Модель экономического развития Азербайджана
Модель экономического развития Азербайджана
19 Министерство Образования Азербайджанской Республики Азербайджанский Государственный Экономический Университет Факультет: ______________________________________ Специальность: ______________________________________ Доклад на тему: Модель Экономического развития Азербайджана Студента: ________________________ Группа: ________________________ Руководитель: _____________________ Баку-2007 Модель Экономического развития Азербайджана Паспортные Данные Государства: Азербайджан расположен на Южном Кавказе с выходом на Каспийское море. Протяженность береговой линии - около 780 км. Государства-соседи - Россия, Иран, Грузия, Армения, Турция. Территория - 86 600 кв.км. Население - 8,500 млн. чел., Столица - г. Баку (более 2 млн. жит.), Государственный язык - азербайджанский. Денежная единица - манат (равен 100 гяпик). Азербайджан - Президентская республика Глава государства - Президент, избираемый на пять лет на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования. С октября 2003 года - Ильхам Алиев. Исполнительная власть - Правительство: Премьер-министр (А.Т. Раси-заде) и члены Кабинета министров, назначается президентом и утверждается парламентом. Законодательная власть - однопалатный Милли Меджлис (парламент) в составе 125 депутатов, избираемых на 5-летний срок на основе мажоритарной системы относительного большинства. Последние парламентские выборы состоялись 6 ноября 2005 г. Судебная власть - Верховный суд, входящие в состав Суда палаты по уголовным и гражданским делам, местные суды. Структура Экономики и ВВП. Природные ресурсы - Азербайджан - наиболее богатая природными ресурсами страна Закавказья. В ее недрах залегают большие запасы нефти, природного газа, железной руды, цветных металлов, алюминия. Промышленность - нефтедобывающее и нефтеперерабатывающее, химическое производство, машиностроение, черная и цветная металлургия. Сельское хозяйство - предприятия первичной переработки сельскохозяйственного сырья (хлопчатника, овощей, фруктов, табака, продукции овцеводства). Транспорт - система железных и автомобильных дорог развита удовлетворительно. Имеются магистральные трубопроводы: Баку-Новороссийск, Баку - Супса, Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзерум. В 2006 году ВВП Азербайджана составил 17,7 млрд. манат ($19,85 млрд.), что зафиксировало рост на 34,5% по сравнению с 2005 годом. Объем ВВП на душу населения в 2006 году достиг $2373, против $1514 в 2005 году. Валовая продукция промышленности в 2006 году составила $14,5 млрд. манат ($16.2 млрд.), что зафиксировало рост на 36.6% по сравнению с 2005 годом. В формирование ВВП роль государственного сектора 23,8%, а негосударственного сектора составляет 76,2 %. После восстановления государственной независимости в 1991 году Азербайджан начал реализовывать суверенные права и вести самостоятельную политику в сфере экономики. Главным направлением этой деятельности стали создание системы экономики, основанной на различных формах собственности, переход к рыночным отношениям и интеграция в мировую экономику. Экономическое развитие со времени приобретения независимости по сей день можно разделить на два основных этапа. Первый, охватывающий 1991-1995 годы, явился периодом хаоса или упадка, второй, период макроэкономической стабильности и динамического развития экономики, начавшийся с 1996 года и продолжающийся по сей день. В результате дальновидной политики и напряженного труда общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева, несмотря на тяжелый исходный рубеж за короткий исторический период после восстановления государственной независимости удалось добиться очень больших успехов в социально-экономическом развитии страны и интеграции в мировую хозяйственную систему. Самое большое достижение заключается в том, что в результате осуществленного в этот период в