Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Монополия: сущность, виды, влияние на экономику

Монополия: сущность, виды, влияние на экономику

Автономная некоммерческая организация

Высшего профессионального обучения

Центросоюза Российской Федерации

Российский университет кооперации

Кафедра экономической теории

Курсовая работа по экономической теории

Монополия: сущность, виды, влияние на экономику

Содержание

Введение

1. Сущность, причины существования монополий в экономике. Формы монополий

1.1 Сущность монополий

1.2 Причины монополий

1.3 Формы монополий

2. Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста

3. Общественные издержки рыночной власти монополии. Необходимость и формы антимонопольной политики

3.1 Общественные издержки монопольной власти

3.2 Необходимость антимонопольной политики

4 Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики

Заключение

Введение

Одной из главных задач, которые решает государство в рыночной экономике является поддержка конкуренции. Конкурентная среда - важное условие развития рыночных отношений. Но часто формированию справедливой конкуренции между производителями мешают монополии. Даже в странах с развитой конкуренции на долю монополизированного рынка приходится от трех и более процентов валового национального продукта.

Проблема монополии является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Они тормозят развитие рыночных отношений в нашей стране. В России большинство монополий относятся к нефтегазовой, транспортной отраслях. Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса.

Кроме того, практическую значимость исследований в данном направлении для российской экономической науки определяет отсутствие единых подходов к формированию комплексной модели регулирования монополий, которая бы адекватно соответствовала формирующимся экономическим отношениям.

Цель данной работы - наиболее полно осветить и проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, а также основные методы борьбы с ними и особенности антимонопольной политики в России в современных рыночных отношениях.

1. Сущность, причины существования монополий в экономике. Формы монополий

1.1 Сущность монополий

Монополия - это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

В литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия - это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия - это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» - явление достаточно редкое, если не сказать уникальное.

Можно выделить характерные черты чисто монополистического рынка:

1. На рынке существует только один продавец (mono - один, poleo - продавец - греч.).

2. Продукт фирмы уникален, у него не существует близких заменителей. Поэтому у покупателей нет выбора продавца.

3. Продавец контролирует цену, диктует её рынку. Он может сохранить и даже увеличить цену и при падении спроса, уменьшив объём производства.

4. Для проникновения на рынок существуют непреодолимые или крайне трудно преодолимые барьеры.

По мнению И.В. Липсица существует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:

· Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Однако государство рождает монополию и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или организациям. Такие монополии представлены в виде лицензий и патентов на изобретения и научно-технические разработки.

· Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии становится неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие их естественны, т.е. закономерно присущи определённому рынку. Например, монополистом может стать фирма, купившая землю с месторождением полезных ископаемых. Закон защищает права собственника, даже если в итоге он стал монополистом. Также существуют монополии, возникновение которых обусловлено техническими или экономическими причинами. К примеру, технически почти невозможно создание в городе двух сетей канализации, подвода газа.

· Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране. Почти 90% промышленного потенциала страны сосредоточено на крупнейших предприятиях. Добиться снижения этой гипермонополизации российской экономики крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих появлению новых фирм. Такими причинами могут быть высокие налоги, дорогая цена оборудования и т.д.

Первоначально монополизация охватила промышленное производство, а затем и остальные сферы экономической деятельности. Таким образом, классические капиталистические монополии возникли из среды мелких товаропроизводителей.

Уровень концентрации производства неизбежно ведёт к монополизации рынков товаров и услуг путём концентрации объёмов продаж сравнительно небольшим количеством товаропроизводителей. Эти хозяйствующие субъекты обладают рыночной и в целом экономической властью.

В России, как и в других странах, задолго до Октябрьской революции 1917 г. сформировались крупные монополистические структуры в сфере производства и обращения.

