Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Определение критериев бедности при проведении социальной политики в Российской Федерации и Курской области

Определение критериев бедности при проведении социальной политики в Российской Федерации и Курской области

59

Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса

Экономический факультет

Специальность «Прикладная информатика в экономике»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине « Экономическая теория».

Тема: Определение критериев бедности при проведении социальной политики в Российской Федерации и Курской области.

Выполнила: Мануйлова Светлана Викторовна,

студентка __ группы _ курса

Руководитель работы: Окорокова Галина Павловна

Курск, 2009

Содержание

Введение

I. Распределение доходов в экономике.

1.1 Уровень бедности

1.2 Проблемы количественного определения степени неравенства

1.3 Экономическая мобильность населения

1.4. Программы борьбы с бедностью

II. Определение критериев бедности при проведении социальной политики в России.

2.1 Преодоление бедности сельского населения - важнейшая задача России на современном этапе

2.2 Понятие социальных стандартов качества жизни сельского населения. Критерии и проблемы их определения

2.3 Статистика качества жизни сельского населения: федеральный и региональный уровень

III. Бедность и политика адресной социальной помощи малоимущим семьям

3.1 За чертой бедности - треть населения страны

3.2
Законодательное обеспечение требует доработки

Заключение

Список литературы

Введение

По данным опросов общественного мнения, наш народ считает бедность главной жизненной проблемой, вызывающей постоянное беспокойство, тревогу, недовольство властью. В разных опросах она называется по-разному - нехватка средств к существованию, низкие доходы, бедственное положение семьи, дороговизна, но всё это об одном - о низком уровне жизни большинства народа, о большом числе людей, живущих в бедности и нищете. Теоретики рыночных реформ предсказывали рост бедности среди части населения в первые годы перехода к капитализму, но потом прогнозировали бурный экономический рост из-за большей эффективности рынка по сравнению с “загнивающей” плановой командной экономикой и сопутствующее сокращение бедности. Ничего этого не произошло. Бедность остаётся главной проблемой российского общества, несмотря на непрекращающийся приток нефте- и газодолларов, численность населения, живущего в бедности, сокращается очень медленно, а социальное неравенство - разрыв между богатыми и бедными - только увеличивается, достигнув, по разным оценкам от 15 до 30 раз.

Фактически в российском и зарубежном бизнесе сложились два устойчивых стереотипа рассуждений относительно главных привлекательных черт российской экономики: Россия - это страна огромных природных, минеральных ресурсов и Россия - это страна с дешёвой рабочей силой. Оба рассматриваются как данность, как постоянные, неотъемлемые характеристики страны. Если первый стереотип пока еще справедлив, хотя минеральные богатства эксплуатируются часто хищнически и скоро начнут истощаться, то второй - поддерживается искусственно, путём намеренного сохранения бедности широких слоёв населения и безработицы. При этом среди самого народа вполне сознательно распространяются представления о неизбежности бедности в России, приземлённости притязаний, привычке к лишениям и долготерпению русских. Одновременно такие рассуждения сопровождаются констатацией по-прежнему высокой квалификации российских рабочих и общего высокого уровня образования населения, превосходства российского высшего образования по международным меркам. Искусственно создаётся “привлекательный” для инвестора облик страны, в которой имеется образованная, квалифицированная и дешёвая рабочая сила. В этом состоит одна из главных причин сохранения бедности в стране.

Цель исследования - выявление реальных масштабов бедности среди городского и сельского населения для оказания адресной социальной помощи бедным. Актуальность данного исследования, прежде всего, обусловлена тем, что официально фиксируемые масштабы распространения бедности не могут использоваться для решения задач адресной социальной помощи: имеющихся у государства ресурсов достаточно только для поддержки 10-15% населения, в то время как данные Госкомстата РФ свидетельствуют о том, что 30-35% имеют располагаемые ресурсы ниже черты бедности. В такой ситуации необходимо выделить семьи с наибольшим риском бедности, как по критерию масштабов распространения, так и по глубине бедности. Результаты предыдущих исследований свидетельствуют о том, что таковыми не являются 10-15% самых бедных по заявленным официальным доходам, поскольку в условиях переходной экономики приоритетность метода определения бедности посредством сопоставления доходов с чертой бедности не подтверждается.

Задачи исследования:

· Определение реальных масштабов бедности на основе альтернативных подходов к определению черты бедности и измерению материальных ресурсов домашних хозяйств.

· Анализ основных причин несовпадения масштабов и структуры бедности, измеренной на основе альтернативных концепций.

· Изучение системы социальной защиты населения.

· Детерминация типов семей с высоким риском бедности.

I. Распределение доходов в экономике

«Единственное отличие между богатыми и другими людьми, -- сказала однажды Мэри Колам Эрнесту Хемингуэю, -- состоит в том, что у богатых больше денег.» Может быть, и так. Но это утверждение оставляет без внятных ответов множество вопросов. Разрыв между бедными и богатыми -- важная и интересная тема исследования для всех -- для живущих в комфорте богатых, стремящихся покончить с нищетой бедных и озабоченного своими проблемами среднего класса.

Заработная плата человека зависит от предложения и спроса на его труд, которые, в свою очередь, определяются природными способностями индивида, человеческим капиталом, компенсационными различиями, дискриминацией и т. д. Так как в экономике США заработная плата составляет три четверти совокупных доходов, факторы, детерминирующие ее уровень, в значительной степени ответственны и за пропорции распределения совокупного доходов среди членов общества. Другими словами, именно они делают кого-то богатым, кого-то -- просто обеспеченным человеком, кого-то -- отбрасывают за черту бедности.

