Обзор экономической ситуации в России за 10 лет, прогноз развития
1998
Этот год разрушил необоснованные надежды на быстрый подъем экономики в России. С начала проведения в стране рыночных реформ ни одному правительству не удалось достичь существенных успехов в поднятии отечественного производства. Незначительный рост ВВП в 1997 г. на 0.8% был вызван скорее ожиданиями этого роста, а не реальными преобразованиями в экономике, в 1998-м же году реальный объем валового внутреннего продукта сократился на 4.6%, промышленное производство упало на 5.2%. Правительство и Центральный банк не смогли выполнить намеченные на этот год целевые показатели инфляции и обменного курса: в результате августовского кризиса увеличение потребительских цен составило 84.4%, рост обменного курса - 250%. Процентные ставки по государственным ценным бумагам в середине года превысили 100%, а с 17 августа рынок государственных облигаций был заморожен.
Реальный объем ВВП снизился на 4.6%, тогда как в 1997 г. наблюдался реальный рост ВВП на 0.8%. Наибольший спад производства наблюдался в сентябре в связи с банковским кризисом и приостановлением расчетов между предприятиями. В структуре произведенного ВВП продолжает расти доля производства услуг, что связано с падением производства товаров.
Объем промышленной продукции сократился в реальном исчислении по сравнению с 1997 г. на 5,2%. Финансовое положение предприятий в 1998 г. ухудшилось - сальдо прибылей и убытков на 1 декабря 1998 г. составило 12.4 млрд. руб. (в 1997 г. - 72.2 млрд. руб.). Просроченная кредиторская задолженность за одиннадцать достигла 701.3 млрд. руб. (аналогичный показатель в 1997 г. был равен 514.2 млрд. руб.).
Инвестиции в основной капитал в 1998 г. составили 402.4 млрд. руб., сократившись в номинальном объеме по сравнению с 1997 г. - 408.8 млрд. руб. В сопоставимых ценах капиталовложения уменьшились на 6.7% к уровню предшествующего года. Катастрофически сократились инвестиции федерального бюджета: из предусмотренного на 1998 г. ввода 267 важнейших производственных и социальных объектов было введено лишь 15.
Практически по всем налогам в 1998 г. было зафиксировано сокращение номинальных поступлений в бюджет. Уменьшились поступления от НДС: в 1997 г. они составили 128.6 млрд. руб. (5.0% от ВВП), в 1998 г. - 104.7 млрд. руб. (3.9%). Данное снижение связано с ухудшением собираемости налогов: в прошедшем году коэффициент собираемости был равен примерно 50%. Доходы бюджета от налога на прибыль составили 34.9 млрд. руб., или 1.3% от ВВП (в 1997 г. - 36.3 млрд. руб.). Падение поступлений по налогу на прибыль произошло из-за сокращения прибыли предприятий.
Рост потребительских цен в 1998 г. составил 84.4% (в 1997 г. - 11.0%). Инфляция по продовольственным товарам соответствовала 96.0%, непродовольственным товарам - 99.5%, платным услугам населению - 18.3%. В первой половине года рост цен был незначительным и в годовом выражении не превышал 10%; в августе-декабре же инфляция составила 76.9%;.
Бюджетный кризис, помимо прямого проявления в крахе пирамиды ГКО, дефолте и параличе банковской системы, обусловил снижение внутреннего спроса как на потребительском, так и на других рынках. Сокращение спроса и кризис платежной системы явились теми механизмами, через действие которых бюджетный кризис вызвал обострение кризиса производства в 1998 г. и послужил его главной причиной.
В итоге резкое обострение кризиса производства в 1998 г. по показателям динамики отбросило российскую экономику на четыре года назад.
1999
В 1999 году экономическое положение России находилось под влиянием двух важнейших факторов: последствий финансового кризиса и обвала рубля августа 1998 года и высоких цен на нефть на мировом рынке. Последствия кризиса создали более благоприятные условия для российских товаров на мировом рынке, существенно повысив в то же время цены на предметы импорта.
В целом рост ВВП России в1999 году, по опубликованным данным Министерства экономики, составил 2 %, а общий объем промышленной продукции (с учетом неформальной деятельности промышленности) - 8 %.
Годовой экспорт России оказался равен 71,7 миллиарду долларов, импорт - 31,3 млрд. Таким образом, положительное сальдо внешней торговли России составило более 40 миллиардов долларов. При этом по сравнению с 1998 годом общие объемы экспорта остались практически на том же уровне, в то время как сокращение импорта составило 29 процентов.
Что касается объема товарооборота России со странами СНГ, то экспорт из России в 1999 году (с учетом официально не регистрируемой торговли) оказался равен 12,4 млрд долларов, а импорт - 10,2 млрд. По сравнению с предыдущим годом снижение составило 19 и 25 % соответственно.
От приватизации госсобственности федеральный бюджет получил в 1999 году около 17,3 миллиарда рублей. Из этой суммы около 9 миллиардов составили доходы от использования госимущества, а чуть более 8 миллиардов рублей - доходы от продажи госсобственности.
Сравнительно благополучные по-видимости показатели состояния экономики и большие доходы от экспорта сырья практически никак не сказались на доходах и уровне жизни большинства граждан. По явно заниженным правительственным расчетам, за этот год жители России стали беднее еще на 15 %.
Инфляция на потребительском рынке, согласно официальным данным, составила, по итогам 1999 года, 36,5 %; в то же время, согласно ряду неофициальных источников, реальные показатели инфляции в ушедшем году достигли 80 %.
Цены на продовольственные товары выросли на 35,9 %, на непродовольственные - на 39,2%. Кроме этого, на 34 % выросли платные услуги населению. Примечательно, что, несмотря на финансовый кризис, рост этого показателя в 1998 году составил только 18 %.
2000
Продолжением экономического роста в 2000 году российская экономика обязана благоприятной конъюнктуре мировых сырьевых рынков, в частности, энергоносителей, поскольку на энергоносители по различным оценкам пришлось 53-55% российского экспорта
Объем промышленного производства вырос на 9% по сравнению с 8,1% в 1999 году. Вызывает интерес динамика данного показателя - в частности, резкое снижение темпов роста промышленного производства в конце года (в декабре рост составил всего 2,5% по отношению к 1999-му году), что вызвало определенную тревогу экономистов.
Как уже отмечалось, по оценкам Института экономики РАН, в 2000 году доля влияния экспорта на рост промышленного производства составила 87%. Действительно, имеет место корреляция между объемом промышленного производства и ценами на нефть на мировых рынках. затухание инвестиционного цикла - в течение года прирост инвестиций составил 17,7% и к концу года наметилось снижение спроса на сырье, материалы и машиностроительную продукцию инвестиционного назначения.
В целом по итогам года наибольший рост показали легкая (122,0%) и медицинская (118,9%) промышленность, что можно объяснить возросшим спросом со стороны населения, машиностроение и металлообработка - 115,6% благодаря возросшему инвестиционному спросу. Оборот розничной торговли по данным Госкомстата в 2000-м году вырос на 8,9% против падения на 7,7% в 1999-м году - что красноречиво свидетельствует об увеличении спроса со стороны домохозяйств. Выполненный объем работ по договорам строительного подряда в 2000г. составил 530,3 млрд. рублей, или 111,5% к уровню 1999-го года. Подобная динамика косвенно подтверждает рост инвестиций в основные активы. В то же время наблюдался спад в жилищном строительстве - в минувшем году было введено в строй 30 млн. кв. метров жилья в то время как в 1999 году этот показатель составил 32 млн. метров.
2001
Этот год оказался удачным для российской экономики. Замедление темпов мирового экономического развития не оказало видимого отрицательного воздействия ни на экономические показатели России, ни на продолжение реализации ее программы экономических реформ. Основные макроэкономические счета снова демонстрируют значительный по величине профицит, темп экономического роста достаточно высок, чтобы продолжить погоню за странами ОЭСР, а Дума принимает рекордное количество законодательных актов по вопросам экономических реформ.
Проводятся структурные реформы, которые, однако, по самой своей природе требуют определенного времени. Впереди еще большой путь, и с этим согласны все. Быстрое движение к оживлению экономики и достижению устойчивого экономического роста требует диверсификации экономики, т.е. снижения концентрации активов, полученных от экспорта природных ресурсов, в руках промышленных и финансовых конгломератов, при одновременном поощрении роста новых экономически жизнеспособных предприятий.
В итоге реальный объем ВВП возрос на 5%; общий профицит бюджета достиг 153 млрд. рублей, а высокие цены на нефть и газ способствовали образованию активного сальдо торгового баланса в размере 28 млрд. долларов, в результате чего резервы ЦБ увеличились на 7 млрд. и достигли 35,5 млрд. долларов. Рейтинг российской экономики, продолжал повышаться, а рынки акций и суверенный долг РФ достойно выдержали общемировой осенний экономический спад.
2002
В целом ситуацию этого года можно назвать деиндустриализацией экономики, в том числе и в отраслях, определяющих технологический прогресс. Позитивные сдвиги в строительстве и на потребительском рынке не могут компенсировать эту негативную тенденцию, а банковский сектор по сути дела, занят самим собой.
Официальная статистика в средних цифрах показывает неуклонный экономический рост и улучшение показателей уровня жизни населения. Так, прирост ВВП составил 4,1%; инфляция - 15,1%. Реальные денежные доходы населения выросли за 2002 год - на 8,8 %, реальная заработная плата - на 16,6 %. Согласно статистике, число безработных сократилось с 9 млн. человек в 1999 году до 5,1 млн. человек в декабре 2002 года.
Продолжается опережающий рост цен и тарифов на платные услуги населению: они приросли на 34,7%. Наиболее болезненным является рост оплаты услуг ЖКХ, который идет еще более высокими темпами: на 46,9%, что заставляет семьи менять структуру расходов не в пользу улучшения питания, оздоровления, образования и т.д.
Практически не меняется структура экономики. Подавляющее большинство предприятий отраслей, кроме сырьевых, остаются низко конкурентными и высоко затратными.
Ухудшается структура рабочих мест - сокращается число рабочих мест, требующих высоко квалифицированной рабочей силы: так, из вновь зарегистрированных организаций 50 % - торговые.
2003
Этот год был годом быстрого экономического роста. Сохранилось активное сальдо по всем основным макроэкономическим счетам России, существенно увеличилось внутреннее реальное накопление капитала, а рост охватил практически все регионы и сектора. Однако темпы реализации программы реформ снизились, а в экономике сохраняется очень сильная зависимость от углеводородного сырья. Реформы, которые еще предстоит осуществить, сложны в техническом отношении и могут столкнуться с сопротивлением влиятельных кругов.
Бесконечный, как может показаться, рост цен на экспортируемое российское сырье грозит вызвать усталость от реформ и привести к самоуспокоению. В результате, для возврата к активному осуществлению курса реформ потребуются еще более энергичные и целенаправленные усилия. Если запланированная программа реформ не будет проведена, например, в таких областях, как естественные монополии, банковский сектор, ЖКХ, образование, здравоохранение и т.д., это поставит под угрозу сохранение высоких темпов роста и повысит вероятность дальнейшего усиления зависимости от цен на углеводородное сырье.
2004
В первой половине года экономический рост в России продолжился приблизительно такими же темпами, что и в предыдущем году. Официальные показатели роста ВВП и промышленного производства за 2004 г. (7,1% и 7,3% соответственно) превзошли ожидания. Согласно оценкам, реальные доходы населения увеличились на 7,8%, а бедность еще больше сократилась. Приток прямых иностранных инвестиций достиг рекордного уровня - 9,4 млрд. долларов за год; при этом, начиная со второй половины 2004 г., валютные поступления привели к повышению инфляционного давления. Инфляция потребительских цен в 11,7% процентов превысила плановый годовой показатель почти на 2%, зато Федеральный бюджет был исполнен с рекордным профицитом в размере 4,2% от ВВП. Кроме того, по сравнению с прошлым годом этот рост был более диверсифицированным, при этом многие обрабатывающие отрасли росли быстрее, чем нефтяной сектор. В таких достаточно благоприятных условиях новое российское правительство пришло к власти, начав подготовку новой Среднесрочной Программы социально-экономического развития страны.
Как мы видим, в России продолжается быстрый экономический рост: хорошая новость состоит в том, что темпы роста, превышающие 7 процентов, уже никого не удивляют и приобретают характер закономерного явления.
Четкое представление стратегии является важным. Россия находится в процессе осуществления ряда сложных структурных реформ, включая административную реформу, бюджетную реформу, реформу межбюджетных отношений, реформу банковского сектора, а также реорганизацию электроэнергетики. Успешное осуществление всех этих очень амбициозных целей вместе с другими ключевыми структурными реформами потребует значительных усилий и настойчивости в течение ряда лет.
2005
Значительное расширение внутреннего спроса продолжает поддерживать экономический рост в России. Однако все более очевидным становится снижение темпов роста в большинстве обрабатывающих и торгуемых секторов: так, темпы роста ВВП и промышленного производства в 2005 г. составили 6,4% и 4% соответственно, по сравнению с 7,2% и 8,3% в 2004 году. Рост ВВП все больше обеспечивается за счет неторгуемых секторов экономики, а инвестиции по-прежнему сконцентрированы в нефтегазовом секторе. Рост производительности в некоторых обрабатывающих отраслях все еще оставался достаточно сильным, хотя представляется, что он в значительной степени был обеспечен за счет снижения занятости в этих отраслях.
Дальнейшее увеличение профицита платежного баланса России способствует укреплению финансового положения страны, но вместе с тем усложняет некоторые задачи экономической политики. Помимо рекордно высоких показателей профицита счета текущих операций, в Россию начинают поступать значительные объемы капитала, в том числе - прямые иностранные инвестиции. В то время как данный приток средств должен способствовать росту инвестиций и модернизации, дополнительный приток капитала также увеличивает давление на инфляцию и реальный валютный курс.
В экономической политике все больше внимания уделяется осуществлению четырех приоритетных национальных проектов в здравоохранении, образовании, жилищном секторе и сельском хозяйстве. У России есть возможность объединить увеличение расходов в этих областях со структурными реформами, которые могли бы создать условия для устойчивого развития.
2006
Быстрый рост внутреннего рынка продолжает стимулировать устойчивый экономический рост в России. Значительный чистый приток капитала вместе с доходами от экспорта сырьевых ресурсов "подпитывают" внутренний спрос. В этих условиях, со второго квартала текущего года произошло ускорение темпов экономического роста.
Рост ВВП за год достигает 7%; инвестиции в основной капитал и прямые иностранные инвестиции также демонстрируют впечатляющие темпы роста. Экономический рост по-прежнему сосредоточен, в основном, в неторгуемых секторах экономики, которые получили преимущества в результате сильного рубля. Однако стагнация производства и необходимость больших инвестиций в топливно-энергетическом комплексе, как и быстро растущий внутренний спрос вызывают все большее беспокойство, в то время как более высокие, чем ожидалось, темпы инфляции в начале года вызвали обсуждение в Правительстве и Центральном Банке нового пакета антиинфляционных мер.
Значительный профицит счета текущий операций, наконец, начал сокращаться, после того, как цены на нефть стабилизировались. Несмотря на это, увеличение сальдо счета операций с капиталом и финансовыми инструментами несколько компенсировало снижение профицита счета текущих операций, что способствовало продолжению накопления валютных резервов, хотя и более медленными темпами. Быстрый рост денежной массы и увеличение расходов федерального бюджета в 2006 году в значительной степени были поглощены более быстрым, чем ожидалось, ростом экономики. Инфляция существенно замедлилась во втором полугодии.
2007
В России сохраняются высокие темпы экономического роста. В первом полугодии рост ВВП составил 7,9 процентов, а за весь 2007 г. рост ВВП превысил 8%. Ускорение роста производства было связано с быстро растущим внутренним спросом и с увеличением потребления домохозяйств и ростом инвестиций. Отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП объясняется продолжающимся укреплением рубля, что делает российский экспорт более дорогим на внешних рынках, а импорт более дешевым для внутреннего потребителя.
Российское правительство одобрило и внесло в Государственную Думу первый трехлетний бюджет, что является важным шагом в увеличении сроков бюджетного планирования. Кроме того, изменены правила управления сверхдоходами от реализации нефти и газа. В соответствии с новыми правилами Стабилизационный фонд разделяется на Резервный фонд, призванный защитить бюджет от колебаний цен на нефть, и Фонд будущих поколений, средства которого будут инвестированы в долгосрочные активы.
Самым же заметным событием 2007 года в денежно-кредитной сфере стал существенный рост инфляции. Оставаясь под контролем в первом квартале, инфляция продолжала набирать силу на протяжении оставшейся части года. Темпы инфляции стали увеличиваться с апреля, а осенью резко возросли, достигнув 9,3% к концу года. Наблюдаемый рост инфляции обусловлен повышением мировых цен на продукты питания и монетарными факторами. Интенсивный приток капитала способствовал увеличению профицита платежного баланса до рекордного уровня в 450 млрд. долларов, и становится важным источником накопления валютных резервов.
В связи с тем, что экономика растет на пределе своего потенциала, а также в условиях высоких цен на энергоресурсы и большого притока иностранного капитала, перед Россией стоят две серьезные проблемы: продолжающееся инфляционное давление и укрепление обменного курса рубля.
2008
Сегодняшние темпы экономического роста в России превышают их долгосрочный тренд, несмотря на ухудшение ситуации в мировой экономике. В 2007 г. темпы экономического роста достигли 8,1 % благодаря высоким ценам на нефть, активному внутреннему спросу и благоприятным базовым макроэкономическим условиям. В соответствии с предварительными данными, в I квартале этого года реальный рост ВВП даже ускорился до 8,7 %, а промышленное производство продолжало расти такими же темпами, как и в 2007 г. - 6,9 % за первые четыре месяца.
Установленный на год плановый показатель инфляции в 10,5%, по заявлению Минфина, можно выполнить, уповая на снижение темпов инфляции во втором полугодии. Между тем, по оценкам большинства независимых экспертов, инфляция в текущем году будет не меньше, чем в прошлом - 11,9%, а возможно и больше.
Таким образом, совокупность факторов, включающих неослабевающую инфляцию, повышение степени загруженности производственных мощностей и опережающий рост реальной заработной платы по сравнению с ростом производительности труда, позволяет сделать вывод о перегреве экономики, то есть о том, что совокупный спрос опережает долгосрочные производственные возможности экономики. Снижение инфляции и активизация работы над незавершенными структурными реформами стоят в числе первоочередных задач нового российского правительства.
Прогноз
Правительство России утвердило прогноз социально-экономического развития страны на 2008-2010 года, который большинство независимых экономистов считают слишком оптимистичным; далее приведены основные его пункты:
1)Прогноз по инфляции на 2008г. - 6-7%, на 2009г. - 5,5-6,5%, на 2010г. - 5-6%.
2)Прогноз по ВВП составляет: на 2008г. - 6,1%, на 2009г. - 6%, на 2010г. - 6,2%.
4)Прогноз по росту промышленности на 2008г. - 5,1%, на 2009г. - 4,8%, на 2010г. - 5,2%.
5)Рост инвестиций в основной капитал в 2008г. - 12%, в 2009г. - 10,5% и в 2010г. - 11,4%.
6)Реальные располагаемые доходы россиян вырастут в 2008г. - на 9,1%, в 2009г. - на 8% и в 2010г. - на 7,5%. При этом реальная заработная плата, по прогнозу, в 2008г. увеличится на 10,8%, в 2009г. - на 8,8% и в 2010г. - на 8,2%.
Итак, при любой конъюнктуре цен на энергоносители и спроса на российские товары правительство планирует поддерживать рост российской экономики на уровне никак не ниже 5% в год. Колебания нефтяных котировок уже не оказывают заметного влияния на экономику России, да и серьезный рост за счет экспорта энергоносителей уже невозможен. Вместо этого надо делать ставку на увеличение внутреннего потребления, уверены в правительстве.
Как видим, даже при самом неблагоприятном развитии событий правительство собирается удержать темпы роста национальной экономики на самом оптимистичном уровне. Ведь даже «инерционные» 5,2% ежегодного экономического роста для многих развитых стран являются сегодня недостижимым порогом. Помимо цен на энергоносители в центре внимания правительства остается инфляция, как «важнейшая тенденция, характеризующая макроэкономическую стабильность в стране». К сожалению, по этому показателю России еще далеко до уровня развитых стран. Сказывается высокий уровень власти естественных монополий в стране, а также немалый приток капитала в страну от экспорта энергоносителей - правительство просто не справляется со стерилизацией излишней денежной массы.
Впрочем, высокая инфляция - не единственный барьер на пути реализации правительственных планов. Дефицит современной транспортной инфраструктуры, перегрузка энергетической системы, высокое энергопотребление на единицу продукции, высокая зависимость от сырьевых отраслей - вот лишь краткий перечень проблем, с которыми российская экономика сталкивается уже сегодня. Но самое главное - Россия отстает не только от развитых стран, но и от своих динамично развивающихся конкурентов в уровне развития технологий. Как метко подметил глава МЭРТ Герман Греф, российская модель экономического развития нуждается "в капитальном ремонте", поскольку российский бизнес в основном неконкурентоспособен по сравнению с зарубежными конкурентами.