|
|
Общие вопросы внедрения АСУ на автомобильном транспорте
Общие вопросы внедрения АСУ на автомобильном транспорте
5 Содержание - Введение
- 1. Общие вопросы внедрения АСУ на автомобильном транспорте
- 2. Изучение информационной модели управления на примере ТОО "Восток-Асфальт"
- 2.1 Общая характеристика ТОО "Восток-Асфальт"
- 2.2 Структура подвижного состава
- 3. Обоснование выбора технических средств для внедрения АСУ в ТОО "Восток-Асфальт"
- Заключение
- Список используемой литературы
ВведениеС переходом автомобильного транспорта на рыночные принципы функционирования потребовалось адекватно переосмыслить устоявшиеся взгляды на роль транспорта в развитии экономики страны и осознать нарождение ряда принципиально новых проблем в области повышения качества и эффективности услуг транспорта и обеспечения их уровня современным требованиям. Транспорт является одной из важнейших сфер общественного производства. Он играет важную роль в любой отрасли народного хозяйства.Транспорт, являясь неотъемлемым элементом всякого процесса производства, обеспечивает связь между промышленностью и отдельными отраслями и отдельными предприятиями.Тема курсовой работы: "Внедрение АСУ на транспортной предприятий" на примере ТОО "Восток-Асфальт" актуальна на сегодняшний день. Потому что, идут дорожно-строительные работы по всей республике. Дорожные организации и предприятия участвуют в тендерах по строительству, ремонту и содержания автомобильных дорог. Организация строительства, ремонта дорог требует учета всех факторов и условии, влияющих на протекание строительных процессов в пространстве и во времени.Возникновение в дорожном строительстве проблем обусловлено переходом на принципиально новые условия хозяйствования в рыночных условиях и формированием частных дорожно-эксплуатационных предприятий. К настоящему времени рыночные преобразования на автомобильном транспорте в основном находятся на стадии завершения. В результате здесь функционируют перевозчики всех форм собственности.По этому в данной характеристике рассмотрена задача внедрения АСУ АТП.1. Общие вопросы внедрения АСУ на автомобильном транспортеСоставной частью единой транспортной системы является автомобильный транспорт, который принимает непосредственное участие в производстве материальных благ, осуществляя перевозки средств, труда и рабочей силы. По сравнению с другими видами транспорта автомобильный транспорт имеет более высокие темпы развития.Систематическое увеличение перевозок грузов и пассажиров автомобильным транспортом достигается как ростом количества подвижного состава, увеличением его грузоподъемности и пассажировместимости, так и повышением производительности работы автомобилей.Для полного и своевременного удовлетворения населения в перевозках необходимо повышать качество производственно-хозяйственные деятельности АТП, улучшая при этом их материально-техническую базу, методы планирования, управления и организации работы.Основными мероприятиями, проводимыми на транспорте в последнее время и обеспечивающими повышение эффективности общественного производства, ускорение инновационного процесса, рост производительности, всемерное улучшение качества труда, являлись:меры по улучшению использования транспортных средств.Планирование деятельности предприятий осуществляется на основе ряда взаимосвязанных планов, который в практике автотранспортных предприятий называют АСУ АТП.Решение о целесообразности создания и внедрения АСУ новой техники, изобретений и рационализаторских предложений принимается на основе годового экономического эффекта, определяемого для годового объёма производства новой техники в расчётном году.В зависимости от стадии разработки, создания и внедрения АСУ новой техники различают такие виды экономического эффекта: ожидаемый (проектный), плановый и фактический. Все они основаны на экономии затрат в расчёте на полезный результат, но имеют свои особенности и отличаются по величине. Ожидаемый годовой экономический эффект, рассчитываемый на начальных стадиях научных исследований, разработок и в процессе принятия решения о передаче новшеств в производство, служит критерием выбора наиболее целесообразного варианта создания и внедрения новой техники, решении научных исследований, разработок в планы работ. Целью расчёта ожидаемого годового экономического проекта является технико-экономическое обоснование создания новой техники и выбор наиболее эффективного варианта; при этом используются проектные нормативные и плановые показатели, необходимые для расчёта.Эти показатели необходимо рассчитывать для оценки степени достижения соответствующих показателей, выполнения плана повышения экономической эффективности производства в результате внедрения АСУ новой техники, оценки влияния её на нормы, нормативы и плановые показатели предприятия.Все многообразие условий эксплуатации можно разделить на 4 основные группы:транспортные;дорожные;климатические;организационно-технические.1) транспортные условия характеризуются родом и характером перевозимого груза, объемом перевозок, колебаниями грузооборота, размером и количеством однородных партий, срочностью и своевременностью перевозок, расстояниями, условиями погрузки и разгрузки;2) дорожные условия определяются типом дорожного покрытия и его прочностью, состоянием и шириной проезжей части дороги, рельефом местности, по которой проходит дорога (равнинный, холмистый, горный, высокогорный), планом и профилем дороги, прочностью мостов, путепроводов и других сооружений;3) климатические условия зависят от географических и природных особенностей зоны, в которой работает ПС. В связи с этими условиями промышленность производит ПС в северном, обычном и южном исполнении;4) организационно-технические условия характеризуются режимом эксплуатации ПС (пробеги за сутки, год), условиям его хранения, организацией технического обслуживания и ремонта, организацией и режимом работы водителей и т.п. [2]Однако ПС независимо от условий эксплуатации должен обладать определенными качествами, соответствующими современному уровню развития науки и техники. Такими основными качествами являются: надежность, экономичность, запас хода, безопасность движения, простота обслуживания и хорошие условия труда водителей, высокие провозные качества.Надежность конструкции ПС обуславливается ее прочностью и характеризуется продолжительностью работы автомобилей в заданных условиях эксплуатации без поломки и значительных из носов деталей, механизмов и агрегатов, требующих замены или восстановления. Надежность определяется сроком службы автомобилей, величиной межремонтных пробегов и пробега до полного износа [9].Продолжительность срока службы ПС зависит от качества ежедневного ухода, технического обслуживания и ремонтов, квалификации водителя и бережного отношения к доверенному автомобилю.Тяговыми качествами автомобиля называют его способность преодолевать различные силы сопротивления движению и развивать высокую скорость движения в заданных дорожных условиях.Автомобиль с хорошими тяговыми качествами развивает большую скорость движения и имеет высокую приемистость (интенсивность разгона) [10].Использование тяговых качеств ПС в эксплуатации зависит не только от его технического состояния и совершенства конструкции агрегатов, но и от квалификации водителей.Провозные качества грузового подвижного состава определяется степенью использования его грузоподъемности и грузовместимости при соблюдении требовании, предъявляемых данным видом перевозки, и меняются от условий перевозки и главным образом от рода, характера груза и категории дороги.Грузоподъемность измеряется установленной для каждого типа ПС максимальной массой груза (в тоннах), помещаемого в кузове.Грузовместимость определяется габаритными размерами кузова при условии использования предельной высоты погрузки в зависимости от рода и характера груза, его упаковки или тары.Провозные качества подвижного состава зависят от использования его габаритов [12].Эффективность организации перевозок грузов в заданных объемах и номенклатуре, в данный период и заданные сроки оценивается величиной затрат денежных и материальных средств, требующихся для их осуществления. Минимального значения величины этих затрат могут достигнуть только в случае, когда эксплуатационные качества ПС будут соответствовать требованиям предъявляемых данными условиями его эксплуатации.Третья группа проблем обострилась в связи с резким сокращением объемов инвестиций в строительство и реабилитацию автодорог, а также текущих расходов на поддержание дорожного хозяйства. Ведь успешность выполнения автомобильным транспортом стоящих перед ним задач в общем контексте ускоренного развития экономики республики в посткризисной перспективе в серьёзной степени зависит от состояния дорожного хозяйства.Если объемы перевозок и погрузочно-разгрузочных работ в связи с развитием дорожного производства увеличиваются, но их прирост осваивается тем же парком подвижного состава и подъемно-транспортного оборудования за счет повышения их производительности, то в данном случае достигается не абсолютная (сокращение имеющихся парков технических средств), а относительная экономия (сокращение потребности в дополнительном их приобретении и вводе в эксплуатацию), что также повышает эффективность транспортного обслуживания. Не смотря на различия в эксплуатации железнодорожного транспорта, электро- и автопогрузчиков, электротележек и другого подвижного состава промышленного транспорта можно назвать основные общие пути и фактора, способствующие повышению их производительности, а значит, абсолютному или относительному сокращению потребных парков. В их числе: приобретение нового транспорта и совершенствование материально-технического обеспечения; совершенствование технологии и организации перевозочного и других процессов промышленного транспорта в тесной взаимосвязи с основным производством обслуживаемых предприятий и работой транспорта общего пользования [11].В небольших по составу транспортных предприятиях трудно обеспечить полную загрузку транспортных средств, исправное их техническое состояние, эффективное использование трудовых, материальных и других ресурсов. Поэтому основным направлением повышения производительности ПС и улучшения экономических показателей его работы является межотраслевое или внутриотраслевое объединение мелких транспортных подразделений.В ряде случаев такая корпорация осуществляется только по ремонту путей и транспортных средств.На уровень и динамику качественных показателей оказывает влияние структура технических средств по видам транспорта и типам технических средств, структура органов управления, ремонтного хозяйства, контингента работающих и других [5].Показателями прибыли и рентабельности дают наиболее полную комплексную оценку результатов деятельности АТП.Применительно к автомобильному транспорту категории стоимость, себестоимость и цена имеют ряд особенностей. Стоимость продукции на транспорте выступает в виде стоимости услуги, которая складывается из издержек производства предприятии и прибавочного продукта. Денежным выражением стоимости на транспорте является не цена, а тариф за перевозки, при помощи которого общество реализует вновь созданную в транспортном производстве стоимость, возмещает затраты на строительство и эксплуатацию дорог, которые не учитываются в себестоимости продукции [14].Себестоимость перевозок в большей мере зависит от расстояния и вида перевозимого груза, дорожных и погодных условий, типажа транспортных средств. Оценка деятельности, транспортных предприятий лишь по величине этого показателя приводит к тому, что для АТП грузы делятся на выгодные и невыгодные, что в конечном счете ведет к росту затрат на перевозки. Показатель себестоимости далеко не всегда может использоваться для сравнения по отдельным предприятиям. Вместе с тем он прост, удобен для счета, понятен и наиболее точно отражает вклад работников данного предприятия в экономию живого и овеществлённого труда в перевозках за определенный период времени. Этот же показатель характеризует и экономическую эффективность различных видов транспорта [12].На практике для оценки деятельности АТП применяются различные коэффициенты: выпуска подвижного состава, использование пробега; использования грузоподъемности и др. Они имеют большое значение для анализа и оценки использования подвижного состава. В деле повышения эффективности автомобильного транспорта велико значение улучшения технического обслуживания и ремонта подвижного состава. В настоящее время выпуск продукции авторемонтного производства соизмерение с выпуском автомобилей. По мнению профессора Дехтеринского А.В., на современном этапе четко определились следующие направления научно-технического прогресса в области авторемонтного производства:1) повышение технического уровня и улучшения технико-экономических показателей ремонтных мастерских;2) улучшение ремонтопригодности автомобилей и разработка оптимальных типовых процессов восстановления их основных деталей.Думается также, что назрела необходимость улучшить и ежедневное обслуживание.Речь идет об обслуживании автомобилей перед выездом на линию и при возвращении их на АТП. Экспериментально доказано, что когда водитель освобожден от подготовки машины перед сменой и этим занимается специальная бригада, то производительность труда водителя повышается на 50%, сокращаются простои по техническим причинам, резко снижаются затраты на запасные части и материалы.Перед выездом на линию автомобиль должен быть заправлен и осмотрен. Нередко эти работы выполняют сами водители, затрачивают время, которое можно было бы более продуктивно. Осмотр автомобилей механиком также должен производиться в межсменное время. К началу рабочего дня механик должен проверить качество и полноту проведения заявочного ремонта, определить техническую исправность автомобилей, проверить готовность путевых документов [11]Внедрение АСУ на автомобильном транспорте новой техники, как и в других отраслях народного хозяйства, осуществляют на основе расчетов экономической эффективности.2. Изучение информационной модели управления на примере ТОО "Восток-Асфальт"2.1 Общая характеристика ТОО "Восток-Асфальт"Структура предприятияУправление автотранспортного предприятия должно обеспечивать:1) выполнение перевозочного процесса;2) технико-экономическое планирование;3) организация труда;Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и их использование характеризуется численностью персонала, его составом по группам и профессиям, разрядам, квалификации, стажу работы, использованием рабочего времени по числу отработанных дней и часов, потерей рабочего времени по различным причинам.По всем категориям работников рассматривают отклонение от плановой численности, а также от численности прошлого года (запланированное отклонение численности и фактическое). Указанные данные сопоставляют по категориям производственного и непроизводственного персонала. При анализе не следует упускать из виду, что количественное соответствие общей численности рабочих по плану еще не говорит о том, что потребность в рабочей силе в анализируемом периоде была полностью удовлетворена. Нужно, чтобы распределение рабочих по профессиям и квалификации также соответствовало плановым потребностям предприятия. Может оказаться, что общее количество рабочих соответствует плану, но по одним профессиям и квалификации имеется излишек рабочей силы, а по другим - недостаток. Поэтому не только исчисляют процент укомплектованности (процент выполнения плана по численности персонала) по каждой группе работников, но и выявляют причины отклонений от плановой численности по отдельным службам и цехам.В процессе анализа следует выяснить, как изменилось в результате всевозможных отклонений соотношение между численностью основных рабочих и прочего персонала. С этой целью определяют процентное соотношение численности водителей и ремонтных рабочих и общему числу работающих по плану и фактически. Чем выше удельный вес основных рабочих в общей численности персонала, тем эффективнее используются трудовые ресурсы предприятия. Анализируя обеспеченность предприятия рабочей силой, следует помнить:перевыполнение плана по перевозкам или плана по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава должно быть достигнуто за счет повышения производительности труда, а не за счет увеличения количества водителей и ремонтных рабочих против утвержденного планом;не все категории работников одинаково связаны с ходом выполнения производственной программы. Поэтому сокращение лишней численности занятых управлением и обслуживанием производства позволяет снизить себестоимости продукции;правильное соотношение численности основных и вспомогательных рабочих имеет важные значение, так как может оказаться, что эффект, получаемый от роста производительности труда производственных рабочих, в значительной степени поглощается затратами ручного труда на вспомогательных работах. В таких случаях необходимо обратить особое внимание на механизацию вспомогательных работ.Возглавляет предприятие директор, который несёт полную ответственность за всю деятельность предприятия.Распоряжается средствами и имуществом, лично представляет "Восток-Асфальт" во всех государственных и хозяйственных учреждениях, предприятиях.Главный инженер - является руководителем производственно-технической стороной деятельности предприятия, обеспечивает бесперебойную и слаженную работу на объектах.Главный механик обеспечивает и контролирует правильность технической эксплуатации и бесперебойность работы строительных машин их своевременный ремонт техническое обслуживание, составляет заявки на запасные части, топливо, следит за своевременным проведением испытании машин и механизмов.Инженер ПТО - занимается составлением сметной документации.Старший мастер является непосредственным руководителем и организатором труда рабочих на объекте. Основные обязанности мастера заключаются в обеспечении выполнения планов строительно-монтажных работ в установленные сроки, и ведение работы в соответствии с оперативными планами и рабочими чертежами, техническими условиями и проектами производства работ.Главный бухгалтер - осуществляет учет движения имущества и денежных средств, контроль за правильным расходом средств и соблюдением финансовой дисциплины, производит расчетные операции с другими государственными и частными организациями, а также с работниками своего предприятия по заработной плате, составляет бухгалтерские отчеты.Структура предприятия5Таблица 1. Структура численности работников |
| Наименование | Количество | | | ВСЕГО В том числе: Рабочие А) водители Б) механизаторы В) машинисты Г) слесаря | 80 20 23 17 8 2 | | | Обслуживающий персонал | 1 | | | Инженерно-технический персонал | 9 | | | 2.2 Структура подвижного составаПо назначению подвижной состав подразделяется на:транспортный, для перевозки грузов;специальный, предназначенный для различных нетранспортных работ, выполняемых при помощи установленного на нём оборудования;обслуживающий, машины дорожно-ремонтной службы и автобусы.Таблица 2. Структура подвижного состава|
№п/п | Наименование | Количество | % | | | ВСЕГО: Транспортный Специальный Обслуживающий | 41 14 25 2 | 100 15 80 5 | | |
Рисунок 1. Структура подвижного состава ТОО "Восток-Асфальт" имеет в наличии следующие единицы оборудования (дорожно-строительные машины и механизмы): Таблица 3. Состав транспортных средств по маркам |
№ п/п | Наименование машины механизма | Модель | Год выпуска | Кол-во, шт. | | 1 | Автогрейдер средний | ДЗ-180 | 1988 | 2 | | 2 | Автогрейдер легкий | Д-710 | 1999 | 1 | | 3 | Грейдер | Ф-1157 | 1985 | 1 | | 4 | Автокран | КС-2561 | 1993 | 1 | | 5 | Автогудронатор | ДС-53А | 1985 | 2 | | 6 | Трактор с прям. | К-700 | 1982 | 4 | | 7 | Лопатой | Т-40 | 1982 | 5 | | 8 | Трактор | Д-271 | 1981 | 2 | | 9 | Бульдозер | ЩР-45 | 1962 | 3 | | 10 | Щебнераспределитель | ДС-450 | 2004 | 1 | | 11 | Асфальтоукладчик | АСФК-304 | 2004 | 1 | | 12 | Асфальтоукладчик | АСФК-225 | 1987 | 1 | | 13 | Дор. рем. служба | ГАЗ-53 | 1976 | 2 | | 14 | Каток | 6т прицеп | 1985 | 2 | | 15 | Каток | ДУ-47 | 1985 | 2 | | 16 | Шнекоротор | Урал-375 | 1974 | 2 | | 17 | Бетонный котел | Прицепной | 1980 | 2 | | 18 | Автосамосвал | Зилммз-554 | 1980 | 2 | | 19 | Автосамосвал | Зилммз-555 | 1975 | 2 | | 20 | Экскаватор | ЭО-5111Б | 1968 | 1 | | 21 | Газель | ГАЗ-211336 | 1998 | 2 | | | ВСЕГО: | | | 41 | | | 3. Обоснование выбора технических средств для внедрения АСУ в ТОО "Восток-Асфальт"АСУ в реальном масштабе времени. Выполнение расчета заработной платы не производится в оперативном режиме. Регистрация данных о выполнении сменных заданий, для которых важны не только даты, но и временной промежуток обслуживания клиента, всегда производится в реальном масштабе времени.Одним из основных направлений проектирования ИС реального времени является разработка диалога пользователя с ЭВМ. Диалоговый режим - один из способов эксплуатации ИС, при котором человек ведет диалог непосредственно с устройством обработки в реальном времени и передачи сообщении.Возможность работы в диалоговом режиме прежде всего обуславливает необходимые изменения в методах управления и является наиболее важным фактором внедрения АСУ. Диалог пользователя с ЭВМ может существенно влиять:на децентрализацию ответственности пользователей в системе управленияулучшение достоверности и полноты информации для принятия управленческих решенийстандартизацию представления информации для внутренних информационных обменов и для различных пользователей.расширение круга пользователей, повышение эффективности значения функционирования ИС и большую заинтересованность в ее услугах.Исследования ИС различного назначения, в том числе и АСУ, показывают, что диалоговый режим используются в таких направлениях, как диалоговая система регистрации данных, диалоговая система обращения к информации.Одной из главных задач оперативного управления перевозками в реальном масштабе времени является задача оперативного контроля заходом выполнения сменно-суточных заданий водителями. По запросу руководителям различных служб через монитор выдается полная информация о состоянии выполнения план на текущий момент вплоть до дислокации автомобилей на крте обслуживаемого региона.Разного рода запросы могут поступать в ИС от лица принимающего решение, решающих как глобальные, так и локальные задачи по управлению производственной системой на различных стадиях протекания процесса доставки. Принято подразделять задачи управления, решаемые на уровне АСУ, по следующим подсистемам:учета и анализа деятельности АТП;технико-экономического планирования (ТЭП);оперативного управления перевозочным процессом;управления производственным процессом ТО и ТР;управления материально-техническим снабжением (МТС)управления кадрами;управления капиталовложениями и производственными фондами.Основная цель создания АСУ - повышение эффективности работы ПС путем централизации функции планирования перевозок и оперативного управления транспортным процессом.Согласно принципам модульности и типизации, а также единой информационной базы, в АСУ все массивы нормативно-справочной информации должны иметь однородную структуру. В общем виде функциональные и организационные решения подсистем АСУ можно сгруппировать в один функциональный организационный блок, где отражаются статистические данные: о выполнении договорных обязательств по отношению клиентам, заказавшим перевозки, о технической эксплуатации автотранспортных средств, о планах трудовых и материальных ресурсов, о технической оснащенности и загрузке служб ТО и ТР, о планах технического перевооружения АТП.Основная цель разработки АСУ - повышение эффективности работы ПС путем централизации функции планирования перевозок и оперативного управления транспортным процессом. Повышение эффективности использования ПС и снижение затрат на перевозки в данной подсистеме предусматриваются за счет минимизации потерь рабочего времени по организационным причинам, уменьшения удельного веса порожних пробегов и величины сверхнормативных простоев автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями, повышения коэффициента использования грузоподъемности транспортных средствах и сокращения расстояний перевозок за счет оптимизации маршрутов.С внедрением АСУ создается реальная возможность для оперативного вмешательства в организацию перевозочного процесса. По согласованию с клиентами возможна загрузка ТС, когда следует учитывать попутно и направление. Естественно, к транспортному обслуживанию населения или непрерывного производственного процесса такой подход невозможен.Обязательным условием является наличие в АСУ базы нормативно-справочной информации. К основным справочникам системы относятся: гаражные номера, марки топлива, виды расчетов, тарифный справочник, виды грузов, клиенты и другие. Тарифный справочник содержит информацию о различных тарифах, которые хранятся по датам, что дает возможность правильно учитывать отстающие путевые листы.АСУ представляет собой организационно-техническую систему, обеспечивающую выработку решений на основе автоматизации информационных процессов.В зависимости от сферы автоматизируемой деятельности автоматизированные системы (АС) разделяют на:АС управления (ОАСУ, АСУП, АСУ ТП),АС научных исследований (АСНИ),АС обработки информации (АСОИ),АС технологической подготовки производства (АСТПП),АС контроля и испытаний (АСК)Системы, автоматизирующие сочетания различных видов деятельности.Автоматизированные системы управления - это комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для анализа и управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства и организации структуры предприятия.АСУ предназначена для обеспечения эффективного функционирования объекта управления путем автоматизированного выполнения функции управления.Степень автоматизации функций управления определяется производственной необходимостью, возможностями формализации процесса управления и должна быть экономически или социально обоснована.ЗаключениеРешение о целесообразности создания и внедрения новой техники, изобретений и рационализаторского предложения принимается на основе годового экономического эффекта, определяемого для годового объема производства новой техники в расчетном году.Анализ и обобщение методов работы передовых автотранспортных предприятий ТОО "Восток Асфальт" позволяет выявит возможные резервы улучшения использования основных фондов. Повышение эффективности использования производственных основных фондов достигается двумя основными путями: либо увеличением времени действия подвижного состава и других основных фондов, то есть посредством более полного их экстенсивного использования, либо повышением отдачи средств труда в единицу времени, то есть усилением их интенсивного использования.Список используемой литературы1. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2002. 2. Богаров В.В. Финансовый анализ СПв, 2006. 3. Михайлова Е.А. Бенрчмаркетинг. М, 2002. стр.30, 33. 4. Климова Н.В. К 49 Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры:) Учебное пособие. - М.В. учеб., 2010.
| |
|
|
|