В этой главе пойдет речь о механизме распределения доходов. Данная тема затрагивает некоторые фундаментальные вопросы о роли экономической политики. Один из Десяти принципов экономической науки гласит, что правительство иногда имеет возможность повысить эффективность деятельности рынка. Особая роль принадлежит государству в распределении доходов. «Невидимая рука рынка» эффективно распределяет ресурсы, но отнюдь не гарантирует справедливость полученных результатов. Многие (но не все) экономисты полагают, что участие правительства в перераспределении доходов позволяет добиться большей справедливости. Однако в этом случае государство сталкивается с другим Принципом экономики: человек выбирает. Реализация политики, направленной на более справедливое распределение доходов, искажает стимулы к труду, изменяет поведение людей, и эффективность использования ресурсов снижается.

Рассмотрение вопроса о распределении доходов пройдет через три этапа.

Во-первых, следует оценить степень неравенства в обществе.

Во-вторых, рассмотреть некоторые точки зрения ученых на роль правительства в изменении пропорций распределения дохода.

В-третьих, изучить различные методы поддержки беднейших слоев населения государством.

1.1 Уровень бедности

В экономическом анализе широко используется такой показатель распределения доходов, как уровень бедности. Уровень бедности -- выраженная в процентах доля населения, семейный доход которой находится ниже некоего абсолютного уровня, который называется чертой бедности. В США черта бедности устанавливается федеральным правительством и равна утроенной стоимости продовольственной корзины, ежегодно корректируемой в соответствии с изменениями в уровне цен. Абсолютный уровень бедности варьируется в зависимости от размеров семьи.

Чтобы получить представление об информации, которую мы можем получить из анализа показателей уровня бедности, рассмотрим данные за 1994 г., когда обычная семья получала доход в размере $ 39 тыс., а черта бедности для семьи из четырех человек составляла $ 15 141. За чертой уровня бедности находилось 14,5 % населения США.

На рис. 1 представлен уровень бедности в США,начиная с 1959 г. Уровень бедности сократился с 22,4 % в 1959 г. до 11,1 % в 1973 г. Его динамика объясняется тем, что за рассматриваемый период средний доход американцев (скорректированный к уровню инфляции) вырос более чем на 50 %. Так как черта бедности -- скорее абсолютный, нежели относительный показатель, по мере того как вследствие экономического роста изменялись пропорции распределения доходов, над чертой бедности поднимались все больше семей.

Доля населения, находящегося ниже уровня бедности (в %)

25 20 25 10

5

1960 1965 1970 1975 1980 1985 1990 1995

0

Рис. 1. Уровень бедности в США Н.Грегори Мэнкью. Принципы Экономикс. С.-Пб, «Питер», 2001, стр 282

Как сказал Джон Ф. Кеннеди, вздымающаяся волна поднимает все лодки.

Однако экономическая волна начала 1970-х гг. опрокинула некоторые семейные лодки. Несмотря на продолжающийся (хотя несколько более медленный) рост величины среднего дохода, уровень бедности не уменьшился, а фактически несколько вырос. Отсутствие прогресса в уменьшении бедности в последние годы тесно связано с растущим неравенством Хотя экономический рост привел к повышению доходов средней семьи, увеличивающийся разрыв в доходах не позволил беднейшим семьям получить хотя бы кусочек растущего экономического «пирога».

Бедность -- экономическая болезнь, которая влияет на все социально-этнические группы населения, однако степень ее воздействия различается. Анализ уровней бедности нескольких общественных групп позволяет сделать следующие выводы. Н.Грегори Мэнкью. Принципы Экономикс. С.-Пб, «Питер», 2001, стр 283

Бедность связана с расой. Ряды малообеспеченных граждан состоят в основном из черных и испаноговорящих американцев.

Бедность связана с возрастом. Средняя бедняцкая семья, в сравнении со средней семьей, имеет больше детей и меньше пожилых членов семьи.

Бедность связана с составом семьи. В два раза чаще, чем в среднем среди беднейших семей, встречаются семьи, главы которых -- одинокие женщины.

Полученные результаты на протяжении многих лет характеризуют американское общество. Более того, мы наблюдаем определенный куммулятивный эффект: более половины детей в возглавляемых женщинами домашних хозяйствах черного и испаноговорящего населения США живет в бедности.

1.2 Проблемы количественного определения степени неравенства

Хотя данные по распределению дохода и уровню бедности позволяют составить некоторое представление о степени неравенства в обществе, интерпретация полученных результатов далеко не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Данные основаны на информации о годовых доходах домашних хозяйств. Однако людей интересует не столько сам доход, сколько его возможность обеспечить приемлемый образ жизни. По различным причинам данные о распределении доходов и уровню бедности не позволяют нам получить полную картину степени неравенства в уровне жизни. Ниже рассмотрим эти причины.

Трансферты в натуральной форме. Показатели распределения доходов и уровень бедности основываются на денежном доходе семьи. Однако различные правительственные программы помощи бедным предоставляют нуждающимся товары и услуги в натуральной форме: талоны на питание, талоны на проживание и медицинское обслуживание. Государственные пособия беднейшим семьям, предоставляемые, скорее, в форме товаров и услуг, называются трансфертами в натуральной форме. Стандартные показатели степени неравенства не учитывают трансферты в натуральной форме.

Так как трансферты в натуральной форме получают преимущественно беднейшие члены общества, они значительно влияют на показатели уровня бедности. По данным Бюро переписи населения США, если бы трансферты в натуральной форме включались в доход по их рыночной стоимости, количество живущих в бедности семей, в сравнении с официальными данными, уменьшилось бы на 10 %.

Учет трансфертов в натуральной форме усложняет оценку изменений уровня бедности. По мере развития общественной политики, направленной на помощь малоимущим, соотношение вспомоществований в стоимостной и натуральной формах изменяется. Следовательно, некоторые колебания в уровне бедности отражают скорее изменение форм государственной поддержки беднейших слоев населения, нежели истинную степень относительного ухудшения их экономического положения.

