Недобросовестная конкуренция
СОДЕРЖАНИЕ
1. Недобросовестная конкуренция
1.1 Закон Республики Казахстан «О конкуренции»
1.2 Положения о недобросовестной конкуренции
2. Недобросовестная реклама
3. Практическая ситуация
3.1 Ситуация
3.2 Решение
Список литературы
1. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
1.1 Закон Республики Казахстан «О конкуренции»
25 декабря 2008 года Главой государства подписаны законы Республики Казахстан «О конкуренции», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам конкуренции».
Целью принятых законов является защита конкуренции и создание условий для роста предпринимательской и инвестиционной активности бизнеса, а задачами:
- предупреждение монополистической деятельности;
- пресечение недобросовестной конкуренции;
- демонополизация отраслей экономики;
- развитие честной и свободной конкуренции;
- обеспечение защиты законных прав потребителей.
Закон Республики Казахстан «О конкуренции» является законом прямого действия и, не содержит отсылочных норм на подзаконные акты. Он объединил положения законов Республики Казахстан от 7 июля 2006 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и 9 июня 1998 года «О недобросовестной конкуренции», двух постановлений и восемь подзаконных нормативных правовых актов, утвержденных антимонопольным органом, которые с 1 января 2009 года прекратили свое действие. Согласно пункту 4 статьи 26 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности. Монополистическая деятельность регулируется и ограничивается законом. Недобросовестная конкуренция запрещается.
1.2 Положения о недобросовестной конкуренции
Положения о недобросовестной конкуренции изложены в Главе 3 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (статьи 16-28).
Недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, направленные на достижение или предоставление неправомерных преимуществ, а также нарушающие законные права потребителей. Недобросовестная конкуренция запрещается.
К недобросовестной конкуренции относятся следующие действия:
1) неправомерное использование товарных знаков, упаковки;
2) неправомерное использование товара другого производителя;
3) копирование внешнего вида изделия;
4) дискредитация субъекта рынка;
5) заведомо ложная, недобросовестная и недостоверная реклама;
6) реализация товара с принудительным ассортиментом;
7) призыв к бойкоту продавца (поставщика);
8) призыв к дискриминации покупателя (поставщика);
9) призыв субъекта рынка к разрыву договора с конкурентом;
10) подкуп работника продавца (поставщика);
11) подкуп работника покупателя;
12) неправомерное использование информации, составляющей коммерческую тайну.
Неправомерным использованием товарных знаков, упаковки является незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров или использование без разрешения правообладателя или уполномоченного на то лица названий литературных, художественных произведений, периодических изданий, или использование упаковки в виде, который может ввести потребителя в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.
Неправомерным использованием товара другого производителя является введение в хозяйственный оборот под своим обозначением товара другого производителя путем изменений либо снятия обозначений производителя без разрешения правообладателя или уполномоченного на то лица.
Копированием внешнего вида изделия является воспроизведение внешнего вида изделия другого субъекта рынка и введение его в хозяйственный оборот, которое может привести к введению в заблуждение потребителя в отношении производителя товара.
Не признается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его частей, если такое копирование обусловлено исключительно их функциональным применением.
Дискредитацией субъекта рынка является распространение в любой форме заведомо ложных, недостоверных сведений, связанных с деятельностью субъекта рынка.
Признаки недобросовестной, недостоверной и заведомо ложной рекламы устанавливаются в соответствии с законами Республики Казахстан.
Реализацией товара с принудительным ассортиментом являются любые действия продавца (поставщика) по установлению дополнительных требований или условий при реализации товара, которые ущемляют права потребителя и которые по своему содержанию или согласно обычаям делового оборота не касаются предмета сделки.
Призывом к бойкоту продавца (поставщика) или его товара являются организованные конкурентом непосредственно или через посредника действия, направленные на отказ покупателей от установления договорных отношений с продавцом (поставщиком) или приобретения его товаров.
Призывом к дискриминации покупателя (поставщика) являются действия конкурента покупателя (поставщика) непосредственно или через посредника, направленные на принуждение поставщика (покупателя) к отказу от заключения договора или применению дискриминирующих условий к иным покупателям (поставщикам) по равнозначным договорам.
Призывом к разрыву договора с конкурентом являются действия субъекта рынка, направленные на невыполнение или выполнение ненадлежащим образом договорных обязательств иного субъекта рынка -- участника договора с конкурентом, путем предоставления или предложения непосредственно или через посредника материального вознаграждения, других преимуществ либо необоснованного препятствования субъекту рынка в осуществлении им своей деятельности.
Подкупом работника продавца (поставщика) является предоставление ему конкурентом покупателя непосредственно или через посредника имущества или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником продавца (поставщика) служебных обязанностей, что приводит или может привести к получению конкурентом покупателя определенных преимуществ перед покупателем и (или) убыткам покупателя.
Подкупом работника является предоставление ему конкурентом продавца (поставщика) непосредственно или через посредника имущества или неимущественных благ за ненадлежащее исполнение или неисполнение работником покупателя служебных обязанностей, что приводит или может привести к получению конкурентом продавца (поставщика) определенных преимуществ перед продавцом (поставщиком) и (или) убыткам продавца (поставщика).
Неправомерным использованием информации, составляющей коммерческую тайну, является использование без разрешения правообладателя при осуществлении предпринимательской деятельности сведений, составляющих в соответствии с законодательством Республики Казахстан коммерческую тайну[1].
2. НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ РЕКЛАМА
Закон Республики Казахстан № 508-II «О рекламе» от 19 декабря 2003 года регулирует отношения, возникающие в процессе производства, распространения, размещения и использования рекламы на территории Республики Казахстан.
Целями данного Закона являются обеспечение необходимых условий для производства, распространения, размещения и использования рекламы, защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы.
Данный Закон распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности физических и юридических лиц, производящих, распространяющих, размещающих и использующих рекламу на территории Республики Казахстан.
Данный Закон не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, а также на политическую агитацию и пропаганду, осуществляемые в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Основные понятия:
1) реклама -- распространяемая и размещаемая в любой форме, с помощью любых средств информация, предназначенная для неопределенного круга лиц и призванная формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, товарным знакам, работам, услугам и способствовать их реализации
2) ненадлежащая реклама -- недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и скрытая реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, размещения, установленных законодательством Республики Казахстан
В Статье 7 представлены следующие виды ненадлежащей рекламы:
- Недобросовестной является реклама, которая:
1) содержит сравнение рекламируемых товаров (работ, услуг) с товарами (работами, услугами) других физических или юридических лиц, а также высказывания, образы, порочащие их честь, достоинство и деловую репутацию;
2) вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемой продукции посредством копирования фирменного наименования, товарного знака, фирменной упаковки, внешнего оформления товара, формул, изображений и другого коммерческого обозначения, используемых в рекламе другой продукции, либо посредством злоупотребления их доверием;
3) содержит указания или утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара (работ, услуг);
4) дискредитирует, унижает или высмеивает физические или юридические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами (работами, услугами).
- Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении:
1) таких характеристик продукции, как природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия использования, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество, происхождение;
2) наличия продукции на рынке, возможности ее приобретения в определенном месте;
3) стоимости (цены) продукции и дополнительных условий оплаты на момент распространения и размещения рекламы;
4) доставки, обмена, возврата, ремонта и обслуживания продукции;
5) гарантийных обязательств, сроков службы, сроков годности;
6) предполагаемых результатов применения;
7) исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, продукции, выполняемых работ или услуг;
8) прав на использование государственных символов (герба, флага, гимна), а также символов международных организаций;
9) официального признания, получения медалей, призов, дипломов и иных наград;
10) предоставления информации о способах приобретения полной серии продукции, если она является частью серии;
11) результатов исследований и испытаний, научных терминов, цитат из технических, научных и иных публикаций;
12) утверждений о товарах (работах, услугах), осуществляемой предпринимательской деятельности, дискредитирующих физическое или юридическое лицо, промышленную или торговую деятельность других лиц;
13) статистических данных, которые не должны представляться в виде, преувеличивающем их обоснованность;
14) статуса или уровня компетентности производителя, продавца товаров (работ, услуг) или лиц, их рекламирующих.
- Неэтичной является реклама, которая:
1) содержит текстовую, зрительную, звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов, сравнений, образов в отношении расы, национальности, языка, профессии, социального положения, возраста, пола, религиозных, политических и иных убеждений физических лиц;
2) порочит объекты искусства, культуры, памятники истории, являющиеся национальным или мировым достоянием;
3) порочит государственные символы, национальную валюту Республики Казахстан или иностранную валюту, религиозные символы.
- Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.
- Скрытой является реклама, которая оказывает не осознаваемое потребителем воздействие на его восприятие, инстинкты в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в иной продукции, в том числе путем использования специальных видеовставок, двойной звукозаписи и иными способами.
Ненадлежащая реклама запрещается[2].
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
3.1 Ситуация 9
Учреждение, состоящее на местном бюджете, за счет коммерческой деятельности приобрело три квартиры для своих сотрудников, передав их в собственность. Комитет по управлению имуществом потребовал признать недействительным договор о передаче квартир в собственность по тем основаниям, что учреждение не имело права на самостоятельное распоряжение недвижимым имуществом, по каким бы основаниям оно не было приобретено. Согласия по данному вопросу стороны не достигли и спор был рассмотрен в суде. Кто прав в данном споре?
3.2 Решение
Для решения данной ситуации необходимо Законом Республики Казахстан от 19.06.1995 N 2335 «О государственном предприятии», в частности Статьей 10 «Имущество государственного предприятия»:
1. Имущество предприятия составляют основные и оборотные средства, а также ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия.
2. Имущество государственного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
3. Имущество государственного предприятия формируется за счет:
1) имущества, переданного ему собственником;
2) имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности;
3) иных источников, не запрещенных законодательством.
4. Государственные предприятия не вправе продавать и заключать сделки дарения в отношении имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, относящегося к основным средствам, а также принадлежащих им акций.
5. В решении об изъятии имущества, находящегося на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, уполномоченный орган вправе установить государственному предприятию сроки содержания и обеспечения сохранности изъятого имущества до его передачи иному лицу с последующим списанием с баланса.
Также стоит обратиться к Статье 12 «Государственное предприятие как имущественный комплекс»:
1. Государственное предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью и является объектом права государственной собственности.
2. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенного для его деятельности, включая здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, право на земельный участок, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие его деятельность (фирменное наименование, товарные знаки), и другие исключительные права.
3. Совершение в отношении республиканского государственного предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, производится по решению правительства Республики Казахстан, а в отношении коммунального предприятия - по решению местного исполнительного органа.
Итак, согласно пункту 4 Статьи 10 указанного выше Закона, данное учреждение в споре должно быть признано неправым. Требования комитета должны быть признаны обоснованными и договор о передаче квартир в собственность должен быть признанным недействительным по тем основаниям, что учреждение не имело права на самостоятельное распоряжение недвижимым имуществом, по каким бы основаниям оно не было приобретено.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Закон Республики Казахстан от 25 декабря 2008 года №112-IV ЗРК «О конкуренции» (с изменениями от 10.07.2009 г.).
2 Закон Республики Казахстан от 19 декабря 2003 года № 508-II «О рекламе».
3 Закон Республики Казахстан от 19 июня 1995 N 2335 «О государственном предприятии».
4 http://online.prg.kz/
5 http://www.zakon.kz/