Если капиталистические монополии возникли “снизу”, из среды конкурирующих товаропроизводителей, то социалистические монополии создавались “сверху”, государством. Второе отличие состоит в том, что в условиях острой конкуренции монополистом на рынке может стать лишь предприятие с лучшими качественными параметрами производимой продукции, что достигается наличием мощного научно-технического потенциала. В условиях же тотального монополизма производство определённых видов продукции может быть организовано на предприятиях с отсталой технической базой. Для того чтобы получить прибыль монополисту достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям.

Следующая отличительная особенность состоит в том, что плановая монополизированная система привела к хроническому дефициту, тогда как рыночная экономика избавлена от подобного явления. Плановое распределение ресурсов и подавляющего вида произведенных продуктов не способствовало удовлетворению потребностей общества. К началу 90-х гг. в стране возник дефицит практически всех товаров как потребительских, так и производственно-технического назначения. К этому следует добавить, что продукция отечественных товаропроизводителей все больше и больше становилась неконкурентоспособной, весьма далекой от аналогов зарубежных фирм.

Отличительной чертой выступает реакция экономики, да и государства на возникновение и развитие монополизма. Рыночная экономика фактически отвергла монополию. Опасность монополизации экономики была намечена давно. Но только мировые кризисные потрясения 20 - 30-х гг. нашего столетия показали разрушительные последствия деятельности монополий. Страны рыночной экономики, пережив экономическое и политическое потрясение, используя закономерности развития рынка, государственное регулирование, сумели переломить монополистические тенденции, твердо встали на путь защиты рыночной конкуренции, перешли от монопольных структур в экономике к конкурентным.

В отечественной экономике, к сожалению, все шло наоборот. Продолжались усилия по наращиванию концентрации не только производства и потребления, но и распределения и обмена. В конце концов, наша система превратилась в огромную организационную сверхмонополию.

1.2 Причины Монополий

Существует несколько возможных причин появления монополии (отрасли с единственной фирмой), в зависимости от которых монополии делят условно на естественные и искусственные.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы.

Эта экономия от масштаба может объясняться особенностями технологических условий производства. Одним из лучших примеров такой естественной монополии является транспорт. Некоторые из видов транспорта требуют существования определенных "линий" (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы. Сама возможность существования такой "дорогой" фирмы, как метрополитен, объясняется большим потоком пассажиров, каждый из которых платит невысокую плату, но при большом количестве пассажиров этой платы хватает на покрытие затрат.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого могут быть финансовые = если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта.

Причиной может быть обладание уникальным ресурсом или технологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет. Причины обладания таким секретом могут быть разными = фирма может сама открыть эту технологию или может купить исключительное право у ее изобретателя.

В любом случае при естественной или искусственной монополии другие фирмы в отрасли появиться не могут, и единственная фирма в отрасли является полным хозяином положения.

1.3Формы монополий

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют все сферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен, распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возникли простейшие формы монополистических объединений - картели и синдикаты.

Картель - это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.

Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общей сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединений как трест.

Трест - это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт (производственную и коммерческую самостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста.

Многоотраслевой концерн это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль.

2. Рыночная власть и равновесие фирмы монополиста

Рис.1

По существу выбор монополиста сводится к выбору точки на кривой спроса на его продукт. Предположим, что на рис. 1 изображена кривая спроса на продукт монополиста. Монополист может выбрать точки А, Б, В или любую другую точку на кривой спроса. Точки, лежащие над кривой спроса, ему недоступны. Почему он не выбирает точки, лежащую под кривой спроса? Конечно, он может выбрать такую точку = например, точку Г = производить количество Q1 и продавать его по цене Р1. Но это будет противоречить его желанию получить максимум прибыли = ведь он может запросто поднять цену до значения Р2 и увеличить свою выручку на величину площади заштрихованного прямоугольника. Какое бы количество продукта ни решил монополист выставить на рынок, он попытается назначить на него максимально возможную цену.

Следовательно, если монополист хочет получить максимальную прибыль, то он должен выбрать одну из точек на кривой спроса.

А какую точку?

Ответ на этот вопрос зависит от формы кривой спроса и формы кривой средних затрат монополиста.

