Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Монополии и их место в структуре экономики

Монополии и их место в структуре экономики

21

Министерство образования и науки Украины

Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина

КУРСОВАЯ РАБОТА

по микроэкономике

на тему: «Монополии и их место в структуре экономики»

Харьков 2007г.

ПЛАН

Введение

1. Понятие монополии

1.1 Монополии, виды и формы

1.2 Монопольная цена

1.3 Монополия и конкуренция

2. Причины, обуславливающие поведение монополий в экономике.

2.1 Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы

2.2 Регулирование деятельности монополий

Заключение

Список литературы

Введение

На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить, продавать, а потребители принимают её как заданную, решая, сколько купить.

Предмет данной работы - монополия. Монополии - крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Другим способом можно представить монополию, как ситуацию на рынке, которая характеризуется множеством покупателей и лишь одним продавцом. Однако, при анализе монополии важно учитывать, что в реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала одна единственная фирма - производитель товаров не имеющих субститутов. Обычно речь идет о фирмах, которые имеют монопольную власть - степень рыночной власти.

В данной курсовой работе я постараюсь рассмотреть: экономические основы монополий, их виды и формы; монополистическую цену; соотношение монополии и конкуренции; влияние монополий на народное хозяйство и как государство может регулировать монополизм.

1. Понятие монополии

1.1 Монополии, виды и формы

Монополия - (от моно… и греч. Poleo - продаю), исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

Монополия - это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единым производителем продукта, не имеющего аналогов[1, 191]. При этом покупатель не имеет возможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль. Существует две противоположные мысли экономистов относительно закономерности возникновения монополий: одни считают, что монополии возникают случайно, а другие, среди которых А. Пигу, настаивают, что монопольная власть является логическим завершением стратегии фирмы [8, 140]. Данные взгляды базируются на выводах А. Смита про то, что экономическая выгода принуждает фирмы постоянно искать возможности повышения прибыли. А монопольная власть не только дает возможности иметь большую прибыль, но и выступает самозащитой.

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Монопольного положения фирма может достичь тремя путями: монополия отдельной фирмы на основе постоянного повышения эффективности деятельности для получения конкурентного преимущества над другими фирмами, монополия на основе слияния фирм и монополия на основе дифференциации продукта. Такое положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают обществу свои личные интересы. Еще одним условием, для того чтобы фирма занимала монопольное положение на рынке, продукт, который она выпускает, должен быть уникальным, т.е. не иметь близких заменителей. Такая рыночная власть также может быть установлена через исключительные права, предоставленные государством фирме, в результате получения фирмой патентов или лицензии на все предложение ресурса, через установление низких цен на продукт. Монополист создает условия для поддержания такого своего положения с помощью применения неценовой конкуренции (реклама, связи с общественностью и т.п.). Все это создает барьеры для вступления в область других фирм. К таким барьерам можно отнести:

1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Новым конкурентам трудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.

2. Исключительные права. В ряде стран Европы и Америки правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и население.

3. Патенты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.

4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.

Итак, по выше сказанному можно подвести итог, что основными характеристики монополии являются: наличие одного производителя, отсутствие близких заменителей продукта, значительный контроль над ценой, барьеры для вступления в область, неценовая конкуренция.

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции. Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе - особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений картели и синдикаты.

Картель это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиваться конгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства.

Необходимо еще отметить, что монополия на практике встречается очень редко. Обычно речь идет о фирмах, которые имеют монопольную власть - степень рыночной власти. Существует несколько основных индексов, с помощью которых определяется степень монопольной власти. Индекс Лернера, который определяется как (1/Edp) или ((P-AC)/P=TP/TR), чем больше будет значение индекса, тем более будет монопольная власть фирмы (при чистой конкуренции значения индекса равняется нулю, а при монополии с нулевыми предельными затратами - единицы). Коэффициент Бейна отображает величину экономической прибыли, которая приходится на одну денежную единицу инвестированного собственного капитала. Для акционерных обществ собственным ресурсом является акционерный капитал. Нормальная прибыль определяется как максимальный результат альтернативного варианта инвестирования акционерного капитала в проекты с подобным уровнем риска. Т.е., определяется, насколько полученная доходность от собственной деятельности превышает доходность, которая была бы полученная от инвестирования в государственные ценные бумаги.

Следует учесть, что монопольная власть фирмы изменяется со временем, так же как изменяются рыночные условия: спрос, затраты фирмы, поведение конкурентов. Кроме того, сильная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в долгосрочном периоде.

Наиболее яркими представителями монополизма в Украине на 2005 г. выступали такие компании, как: Укртелеком, Нафтогаз Украины, Енергоатом, Укрзализныця [5, 110].

