Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Мировые экономические кризисы

Мировые экономические кризисы

2

Министерство науки и образования РФ

Байкальский государственный университет

Экономики и права

Читинский институт

Кафедра экономической теории

Курсовая работа

по дисциплине Экономическая теория (макроэкономика)

на тему:

Мировые экономические кризисы

Чита, 2008

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Сущность экономического кризиса
    • 1.1 Причины возникновения и виды экономических кризисов. Цикличность экономического кризиса
      • 1.2 Антикризисная политика
  • Глава 2. Россия и США
    • 2.1 Современный кризис США
      • 2.2 Влияние современного кризиса на экономику России
  • Глава 3. Перспективы развития мировой экономики после кризиса.
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Введение
  • На протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдался нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы.
  • В специальной литературе экономический кризис характеризуется как нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.
  • Кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX века - как нарушение равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом.
  • Первый мировой экономический кризис, который нанес удар народному хозяйству и общественной жизни одновременно США, Германии, Англии и Франции произошел в 1857 году. Кризис начался в США. Причиной послужили массовые банкротства железнодорожных компаний и обвал рынка акций. Коллапс на фондовом рынке спровоцировал кризис американской банковской системы. В том же году кризис перекинулся на Англию, а затем на всю Европу. Волна биржевых волнений прокатилась даже по Латинской Америке. В период кризиса производство чугуна в США сократилось на 20%, потребление хлопка на 27%. В Великобритании больше всего пострадало судостроение, где объём производства упал на 26%. В Германии на 25% сократилось потребление чугуна; во Франции ? на 13% выплавка чугуна и на столько же потребление хлопка; в России выплавка чугуна упала на 17%, выпуск хлопчатобумажных тканей - на 14%. [15]
  • Впоследствии, на протяжении многих веком, можно наблюдать различные кризисы экономического характера, происходящий в разных точках земного шара: время Великой депрессии (1929-1933 гг.), Мексиканский кризис (1994-1995гг.), Азиатский кризис (1997г.), Российский кризис (1998г.) и, конечно же, происходящий в настоящий момент времени американский экономический кризис. Актуальность данной темы, безусловно, неоспорима, т.к. экономика многих стран мира вовлечена в последний из выше указанных кризисов. [15]
  • Касательно меня, выбор данной темы, прежде всего, связан с актуальностью проблемы, широким диапазоном новой информации и возможностью сопоставления данных за различные исторические периоды времени.
  • В своей работе, я бы хотела рассмотреть следующие вопросы:
  • 1. Понятие кризиса, его виды и причины возникновения
  • 2. Анализ кризиса на примере кризиса США и его влияние на мировую экономику;
  • 3. Сценарии развития мировой экономики после кризиса
Глава 1. Сущность экономического кризиса

Экономический кризис - резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушения сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге - снижении жизненного уровня, благосостояния населения. [13]

Сущность экономического кризиса проявляется в перепроизводстве товаров по отношению к платежеспособному совокупному спросу, нарушении процесса условий воспроизводства общественного капитала, массовых банкротствах фирм, росте безработицы и других социально-экономических потрясениях. [12]

1.1. Причины возникновения и виды экономических кризисов. Цикличность экономического кризиса

Экономической наукой к настоящему времени разработан ряд теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов.

Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные (связанные с потребностями модернизации и реконструкции) и субъективные (отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении).

Как правило, экономика проходит последовательно четыре фазы: подъем, спад (кризис), депрессия, оживление. [14]

Первая фаза классического цикла общественного воспроизводства -- подъем (бум). Ускорение экономического развития обнаруживается в серии нововведений, возникновении массы новых товаров и новых предприятий, в стремительном росте капиталовложений, курсов акций и других ценных бумаг, процентных ставок, цен и заработной платы. В то же время нарастает напряженность банковских балансов, увеличиваются товарные запасы. Подъем, выводящий экономику на новый уровень в ее поступательном развитии, подготавливает базу для кризиса.

Вторая фаза -- кризис (спад). Происходят сокращение объема производства и деловой активности, падение цен, затоваривание, рост безработицы и резкое увеличение количества банкротств. При этом следует отметить, что степень негативного влияния экономических кризисов на отдельные отрасли различна. В отраслях, поставляющих предметы повседневного спроса, производство сокращается в сравнительно меньших масштабах. Реакция на кризис монополий немонополизированных секторов экономики также различна. Если в высокомонополизированных отраслях в период кризиса цены почти не снижаются при резком сокращении объемов производства, то в отраслях с низкой концентрацией капитала происходит значительное падение цен при относительно небольшом снижении объемов выпуска продукции. Иначе говоря, монополии, опираясь на свою экономическую власть, с гораздо меньшими издержками могут пережить кризис.

Третья фаза -- депрессия (стагнация), более или менее продолжительная -- от полугода до трех лет. Происходит приспособление хозяйственной жизни к новым условиям и потребностям, обретение нового равновесия. Для этой фазы характерны неуверенность, беспорядочные действия, доверие предпринимателя к конъюнктуре восстанавливается с трудом, он не рискует вкладывать значительные средства в бизнес, хотя цены и условия хозяйствования стабилизируются. Во многих случаях происходит падение нормы процента.

Четвертая фаза -- оживление, т.е. восстановление. Начинаются капиталовложения, растут цены, производство, занятость, процентные ставки. Оживление охватывает, прежде всего, отрасли, поставляющие средства производства. Поощряемые успехом других, создаются новые предприятия. Оживление завершается достижением предкризисного уровня по макроэкономическим показателям. Затем начинается новый, более высокий, чем прежде, подъем. [14]

Далее наступает новый виток спирали экономического развития, снова возникает фаза подъема, которая подготавливает базу для нового кризиса, и т.д.