стране процесса независимого государственного строительства возникала новая по сути развития и экономических реформ модель - Азербайджанская модель. Знаменателен тот факт, что официальной основой реализации вышеупомянутой модели на втором этапе экономического развития стали принятые в Азербайджанской Республике политические документы (концепции, стратегии и программы) - ("Программа Государственной помощи малому и среднему предпринимательству в Азербайджане (1997-2000 гг.)", "Государственная Программа развития малого и среднего предпринимательства в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг.)", "Государственная Программа развития машиностроительной промышленности в Азербайджанской Республике (2002-2005 гг.)", "Государственная Программа развития аграрного сектора в Азербайджанской Республике (2002-2006 гг.)", "Концепция демографического развития Азербайджанской Республики", "Государственная Программа по развитию в 2002-2005 годах туризма в Азербайджанской Республике", "Государственная Программа по сокращению бедности и экономическому развитию (2003-2005 гг.)", "Государственная Программа социально-экономического развития регионов Азербайджанской Республики (2004-2008 гг.)" и др.), а также ряд находящихся на стадии разработок ("Стратегия занятости Азербайджанской Республики", "Интегрированная стратегия торговли и инвестирования по не-нефтяному сектору" и др.). Одним из важнейших направлений экономической политики Азербайджанской Республики явилась подготовка нефтяной стратегии независимого государства, автором которого стал общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев. Реализация стратегии началась с заключения на 30 лет соглашения о совместной эксплуатации месторождений "Азери", "Чыраг" и глубоководной части "Гюнешли" в азербайджанском секторе Каспийского моря и долевом распределении добытой нефти, заключенного между Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики и 12 известными нефтяными компаниями (Амоко, БП, МакДермотт, Юникал, ЛУКойл, Статойл, Эксон, Турция петроллары, Пензойл, Иточу, Ремко, Делта) из ряда стран (США, Великобритания, Россия, Турция, Норвегия, Япония, Саудовская Аравия). День 20-го сентября 1994 года золотыми буквами вписался в новейшую историю независимой Азербайджанской Республики и навсегда останется в памяти нынешнего и будущих поколений. Подписание и реализация соглашения, в настоящее время известного во всем мире как "Контракт века", являются наглядным свидетельством претворения в жизнь новой нефтяной стратегии, разработанной Гейдар Алиевым и составляющей концепцию экономического развития независимого Азербайджана. В 2006 году валовый внутренний продукт (ВВП) Азербайджана составил 17735.8 млн. манат ($19,85 млрд.), а индекс реального объема по сравнению с 2005 годом - 134,5%. Объем ВВП на душу населения в 2006 году достиг $2373, против $1514 в 2005 году. (См. Таблица 1.) Таблица 1. Структура ВВП по основным базовым отраслям экономики |
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | | Всего | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | | Сельское хозяйство, охотничество и связанные с ней услуги | 15.9 | 14.7 | 13.8 | 12.2 | 10.8 | 9 | 6.9 | | Рыболовство | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | 0.2 | | Промышленность, всего | 36 | 37.6 | 37.4 | 37.2 | 38.3 | 47.5 | 57.5 | | Добывающая промышленность | 27.6 | 29.6 | 28.9 | 27.5 | 29 | 39.4 | 51.6 | | Перерабатывающая промышленность | 5.3 | 6.2 | 7.4 | 8.6 | 8.3 | 7.2 | 5.3 | | Производство и поставка электроэнергии, газа и воды | 3.1 | 1.8 | 1.1 | 1.1 | 1 | 0.9 | 0.6 | | Строительство | 6.5 | 5.8 | 8.7 | 11.2 | 12.5 | 10 | 7.5 | | Торговля, общественное питание, гостиницы | 6.7 | 7.8 | 7.9 | 7.6 | 7.7 | 6.9 | 5.8 | | Транспорт и коммуникации | 12 | 10.1 | 9.8 | 10 | 9.5 | 8.1 | 7.4 | | Социальное и неформальное обслуживание | 16.5 | 15.9 | 14.2 | 13.8 | 13.8 | 10.6 | 8.2 | | Косвенные налоги | 6.2 | 7.9 | 8 | 7.8 | 7.2 | 7.7 | 6.5 | | |
В результате широкомасштабных, фундаментальных реформ, проводимых в экономике страны, в 1995-2006 годах удалось добиться ощутимых результатов в области промышленности. Контракты о совместной деятельности по нефте и газодобыче, заключенные с крупными компаниями развитых стран 20 сентября 1994 года дали мощный импульс ускоренному развитию нефтяной и газовой промышленности. Наблюдается рост промышленного производства. Можно сказать, в результате ощутимого прогресса во всех сферах производства, в т.ч. нефтяной и газовой, химической и нефтехимической, машиностроительной и металлообрабатывающей, производстве строительных материалов существенно выросло производство продукции. Отметим, что наряду с добывающей, развитие получило также и перерабатывающая промышленность. За последние десять лет в перерабатывающих отраслях производство продукции выросло более в 2 раза. В 1993-2006 годах открыто много новых предприятий. В результате выработанной общенациональным лидером политики "открытых дверей", которая продолжает осуществляться по сей день, численность действующих в стране иностранных и совместных предприятий выросла в несколько раз. В настоящее время в Азербайджане действует около 200 предприятия с иностранными инвестициями, представляющими 63 государств мира. В них открыты тысячи рабочих мест. Как свидетельство роста негосударственного сектора экономики следует рассматривать ощутимое увеличение хозяйственных субъектов новой формации, расширение и динамичное развитие малого предпринимательства, приток физических лиц в сферу бизнеса. Немало работ проделано в направлении удовлетворения потребностей экономики и населения в энергоносителях. Ярким проявлением особого внимания Президента Азербайджана Ильхама Алиева к этой сфере является подготовленное Министерством Промышленности и Энергетики и утвержденная Указом Президента Азербайджанской Республики № 635 от 14 февраля 2004 года "Государственная Программа по развитию топливно-энергетического комплекса Азербайджанской Республики (2005-2015 гг.)", которая обеспечит энергетическую безопасность страны и более эффективно удовлетворит растущие потребности в энергоносителях. Валовая продукция промышленности в 2006 году составила $14454.7 млн. манат ($16.2 млрд.). В 2006 году индекс реального обьема промышленного производства по сравнению с 2005 годом вырос на 36.6%. Этот высокий рост был обеспечен в основном за счет роста в добывающей промышленности (добыча нефти и газа). Рост в этом секторе составил 144.7%, в перерабатывающей промышленности - 106.9%, в энергетике - 108.8% (см. таблица 2). Таблица 2. Производство промышленной продукци по видам экономическойдеятельности за январь-декабрь 2006 года. |
| Объем производства продукции в текущих ценах, млн. манат | Индекс физического объема промышленной продукции, % | | Вся промышленность | 14454.7 | 136.6 | | из которого: | | | | Добывающая промышленность | 10132.1 | 144.7 | | Перерабатывающая промышленность | 3729.2 | 106.9 | | из которого: | | | | Производство пищевых продуктов, табака и напитков | 1301.8 | 103.7 | | производство нефтепродуктов | 1226.1 | 102.5 | | производство химических продуктов | 231.1 | 114.3 | | металлургия и производство металлических изделий | 394.2 | 111.2 | | производство машин и оборудования | 51.8 | 148.4 | | производство оптических и электрических средств | 33.9 | 123.7 | | Производство и поставка электроэнергии, газа и воды | 593.4 | 108.8 | | |
Структура промышленной продукции по секторам производства в 2006 году выглядела следующим образом: обрабатывающая промышленность - 26,8% против 32,8% в 2005 году, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 9.8% против 12% в 2005 году, горнодобывающая промышленность - 63.4% против 55.2% в 2005 году (см. таблица 3). Таблица 3. Структура промышленности (по сопоставимым ценам 2000 года, %) |
| 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | | Вся промышленность | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | | из которого: | | | | | | | | | Добывающая промышленность | 53.5 | 56.4 | 55.6 | 52.5 | 50.7 | 55.2 | 63.4 | | Перерабатывающая промышленность | 31.3 | 18.3 | 29.9 | 31.5 | 34.2 | 32.8 | 26.8 | | из которого: | | | | | | | | | производство пищевых продуктов, табака и напитков | 3.2 | 3.7 | 3.5 | 3.5 | 3.3 | 2.7 | 2.2 | | производство нефтепродуктов | 18.4 | 13.8 | 13.4 | 13.2 | 13.7 | 12 | 9.8 | | производство химических продуктов | 3.4 | 2.9 | 3.9 | 3.9 | 4.7 | 3.7 | 3.4 | | производство других неметаллических минеральных материалов | 0.8 | 1.4 | 1.9 | 2.1 | 3 | 3 | 2.4 | | металлургия и производство металлических изделий | 0.4 | 0.5 | 0.7 | 1.8 | 3.1 | 3.2 | 2.8 | | производство транспортных средств и оборудования | 1.9 | 1.9 | 3.3 | 3.7 | 3.5 | 5.6 | 4 | | Производство и поставка электроэнергии, газа и воды | 15.2 | 15.1 | 14.5 | 16 | 15.1 | 12 | 9.8 | | |
В структуре обрабатывающей промышленности, как и в предыдущие годы, основная доля пришлась на производство нефтепродуктов (9.8%). Затем следовали: производство транспортных средств и оборудования - 4%, химическая промышленность - 3.4%, металлургия - 2.8%, производство прочих неметаллических минеральных продуктов - 2.4%, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак - 2.2%, производство текстильных и швейных продуктов - 0.8%, производство машин и оборудования - 0.5%, производство оптических и электрических средств - 0.3%, целлюлозно-бумажная промышленность, издательская и полиграфическая деятельность - 0.1%, другие виды деятельности - 0.5%. В структуре добывающей промышленности, как и в предыдущие годы, практически вся доля пришлась на добычу нефти и газа. В результате этих изменений, в течение 2006 года в структуре ВВП продолжала расширяться доля нефтяной отрасли. В частности, в структуре ВВП по сравнению с 2005 годом возросла только доля добывающей промышленности (с 39.4% до 51.6%), за счет чего и увеличилась доля всей промышленности - от 47.5% до 57.5%. Доля сельского хозяйства снизилась от 9% до 6.9%, доля перерабатывающей промышленности - от 7.2% до 5.3%, доля энергетики - от 0.9% до 0.6%, доля строительства - от 10% до 7.5%, доля торговли - от 6.9% до 5.8%, доля транспорта и коммуникаций - от 8.1% до 7.4%, доля прочих услуг - от 10.6% до 8.2%, доля косвенных налогов - от 7.7% до 6.5%. В целом, по данным национального Банка Азербайджана, производство ненефтяного ВВП составило 8101.8 млн манат ($9.1 млрд.), а его рост - 112.1%. Однако, следует отметить, что существование части ненефтяного сектора обусловлено развитием того же нефтегазового сектора. Сельское хозяйство, будучи во все времена основной отраслью экономики Азербайджана, играло важную роль в развитии страны и обеспечении населения необходимыми потребительскими товарами. Принятие в 1995-1996 годах Законов "Об основах аграрных реформ", "О реформировании совхозов и колхозов", "О земельной реформе" и других важнейших правовых актов позволили осуществить кардинальные изменения в агропромышленном комплексе. Так, впервые в пространстве Содружества Независимых Государств, в Законе "О земельной реформе" нашли отражение передача земли в частную собственность, ее купля-продажа. В результате серьезных структурных преобразований в сельском хозяйстве были ликвидированы все, включая совхозы и колхозы, сельскохозяйственные предприятия, а их собственность была разделена между членами хозяйств. В государственной собственности было оставлено небольшое количество племенных, растениеводческих и такого рода иных хозяйств. Ускорение формирования в селе нового вида собственности - крестьянско-фермерской - создали благоприятные условия для лучшей организации сельскохозяйственных работ и развития аграрного сектора. Осуществленные в аграрном секторе Азербайджана реформы по своему радикализму и