Экономический жизненный цикл. На протяжении жизни индивида его доходы изменяются достаточно предсказуемо. Молодой работник, особенно школьник, получает весьма низкий доход. По мере того как юноша превращается в зрелого мужчину, набирается опыта, его доходы растут и достигают пика примерно в возрасте 50 лет, а затем резко, когда работник уходит на пенсию, примерно в возрасте 65 лет, снижаются. Такое стереотипное изменение доходов индивида называется жизненным циклом.

Так как индивиды имеют возможность компенсировать изменения жизненного цикла дохода посредством займов или сбережений, уровень жизни в любом году в большей степени зависит от доходов, полученных в течение всей жизни, чем в течение года. Молодые люди часто занимают средства (получение образования, покупка дома), а затем, когда их доходы возрастают, расплачиваются по кредитам. Наиболее высокий уровень сбережений -- у людей среднего возраста. Поскольку индивиды имеют возможность накапливать в ожидании старости определенные средства, уменьшение доходов в пенсионном возрасте не означает аналогичного ухудшения уровня жизни.

Экономический жизненный цикл затрудняет оценку истинного неравенства в уровне жизни. Для получения достоверных результатов уместно рассматривать распределение доходов, полученных в течение жизни, а не годовых доходов. Тем не менее, когда рассматривается любая информация о неравенстве доходов, не стоит забывать, о каком этапе жизненного цикла индивидов идет речь. Доход, полученный в течение жизни, распределяется более равномерно, чем годовой доход.

Временный и постоянный доход. Доходы в течение жизни людей изменяются не только в связи с этапами жизненного цикла, но и под воздействием различных случайных или временных событий. Так, заморозки в штате Флорида могут погубить урожай апельсинов, и доходы садоводов временно снизятся. В то же время сокращение предложения приведет к повышению цен на апельсины, и доходы калифорнийских садоводов временно возрастут.

Так же как индивиды имеют возможность занять или одолжить кому-то деньги для того, чтобы смягчить изменения жизненного цикла дохода, они могут заимствовать или ссудить кому-то денежные средства, чтобы сгладить временные изменения в доходе. Если под влиянием погодных условий доходы калифорнийских садоводов увеличились, кто-то из них растранжирит «свалившиеся с неба деньги», а кто-то -- отложит их на «черный день». Флоридские садоводы, доходы которых временно сокращаются, вынуждены использовать свои сбережения или прибегнуть к банковским ссудам. В той степени, в которой семья сберегает и занимает средства, чтобы компенсировать временные изменения дохода, колебания доходов не влияют на уровень жизни. Способность семьи приобретать товары и услуги в значительной степени зависит от уровня постоянного дохода, то есть обычного, или среднего дохода.

Объективная оценка уровня жизни предполагает анализ распределения постоянного, а не годового дохода. Так как постоянный доход исключает временные изменения дохода, он распределяется более равномерно, чем текущий доход.

1.3 Экономическая мобильность

Когда мы слышим рассуждения о «богатых» и «бедных», нам иногда кажется, что разговор идет о каких-то устойчивых образованиях. В действительности это не всегда так. Экономика страны отличается достаточно высокой экономической мобильностью, когда индивиды переходят из группы с одним уровнем доходов в другую. Движение вверх по лестнице доходов может быть обусловлено удачей или упорной работой, а движение вниз -- неблагоприятными изменениями в конъюнктуре или простой человеческой ленью. Мобильность отражает и временные и постоянные изменения в доходах.

Высокий уровень экономической мобильности означает, что многие из тех, кто находится ниже черты бедности, «попали» туда временно. Проблема бедности в долгосрочном периоде актуальна для ограниченного круга семей: около 25 % семей попадают за черту бедности на год, задерживаются на восемь и более лет -- меньше 3 % семей. Очевидно, что «временные» и «постоянные» бедняки сталкиваются с различного рода проблемами; следовательно, государственная политика борьбы с бедностью должна учитывать специфику этих групп населения.

Другой способ оценки экономической мобильности -- устойчивый экономический успех, «знамя» которого передается из поколения в поколение. Экономисты, изучавшие этот вопрос, обнаружили существенную мобильность в группах с высоким доходом. Если отец зарабатывает на 20 % больше среднего дохода своего поколения, наиболее вероятно, что его сын будет получать доход, превышающий заработки сверстников всего на 8 %. Зависимость между уровнем доходов деда и доходами внука практически отсутствует. Наиболее адекватно описывает ситуацию старая поговорка о том, что между одним родившимся в рубашке баловнем судьбы и следующим счастливцем проходит три поколения.

Одно из следствий высокой экономической мобильности -- огромное число миллионеров, которые обрели состояние исключительно благодаря личным усилиям (не меньшее число наследников «пустили по ветру» свои состояния). По оценкам 1996 г., чистая стоимость (активы минус задолженность) 2,7 млн домашних хозяйств США (2,8 % населения) превышает $ 1 млн. Примерно четверо из каждых пяти миллионеров сделали свое состояние «своими руками», либо в собственном бизнесе, либо поднявшись по корпоративной лестнице, и только один из них относится к категории счастливых наследников.

Программы борьбы с бедностью.

А) Законодательство о минимальном размере оплаты труда.

Законодательство, устанавливающее минимальную зарплату, -- повод для непрекращающихся дискуссий. Его сторонники рассматривают определение нижнего предела заработной платы как способ помощи работающим бедным, не требующий непосредственного вмешательства правительства. Критики считают, что закон о минимальном размере оплаты труда наносит ущерб прежде всего беднякам, права которых он вроде бы призван гарантировать.

Экономическая роль закона о минимальной зарплате проясняется, как только мы используем в нашем анализе инструменты спроса и предложения . Его введение означает увеличение заработной платы работников с низким уровнем квалификации и опыта выше равновесного уровня спроса и предложения. Следовательно, издержки фирм повышаются, а количество труда, которое требуется фирмам, уменьшается, вследствие чего растет уровень безработицы среди групп людей, которых непосредственно затрагивает рассматриваемый нами закон. Те, кто имеет работу, выигрывают, получая более высокую заработную плату, те, кто мог бы получить работу при более низкой заработной плате, но оказался «за воротами» фирм, несут убытки.

Соотношение этих эффектов определяется прежде всего эластичностью спроса на труд. Сторонники высокого минимального размера оплаты труда утверждают, что спрос на неквалифицированный труд относительно неэластичен, поэтому высокий минимальный размер оплаты труда незначительно уменьшает занятость. Критики установления нижнего предела зарплаты утверждают, что спрос на труд эластичен, особенно в долгосрочном периоде, когда фирмы имеют возможность изменить количество работников и объем производства. Они отмечают, что многие работники, получающие минимальную заработную плату, -- подростки, выходцы из среднего класса, поэтому политика установления нижнего предела оплаты труда, как политика, направленная на оказание помощи беднейшим слоям населения, неэффективна

Б) Социальное страхование.

Один из способов повышения уровня жизни беднейших граждан -- прямое пополнение их доходов государством, для чего используется система социального страхования. Социальное страхование -- широкий термин, который включает различные правительственные программы, в частности в США существует программа помощи семьям с детьми (АFDС). Типичная семья, получающая помощь по программе АFDС,-- семья без отца, с неработающей матерью. (Принятый в 1996 г. закон о реформе социального страхования инициировал значительные изменения в программе АFDС). Другая программа социального страхования (SSI) направлена на предоставление помощи больным или нетрудоспособным малообеспеченным гражданам. Участниками этих программ являются далеко не все граждане, имеющие низкие доходы. Получатели помощи должны обладать некими дополнительными, в сравнении с другими бедняками, «нуждами», связанными с воспитанием маленьких детей или нетрудоспособностью.

Критика программ социального страхования состоит в том, что они создают стимулы к получению государственной поддержки. Например, они побуждают отцов семейств к реальному или фиктивному уходу, так как многие семьи получают финансовую поддержку только в тех случаях, когда отец детей живет отдельно. Они ведут к увеличению числа случаев рождения детей вне браков, так как помощь одинокой женщине предоставляется только в тех случаях, когда у нее есть дети. Критики программ социального страхования утверждают, что такая политика только обостряет проблемы, которые она призвана решать.

Насколько серьезны проблемы системы социального страхования? Никто точно не знает. Сторонники системы социального страхования указывают на то, что бедная одинокая мать, живущая на государственное пособие, вряд ли может рассматриваться как образец для подражания. Более того, анализ показывает, что уменьшение количества семей с двумя родителями вряд ли связано с системой социального страхования, как иногда заявляют ее критики. С начала 1970-х гг. пособия по социальному страхованию в США (скорректированные к уровню инфляции) уменьшились, хотя доля детей, живущих в семье с единственным родителем, возросла.

В) Отрицательный подоходный налог.

Какую бы систему сбора налогов ни выбрало правительство, она воздействует на распределение доходов, особенно в случае прогрессивного подоходного налога, когда семьи с высокими доходами отдают правительству в виде налогов больший процент заработков в сравнении с малообеспеченными семьями. Равенство между группами населения, получающими различные доходы, -- важный критерий создания налоговой системы государства.

Многие экономисты выступают за перераспределение доходов в пользу бедных с помощью отрицательного подоходного налога, когда богатые семьи платят налоги на основе дохода, а малоимущие семьи получают правительственную субсидию, то есть «платят» отрицательный налог.

Предположим, что правительство для расчета налоговых обязательств семьи использовало следующую формулу:

подлежащий уплате налог = 1/3 дохода -- $ 10 тыс.

В этом случае семья, доходы которой составили $ 60 тыс., заплатила бы в качестве налогов $ 10 тыс., семья с доходами в $ 90 тыс. -- $ 20 тыс. Семья с доходами в $ 30 тыс. не должна платить налогов, а хозяйство, члены которого получили за год лишь $ 15 тыс., «платит» отрицательный налог, равный $ 5 тыс., то есть правительство доплачивает ему $ 5 тыс.

Система отрицательного подоходного налога позволяет семьям бедняков получать финансовую помощь без всяких справок о бедственном положении. Единственное основание получения помощи со стороны общества -- низкий доход. В зависимости от точки зрения данная особенность может быть как преимуществом, так и недостатком. С одной стороны, отрицательный подоходный налог не будет влиять на число детей, рожденных вне брака, или на статистику разводов (в отличие от современной системы социального страхования, по мнению ее критиков). С другой стороны, отрицательный подоходный налог субсидирует лентяев, которые, по мнению некоторых экономистов и политиков, не заслуживают помощи правительства.

Отрицательный подоходный налог напоминает налоговый кредит на заработанный доход, который позволяет работающим членам бедных семей получать возмещение подоходного налога, превышающее уплаченные в течение года налоги. Некоторые экономисты считают, что поскольку налоговый кредит на заработанный доход относится только к работающим бедным, он стимулирует его получателей к труду, в отличие от других программ по борьбе с бедностью. Однако налоговый кредит не применим в случаях безработицы, болезни или нетрудоспособности представителей беднейших слоев населения.

Г) Трансфертные платежи в натуральной форме.

Еще один способ оказания помощи малоимущим -- прямое предоставление определенных товаров и услуг. Например, благотворительные организации обеспечивают нуждающихся продуктами питания, кровом и игрушками на Рождество. Правительство выдает бедным семьям талоны на питание, которые используются для покупки продуктов в магазинах; обеспечивает медицинское обслуживание с помощью специальных программ. Сравнима ли эффективность трансфертов в натуральной форме и прямых денежных платежей? Однозначного ответа не существует.

Сторонники трансфертов в натуральной форме утверждают, что они гарантируют получение бедными семьями самого необходимого. Именно в беднейших семьях широко распространено употребление алкоголя и наркотиков. Предоставляя малоимущим продукты питания и кров, общество может быть более уверенным, что оно способствует ограничению подобных пагубных привычек. Именно по этой причине трансферты в натуральной форме более популярны, чем денежные выплаты.

Сторонники денежных платежей утверждают, что трансферты в натуральной форме неэффективны и неэтичны. Правительство не знает, в каких товарах и услугах более всего нуждаются бедняки. Многие малообеспеченные граждане -- обычные люди, которым просто не повезло, но они имеют право самостоятельно выбрать путь к повышению уровня жизни.

2. Определение критериев бедности при проведении социальной политики в России

2.1 Преодоление бедности сельского населения - важнейшая задача России на современном этапе

Прежде чем говорить о проблеме преодоления бедности необходимо определить само понятие «бедность».

Во-первых, бедность - это специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать потребление, общественно необходимое для жизнедеятельности и воспроизводства рабочей силы.

Критерий бедности, принятый в Российской Федерации, - доходы на каждого члена общества ниже прожиточного минимума.

Прожиточный минимум, представляет собой стоимостную оценку минимальной потребительской корзины, плюс налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум рассчитывается по социально-демографическим группам населения (трудоспособным, пенсионерам, детям), населению в целом и законодательно устанавливается на определенный период. Понятно, что уровень бедности во многом зависит от того, какова сама величина прожиточного минимума в натуральном измерении. То есть, сколько хлеба, мяса, овощей, других продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг мы положили в минимальную потребительскую корзину. Чем больше эта корзина, тем больше будет число бедных.

С 1992 по 1999 год величина прожиточного минимума в России определялась нормативно-статистическим методом. Основу бюджета выживания составлял набор из 25 продуктов питания. Остальные его статьи определялись расчетным путем на основе фактической структуры расходов. В результате складывалась следующая структура потребительских расходов: питание - 68,3%, непродовольственные расходы - 19,1%, услуги - 7,4%, налоги и обязательные платежи - 5,2%.

Мяса и мясопродуктов в этой корзине предусматривалось 77 г в день. Это в 2,3 раза меньше, чем было в продуктовом наборе минимального потребительского бюджета, который служил точкой отсчета малообеспеченных в канун реформ - 176,7 г. Для сравнения: суточная норма потребления мяса на царской каторге равнялась 127,6 г мяса.

В 2000 г. законодательно был установлен новый - нормативный метод исчисления прожиточного минимума, в результате чего физический объем минимальной корзины увеличился в среднем по населению на 15%. Это привело к статистическому скачку уровня бедности в 1,5 раза. При этом норма потребления, в частности мяса, была увеличена всего на 3 г в день, т.е. меньше, чем на 4%, и составила 80 г в день.

Итак, понимание бедности, привязанное к прожиточному минимуму, сужает проблему. Бедность - это не только низкий уровень потребления товаров, но и низкий уровень реализации других индивидуальных возможностей человека, касающихся здоровья, рациона питания, образования, равенства прав

И отсюда вытекает второй аспект проблемы - это возникновение и закрепление психологии «бедности», т.е. восприятий и ощущений человека в обществе, не имеющего возможности пользоваться теми материальными и жизненными благами, которые имеют обеспеченные слои. В таком аспекте откладывание рассмотрения этой проблемы представляет угрозу для безопасности общества.

Затянувшаяся бедность приводит к необратимым последствиям для страны. И самое страшное в том, что дети не замещают родителей не только количественно, но и качественно. Каждое последующее поколение имеет меньший потенциал физического, психического и социального здоровья. Нация не просто вымирает - она деградирует.

Серьезность ситуации состоит еще и в том, что период бедности в России продолжается уже больше десяти лет. Между тем, семья не может долго существовать по модели прожиточного минимума. Есть так называемые «несжимаемые расходы» - жилищно-коммунальные платежи, транспорт, одежда для детей. В условиях роста цен бедные люди вынуждены увеличивать эти расходы за счет сокращения расходов на питание.

Наряду с традиционными бедными, которые есть в любой стране (одинокие матери, многодетные семьи, семьи с инвалидами) у нас возникло уникальное, чисто российское явление - работающие бедные.

Бедность рассматривается государством как кризисное состояние уровня и образа жизни людей, преодолеть которое полностью собственными силами человек не может.

Обнищание сельского населения началось не с реформ, а гораздо раньше. Период преобразований просто обострил их. С начала 1990-х годов гиперинфляция, отсутствие оборотных средств, кредитов и бюджетной поддержки фактически лишили сельские хозяйства ресурсов для развития. Ситуация усугублялась невозможностью сбыта продукции этих хозяйств на рынках соседних регионов и городов. Как правило, весь урожай, выращенный крестьянами, скупался по минимальной цене посредниками, которые и получали основную прибыль от реализации этого товара.

Механизм стимулирования производства в аграрном секторе, который был применен в 1990-е годы при распределении между бывшими колхозниками земельных паев, тоже не дал ощутимого результата. У людей не было средств для того, чтобы обрабатывать землю. Зарплаты не выплачивались, материальное положение ухудшалось, производительность труда падала, безработица росла. В конце 1990-х годов заработная плата на селе - основной доход населения - была гораздо ниже, чем в городе. Причем до 25% этих доходов люди получали в натуральном виде. В городе этот показатель составлял всего 7%. И если в дореформенные годы общие доходы сельского населения составляли примерно 88% от городских, то к концу 1990-х этот показатель снизился до 70%, а к 2000 году упал примерно до 40%). Сельское население целых районов оказалось на грани выживания. По данным аналитического центра «Агропродовольственная экономика», на сельских территориях Центральной России до 12% всех доходов приходилось на личное подсобное хозяйство, сбор дикорастущих растений, грибов и т.д.

Переходный период сопровождался увеличением неравенства в обладании имуществом, экономической отдачи от образования, доступности государственного образования и здравоохранения.

Смертность сельского населения за годы реформ увеличилась на 17% и на 21% превышает соответствующий показатель в городе. Наряду с этими негативными моментами наблюдалось снижение рождаемости. Причем социологи отмечали прямую зависимость этого явления от ухудшения условий жизни. Специалисты Центра всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы села провели в 1999 г. исследования, по результатам которых более 40% опрошенных сельчан не хотели иметь детей, а те, кто хотел, предпочитают отложить это событие на потом. И в качестве основных причин в этом случае назывались неуверенность в завтрашнем дне, тяжелое материальное положение семьи, плохие жилищные условия и состояние здоровья. А ведь дети в крестьянских семьях всегда рассматривались как потенциальные работники, помощники в нелегком крестьянском труде.

Сравнение доходов домохозяйств с их порогом бедности позволило получить такие данные, как удельный вес населения с доходами ниже порога бедности, определить дефицит доходов, индекс глубины бедности.

Проведенный в 2005 году анализ демографического состава бедных домохозяйств в Самарской области выявил следующее: 74,1 % бедных из полных семей и 62,1 % из неполных находятся в трудоспособном возрасте, 21,6 % - дети в возрасте до 16 лет.

55,5 % членов полных семей и 54,8 % членов неполных семей заняты в различных сферах экономики (работают не в сельском хозяйстве). Безработные составляют 4,8%) в полных семьях и 3,7 % в неполных. Пенсионеры, студенты и школьники - 38,8 % всех членов полных семей и 31,5 % неполных.

Анализ уровня образования показал: 49,6 % бедных из полных семей и 34,5 % из неполных семей имеют среднее профессиональное, высшее и неполное высшее образование.

По результатам опроса выявлено, что большая часть обследованных семей проживает в отдельных домах (56,3 %) и квартирах (23,1 %). Только 1,6 % семей проживают в части дома и 1,3 % - в общежитии. 256 домохозяйств

(82,4 %) имеют собственное жилье, 48 (15,4 %) - жилье, находящееся в собственности предприятия (организации). Органам местной власти принадлежит 1,6 % жилья.

В Самарской области 35,4% обследованных сельских домохозяйств имеют земельные доли, средний размер которых составляет 15,8 га. Почти все их владельцы (за исключением 2 домохозяйств) пытаются извлечь из своей земельной доли какой-либо доход, в основном передав ее в уставный капитал сельскохозяйственных организаций (61,8%) либо сдавая ее в аренду юридическим и физическим лицам (35,5%). Только 1 домохозяйство выделило земельную долю в натуре и обрабатывает ее самостоятельно, т.к. выделение земельной доли, связано для селян со значительными затратами на ее оформление.

На рис. 2 представлена диаграмма распределения ответов респондентов на вопрос: "К какой из следующих групп населения Вы могли бы отнести свою семью?" Н.А.Облецова. Преодоление бедности сельского населения - важнейшая задача на современном этапе.//Возрождение села как фактор социально-экономического, культурного и духовного развития регионов ЦФО РФ, изд-во ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», 2008 г. По самооценке, к пласту бедных относят себя около трети респондентов (28,9 %), которые ответили, что с трудом сводят концы с концами. Тех, кто отнес себя к категории нищих, 3,2 %. Основная часть опрошенных считает, что живет вполне сносно. Это не согласуется с проведенным анализом доходов домохозяйств, по результатам которого к категории бедных было отнесено более половины респондентов. Расхождения свидетельствуют о неразвитости потребностей сельских жителей, а также о действии психологического фактора, который не позволяет человеку признать свою социальную несостоятельность.

Рис.2

На основании полученных закономерностей был определен размер средств, необходимый для доведения доходов до величины прожиточного минимума. Выявленные статистические закономерности следует учитывать при разработке мероприятий по адресной социальной помощи сельскому населению.

Таким образом, проблема борьбы с бедностью во всех ее проявлениях - сегодня задача самая приоритетная и актуальная для общества и правительства России.

Казалось бы, вопрос выживания сельского населения напрямую связан с инвестициями в развитие села. Но объем инвестиций в аграрное производство, и уровень бедности сельского населения находятся в сложной взаимосвязи. С одной стороны, с ростом прямых инвестиций в сельское хозяйство уровень эффективности аграрного сектора улучшается. С другой стороны, для инвестора непривлекательно вкладывать инвестиции в сектор производства, который является одним из самых рискованных, не стабильных с социальной точки зрения. В этой связи, именно для аграрного сектора должна существовать специальная государственная инвестиционная политика, включающая аспекты инвестирования, как в производственную, так и в социальную сферу. Инвестирование должно использоваться для решения конкретных отраслевых и социальных задач и проблем.

Итак, главная задача для государства - дать возможность обнищавшим людям выйти из бедности.

Не случайно одним из приоритетных проектов стал национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса», который имеет три основных направления:

«Ускоренное развитие животноводства»;

«Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;

«Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».

Все три направления имеют комплекс мер, направленных на реализацию этих направлений, так «Стимулирование развития малых форм хозяйствования» будет осуществляться путем увеличения объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. А обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

К другим мерам, позволяющим остановить процесс обнищания сельского населения, относятся:

Во-первых, государственные гарантии для бедных слоев населения, которым сохраняются бесплатное предоставление медицинских, образовательных, культурных, социальных технологий, осуществляемых для всех остальных на платной основе;

Во-вторых, предоставление наиболее одаренным детям, проживающим в сельской местности, бесплатного средне- технического и высшего образования, ориентация их на профессиональный рост;

В-третьих, финансовая поддержка в оплате жилья, детских дошкольных, спортивных учреждений, определения сектора потребительских услуг для бедных, магазинов по социально-низким ценам; обеспечение доступа малоимущих к правосудию.

Огромное значение имеет решение еще одной важной задачи - реализация позитивной идеологии формирования основ здорового образа жизни и профилактика заболеваний, связанных с нерациональным питанием и вредными привычками (курение, алкоголизм, наркомания), недостатками воспитания и низкой культуры личной гигиены.

Эффективная борьба с бедностью возможна лишь в условиях роста национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства.

Экономический подъем и преодоление бедности невозможен без развития малого бизнеса. Именно на его основе может быть создан средний класс, который станет базисом в повышении уровня жизни населения.

Ключевую роль в решении стратегической проблемы преодоления бедности призвана сыграть система образования. Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена важна не только для коренного улучшения положения на рынке труда и роста производства на селе, но и для формирования современного массового среднего класса предпринимателей, ремесленников как опоры общественной стабильности. Обеспечив высокое качество начального и среднего профессионального образования, можно создать наиболее адекватный современным условиям канал социальной мобильности, доступный для семей, принадлежащих к самым разнообразным слоям и группам.

Образование -- это мощная защита от бедности. Прослеживается влияние доступного и качественного образования на уровень индивидуальных заработков и способность защитить домохозяйства от бедности.

Другая альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного минимума. Однако, человек может получать зарплату выше средней, но жить за чертой бедности из-за больших расходов, вызванных неравными социальными условиями, болезнью, большим количеством детей и т.п. А официальные бедные могут иметь большие имущественные накопления.

Помощь должна предоставляться по двум критерием: если человек беден и если принадлежит к одной из субсидируемых категорий. К таким категориям могут относиться и семьи с маленькими детьми, особенно с одиноким родителем или безработным кормильцем, нуждающиеся люди старше 65 лет, инвалиды, ветераны войны и их семьи.

Реализация эффективной социальной политики, включая повышение эффективности социальных пособий и льгот отдельным категориям граждан, своевременная вьшлата детских пособий, адресная социальная помощь, улучшение положения граждан из так называемых групп риска, - вот ключевое условие формирования общества равных возможностей. Содержание и направленность программы борьбы с бедностью во многом зависит от выбранной стратегии. И такая стратегия должна быть комплексной.

2.2 Понятие социальных стандартов качества жизни сельского населения. Критерии и проблемы их определения

Понятие социального стандарта тесно связано с категориями насущных (теги) и общественных (риЬНс) благ.

Под насущными благами экономисты понимают набор товаров и услуг, который, по мнению общества, должен получать любой человек независимо от уровня доходов, социального статуса, возраста и т.д. Общественные блага - это товары и услуги, из потребления которыми никого нельзя исключить и при потреблении которых не возникает соперничества. Примерами насущных благ являются образование и право на получение медицинской помощи. Примерами общественных благ являются дороги, доступ к судебной защите и т.д.

Концепция социального стандарта предполагает четкое определение набора насущных и общественных благ, доступных любому члену общества. После четкого определения социального стандарта политика федеральных, региональных и местных властей должна координироваться с целью обеспечения каждого члена общества определенным набором насущных и общественных благ.

При определении социального стандарта, возникают следующие проблемы:

Проблема необеспеченных мандатов. Государство может принять завышенные стандарты качества жизни, которые практически нереализуемы в рамках существующих бюджетных ограничений. Следствие: распространение категории социальных стандартов не на все население, а лишь на его избранную часть.

Проблема нечеткого определения содержания социального стандарта. В этом случае население не знает, какие обязанности существуют у государства в рамках обеспечения социальными стандартами. Примером является наше «бесплатное» медицинское обслуживание. Большинство населения не представляет - какие медицинские услуги должны предоставляться бесплатно, а какие - за плату. Следствие: размывание концепции социального стандарта и растущее недоверие населения к обязательствам государства.

Отсутствие механизмов реализации концепции социальных стандартов.

Различная трактовка набора насущных и общественных благ для городского и сельского населения.

На четвертом вопросе необходимо остановиться подробнее, делая акценты на социальных стандартах для бедного сельского населения.

Качество жизни бедного сельского населения определяется целым рядом параметров, связанных не только с доходами, жилищными условиями, доступностью медицинских и образовательных услуг, но и стоимостью жизни.

При решении проблемы преодоления бедности необходимо учитывать районные особенности, т.к. разрыв между благосостоянием людей может быть очень значительным. Несмотря на то, что проводятся различные социальные программы по борьбе с этими явлениям, помощи населению практически не оказывается, так как основная часть ресурсов распределяется в пользу небедных категорий населения. Кроме того, сегодня практически отсутствует координация и связь различных программ социальной помощи и содействия занятости, не ведется достоверный учет бедных домохозяйств и получателей социальной помощи, а также целенаправленный мониторинг бедности на региональных и муниципальных уровнях.

Наиболее широко распространенный метод оценки бедности, основанный на уровнях доходов и потребления. Человек считается бедным, если уровень его потребления или дохода ниже определенного минимального уровня, необходимого для удовлетворения самых насущных потребностей. Этот минимальный уровень обычно называют «чертой бедности». Это то, что необходимо для удовлетворения минимальных потребностей в различных обществах и в различные периоды времени. Поэтому черта бедности зависит от специфики страны или региона и от периода времени, и каждая страна использует этот показатель по-своему, в зависимости от уровня развития, общественных норм и ценностей.