Кризисы бывают регулярными (циклическими или периодическими), которые повторяются с определенной закономерностью, и нерегулярными. Регулярные кризисы перепроизводства дают началу новому циклу, в ходе которого экономика последовательно проходит четыре фазы и подготавливает базу для следующего кризиса. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономики, достигая большой глубины и продолжительности. К нерегулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные.

Промежуточный кризис не дает начало новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глубок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер.

Частичный кризис в отличие от промежуточного охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей народного хозяйства. Поводом для него могут послужить диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроизводство и т.д. Такие кризисы бывают национальными и международными.

Структурный кризис является следствием нарушения закона пропорционального развития общественного производства. Это проявляется в значительных диспропорциях между отраслями с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натуральном выражении, необходимых для сбалансированного развития экономики, с другой.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрываются перепроизводство и увеличение предложения. [14]

В этой связи, естественно, возникают вопросы, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государственного регулирования и др.

С позиции теории регуляции кризисы можно классифицировать следующим образом:

· кризис как результат «внешнего» шока: продолжение экономического развития той или иной географической общности оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;

· циклические кризисы: устранение напряжений и неравновесий, накопившихся за время подъема в экономических механизмах и социальных процессах;

· структурный (большой) кризис: любой случай проявления противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

· кризис системы регуляции: механизмы, связанные с существующей системой регуляции, оказываются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнктурные процессы, хотя режим накопления остается вполне

· кризис способа производства: обострение противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспособными самые важные закономерности, на которых базируются организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и структура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

Экономический цикл - это период времени от начала одного кризиса до начала другого. [11]

Циклический характер развития экономики обусловлен следующими причинами.

Несовершенство рыночного саморегулирования. Высокая экономическая конъюнктура, вовлекая в производство дополнительные ресурсы, создает новые доходы и увеличивает спрос. Когда потребление достигает точки насыщения, производство не в состоянии мгновенно отреагировать на это. Т.е., если резко понижается спрос на какую либо продукцию информация о необходимости сокращения объемов поступит к производителям станков и оборудования в последнюю очередь, а значит еще какое-то время будет выпускаться лишняя продукция.

1.Развитие диспропорций в структуре народного хозяйства. Естественное старение одних отраслей, развитие других, особенности размещения производительных сил по регионам обусловливают нарастание диспропорций и в результате спад производства.

2.Характер движения основного капитала. Научно-технический прогресс приводит к совершенствованию существующих и появлению новых моделей станков и оборудования. Необходимость замены основного капитала -- как из-за его естественного старения, так и из-за его морального износа -- обусловливает цикличность производства в отраслях, создающих средства производства. Возникает также цикличность осуществления инвестиций в отраслях, производящих предметы потребления, периодическое увеличение инвестиций вызывает мультипликативное расширение производства средств производства и дальнейшее мультипликативное увеличение экономики в целом.

3.Характер движения стоимости основного капитала. Рост производительности труда в результате научно-технического прогресса приводит к снижению издержек производства и соответственно цен на продукцию. [14]

Экономический цикл состоит из следующих фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем (см. рис. 1). Главное значение имеет фаза кризиса, начинающая и заканчивающая цикл. В ней выражены основные черты и противоречия циклического процесса воспроизводства.[14]

Рис. 1

Кризис -- это резкое нарушение существовавшего равновесия в результате нараставших диспропорций. Происходит сокращение спроса и избыток предложения. Трудности со сбытом приводят к сокращению производства и росту безработицы. Снижение покупательной способности населения еще больше осложняет сбыт. Все экономические показатели сокращаются. Происходит падение уровней заработной платы, прибыли, инвестиций, цен. Из-за омертвления капитала в виде нереализованных товаров фирмы испытывают недостаток денежных средств для текущих платежей, поэтому быстро растет плата за кредит -- ставка ссудного процента. Курсы ценных бумаг падают, наступает волна банкротств и массового закрытия предприятий. Кризис завершается с наступлением депрессии.

Депрессия, или застой,-- на этой фазе наступает определенная стабилизация. Падение макроэкономических показателей -- ВВП, объема промышленной продукции и других останавливается. Цены, заработные платы, безработица стабилизируются на определенном уровне. Ставка ссудного процента понижается, так как деловая активность невысока и спрос на деньги относительно невелик. [14]

Оживление -- эта фаза характеризуется периодом медленного роста после некоторой стабилизации. Эта фаза, как правило, не бывает ярко выраженной, с резким и четким началом, но здесь все экономические показатели, отражающие состояние экономики, получают тенденцию положительного роста. Постепенно увеличиваются цены, занятость, заработные платы, прибыли, ставка ссудного процента. Оживление переходит в фазу подъема.

Подъем -- происходит рост всех макроэкономических показателей. Растущие цены компенсируются ростом заработной платы и прибыли, весь объем выпущенной продукции поглощается растущим спросом, занятость увеличивается и трудовые ресурсы становятся лимитирующим фактором дальнейшего развития. Фаза подъема через некоторое время достигает высшей точки, которая называется процветанием или бумом. Экономика вовлекает в производство дополнительные ресурсы, вызывая повышение издержек и рост цен. Нарастают диспропорции между спросом и предложением. [11]

Во второй половине XX в. экономические циклы и кризисы получили новые черты и особенности. Основой для изменений послужили процесс дальнейшего обобществления производства и капитала, развитие международной интеграции, антикризисная политика государства.

Можно выделить следующие особенности современного экономического цикла:

1. Кризисы стали наступать чаще, продолжительность цикла сократилась с 11--12 лет в конце XIX -- первой половине XX в. до 5--7 лет в настоящее время.

2. Если прежде фазы цикла наступали в странах не одновременно, цикл был асинхронным, то теперь фаза кризиса наступает одновременно. Цикл синхронизировался, т. е. наступление кризиса в одной стране провоцирует его наступление в других. [14]

3. Государство стало осуществлять активную антикризисную политику, оказывая влияние на ход всего цикла. Это привело к тому, что границы между фазами стали нечеткими, «размытыми» (см. рис. 2). Фазы стали плавно переходить одна в другую. Из цикла стали «выпадать» целые фазы, например после кризиса, минуя фазу депрессии, могло сразу наступить оживление.

Рис. 2

4. Начиная с конца 60-х годов циклический кризис сопровождается нарастающей инфляцией. Безработица становится хронической и затрагивает новые категории работников. Возник новый тип кризисной экономики -- стагфляционная экономика.

5. Изменился сам характер кризисов -- после череды менее продолжительных и глубоких наступает кризис, который обладает всеми чертами «классического» по степени охвата различных отраслей и сфер экономики, по размеру спада и его продолжительности.

Циклы развития общественного производства можно классифицировать в соответствии с их продолжительностью. Следует выделить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные циклы.

Краткосрочные циклы -- это колебания рыночной конъюнктуры, изменения соотношения «спрос -- предложение» под влиянием сезонных и тому подобных факторов. Особенно наглядно такие циклы проявляются в сельскохозяйственном производстве, гостиничном и туристическом бизнесе и т. д. [14]

Среднесрочные циклы -- это циклы воспроизводства основного капитала и соответствующего изменения рыночной конъюнктуры. Этот тип циклов мы уже подробно рассмотрели. Следует подчеркнуть, что характер изменения среднесрочных экономических циклов во многом зависит от того, какой фазе долгосрочного цикла они соответствуют.

Долгосрочные циклы, или «длинные волны». Впервые понятие длинных волн было предложено русским ученым Н.Д. Кондратьевым в 20-е годы XX в. Он предположил, что в развитии экономики можно выделить последовательные периоды ускоренного и замедленного роста со средней продолжительностью около 50 лет. Н.Д. Кондратьев назвал их «длинными волнами». На основе большого эмпирического материала, содержащего данные за 140 лет, он выявил и проанализировал три цикла экономической конъюнктуры, содержащих «повышательные» и «понижательные» волны (см.таблица 1):

Таблица 1

1 цикл

2 цикл

3 цикл

Повышательная волна

с конца 80гг. XVIII в. по пери-од 1810--1817 гг.

с периода 1844--1851 гг. до периода 1870--1875 гг.

с 1890--1896 гг. до периода 1914-- 1920 гг.

Понижательная волна

с периода 1810--1817 гг. до периода 1844--1851 гг.

с периода 1870--1875 гг. до периода 1890--1896 гг.

с периода 1914--1920 гг.

Таким образом, Кондратьев практически предсказал наступление Великой депрессии в западных странах, а его теория позволяет объяснить углубление кризисов в 60-е и 70-е годы XX в. [14]

1.2. Антикризисная политика

Антициклическое регулирование - одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Главной задачей антициклического регулирования является предотвращение кризисов. Для этого используются кредитно-денежные и бюджетно-налоговые механизмы.

Как правило, чем выше темпы развития экономики, чем больше ее «перегрев» на стадии подъема, тем сильнее будет надвигающийся кризис. Поэтому, чтобы не допустить «перегрева», государство в определенный момент начинает препятствовать высоким темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Сокращение государственных расходов уменьшает совокупный спрос и снижает деловую активность. Этому служат также увеличение размеров налогов, отмена налоговых льгот на инвестиции и ускоренную амортизацию. В некоторых случаях, чтобы избежать глубокого кризиса, правительство может спровоцировать его наступление раньше времени. Такой «искусственный» кризис будет менее глубоким и менее продолжительным.

В период кризиса или депрессии для того, чтобы стимулировать производство, государство увеличивает свои расходы, снижает налоги и предоставляет фирмам налоговые льготы на инвестиции и ускоренную амортизацию, принимает меры, направленные на удешевление кредита и на сокращение резервных отчислений. В некоторых случаях государство прибегает к политике протекционизма, стимулируя национальных производителей и защищая внутренний рынок от иностранных конкурентов с помощью таможенных пошлин и ограничений на импорт товаров. Стимулирующую роль играет также изменение валютных курсов, повышающее эффективность экспорта и ограничивающее импорт.

Следует подчеркнуть, что государственное регулирование должно сочетать в себе достижение противоположных целей, то есть, с одной стороны, предотвращение спада производства и роста безработицы, а с другой -- предотвращение развития инфляции. [12]

Различие взглядов на причины циклических колебаний в экономике влечет за собой и различные подходы к проблеме их регулирования. В целом все подходы тяготеют к двум направлениям регулирования:

· Неокейнсианскому;

· Неконсервативному.

Первое направление ориентируется на регулирование совокупного спроса, а второе - на регулирование совокупного предложения. В приведенной ниже таблице дана их сводная характеристика.

Таблица 2

Признаки

Неокейнсианство

Неоконсерватизм

Ориентация

на спрос

на предложение

Цели

Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика)

Создание стимулов деятельности отдельных фирм (микроэкономика)

Приоритеты регулирования

1.Налогово-бюджетная политика

1.Кредитно-денежная политика

2.Кредитно-денежная политика

2.Налогово-бюджетная политика

Оценка роли государства

Поощрение

Ограничение

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которые можно использовать для этих целей.

Сторонники неокейнсианских рецептов уделяют наибольшее внимание

бюджетной политике (Что связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неоконсервативных рецептов уделяют наибольшее внимание проблеме денег и кредита. Поэтому в последние годы неоконсервативная политика опирается на монетаристские теории, которые во главу угла ставят объем денежной массы и его регулирование. [17]

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на различия указанных двух направлений регулирования экономики, есть общее понимание: во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того, какова должна быть в целом политика государства, направленная на сглаживание амплитуды циклических колебаний.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает:

1) снижение ставок налога;

2) предоставление налоговых льгот на новые инвестиции;

3) проведение политики ускоренной амортизации. [15]

При этом сторонники неокейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства. Графическая иллюстрация воздействия государства на совокупный спрос представлена на рис.4.

Рис. 4. Воздействие государства на совокупный спрос (политика стимулирования деловой активности)

Рост спроса на величину D1D2 вызывает рост национального дохода от уровня 1 до 2. Стрелкой на оси ординат показан сдвиг вверх линии совокупного спроса, на оси абсцисс - увеличение национального дохода.

Сторонники неоконсервативных взглядов большее внимание уделяют налогам, снижение которых ведет к росту деловой активности, но в целом они рассматривают налогово-бюджетную политику как дополнение к кредитно-денежной политике.

Кредитно-денежная политика в этот период (фаза спада) преследует те же цели, что и налогово-бюджетная политика и предполагает проведение политики увеличения кредитов. Ее цель - оживление экономической жизни в стране при помощи дополнительных кредитов. В это время проводится политика "дешевых денег". Это означает, что снижаются процентные ставки за выданные ссуды, увеличиваются кредитные ресурсы банков, что ведет к увеличению капиталовложений, усилению деловой активности, снижению безработицы. Однако это может иметь и отрицательные последствия, так как в перспективе ведет к усилению инфляции. [17]

Что же происходит в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения "перегрева экономики” проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Налогово-бюджетная политика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращением государственных расходов, ограничениями при проведении амортизационной политики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретики неокейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к снижению покупательной способности, а значит и спроса, что ведет, в конечном счете, к некоторому спаду экономической активности (рис. 5). [17]

Рис. 5. Воздействие государства на совокупный спрос (политика сдерживания деловой активности)

Снижение спроса на величину D1D2 вызывает сокращение национального дохода с 1 до 2.

В кредитно-денежной политике начинает проводиться политика "дорогих денег", что означает прямо противоположные меры: повышение процентных ставок по ссудам, сокращение кредитных ресурсов банков. Но и в этом случае политика "дорогих денег" может через сокращение инвестиций и, соответственно, производства привести к росту безработицы.

В целом политику, которую должно проводить государство в целях сглаживания амплитуды циклических колебаний, можно охарактеризовать как политику противодействия, т.е. мероприятия, направленные на смягчение циклических явлений, должны идти в направлении, противоположном существующим на данный момент колебаниям экономической конъюнктуры. В период спада государство проводит политику активизации всех хозяйственных процессов, а в период “перегрева” экономики - стремится сдерживать деловую активность (рис. 6). [17]

Рис. 6. Воздействие государства: - политика экспансии; - политика сдерживания

График на рис. 6, с точки зрения неокейнсианской модели, свидетельствует о том, что, безработицу можно смягчить, во-первых, путем снижения налогов в период спада и увеличения расходов, а инфляцию - снижением расходов и повышением налогов в период подъема.

Вместе с тем, приведенный выше график характеризует и мероприятия сторонников консерватизма: меняются методы проведения политики экспансии или сдерживания, а сама система (направление воздействия политики) остается без изменений.

Таким образом, нами были рассмотрены лишь общие ориентиры антициклической политики. Но усугублению конъюнктурных колебаний способствуют и такие явления как инфляция, монополизация экономики, нарушение хозяйственных пропорций и т.п. Поэтому все те мероприятия, которые проводятся в целях их преодоления (антиинфляционная политика, борьба с монополизмом и т.п.), тоже можно рассматривать как частные случаи регулирования экономического цикла. [17]

Глава 2. Россия и США

2.1. Современный кризис США

Основная проблема экономики США хорошо известна - продолжающийся кризис в жилищном с секторе, переросший в кредитный кризис ведущих финансовых институтов. Потери по списанию долгов в целом по банковскому сектору составили уже 480 млрд. долларов. [7] Эти не самые благоприятные события на мировых финансовых рынках способствуют нарастанию пессимизма среди экономистов, все чаще поднимающих тему приближения нового глобального кризиса.

Кризис связан с коррекцией накопившихся за 20 лет бескризисного развития структурных диспропорций. [2]

Фундаментальные предпосылки состоят в следующем: цикличность свойственна рыночному хозяйству, и эти фундаментальные причины рано или поздно обязательно приведут к рецессии. А спусковой крючок, который приведет мировую экономическую систему в кризисное состояние, может быть совершенно случайным. [15]

Серьезные трудности, переживаемые крупнейшими ипотечными агентствами США Fannie Mae, Freddie Mac и FHLB, вызывают естественный интерес мировой публики. Выше названные компании находятся в эпицентре жилищного кризиса, поскольку из 12трлн долларов ипотеки в США эти две компании страхуют 5,2 трлн. долларов, т.е. более 40%. [7]

«Особый статус» агентств позволял выплачивать миллиардные дивиденды при значительных убытках, что обесценивало компании. (рис.1)

рис. 1

По оценке инвестиционного банка Goldman Sachs, мировая экономика потеряет от ипотечного кризиса около $1,2 трлн., причем 460 млрд. из них придется на американские финансовые компании.

Однако масштабных потрясений американской экономике все-таки удалось избежать. За несколько последних месяцев Федеральная резервная система снизила ставку до 2%, прокредитовала из своих резервов всех, кто испытывал трудности с деньгами, и сейчас на рынке ждут даже роста этих ставок.[15]

Бизнес ипотечных агентств заключается в следующем. Они покупают на вторичном рынке ипотечные кредиты и выпускают под них закладные и собственные облигации. Инвесторы, приобретающие эти долговые инструменты, платят агентствам премию за страхование от потери процентов и основной суммы долга в случае дефолта. Эта модель хорошо работала, пока рынок недвижимости рос и невозврат кредитов был незаметен. Сейчас же ситуация кардинальным образом изменилась. Сложившуюся ситуацию можно рассмотреть на примере двух наиболее сильных крупнейших ипотечных агентствах Fannie Mae, Freddie Mac. Убытки и затраты Fannie Mae, а составили 518 млн. долларов за II квартал 2007 г., и 5349 млн. в текущем. Расходы Freddie Macза тот же период выросли в 6 раз - с800 до 4800 млн. долларов. [7]

Сравнительные характеристики по убыткам отражаются в следующей таблице. [15]

Отношение

II квартал 2006 г.