темпу коренным образом отличались не только от реформ, в иных областях экономики страны, но существенно разнились и от реформ, которые были проведены в странах Содружества Независимых Государств. Кроме того, они сыграли особую роль в формировании в стране частной собственности и развитии предпринимательства. Валовая продукция сельского хозяйства республики в 2006 году составила в текущих ценах 1893.8 млн. манат ($2.1 млрд.), что превысило уровень 2005 года на 0.9%. Валовая продукция сельского хозяйства по отраслям имела следующий вид, в животноводстве она составила 831 млн. манат (43.9% от общего объема продукции), а в растениеводстве - 1062.8 млн. манат (56.1% от общего обьема продукции). В 2006 году в республике обьем рыболовста и рыбоводства составил 21001.4 тыс. манат ($23.5 млн.). Одним из факторов, обеспечивающих экономическое развитие, является динамика капиталовложений. Так, направленные на капиталовложение инвестиции, наряду с ростом производства, служат строительству и сдаче в эксплуатацию новых предприятий, объектов образования, здравоохранения, жилья и иных объектов социального назначения, созданию новых рабочих мест. По этой причине, в экономической политике Азербайджанской Республики увеличение с каждым годом объема привлекаемых инвестиций, в т.ч. иностранных, занимает один из первостепенных мест. Реформы в банковской системе сыграли важную роль в искоренении недоверия к банкам, возникшее в первые годы независимости. В стране началась работа по современному банковскому строительству, осуществлены мероприятия по формированию двухступенчатой банковской системы, укреплению банков, увеличению их уставного капитала. Не сумев наладить работу и не выдержав конкуренции в условиях свободной рыночной экономики, самоликвидировались слабые банки. Хотя численность банковских учреждений в стране уменьшилась. В 2006 году объем находившихся в распоряжении Национального Банка Азербайджана официальных валютных ресурсов увеличился по сравнению с началом года более, чем в два раза ( на 105%). Сумма валютных резервов банка достигла $1,967 млн. В 2006 году обменный курс маната укрепился более чем на 5,1% к доллару США. Укрепление курса и рост резервов НБА были связаны с превышением предложения валюты на рынке над спросом на нее. В банковской системе страны по-прежнему господствуют два государственных банка - Международный Банк Азербайджана (МБА) и "Капитал-банк". Несмотря на предпринятые попытки оживить процесс приватизации, по состоянию на сентябрь 2006 года, значительных результатов так и не было достигнуто. Государственные банки пользуются открытыми для них кредитными линиями по каналам Национального фонда поддержки предпринимательства для целей льготного кредитования предприятий. В результате этого объемы кредитования ряда частных коммерческих банков стали падать. 29-го декабря 1999 года общенациональный лидер Гейдар Алиев подписал Указ "О создании Государственного Нефтяного Фонда Азербайджанской Республики". Основный смысл философии создания Нефтяного Фонда заключается в обеспечении справедливого распределения между поколениями нефтяных богатств, дарованных азербайджанскому народу Всевышним. Если одной из целей, поставленных перед Фондом, является сосредоточение и преумножение получаемых от продажи нефти доходов для будущих поколений, то другой - использование этих доходов на благо нынешних поколений с учетом удовлетворения текущих социальных нужд страны, прогресса и потребностей развития экономики. На основе мудрого решения великого лидера Гейдара Алиева первые средства Нефтяного Фонда были использованы для финансирования мероприятий, направленных на улучшение социально-бытовых условий самой обездоленной и социально уязвимой категории граждан- беженцев и вынужденных переселенцев. Средняя численность экономически активного населения Азербайджана в 2006 году составила 4026.9 тыс. человек, из них 98.7% были заняты в экономике. Официально зарегистрированный уровень безработицы составил 1.3% (53862 человек). То есть, по официальным данным, в стране практически нет безработицы. По данным государственного статистического комитета Азербайджанской Республики в 2006 году в сельском хозяйстве была занято 1548 тыс. человек, в промышленности - 185.6 тыс. человек, в строительстве - 222.8 тыс. человек, в торговле - 650.4 тыс. человек, в сфере транспорта и связи - 201.8 тыс. человек, в сфере образования - 339.4 тыс. человек, в сфере здравоохранения - 180.5 тыс. человек, в сфере государственной службы, обороны и социального обеспечения - 271.2 тыс. человек, в других отраслях - 373.3 тыс. человек. Примечательно, что в добывающем секторе промышленности, где работает всего 40.4 тыс. человек или 1.7% от общего числа экономически активного населения, было произведено 51.6% ВВП Азербайджана. По сравнению с 2005 годом доходы государственного бюджета Азербайджана в 2006 году увеличились на 88,8%, а расходы на 76,6%. Удельный вес доходов госбюджета в ВВП Азербайджана, увеличившись на 4%, составил 21,9% от общего объема ВВП, бюджетные расходы, увеличившись на 3,5%, составили 21,3% от ВВП. Бюджетные расходы на одного человека увеличились с 250 манатов до 450 манатов. Государственный бюджет Азербайджана в 2006 году был исполнен с профицитом. Профицит бюджета составил 91,5 млн. манатов $79,6 млн. или 0,5% валового внутреннего продукта. Доходы бюджета достигли 3881.2 млн. манатов $3376,6 млн. при росте за год на 88,8%, расходы - 3789,7 млн. манатов $3297 млн. с ростом на 77%. Доходная часть госбюджета серьезно зависит от потоков нефтедолларов, благодаря которым формируется и часть налоговых поступлений. В 2006 году военный бюджет Азербайджана составил $700 млн. По итогам 2006 года денежные доходы населения составили 9949.8 млн. манат ($11137 млн.), а денежные расходы - 8006.7 млн манат ($8962 млн.). Темпы их роста составили соответственно 123.4 и 123.0%. Аналогические показатели 2005 года составили соответственно 122.3% и 117.3%. Одновременно следует отметить, что по итогам 2006 года индекс потребительских цен составил 11.4% против 5.4% 2005 года. В 2006 году среднемесячная номинальная зарплата занятых в экономике составила 141.3 манат ($158), что по сравнению с прошлогодним показателем выросла на 19.8%. Между тем, среднемесячная номинальная зарплата по секторам сильно отличалась. Так, если в сельском хозяйстве она составила 52.4 манат ($58.6), в сфере образования - 78.1 манат ($87.4), в сфере здравоохранения - 67.1 манат ($75.1), в перерабатывающей промышленности - 143 манат ($160.1), в энергетике - 145.1 манат ($162.4), то в добывающей промышленности - 649.3 манат ($726.8). В начале 2006 года число пенсионеров в Азербайджане составило 1399 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 28.5 манат ($9.5). В начале 2007 года число пенсионеров составило 1227 тыс., среднемесячная пенсия которых составила 41.1 манат ($46). После восстановления Азербайджаном независимости важное значение во внешней экономической политике уделялось связям с международными финансово-кредитными и экономическими учреждениями. За истекший период проделана существенная работа в этом направлении. Азербайджан является членом, можно сказать, всех авторитетных международных структур, в т.ч. с 1992-го года - Международного Валютного Фонда, Всемирного Банка, Европейского Банка Реконструкции и Развития, с 1999-го года - Азиатского Банка Развития, и постоянно проводит консультации с этими структурами по экономическим проблемам, вопросам перехода на рыночную экономику, пользуется их финансовыми ресурсами. Внешнеэкономические связи страны: Обьем внешнеторгового оборота Азербайджана по итогам 2006 года составил $11639.8 млн., в том числе экспорт товаров $6372.1 млн., а импорт - $5267.6 млн. Торговый баланс был положительным - $1104.5 млн. По итогам 2006 года во внешнеторговом обороте Азербайджана удельный вес стран СНГ составил 26% (в импорте - 39.8%, в экспорте - 14.6%), стран ЕС - 45.3% (в импорте - 30.8%, в экспорте - 57.2%). (См.Таблица 4.) Таблица 4. Внешнеторговый оборот Азербайджана в 2006 году (тыс. долларов США) |
Страны | Внешнеторговый оборот | Импорт | Экспорт | Баланс | | Всего | 11639796.5 | 5267639.5 | 6372157.0 | 1104517.5 | | Страны с переходной экономикой | 3034727,1 | 2100813,6 | 933913,5 | 1166900,1 | | Страны СНГ | 3027885,7 | 2098168,2 | 929717,5 | 1168450,7 | | Страны Центральной и Восточной Европы | 6841,4 | 2645,4 | 4196,0 | 1550,6 | | Страны с развитой рыночной экономикой | 6601248,8 | 2147166,7 | 4454082,1 | 2306915,4 | | Страны Западной Европы | 5368860,7 | 1692285,4 | 3676575,3 | 1984289,9 | | Из которых | | | | | | Страны ЕС | 5267610,3 | 1624323,1 | 3643287,2 | 2018964,1 | | Другие страны Западной Европы | 101250,4 | 67962,3 | 33288,1 | -34674,2 | | Другие страны с развитой рыночной экономикой | 1232388,1 | 454881,3 | 777506,8 | 322625,5 | | Развивающиеся страны | 2003820,6 | 1019659,2 | 984161,4 | -35497,8 | | Страны с переходной и центрально-плановой экономикой | 229921,7 | 222805,7 | 7116,0 | -215689,7 | | Другие развивающиеся страны | 1773898,9 | 796853,5 | 977045,4 | 180191,9 | | |
Главным торговым партнером Азербайджана является Италия, доля которой во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 25.5% (около $2970 млн.). Лидирующее положение Италии во внешней торговле Азербайджана объясняется тем, что эта страна является самым крупным импортером азербайджанской нефти. По итогам 2006 года доля Италии в азербайджанском экспорте составила 44.7% ($2.7 млрд.), а в импорте - всего - 2.4% ($125 млн.). (См.Таблица 5.) Таблица 5. Главные торговые партнеры Азербайджана в 2006 году (тыс. долларов США) |
Страны | Оборот | % | Импорт | % | Экспорт | % | Торговый баланс | | Всего | 11639796,5 | 1000 | 5267639,5 | 100,0 | 6372157,0 | 100,0 | 1104517,5 | | Италия | 2970011,1 | 25,5 | 124602,9 | 2,4 | 2845408,2 | 44,7 | 2720805,3 | | Россия | 1525843,5 | 13,1 | 1181584,1 | 22,4 | 344259,4 | 5,4 | -837324,7 | | Турция | 773185,0 | 6,6 | 385040,2 | 7,3 | 388144,8 | 6,1 | 3104,6 | | Израиль | 711008,6 | 6,1 | 26179,7 | 0,5 | 684828,9 | 10,7 | 658649,2 | | Великобритания | 459361,0 | 3,9 | 453764,6 | 8,6 | 5596,4 | 0,1 | -448168,2 | | Германия | 412843,2 | 3,5 | 403838,5 | 7,7 | 9004,7 | 0,1 | -394833,8 | | Франция | 403340,8 | 3,5 | 55837,4 | 1,1 | 347503,4 | 5,5 | 291666,0 | | Иран | 381819,0 | 3,3 | 85917,4 | 1,6 | 295901,6 | 4,6 | 209984,2 | | Туркмения | 378532,1 | 3,3 | 369007,2 | 7,0 | 9524,9 | 0,1 | -359482,3 | | Украина | 355915,9 | 3,1 | 317512,3 | 6,0 | 38403,6 | 0,6 | -279108,7 | | Грузия | 334477,3 | 2,9 | 49201,8 | 0,9 | 285275,5 | 4,5 | 236073,7 | | США | 289842,4 | 2,5 | 1979490 | 3,8 | 91893,4 | 1,4 | -106055,6 | | Казахстан | 232908,0 | 2,0 | 127252,0 | 2,4 | 105656,0 | 1,7 | -21596,0 | | Китай | 228875,6 | 2,0 | 222493,1 | 4,2 | 6382,5 | 0,1 | -216110,6 | | Япония | 188338,4 | 1,6 | 188293,7 | 3,6 | 44,7 | 0,0 | -188249,0 | | Греция | 187351,9 | 1,6 | 5368,9 | 0,1 | 181983,0 | 2,9 | 176614,1 | | Финляндия | 167732,0 | 1,4 | 167732,0 | 3,2 | | 0,0 | -167732,0 | | Таджикистан | 131186,7 | 1,1 | 289,4 | 0,0 | 130897,3 | 2,1 | 130607,9 | | Румыния | 119380,3 | 1,0 | 39258,1 | 0,7 | 80122,2 | 1,3 | 40864,1 | | Республика Корея | 115286,2 | 1,0 | 46932,6 | 0,9 | 68353,6 | 1,1 | 21421,0 | | Нидерланды | 105579,6 | 0,9 | 90938,1 | 1,7 | 14641,5 | 0,2 | -76296,6 | | Бразилия | 85317,4 | 0,7 | 85288,0 | 1,6 | 29,4 | 0,0 | -85258,6 | | Шведия | 84445,3 | 0,7 | 84367,2 | 1,6 | 78,1 | 0,0 | -84289,1 | | Испания | 69019,9 | 0,6 | 16182,1 | 0,3 | 52837,8 | 0,8 | 36655,7 | | Индия | 58455,4 | 0,5 | 57447,6 | 1,1 | 1007,8 | 0,0 | -56439,8 | | Другие страны | 869739,9 | 7,5 | 485361,6 | 9,2 | 384378,3 | 6,0 | -100983,3 | | |