1.2 Монопольная цена

Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистических образований. Монополии, используя свое монополистические положение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их. Вследствие этого появляется новая разновидность цены: Монопольная цена - особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже стоимости товара, в целях получения монопольного дохода (чаще всего в форме монопольной сверхприбыли). Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.

Между движением цен и изменением количества продаваемой продукции существует прямая зависимость, а следовательно, кривая спроса на продукцию монопольной фирмы будет убывающей. Это, в свою очередь, означает, что предельный доход будет меньше цены, т.е. прирост общего дохода, полученный от продажи каждой дополнительной единицы продукции, будет меньше, чем цена, по которой продается эта единица.

Рис.1

Кривая предельного дохода (MR) будет всегда расположена ниже кривой спроса (D) (рис.1). Следовательно, монополист имеет возможность, снижая цены, увеличивать свои доходы за счет расширения объема продаж.

Стремясь максимизировать прибыль, фирма-монополист может манипулировать и ценами, и объемами продаж, выбирая вариант, ведущий к получению прибыли, близкой к максимуму. Максимальную прибыль принесет цена, соответствующая такому объему выпуска, продажа последующей единицы которого обеспечивает превышение предельного дохода над предельными издержками.

Например, при цене 300 грн. За единицу выпускается 4 единицы продукции. Продажа четвертой единицы еще сохраняет превышение MR над МС, но расширение выпуска до 5 единиц приводит уже к превышению издержек над доходом. Максимальную прибыль, следовательно, принесут 4 единицы выпуска, после чего она начнет снежатся.

Возможен также вариант, когда при неблагоприятной рыночной ситуации монополист не может получать прибыль в краткосрочном периоде. В этом случаи он попытается минимизировать свои потери.

Согласно правилу МС= MR выпуск установится на уровне, где кривая придельных издержек (МС) пересекается с кривой предельного дохода (MR) - на графике это 10 единиц (рис.2).

Рис.2

На кривой спроса (D) этот уровень соответствует цене 4 грн. за единицу. Но удельные общие затраты десяти единиц продукции равны 4,60 грн. Значит, при цене в 4 доллара монополист теряет 60 коп. на каждой проданной единице. Общие потери показаны заштрихо-ванным прямоугольником.

Хотя монополист и несет убытки, но любой другой уровень выпуска может их только увеличить. Данной же цены вполне достаточно, чтобы покрыть удельные переменные затраты (АVС), и пока цена будет их превышать, имеет смысл продолжать бизнес. Но если кривая спроса сдвинется влево настолько, что окажется ниже кривой средних пере-менных затрат, монополист сможет минимизировать свои потери, толь-ко закрыв дело.

В долгосрочном плане, однако, поведение монополиста, в отличие от условий совершенной конкуренции, будет определяться задачей не допустить в сферу своей деятельности конкурентов. Поэтому, имея воз-можность манипулировать ценами, он будет ориентироваться не только на цели максимизации прибыли или минимизации убытков, но и стре-миться создать барьеры для желающих проникнуть в отрасль. Для этого фирма-монополист может поддерживать цены более низкие, чем те, которые обеспечивают максимум прибыли. Поступая таким образом, фирма хотя и получит прибыль, меньшую максимально возможной, но большую, чем нормальная прибыль, к уровню которой свелся бы ее до-ход в случае свободного проникновения на ее рынок конкурирующих фирм.

Кроме того, монополист может увеличивать свою прибыль, прибе-гая к методу ценовой дискриминации. Он может продавать свою про-дукцию различным покупателям по разным ценам, учитывая их покупательные возможности и эластичность спроса. Покупатели разде-ляются на группы, каждая из которых готова платить свою цену за продукт. В группах с низкоэластичным спросом цена может быть выше, а с высокоэластичным - ниже. Посредством такого сегментирования устанавливаются цены, приносящие максимальную прибыль для каж-дой группы в отдельности, и тем увеличивается общая прибыль.

Компания, продающая электроэнергию, может установить более высокую цену за киловатт, используемый для освещения, и более низ-кую - для приготовления пищи и отопления. Причина в том, что спрос на электроэнергию для освещения низкоэластичен, ибо ей не существу-ет разумной альтернативы, а спрос на энергию для кухни более эласти-чен, так как ее можно заменить газом. Похожая ситуация и с промышленными потребителями электроэнергии, которые платят меньшую цену, так как в крайнем случае могут установить у себя авто-номные генераторы в отличие от бытовых потребителей, которые ли-шены такой возможности и вынуждены соглашаться на более высокую цену.