II квартал 2007 г.

II квартал 2008 г.

Весь долг по активам (долл./долл.)

Fannie Mae

91,1

91,1

90,3

Freddie Mac

92,9

92,6

95,1

Весь долг по капитализации (долл./долл.)

Fannie Mae

16,9

12,3

38,3

Freddie Mac

16,5

19,3

78,8

На данный момент сохраняются три главных фактора риска для бизнеса ипотечных агентств:

1. Падение цен на жилье, которое в среднем за два года подешевело на 15-30% в разных штатах. Падающие цены не позволяют возвращать кредиты в срок. Нынешним летом уровень непогашенных и просроченных кредитов составил 4% - рекордный показатель за 17-летний период.

2. Положение ипотечных агентств напрямую зависит от возможности кредитоваться на постоянной основе с максимально узким спредом по отношению к доходности казначейских облигаций. Способ решения - наращивание собственного капитала. Однако найти новых акционеров не просто - капитализация агентств снизилась за последний год в разы, их балансы отягощены триллионными долгами и гарантийными обязательствами.

3. Представление официального статуса агентства как «предприятия, спонсируемого государства», на самом деле не имеет никакого отношения ни к собственности, ни к обязательствам агентств.

В начале нынешнего года доля агентств на рынке вторичной ипотеки поднялась до 80 %. На 90% с лишним сократился выпуск коммерческих закладных частными компаниями. [7]

В целом общий объем выпуска всех долговых инструментов в США в I квартале 2008 г. сократился по сравнению с I кварталом 2007 г. на 20 %, то спонсируемые правительством агентства за тот же период увеличили выпуск долговых обязательств на 68% , с 265,3 до 445,5 млн. долларов. Дефолт по облигациям ипотечных агентств неизбежно вызовет цепную реакцию: их долги в случае банкротства или национализации повиснут на казначействе, долг которого удвоится (до 13-14 трлн. долларов) возрастет и стоимость новых заимствований (до 8-9%), что, в свою очередь, глубже загонит экономику в рецессию.

При проведении сценарных расчетов финансового состояния агентств в зависимости о динамики макроэкономических параметров, можно выявить следующее. Среди последних ключевую роль играют уровень безработицы (за последние три месяца она составил 5,5-5,7%, далее «развилка» - безработица будет выше 6 или ниже 5%); темпы роста ВВП (за первые 6 месяцев 2008 г. прирост ВВП составил 1-1,5%, прогнозные сценарии - минус 1 или плюс 2%); уровень инфляции (сейчас 4%, прогноз-5 или 3%); процентная ставка по 30-летней ипотеке (сейчас 6,5%, прогноз - ниже 6 или выше 7%).

Расчеты показывают, что при худшем развитии событий неизбежна интервенция казначейства в виде приобретения привилегированных акций агентств и части их догов. При умеренном сценарии агентства продержаться на плаву, разделив капитал на треть. Акционеры лишаться дивидендов. Правительство понизит нормативы по капиталу и страхованию. Тем самым повысив риск вложений в бумаги агентств для инвесторов. Если же макро-показатели улучшаться против сегодняшних значений, агентства выплывут. Вероятность каждого из сценариев на следующие 6 кварталов с учетом менеджмента высшего менеджмента агентств представляется так: положение улучшится - 20%; сохранится - 50%; ухудшиться - 30%.

Хорошо понимая это, власти делают все, чтобы спасти агентства: открыта постоянная кредитная линя ФРС, кредиты фактически выдаются под отрицательный процент, ослаблены требования законодателей по максимальному финансовому плечу, увеличен допустимый объем покупки единичного ипотечного кредита, заметно расширена география операций агентств.

Тем не менее, эти действия пока реально не снизил риск инвесторов, держащих долги агентств. О чем свидетельствует их последняя квартальная отчетность: риски растут параллельно убыткам.

Финансовая отчетность американских ипотечных агентств за последний год просто удручающая. Агентство Freddie Mac отчиталось 6 августа первыми: убытки за последние четыре квартала составили 5,5 млрд. долларов, с учетом уже выплаченных дивидендов прибыль сократилась за год на 7 млрд. долларов. После таких новостей акции компании упали с 8 до 4 долларов. Не помогла спонсорская поддержка правительства и агентству Fannie Mae, сообщившему 8 августа: потери чистой прибыли за последние четыре квартала составили 9,4 млрд. долларов. С учетом выплаченных дивидендов за год прибыль уменьшилась на 12 млрд. долларов. За десять дней акции упали с 14 до 4,5 долларов. [7]

На общем фоне финансового кризиса данные компании представляются худшим вложением денег.

В США растет безработица, которая сейчас достигла 5,5%, цены на топливо превысили $4,39 за галлон, а инфляция впервые за долгое время превысила 4%. На биржах случилось "великое переселение народов" - спекулянты с традиционных фондовых площадок перешли на торговлю сырьем, в результате чего баррель нефти вот-вот перевалит отметку в $140. Спекуляция на нефти уже привела к результатам, и не только в тугих карманах трейдеров. Впервые за долгое время американцы стали меньше ездить из-за дорого топлива: 8% отказались от легковых машин и теперь ездят на общественном транспорте, еще 8% бросили работу, которая находится далеко от их дома. Экономика шевелится все меньше, а традиционный локомотив в лице жилищного сектора, который всегда тянул США, дал сбой.

Многие говорят о том, что и кризис, и падение доллара специально были задуманы американскими властями, чтобы оздоровить экономику и "выпустить пар". И правда, всякий кризис имеет терапевтические последствия. Во-первых, американская экономика действительно стала расти благодаря дешевому доллару, стимулирующему импорт, и массированной поддержке государства. Уже меняется система исчисления рейтингов для ценных бумаг, регуляторы стали строже подходить к допуску новых инструментов на биржу, надежность финансовых инструментов теперь дорого стоит. А те, кто в пылу эйфории проиграл состояния, получили урок.

Во-вторых, неожиданно выяснилось, что "везти" мировую экономику могут не только и не столько США, сколько развивающиеся страны. Анализ мирового ВВП и вклада в него развивающихся экономик будет особенно заметен по итогам 2008 года. Уже сейчас можно сказать, что Россия, Китай, Индия темпов своего роста не замедлят и таким образом компенсируют стагнацию в США и Европе. Важно, что не Восток помог Западу, а что мир поменялся и роль еще вчера бедных стран стала возрастать. Кстати, как следствие, мы наблюдаем новую волну глобализации. Ведь Китай, страны Ближнего Востока потратили десятки и сотни миллиардов долларов на скупку подешевевших западных активов. Крупнейшие банки и инвесткомпании уже привлекли $299 млрд. для восстановления.

Наконец, в-третьих, мировому господству доллара приходит конец, и американские деньги постепенно сдают позиции другим крупным валютам, а таким недавно еще маргинальным деньгам, как рубль, дают шанс стать региональной резервной валютой. [7]

В ближайшее время мировые ЦБ будут поглощены решением одной задачи - снижением инфляции, и постараются привести к балансу пошатнувшуюся финансовую систему. Не исключено, что на рынке нефти нас ожидает обвал, в противном случае из-за дорогой нефти весь мировой ВВП расти не будет. Очевидно, что ставки в США будут расти, а доллар дорожать. Как все это затронет Россию, пока неясно. Хотя Алексей Кудрин, российский министр финансов, успокаивает, что даже при ценах на нефть в $55 за баррель наш бюджет будет чувствовать себя хорошо, а объемные заначки на черный день вроде Резервного фонда и Фонда национального благосостояния станут для россиян подушкой безопасности в случае чего.[15]

2.2 Влияние современного кризиса на экономику России

В понедельник, 15 сентября вести из США о банкротстве инвестбанка Lehman Brothers и слухи о такой же участи крупной страховой компании AIG запустили маховики паники на всех мировых рынках. В России индекс РТС упал на 4,67%, индекс ММБВ на 6,18%. Акции ВТБ больше чем на 10%, «Роснефти» - на 8%, «Газпрома» - на 6%, Сбербанка - на 3%.[10]

Несмотря на то, что о возможности осеннего кризиса в российской финансовой системе было известно давно, многие эксперты считали, что благодаря слабой интеграции в мировую экономику Россию этот кризис обойдет стороной.[9]«Мы сможет спокойно пройти эти неприятные явления в мировой экономике. Мы не сомневаемся, что те подушки безопасности, которые были созданы ранее, сработают» - заверил премьер В.В. Путин. [10]

Сейчас же кризис становится все более явным. Нынешний кризис будет носить медленный и втягивающий хозяйство в воронку дефляции. В ближайшие месяцы правительство ЦБ будет стараться пройти с минимальными потерями период выплат кредитов крупнейшими экономическими агентствами. На это будет направлена основная имеющаяся часть ликвидности в стране. Для всей остальной экономики это означает рост стоимости денег. Остановку всех инвестиционных процессов и банкротство большого числа предприятий. Власти же боятся, что кризис докатится до бюджета. И пока они не получат гарантий того, что бюджет не пострадает от снижения цен на нефть, не решаться снизить налоговую нагрузку. ЦБ же страшиться растратить резервы на долгосрочное рефинансирование банковской системы. Однако фактически, власть готовиться расплатиться за долги крупнейших предприятий с Западом, разрушая налоговую базу. Касательно резервов, не смотря на невольную помощь нам со стороны США, которые своими действиями повышают стоимость нефти, в ближайшее время нельзя рассчитывать на сохранение имеющегося торгового профицита и тем более на приток капиталов. [5]

Главное следствие финансового кризиса для нас - это замедление темпов роста экономики и повышенная инфляция. Подготовка к этому проводится уже сейчас: создание Резервного Фонда национального благосостояния, разделение бюджета на нефтяной и ненефтяной, диверсификация валютных резервов ЦБ, уход из доллара. Темпы роста розничных кредитов уже сильно замедлились - у банков проблемы с фондированием, они ужесточают требования к заемщикам и повышают процентные ставки. Таким образом, прирост объема задолженности по потребительским кредитам в этом году не превысит 20% - после 50% в прошлом году и 70% с лишним в 2006г.

Кроме того качество российских заемщиков типичное для развивающегося рынка:

1. Они более ответственные и дисциплинированные;

2. Страна не успела как следует «зайти» в ипотеку, поэтому глобального кризиса неплатежей не будет;

Самое слабое звено на российском финансовом рынке - это рублевые облигации эмитентов второго-третьего эшелонов. В этом секторе будут дефолты и банкротства. [4]

Сегодня проблема финансового кризиса стала осязаемой и для бизнеса, и для политиков. При этом вся дискуссия сосредоточена на самом процессе кризиса и на том, как предотвратить его развертывание. Но надо понимать, что реальных возможностей предотвратить кризис или смягчить его последствия очень мало. [2]

Потребуется сверхнапряжение собственных сил, чтобы выйти из ситуации наименьшими потерями. Для России это по силам. У России остаются значительные резервы в области торговли со многими странами, включая Евросоюз. У нас есть локомотивы роста типа Китая, Индии, Бразилии и ряда других стран, которые нуждаются во всех наших традиционных экспортных товарах. [1]

Кризис на финансовом рынке не мог не затронуть рынок недвижимости. [9] Его волны уже докатились до России, и первыми это почувствовали региональные рынки.

