Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Миграция рабочей силы

Миграция рабочей силы

  • Содержание
    • Введение
    • Глава 1. Понятие, виды, причины, история миграции
    • 1.1. Сущность и основные черты международной миграции населения
    • 1.2. Историко-экономические аспекты международных перемещений населения
    • Глава 2. Современная миграция. Потоки. Эмиграция. Иммиграция
    • 2.1. Трудовая миграция населения и становление глобального рынка труда
    • 2.2. Направления и регулирование международных миграционных процессов
    • Глава 3. Украина в международной миграции рабочей силы
    • 3.1.Последствия международной миграции рабочей силы
    • 3.2. Современные масштабы миграционного движения населения Украины
  • Заключение
    • Список используемых источников
  • Приложения
Введение

Данная тема курсовой работы: «Международные миграции рабочей силы» является актуальной в настоящее время, т.к. современная международная миграция населения представляет собой многогранное явление, влияющее на все стороны развития общества, будь то экономика или политика, демографические процессы или национальные отношения, идеология или религия.

Выступая в прошлом, главным образом в формах кочевничества, военных и колонизационных переселений, миграция населения в последние годы приобрела качественно новые черты.

Она базируется на следующих закономерностях:

- главенствующая роль в процессе миграции принадлежит трудовой миграции;

- происходит постоянное увеличение масштабов международной миграции, вовлечение в мировой миграционный круговорот населения практически всех стран;

- происходит расширение нелегальной миграции;

- наблюдается увеличение среди мигрирующих доли высококвалифицированных специалистов.

Целью данной работы является изучение международной миграции рабочей силы.

Главными задачами работы является:

1. Изучение общих понятий миграции рабочей силы

2. Проблемы миграции рабочей силы

3. Проблемы миграции рабочей силы в Украине.

В таком своем качестве миграция выступает как более сложное и многомерное, устойчивое и трудно контролируемое явление, многие последствия которого, годами и десятилетиями вызревая, аккумулируясь и наслаиваясь в недрах принимающих обществ.

Глава 1 Понятие, виды, причины, история миграции

1.1. Сущность и основные черты международной миграции населения

Проблема международной миграции населения в условиях углубления взаимозависимости стран мира становится все более насущной. Она высоко актуальна и весьма сложна как по своей сути, так и ее многочисленным прямым и косвенным макроэкономическим, социальным и политическим последствиям.

Миграция, перемещение людей через границы определенных территорий в связи со сменой постоянного места жительства, либо с возращением к нему. Как уже отмечалось, термин "миграция" неоднозначен. Так, в России конца XIX - начала XX века получили распространение термины "миграционные движения населения", "передвижения населения", "механическое движение населения", "переселение" и др. В настоящее время термин "миграция" является международно-признанным в рамках географии, истории, экономики, статистики и других наук.

Все перемещения относительно каждой территории слагаются из потоков выбытий (эмиграции) и прибытий (иммиграция). Разница между этими двумя потоками дает объем чистой миграции, их сумма-объем валовой миграции.[3,с.5]

Различают межконтинентальную и внутриконтинентальную международную миграцию населения. В исторической ретроспективе наиболее крупные межконтинентальные миграции населения были связаны с массовым переселением европейцев за океан в 19-20вв. Так, наивысшего размаха миграция населения достигла в начале 20 века, когда из Европы эмигрировало свыше 19 млн. человек. Внутриконтинентальные миграции также характеризуются крупными перемещениями масс населения. Взять хотя бы Великое перемещение народов или современные Внутриконтинентальные миграции между промышленно развитыми странами. Так, во Франции, как и в Германии, насчитывается около 3 млн. иностранцев, в Швейцарии -1 млн. и т.д.

В зависимости от долговременности перемещений населения выделяют постоянную или безвозвратную миграцию (с окончательной сменой постоянного места жительства) и возвратную миграцию, которая включает временную и сезонную миграции. Временная миграция-это перемещение на достаточно длительный, но ограниченный срок. Сезонная миграция включает перемещения в определенные периоды года.

По способу реализации миграции делятся на организованную миграцию, осуществляемую при участии государства или общественных организаций и с их помощью, и неорганизованную миграцию (индивидуальную и самодеятельную), которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений. Историей человечества накоплен большой опыт в организации миграции населения. Так, в процессе эволюции общества существенную роль в миграционных процессах играли различные эмиграционные бюро и агентства, специальные правительственные организации по иммиграции и эмиграции рабочей силы и т.д.

Наряду с миграцией всего населения в международном перемещении рассматривают миграцию отдельных его групп - этнических, социальных, половозрастных и т.д. Это так называемая дифференциальная миграция, уточняющая характеристики мигрирующего населения.

Определяющим критерием, позволяющим выделить миграцию из других перемещений граждан через границы, является мотивация. В наиболее общем плане можно выделить следующие побудительные причины миграции населения:

Мотивы политического характера, такие как: бегство от политических преследований, расовой, религиозной и национальной дискриминации, репатриация в связи с изменением политических условий и др.

Военные, связанные с ведением боевых действий (эвакуация, реэвакуация и пр.).

Этнические, связанные с наличием в странах значительного контингента лиц некоренной национальности.

Экономические и социальные, связанные с поиском работы, более высоких доходов. Особенно характерны переселения в поисках работы, вызванные экономической неустойчивостью и безработицей.

Экологические катастрофы, связанные с массовым загрязнением в том или ином виде окружающей среды.

Среди побудительных причин миграции все более преобладают не только внешние по отношению к мигранту факторы (глобальная нехватка рабочих мест, политическая ситуация и т.д.), но и внутренние, психологическое стремление к реализации при помощи миграции потребностей развитие личности. Для СНГ характерно преобладание внешних мотивов миграции. Так, среди переселенцев в СНГ более 3,6 млн. составляют беженцы, перемещенные лица и вынужденные репатрианты, около 3,3 млн. - те, кто возвратился в места своего "этнического происхождения", примерно 1,2 млн. - бывшие депортированные, около 600 тыс. - экологические эмигранты. На пространстве СНГ находятся 580 тыс. нелегальных иммигрантов. Особая судьба после развала СССР выпала на долю представителей славянских народов: 7 млн. украинцев, 2 млн. белорусов и 25 млн. русских оказались вдали от "исторической родины" и большая часть их вынуждена была вернуться в свои республики. [4,с.48-49]

Международная миграция неразрывно связана с международными потоками товаров и капитала.[5,с.59]. Активизация международной торговли, структурная перестройка национальных экономик под воздействием НТР и связанное с ней движение капиталов, распад традиционных местных производств принципиально изменяют структуру занятости, динамику заработной платы и благосостояния вообще, стимулируя международное перемещение рабочей силы.

Вместе с тем в экономической литературе считается, что общее воздействие международной миграции на экономику гораздо меньше влияния, оказываемого международным капиталом или торговлей и что международная миграция еще не приобрела глобального характера: большинство мигрантов остаются в пределе своего региона.

На развитие миграционных процессов несомненное влияние оказывает тот факт, что большинство стран либо уже включилось в мировые рынки товаров и капитала, либо движутся в направлении такой интеграции. Труд и капитал неразделимы, и движение капитала часто предполагает движение населения. Однако международная миграция продолжает оставаться более политически окрашенной, чем торговля и движение капитала.

Международная миграция в современных условиях характеризуется следующими отличительными чертами:

1. более половины потоков миграции в мире наблюдается между развивающимися странами;

2. повышается спрос на временную рабочую силу в переживающих экономический расцвет странах Азии - в республике Корея, Малайзии и Японии;

3. возрастает приток мигрантов в промышленно-развитые страны, а в их составе все заметнее выходцы из развивающихся стран;

4. нарастание миграционных потоков одновременно с растущей безработицей в принимающих странах, что ведет к усилению социальной напряженности в США и Европе;

5. занятость значительной доли мигрантов в нерегистрируемом секторе экономики, что обусловливает заработки намного меньше, чем даже у неквалифицированных местных кадров;

6. повышение количества квалифицированных рабочих среди мигрантов.

Специфика природы, масштабов, направлений и причин современной международной миграции есть следствие длительного исторического развития данного явления.

Историко-экономические аспекты международных перемещений населения.

1.2. Историко-экономические аспекты международных перемещений населения

В современных условиях все миграционные процессы в своем развитии проходят три стадии: первая-потенциальная, т.е. подготовка к перемене места жительства; вторая - собственно миграция; третья-адаптация мигрантов к новым условиям жизни в местах вселения. Для каждого человека миграция - единичное событие. Но как массовый процесс миграция населения состоит из потоков, относящихся к определенному времени и территории. В различные исторические эпохи учет единичного и общего неоднозначен.

Как явление миграция населения существует с древних времен. Первое общественное разделение труда - выделение массы пастушеских племен - обусловило значительные масштабы миграции населения из-за оскудения пастбищ. Перемещение скотоводческих племен шло из степей Северной Африки, Аравии, а позднее из Средней и Центральной Азии. Развитие земледелия тормозит процесс миграции, вызывает оседлость, прикрепленность к определенному клочку территории, и выражается в возникновении деревни. Дальнейшее разделение труда - отделение ремесла от земледелия способствует появлению городов и последующей миграций в них.

При рабовладельческом строе миграция населения напрямую связана с войнами и их последствиями, заключающимися в захвате рабов. Великое переселение народов, осуществившееся в этот период, оказало огромное влияние на формирование населения и формирование княжеств и государств. Эпоха массовых миграций гуннских, германских, славянских, аланских и других племен в IV-VII в. обусловила процессы разложения у варварских племен первобытного строя, формирование крупных племенных союзов, рост интенсивного характера хозяйства.

Великому переселению народов предшествовали переселение готов с Северо-западной Европы в Причерноморье (конец II-го-начало III-го вв.) и другие миграции III-IV вв.; его началом считается вторжение в Европу гуннов из Зауралья. Последнее привело к движению племен, граничивших с Римской империей, ускорило ее завоевание и распад. Вестготы были оттеснены гуннами на Запад и образовали королевство на Юго-западе Галлии и в Испании (1-я треть X в.). Вандалы под напором вестготов мигрировали в Северную Африку. Алеманы перешли Рейн и заняли Юго-запад Германии, Эльзас, большую часть Швейцарии. Бургунды создали королевство на Юго-западе Галлии. Франки завоевали Северную Галлию, затем захватили большую часть соседних варварских королевств. Остготы захватили Италию. Англы, саксы, юты основали королевства на Британских островах. Завершающими событиями Великого переселения народов считается вторжение лангобардов в Италию и расселение славян на Балканском полуострове (конец VII-ХI вв.). Указанные факты демонстрируют, прежде всего, древнейший характер миграции, ее массовость. Еще в те давние времена, происходило массовое движение и смешение населения.

Данный процесс нашел свое продолжение в период феодализма, когда передвижения населения происходили главным образом из районов, пораженных голодом или эпидемиями. Период Великих географических открытий, кроме того, способствовал миграционным потокам сначала из Португалии и Испании, а затем из Англии, Франции, Голландии и других стран главным образом в Северную Америку. Кроме того, в эту эпоху больших масштабов достигала насильственная миграция африканского населения в Америку.

Становление и развитие капитализма не сократило потоки населения. Изменились лишь его формы, масштабы. Главным центром миграции в этот период были США, латиноамериканские страны, Австралия, Новая Зеландия, Южная Африка. В этот период к наиболее значительным перемещениям населения можно отнести: взрыв эмиграции из Ирландии в США, произошедший в 40-е годы XIX века, вследствие так называемого "картофельного голода"; крупное перемещение населения в начале 80-х годов XIX века из Италии и Восточной Европы в США, связанное с падением цен на европейскую пшеницу. Всего с начала XIX века до 1914 года из Европы эмигрировало около 50 млн. человек. До 70-х годов XIX века среди эмигрантов преобладали выходцы из Западной Европы - так называемая "старая эмиграция". В конце 19 века решающая роль перешла к странам новой эмиграции - государствам Южной и Восточной Европы.

Следующим этапом в развитии эмиграции можно назвать 20 век. В этот период на развитие миграции населения оказывают влияние войны, революции, распады стран. Наиболее крупные события этого периода: 1-я и 2-я мировые войны, Октябрьская революция в России, распад СССР. Один факт, в годы 2-й мировой войны было произведено массовое насильственное перемещение людей из порабощенных стран в Германию для использования на наиболее тяжелых работах. В Германии ежегодно работали в среднем 12-15 млн. иностранных рабочих. К послевоенным основным потокам можно отнести: потоки беженцев и из Вьетнама в 1974-1975 гг., а также с Кубы в 1980 году.

