Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Некоторые вопросы государственной экономической политики

Некоторые вопросы государственной экономической политики

24

Донецкий национальный технический университет

Магистратура государственного управления

№ з/к 100-00

Контрольная работа

по дисциплине “Государственное регулирование экономики”

Слушателя: Гришиной Е.О.

Донецк 2010г.

Задание № 1

В чем проявляется обратная связь органов государственной экономической политики?

ОТВЕТ: Прежде всего, понятие «государственное регулирование экономики» означает воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц, которое осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы.

Государственное регулирование в широком смысле слова включает: прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место не только в централизованно управляемой экономике, но и в рыночной экономике.

Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. В период перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особенно необходимо при проведении экономических реформ -- реформировании собственности, материального производства, рынка труда, финансового рынка.

Целью государственного регулирования является обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы, установление законных и эффективных взаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции. Государственное регулирование выступает главным регулятором поведения цивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социального неравенства населения страны.

К субъектам экономической политики следует отнести негосударственные союзы, объединения, выражающие интересы определенных слоев и групп (это, прежде всего, профсоюзы и союзы предпринимателей, в меньшей мере религиозные, культурные организации, политические партии).

Характер действий данных субъектов весьма различен:

Ї государство наделено экономической и политической властью;

Ї союзы, объединения могут опираться лишь на свой потенциал, законодательной базы у них нет.

Носители хозяйственных интересов могут самостоятельно воздействовать на государственные регулирующие органы, при этом следует иметь в виду, что сила воздействия носителя хозяйственных интересов определяется экономической властью субъектов экономики. Для понимания механизма экономической политики важно учитывать экономические интересы.

Носители хозяйственных интересов прямо и через свои объединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественные объединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением в адрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулирования с их интересами. Союзы Ї выразители хозяйственных интересов своих членов, так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют или отказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах, избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программы этой партии, или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственных интересов к правящей партии или партиям Ї это главная линия обратной связи между ГЭП и носителями хозяйственных интересов.

Наиболее могущественными из субъектов украинской экономической политики являются союзы предпринимателей, которые могут оказывать давление на властные структуры, определяющие экономическую политику. Поскольку государство целью своей деятельности имеет благо всего общества, а частный сектор преследует свой интерес, нередко возникает их открытое противостояние, в котором государство не всегда находится в лучшем положении.

Задание № 2

В приведенном графике учтены только частные выгоды и издержки

P

S1

D

S

Q2 Q1 Q

Изобразите новую кривую предложения и новую равновесную цену, количество химического волокна, если внешние эффекты учтены в издержках производства.

Будет произведено больше или меньше химического волокна согласно новой кривой? Как изменится цена? Почему возможно перепроизводство товаров, которые ведут к затратам третьих лиц?

ОТВЕТ: Внешние эффекты Ї разница между общественными и частными выгодами, т.е. это экстерналии, которые неспособен уловить рыночный механизм. Внешние эффекты Ї воздействия, которые возникают в результате деятельности третьих лиц Ї хозяйствующих субъектов, на потребителей и производителей. Когда у третьей стороны возникают некомпенсируемые издержки, говорят об отрицательном внешнем эффекте, когда же третья сторона, не участвующая в рыночной сделке, тем не менее, получает от нее выгоды Ї проявляются внешние эффекты.

Отрицательные внешние эффекты, прежде всего, связаны с загрязнением окружающей среды. Потери общества из-за отсутствия прав собственности на такие природные ресурсы, как воздух, вода и другие, не учитываются в издержках фирм-загрязнителей. Следствием этого является нерациональное распределение других природных ресурсов.

Предложение фирмы-загрязнителя объема продукции без учета издержек производства соответствует кривой S. Кривая S1 учитывает издержки производства и побочные эффекты. Таким образом, равновесный объем производства Q1 больше равновесного объема производства Q2. Это достигается за счет того, что производитель, занижая свои издержки, завышает объем выпуска продукции, нежели это целесообразно с общественной точки зрения, что не соответствует спросу D на данную продукцию.