До недавнего времени российский строительный сектор на фоне заграничных новостей выглядел островком стабильности. Однако в последние месяцы стали проявляться симптомы, на которые обратили власти даже федеральные власти. С начала года в стране резко замедлились темпы роста строительства. За пять месяцев 2008г. в целом объем работ по строительству вырос на 124% по сравнению со 119% в прошлом. Но, если в прошлом году ввод в действие жилых домов был 141%, по сравнению с тем же периодом 2006г., то сейчас только 106%.

Снижением объемов строительства игроки рынка отреагировали на плавно набирающий обороты кризис продаж, спровоцированный перегревом рынка и ужесточением условий кредитования. К примеру, если раньше в Омске можно было продать квартиру за 1-2 месяца, то сейчас на это уходит иногда и до 6 месяцев. Многие строительные компании столкнулись с финансовыми трудностями, сорвав сроки завершения проектов. Спад уже отразился на инвестиционных планах компаний: строить стали гораздо медленнее. Крупные компании еще держатся на кредитах, а мелкие и средние, жившие за счет дольщиков, могут прогореть. Сокращение денежного потока от продаж недвижимости подорвало их финансовое состояние. Казалось бы, в этой ситуации в выигрыше оказываются крупные строительные конгломераты: кризис сметет мелких конкурентов, рынок станет управляемым с точки зрения ценовой политики. Однако из-за отсутствия внятной отраслевой политики и экономических регуляторов, как на федеральном, так и на региональном уровне один на один с кризисом могут остаться и крупные игроки. Прежде всего, инвестиционные риски компаний возрастают по причине снижения спроса на региональных рынках. Из-за снижения спроса на жилье, могут утратить привлекательность инвестиции в земельные участки под строительство. Значит, возникает риск падения цен на землю. Вслед за этим последует переоценка стоимости активов публичных строительных компаний. Это неизбежно отразится на стоимости акций, а также на кредитоспособности строительных конгломератов, т. к. земля является потенциальным залоговым обеспечением. Кроме того, кризис уже отразился на производителях стройматериалов. [8]

Финансовый кризис еще не закончился, но его последствия уже заметны на отечественном потребительском рынке. С лета процентные ставки возросли в среднем с 12-14% до 18-20. Из-за сложной ситуации растут цепочки неплатежей. Происходит снижение потребительского спроса. Ожидается, сто лучше всего переживут кризис более рентабельные розница и сфера услуг, а труднее всего придется производителям товаров, особенно в проблемных отраслях (например, легпроме). Крупные же компании кризис заденет меньше. Залог их устойчивости - сильный бренд и маркетинг, и объем долга у них, как правило, невелик - они всегда были консервативными заемщиками. Однако кризис, несомненно, приведет к коррекции стратегий потребительских компаний. [6]

Глава 3. Перспективы развития мировой экономики после кризиса

На данный момент нужно думать не о самом кризисе, а о том, чтобы он дал экономике России толчок к новому росту, а не сделался потрясением, которое на долгие годы остановит наше развитие. Но пока мы не до конца понимаем, какова будет вся совокупность последствий кризиса. Здесь возможны некоторые вариации, которые следует проанализировать.

Мировой кризис порождает как минимум одну определенность: после него ка-питал мировой экономики станет гораздо более дорогим, чем прежде. Возрастут процентные ставки, дороже будет занимать. Те темпы роста экономики РФ, которые наблюдались последние пять лет, подпитывались заимствованиями крупных российских компаний на мировых рынках. Такого рода модель развития в России будет уже невозможна. Настанет время дорогих денег, которые придется считать. Но чтобы использовать их хоть сколько-нибудь успешно, нужно будет отбирать самые эффективные проекты. В России этого делать не умеют. Сегодня мы разбрасываем деньги по площадям. При дорогих деньгах страна позволить себе этого не сможет. [2]

Второй важный момент в дальнейшей судьбе мировой экономики -- это пути развития мировой торговли в свете отношений двух экономических гигантов: Америки и Китая. И здесь возможны два исхода. Значительная часть проблем, с которыми связан нынешний кризис, вызвана тем, что рабочие места ушли из Америки в Китай. Это принесло немалую выгоду американским корпорациям, которые создавали рабочие места в КНР и выводили их из США. Но, в то же время это поставило на колени американскую экономику. В свете происходящего у политической элиты Соединенных Штатов явно растет настроение закрыть Америку протекционистскими барьерами и не дать Китаю возможности экспортировать свои товары в таких масштабах, как это происходило до сих пор. Если события будут развиваться по такому сценарию, это приведет к резкому снижению масштабов мировой торговли и замедлению роста китайской экономики. Мир захлестнет волна протекционизма. Американцы, безусловно, за это заплатят. Сначала они получат инвестиции в те сектора, которые окажутся за «закрытыми дверями» и будут искусственно защищены от конкуренции, но в дальнейшем развитие американской экономики - замедлится, потому что эти инвестиции будут выращивать в тепличных условиях многие нежизнеспособные предприятия. [15]

А для России такое развитие событий будет означать, что любые попытки диверсификации будут наталкиваться на удвоенные барьеры на глобальных рынках, которые невозможно будет преодолевать. И это, пожалуй, наиболее сложная для России модель развития. Общество может столкнуться с ситуацией, когда бизнес заставят головой пробивать железобетонную стену.