Снижение стоимости переезда и сопряженных с этим трудностей привело к резкому увеличению мобильности трудовых ресурсов после второй мировой войны.[10,с.10]. В современном мире резко увеличилось число стран, направляющих и принимающих мигрантов. Не менее 125 млн. человек живут сегодня за пределами своих стран.

Этот период характеризуется движением специалистов в промышленно развитые страны, т.е. «утечки умов», т.е. эмиграцией научно-технических кадров, как правило, в экономически развитые страны. Данный процесс принял массовый характер. Он знаменуется тем, что уезжают главным образом представители тех научных дисциплин, которые вносят наибольший вклад в научно-технический прогресс. Так, например, на следующий год после распада СССР в общей доле уехавших специалистов было 52 % специалистов в области физики, вычислительной математики и программирования, 27 % специалистов в области биологии и биотехнологии, 12 % химиков, 9 % представителей гуманитарных наук. Основными мотивами их переезда в другие страны являются, с одной стороны отличия в условиях для проведения научных исследований в разных странах, отсутствие в стране проживания перспектив творческого роста, а с другой - существенные отличия в социальном статусе и награде ученых, конструкторов и других "умов".

"Утечка умов" из развивающихся стран проходит по двум направлениям:

- идет эмиграция высококвалифицированных кадров, получивших высшее образование в собственных странах, но не нашедших в соответствии со своей квалификацией там работы;

- из развивающихся стран эмигрируют первоначально с целью получения образования, а затем и трудоустройства в развитых странах.

Таким образом, как показывает история - миграции явление древнее, то развивающееся, то затухающее. В различные исторические эпохи существенно различаются их формы, масштабы, интенсивность и, конечно, последствия. Способствуя движению, перемещению и в конечном итоге "смешению" населения, они тем самым со своей стороны утверждают идею интернационализации мира.

Глава 2 Современная миграция. Потоки. Эмиграция. Иммиграция

2.1. Трудовая миграция населения и становление глобального рынка труда

Современный период характеризуется продолжением и усложнением рассмотренных выше процессов перемещения населения, львиную долю в составе, которого занимают трудовые ресурсы. Эти процессы сопровождаются становлением глобального рынка труда с соответствующим спросом, предложением и ценообразованием.

В самом общем виде предложение на мировом рынке труда обусловливается динамикой трудовых ресурсов в мире. В последние десятилетия наблюдается значительный рост трудовых ресурсов: в 1995 г. общая численность их удвоилась по сравнению с 1965 г. и составила 2,5 млрд. чел, причем динамика предложения труда по регионам мира была различна. Если прирост в ПРС (перемещение предложения рабочей силы) составил около 40 %, то в Южной Азии 93%, а на Ближнем Востоке и в Сев. Африке - 176 %, т.е. наиболее ощутимым он оказался в бедных регионах, что и обусловливает одну из основных причин трудовой миграции. [14,с.10]

Более конкретно на международном рынке труда предложение рабочей силы обусловливается: масштабами трудовой миграции населения; той долей, которую составляет трудоспособное население в общей численности мигрантов; квалификацией рабочих, качеством и производительностью их труда.

Особенностью современного предложения на мировом рынке труда является возрастание доли высококвалифицированной рабочей силы: работники все чаще проявляют готовность инвестировать средства в человеческий капитал, повышая его мобильность и реализуя открывающиеся более благоприятные возможности в других регионах и странах.

Спрос на рабочую силу находится прежде всего в тесной зависимости от состояния экономической конъюнктуры в принимающих странах и странах оттока трудовых ресурсов. Немаловажную роль играет также техническая оснащенность производства, поскольку издержки на заработную плату по найму людей играют важную роль при сравнении с издержками на приобретение машин и оборудования.

Мировой рынок труда становится условием нормального воспроизводства и средством регулирования макроэкономических пропорций на международном уровне. В частности, масштабы, интенсивность и направления его функционирования в определяющей мере зависят от колебаний экономического роста и спада как в странах оттока, так и в принимающих странах. Известно, что экономический рост сопровождается повышением спроса на трудовые ресурсы, тогда как экономический спад - возникновением их избытка. Глобальное макроэкономическое регулирование осуществляется посредством международного перелива рабочей силы - переток ее оттуда, где избыток, туда, где дефицит. При этом решающим фактором, обусловливающим такой перелив, является величина заработной платы, точнее, различия между странами в вознаграждении аналогичного труда.

По данным ЮНИДО, разрыв в почасовой оплате между промышленно развитыми и развивающимися странами превысил в машиностроении, пищевой промышленности - в 7, а в текстильной в 9 раз. В производстве полупроводников, например, разрыв между США и Сингапуром достигает около 12 раз, а между ФРГ и Пакистаном в хлопкопрядильных обработках- около 30 раз. [14,с.552]

В глобальном масштабе разрыв в доходах на душу населения высокоразвитых и слаборазвитых государств (основу которого составляет разрыв в оплате наемного труда) огромен и неуклонно растет: в 1870 г. он был 11-кратным, в 1960 - 38-кратным, в 1985 г. -52-кратным. Эти процессы выталкивают трудящихся развивающихся стран за пределы национальных границ в поисках стабильной работы и дохода, заставляют их использовать любые методы для осуществления данной цели.

Наиболее распространенным методом достижения данной цели является трудовая миграция.

Трудовая миграция населения - особенная закономерность среди международных миграций. Так как, какие бы мотивы (политические, религиозные, национально-расовые и т.д.) не определяли современные международные миграции населения, это прежде всего явление экономическое, обусловленное в конечном счете поисками нового места приложения труда за пределами родной страны. Поэтому трудовую миграцию рассматривают с широкой и узкой точки зрения. С широкой точки зрения трудовая миграция - это совокупность всех форм территориальной подвижности населения, связанная с трудовой деятельностью на территории другой страны. Узкая трактовка сводится к вселению жителей одной страны на территорию другой, сопровождающаяся как сменой гражданства, так и последующим трудоустройством.

Рис.2.1. Международная миграция рабочей силы между странами

Согласно классификации ООН, постоянными трудящимися мигрантами считаются лица, остающиеся в стране въезда более одного года. Временными или сезонными мигрантами являются лица, прибывающие в страну въезда для того, чтобы найти оплачиваемую работу на срок не превышающий одного года. [6,с.9]

К концу 90-х годов в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся мигрантов. С учетом же членов их семей, мигрантов-сезонников, рабочих-фронтальеров (лиц ежедневно пересекающих границу, чтобы работать в соседнем государстве), нелегальных мигрантов, их численность в 3-5 раз выше. Особенно велико количество нелегальных эмигрантов - это лица, которые в поисках работы въезжают в страну нелегально или въезжают в нее на законных основаниях (в качестве туристов или по приглашениям) и нелегально трудоустраиваются. Увеличение потока эмигрантов наблюдается, несмотря на строгие меры по ограничению его, приняты многими странами Западной Европы, США, Канады, Австралии и др. стран.

Традиционно иностранные рабочие преимущественно использовались в тех сферах, где работа является слишком опасной, грязной или считается непрестижной для местного населения. Здесь доля иностранцев очень велика, порой доходит до 70 %, и значит эти предприятия как бы "сориентированы" на использование пришлой рабочей силы.[8,с.57]

В настоящее время на развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода иностранным рабочим-нерезидентам и 2/3 всех частных неоплаченных переводов, тогда как на все развивающиеся страны - только, соответственно, 1/10 и 1/3. Это означает, что в развитых странах сосредоточена основная доля временных рабочих-мигрантов и что именно туда эмигрируют трудоспособные работники из развивающихся стран, включая страны с переходной экономикой, которые становятся там резидентами. В рамках денежных потоков, связанных с трудовой миграцией, переводы работников занимают около 62%, трудовые доходы - около 31% и перемещение мигрантов - около 7%.

Наиболее крупные выплаты трудового дохода частным лицам-нерезидентам осуществляют Швейцария, ФРГ, Италия, Япония, Бельгия, США. В развивающемся мире наиболее активно иностранную рабочую силу используют ЮАР, Израиль, Малайзия, Кувейт.

Таким образом, международные миграционные процессы послужили основой формирования мирового рынка рабочей силы, который охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих границы. В своем современном состоянии он соединяет национальные и региональные рынки рабочей силы, а иногда и влечет за собой формирование этнических анклавов с так называемой этнической экономикой.

Становление и бурное развитие международного рынка рабочей силы является свидетельством того, что процессы интернационализации утвердились и в сфере трудовых отношений. Ныне практически ни одна страна не является не включенной в природное, территориальное, профессиональное, отраслевое социальное и квалифицированное движение рабочей силы.[7,с.69].

Увеличивающиеся миграционные потоки послужили не только основой формирования мирового рынка рабочей силы, но и существенным образом повлияли непосредственно на демографические процессы взаимодействующих стран. В США, например, по оценкам американских специалистов, в 80-е годы около половины прироста населения приходилось на иммигрантов. Одновременно активизируются переезды населения из одной развитой страны в другую в связи с учебой, долговременными контрактами и командировками, сменой места жительства и работы. Этому в немалой степени способствуют интеграционные процессы. Так, в конце 80-х годов межевропейская миграция составила 5 млн. человек, что в 5 раз больше, чем в 60-е годы.

2.2. Направления и регулирование международных миграционных процессов

Движение населения является источником многочисленных политических, институциональных и социальных взаимосвязей и предполагает существование различных соглашений или договоренностей между различными заинтересованными государствами. Так, следует отметить, что еще в 1951 г. ООН была принята "Конвенция о статусе беженцев". Впоследствии, развивая положение ООН о беженцах, Совет Европы принял ряд документов, способствующих его развитию. Наиболее важные из них следующие:

1. Европейское соглашение об отмене виз для беженцев (1959г.).

2. Резолюция 14 о предоставлении убежища лицам, находящимся под угрозой преследования (1967г.).

3. Европейское соглашение о передаче ответственности в отношении беженцев (1980г.).

4. Рекомендации о согласовании национальных процедур, касающихся предоставления убежища (1980 г.).

5. Дублинская конвенция (1990 г.).

В современных условиях активную роль в регулировании международных миграционных процессов и защите прав мигрантов играет Международная организация по вопросам миграции /МОМ/, решающая следующие основные задачи: управление организованной и плановой миграцией граждан с учетом потребностей стран эмиграции и иммиграции; содействие перемещению квалифицированных кадров между государствами; организация миграции беженцев и перемещенных лиц, вынужденных оставить свою родину.

Особая роль в вопросах миграции рабочей силы в Западной Европе отводится Межправительственному комитету по вопросам миграции (СИМЕ) - активно участвующему в обеспечении и защите прав трудящихся мигрантов. Важнейшая и определяющая роль в области защиты прав трудящихся мигрантов принадлежит Международной организации труда, принявшей за время своей деятельности более 300 конвенций и рекомендаций в данной области. Во многом благодаря ее деятельности смягчилась и ослабла дискриминация трудящихся - мигрантов. Это произошло прежде всего за счет:

1. организации бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;

2. принятия мер против недостоверной информации и пропаганда в отношении вопросов, касающихся иммигрантов и эмиграции граждан;

3. принятия мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов;

4. организации соответствующих медицинских служб;

5. разрешения переводить на родину заработок и сбережения трудящихся мигрантов.

Кроме того, миграционная политика координируется надгосударственными органами, такими как Комиссия ООН по народонаселению, располагающая специальным фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Управление Верховного комиссара по делам беженцев при ООН занимается вопросами защиты беженцев, реализации долгосрочных решений в отношении мигрантов. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения, содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Безусловно, однако, что определяющую роль играют сами принимающие государства, которые стремятся превратить миграционную политику в постоянно действующий фактор государственного регулирования. Государственная миграционная политика - это целенаправленная деятельность государства по регулированию процессов экспорта и импорта рабочей силы в данную страну и из нее. Она подразделяется на: эмиграционную политику; иммиграционную политику.

В целом каждая страна вырабатывает свои меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от ее экономического положения. Если взять, к примеру, миграционную политику США, то её особенностью является ярко выраженный иммиграционный характер. По сути дела, трудовые ресурсы этой страны исторически сложились за счет иммигрантов. Отсюда повышенное внимание в миграционной политике к иммиграции.

Эмиграционная же политика по сути дела почти не проводится, а понятие "эмигрант" не определяется.

В течении первых 140 лет существования государства иммиграция в США была фактически беспрепятственной. Это понятно: шло освоение территорий, и связанная с ним нехватка рабочей силы. Впоследствии в иммиграционную политику были внесены определенные коррективы. С 1952 года проводится регламентированная иммиграционная политика, отличительными чертами которой являются: строгая "селекция" въезжающих в страну; относительная свобода выбора места жительства и работы; члены семьи эмигрируют одновременно с главой семьи; весьма значительна доля лиц, иммигрирующих на основе родственных связей; большой процент иммигрантов, получающих по истечении 5 лет американское гражданство; значительное число иностранных граждан, которое приобретают статус "беженцев"; огромные масштабы нелегальной иммиграции наряду с контролируемой.

Характерной чертой современного мирового рынка труда является миграция интеллектуального труда, а также миграция высококвалифицированных рабочих и технического персонала. "Погоня за умами" стала одним из определяющих факторов экономического процветания. Лидерство и здесь принадлежит США, которые за последние два с лишим десятилетия привлекли из развивающихся стран 250 тысяч высококвалифицированных специалистов. Активно привлекают иностранных специалистов и страны Западной Европы. Миграция специалистов обусловлена общими причинами. Это, прежде всего: высокое материальное вознаграждение, неограниченные возможности для творчества и саморазвития, комфортные бытовые условия, лучшее лабораторное оборудование, гражданские права и демократические свободы.

Миграция рабочей силы - часть международных экономических отношений. Она находит косвенное отражение в платежных балансах стран-экспортеров рабочей силы. Обычно считается, что масштабы экспорта рабочей силы характеризуются переводами эмигрантов, выступающими в роли своеобразной платы за экспортируемый товар - рабочую силу. Переводы эмигрантов для некоторых развивающихся государств стали одним из основных источников валютных поступлений. Поступления по статье "Частные переводы" за последние годы у них возрастали наиболее высокими темпами по сравнению с другими поступлениями - около 10 % в год.

Если иммигрант допускается в страну на постоянное проживание с правом работать по найму или вести собственную предпринимательскую деятельность в любом штате страны и правом приобретения американского гражданства через 5 лет проживания в США, то не иммигрант допускается в страну на строго оговоренный срок, на выполнение определенного рода работы. Въезд не иммигрантов в США регулируется с помощью виз, классы которых определяют особый список лиц, которые считаются не иммигрантами. После окончания срока пребывания, иностранец обязан выехать из страны.

Основным регулирующим документом в области перемещения рабочей силы в США является иммиграционное законодательство, регулярно изменяющееся. Квоты согласно нового иммиграционного закона показаны на рис 2.2.

Рис.2.2. Квоты согласно иммиграционного закона США.

Ужесточившаяся в последнее двадцатилетие миграционная политика США привела к резкому увеличению масштабов нелегальной миграции и распространению полурабских форм использования труда иностранцев. Формированию "черного" рынка труда способствовал целый ряд факторов. Прежде всего это стремление предпринимателей использовать дешевую рабочую силу и экономить на оплате труда, технике безопасности, социальном страховании и т.д. Если, например, в США средний годовой доход определяется: врача - 148 тыс. долл., инженера-электрика - 59 тыс. долл., фармацевта - 47,5 тыс. долл., геолога - 50,8 тыс. долл., управляющего-консультанта -61,9 тыс. долл., служащего банка - 43 тыс. долл., математика -42,7 тыс. долл., рабочего-строителя - 40,8 тыс. долл., рабочего-слесаря - 35,2 тыс. долл., водителя - 34,8 тыс. долл., то годовой доход иностранных рабочих не превышает 10 тыс. долл. Согласно оценок Э.П. Плетнёва ежегодный приток нелегальных иммигрантов в США доходит до 1,2 млн. человек, а общее число подпольных иммигрантов в стране варьирует от 2 до 13 млн. человек.

На сегодняшний день США остается страной-лидером притяжения иностранной рабочей силы. Сюда устремляются целые массы низко- и высококвалифицированной рабочей силы. Первые направляются в основном из близкорасположенных государств, таких как Мексика, Бразилия, Панама и др. Вторые приезжают в США практически из всех стран, включая промышленно развитые государства. Интересно, что 23% членов Национальной академии наук, 33 % лауреатов Нобелевской премии в США - иммигранты. [10,с.163]

Прибытие большой массы населения из Латинской Америки и Азии приводит к изменению имеющейся этнической структуры -возрастанию доли "цветных" иммигрантов. Уже за период 1951-1990 гг. процент "цветного" населения увеличился в процентном отношении с 12 до 88. А к 2020 году этнические меньшинства могут насчитывать здесь, согласно прогнозам 91 млн. человек - 34 % всего населения и около 40 % рабочей силы. Уже сейчас в шести штатах США; Калифорнии, Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Иллинойсе и Нью - Джерси, где проживает 37 % коренного населения, сосредоточено 2/3 пришлого, что меняет облик не только целых городов, но и регионов. [4,с.10,42].

Другой страной, которая проводит активную иммиграционную политику, является Канада. Характерные черты современной иммиграционной политики Канады, определяемой в настоящее время Законом об иммиграции 1977 года, следующие: воссоединение семей; гуманное отношение к беженцам; отсутствие дискриминации к въезжающим, представителями какой бы страны они не являлись, какой бы расы, национальности, веры ни были; достижение социальных, экономических, демографических и культурных целей Канады.

Характерная особенность иммиграционной политики Канады - удовлетворение в первую очередь собственного рынка в рабочей силе. Закон об иммиграции разграничивает всех въезжающих в страну на две категории: "визитеров" и "въехавших в страну". Переход из первого статуса во второй запрещен законом.