После Италии вторым торговым партнером Азербайджана является Россия, доля которой во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 13.1% (около $1.5 млрд.). При этом в импорте Азербайджана Россия занимает первое место. На долю России в 2006 году пришлось 22.4% (около $1182 млн.) от общего объема импорта Азербайджана и всего 5.4% ($344 млн.) от общего объема экспорта Азербайджана (хотя следует отметить, что Россия является самым крупным рынком ненефтяного экспорта Азербайджана). Доля Грузии во внешнеторговом обороте Азербайджана в 2006 году составила 2.9% ($334.5 млн), в том числе в импорте - 0.9% ($49 млн.), в экспорте - 4.5% ($285 млн.). Основная статья азербайджанского экспорта в Грузию - это нефтепродукты. Основная статья азербайджанского экспорта - это нефть, доля которого в общем объеме экспорта Азербайджана в 2006 году составила 84.6%.(См. Таблица 6.) Таблица 6. Внешнеторговый оборот Азербайджана в 2006 году, по товарным группам |
Название товаров | Импорт, тыс. долларов США | % | Экспорт, тыс. долларов США | % | | Всего | 5267639,5 | 100,0 | 6372157,0 | 100,0 | | живые животные | 41207,0 | 0,8 | 647,9 | 0,0 | | овощи | 201665,8 | 3,8 | 156295,1 | 2,5 | | животные и растительные жиры, масло | 40655,7 | 0,8 | 63369,7 | 1,0 | | продовольственные продукты, напитки, алкоголь и уксус, табак | 273233,4 | 5,2 | 101742,0 | 1,6 | | минеральные продукты | 779758,1 | 14,8 | 5392663,0 | 84,6 | | продукты химической промышленности | 249167,9 | 4,7 | 193023,3 | 3,0 | | пластмасса, каучук и изделия из них | 134487,5 | 2,6 | 100563,8 | 1,6 | | кожа и изделия из кожи | 1889,7 | 0,0 | 3386,7 | 0,1 | | древесина и деревянные изделия | 53188,5 | 1,0 | 1265,6 | 0,0 | | бумага и картон,статьи целлюлозно-бумажного производства | 80510,4 | 1,5 | 2597,0 | 0,0 | | текстильные материалы | 64191,6 | 1,2 | 60951,3 | 1,0 | | обувь, головные уборы | 16078,1 | 0,3 | 160,4 | 0,0 | | товары из камня, цемента и керамики | 80619,3 | 1,5 | 1141,7 | 0,0 | | жемчуг, драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них | 4478,6 | 0,1 | 6,0 | 0,0 | | сплавы | 615572,2 | 11,7 | 149642,3 | 2,3 | | машины, электрическое оборудование | 1547302,7 | 29,4 | 37136,2 | 0,6 | | транспортные средства | 877820,4 | 16,7 | 84780,3 | 1,3 | | музыкальные инструменты, медицинское и другое оборудование | 115602,3 | 2,2 | 4649,3 | 0,1 | | разные промышленные товары | 86661,3 | 1,6 | 5759,1 | 0,1 | | произведения искусства | 18,8 | 0,0 | 96,5 | 0,0 | | |
Проблемы развития страны: В экономике Азербайджана действуют противоречивые тенденции. Экономический кризис, связанный с разрывом хозяйственных связей в результате распада СССР, карабахским конфликтом и внутренними неурядицами, преодолён лишь частично. Хотя поступления от развития нефтяного сектора и роста экспорта нефти смягчили неблагоприятные последствия кризиса, это не нашло отражения в улучшении социально-экономического положения населения, ликвидации безработицы и диверсификации экономической структуры страны. Экономика Азербайджана по-прежнему во многом зависит от добычи энергоносителей. В условиях стремительно растущих объемов поступлений от экспорта нефти и недостаточности монетарных инструментов, имеющихся у правительства, контроль над инфляцией и недопущение чрезмерного укрепления маната в реальном выражении становятся важнейшими задачами страны. Параллельно с этим азербайджанскому правительству приходится заниматься вопросами модернизации инфраструктуры и снижения высокого уровня бедности. Можно заключить, что итоги социально-экономического развития Азербайджана за январь-декабрь 2006 года подтвердили, что основные макроэкономические показатели демонстрируют положительную динамику. Таким образом, результаты успешно осуществленных за короткий промежуток времени во всех отраслях экономики страны реформ еще раз наглядно свидетельствуют о верной экономической политике, настойчиво претворяемой в жизнь руководством Азербайджанской Республики.
| |