1.3 Монополия и конкуренция

Особого рассмотрения требует соотношение конкуренции и монополии в современной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, то есть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, что развитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.

Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числа продавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможности влиять на цену. Здесь также существует свободный, беспрепятственный доступ хозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступная каждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеет место диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господстве свободной конкуренции.

Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткам уклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.

Монополия - это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно на примере абстрактной категории “чистая монополия”, которая характеризует ситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что это полярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.

Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен значительный удар со стороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизни спровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возникла угроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценило пагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустило перехода ее состояния в критическое положение.

Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием, переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема их соотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии и конкуренции. К. Маркс говорил: “В практической жизни мы находим не только конкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который является не формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создает монополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодаря тому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу”[4, 166]. В таких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.

Современный хозяйственный механизм представляет собой объединение стихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со стороны монополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но в современных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.

Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:

1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существования монополистических образований, соревнующихся как между собой, так и с предпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы и покупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеют возможность манипулировать ценами.

2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечение сбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей. Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источников сырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов, квалифицированной рабочей силы и т.д.

3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходит реализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого на межотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренция основывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию, которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистов становятся методом конкурентной борьбы.

4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовой конкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличают три основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая (нечестная). Ценовая конкуренция - это соревнование производителей путем уменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги без существенного изменения их ассортимента или качества. Производители используют манипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценами на разных рынках. Неценовая конкуренция - это завоевание конкурентного преимущества за счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесь применяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаров для удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг, увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделения потребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец, широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы. Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж, переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественно новая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольный характер.

2.Причины, обуславливающие поведение монополий в экономике

2.1. Особенности современной монополизации народного хозяйства, ее позитивные и негативные факторы

Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений.

Особенностью современной монополизации народного хозяйства является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность.

Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами, в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации - это усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят, прежде всего, на межотраслевом уровне.

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и качественными товарами.

Таким образом, монополии на современном этапе - это преимущественно крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования монополий значительно больше и первый из них - это практика образования монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии - оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.

2.2 Регулирование деятельности монополий

История развития монополий существует вместе с историей борьбы с ними. Отрицательные результаты монополизации оказались сразу, и это в особенности ощутили широкие слои населения. Старание больших объединений целиком захватить рынки вызвало недовольство мелких и средних предпринимателей и широкой общественности. Вокруг монополий формируется отрицательная общественная мысль, которая требует государственной защиты потребителей от своеволия монополистов. Например, за подсчетами Хербергера (осуществленными в 50-х годах), потери от монополий в США составляют 0,1 % от ВВП, что за 2004г. составляли $6 млрд. в Украине на конкурентных рынках пассажирских автоперевозок за 2000-2003 гг. темпы роста пассажирооборота оказались почти в шесть раз большими, чем на монополизированной железной дороге.

Процессы монополизации проходили быстро, а их отрицательные следствия были поразительные. Именно поэтому во многих странах были приняты законодательные акты, которые поставили определенные препятствия монополистическому увлечению рынков.

В Соединенных Штатах первым законодательным актом, направленным против монополизации экономики, был “Антитрестовский акт Шермана” (1890 г.). Именно он, считается, залогом основ мировой антимонопольной кампании. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. Нарушения “Акта Шермана” наказывались, как криминальные преступления. Антимонопольная политика не имеет целью ликвидацию или запрет крупных монопольных образований, так как в обществе давно сложилось понимание того, что монополия, как один из основных факторов роста прибыли не может быть “упрощена”. Поэтому основной задачей является поставить ее под государственный контроль, устранить возможность злоупотреблений монопольным положением.

Можно назвать такие две основных формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) препятствование использования монопольной власти.

Законодательство стран Запада действует в основном с помощью первой формы. Это происходит потому, что по мнению ведущих специалистов в этой области значительно более легким есть не допустить возникновения монополии, чем потом бороться с уже существующей. Такими упреждающими мерами есть запрет объединений, а также сговори, которые ведут к ограничению производства и торговли; то есть, речь идет о запрете создания монополий любого известного вида. Также существует запрет на приобретение акций и других активов конкурирующих предприятий, если это ведет к монополизации области и ослабляет конкурентную борьбу. Например, в Японии из таких соображений были запрещены холдинговые компании.

Наряду с мероприятиями, направленными на недопущение образования монополий на рынках, существуют также такие, которые призваны бороться с уже существующими фирмами, которые могут считаться монополистами. Против них применяется высокое налогообложение монопольной прибыли, контроль за ценами на продукты производства монопольных образований, переведение монополий в государственную собственность, административное наказание за нарушение антимонопольного законодательства.

А что же за ситуация с антимонопольной деятельностью в Украине? Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защита интересов предпринимателей от злоупотреблений монопольным положением и недобросовестной конкуренции в Украине осуществляется Антимонопольным комитетом.

Согласно методике, разработанной Антимонопольным комитетом Украины, монополистом считается фирма, доля рынка которой на определенном рынке превышает 35% (объем рынка определяется как сумма выпуска определенного продукта от отечественных производителей (за минусом экспорта) и суммарного импорта продукта; соответственно доля рынка - отношение выпуска продукта фирмой без учета экспорта к объему рынка).

Антимонопольное регулирование может касаться:

Во-первых, регулирования слияния фирм. В Украине запрещается слияние фирм, если оно приводит к превышению их совокупной доли рынка 35%. Для регулирования слияния фирм чаще всего применяется индекс Герфиндаля-Гиршмана, который рассчитывается как сумма квадратов долей рынка фирм, которые функционируют в области. Для каждой области устанавливается максимальное значение индекса, и в случае превышения его для определенной области могут быть запрещены слияние фирм; если на рынке остается одна фирма, то значение индекса составляет 10000. В первой половине 80-х гг. американское правительство приняло инструкции, которые установили нормативы отраслевой концентрации из использования индекса Герфиндаля-Гиршмана. Если этот индекс не превышал 1000, тогда рынок признавался слабоконцентрированным, если превышал 1800 - высококонцентрированным.

Во-вторых, антимонопольное регулирование может осуществляться относительно злоупотребления монополистом своей власти через введение комитетом штрафных санкций или даже, принудительное разъединение фирмы-монополиста. В законодательстве каждой страны определяются виды злоупотреблений. В Законе Украины «Об ограничении монополий и недопущение недобросовестной конкуренции в предпринимательскую деятельность» указанно, что злоупотреблениями считаются: навязывание контрагенту неравноправных условий в договорах, ограничение производства и т.п., что приводит к дефициту продукта на рынке и установление монопольных цен, создание барьеров к вступлению (выходу) из рынка, установление дискриминационных цен.

Итак, как видим, монопольные процессы заставили государство усилить регулирующие основы в экономике. Специальная антимонопольная политика и антимонопольное законодательство дали возможность поставить под контроль процессы монополизации, сохранить и усилить конкуренцию.

Заключение

Итак, после всего вышесказанного можно сделать вывод, что в экономической теории монополия является одной из наиболее противоречивых, но в то же время одной из наиболее интересных тем. Разные ведущие экономисты постоянно старались высказать свои мысли по поводу этой темы.

Среди причин появления монополий указываются разные предпосылки. Некоторые считают, что это был объективный процесс, другие твердят, что они были созданы искусственно.

Формы монополий существуют разнообразные, в данной работе я старалась их описать, и общей тенденцией развития разных монополистических форм является их путь от простейших образований (таких как картели) к сверхбольшим и над могущественным, примерами которых могут служить современные многоотраслевые концерны и конгломераты.

Монополия, как экономический процесс, имеет определенные последствия от результатов своей деятельности. Основная часть из них была перечислена в работе, и следует отметить, что среди этих последствий, как и везде, есть положительные, а есть и отрицательные стороны. И реальность на сегодня такая, что отрицательные, к сожалению, намного преобладают.

Чтобы предотвратить некоторые из этих отрицательных последствий, государство было вынуждено проводить регулирующую антимонопольную политику, в состав которой входит издание разных актов, которые имеют силу законов, ограничение сферы влияния монополистических объединений и, конечно, применение разных санкций к нарушителям. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

В заключении также можно сказать, что влияние монополий на развитие мирового хозяйства было разнообразным, вредным и полезным, и соответствующим может быть отношения к ним разных людей, тем не менее их существование - это часть истории развития мирового общественного производства, и сущность этого противоречивого явления некогда не оставит равнодушным ведущих специалистов экономики.

Список литературы

1. Воробьев Е.М., Гриценко А.А., Ким М.Н., Лисовицкий В.Н. «Экономическая теория» - Х., 2006г.

2. Закон Украины “Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности”. “Правда Украины”, 1992 г., 7 мая

3. Лисовицкий В.Н. «микроэкономика» - Х., 1993г., с. 132.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, Т.4, с. 166.

5. Павленко И.Н. «Микроэкономика», - К., 2006г., с. 288.

6. Пигу А. “Экономическая теория благосостояния”, Т.1, М., 1985 г., с.326

7. Самуэльсон П. “Экономикс” ,с. 531






Информация 







© Центральная Научная Библиотека