Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Монополии. Монополизирование РАО "ЕЭС России"

Монополии. Монополизирование РАО "ЕЭС России"

2

Экспериментальная школа №1189 СЗУО

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ

Р Е Ф Е Р А Т

по экономике

на тему: «Монополии. Монополизирование РАО “ЕЭС России”»

УЧЕНИКА 10 КЛАССА «А»

КОМИССАРОВА АЛЕКСАНДРА

РУКОВОДИТЕЛЬ:

ПЕТУНИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Москва

План

Введение.

1) Актуальность выбора темы

Актуальность темы реформирования и монополизирования государственных систем электроэнергетики на примере РАО «ЕЭС России»

Основная часть.

1. Монополии

а) Что такое монополии?

б) История возникновения и развития монополий.

в) Монополизирование государственных предприятий

2. Монополизация РАО «ЕЭС России»

а) Суть монополизации и необходимость реформирования энергосистемы

б) Опыт монополизирования энергосистемы у других стран.

Заключение.

3) Основные выводы

4) Заключение и подведение итогов

5) Иллюстрации к реферату

6) Глоссарий (список терминов и их определения).

7) Список используемой литературы

Введение

Большинство стран Европы и уже некоторые страны в мире монополизировали свои энергосистемы. Монополизирование всей энергосистемы страны - это продажа акций электроэнергетики, а значит передача всей энергетической системы владельцу с большинством акций - человеку, который может назначить любые тарифы, иметь полное владение всем энергоснабжением России. Так стоит ли проводить такую реформу в энергетике?

Однако государство не может и не имеет право так просто доверять существование своих жителей, своих налогоплательщиков, какому-нибудь монополисту, и, поэтому, оно имеет право и вынуждено создать конкурентную среду в сфере управления электроэнергией с целью контролирования и понижения тарифов путем разделения отрасли между

несколькими (как минимум тремя) крупными монополистами.

Кроме того, от цен на электроэнергию сильно зависит промышленность нашей страны. Комбинаты, представляющие собой тяжелую промышленность, металлургию, не могут работать убыточно, ведь затраты на электроэнергию у такого рода предприятий слишком огромны.

Главная тема моей работы - монополизации РАО «ЕЭС России». Эта тема сейчас очень актуальна в России. От монополизирования нашей электроэнергетической системы зависит все будущее населения России, будущее нашей промышленности, цены и тарифы на потребление электроэнергии, и, поэтому, обязательно нужно разобрать все возможные варианты и последствия этой реформы, плюсы и минусы образующиеся в будущем монополии, а также опыт монополизации энергосистемы у других мировых стран, их ошибки и правильные действия.

Необходимо поподробнее узнать, что такое монополия и что представляет собой реформа монополизации государственного предприятия, как ведут себя крупные монополисты в условиях конкурентной борьбы и что представляют собой совершенные и несовершенные конкуренты в условиях общей монополизированной отрасли.

Монополии

Монополия - (от греч. «Mono» - один и «Poleo» - продаю) - исключительное право организации, фирмы в определенной области государства. Это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и в принципе всей экономикой. Главная цель монополии - установка выгодной общей цены в данной отрасли и извлечение максимальной прибыли. Монополии оказывают на все сферы жизни страны огромное влияние. Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это либо отдельные единственные на рынке крупные предприятия, либо объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят большее количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке. Такие виды монополистических объединений получают возможность влиять на процесс определения общей цены на рынке, добиваясь наиболее выгодных для себя цен и, соответственно, получают более высокие прибыли.

Главным признаком монополии является занятие положения на рынке от которого и зависит прибыль этого монополистического образования. Доход монополии прямо пропорционально зависит от положения предпринимателя на монопольном рынке, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия по сравнению с обычной фирмой или малым предприятием, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять доминирующую позицию на рынке ; влиять на других участников рынка и определять для них свои условия. При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия» (от греческого - один продаю). В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма - производитель товаров, не имеющих аналогов. Следовательно, в использовании термина «монополия», а тем более «совершенная монополия» всегда присутствует известная доля условности.

Монополии благодаря высокому уровню концентрации экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно-высоких прибылей. Известный мировой экономист Йозеф Шумпетер доказывал, что крупные фирмы, монополистические объединения, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения экономики, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить часть своих прибылей на исследования экономической ситуации, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть, а параллельно с этим и развивать экономику. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Значит, существенный плюс монополий в том, что они играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса.

История возникновения и развития монополий

История монополий достигает глубокой древности. Монополистические начинания в разных формах и в неодинаковой степени проявляются на всех этапах развития рыночных процессов и сопровождают их. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия (особенно во время экономического кризиса 1873 года). Не случайно монополии в экономической литературе тех времен получили название «дети кризиса».

Однако только в конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами. Возникла реальная угроза большой и сильно развившейся конкуренции - этого необходимого атрибута рынка. Но проблема избытка конкуренции быстро решилась благодаря монополистическим образованиям в экономике.

Благодаря слияниям крупных независимых предприятий, образующих свою монополию, размеры прибыли фирм, шедших по этому пути, увеличивались в 2-3 раза. Эта форма объединения очень широко использовалась в США еще два века назад (подъем промышленности). Первая большая волна монополистических слияний происходила в США в 90-х годах XIX века и в первые годы XX века. В результате были образованы крупнейшие монопольные компании, подчинившие себе целые отрасли промышленности.

Например, в США появились свои крупные всемирно известные монополии: в металлургии - «Стандард ойл», в автомобильной отрасли - «Дженерал моторс». Вторая большая волна монополистических слияний произошла в США накануне экономического кризиса 1929-33 г.г. Были образованы монополии в алюминиевой промышленности, в производстве стеклянной тары и т.д. В то же время в европейских странах развивались иные формы монополизации. Особенно характерным было образование картелей и синдикатов. Картели получили распространение и на международной арене как форма международной монополии. Капиталистические объединения, основанные первоначально на системе участия, получили названия трестов и концернов. В их главе стояли финансовые институты (банки, инвестиционные компании).

Неслучайно уже после второй мировой войны 1939-45 г.г. многие американские монополии включили свои прежние дочерние компании в число отделений, то есть заменила систему участия непосредственным централизованным контролем. После второй мировой войны наблюдается процесс создания новых форм монополистических объединений, так называемых конгломератов (одной из современной формы монополистических объединений). В конгломератах, получивших развитие в основном в США, объединены самые разнообразные виды производств, не имеющие между собой никакой промышленной связи и не связанные также единым сырьем, едиными условиями сбыта. В конгломератах создаются условия для перелива капитала из одной отрасли в другую, минуя традиционный рынок капитала. Важной характеристикой монополий второй половины XX века является их выход на международную арену не только в сфере торговли, но и непосредственно в производстве, организованном в виде филиалов и дочерних предприятий за рубежом. Развитие всех видов монополистической концентрации неуклонно ведет к тому, что все большая часть национального дохода и национального

богатства стран сосредоточится в руках нескольких крупнейших

монополий.

Монополизирование государственных предприятий

Государственное предприятие - вид какого-либо предприятия, большинством (>50%) акций которого обладает государство. Процесс монополизирования государственного предприятия состоит в том, что большинство акций этого предприятия начинает принадлежать какому-либо частному лицу, имеющему большинство акций, то есть государство распределяет то большинство акций своего предприятия среди нескольких крупных независимых друг от друга монополистов, тем самым создавая конкурентную среду в определенной отрасли.

Плюс такого монополизирования главным образом состоит в том, что в условиях конкуренции несколько обладателей большого количества снижают тарифы на потребление продуктов или услуг этого предприятия. То есть, например, в электроэнергии тарифы на потребление электроэнергии будет определять не государство, а условия конкурентной борьбы среди главных владельцев акций РАО «ЕЭС Россия». При удачной конкуренции в области электроэнергии и приемлемых ценах на потребление энергии может подняться тяжелая промышленность, несущая огромные затраты на электричество. При снижении цен хотя бы на 7-10 копеек металлургические заводы смогут производить на 12% больше продукции при тех же деньгах на затраты, что и раньше.

Минус монополизирования государственных предприятий заключается в возможном варианте попадания, например, всей электроэнергетики под влияние какого-нибудь одного монополиста, становящимся при этом совершенным конкурентом. Этот вариант может быть только при огромном преобладании какого-нибудь частного лица над другими конкурентами.

В итоге если значимость и необходимость проведения реформирования государственных предприятий превосходит некоторой риск, который возможен при проведении этой реформы, то монополизировать предприятие можно и нужно, ну а если риск слишком велик и при определенных обстоятельствах вся отрасль может оказаться в руках одного частного лица.

Суть монополизации и необходимость реформирования энергосистемы

Электроэнергетика является одной из важнейшей и необходимой отраслью экономики Российской Федерации. Надежное и эффективное функционирование электроэнергетики, бесперебойное снабжение потребителей - основа поступательного развития экономики страны и неотъемлемый фактор обеспечения цивилизованных условий жизни всех ее граждан. В настоящий момент отрасль сохранила целостность и обеспечила надежное снабжение электрической и тепловой энергией, так необходимой обществу и промышленности, нашей экономике. Преодолен спад в производстве электроэнергии, улучшается платежная дисциплина, растет уровень денежных поступлений. Однако фундаментальные проблемы электроэнергетики, появившиеся еще в восьмидесятые годы и получившие развитие в последующий период не нашли своего разрешения. На фоне общеэкономического спада продолжала снижаться эффективность энергетики; произошло резкое падение объемов инвестиций и замедление воспроизводственных процессов в электроэнергетике. Дальнейшее нарастание указанных проблем приведет к невозможности удовлетворения растущего спроса на электроэнергию, а, следовательно, к торможению экономического роста. Качественный рост эффективности энергетики и экономики, изменение сложившегося положения с инвестиционной бедностью в электроэнергетике невозможны без кардинального изменения сложившейся системы экономических отношений в отрасли и безотлагательного проведения структурной реформы электроэнергетики.

Целями государственной политики реформирования электроэнергетики Российской Федерации являются: ресурсное и инфраструктурное обеспечение экономического роста, с одновременным повышением эффективности производства и потребления электроэнергии. Реформа электроэнергетики должна обеспечить энергетическую безопасность государства, предотвращение возможного энергетического кризиса и повышение конкурентоспособности российской электроэнергии.

Реформирование электроэнергетики Российской Федерации должно осуществляться с учетом состоявшейся приватизации и основываться на следующих принципах:

· Передача акций РАО «ЕЭС Россия» в самостоятельные виды деятельности, регулируемые государством;

· Развитие конкуренции в секторах производства и сбыта электроэнергии;

· обеспечение доступа к состоянию рынка всем производителям и потребителям электроэнергии;

· разделение единства электроэнергетической системы страны;

· обеспечение устойчивой, надежной и бесперебойной работы электроэнергетики и бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения страны электрической и тепловой энергией;

· обеспечение полной финансовой видимости рынков электроэнергии и деятельности предприятий электроэнергетики;

· гарантии защиты прав инвесторов, кредиторов и акционеров при проведении структурных преобразований.

При успешном проведении реформы электроэнергетики потребуется окончательно завершить следующие задачи:

ь создание конкурентного рынка электроэнергии, с охватом всех регионов России, в которых организация рынка технически реализуема и экономически целесообразна;

ь стимулирование экономии энергозатрат во всех сферах потребления;

ь разрешение проблемы инвестирования;

ь обеспечение доступности электроэнергии как важнейшего условия повышения уровня и качества жизни граждан;

ь сохранение и развитие единого строения электроэнергетики, включающей электрические сети и диспетчерское управление;

ь развитие экспортных возможностей электроэнергетики;

Реформирование электроэнергетики России необходимо для развития нашей экономики, подъёма промышленности и снижения тарифом на потребление электроэнергии. К тому же акции улучшенной энергосистемы смогут привлечь необходимых инвесторов (см. Иллюстрацию 1).

Опыт монополизирования энергосистемы у других стран

Уже многие мировые страны по разным причинам монополизировали свои энергосистемы (Иллюстрация 2). Теперь время реформирования энергетики пришло и в России. Чтобы не допустить типичных ошибок при монополизировании, руководство РАО «ЕЭС Россия» должно проанализи-ровать опыт проведения этой реформы у других стран и поэтому я приведу как пример проведение реформы, ее преимущества и недостатки в Венгрии и Англии.

1) Венгрия:

Разделение энергосистемы: Энергетика Венгрии разделена на семь независимых генеральных компаний, ориентированных на сбыт и установление тарифов на потребление энергии. В то же время, все АЭС и сети Венгрии находятся под контролем компании MVM, входящей в эту семерку и единственной, принадлежащей государству.

Распределение электроэнергии: Энергия в Венгрии распределяется двумя способами. Первый - с помощью независимых дистрибьюторов, связанных с генеральными компаниями. Второй - с помощью модели Единого Закупщика, то есть предприятием, скупающим энергию у компаний-производителей и продающим потребителям.

Тарифы: Цены на потребление энергии определяют генеральные компании на конкурентной основе. С промышленностью заключают долгосрочные контракты, с мелкими потребителями - наличный расчет.

Преимущества реформы: а) Сильно развитая конкуренция

б) Система Единого Закупщика привлекает

инвесторов

в) Доход от продажи акций

Недостатки реформы: а) Большая общая цена на энергию

б) Нет конкуренции в области сбыта

в) Не используются плюсы Единого Закупщика, потому

что он оказывается между генеральными компаниями и

дистрибьюторами и не способен кардинально

изменить тарифы.

Вывод: Венгрия устроила большую конкурентную среду среди частных знергокомпаний, но они установили слишком большую общую монопольную цену и от этого, в первую очередь, страдают потребители.

2) Англия

Разделение энергосистемы: Английская энергетика разделена более, чем на десять приватизированных компаний, каждая из которых не занимает более 10% рынка производства и сбыта.

Распределение энергии: Как и в Венгрии, большинство распределения энергии приходится на дистрибьюторов. Также к распределению может в любой момент подключиться любая другая компания (распределение - как коммерческая среда).

Тарифы: Устанавливаются по английской общей монопольной системе, но обязательно регулируются государством.

Преимущества реформы: а) Доход от приватизации

б) Отсутствие бюджетного финансирования

в) Низкие тарифы

Недостатки реформы: а) Нет доминирующей энергетической компании

б) Нет условий для менеджмента

Вывод: Английская система реформирования, пожалуй, самая оптимальная из всех мировых стран с монополистической энергетикой. Малейшие отклонения в ценах регулирует государство, установлены низкие цены на потребление. Но такая система не может быть прибыльной, и поэтому в нее не вкладываются деньги.

Основные выводы

После изучения проблемы реформирования российской энергосистемы я могу сделать следующие выводы:

Ш Монополизирование энергетического сектора необходимо из-за низких темпов развития энергетики и отсутствия конкурентной среды и, как следствие, высоких тарифов.

Ш Безусловно имеются отрицательные стороны реформы, например как присутствие только одного лидера, т.е. отсутствие конкуренции.

Ш От успеха проведения реформы зависит вся наша промышленность и экономика.

Ш В мире существует два вида реформирования : английский и венгерский. Более прибыльный государству и населению - венгерский. Более надежный - английский. По мнению министра экономики Германа Грефа, руководство РАО «ЕЭС России» должно выбрать английский способ.

Ш «Ни в коем случае нельзя продавать акции сетей и диспетчерских управлений»,- считает экономист-обозреватель информационного агентства «Интерфакс» В.В.Пияшев,- «Такая продажа может привести к полному развалу российской энергетики».

Ш Доход от продажи акций РАО «ЕЭС России» пойдет на уплату задолженностей по зарплате.

Заключение

Низкие темпы развития энергетического сектора и проблемы со сбытом и инвестированием электроэнергии вынуждают проведение монополизирования всей отрасли российской энергосистемы, а именно приватизацию акций государственной компании РАО «ЕЭС России». Акции этой компании разделятся между несколькими частными компаниями - монополистами, а доходы от продажи пойдут бывшему владельцу пятидесяти одного процента акций. Среди покупающих акции компаний образуется тесная конкурентная среда, что заставит их, находясь в зависимости друг от друга, снижать общую монопольную цену, то есть тарифы на потребление электроэнергии. От малейшего изменения тарифов могут как пострадать, так и улучшить свое положение и население России, и предприятия с огромными затратами на электроэнергию.

На данный момент в мире самая оптимальная система реформирования энергетического сектора получилась у Англии. Поэтому начальство РАО «ЕЭС России» хочет пойти по так называемому «английскому пути». Электроэнергетика разделится больше чем на 10 частных компаний, без лидирующей, а малейшее отклонение цен будет сразу же регулироваться государством. К сожалению эта система привлекает малое количество инвесторов, но, по прогнозам российских экономистов, уже к концу этого года ситуация резко измениться.

Реформирование естественно необходимо. У реформы есть опасность (отсутствие конкуренции внутри этой монополии) - и это безусловно риск, но при абсолютно правильном проведении монополизирования, российскую промышленность и экономику ждет подъем, государство получит немалый доход от продажи акций, а население, главный потребитель энергии, получит необходимое ему снижение тарифов.

Поэтому реформирование энергетики - правильный шаг. И главное - сделать этот шаг правильно.

Иллюстрация 1: Необходимость реформирования

Иллюстрация 2: Опыт реформирования энергосистемы у других стран

Глоссарий (список экономических терминов и их определение).

Актив - совокупность денег и имущества какого-либо предприятия или частного лица.

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении определенной доли в фонд акционерного общества.

Биржа - форма регулирующего оптового рынка ценных бумаг.

Деньги - всеобщий товарный эквивалент, посредник в обращении товаров.

Дивиденд - доход, получаемый владельцем акций по результатам действия акционерного общества.

Доход - сумма денег, полученных за определенный период. (Располагаемый доход - сумма, которая остается за вычетом налогов).

Инвестиция - долгосрочное вложение денег в предприятие, фирму, с целью получения доходов, представляющих процент от чистой прибыли предприятия.

Картель - вид монополии, являющаяся союзом предприятий, в основе которого лежит соглашение, устанавливающее для всех участников объем производства и цены товаров.

Малые предприятия - предприятия с малыми количествами занятых работников.

Монополия - право собственности какой-либо фирмы или предприятия в одной из производственных отраслей.

Прибыль - обобщающий показатель деятельности предприятия, разность между располагаемым доходом и всеми затратами

Синдикат - одна из форм монополии, предполагающая устранение внутренней конкуренции среди фирм или предприятий, входящих в состав монополии.

Тарифы - распространенная форма построения цен на товары и услуги

Фирма - предприятие или компания, главным образом преследующая коммерческие цели.

Список используемой литературы

- Камаев. Основы рыночной экономики. (часть 1). Издательство «Слово». Москва. 1987 год.

- Лившиц А.Я. Работа-анализ « Введение в рыночную экономику»,

Журнал «Вопросы экономики». октябрь 2001г.

- Макконел, Брю. Экономика. Учебник. Издательство «Просвещение». 1993.

- Самуэльсон, Нордхаус Экономика. Учебник. Москва. 1964год.

- Франсуа Кенэ. Избранные экономические произведения, Москва, 1960 год.

- Йозеф Шумпетер .Работа - анализ. « Школа монополиста». 1997 год.

- Лашов Б.В. Краткий экономический словарь школьника. Издательство «Просвещение». 1993 год

+ Интернет ресурсы:

http://www.rao-ees.ru/index.htm/protokols/reform/gref.shtml

( статья Германа Грефа «Необходимость реформирования РАО ЕЭС «Россия», обозревателя ИА «Интерфакс» В.В. Пияшева «Энергетика и экономика»).

http://www.eduworld.ru/makroeconomic/works/monopolden

(Работа «Эпоха реформирования» 2002 год )






Информация 







© Центральная Научная Библиотека