Совсем другой тип политики будет востребован в ситуации, если мир не скатится в новую волну протекционизма, если мировые рынки будут открыты для российских товаров. Нельзя не учитывать еще и то обстоятельство, что в результате кризиса, скорее всего, произойдет серьезная девальвация рубля. В таком случае частный сектор, почувствовав узость внутреннего экономического рынка, наконец, изменит свою психологию и начнет искать возможности на внешних рынках. Это делают китайские и индийские бизнесмены, но это то, чего сегодня не делает Россия. Все проведенные социологические исследования, говорят о том, что российский бизнес в основном замкнут на внутренних рынках, лишь некоторые компании пытаются работать на экспорт. В новых условиях для России, для бизнеса и правительства, важно будет понять, что выход на внешние рынки -- это спасение, панацея. Это тот урок, который мы пока не можем усвоить. [2]

Теперь возьмем другое измерение. У нас есть большие государственные компании-монополисты и есть много мелких частных компаний, которые более конкурентоспособны. Но кризис в таких условиях приведет к тому, что государственные компании, скорее всего, просубсидирует ВТБ или Сбербанк, а мелким частным предприятиям позволят умереть. Такие процессы могут происходить во всех секторах экономики. В результате в стране останутся наименее конкурентоспособные на мировом рынке активы, которые будут использовать бюджет на предмет субсидий. Это потянет за собой неустойчивость банковской системы и в целом понизит конкурентоспособность экономики. Мы видим, что пока политика властей такова, что они спасают государственные компании, но не проявляют такого рвения в спасении частного сектора, особенно когда речь идет о среднем и малом бизнесе. Пока мы больше наблюдаем рейдерство, захват частного сектора госкомпаниями, нежели создание благоприятных условий для конкуренции.

Допустим, массового банкротства в реальном секторе все-таки удастся избежать, что тоже не является невозможным сценарием, И допустим, в стране произойдет девальвация, которая повысит конкурентоспособность малых и средних предприятий на внешних и на внутренних рынках. Тогда малый бизнес сможет довольно активно наращивать объемы выпуска и привлекать инвестиции под свое производство. Это совсем другой сценарий, когда на первый план выдвига-ется конкуренция. В этом случае самое главное -- обеспечить конкуренцию всеми доступными средствами правового государства.

Выше были представлены несколько основных сценариев того, как могут развиваться события после кризиса. Эти сценарии требуют разных решений. Но есть то, что их объединяет: все эти решения идут вразрез с общественными настроениями в России, в ее элите, Казалось бы, вывод получается пессимистичным. Но урок августа 1998 года состоит в том, что кри-зис способен резко поменять общественные настроения, причем в конструктив-ную сторону. Консенсус, который возник тогда между властью и обществом, поз-волил быстро справиться с накопившимися проблемами, результатом чего стало десятилетие беспрецедентного экономического роста. [2]

Заключение

Усиливающееся с каждым месяцем торможение "западного" сектора мировой экономики уже стало обыденной реальностью. Сегодня термин "кризис" употребляется даже на официальном уровне, хотя год назад о подобной тенденции никто и слышать не хотел. Правда, дружный хор профессиональных экспертов трактует этот феномен как временный провал - на пару-тройку лет, после которого обязательно возобновится рост и вернётся прежнее "перманентное" благополучие. Но странно, что уже примерно с весны, никто не берётся предсказать, что же будет завтра.[15]

Из развитых рынков сильнее всех пострадал фондовый рынок США, еще пару месяцев назад гордившихся репутацией самой спокойной гавани для капитала. Америка оказалась сегодня в очень тяжелом положении. И мировая финансовая система, частью которой мы являемся, переживает сложный период. (РГ №207) Итак, в последний день лета в результате ажиотажной продажи акций на Нью-Йоркской фондовой бирже инвесторы потеряли $600 млрд. Всего же за последние полтора месяца, по подсчетам руководства биржи, капитализация американского рынка упала на $2,2 трлн.

Основной проблемой, с которой столкнулись многие страны мира - это проблемы на строительном рынке. К примеру, количество строек сократилось во Франции, Германии сократилось примерно на 3%. В Новой Зеландии цены на жилье снизятся на 11%. И не повысятся до 2011 года. В Казахстане цены на вторичное жилье, в первую очередь низкого качества упали на 20 - 60%. [8]

Ведущие ипотечные агентства США находятся на грани банкротства и национализации. От коллапса их удерживают не только кредиты ФРС и дорогие краткосрочные займы, но и поддержка российского ЦБ, вложившего в облигации агентств несколько десятков миллиардов долларов валютных резервов. [7]

К началу осени стало очевидно, что основные макроиндикаторы состояния российского хозяйства выглядят весьма тревожно. Наше хозяйство всерьез столкнулось с перебоями в работе сложившейся модели роста с опорой на неторгуемые отрасли, подогреваемого кредитным бумом. [3]

Список использованной литературы

1.
Гладунов О., Грицук М., Панина Т. Мы не в Америке, господа//Российская газета - 2 октября 2008 - Четверг - №207 с. 5.

2. Дмитриев М. Шоковый консенсус// Эксперт №40 13-19 октября 2008. с. 70 - с. 72.

3. Журавлев С. Кто остудил экономику России // Эксперт № 35 8 - 14 сентября 2008. с. 23 - с. 27.

4. Ивантер А. Подзабытый шок // Эксперт №32 18 - 24 августа 2008. с. 53 - с. 58.

5. Редакционная статья Спираль дефолтов// Эксперт №38 29 сентября - 5 октября 2008. с. 16.

6. Рубченко М. Второе дно бесплатно// Эксперт №38 29 сентября - 5 октября 2008. с. 17 - с.21.

7. Самонов Ю. Что дальше, Фредди? // Эксперт №33 25-31 августа 2008. с. 42 - с. 46.

8. Ступин И. Подорванное процветание// Эксперт №29 21 - 27 сентября 2008. с. 15 - с. 18.

9. Ступин И. Увидеть берега // Эксперт №38 29 сентября - 5 октября 2008. с. 28.

10. Носова С.С. Экономическая теория: учебник / С.С. Носова. - М.: КНОРУС, 2007. - 800с.

11. Орехов В. И., Балдин К.В., Гапоненко Н.П. Антикризисное управление: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 544с. - (Высшее образование)

12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.М., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 496 с.

13. Экономика. Учебник./ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1999. - 800с.

14. http://worldcrysis.ru

15. http://www.gks.ru






Информация 







© Центральная Научная Библиотека