"Въехавшие" иммигранты разделяются на следующие группы; семейные, беженцы и "независимые" иммигранты. Воссоединение семей касается ближних родственников, при отсутствии у них серьезных заболеваний, пристрастия к наркотикам и алкоголю. В отношении беженцев канадское иммиграционное законодательство руководствуется как их потребностями в защите, так и их потенциальными способностями обеспечить себя в стране. Что касается "независимых" иммигрантов, то здесь четко прослеживается государственная линия в отношении эффективного решения трудовых и демографических проблем Канады. В этой группе особым преимуществом пользуются граждане, обладающие капиталом, способным внести определенный вклад в развитие экономики.

Современная иммиграционная политика Австралии коорди-нируется министерством по делам иммиграции и этнических групп, консультативным иммиграционным советом, Австралийским советом по народонаселению и этническим вопросам, комитетом по экономическому развитию Австралии и некоторыми другими организациями. Такой спектр заинтересованных организаций свидетельствует о большом внимании к фактору иммиграции, его жизненной важности для страны.

Хотя, по большому счету иммиграционная политика Австралии аналогична политике США и Канады, в ней присутствует одна характерная черта - особый приоритет демографического фактора. Здесь преимущественное право при прочих равных условиях при допуске в страну имеют женщины и молодые семьи с детьми.

Согласно закону об иммиграции среди желающих выехать в Австралию выделяют четыре группы: семейные, беженцы, "общие" и "специальные" иммигранты. К семейным относятся те, у кого есть близкие родственники среди граждан Австралии. Что касается беженцев, то здесь в качестве таковых считаются лица, попадающие под действие международных конвенций. "Специальные" иммигранты - это лица, пользующиеся льготным режимом въезда в страну: жители Новой Зеландии; граждане Великобритании; лица, прямые потомки которых родились в Австралии; бизнесмены, обладающие значительным капиталом. К "общим" иммигрантам относятся лица, являющиеся специалистами, профессии которых представляют для экономики Австралии особую ценность. В настоящее время в стране используется примерно 200 тысяч иностранных работников, в большинстве своем выходцев из Восточной и Юго-Восточной Азии, Восточной и Центральной Европы. [1,с.111]

Все иммигранты после двух лет пребывания в стране могут обращаться с ходатайством о предоставлении им австралийского гражданства, хотя это зависит и от ряда других причин.

Важнейшим центром притяжения иностранной рабочей силы является Западная Европа, на которую приходится более четверти иностранной рабочей силы мира. Приток иммигрантов в Западную Европу в середине 90-х годов оценивался на уровне 180 тыс. человек в год. Более того, здесь создан и развивается общий рынок рабочей силы, предполагающий свободу перемещения работников между странами ЕС и унификацию трудового законодательства.

В этом регионе основным импортером рабочей силы является ФРГ, где живет в настоящее время 7,4 млн. иностранцев. Сюда приезжает рабочая сила непосредственно из стран ЕС, а также Югославии, Польши, Турции, СНГ, Восточной Европы и даже других континентов.

За последние 40 лет в ФРГ переселилось более 30 млн. человек (за тот же период отсюда уехало 21 млн. человек). Около 70 % иностранного населения проживают в четырех западных землях; Баден-Вюртенберге, Баварии, Гессене и Северной Рейн-Вейфалии.

Привлекательности ФРГ способствуют следующие причины: наличие высокого уровня политической стабильности; высокий уровень оплаты труда; высокий уровень социальной защиты для легальных мигрантов; выгодное географическое положение.

На европейском континенте выделяются и другие крупные импортеры рабочей силы. Это, прежде всего, Франция, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швейцария, Швеция, Норвегия и Австрия.

Здесь характерной чертой иностранного населения стало преобладание в его структуре поселенцев, имеющих постоянный вид на жительство. В ФРГ 2/3, а в Австрии и Швейцарии, например, 3/4 иностранцев имеют статус постоянных жителей. Средняя продолжительность пребывания иностранцев в Западной Европе превышает 10 лет, причем в Германии 1/4 их проживает более 20 лет. В настоящее время в ЕС находится 13 млн. мигрантов и членов их семей.

Как и в США, особенностью иностранного населения Западной Европы стало возрастание доли "цветного" населения. Доля приезжающих из Азии и Африки в общем потоке иммигрантов возросла С 26 % в 1976 до 63 % в 1991 г.

Совершенно особенным центром притяжения трудовых ресурсов является нефтяной регион Персидского залива. Его спецификой является наличие огромных запасов нефти в таких государствах, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, имеющих как небольшую численность населения, так и желание его изменить свой образ жизни. Как следствие - увеличение притяжения иностранной рабочей силы каждым из отмеченных государств, причем не только в сфере нефтедобычи, но и в других сферах. Так, например, в середине 90-х годов в Саудовской Аравии насчитывалось около 4 млн. трудящихся мигрантов, а во всем регионе около 10 млн.

Политика нефтедобывающих стран в отношении притяжения рабочей силы направлена на привлечение прежде всего арабов и мусульман из таких стран, как Египет, Сирия, Турция, Пакистан, Малайзия, Индия и др. Специфика этого региона проявляется и в том, что доля иностранной рабочей силы в некоторых государствах составляет большую часть занятых в народном хозяйстве. Так, доля иностранной рабочей силы в Кувейте составляет 70 %, в Катаре -80%, в Объединенных Арабских Эмиратах - 90 %.

Следующим, относительно недавно сформировавшимся центром притяжения иностранной рабочей силы являются новые индустриальные страны, такие как Сингапур, Макао, Таиланд, Индонезия. В связи с бурным развитием данного региона сюда увеличился поток иностранных рабочих, нанимающихся на временные работы.[8,с.102]. Велика роль в притяжении иностранной рабочей силы и других соседних государств Юго-Восточной Азии - Бангладеш, Бирмы, Филиппин, Шри-Ланки и др. Общее число иностранных рабочих в этом регионе - около 4 млн. человек. В больших количествах импортируют рабочую силу новые индустриальные страны Латинской Америки. Здесь особо следует выделить Бразилию, Мексику, Аргентину, Венесуэлу, Чили, притягивающих рабочую силу из соседних государств. Здесь в настоящее время насчитывается около 8 млн. трудящихся-мигрантов.

Особый центр притяжения иностранной рабочей силы сложился в Южно-Африканской Республике. Здесь поставщиками рабочей силы выступают территориально близко расположенные государства -Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Мозамбик, Лесото, Свазиленд и др.

