП страны A в собственной национальной валюте,

ВВПB - ВВП страны B в собственной национальной валюте,

- индекс физического объема ВВП,

- индекс цен Фишера.

Индексы, исчисленные по формуле Ласпейреса, бывают, как правило, относительно больше, чем индексы, исчисленные по формуле Пааше. Этот феномен известен как эффект Гершенкрона (по имени американского ученого Гершенкрона, который описал эту закономерность). Отношение к эффекту Гершенкрона специалистов в области международных сопоставлений неодинаково. Одни из них полагают, что эффект Гершенкрона следует устранить из результатов расчетов, поскольку он вносит определенное искажение. Они предлагают использовать такие формулы индексов, которые устраняют этот эффект, например, формулу Фишера.

Другие специалисты, напротив, считают, что эффект Гершенкрона отражает естественную экономическую природу вещей и что формулы индексов, используемые для сопоставлений, не должны устранять этот эффект. Они предлагают для сопоставлений использовать средние международные цены, на которые разные страны оказывают различное влияние.

Наиболее важным этапом расчета является подбор идентичных товаров с ценами, основанный на двух основных принципах:

- репрезентативность товаров, то есть их характерность для структуры расходов в данной стране;

- сопоставимость товаров с товаром-представителем страны-партнера.

В ряде случаев трудно достичь совмещения этих двух принципов, поскольку репрезентативные товары часто несопоставимы, а сопоставимые товары - нехарактерны для структуры расходов в данной стране. Поэтому на практике приходится прибегать к различным компромиссам. Если товары несравнимы по качественным характеристикам, вносятся поправки к ценам на различия в качестве.

При подборе аналогичных товаров-представителей с ценами следует подготовить детальное описание товаров для идентификации товаров-представителей на внутреннем рынке. Описание товаров-представителей должно включать следующие элементы:

· код и наименование товаров;

· общее описание товара (марка, модель, место изготовления и т.д.);

· технические параметры (размер, вес, объем, мощность, материал изготовления и т.д.);

· указание целевого назначения товара (сфера его применения);

· рисунок.

Главными источниками информации при определении цен на товары-представители являются:

· данные расчета национального индекса потребительских цен (ИПЦ), а также расчета индекса оптовых цен и т.д.;

· специальные обследования цен (например, во многих странах данные о ценах на товары производственного назначения собираются от производителей, торговых компаний и т.д.);

· каталоги;

· прейскуранты. 4. с.207

Для оценки товаров-представителей используются средние индексы для экономики в целом, что способствует достижению соответствия между исчисляемыми индексами цен и оценками ВВП по методам принятым в СНС. В тех случаях, когда один и тот же товар реализуется населению через различные каналы по различным ценам, для оценки товаров-представителей исчисляется средняя цена, взвешенная по объемам товаров, реализованных по соответствующим каналам. Такой метод получил название принципа «картошка - это картошка». Этот принцип означает, что при исчислении индексов, характеризующих соотношение между ценами двух стран на тот или иной товар, не принимаются во внимание различия в уровнях торгово-транспортных наценок различных стран.

На практике отдается предпочтение методу, который соответствует принципу «картошка - это картошка». Однако критики этого метода отмечают, что он основывается на необоснованном абстрагировании от различий в уровне торгово-транспортных расходов. Они предлагают для исчисления индекса цен использовать метод усреднения индексов цен, первоначально исчисленных для отдельных каналов реализации товаров.

Эта процедура расчетов используется в так называемых прямых парных (двусторонних) сопоставлениях ВВП на основе ППСВ, т.е. в сопоставлениях, проводимых непосредственно для той или иной пары стран. В теории международных сопоставлений различают прямые парные и многосторонние сопоставления, которые осуществляются одновременно для некоторой группы стран. Международные экономические организации (ООН, ОЭСР, Всемирный банк и т.д.), как правило, проводят многосторонние сопоставления. Методология международных многосторонних сопоставлений имеет свою специфику.

Рассмотрим требования к индексам, используемым в международных сопоставлениях:

· требование характерности весов, согласно к которому при исчислении индексов для взвешивания индексируемых величин должны быть применены веса, характерные для экономики сопоставляемых стран. Так, при сопоставлении ВВП США и России в качестве весов необходимо использовать цены либо США, либо России, либо средние цены США и России, но не цены какой-либо другой третьей страны.

· требование транзитивности, т.е. результат, полученный путем прямого парного сопоставления показателей двух стран (А и В), должен быть равен индексу, выражающему соотношение между показателями этих двух стран, но исчисленному косвенным образом через третью страну, выполняющую роль посредника («переходного моста»). Требование транзитивности может быть записано следующим образом:

I А/В = I А/D / I В/D,

где I А/В - индекс прямого сопоставления показателей стран А и В

I А/D - индекс прямого сопоставления показателей стран А и D

I В/D - индекс прямого сопоставления показателей стран В и D

Требование транзитивности очень важно для многосторонних сопоставлений, поскольку индексы, исчисленные для некоторой группы стран, должны быть строго взаимно согласованы и не давать противоречивых ответов;

· требование независимости индекса от выбора базисной страны. Это другое важное требование к индексам как прямых парных, так и многосторонних сопоставлений. Смысл его состоит в том, что величина индексов не должна зависеть от выбора базисной страны. Математически это требование можно записать следующим образом:

I А/D I D= 1

Это требование предполагает, что произведение индекса, выражающего соотношение показателей страны А к стране D, и индекса, выражающего соотношение показателей страны D к стране А должно быть равно 1;

· требование аддитивности, т.е. индексы, полученные для отдельных компонентов ВВП, должны быть согласованы между собой и с индексом ВВП в целом. Например, не должно быть такого положения, при котором индекс потребления страны А к стране В равен 110, индекс накопления - 115, а индекс ВВП - 120.

Требование аддитивности предполагает, что показатель ВВП страны А в целях страны В может быть получен путем суммирования отдельных элементов ВВП страны А в ценах страны В.

Однако не все методы и формулы индексов соответствуют требованиям аддитивности. Следует также иметь в виду, что некоторые упомянутые выше требования к индексам находятся в известном противоречии друг к другу. В частности, требование характерности весов противоречит требованию транзитивности, поскольку индексы, которые в наибольшей мере соответствуют требованию характерности весов, как правило, нетранзитивны. Например, формула индекса Фишера, соответствующая требованию характерности весов и позволяющая получить однозначный результат для каждой пары стран, не удовлетворяет требованию транзитивности.

Перейдем теперь к рассмотрению методов многосторонних сопоставлений, индексы которых должны соответствовать упомянутым выше требованиям.

1.4 Методы международных сопоставлений ВВП

Особенность многосторонних сопоставлений состоит не только в том, что они проводятся для группы стран, но и в том, что информация о ценах и количестве произведенной и использованной в этих странах продукции рассматривается и обрабатывается как единое целое для получения системы взаимосвязанных индексов, соответствующих ряду требований аналитического характера.

Если, например, сопоставление проводится для группы стран А, В, С, Д и Е и показатели этих стран сравниваются друг с другом на основе методологии парных сопоставлений, тогда можно получить ряд индексов Фишера для каждой пары стран: А и В, С и Д и т.д. Такие расчеты нельзя рассматривать как подлинно многосторонние сопоставления, а их результаты могут быть взаимно противоречивы. Например, в результате сопоставлений может оказаться, что A>B, B>C, C>D, а D>A. Такая возможность теоретически существует, так как в данном случае применяется метод прямых парных сопоставлений, в результате которых получаются индексы Фишера, которые, однако, нетранзитивны. Транзитивность индексов может быть обеспечена, если применяется метод многосторонних сопоставлений. Одним из таких методов многосторонних сопоставлений, который в настоящее время широко применяется на практике, является метод ЭКШ ( ЭКШ - это заглавные буквы фамилий трех статистиков, предложивших этот метод: венгров Элтетэ и Кэвеша и поляка Шульца). Формула индекса ЭКШ для стран А и В имеет следующий вид:

ЭКШA/B,

где FA/B - индекс Фишера для стран А и В;

FAj - индекс Фишера для стран A и J;

FBj - индекс Фишера для стран B и J;

n - число стран, принимающих участие в сопоставлении;

j = A, B, C,…j.

На основе формулы ЭКШ можно получить индексы, соответствующие требованию транзитивности и в наименьшей степени отступающие от требования характерности весов. В формуле ЭКШ индекс Фишера для данной пары стран (A и B) имеет вес 2. Кроме того, учитываются также индексы Фишера, полученные для данной пары стран косвенным путем, то есть через страну-посредника. Например, индекс страны A к стране B может быть получен путем деления индекса Фишера A/C на индекс Фишера B/C. Таким образом, индекс ЭКШ для стран A и B - это средний индекс из всех исчисленных прямо и косвенно индексов Фишера для стран A и B. При этом индекс Фишера, полученный на основе прямого парного сопоставления, берется весом, который равен 2. Например, если в сопоставлении принимают участие четыре страны: A, B, C и D, то индексы ЭКШ будут иметь следующий вид:

ЭКШ A/B=,

ЭКШ A/C=,

ЭКШ A/D=,

ЭКШ C/D=,

Индексы ЭКШ соответствуют требованию транзитивности и независимости от выбора страны, однако они не соответствуют требованию аддитивности, и это является их существенным недостатком.