Обычно под стоимостью жизни понимается стоимость потребительской корзины типичного бедного человека. Структура потребления бедного отличается от потребления лиц со средними и высокими доходами как в городе, так и в сельской местности. Поэтому для определения стоимости жизни необходимо определить структуру потребления типичного сельского бедного.

К сожалению, проводимые социологические исследования не всегда учитывают специфику сельского бедного. Сложность исследования состоит в том, чтобы вычленить критерии бедности именно для села.

Образ жизни сельского жителя отличается от жизни городского.

Таблица, приведенная ниже, дает качественный анализ о преимуществах и недостатках трактовки социальных стандартов для сельских и городских жителей Кликунов Н.Д.Понятие социальных стандартов качества жизни сельского населения. Критеии и проблемы их определения// Возрождение села как фактор социально-экономического, культурного и духовного развития регионов ЦФО РФ, изд-во ЧОУ ВПО «Курский институт менеджмента, экономики и бизнеса», 2008 г.

Таблица 1. Сравнительный анализ доступности общественных и насущных благ для бедных жителей города и села

Общественное/насущное благо

Городские бедные

Сельские бедные

Доступность качественного образования

+

-

Доступность медицинской помощи

+

-

Минимальная продовольственная корзина

-

+

Наличие недорого съемного жилья

-

+

Доступность благ культуры

+

-

Доступность телевидения и радо

+

+

Транспорт

+

-

Коммунальные удобства (водопровод, канализация, централизованное отопление и пр.)

+

-

Качество социальных сетей как разновидности страхования

-

+

Возможность выбора товарной номенклатуры

+

-

Экономический подход к анализу сельской бедности предполагает делать акцент на следующих критериях:

Отсутствие собственного жилья, т.е. проживание с родителями, взрослыми детьми или аренда квартиры или комнаты;

Отсутствие сбережений, т.е. отсутствие банковского счета;

Приобретение продуктов питания и одежды осуществляется не в магазинах, а на продовольственных рынках;

Доходы на уровне прожиточного минимума с абсолютным разбросом до 1.5 тысяч рублей в расчете на душу населения;

Ведение натурального хозяйства;

Доступность общественных благ;

Доступность насущных благ.

Исходя из перечисленных критериев предлагается составить содержание потребительской корзины типичного бедного человека, состоящую из 35 позиций (20 позиций питания и 15 позиций непродовольственных товаров и услуг).

Помимо повышения доходов важно обеспечить людям и необходимое потребление - не только питание, одежду и обувь, но и здравоохранение, образование и культуру. Наличие или отсутствие данных насущных или общественных благ должно влиять на значение денежного эквивалента социального стандарта как компенсации сельским бедным.

Для определения степени остроты проблемы необходимо провести социологическое исследование с целью выяснения представлений сельских бедных о значения социального стандарта.

Его логика:

1. По итогам опроса десяти респондентов в каждом из указанных мест будет выявлена корзина (принципы наиболее частого упоминания товара и услуги и наибольшей доли расходов на позицию в общей структуре расходов). Важным элементом определения стоимости жизни является цена товаров на рынках, а не в магазинах и супермаркетах. Также значительный вес в структуре расходов бедных по нашим оценкам будет составлять арендная плата.

В течение года планируется поквартальная оценка стоимости потребительской корзины в каждом из определенных населенных пунктов. Таким образом, мы получаем набор временных и пространственных данных для сравнения стоимости жизни бедного населения. В случае продолжения проекта временной ряд будет расширен, что позволит получить более верифицируемые результаты.

Результаты оценки умножаются на коэффициенты выравнивания бедных с позиций доступности общественных и насущных благ.

Определение стоимости потребительской корзины бедного населения позволит разработать более осмысленную социальную политику по снижению уровня сельской бедности в Курской области. Расчет районной и сезонной дисперсий поможет региональным властям составить представление о наиболее проблемных районах Курской области и сложных сезонах для бедного населения. Полученное расширенное представление о бедности даст возможность властям и благотворительным организациям проводить более точечную политику помощи бедным, дифференцируя уровень поддержки по районам Курской области и сезонам.

2.3 Статистика качества жизни сельского населения: федеральный и региональный уровень

Общепризнанным является тот факт, что в последние годы наметилась тенденция к определённому росту качества жизни основной части населения Российской Федерации. Об этом свидетельствуют как данные официальной статистики, так и материалы многочисленных социологических исследований социального самочувствия населения. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики (далее Росстат), наиболее важные индикаторы уровня жизни населения имеют устойчивую тенденцию к росту (см. табл. 1). Это касается не только номинальных, но и реальных показателей. В частности, в период с 2001 года по 2006 год номинальные среднедушевые денежные доходы возросли в 3,24 раза (с 3062 рублей до 9947 рублей). При этом реальные денежные доходы росли на 9-15% в год. Номинальная заработная плата работников увеличилась в 3,31 раза (3240,4 рубля - 10727, 7 рубля), в реальном измерении - на 11-20% в год. Средний размер оплаты пенсий - в 2,66 раза (1024 рубля - 2726 рублей) [5, с.111-113,121].

При этом показатели, свидетельствующие об уровне жизни наименее обеспеченных слоев населения, растут даже более быстрыми темпами, в сравнении с остальными. Так, минимальный размер оплаты труда вырос в 4 раза (с 250 рублей до 1 000 рублей), тарифная ставка первого разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы - в 3,8 раза (с 262,5 рубля до 1 000 рублей).






Информация 







© Центральная Научная Библиотека