Предположим для простоты, что кривая спроса на продукцию монополиста является прямой линией (см. рис. 1). Предположим также, что мы имеем дело с искусственной монополией, которая образовалась следующим образом. В спичечной отрасли существовала конкуренция нескольких десятков примерно одинаковых фирм, которые имели одинаковые средние затраты на производство коробки спичек. В отрасли существовало равновесие длительного периода, при котором все заводы производили 1 млн. коробков, продавали по цене, равной средним затратам, и экономическая прибыль всех фирм была равна нулю. Неожиданно некий предприниматель скупил все фирмы в этой отрасли и стал монополистом.

Средние затраты производства спичек монополиста в этом случае можно считать одинаковыми для любого выпуска, так как для изменения выпуска он будет просто закрывать отдельные заводы, оставляя другие работать в "нормальном" режиме.

Чтобы определить цену и объем выпуска, которые принесут ему наибольшую прибыль, монополист должен перебрать все точки на кривой спроса, рассчитать прибыль в каждой из них и выбрать точку, в которой прибыль максимальна.

Рис.2

Если монополист начнет понемногу уменьшать выпуск, он обнаружит, что это увеличивает прибыль. Например, выпуск 800 тысяч коробок в неделю он сможет продать по более высокой цене 15 рублей за коробку (точка Д на графике). Его выручка составит таким образом 12 млн., средние затраты 8 млн., а прибыль вырастет с нуля до 4 млн. рублей!

Если монополист решит уменьшить выпуск еще немного = до 600=тысяч коробок в неделю, он сможет повысить цену до 20 рублей за коробку (переход в точку Г) и его прибыль составит уже 6=млн. рублей.

Но если он уменьшит свой выпуск еще на 200 тысяч коробков и перейдет в точку В, он обнаружит, что прибыль его не изменилась, даже несмотря на повышение цены коробка до 25==рублей. А если он еще уменьшит выпуск и перейдет в точку Б, то он обнаружит, что его прибыль уменьшилась до 4 млн. рублей.

Если монополист решит уменьшить выпуск еще немного = до 600=тысяч коробок в неделю, он сможет повысить цену до 20 рублей за коробку (переход в точку Г) и его прибыль составит уже 6=млн рублей.

Но если он уменьшит свой выпуск еще на 200 тысяч коробков и перейдет в точку В, он обнаружит, что прибыль его не изменилась, даже несмотря на повышение цены коробка до 25==рублей. А если он еще уменьшит выпуск и перейдет в точку Б, то он обнаружит, что его прибыль уменьшилась до 4 млн. рублей.

Рис.3

Таким образом, монополисту невыгодно выходить за пределы отрезка ВГ и следует искать оптимальную точку внутри него. Перебрав все возможные варианты он обнаружит, что максимальная прибыль достигается в точке M и равна 6,25 млн рублей. Любая соседняя точка будет означать уменьшение прибыли. Так как точка М является самой выгодной для монополиста, он установит выпуск 500 тысяч коробков в неделю и будет продавать их по цене 22,5 рубля.

Прибыль монополиста в этой точке равна площади заштрихованного прямоугольника (произведению выпуска Q и разности P=v=AC). И монополист мог бы решать эту задачу "геометрическим способом" = для этого ему нужно просто найти прямоугольник с наибольшей площадью, вписанный в фигуру, образуемую кривой D, кривой АС и вертикальной осью координат.

А может ли монополист уменьшить выпуск легко, чтобы не изменились его средние затраты? В нашем случае при искусственной монополии, возникшей в результате объединения множества мелких фирм, монополист просто закрывает часть заводов, оставляя другие работать в оптимальном режиме, дающем минимум средних затрат. Поэтому сокращение выпуска с 1 миллиона до 500 тысяч коробков в неделю = это просто закрытие половины заводов.

Можно заметить, что подобное повышение цены коробка спичек более чем в 2 раза (с 10 до 22,5 рублей) совершенно невыгодно потребителям, которые в результате вынуждены наполовину сократить потребление этого блага.

Поскольку монополист сократил выпуск отрасли в 2 раза, это означает уменьшение в 2 раза объема спроса этой отрасли на все ресурсы, которые она приобретает для производства спичек (сырье, оборудование, труд рабочих). А это не выгодно поставщикам этих ресурсов = производители промежуточных благ оказываются не в состоянии продать продукцию, рабочие вынуждены искать новое место работы.

Таким образом, искусственная монополия действует противоположно интересам практически всего хозяйства (может быть, за исключением производителей зажигалок или других заменителей блага "спички", на продукцию которых может возрасти спрос).

Всегда ли монополисту будет выгодно сильно сокращать выпуск и поднимать цену? Это зависит от формы кривой спроса и формы кривой средних затрат.

Если, например, кривая спроса очень неэластична (рис. 3.6.5), то монополисту будет действительно выгодно сильно сократить выпуск и поднять цену, так как увеличение цены будет сопровождаться незначительным увеличением объема спроса. Наибольшую площадь под такой кривой спроса будет иметь прямоугольник с небольшим основанием и длинными боковыми сторонами (заштрихован на рис. 3.6.5)

Рис. 4

Если же спрос на продукт монополиста высокоэластичный и кривая спроса имеет пологий вид (рис. 3.6.6), монополисту не выгодно будет значительно повышать цену, так как это очень сильно сократит объем спроса, а сокращение объема спроса уничтожит всю выгоду от увеличения цены. В этом случае монополист выберет точку А (именно эта точка соответствует прямоугольнику под кривой спроса, имеющему максимальную площадь). Цена при этом вырастает очень незначительно (на графике = всего на 20 или 30%).

А как устанавливается равновесие в случае естественной монополии, когда фирма-монополист не является объединением множества маленьких фирм?

В этой ситуации фирма также может воспользоваться возможностью выбрать и цену своего продукта, и объем всего рыночного предложения, чтобы увеличить свою прибыль. Правда, от предыдущего примера эта ситуация отличается тем, что средние затраты фирмы при увеличении выпуска постоянно снижаются и кривая средних затрат имеет отрицательный наклон. Но принципов действия монополиста это не меняет.

Предположим, что на рис. 3.6.7 изображены спрос на "троллейбус" в зависимости от цены билета (кривая D) и средние затраты на перевозку одного паcсажира (кривая AC). Обратите внимание, что, в принципе, этот троллейбусный парк может обслуживать 12=000 пассажиров в день при цене 10 рублей за поездку и это будет покрывать его затраты.

Рис. 5

Но монополист заинтересован не в обслуживании максимального количества пассажиров при наименьшей цене билета, а в получении наибольшей прибыли. Как и в предыдущем случае, монополист может перебрать все точки на кривой спроса и определить, в какой из них он получает максимальную прибыль. На нашем рисунке это точка М = в ней монополист получает прибыль 138 тысяч рублей (в остальных точках прибыль меньше этого значения). При этом цена возрастает до 40 рублей, и количество пассажиров в троллейбусах уменьшается в два раза.

3. Общественные издержки рыночной власти монополии. Необходимость и формы антимонопольной политики

3.1 Общественные издержки монопольной власти

На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает предельные издержки. Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм. Улучшает или ухудшает монопольная власть благосостояние общества в целом?

Рис. 6

Мы можем ответить на этот вопрос, сравнивая излишек потребителей и производителей в условиях конкурентного и монополизированного рынков (мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек). Рис.6 показывает кривые среднего и предельного доходов и кривую предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем производства обозначены как Рm и Qm. На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена РC и количество продукции QC должны находиться на пересечении кривой Среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек.

Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены РC и количества QC к монопольным цене Рm и количеству продукции Qm.

При монополии цена выше и потребители покупают меньше продукции. Из-за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Рm, но купили бы его по цене РC, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В. Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (QC - Qm) по цене РC. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции. Общие чистые убытки - это общественные издержки такой неэффективности.

Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С. Фирма может затратить огромные средства с общественных позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и использовать монопольную власть. Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства. Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок.

Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти (т.е. прямоугольник А минус треугольник С). Следовательно, чем большая часть излишка переходит от потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше общественные издержки монополии.

Проблемами общественных издержек монопольной власти занимается государство. В следующей главе рассматриваются методы регулирования деятельности монополий со стороны государственных органов.

3.2 Необходимость антимонопольной политики.

Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Антимонопольная политика - одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Антимонопольное законодательство - законодательно закрепленные основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов, органов государственной власти и управления.

Государство не стремится сделать все рынки совершенно конкурентными, а пытается устранить серьезные недостатки рынка. Оно создает среду, где поощряется конкуренция, а не монополизм, где первый вариант поведения выгоднее второго. Таким образом, антимонопольная политика представляет собой инструмент административного регулирования экономики, с целью предотвращения нарушений экономического равновесия или социально нежелательных изменений, ее основными моментами является:

· охрана и поощрение конкуренции;

· контроль над фирмами, занимающими господствующее положение на рынке;

· контроль над ценами;

· защита интересов и содействие развитию мелкого и среднего бизнеса.

Пока существуют монопольные рынки, их нельзя оставлять без государственного контроля. Так, эластичность спроса становится в этой ситуации единственным фактором, но не всегда достаточным, ограничивающим монопольное поведение. С этой целью проводится антимонопольная политика. Можно выделить два ее направления. К первому относятся формы и методы регулирования, назначение которых состоит в либерализации рынков. Не затрагивая монополию как таковую, они нацелены на то, чтобы сделать монополистическое поведение невыгодным. Сюда относятся меры по снижению таможенных тарифов, количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата, поддержка малого бизнеса. Второе направление объединяет меры непосредственного воздействия на монополию. В частности, это финансовые санкции, в случае нарушения антимонопольного законодательства, вплоть до раздела компании на части. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма. Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым. Именно против таких монополий, возникших на основе централизации капитала, в первую очередь направлено антимонопольное законодательство. Однако, следует помнить, что целью является не борьба с отдельными компаниями, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

Противоречивость такого явления, как монополизм отражается и на специальном законодательстве. С одной стороны антимонопольное законодательство направлено на защиту прав потребителя, а с другой призвано поощрять процесс концентрации производства и образования крупных корпораций, если это обусловлено развитием научно-технического прогресса и условиями конкуренции на мировых рынках.

4. Антимонопольная политика и особенности демонополизации российской экономики

Весной 1994г. была утверждена Государственная программа демонополизации экономики. Она определила сферы для первоочередных мероприятий по демонополизации: торговля, строительство, отрасли связи, транспортно-дорожный комплекс (исключая железнодорожный транспорт), машиностроение. Вместе с тем данная программа имеет общий характер и не содержит действенных мер по развитию конкуренции. Отраслевые и региональные программы демонополизации, разрабатываемые министерствами и региональными органами власти в рамках

Государственной программы, зачастую консервируют сложившиеся организационные структуры и также не содержат мероприятий по преобразованию монопольных отраслевых структур.

Здесь же заметим, что исключение железнодорожного транспорта из перечня отраслей для первоочередной демонополизации может создавать препятствия для изменения структуры данной отрасли, чрезвычайно перегруженной вспомогательными службами и производствами. Например, выделение предприятий по ремонту путей и подвижного состава из состава Министерства путей сообщения могло бы привести к появлению конкуренции на рынках соответствующих услуг.

В декабре 1993г. был издан Указ Президента РФ N2096, который стал правовой основой для появления официально зарегистрированных финансово-промышленных групп (ФПГ). В качестве цели создания ФПГ предполагалось усиление конкурентоспособности российской продукции на внешних рынках посредством аккумулирования научно-технических достижений крупными производственными структурами с участием банковского капитала. Указ предполагал как добровольное, так и директивное (в случае государственной собственности) объединение предприятий, банков, научных учреждений.

К середине 1996г. более 30 ФПГ прошли официальную регистрацию в Госкомпроме России. Первыми ФПГ стали Уральские заводы, Сокол, Драгоценности Урала, Русхим, Сибирь, Объединенный горно-металлургический комплекс, Скоростной флот, Интеррос, позднее к ним присоединились Менатеп, Инкомбанк, Альфа, Алкор и другие. ФПГ создаются на основе принципов как вертикальной, так и горизонтальной интеграции.

Существуют также крупные структуры, не прошедшие регистрацию как ФПГ, но по сути выполняющие аналогичные функции. Так в ходе приватизации государственных предприятий был создан, например, многопрофильный концерн Гермес; другие крупные экономические структуры (Газпром, Лукойл), созданные на основе решений президента и правительства, также имеют тенденцию к развитию в структуры типа ФПГ.

Создание ФПГ вызывает беспокойство у независимых экспертов по нескольким причинам.

Во-первых, ФПГ могут препятствовать развитию конкуренции. Хотя в документах об образовании ФПГ декларируется положение о том, что ими не будет создаваться угроза для конкуренции на рынке, соответствующие проекты не проходят антимонопольной экспертизы в полном объеме, и угроза конкуренции может возникать если и не напрямую (объединение субъектов, поставляющих товары на один рынок), то косвенно, например, через поглощение ФПГ источников сырья или сетей распределения для производителей одноименной продукции.

Во-вторых, некоторые предприятия и финансовые организации стремятся использовать институт ФПГ для получения финансовой помощи от государства через налоговые льготы, субсидии и т.п. Известны даже попытки создания псевдо-ФПГ, за которыми не стояли реальные промышленные проекты.

В-третьих, формирование ФПГ снизу не вызывает возражений при отсутствии стремления к монополизации товарных рынков. Вместе с тем широкомасштабное принудительное создание ФПГ под опекой государства в стране, где административно-командная экономика господствовала в течение многих десятилетий, может достаточно быстро привести к формированию закрытой экономики с высоким уровнем монополизации производства.

16 января 1995г. Правительством была утверждена Программа содействия формированию финансово-промышленных групп. В программе декларируется необходимость учета антимонопольных требований при создании ФПГ, в частности недопущение приобретения ими монопольного влияния на местных товарных рынках и ограничения доступа на них других субъектов, включая иностранных. Однако программа не содержит конкретных мер и процедур, которые бы могли предотвратить монополизацию товарных рынков отдельными ФПГ.

До 1994г. на основе целого ряда правительственных постановлений осуществлялось декларирование цен и регулирование рентабельности по отношению к себестоимости для предприятий, включенных в Государственный реестр предприятий-монополистов. Регулирование монополий в 1992-1993гг. в целом не имело успеха в России. Это произошло по ряду причин. Во-первых, регулирование осуществлялось на основе реестра, который был составлен произвольно (без обоснования доминирующего положения предприятий) и в спешке (несколько тысяч предприятий за два-три месяца) и включал в себя чрезмерно большое число предприятий, значительно превосходившее масштабы сферы естественных монополий. Во-вторых, методы, применявшиеся при регулировании, плохо работали в условиях ускоренной инфляции. Регулируемые предприятия завышали издержки, стремясь уложиться в заданные границы рентабельности, или тратили впустую время, ежемесячно декларируя свободные цены в комитетах по ценам.

Регулирование монополистов создавало препятствия и для развития конкуренции, так как предприятия не стремились начинать производство новых для них товаров, цены которых подвергались регулированию.

С начала 1994г. регулирование предприятий-монополистов было прекращено и реестр стал лишь списком предприятий, доминирующее положение которых на рынке определяет необходимость отслеживания ГКАП и его региональными органами возможных проявлений монополизма.

Существенной проблемой, особенно в первые годы реформы, было административное закрытие региональных рынков. Регулирование цен на многие товары приводило к тому, что предприятия стремились продавать их в других регионах. Региональные органы власти запрещали вывоз товаров - происходила регионализация рынков. Следует заметить, что в ряде случаев региональные органы ГКАП эффективно противодействовали подобным решениям органов власти.

В регионах могут появляться новые проблемы для конкуренции в связи с тем, что, защищая интересы слабых местных производителей, органы власти будут прибегать уже к запрещению не вывоза, а ввоза товаров из других регионов.

Таким образом, развивающаяся конкуренция может наталкиваться на новые препятствия на региональном уровне.

В начале 1995г. регулирование цен на федеральном уровне было практически прекращено. Некоторые исключения, в том числе цены и тарифы на продукцию и услуги отраслей естественных монополий, нашли отражение в специальном правительственном постановлении. Одновременно этим же постановлением было разрешено региональное регулирование цен на некоторые виды товаров.

В отраслях-естественных монополиях (электроэнергетика, газовая

промышленность, нефтепроводный транспорт, железнодорожный транспорт, отрасли связи) в 1993-1995гг. наблюдался более быстрый рост цен и тарифов по сравнению с индексом роста оптовых цен в промышленности. В результате цены и тарифы для промышленных потребителей на соответствующие товары и услуги в ряде случаев достигли или превзошли среднемировой уровень.

Начиная со второй половины 1995г. рост цен в этих отраслях несколько

замедлился по сравнению с предшествующими годами реформы, что в значительной мере объясняется популистской ориентацией экономической политики перед парламентскими и президентскими выборами. В четвертом квартале 1995г. цены и тарифы в отраслях-естественных монополиях были заморожены. В первом полугодии 1996г. ежемесячное индексирование цен и тарифов на природный газ, электрическую и тепловую энергию, грузовые железнодорожные перевозки было ограничено 80%, а для транспортировки нефти - 100% от прироста оптовых цен производителей промышленной продукции. Таким образом, контроль за издержками естественных монополий в этих условиях потерял смысл, так как процедуры индексирования тарифов были механически привязаны к индексам инфляции.

Во всех отраслях-естественных монополиях в том или ином виде присутствовала дифференциация тарифов в зависимости от расстояния транспортировки.

Исключением до сих пор остается газовая промышленность, где продолжает действовать единая оптовая цена на газ независимо от местоположения потребителя. При отсутствии централизованного планирования независимые экономические субъекты не имеют правильных ценовых сигналов, которые бы позволяли им принимать эффективные решения: краткосрочные - о виде используемого топлива, загрузке мощностей электростанций и т.д.; и долгосрочные - о территориальном размещении новых предприятий, потребляющих природный газ. Любые варианты территориальной дифференциации оптовых цен на природный газ вызывали противодействие РАО Газпром, которое обосновывало невозможность данного мероприятия его значительным негативным воздействием на потребителей природного газа в Европейской части России.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

Общая для экономики России проблема неплатежей особенно остро стояла в отраслях ТЭК и на железнодорожном транспорте. Проблема неплатежей обострилась в связи c принятием правительственного постановления, запрещающего отключение потребителей энергоресурсов до мая 1996г. Действие данного постановления было отменено 1апреля, но трудно предположить, что до президентских выборов предприятия смогут широко пользоваться подобной мерой.

В первые годы экономической реформы были проведены акционирование и приватизация отраслей-естественных монополий (кроме железнодорожного транспорта). Вместе с тем приватизация не сопровождалась изменением отраслевых структур. Производственные подразделения, которые при определенных условиях могли бы конкурировать между собой и с независимыми производителями, не были отделены от транспортных предприятий, сетевая структура которых предопределяет необходимость организации эффективного регулирования.

Исключением является нефтяная промышленность, где были образованы конкурирующие компании в области добычи и переработки нефти и отдельная компания Транснефть для транспортировки нефти. Последняя компания включила в себя подотрасль, которая должна регулироваться как естественная монополия.