Другим методом сопоставления, широко применяемым на практике международными организациями, является метод Гири-Камиса. Формула индекса Гири-Камиса имеет следующий вид:

где Rj - паритет покупательной способности j-й страны по отношению к валюте базисной страны;

Pi -средняя международная цена i-го товара;

Р ij - цена i-го товара в j-ой стране;

q ij - количество i-го товара в j-ой стране;

Q i - общее количество i-го товара во всех странах;

n - число товаров;

m - число стран.

Таким образом, с помощью метода Гири-Камиса можно решить систему линейных уравнений и одновременно определить ППСВ (Rj) и средние международные цены (Рi). Оценка показателей всех стран в международных ценах позволяет получить индексы, которые транзитивны, аддитивны и не зависят от выбора базисной страны. Однако индексы Гири-Камиса не соответствуют требованию характерности весов.

Существуют и другие методы многосторонних сопоставлений. Например, в специальной литературе описан метод Уолша. Его формула имеет следующий вид:

,

где RiA/B - паритет покупательной способности валют для i-ой товарной группы (исчисляется как средняя геометрическая невзвешенная из соотношений цен на товары-представители стран А и В);

Мi - доля товарной группы в общем агрегате, например в ВВП (определяется как средняя доля данной товарной группы во всех странах, принимающих участие в сопоставлении).

Индексы Уолша транзитивны, и в этом их безусловное достоинство. Они соответствуют требованию независимости индекса от выбора базисной страны, но не соответствуют требованию аддитивности.

Другой метод многосторонних международных сопоставлений - метод Джирарди - основан на использовании средних международных цен, исчисляемых исходя из средних национальных цен с помощью формулы средней геометрической невзвешенной. Индексы, получаемые на основе этого метода, соответствуют требованиям транзитивности, аддитивности и независимости от выбора базисной страны. При применении формулы Джирарди «эффект Гершенкрона» не оказывает влияния на результаты сопоставления. Однако экономическое содержание средних международных цен, исчисляемых по формуле Джирарди, неясно. Тем не менее, формула Джирарди применялась недолгое время в международных сопоставлениях ВВП на основе ППСВ, проводимых для европейских стран отделом статистики Европейского сообщества (Евростатом).

В некоторых случаях для многосторонних сопоставлений применяется метод центральной страны. В соответствии с этим методом показатели ВВП всех стран сравниваются с ВВП одной страны, рассматриваемой в качестве базисной (центральной) страны. В этом случае индексы для любой пары стран (кроме тех пар стран, одной из которых не является центральная страна) исчисляются косвенным методом, т.е. путем сопоставления индексов показателей этих стран к показателям центральной страны. Например, если в сопоставлении принимают участие четыре страны A, B, C и D, а в качестве центральной рассматривается страна A, тогда индекс, характеризующий соотношение показателей стран A и C исчисляется следующим образом:

I B/C = I B/A/ I C/A.

Индексы, получаемые таким методом, транзитивны, однако транзитивность достигается механическим путем. Это означает, что индекс I В/С , исчисленный вышеописанным косвенным методом, будет отличаться от индекса I В/С , исчисленного на основе прямого парного сопоставления стран B и С. Кроме того, индексы, исчисленные с помощью метода центральной страны, не соответствуют требованию независимости от выбора центральной страны. Это означает, что если бы в качестве центральной страны была избрана страна D, а не страна A, тогда соотношения между показателями всех стран были бы другими. Поэтому метод центральной страны, хотя и широко применяется на практике в международных сопоставлениях, не рассматривается как полноценный метод многосторонних сопоставлений. Его применение связано главным образом с соображениями практического характера: отсутствие исчерпывающей информации, экономия ресурсов и т.д.

Выбор метода многосторонних сопоставлений зависит от ряда факторов: целей сопоставлений, возможности получения тех или иных данных, ресурсов, которыми располагают организаторы сопоставлений, и т.д.

1.5 Трудности, возникающие при сопоставлении ряда компонентов ВВП, и пути их преодоления

Рассмотрим ряд проблем, связанных с сопоставлением тех компонентов ВВП, которые требуют процедур учета, отличных от общей методологии.

Среди практических вопросов международных сопоставлений ВВП следует отметить трудности, возникающие при подборе для сопоставляемых стран идентичных товаров-представителей с ценами. Концепция идентичности товаров-представителей предполагает схожесть не только физических характеристик товаров и услуг, по и аналогичность условий реализации товара. Процесс подбора идентичных товаров-представителей включает разработку подробных спецификаций, которые детально описывают технико-экономические характеристики товаров, условия их реализации и т.д. В том случае, когда подобранные товары-представители различаются по своим характеристикам, статистики вынуждены вносить в их цены коррективы на различия в качестве - для приведения их к сопоставимому виду. Иногда внесение подобных коррективов требует применения сложных математических методов, например, метода регрессии.

Весьма трудным является определение цен на отобранные товары-представители. Дело в том, что эти цены должны соответствовать средним ценам, по которым они учтены в соответствующих категориях ВВП. Принимая во внимание, что одни и те же товары реализуются в стране по разным ценам (региональные цены, различные цены отпуска тем или иным категориям потребителей, разные каналы реализации продукции и т.д.), их определение по конкретным товарам является достаточно сложной статистической задачей. Во многих случаях исходной базой для сравнения цен в контексте международного сопоставления ВВП служат данные о ценах, собираемые статистическими органами для расчетов национальных индексов потребительских цен.

Особенно сложно решить эти проблемы в строительстве, где трудно найти абсолютно идентичные строительные объекты. Поэтому на практике применяется метод стандартизированных строительных объектов, суть которого состоит в следующем. Создают подробное описание нескольких строительных объектов, например, жилого здания, школы, больницы, административного здания, дороги и т.д. Описание этих стандартных объектов включает их основные объективные характеристики и типы материалов, которые необходимо использовать при их возведении. Они оцениваются в ценах стран, участвующих в сопоставлениях, что обеспечивает основу для исчисления индексов цен на строительную продукцию. Эти индексы применяются затем для переоценки продукции в сравнимые цены.

Сложно решить также проблемы сопоставления нерыночных услуг, оказываемых органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Эти проблемы связаны с тем, что нерыночные услуги предоставляются бесплатно и, следовательно, отсутствуют цены, сопоставление которых могло бы помочь определить соответствующие ППСВ. Поэтому для сопоставления нерыночных услуг применяются несколько иные подходы. Как правило. Нерыночные услуги коллективного потребления (общее управление, безопасность, наука и т.д.) сопоставляются путем переоценки их стоимости в сравнимые цены по элементам затрат (промежуточное потребление, оплата труда, потребление основного капитала и т.д.). Для переоценки применяются индексы цен и тарифов на соответствующие элементы затрат.

Продукция нерыночных услуг индивидуального потребления (образование, здравоохранение и т.д.) сопоставляются иногда с помощью физических индикаторов. Стоимость услуг страны A в национальных ценах умножается на коэффициент, выражающий соотношение некоторых показателей стран A и B в физических единицах, например, число врачей, студентов, коек в больницах и т.д. С помощью этого метода определяют стоимость нерыночных услуг в стране B в ценах страны A. Аналогичным образом можно исчислить стоимость услуг страны B в ценах страны A. Оба эти подхода позволяют таким образом исчислить для нерыночных услуг индексы физического объема. Если индекс стоимости этих услуг, исчисленный путем сопоставления стоимости услуг в национальных ценах A и B, разделить на индекс физического объема, то косвенным образом можно определить величину ППСВ для этих услуг. Обычная процедура расчета же предусматривает получение индекса физического объема путем деления индекса стоимости на индекс цен.

Методы сопоставления нерыночных услуг, и особенно метод переоценки по элементам, могут дать удовлетворительный результат, если уровни производительности труда в сопоставляемых странах примерно одинаковы. Если же они значительно различаются, тогда в эти расчеты вносятся поправки. Общепризнанно, что результаты сопоставлений нерыночных услуг носят условный характер и уступают по надежности результатам сопоставления рыночных товаров и услуг.

Глава 2. Материалы Программы международных сопоставлений, тенденции в изменении ППС и относительных уровней цен по странам

Работая над курсовой работой, я изучила ряд источников. Поподробнее хотелось бы остановиться на статье «Паритет покупательной способности и конкурентоспособность», опубликованной в журнале «Вопросы статистики» №8 2008г. При написании статьи авторы использовали данные по международным сопоставлениям ВВП в рамках проведения раундов Программы международных сопоставлений. В настоящее время завершен Глобальный раунд ПМС по данным 2005г., в котором приняли участие 146 стран и территорий мира. Материалы, публикуемые ПМС, дают возможность сравнивать страны как по ВВП в целом, так и по основным его компонентам, а также выявлять тенденции в изменении паритетов и относительных уровней цен по странам. Рассмотрим эти тенденции.