Общее количество работающей здесь иностранной рабочей силы составляет около 1 млн. человек.

Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран и стран экспортирующих рабочую силу, а также на основе межгосударственных соглашений между ними.

Глава 3 Украина в международной миграции рабочей силы

3.1.Последствия международной миграции рабочей силы

Миграция оказывает большое влияние, как на экономику стран-экспортеров, так и стран-импортеров рабочей силы. Мир в целом также не остается безучастным к международному перемещению трудовых ресурсов. Рассмотрим подробнее последствия этого процесса для всех заинтересованных сторон, которые могут носить как положительный так и отрицательный характер.

1. Отталкивающая сторона:

Теряет (обычно лучшую) часть своей рабочей силы, так как в своем большинстве, страну покидают наиболее квалифицированные работники. Особенно страдают разви-вающиеся страны, поскольку теряют крайне необходимые для развития лучшие кадры, на подготовку которых ранее были затрачены определенные средства.

В результате постоянно осуществляющейся эмиграции получается так называемый "эффект веры" в развитие экономики страны, что в конечном итоге приводит к снижению уровня инвестиций в экономику данной страны.

Вследствие "утечки умов" за пределы национальных границ усиливаются и без того мощные позиции конкурентов в международной торговле.

Недополучает определенную часть национального дохода и налоговых поступлений в госбюджет.

Получает снижение давления имеющихся у нее избыточных трудовых ресурсов и в конечном итоге уменьшение социального напряжения в стране.

Пополняет доходную часть платежного баланса за счет денежных переводов работающих за границей собственных граждан.

Получает значительные выгоды за счет привоза эмигрантами различного рода материальных ценностей - денежных средств, автомобилей, товаров длительного пользования и др.

Имеет, в конечном итоге, более квалифицированную рабочую силу, вернувшуюся на родину и использующую накопленные знания, опыт, денежные и материальные средства для развития экономики собственной страны.

2. Принимающая сторона:

Получает дополнительную конкуренцию на рынке труда, ведущую к росту безработицы.

Получает элементы социальной напряженности в обществе в виде конфликтов на национальной, религиозной почве, а также рост преступности и пр.

За счет привлечения дополнительной рабочей силы в конечном итоге стимулируется рост производительности труда и эффективности производства в стране.

Получает экономию на затратах на образование и профессиональную подготовку.

Получает возможность экономии за счет сокращения покупки лицензий, патентов, ноу-хау за границей и соответственно за счет продажи их на мировом рынке.

Повышает конкурентоспособность своих товаров вследствие уменьшения издержек производства и вследствие низкой цены иностранной рабочей силы.

Стимулирует собственное производство и увеличивает занятость за счет дополнительного спроса на товары и услуги въехавшей рабочей силы.

Выигрывает вследствие ухода от реализации различного рода социальных программ для иностранных рабочих.

Улучшает демографическую ситуацию в своей стране, замедляет общий темп старения населения.

Обобщая последствия международной миграции рабочей силы, для стран отталкивающих и притягивающих ее, следует отметить, что международная миграция - процесс неоднозначный.[12,с.40]. Она, конечно же не определяется одним лишь количеством положительных и отрицательных аспектов. Безусловно, фундаментальной является качественная сторона процесса, позволяющая каждому гражданину в большей или меньшей степени реализовать права человека, свободно жить и трудиться в той стране, где он может внести больший вклад в мировое производство и собственное благосостояние.

Неоднозначны последствия международной миграции и для самих мигрантов. Кроме возможных выгод от получения работы, лучших условий труда и его оплаты, мигранты несут и определенные потери, связанные с проблемами:

1. переезда и устройства на новом месте;

2. найма на работу;

3. оплаты труда;

4. продолжительности и режима рабочего дня;

5. получения образования и повышение квалификации;

6. получение пенсий, пособий и других форм социального обеспечения;

7. адаптации к новой культуре, языку, климату и пр.;

8. медицинского страхования и обслуживания и др.

Несмотря на эти имеющиеся в некоторых странах проблемы для иностранной рабочей силы, выгоды все-таки являются категорией определяющей, а экономический аспект является превалирующим. Количество мигрантов, таким образом, продолжает увеличиваться как необходимость поиска лучших условий жизни.

3.2. Современные масштабы миграционного движения населения Украины

Миграционные процессы не оставили в стороне и Украину, которая под влиянием углубляющейся депопуляции и расширяющейся эмиграции теряет часть своего населения. Если в 1993 году население Украины достигало 52244,1 тыс. чел, то в 1994 году его численность снижается до 52114,4 тыс. чел., а в 1996 году - до 51320 тыс. чел. Таким образом, потери населения в Украине за три года составляют примерно 1 млн. человек. [7,с.60] А уже на 1 января 1997 года численность населения Украины составила 50,9 млн. человек, уменьшившись еще более.

Миграционный обмен Украины характеризуется отношениями с ближним и дальним зарубежьем. Ближнее зарубежье - в основном Россия и Беларусь, являются странами миграционного выбора. Отрицательное сальдо миграции в обмене населением с Беларусью увеличивается год из года, а отток кадров Украины в Россию зафиксирован впервые с 1994 года. В Беларусь в большей массе уезжают белорусы и русские, а в Россию - русские, украинцы и крымские татары. В небольшой массе отмечено движение жителей коренных национальностей на родину - в Казахстан, Молдову, Латвию, Литву, Эстонию и другие республики. Согласно статистике из общего числа эмигрантов 78,5 % выехали в страны СНГ и Балтии, из которых 88,6 % - в Россию. За границы Украины на постоянное место проживание в 1996 году переехали 165,8 тыс. граждан Украины. Из них 61,8 % - трудоспособного возраста; 20 % - младше трудоспособного; 18,2 % - старше трудоспособного. Из общего числа лиц годами старше 15 лет имели среднее образование 37,3 %, средне специальное -28,3%, высшее - 20,1% (из них имели звание доктора наук -56 человек, кандидата наук- 172 человека).

В Украину из Таджикистана, Грузии, Азербайджана, Армении наблюдается движения населения, как коренных, так и некоренных национальностей. Кроме того, продолжается возвращение в Крым крымских татар, депортированных в 1944 году, среди которых категории переселенцев как обычные, так и вынужденные.

В миграционном обмене с дальним зарубежьем Украина также теряет собственное население. Притягивающими странами здесь выступают США, Израиль, Германия, Канада, Австралия, Польша, Венгрия, Словакия, и пр. Среди эмигрантов преобладают евреи, русские, украинцы, немцы, греки, армяне. Например, среди выехавших в 1994 году в Израиль 63,9% - евреи, 16,4% - русские, 16,2% -украинцы; доля евреев, уехавших в США, составила - 53,5 %, украинцев - 27,6%, русских - 14,6%, армян - 5,5%. Наиболее ощутимые миграционные потери населения Украины по прогнозам специалистов ожидаются на рубеже ХХ-ХХ! веков и оцениваются в пределах 195 тыс. человек. После чего модуль величины сальдо миграции населения Украины будет постепенно уменьшаться.

Главные причины массовой эмиграции следующие:

- огромная разница как в условиях жизни, так и в уровне заработной платы в Украине и других странах (прежде всего в странах Запада);

- экономическая нестабильность;

- отсутствие безопасности граждан;

- ухудшение экологической ситуации;

- отсутствие перспектив профессионального роста;

- обострение языковой проблемы.

Дальнее зарубежье в меньшей мере является поставщиком рабочей силы для Украины. В большей части это беженцы. По состоянию на 1 января 1997 года статус беженца на Украине имеют: из стран Европы - 16 человек (в том числе из Боснии и Герцеговины - 10 человек), из стран Азии - 1079 человек (в том числе из Афганистана 999 человек), из стран Африки - 15 человек, лица без гражданства - 51 человек. На сегодняшний день, согласно данных государственной отчетности в Украине работает до 2 тыс. иностранцев (на начало 90-х годов - 20,3 тыс. человек).

Увеличение миграционных потоков требует регулирования миграционных процессов. С этой целью на Украине были приняты:

1. Закон "О гражданстве Украины" (от 08.10.1991 г.);

2. Закон "О беженцах" (от 24.11.1993 г.);

3. Закон "О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины" (от 21.01.1994 г.);

4. Закон "О правовом статусе иностранцев" (от 04.02.1994 г.).

Появились в Украине и организации, непосредственно регулирующие процесс трудоустройства за рубежом. Это, прежде всего информационно-консалтинговые фирмы и имплоймент-агентства.

Заключение

Проблема международной миграции населения в условиях углубления взаимозависимости стран мира становится все более насущной. Она высоко актуальна и весьма сложна как по своей сути, так и ее многочисленным прямым и косвенным макроэкономическим, социальным и политическим последствиям.

Международная миграция неразрывно связана с международными потоками товаров и капитала. Активизация международной торговли, структурная перестройка национальных экономик под воздействием НТР и связанное с ней движение капиталов, распад традиционных местных производств принципиально изменяют структуру занятости, динамику заработной платы и благосостояния вообще, стимулируя международное перемещение рабочей силы.

Вместе с тем в экономической литературе считается, что общее воздействие международной миграции на экономику гораздо меньше влияния, оказываемого международным капиталом или торговлей и что международная миграция еще не приобрела глобального характера: большинство мигрантов остаются в пределе своего региона.

На развитие миграционных процессов несомненное влияние оказывает тот факт, что большинство стран либо уже включилось в мировые рынки товаров и капитала, либо движутся в направлении такой интеграции. Труд и капитал неразделимы, и движение капитала часто предполагает движение населения. Однако международная миграция продолжает оставаться более политически окрашенной, чем торговля и движение капитала.

Международная миграция в современных условиях характеризуется следующими отличительными чертами: более половины потоков миграции в мире наблюдается между развивающимися странами; повышается спрос на временную рабочую силу в переживающих экономический расцвет странах Азии - в республике Корея, Малайзии и Японии; возрастает приток мигрантов в промышленно-развитые страны, а в их составе все заметнее выходцы из развивающихся стран; нарастание миграционных потоков одновременно с растущей безработицей в принимающих странах, что ведет к усилению социальной напряженности в США и Европе; занятость значительной доли мигрантов в нерегистрируемом секторе экономики, что обусловливает заработки намного меньше, чем даже у неквалифицированных местных кадров; повышение количества квалифицированных рабочих среди мигрантов.

Специфика природы, масштабов, направлений и причин современной международной миграции есть следствие длительного исторического развития данного явления.

Поскольку Украина является членом Международной организации труда, регулирующей международную миграцию рабочей силы, она в обязательном порядке должна соблюдать международные миграционные нормы.

Список используемых источников

1.
Базылев «Экономическая теория», М. 1998 г.

2. Борисов Е.Ф. «Глобальная экономика», М. 1996 г.

3. Войтович А.Г. «Глобальные проблемы мира», М. 1999 г.

4. Воловин Е. «Глобализация экономики и ее влияние на национальные бюджеты. Проблемы теории и практики управления», 2005 г.

5. Загорулько В. «Экономические аспекты глобальных проблем. Основы экономической теории и практики», К. 1994 г.

6. Камаева В.Д. «Экономическая теория » Х.2005г.

7. Клюня В.Л., Новикова И.В. «Экономическая теория» М.1997 г.

8. Макконелл К.Р. «Экономикс» т.2, М. 1992 г.

9. «Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции», Международный журнал «Проблемы теории и практики управления» № 6 1998 г.

10. Райзберг Б.А. «Курс экономики», М. 1997 г.

11. СелищевА.С. «Макроэкономика», М.1996 г.

12. Соколинский В.М. «Глобальные проблемы экономики», М. 1998г.

13. Ходов А.Т. «Основы государственной экономической политики» Мн. 1997г.

14. «Глобальные проблемы современности. Глобализация международных отношений», «Международные отношения», май, № 6 М. 1999 г.

15. Герман В.Б. «Мировая экономика», Симферополь.2006 г.

Приложение 1

Рис.1 Главные мировые миграции населения в XVII - первой половине XIX в.

Приложение 2

Рис. 2. Миграция населения в конце XIX - начале ХХ вв

Рис. 3. Основные миграции населения в мире в конце ХХ века

Приложение 3

Рис. 4. Миграция из отдельных регионов в 1999 году в Германию (чел)






Информация 







© Центральная Научная Библиотека