Отрасли-естественные монополии продолжали нести бремя финансирования объектов социальной инфраструктуры (учебных заведений, учреждений здравоохранения, жилищного хозяйства и т.д.). Как МПС, так и РАО Газпром владеют многочисленными неэффективными сельскохозяйственными предприятиями. РАО Газпром, РАО ЕЭС России, Министерство путей сообщения проявляли активность не только в сферах газовой промышленности, электроэнергетики и железнодорожных перевозок, но и в других сферах, во многих случаях не связанных с основной деятельностью. Так, РАО Газпром приобрел 50% акций предприятия, монопольно производящего минеральную воду Нарзан. Огромные размеры организационных структур, включивших в себя отрасли-естественные

монополии, предоставляют им широкие возможности для влияния не только на экономическую, но и на политическую ситуацию в России.

До последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной степени за счет внутренних источников (инвестиционные фонды, формируемые за счет себестоимости), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы. Вместе с тем при благоприятном развитии политических событий в будущем возможно широкое привлечение в высокоприбыльные и перспективные отрасли внешних источников инвестиций (как зарубежных, так и отечественных). Под давлением МВФ были ликвидированы внебюджетные фонды в отраслях ТЭК, и РАО Газпром лишился основных налоговых льгот.

Сдерживание роста тарифов и отмена стабилизационных фондов, по мнению отраслевых специалистов, привели к резкому ухудшению финансового состояния отраслей-естественных монополий. Однако в условиях закрытости финансовой информации и без проведения независимого аудита соответствующих предприятий трудно поддержать или опровергнуть такие выводы. Тем не менее заработная плата и социальные выплаты в отраслях-естественных монополиях стабильно превосходили средние показатели по экономике.

Заключение

В настоящей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность монополии как крайней формы несовершенной конкуренции. Монополия представляет собой и самую крайнюю форму несовершенной конкуренции, и наиболее устойчивую. В то же время крупное производство в силу эффекта масштаба оказывается более выгодным, хотя и негативно влияет на рациональное использование факторов производства.

Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли. Для этого предприятие действует исключительно в своих интересах, поэтому государственное регулирование монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополий является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен устанавливаться контроль по недопущению злоупотребления монопольным положением.

Наибольшее распространение получили естественные монополии. В частности, российские естественные монополии по своим характеристикам находятся на уровне лучших мировых стандартов. Их реформирование должно быть продуманным, с объективной оценкой последствий.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что монополизм представляет собой серьезную проблему рыночной экономики и требует незамедлительного контроля со стороны государства. Опираясь на существующие законы и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.

Список литературы

1. Войтов А.Г. Экономика. Общий курс. - М.: Информац.-внедренч. центр «Маркетинг»,1999.

2. Князева И.В. Антимонопольная политика в России/ И. В. Князева - М: Издательство «Омега-Л», 2007.

3. Колесов А.И., Исаенко А.В. Рынок и антимонопольное регулирование/ А.И. Колесов, А.В. Исаенко - Белгород: Изд. белгородского университета потребительской кооперации, 1999.

4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Пер. с

англ. 11-го изд. К., Хагар-Демос, 1993

5. Основы рыночной экономики. Часть I./ В.М. Колтунов - Н. Новгород, Изд. Волго-Вятской академии государственной службы, 1996.

6. Пиндайк Роберт С., Рубинфельд Дэниел Л. Микроэкономика: Пер. с англ.-М.:

Дело, 2000

7. Санько Г.Г. Монополизм и антимонопольное регулирование. - Мн.:БГЭУ, 1997г

8. Экономика/ П.Э. Самуэльсон, В.Д. Нордхаус - М.: Издательский дом “Вильяс”, 2003.

9. Экономика: учебник. /Под ред. А.Н. Архипова. - М.: Проспект, 1998.

10. Экономика:Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./ Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова.- М.: Экономистъ, 2005

11. РАО «ЕЭС». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/






Информация 







© Центральная Научная Библиотека