2.1 Различия между странами по степени и характеру отклонения валютного курса от ППС

В условиях всевозрастающего влияния внешнеэкономической сферы на национальную экономику усилился интерес как практиков, так и исследователей к оценкам паритетов покупательной способности валют (ППС) и к вопросу о соотношениях между валютными курсами (ВК) и ППС. Это связано с тем, что хотя теоретически ППС является основой и точкой равновесия ВК, в реальности отклонения ВК от ППС стали нормой и размах этих отклонений весьма значителен. В результате межстрановые соизмерения макроэкономических агрегатов в единой валюте с помощью валютных курсов дают весьма искаженную картину реальных соотношений между странами. Соизмерения на основе ППС позволяют получить значительно более точные, а главное сопоставимые результаты.

Соотношения между паритетом и валютным курсом определяют межстрановые различия по относительному уровню цен, причем не только по ВВП в целом, но и по отдельным его составляющим, что дает возможность анализировать различия в структуре цен, выявлять наиболее конкурентоспособные секторы экономики. Значения и динамика указанных соотношений указывают на преобладание в той или иной стране одной из двух основных моделей конкурентоспособности - ресурсной (опирающейся на наделенность факторами производства, прежде всего на природные ресурсы, дешевый труд, «слабую» валюту) и технологической, или инновационной, в основе которой лежит экономика знаний.

Группировка стран по степени и характеру отклонения валютного курса от ППС практически совпадает группировкой стран по размерам ВВП на душу населения (приложение 1). Этим подтверждается определяющее воздействие уровня экономического развития (выраженного данном случае через ВВП на душу населения) на паритет и валютный курс. Уровень экономического развития определяет характер отклонения ВК от ППС и сопоставимый уровень внутренних цен, который рассчитывается как отношение ППС к ВК. Также отмечается отрицательная зависимость между величиной соотношения ВК/ППС и показателем ВВП на душу населения. Различия в соотношениях валютного курса и паритета выделяют страны с «сильной» и «слабой» валютой.

Страны с «сильной» валютой - это страны с высоким уровнем душевого дохода (более 70% от уровня США). В них обменный курс национальной валюты на доллар США равен или несколько ниже паритета покупательной способности. Покупательная сила валюты этих стран на внешнем рынке выше, чем на внутреннем. «Сильная» валюта укрепляет позиции стран на внешнем рынке в качестве покупателей, облегчает скупку зарубежных производственных активов, обеспечивает дешевый импорт. Экспорт из этих стран малоэластичен по цене, в нем обычно преобладает продукция высокой степени обработки, высока доля высокотехнологичной наукоемкой инновационной продукции, экспорт ориентирован на растущие перспективные рынки. Преобладающая часть экспорта этих стран реализуется в странах с высоким уровнем дохода, то есть с близким уровнем цен. Вследствие этого укрепление национальной валюты не оказывает критического воздействия на конкурентоспособность «богатых» стран. Но этот же фактор в этих странах отрицательно сказывается на состоянии наименее эффективных отраслей, может снизить конкурентоспособность, потребовать модернизации.

Существенно отличаются по всем показателям от группы промышленно развитых стран страны с развивающимися рынками. В странах Центральной Европы и Балтии душевой доход определялся в 2005г. в пределах 30-50% от уровня США, во всех остальных рассматриваемых здесь странах, в том числе и России, - ниже 30%, в крупнейших странах Азии - менее 10%. Кроме того, значительны различия по соотношениям валютного курса и паритета покупательной способности валют. В первой группе стран ВК ниже паритета, а во всех остальных странах ВК в 1,5-3 раза превышает паритет, а уровень сопоставимых цен варьирует в пределах 30-50% от уровня США. В условиях технологического отставания конкурентоспособность национальных экономик этих стран обеспечивается относительно низким уровнем сопоставимых цен. Девальвация, то есть «ослабление» национальной валюты, во многих случаях становится основным средством поддержания и повышения конкурентоспособности как на внешнем, так и на внутреннем рынке. Укрепление национальной валюты, связанное в большинстве случае с благоприятной конъюнктурой на мировом рынке сырьевых товаров, наоборот, порождает снижение конкурентоспособности национальных производителей.

