Оценка конкурентоспособности предприятия
МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО - ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Экономика предприятия»
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
По дисциплине: «Конкурентоспособность фирм»
Задание № 4
Выполнил: Голубов Д.Н.
Студент группы: О/З ЭП - 4М
Проверила: доц. Загорная Т.О.
(должн, Ф.И.О. препод.)
Макеевка, 2010
Задание № 4
Оценить конкурентоспособность предприятия с помощью построения конкурентной карты рынка:
*определить особенности развития конкурентной ситуации;
*установить степень доминирования предприятия на рынке;
*выделить ближайших конкурентов и установить относительную позицию предприятия среди участников рынка.
Обосновать разработки стратегии конкуренции, которые учитывают конкурентный статус предприятия и особенности его рыночного окружения.
Решение
Исходные и расчетные данные необходимые для построения конкурентной карты рынка представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Исходные и расчетные данные
|
Фирмы | Объем выпуска продукции (Qбаз) тыс. т | Объем выпуска продукции (Qотч), тыс. т | Доля рынка, Дбаз | Доля рынка, Дотч | Темп прироста доли рынка (Т), % | |
Исходные данные | Расчетные данные | |
1 | 225,3 | 174 | 0,0736 | 0,0447 | -39,30 | |
2 | 425 | 688 | 0,1388 | 0,1766 | 27,23 | |
3 | 125 | 248 | 0,0408 | 0,0637 | 55,94 | |
4 | 95 | 174 | 0,0310 | 0,0447 | 43,96 | |
5 | 255 | 274 | 0,0833 | 0,0703 | -15,55 | |
6 | 21 | 42 | 0,0069 | 0,0108 | 57,19 | |
7 | 55 | 73 | 0,0180 | 0,0187 | 4,32 | |
8 | 65 | 90 | 0,0212 | 0,0231 | 8,83 | |
9 | 344,8 | 410,2 | 0,1126 | 0,1053 | -6,50 | |
10 | 244,2 | 203,8 | 0,0798 | 0,0523 | -34,41 | |
11 | 174,3 | 255,2 | 0,0569 | 0,0655 | 15,08 | |
12 | 102,5 | 92,3 | 0,0335 | 0,0237 | -29,22 | |
13 | 347,3 | 325,2 | 0,1134 | 0,0835 | -26,40 | |
14 | 81,2 | 164,3 | 0,0265 | 0,0422 | 59,03 | |
15 | 462 | 623 | 0,1509 | 0,1599 | 5,99 | |
16 | 39,1 | 58,45 | 0,0128 | 0,0150 | 17,49 | |
Итого | 3061,7 | 3895,45 | 1 | 1 | | |
Расчетные данные | |
min | | | 0,0069 | 0,0108 | -39,30 | |
max | | | 0,1509 | 0,1766 | 59,03 | |
Дср | | | 0,0625 | 0,0625 | | |
Дср1 | | | 0,028 | 0,031 | | |
Дср2 | | | 0,107 | 0,104 | | |
р1 | | | 0,014 | 0,014 | | |
р2 | | | 0,028 | 0,043 | | |
Тср | | | | | 27,23 | |
р | | | | | 18,998 | |
|
Распределение долей рынка (Дi) дает возможность определить положение предприятий на рынке (лидеры рынка, аутсайдеры, предприятия со слабой и сильной конкурентной позицией).
Схема определения пределов представленных групп:
· рассчитывается среднее арифметическое значение долей рынка;
· вся совокупность предприятий анализируемого рынка делится на два сектора, для которых значение доли рынка больше или меньше среднего значения;
· в каждом из секторов рассчитывается среднеквадратическое отклонение, которое вместе с минимальным и максимальным значениями определяют пределы представленных групп.
Схема распределения предприятий по группам имеет такой вид:
Если
Дср+3р2, Дmax
Д €Дср , Дср+3р2
Дср - 3р1, Дср
Дmin, Дср - 3р1
То и соответственно принадлежат:
· 1 группа - лидеры рынка;
· 2 группа - предприятия с сильной конкурентной позицией;
· 3 группа - предприятия со слабой конкурентной позицией;
· 4 группа - аутсайдеры рынка.
Среднее арифметическое значение долей рынка совокупности предприятий (Дср) определяется по формуле 1:
(1)
где n - количество рассматриваемых фирм, n=16.
Среднеквадратическое отклонение доли рынка предприятий р1 (р2), для которых Дi больше (меньше) Дср рассчитывается по соответствующим секторам по формуле 2 и 3:
(2)
(3)
где , - количество предприятий, для которых < Дср, ( > Дср);
- доли рынка предприятий, для которых < Дср, ( > Дср);
- среднее арифметическое значение доли рынка
предприятий, для которых < Дср, ( > Дср).
0,1624; 0,1782
Д €0,0844; 0,1624
0,0324; 0,0844
0,0067; 0,0324
Необходимо найти тенденцию изменения данного показателя и связанное с ней изменение конкурентной позиции предприятия. Данную тенденцию можно оценить с помощью темпа прироста рыночной доли, который рассчитывается по формуле 4:
(4)
Где - темп прироста рыночной доли i-го предприятия, %;
- рыночная доля i-го предприятия в период времени t (t0);
- количество лет в анализируемом периоде, = 1.
Для оценки степени изменения конкурентной позиции, которая характеризуется рыночной долей, необходимо определить типовые положения предприятий по размеру увеличения его рыночной доли. С учетом того, что плотность рынка можно выделить четыре группы предприятий.
Если Тср+р, Тmax
Тi €Тср , Тср+р
Тср - р, Тср
Тmin, Тср - р
То и соответственно принадлежат:
· 1 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая быстро улучшается;
· 2 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая улучшается;
· 3 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая ухудшается;
· 4 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая быстро ухудшается.
Среднее значение темпа прироста рыночной доли предприятий определим по формуле 5:
. (5)
Среднеквадратическое отклонение от рассчитывается по формуле 6:
(6)
Как видно из таблицы 1 отрицательные значения свидетельствуют о наличие тенденции уменьшения рыночной доли, положительные - ее росту, т.е. констатируют ухудшение или улучшение конкурентной позиции предприятия.
52,63; 84,91
Тi €29,44; 52,63
-0,26; 29,44
-40,03; -0,26
С учетом рассчитанных данных в таблице 2 представлена матрица формирования конкурентной карты предприятий, основанная на перекрестной классификации размера и динамики их рыночных долей. Она позволяет выделить 16 групп предприятий, которые различаются степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов.
Таблица 2 - Конкурентная карта рынка
|
Дi Ti | Классификационные группы | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | |
| Лидеры рынка | Предприятия с сильной конкурентной позицией | Предприятия со слабой конкурентной позицией | Аутсайдеры рынка | |
| Дср+3р2, Дmax | Дср , Дср+3р2 | Дср - 3р1, Дср | Дmin, Дср - 3р1 | |
Классификационные группы | 1 | Предприятия с конкурентной позицией, которая быстро улучшается; | Тср+р, Тmax | | | 2,5,13 | 5 | |
| 2 | Предприятия с конкурентной позицией, которая улучшается | Тср , Тср+р | | 1 | | | |
| 3 | Предприятия с конкурентной позицией, которая ухудшается | Тср - р Тср | 11 | | 8,12 | 8,13 | |
| 4 | Предприятия с конкурентной позицией, которая быстро ухудшается. | Тmin, Тср - р | | 2,4,6,7,16 | 14 | | |
|
Вывод
В рассмотренной совокупности предприятий отсутствуют следующие группы:
· 1-ой - лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией;
· 2-ой - лидеры рынка с улучшающейся конкурентной позицией;
· 4-ой - лидеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией;
· 5-ой - предприятия с сильной конкурентной позицией, которая быстро улучшается;
· 7-ой - предприятия с сильной конкурентной позицией, которая ухудшается;
· 10-ой - предприятия со слабой конкурентной позицией, которая улучшается;
· 14-ой - аутсайдеры рынка с улучшающейся конкурентной позицией;
· 16-ой - аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.
Большинство предприятий входит в восьмую группу - предприятия с сильной конкурентной позицией, которая быстро ухудшается.
Три предприятия находятся в девятой группе - предприятия со слабой конкурентной позицией, которая быстро улучшается. По два предприятия входят в группы 11 и 15, соответственно предприятия со слабой конкурентной позицией, которая ухудшается, и аутсайдеры рынка с ухудшающейся конкурентной позицией.
По одному предприятию находятся в следующих группах:
· 3-ей - лидер рынка с ухудшающейся конкурентной позицией;
· 6-ой - предприятие с сильной конкурентной позицией, которая улучшается;
· 12-ой - предприятие со слабой конкурентной позицией, которая быстро ухудшается;
· 13-ой - аутсайдер рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией.
Таким образом, в рассмотренной совокупности предприятий один лидер рынка, но его конкурентная позиция ухудшается и три аутсайдера рынка, и только у одного конкурентная позиция улучшается. У большинства предприятий конкурентная позиция ухудшается. Лидеру рынка и предприятиям с сильной конкурентной позицией необходимо разрабатывать стратегии по укреплению своего статуса на данном рынке.