Отрицательные внешние эффекты могут быть рассмотрены как внешние затраты. Чтобы рыночный механизм функционировал в интересах народного хозяйства, надо внутренние издержки перевести во внешние. Для этого государство должно принять специальные меры для принуждения учета всех общих затрат. К ним могут относиться: ограничения, запреты, дополнительные сборы.

И, наоборот, в случае с положительными внешними эффектами некоторые отрасли могут получать ресурсы в недостаточном количестве. Например, здравоохранение приносит пользу, как отдельным людям, так и обществу в целом. Однако кривой спроса на его услуги будут учитываться лишь платежеспособные потребности частных лиц, в связи с чем объем услуг медицинских служб будет ниже его оптимального уровня.

Следовательно, рыночный механизм не всегда обеспечивает оптимальное распределение ресурсов: в некоторые отрасли и фирмы они могут поступать либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. В первом случае задачей государства является нейтрализация негативных последствий. Для этого используются меры административного воздействия, налоги или штрафные санкции. Эта ситуация иллюстрируется перемещением кривой предложения S в положение S1, когда производство достигнет оптимального объема Q2.

Во втором случае, при недостатке ресурсов государство может выделять производителям дотации или само начать производить данную продукцию.

Задание № 3

Укажите наиболее характерный вариант противоречивого сочетания целей экономической политики:

а) экономический рост -- внешнеэкономическое равновесие;

б) стабилизация денег -- достижение полной занятости;

в) полная занятость -- сохранение окружающей среды;

г) внешнеэкономическое равновесие -- достижение полной занятости;

д) полная занятость -- экономический рост

Рассмотрите названные цели применительно к украинской экономической политике

ОТВЕТ: Экономическая политика может быть представлена как постановка и реализация определенных целей. Экономическая жизнь общества требует решения множества задач, что предполагает их структурирование. Наиболее удачная структурная картина выглядит следующим образом. На глобальном, высшем уровне следует обозначить основную цель экономики. Она заключается в стремлении достичь максимального благосостояния всего общества. Кроме основной цели, существует совокупность задач как бы второго уровня. Их можно условно назвать подгруппой главных целей (их порой обозначают как функции государства). Соотношение разных целей находится в диалектической взаимосвязи: достижение нижестоящей цели есть средство для выполнения цели более высокого уровня. Так, цель экономического роста можно представить как задачу, имеющую более высокий по сравнению с достижением полной занятости уровень. В таком случае меры по устранению безработицы следует рассматривать как средство обеспечения экономического роста.

К главным целям принято относить: 1) свободное развитие общества; 2) правовой порядок; 3) внешнюю и внутреннюю безопасность. Выполнение данных целей обеспечивает наиболее общие, принципиальные условия существования рыночной системы.

Обычно отмечают четыре прикладные задачи (своего рода конкретно-целевую группу):

Ї экономический рост;

Ї полная занятость;

Ї стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты;

Ї внешнеэкономическое равновесие.

Цель экономического роста считается обычно ведущей конкретной целью. Ее реализация планируется в рамках абсолютного и относительного возрастания ВНП. Наибольшая важность этого показателя в том, что он может отражать рост реального ВНП и прогресс в области производительности труда. Его же слабость в следующем: он не показывает социальное неравенство в распределении продукта и негативные последствия экономической динамики для природной среды.

Совместимой с целью экономического роста является другая цель Ї обеспечение полной занятости. Она предполагает достижение максимально возможного в долгосрочном плане стабильного использования трудоспособного населения и обеспечивает оптимальный экономический рост. Цель стабильности уровня цен и устойчивости национальной валюты считается достигнутой, если норма инфляции составляет 1 - 2% в год. Устойчивый процесс денежного обращения играет роль кровеносной системы для экономики, поэтому данная конкретная цель экономической политики является важнейшим ориентиром в действиях государства.

Выполнение трех перечисленных целей обеспечивает достижение в рамках национальной экономики макроэкономического равновесия, однако прослеживается закономерность: чем более высоким уровнем развития обладает экономика страны, тем более открытой она становится к внешней сфере. Разрабатывая концепцию целей, государство должно исходить из необходимости выработки логически обоснованной, непротиворечивой системы. Однако в ходе практического осуществления экономической политики создать гармоническую систему из совокупности данных конкретных подходов достаточно трудно. Это связано с двумя обстоятельствами:

Ї сама формулировка конкретной цели содержит определенный элемент сложности, в обществе всегда существуют различные представления о целях;

Ї практическое регулирование показывает, что выполнение одной цели способно затормозить выполнение другой или даже сделать его невозможным. Экономический процесс осуществляется лишь в борьбе противоречий.

Наиболее характерные варианты противоречивого сочетания целей экономической политики:

1. Достижение полной занятости и обеспечение стабильности цен. Чем выше степень занятости трудоспособного населения, тем выше уровень оплаты совокупной рабочей силы и соответственно выше масштабы совокупного спроса. В результате неизбежно повышаются цены. Производство продукции и услуг при этом тоже возрастает, однако на стадии экономического роста (когда и происходит увеличение занятости) темп роста заработной платы может вполне опережать прирост производительности.

Нацеливая экономическую политику на увеличение занятости, непременно надо знать цену -- усиление инфляционных тенденций. Делая выбор в решении, какой из двух целей целесообразнее отдать предпочтение, следует рассчитать, невыполнение какой задачи представляет собой большую социально-экономическую опасность. Наиболее разумный вариант при выполнении противоречивых целей (как показывает опыт развитых стран) -- использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. В этом проявляется оперативная реакция на комплексы факторов, действующих с разных сторон.

Попеременное частичное выполнение каждой из противостоящих целей -- наиболее рациональный ключ решения задач в экономике, имеющей определенный уровень равновесного состояния.

2. Высокая степень занятости и внешнеэкономическое равновесие. Рост занятости ведет к повышению оплаты труда и, следовательно, к инфляции. Для развитой, активно вовлеченной в мировое хозяйство экономики страны эта взаимосвязь между ростом занятости и усилением инфляции приводит к дополнительным проблемам.

Вариант решения данного конфликта целей часто осуществляется следующим образом: обеспечивая политику занятости, государство принимает меры по модернизации производственного комплекса, в частности, за счет проведения структурной, региональной и научной политики. Эти меры позволяют повысить экспортный потенциал страны, что увеличивает резервы для сохранения выгодного соотношения расчетов в платежном балансе.

3. Экономический рост и сохранение окружающей среды. Обе цели стоят, безусловно, в противоречии. Не случайно, поэтому родилась теория нулевого роста. Поддержание даже невысокого, но стабильного экономического роста неизбежно сопровождается постоянным потреблением ресурсов природы: воды, воздуха, природных ископаемых. Достижения в стабильном росте экономики, как правило, непоправимо уменьшают возможности природного комплекса на противостояние (чуждой для него) производственной системы.

Каков выход? Он просматривается в двух аспектах: после достижения определенного, достаточно разумного уровня благосостояния задачу темпов экономического роста требуется решать с предельной осторожностью.

Соотношение ряда других целей может иметь нейтральный характер (например, в таком соотношении находятся: сохранение стабильности цен и охрана окружающей среды, справедливое распределение доходов и внешнеэкономическое равновесие), одновременное решение таких целей не вызывает особых трудностей.

Наиболее удачные решения целевой программы происходит тогда, когда выбранные ориентиры взаимно обуславливают друг друга: выполнение одной цели помогает достижению другой и это может осуществляться одновременно (например, параллельное увеличение занятости и темпов экономического роста).

Таким образом, формируя модель экономической политики, необходимо поддерживать определенное равновесие в соотношении целевых установок.

ГРУППА ЦЕЛЕЙ экономической политики в Украине: применительно к условиям в Украине последовательность выполнения целей указанной выше группы может отличаться от очередности, характерной для западных стран. К тому же и в составе целей может быть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночных отношений, трудностями переходного этапа.

В настоящее время наиболее сложная ситуация, как видит ее правительство, связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции.

Идущая вплотную вслед за этим цель -- предполагает предварительное оживление инвестиционной активности.

Проблема безработицы в текущем периоде пока не столь опасна, поэтому она еще не выдвигается на первый план в иерархии целей.

Относительно спокойное состояние с проблемой внешнеэкономического равновесия не побуждает правительство активизировать меры в этой сфере.

Из-за нехватки финансовых ресурсов цель по охране природного комплекса пока отодвинута на дальний план.

Приоритетными целями экономической политики Украины на конец 90-х годов являются: 1) сокращение уровня инфляции; 2) ограничение падения производства и более полное использование экономического потенциала Украины.

Одна из первоочередных целей развития национальной экономики Ї обеспечение высокого уровня и стабильного роста объемов производства, т.е. устойчивых темпов прироста СОП и ВВП. Сегодня правительство Украины пытается решить основную стратегическую задачу Ї сократить разрыв между уровнями развития Украины и группы стран-лидеров.

Задание № 4

В условиях экономического спада существует бюджетный дефицит. Можно ли его рассматривать как отрицательный параметр экономической политики?

ОТВЕТ: Величина превышения расходов бюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом; сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг. Дефицит бюджета и величина государственного долга -- это важнейшие показатели состояния экономики.

Причин роста бюджетных дефицитов множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительные социальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромные непроизводительные расходы, потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшее значение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов, численности госаппарата.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым негативным экономическим категориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако, неотъемлемыми элементами экономической системы.

Следует заметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики. Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета. Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, то частично уменьшить дефицит бюджета.

Существует несколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита -- это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении,-- это собственное производство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сегодня не принимает форму простого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией. В настоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ -- важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

Задание № 5

Рассмотри правительство, желающее обеспечить население своей страны дешевым жильем. В целях стимулирования строительства многоэтажных домов правительство обещает в будущем не вводить никаких программ контроля над рентой. При этом:

а) когда строительство многоэтажных домов уже закончено, сохранится ли у правительства желание следовать данному им обязательству?;

б) если в частном секторе известно, что правительство не выполнит своего обязательства, будут ли существовать какие-либо стимулы к строительству многоэтажных домов?;

в) какова оптимальная политика, которой должно следовать правительство? Какова совместимая во времени политика?

ОТВЕТ: Зная цель и инструменты экономической политики, важно найти такое их соотношение, которое может обеспечить максимальный эффект. Я. Тинбергер подробно описал основные шаги выработки оптимальной экономической политики:

1) выбор конечной цели как максимизации общественного благосостояния -- определение конкретных показателей экономической политики;

2) определение арсенала политических инструментов;

3) выработка модели экономики, связывающей целевые показатели и инструменты их достижения.

Основой эффективной экономической политики является наличие соответствующего количеству целей количества инструментов, которые являются линейно независимыми, т.е. можно сказать, что достичь можно столько целей, сколько имеется линейно независимых инструментов. В определенных случаях правительственные органы сталкиваются с тем, что они могут использовать только один из инструментов.

Другой проблемой может стать совместимость во времени. Следует понимать, что совместимая политика такая, при которой правительственные органы оптимизируют свои действия в каждый момент выбора (примером совестимой политики является налоговая амнистия, или установление патентного ограничения).

Результаты совместимой во времени политики, при которой выбор решения происходит в каждом периоде, могут значительно уступать результатам последовательного претворения в жизнь установленного в начале длительного периода политического курса.

При проведении отдельных направлений экономической политики может возникнуть несовместимость во времени. Так, при проведении антиинфляционной политики целесообразно достичь соглашения между ЦБ и профсоюзами, по которому при разграничении предложения денег профсоюзы соглашаются на минимальный прирост заработной платы. После достижения такого соглашения у ЦБ может возникнуть стимул к нарушению соглашения в краткосрочном периоде. При этом нарушается доверие к провозглашенному политическому курсу. Возникает соблазн его снять, уничтожив монополию приобретателя, но это может привести к снижению стимулов инновационной деятельности.

В случае с жилищным строительством многоэтажных домов целесообразно достичь соглашения с частным сектором, по которому при росте цен будет введена минимальная рентная плата. Тогда у правительства может появиться стимул к нарушению соглашения в краткосрочном периоде и когда строительство многоэтажных домов будет уже закончено, у правительства не сохранится желание следовать данному им обязательству. Понятно, что если в частном секторе будет известно, что правительство не выполнит своего обязательства, каких-либо стимулов к строительству многоэтажных домов существовать не будет.

Оптимальная политика может устанавливаться по правилам и по обстоятельствам, когда экономическая модель неизвестна. Формирование эффективной экономической политики является одной из первостепенных задач правительства Украины. В значительной степени глубокий экономический кризис, поразивший экономику страны, является следствием необоснованной и непоследовательной экономической политики, отсутствием четко определенных стратегических целей и механизма их достижения.

Задание № 6

Предположим, что жители города N решили открыть зоопарк. Чтобы его открыть и содержать, жители должны платить ежегодно равный налог. В табл. представлена ежегодная выгода, полученная каждой группой жителей.

Группы жителей

Ежегодная выгода каждой группы (тыс. грн.)

1

1800

2

260

3

1600

4

1200

5

600

6

2200

7

1540

8

1700

ИТОГО

10900, в среднем: 10900/ 8 = 1362,5

Ответьте:

а) если каждая группа будет голосовать в соответствии с полученными выгодами и издержками, то кто будет голосовать «за», «против»?;

б) будет ли открыт зоопарк?

ОТВЕТ: Проблемы выбора экономических субъектов в сфере общественного сектора анализирует концепция общественного выбора. Особенностью подхода теории общественного выбора является то, что частный интерес является основным побудительным мотивом не только в бизнесе, но и в общественной жизни.

Хотя целью общественного сектора является максимизация благосостояния нации, но и ему характерна проблема выбора, которая, как известно, является результатом ограниченности используемых ресурсов. При этом нужно определить, какие блага нужно произвести, чтобы получить максимум социального благополучия.

Решение этой проблемы связано с сопоставлением результата и затрат производства, однако здесь в качестве результата рассматривается общественный выигрыш, а в качестве затрат -- социальные издержки. Производство социальных благ следует расширять до тех пор, пока предельная социальная выгода сравняется с предельными социальными издержками. Т.е. любой общественный проект приемлем, пока соотношение выгоды (ОВ) и издержек (СИ) будет больше 1: ОВ > СИ.

Социальные издержки фиксированы, поэтому соотношение выгода -- издержки будет стремиться к равновесию, т.е. к 1.

На основе данного правила принимаются оптимальные решения. Индивидуальные желания переводятся в действия правительства через политические институты. Одним из таких институтов является принцип правления большинства, т.е. одобрение действия более 50% голосовавших. Задача экономической политики состоит в том, чтобы заключить соглашение о выборе варианта распределения затрат. Для максимизации полезности люди сравнивают предельную полезность блага с размером дополнительного налога: пока предельная полезность будет превосходить налог, их положение будет улучшаться. Решение будет зависеть еще от политической структуры, в которой осуществляется выбор.

Выбор зависит от способа распределения затрат: в случае с открытием зоопарка в городе, жители должны платить ежегодный одинаковый по величине налог (т.е. издержки на содержание этого зоопарка будут одинаковыми). Что касается выгоды, то она различна для различных групп жителей города. На основе предоставленных данных можно сделать вывод, что:

а) в случае, если размер ежегодного налога на содержание зоопарка будет равно 260 тыс. грн. «за» открытие зоопарка проголосуют все жители города. Поэтому будет принято решение об его открытии;

б) в случае, если размер ежегодного налога на содержание зоопарка достигнет суммы 1200 тыс. грн., то «против» проголосуют 2-я и 5-я группы жителей города, т.к. для них размер ежегодной выгоды гораздо меньше ежегодных затрат;

в) в среднем на каждую группу жителей приходится ежегодная выгода в сумме 1362,5 тыс. грн., если размер ежегодного налога на содержание данного зоопарка не будет превышать этой суммы -- зоопарк в городе будет открыт.

Таким образом, задача экономической политики состоит в том, чтобы заключить соглашение о выборе варианта распределения затрат. Для максимизации полезности люди сравнивают предельную полезность блага с размером дополнительного налога: пока предельная полезность будет превосходить налог, их положение будет улучшаться.

Задание № 7

Эффект вытеснения состоит в том, что:

а) увеличивающиеся государственные расходы выполняют расходы частного сектора;

б) увеличивающиеся налоги вытесняют новые инвестиции;

в) политическая и социальная нестабильность дестимулирует инвестиции в экономику;

г) часть государственных расходов финансируется за счет новых займов;

д) частные инвестиции вытесняют государственные

ОТВЕТ: а) увеличивающиеся государственные расходы выполняют расходы частного сектора. В период спада стимулирующая фискальная политика складывается из: 1) увеличения государственных расходов; 2) снижения налогов; 3) сочетания роста государственных расходов со снижением налогов. Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.

В краткосрочном периоде рост государственных расходов вызывает уменьшение частных плановых инвестиций, что может приводить к сдерживанию роста производства. Этот эффект получил в экономической теории название «эффекта вытеснения».

Фискальная политика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает в краткосрочном периоде: 1) увеличение номинального ВНП (объема производства) в соответствии с мультипликатором государственных расходов; 2) повышение процентных ставок; 3) появление «эффекта вытеснения» государственными расходами частных плановых инвестиций.

В долгосрочном периоде расширительная фискальная политика приводит: 1) к росту цен, 2) усилению «эффекта вытеснения», 3) возврату реального объема производства к естественному уровню. «Эффект вытеснения» вызывается ростом государственных расходов. Вместе с тем, этот эффект может быть следствием любого из направлений расширительной фискальной политики (снижением ставки налогов, уменьшением налогооблагаемой базы и т.п.).

Фискальная политика, направленная на сдерживание экономического роста, уменьшает совокупный спрос и приводит к противоположному результату: номинальный ВНП падает, спрос на денежном рынке уменьшается и при неизменном денежном предложении приводит к падению процентных ставок. Реальные частные плановые инвестиции увеличиваются, частично предотвращая действие «сдерживающей» фискальной политики. «Эффект вытеснения» заменяется «эффектом привлечения», увеличения частных плановых инвестиций.

Задание № 8

ЗАДАЧА

Определите параметры прироста инструментов фискальной и монетарной политики при условии, что объем производства остается неизменным, а инфляция должна быть снижена на 1%. Пусть а1 = 1,33; а2 = 0,28; b1 = 0,14; b2 = 0,13.

Решение. Зная цель и инструменты экономической политики, важно найти такое их соотношение, которое может обеспечить максимальный эффект. Я. Тинберген использовал общую линейную модель, в которой имеются два целевых показателя Т1 и Т2 и два инструмента I1 и I2. Правительственные органы координируют свои действия согласно целей и имеющихся инструментов. Если закрепить за указанными параметрами конкретное экономическое содержание, то получим модель, причем достичь можно столько целей, сколько имеется линейно независимых инструментов.

В данном случае по заданному условию имеем: Т1 = Q -- выпуск продукции, соответствующий потенциальному ВВП; Т2 = Р = 1% -- инфляция. Пусть используют два инструмента: фискальную политику Y и монетарную М. Цель заключается в том, чтобы выпуск остался прежним, а инфляция была ликвидирована. Можно ли это сделать?

В рамках этой модели необходимо, чтобы цели были линейно независимы. В модели можно абсолютные значения переменных Y и М заменить их отклонениями от базовых значений (ДY, ДМ). Тогда:

-- первая цель ДQ = 0, т.е. экономика находится в состоянии, когда выпуск продукции равен потенциальному;

-- вторая цель ДР = -1, т.е. инфляция будет ликвидирована.

Получим систему уравнений с двумя неизвестными:

ДQ = a1*ДY + a2*ДM

ДP = b1*ДY + b2*ДM.

Подставим значения в уравнение и получим, что:

ДY = а2/ (а1*b2 - a2*b1); ДМ = -а1/ (а1*b2 - a2*b1).

При этих параметрах денежной и фискальной политики возможна стабилизация цен, которая не ведет к снижению объемов производства. Для этого нужно, чтобы фискальная и монетарная политика оказывали линейно независимое влияние на выпуск и цены. По имеющимся моделям на конец 80-х начало 90-х годов коэффициенты модели таковы:

а1 = 1,33; b1 = 0,14; a2 = 0,28; b2 = 0,13,

т.е. влияние фискальной политики b1 / а1 = 0,14/ 1,33 = 0,11, а денежной политики b2 / а2 = 0,13/ 0,28 = 0,46 и денежная политика оказывает более сильное воздействие на инфляцию по сравнению с фискальной. Данные коэффициенты независимы и модель Тинбергена можно использовать, при этом можно сочетать сдерживающую денежную политику и расширять правительственные расходы.

Расчет дает следующий результат: для того, чтобы снизить инфляцию на 1% количество денег должно быть сокращено на 9,9% от исходного уровня, фискальная экспансия должна составлять 2,1% ВНП. Это неприемлемое решение с политической точки зрения.

Современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы. В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором:

-- или стабилизация совокупного платежеспособного спроса (а следовательно, и денежной массы), что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения;

-- или переход к «равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен;

-- или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.

Драма антиинфляционной политики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социально крайне болезненны, а третье -- малоэффективно в ситуации «бегства от денег», подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства. Разумная антиинфляционная политика должна строиться на оптимальном сочетании монетарных и немонетарных методов.

При выборе эффективного варианта экономической политики инструменты должны быть не только независимы, но и их значения должны изменяться так, чтобы эти изменения были допустимы, разумны с политической точки зрения.

Нужно отметить, что, во-первых, существует определенный временной лаг (период) между принятием мероприятий в экономической политике и достижением желаемой цели. Величина этого лага зависит от многих факторов. Реализация экономической политики требует длительного времени, в большинстве случаев -- более 10 лет. Это обуславливает определенные требования к формированию и деятельности государственного аппарата:

1) стабильное пребывание в должности в течение довольно длительного периода (двух-трех сроков избрания), частая смена государственных деятелей и служащих не позволяет осуществить какую бы то ни было экономическую политику;

2) преемственность в экономической политике каждого нового состава органов государственного управления.

Во-вторых, государственное вмешательство в экономическую жизнь вызывает не только положительные изменения, но и отрицательные. На первоначальном этапе положительное воздействие растет, достигает определенного максимума, потом происходит снижение и могут наступить отрицательные последствия. Поэтому необходимо искать другие способы достижения цели.

Заключение

Несовершенства рыночной системы и функции государства

Модель рыночной системы -- лишь первое приближение к пониманию того, как функционируют ее важнейшие механизмы. Более того, в реальной действительности даже тех стран, где эта модель традиционна и функционирует несколько столетий, она не считается идеальной. Любое описание рыночной системы служит своеобразным эталоном, к которому должна стремиться реальная экономика, идеология которой не ограничивает прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферы приложения труда в соответствии с вознаграждением.

Главным мотивом экономического поведения людей в мире экономики был и остается личный доход. В этом смысле рыночная система оказалась наиболее приспособленной для сочетания личных и общественных экономических интересов. Однако и эта система способна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемых государством. К ним относятся:

-- законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмов их осуществления;

-- защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложения труда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенных законом;

-- гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законного получения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;

-- использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничение монопольных тенденций, как в государственном, так и негосударственном секторах экономики;

-- осуществление социальной политики защиты населения с низкими доходами;

-- поддержание стабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц, как в государственном, так и негосударственном секторах экономики.

Вмешательство государства в экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинам рыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают цели или не дают удовлетворительного решения существующих проблем.

Список использованной литературы:

1.Конспект лекций по курсу «Государственное регулирование экономики». сост. В.В. Дементьев, Г.И. Рыбникова., Донецк: ДИП,1998.

2. Бичик С.В. Основы экономической теории: Пособие. - Мн.: Высшая школа, 2004. - 237с.

3. Курс экономической теории: учебник /Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - Киров: «АСА», 2000. - 752с.

4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. - К.: ХаГар, 2000. - 785 с.

5. Панчишин С.М. Макроекономіка: Навч. посібник, - К.: Либідь, 2002. - 616с.

6. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2000. - 544с.

7. Селезнев В. Основы рыночной экономики Украины: Уч. пособие. - К.: Изд. А.С.К., 2003. - 656с.

8. Экономическая теория: Уч. для студ. высших уч. завед. /Под ред. В.Д. Камаева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 640с.

9. Экономика: Уч. /Под ред. доц. А.С. Булатова. - М.: Изд. БЕК, 1996. - 632с.

10. http/Economicus.Ru /50 лекций по микроэкономике/

11. http://www.minfin.gov.ua/

12. http://www.ukrstat.gov.ua/






Информация 







© Центральная Научная Библиотека