Отклонения валютных курсов от паритетов приводят к значительным расхождениям в оценках ВВП и ВВП в расчете на душу населения, что особенно характерно для «бедных» стран. Масштабы таких расхождений показывает соотношение ВК/ППС (приложение 1). Так, в Индии ВВП на душу в пересчете по официальному курсу в 2005г. равнялся 707 долларам США, а в пересчете по ППС, в сопоставимых ценах - 2126 долларам; на Украине - 1829 и 5583 долларам; в Грузии 1427 и 3505. В России эти оценки на 2005г. составляли 5341 и 11861 доллар. Доля России в ВВП мира определена в Программе международных сопоставлений на 2005г. соответственно как 1,7 и 3,1% . При оценке по ППС Россия по доле ВВП мира находится примерно на уровне Италии (2,96%), Франции (3,39%), Великобритании (3,46%), тогда как при сопоставлении по обменному курсу Россия значительно уступает этим странам. На 2007г. ВВП России по официальному курсу составил 1289,6 млрд., а по ППС - 2228,9 млрд. долларов, то есть в 1,7 раза больше. Для стран с сильной валютой оценки по обменному курсу выше оценок по ППС. Так, доля США в ВВП мира оценивается (на 2005г.) соответственно в 27,93 и 22,51%. Пересчет по ППС корректирует доли стран в совокупном ВВП мира с учетом различий в уровне цен и тем самым позволяет получить более реальную картину соотношении национальных экономических потенциалов.

В данной статье авторы подробнее останавливаются на изменении ППС и уровня сопоставимых цен в России.

2.2 Динамика соотношений между валютным курсом и ППС в России

Динамика соотношений между паритетом и валютным курсом в 1990-е годы носит драматический характер (приложение 2). За 1992-1998гг. цены в России выросли к уровню 1991г. в 4,5 тыс.раз, тогда как обменный курс - менее чем в 100 раз. К началу 1998г. уровень сопоставимых цен вырос до 42%, что привело к потере конкурентоспособности российских товаров. Столь высокий уровень сопоставимых цен не соответствовал реальному положению в российской экономике, переживающей глубокий кризис. Это послужило причиной масштабной девальвации рубля в форме дефолта 1998г. Вследствие дефолта сопоставимый уровень цен снизился до 26% от уровня США, конкурентоспособность российских товаров, как на внешнем, так и на внутреннем рынке повысилась. Но начавшийся экономический рост сопровождался высоким уровнем инфляции. Вследствие этого значения ППС и сопоставимого уровня цен в России быстро возрастают. Уже в 2005г. соотношение ППС/ВК было определено (по ПМС) равным 45%. В 2007г. это соотношение выросло до 57,8% с учетом инфляции в РФ и США и начавшегося снижения обменного курса доллара. При этом наблюдается процесс разнонаправленного движения ППС и обменного курса. Значение ППС выросло с 5,41 руб./долл. В 1999г. до 12,7 в 2005г. и 14,8 руб./долл. В 2007г. Это означает устойчивое падение покупательной силы рубля на протяжении всего пореформенного периода. Одновременно усилившийся приток нефтедолларов приводит к снижению рыночного валютного курса доллара, то есть к укреплению рубля. Наблюдаемое в последние годы укрепление рубля искусственное, оно противоречит экономическим законам, поскольку рублевая инфляция на порядок выше инфляции доллара. Россия попадает в инфляционно-курсовую ловушку.

Сейчас в печати широко обсуждается проблема ослабления российской валюты. Центробанк определил порог девальвации (ослабления) рубля - 41 рубль за среднеарифметическое доллара и евро. С тех пор курс рубля вплотную подобрался к заданному потолку. Экономисты заговорили о дальнейшем падении рубля. Но глава Центробанка Сергей Игнатьев заявил, что на дальнейшее падение рубля не стоит рассчитывать, что пока нет экономических причин для того, чтобы рубль снова начал падать.

По мнению Олега Замулина, профессора российской экономической школы 7. с.5, курс рубля сейчас вполне адекватен, девальвация позволила исправить накопившиеся в экономике диспропорции. Однако он считает, что правительство затянуло процесс снижения курса рубля. Пользой от девальвации рубля является то, что российской промышленности будет проще конкурировать с импортом на внутреннем рынке, потому что отечественная продукция станет дешевле. В 1998г. именно резкое обесценивание рубля по отношению к доллару послужило толчком для развития российской промышленности и быстрого выхода экономики из кризиса.

Глава 3. Практическая часть

Задание №1.

По результатам международного сопоставления валового внутреннего продукта за 2002г. имеются следующие данные:

Страна

ВВП по паритету покупательной способности, млрд.долл. США

Численность населения, млн.чел.

Паритет покупательной способности, по отношению руб./долл. США

Валютный курс, долл. США

Россия

1163,7

146,5

9,27

31,35

Германия

2198,5

82,1

0,96

1,06

Польша

427,9

38,6

1,83

4,10

Корея

878,6

46,9

778,78

1251

Мексика

950,1

97,4

6,58

9,66

США

10434,9

273,0

1,00

1,00

Вычислите для каждой страны:

а) индекс физического объема ВВП на душу населения;

б) сопоставимый уровень цен.

Проанализируйте результаты расчетов и сделайте выводы.

Решение:

Индекс физического объема на душу населения определяется как отношение ВВП на душу населения в конкретной стране к ВВП на душу населения в базовой стране. Базовой страной в международных сопоставлениях обычно избирают США.

Страна

ВВП на душу населения (ВВП по ППС/числ.населения), тыс.долл. США

Индекс физического объема на душу населения

Сопоставимый уровень цен, % (ППС/ВК)

Россия

7,943

0,208

29,57

Германия

26,798

0,701

90,57

Польша

11,085

0,29

44,63

Корея

18,733

0,49

62,25

Мексика

9,755

0,255

68,12

США

38,223

1,00

100

Вывод: индекс физического объема ВВП на душу населения является показателем уровня экономического развития страны. Наши расчеты свидетельствуют, что у России один из самых низких уровней, так как в России ВВП на душу населения составляет 20,8% от ВВП на душу населения США. ВВП на душу населения у развитых стран составляет, обычно, не меньше 70% уровня США - в наших данных такой страной является только Германия (70,1%). Кроме того, достаточно высокий уровень развития имеет Корея (49%). Показатель сопоставимого уровня цен используется как критерий для определения «более дешевых» и «более дорогих» стран. Наши расчеты свидетельствуют, что все страны, приведенные в нашем примере являются «более дешевыми» по по сравнению с США. Россия - одна из самых дешевых. Страны, в которых валютный курс ниже паритета - это страны с «сильной валютой». В нашем примере к таковым близка только Германия. В странах, приведенных в нашем примере, валютный курс в 1,5-3 раза превышает паритет, то есть - это страны со «слабой валютой».

Задание №2.

На основе данных о ценах на товары-представители двух стран определите паритет покупательной способности валют страны «A» по отношению к стране «B» для наименьшей товарной группы растительных масел:

Товары-представители

Подсолнечное масло

Оливковое масло

Соевое масло

Кукурузное масло

Цены в стране «A» за 1 кг

8,0

15,0

12,5

10,0

Цены в стране «B» за 1 кг

6,5

11,0

13,0

12,0

Индекс цен, B=1

1,231

1,364

0,962

0,833

Проанализируйте результаты расчетов и сделайте выводы.

Решение:

Произведем расчет частного паритета покупательной способности по формуле среднегеометрического невзвешенного индивидуальных соотношений цен:

Вывод: частный паритет покупательной способности для товарной группы растительных масел в странах А и В практически равен единице. Это означает, что валюты стран в отношении этой группы товаров обладают практически равной покупательной способностью.

Задание №3.

По основным экономическим показателям двух стран были получены следующие данные по товарной группе напитков:

Группы товаров

Средний индекс цен по отношению к стране «B»

Расходы на потребление продукции в национальной валюте

страна «A»

страна «B»

Безалкогольные напитки

2,5

431890

55080

Алкогольные напитки

6,4

973500

99140

На основании приведенных данных определите:

а) паритет покупательной способности страны «А» по отношению к стране «В»;

б) паритет покупательной способности страны «В» по отношению к стране «А»;

в) реальный объем расходов на потребление напитков в стране «А»;

г) соотношение физических объемов продукции двух стран.

Проанализируйте результаты расчетов и сделайте выводы.

Решение:

а) Для определения паритета покупательной способности страны А по отношению к стране В используем формулу индекса Фишера.

В формулах введем следующие обозначения:

, - общий объем потребления товаров в группе в странах А и В соответственно, выраженный в национальной валюте;

ip- средний индекс цен в группе по отношению к стране В. Тогда индексы Пааше, Ласпейреса и Фишера рассчитываются так:

ППС А/В по индексу Фишера.

Следовательно, валюта страны В обладает в отношении товарной группы напитков в 4,645 раза большей покупательной способностью, чем валюта страны А. Как видим, индекс Ласпейреса по числовому значению больше индекса Пааше, что согласуется с эффектом Гершенкрона.

б) Паритет покупательной способности страны «В» по отношению к стране «А» рассчитаем по следующему свойству индексов:

в) Определим реальный объем расходов на потребление напитков в стране «А»:

г) соотношение физических объемов продукции двух стран.

=1,958

То есть физический объем производства напитков в стране А в 1,958 раза превосходит физический объем производства напитков в стране В.

Задание №4.

Имеются следующие данные о соотношении цен по аналитической товарной группе досуга, образования и культуры по странам:

Аналитические подгруппы

Культтовары

Досуг и культура

Книги, газеты, журналы

Образование

A/B

1,47

-

-

3,23

A/C

-

-

2,15

4,21

A/D

1,97

-

1,41

-

B/C

2,81

1,13

-

-

B/D

-

0,85

0,73

-

C/D

-

0,79

-

1,83

Определите паритет покупательной способности методом агрегирования ЭКШ:

а) страны «А» по отношению к стране «В» по аналитической товарной группе услуг в области досуга, образования и культуры;

б) страны «В» по отношению к стране «С».

Проанализируйте результаты расчетов и сделайте выводы.

Решение:

а) Определим средние индексы для каждой пары стран по формуле средней геометрической:

Рассчитаем индекс ЭКШ для стран «А» и «В»

б) Определим ППС страны «В» по отношению к стране «С».

(требование транзитивности)

Рассчитаем индекс ЭКШ для стран «А» и «С»:

Тогда ППС страны «В» по отношению к стране «С» равен:

Вывод: в первом случае (ППСA/B) результат расчета оказался ближе к значению прямого индекса, чем во втором (ППСB/C). Это можно объяснить тем, что в первом случае в вычислении ППС участвовали не только косвенные, но и прямой индекс. Различия между прямым и транзитивным значениями ППСB/C можно объяснить тем, что прямые индексы между всеми четырьмя странами всякий раз рассчитывались по разному составу аналитических подгрупп. В частности, в расчете прямого ППСB/C участвовали подгруппы «Культтовары» и «Досуг и культура», и совершенно не участвовали подгруппы «Книги, газеты и журналы» и «Образование», а расчет транзитивного ППСB/C велся с учетом данных по всем аналитическим подгруппам.

Заключение

Данная курсовая работа посвящена теме международных сопоставлений валового внутреннего продукта. Валовой внутренний продукт - центральный макроэкономический показатель, характеризующий в целом состояние экономики государства. Международные сопоставления ВВП, проводимые в рамках Программы международных сопоставлений ООН, являются инструментом, который, с одной стороны, позволяет оценить состояние мировой экономики в целом, а с другой стороны, описать и изучить различия между странами.

В курсовой работе описана методология проведения международных сопоставлений. В теоретической части работы были рассмотрены такие важнейшие макроэкономические показатели, как валовый внутренний продукт, рассчитываемый для целей международных сопоставлений методом конечного использования, и основа методологии сопоставлений - паритет покупательной способности.

Были также рассмотрены проблемы, связанные с сопоставлением тех компонентов ВВП, которые требуют процедур учета, отличных от общей методологии.

В практической части работы на примере конкретных расчетов частных и общих макроэкономических показателей, применены изложенные в теоретической части знания и методики.

Результаты международных сопоставлений используются для оценки уровней общеэкономического развития стран, благосостояния наций, выявления и сравнения эффективности национальных экономик, сравнения экономического потенциала, анализа финансовых возможностей стран, разработки политики и объемов помощи развитых стран развивающимся странам, анализа конъюнктуры рынков, сравнений уровней цен, изучения международной экономической интеграции. Показатели международных сопоставлений используются международными организациями (ООН, Европейским Союзом, ОЭСР, Мировым Банком, МВФ), правительственными органами, государственными и частными компаниями, банками, исследовательскими институтами, университетами, прессой и отдельными исследователями в аналитических и практических целях.

Список литературы

1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

2. Елисеева И.И. и др. Статистика: учеб. - М.: Велби, Изд-во Проспект, 2008.

3. Ефимова М.Р. и др. Общая теория статистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2000.

4. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.

5. Журнал «Вопросы статистики» №12/2007, №8/2008, №11/2008.

6. Журнал «Финансы №10/2007.

7. Комсомольская правда №20-т/7 (24243-т) 12-19 февраля 2009г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека