Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Оценка конкурентоспособности предприятия

Оценка конкурентоспособности предприятия

МАКЕЕВСКИЙ ЭКОНОМИКО - ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Кафедра «Экономика предприятия»

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

По дисциплине: «Конкурентоспособность фирм»

Задание № 4

Выполнил: Голубов Д.Н.

Студент группы: О/З ЭП - 4М

Проверила: доц. Загорная Т.О.

(должн, Ф.И.О. препод.)

Макеевка, 2010

Задание № 4

Оценить конкурентоспособность предприятия с помощью построения конкурентной карты рынка:

*определить особенности развития конкурентной ситуации;

*установить степень доминирования предприятия на рынке;

*выделить ближайших конкурентов и установить относительную позицию предприятия среди участников рынка.

Обосновать разработки стратегии конкуренции, которые учитывают конкурентный статус предприятия и особенности его рыночного окружения.

Решение

Исходные и расчетные данные необходимые для построения конкурентной карты рынка представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Исходные и расчетные данные

Фирмы

Объем выпуска продукции (Qбаз) тыс. т

Объем выпуска продукции (Qотч), тыс. т

Доля рынка, Дбаз

Доля рынка, Дотч

Темп прироста доли рынка (Т), %

Исходные данные

Расчетные данные

1

225,3

174

0,0736

0,0447

-39,30

2

425

688

0,1388

0,1766

27,23

3

125

248

0,0408

0,0637

55,94

4

95

174

0,0310

0,0447

43,96

5

255

274

0,0833

0,0703

-15,55

6

21

42

0,0069

0,0108

57,19

7

55

73

0,0180

0,0187

4,32

8

65

90

0,0212

0,0231

8,83

9

344,8

410,2

0,1126

0,1053

-6,50

10

244,2

203,8

0,0798

0,0523

-34,41

11

174,3

255,2

0,0569

0,0655

15,08

12

102,5

92,3

0,0335

0,0237

-29,22

13

347,3

325,2

0,1134

0,0835

-26,40

14

81,2

164,3

0,0265

0,0422

59,03

15

462

623

0,1509

0,1599

5,99

16

39,1

58,45

0,0128

0,0150

17,49

Итого

3061,7

3895,45

1

1

Расчетные данные

min

0,0069

0,0108

-39,30

max

0,1509

0,1766

59,03

Дср

0,0625

0,0625

Дср1

0,028

0,031

Дср2

0,107

0,104

р1

0,014

0,014

р2

0,028

0,043

Тср

27,23

р

18,998

Распределение долей рынка (Дi) дает возможность определить положение предприятий на рынке (лидеры рынка, аутсайдеры, предприятия со слабой и сильной конкурентной позицией).

Схема определения пределов представленных групп:

· рассчитывается среднее арифметическое значение долей рынка;

· вся совокупность предприятий анализируемого рынка делится на два сектора, для которых значение доли рынка больше или меньше среднего значения;

· в каждом из секторов рассчитывается среднеквадратическое отклонение, которое вместе с минимальным и максимальным значениями определяют пределы представленных групп.

Схема распределения предприятий по группам имеет такой вид:

Если

Дср+3р2, Дmax

Д €Дср , Дср+3р2

Дср - 3р1, Дср

Дmin, Дср - 3р1

То и соответственно принадлежат:

· 1 группа - лидеры рынка;

· 2 группа - предприятия с сильной конкурентной позицией;

· 3 группа - предприятия со слабой конкурентной позицией;

· 4 группа - аутсайдеры рынка.

Среднее арифметическое значение долей рынка совокупности предприятий (Дср) определяется по формуле 1:

(1)

где n - количество рассматриваемых фирм, n=16.

Среднеквадратическое отклонение доли рынка предприятий р1 (р2), для которых Дi больше (меньше) Дср рассчитывается по соответствующим секторам по формуле 2 и 3:

(2)

(3)

где , - количество предприятий, для которых < Дср, ( > Дср);

- доли рынка предприятий, для которых < Дср, ( > Дср);

- среднее арифметическое значение доли рынка

предприятий, для которых < Дср, ( > Дср).

0,1624; 0,1782

Д €0,0844; 0,1624

0,0324; 0,0844

0,0067; 0,0324

Необходимо найти тенденцию изменения данного показателя и связанное с ней изменение конкурентной позиции предприятия. Данную тенденцию можно оценить с помощью темпа прироста рыночной доли, который рассчитывается по формуле 4:

(4)

Где - темп прироста рыночной доли i-го предприятия, %;

- рыночная доля i-го предприятия в период времени t (t0);

- количество лет в анализируемом периоде, = 1.

Для оценки степени изменения конкурентной позиции, которая характеризуется рыночной долей, необходимо определить типовые положения предприятий по размеру увеличения его рыночной доли. С учетом того, что плотность рынка можно выделить четыре группы предприятий.

Если Тср+р, Тmax

Тi €Тср , Тср+р

Тср - р, Тср

Тmin, Тср - р

То и соответственно принадлежат:

· 1 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая быстро улучшается;

· 2 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая улучшается;

· 3 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая ухудшается;

· 4 группа - предприятия с конкурентной позицией, которая быстро ухудшается.

Среднее значение темпа прироста рыночной доли предприятий определим по формуле 5:

. (5)

Среднеквадратическое отклонение от рассчитывается по формуле 6:

(6)

Как видно из таблицы 1 отрицательные значения свидетельствуют о наличие тенденции уменьшения рыночной доли, положительные - ее росту, т.е. констатируют ухудшение или улучшение конкурентной позиции предприятия.

52,63; 84,91

Тi €29,44; 52,63

-0,26; 29,44

-40,03; -0,26

С учетом рассчитанных данных в таблице 2 представлена матрица формирования конкурентной карты предприятий, основанная на перекрестной классификации размера и динамики их рыночных долей. Она позволяет выделить 16 групп предприятий, которые различаются степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов.

Таблица 2 - Конкурентная карта рынка

Дi

Ti

Классификационные группы

1

2

3

4

Лидеры рынка

Предприятия с сильной конкурентной позицией

Предприятия со слабой конкурентной позицией

Аутсайдеры рынка

Дср+3р2, Дmax

Дср , Дср+3р2

Дср - 3р1, Дср

Дmin, Дср - 3р1

Классификационные группы

1

Предприятия с конкурентной позицией, которая быстро улучшается;

Тср+р, Тmax

2,5,13

5

2

Предприятия с конкурентной позицией, которая улучшается

Тср , Тср+р

1

3

Предприятия с конкурентной позицией, которая ухудшается

Тср - р Тср

11

8,12

8,13

4

Предприятия с конкурентной позицией, которая быстро ухудшается.

Тmin, Тср - р

2,4,6,7,16

14

Вывод

В рассмотренной совокупности предприятий отсутствуют следующие группы:

· 1-ой - лидеры рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией;

· 2-ой - лидеры рынка с улучшающейся конкурентной позицией;

· 4-ой - лидеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией;

· 5-ой - предприятия с сильной конкурентной позицией, которая быстро улучшается;

· 7-ой - предприятия с сильной конкурентной позицией, которая ухудшается;

· 10-ой - предприятия со слабой конкурентной позицией, которая улучшается;

· 14-ой - аутсайдеры рынка с улучшающейся конкурентной позицией;

· 16-ой - аутсайдеры рынка с быстро ухудшающейся конкурентной позицией.

Большинство предприятий входит в восьмую группу - предприятия с сильной конкурентной позицией, которая быстро ухудшается.

Три предприятия находятся в девятой группе - предприятия со слабой конкурентной позицией, которая быстро улучшается. По два предприятия входят в группы 11 и 15, соответственно предприятия со слабой конкурентной позицией, которая ухудшается, и аутсайдеры рынка с ухудшающейся конкурентной позицией.

По одному предприятию находятся в следующих группах:

· 3-ей - лидер рынка с ухудшающейся конкурентной позицией;

· 6-ой - предприятие с сильной конкурентной позицией, которая улучшается;

· 12-ой - предприятие со слабой конкурентной позицией, которая быстро ухудшается;

· 13-ой - аутсайдер рынка с быстро улучшающейся конкурентной позицией.

Таким образом, в рассмотренной совокупности предприятий один лидер рынка, но его конкурентная позиция ухудшается и три аутсайдера рынка, и только у одного конкурентная позиция улучшается. У большинства предприятий конкурентная позиция ухудшается. Лидеру рынка и предприятиям с сильной конкурентной позицией необходимо разрабатывать стратегии по укреплению своего статуса на данном рынке.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека