Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Оптовая торговля, показатели объёмов деятельности предприятий оптовой торговли. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Оптовая торговля, показатели объёмов деятельности предприятий оптовой торговли. Внешнеэкономическая деятельность предприятия.

Оптовая торговля, показатели объёмов деятельности предприятий оптовой торговли

Экономический анализ основных показателей деятельности оптового предприятия – товарооборота, валового дохода, издержек обращения, балансовой прибыли – аналогичен экономическому анализу показателей розничного предприятия.
Анализ оптового товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура оборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками оптового предприятия и каковы объемы поставок.
Анализ оптового оборота включает три раздела:
üанализ объема и структуры оборота;
üанализ оптовых закупок (поступления товаров);
üанализ товарных запасов.
Анализ оптового товарооборота начинается с анализа изменений общего объема продаж в отчетном периоде в сопоставлении с расчетными (плановыми) данными или с показателями за прошлые периоды. Определяются темпы роста оборота, средние темпы роста, изменения в стоимостном (натуральном) измерении. Аналогичные показатели при необходимости рассчитываются в постоянных ценах.[1]
Направления экономического анализа товарооборота: по формам товародвижения; по категориям покупателей; по регионам; по структуре и ассортименту оборота; по способу оплаты за товар.
При необходимости проводится более глубокий анализ по любому из направлений. Возможны и др. Направления экономического анализа товарооборота и структуры продаж исходя из интересов предприятия и целей аналитической работы.
Анализ поступления товаров на оптовое предприятие проводится по источникам поступления товаров и конкретным поставщикам. По источникам анализируются поступления товаров от предприятий – изготовителей, оптовых посредников, по импорту. Следует выделить поставщиков своего региона (города) и др. Регионов. Анализ ведется по товарной структуре, которая сопоставима со структурой оптовых продаж.
Заключительный этап анализа – исследование состояния товарных запасов предприятия. Анализ товарных запасов включает следующие направления: изучение общего объема и структуры запасов предприятия; изучение отклонения фактических товарных запасов от нормативов; определение и измерение основных факторов, воздействующих на объем и состав товарных запасов; исчисление и анализ скорости товарооборачиваемости.
Анализ товарных запасов начинается с оценки их общего объема и местонахождения. Динамика величины запасов за выбранный временной отрезок характеризует объем деятельности и обеспеченность оптового оборота товарными ресурсами. Анализ проводится в абсолютных (стоимостных, натуральных) и относительных (днях, числе оборотов) показателях.
Структура товарных запасов в ассортиментном разрезе анализируется в соответствии со структурой оптовых продаж и закупок товаров предприятием. Изучение товарных запасов проводится по степени соответствия нормативам, которые определяются предприятием самостоятельно. Запасы сезонные и досрочного завоза не включаются в состав нормируемых. Сопоставление с нормативом необходимо проводить в целом по всем товарам и в ассортиментном разрезе.
Объем товарных запасов на оптовом предприятии может изменяться под воздействием множества факторов. Важнейшими из них являются объем и структура товарооборота, скорость обращения товаров, формы и качество организации всех фаз оптового товародвижения. [2]
Объем товарооборота оказывает, как правило, прямое воздействие на размер товарных запасов, увеличивая их, но зависимость эта непрямопропорциональна. Referatwork.ru
Изменения в структуре товарооборота заметно влияют на объем товарных запасов. Степень и характер воздействия различны.
Размер влияния изменения структуры оборота на товарный запас определяется методами процентных чисел и цепных подстановок.
Важную роль при анализе запасов играет анализ скорости обращения или товарооборачиваемости. Этот показатель характеризует время, необходимое для полного обновления запаса на оптовом предприятии.
На показатель времени обращения наибольшее влияние может оказать изменение объема и структуры товарооборота среднего товарного запаса.
 

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Государственное регулирование ВЭД

Внешнеэкономическая деятельность может рассматриваться как деятельность государства по развитию сотрудничества с другими государствами в области торговли, экономики, техники, культуры, туризма. Основной правовой формой такого сотрудничества являются международные договоры. Это могут быть многосторонние договоры, устанавливающие основные принципы и направления взаимодействия государств в названных сферах. Примером может служить Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности государств-участников СНГ от 15 мая 1992 г.[3]
Кроме многосторонних, заключаются двусторонние договоры, которые направлены на урегулирование двусторонних отношений по конкретным вопросам. При этом такие договоры играют значительную роль в экономическом и ином сотрудничестве, поскольку в них; не только устанавливаются права и обязанности договаривающихся сторон, но и определяются конкретные аспекты такого взаимного сотрудничества и проблемы, подлежащие урегулированию.
Двусторонние договоры, прежде всего торговые, направлены, кроме того, на установление льготного режима для лиц, занятых во внешней торговле. При этом в таких договорах, как правило, предусматривается режим наибольшего благоприятствования, означающий, что физическим и юридическим лицам договаривающихся государств будут предоставлены права не менее благоприятные, чем для таковых лиц третьих государств.
Государства могут устанавливать и иные, кроме режима наибольшего благоприятствования, льготные режимы. Так, страны участницы СНГ заключают двусторонние договоры, направленные на создание режима свободной торговли. Суть этого режима заключается в том, что договаривающиеся государства не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы в отношении товаров, произведенных на их территориях.
В то же время под внешнеэкономической деятельностью понимается предпринимательская деятельность, связанная с перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров (продукции) и капитала (финансовых средств), а также оказание услуг и выполнение работ на территории иностранного государств.
Правовой формой реализации этой деятельности служат внешнеторговые контракты, являющиеся специфическим видом хозяйственного договора. В качестве примера можно назвать договоры по экспорту или импорту продукции, договор о строительстве какого-либо объекта на территории иностранного государства. Кроме традиционных видов внешнеэкономической деятельности (обмен товарами, оказание услуг и т.д.), появляются и новые виды, такие как передача высокого качества телефонных, радио- и телевизионных сигналов с помощью спутников и кабелей, купля-продажа программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем.
Объектами правового регулирования внешнеэкономической деятельности являются отношения по экспорту-импорту между хозяйствующими субъектами, а также отношения, связанные с оказанием слуг и выполнением работ на территории иностранных государств. Экспортно-импортные отношения возникают по поводу поставки товаров (продукции) за рубеж или на территорию России. Отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, могут также касаться, перемещения капитала (финансовых средств) на территорию иностранного государства при осуществлении инвестирования или проведении расчётов.
Наряду с объектом правового регулирования внешнеэкономической деятельности можно выделить и предмет конкретных правоотношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в этой области. Предметом таких правоотношений являются поставка товаров, строительство объектов, перевозка внешнеторговых грузов, инвестирование капитала на территории иностранных государств, оплата товаров, услуг, работ и т. д.
Внешнеэкономическую деятельность могут осуществлять как физические лица, имеющие статус предпринимателя, так и юридические лица, зарегистрированные для ведения предпринимательской деятельности. Среди юридических лиц можно назвать предприятия, принадлежащие российским гражданам и юридическим лицам, предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, совместные предприятия, государственные предприятия, предприятия, созданные органами местного самоуправления.
Наряду с общим положением, согласно которому все хозяйствующие субъекты обладают правом на ведение внешнеэкономической деятельности, установлен и особый порядок осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности. Это обусловлено тем значением, которое государство придает отдельным видам внешнеэкономической деятельности. Так, в целях защиты национальных Интересов установлен специальный порядок экспорта стратегически важных сырьевых товаров.
Для получения права экспорта таких товаров введен специальный порядок регистрации предприятий и организаций. Этот порядок определен “Положением о порядке регистрации (перерегистрации) предприятий и организаций, имеющих право экспорта стратегически важных сырьевых товаров”, утвержденным МВЭС от 2 декабря 1993 г. и ГКАП от 11 ноября 1993 г. № ЮХ/5091". Положение Припяти во исполнение Указа Президента РФ от 14 июня 1992 г. “О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров”.
Хозяйствующие субъекты для осуществления экспорта стратегически важных сырьевых товаров приобретают специальный правовой статус. Положение устанавливает разрешительный порядок экспорта таких товаров. Предприятия и организации должны представить в Управление уполномоченного МВЭС России соответствующего региона следующие документы: финансовый отчет предприятия за предыдущий год, справку из обслуживающего банк” и наличии рублевого и валютного счетов с рекомендательным письмом, подтверждающим платежеспособность предприятия, а также справку заявителя о наличии у него или фирм с его участием счетов и иностранных банках и другие документы. В регистрации или перерегистрации может быть отказано, если предприятие допустило хотя бы одно из нарушений, перечисленных в п. 7 указанного Положении, например:
—нарушение российского законодательства, регулирующего неэкономическую деятельность;
— нарушение законодательства зарубежных стран, повлекшее за собой экономический или политический ущерб для России;
— невыполнение обязательств по поставкам на экспорт стратегически важных сырьевых товаров;
— экспорт из Российской Федерации товаров по заниженным (демпинговым) ценам;
— ограничительная деловая практика (сговор по ценам, раздел рынка и т. д.) и недобросовестная конкуренция;
— невыполнение обязательств по поставкам для государственных нужд (при наличии соответствующих договоров).
Если предприятие зарегистрировано в качестве экспортера стратегически важных сырьевых товаров, то оно получает Свидетельство о регистрации сроком на один год и вносится в Реестр предприятии осуществляющих экспорт стратегически важных сырьевых товаров который ведет МВЭС. При получении свидетельства о регистрации предприятие подписывает “Обязательство экспортера стратегически важных сырьевых товаров”. Этот документ обязывает экспортёра в частности, представлять в МВЭС информацию о получении валютной выручки от экспорта таких товаров.
Следует отметить, что в изъятие из общего правила некоторые субъекты предпринимательской деятельности могут осуществлять экспорт стратегически важных сырьевых товаров без специальной регистрации в качестве экспортера таких товаров. Так, экспорт стратегически важных сырьевых товаров (кроме сырой нефти и продуктов ее переработки), произведенных на территории Калининградской области, что должно быть подтверждено выдаваемым Калининградской торгово-промышленной палатой сертификатом, предприятия могут осуществлять без специальной регистрации.
Субъекты внешнеэкономической деятельности могут непосредственно выходить на зарубежные рынки, оказывать услуги за рубежом, импортировать продукцию (товары), а также могут вести внешнеэкономическую деятельность через посредников. Причем одно и то же предприятие может как самостоятельно выходить на внешние рынки, так и через посредников. Например, при экспорте продукции (товаров), среди которых имеются стратегически важные сырьевые товары, экспорт этих товаров, если предприятие не имеет правового статуса экспортера стратегически важных сырьевых ресурсов, осуществляется через посредников, имеющих такой статус (зарегистрированных должным образом). Причем для посредников в данном случае установлена обязанность заключать договоры на оказание посреднических услуг.[4]
Субъектами внешнеэкономической деятельности являются также предприятия, занимающиеся посреднической деятельностью в тех сферах внешнеэкономической деятельности, где не требуется специальной регистрации. Такие посредники могут непосредственно связывать клиентов между собой путем поиска наиболее выгодных партнеров по внешнеторговым операциям, заключать внешнеторговые контракты в соответствии с договором комиссии, действовать от своего имени и за свой счет, занимаясь экспортно-импортными операциями и другой внешнеэкономической деятельностью. И посредники, и предприятия, ведущие свою деятельность через посредников, являются субъектами внешнеэкономической деятельности.
Государство с целью защиты своих национальных интересов, интересов всего общества осуществляет регулирование внешнеэкономической деятельности, а также воздействует тем или иным способом на участников возникающих при этом отношений, оказывая им поддержку или создавая неблагоприятные условия для осуществления отдельных видов внешнеэкономической деятельности.
Государственное воздействие на субъектов внешнеэкономической деятельности может быть прямым, например, предоставление конкретным экспертам льгот по уплате таможенных пошлин или косвенным, например, путем установления высоких импортных тарифов на какую-либо продукцию, с тем, чтобы побудить участников внешнеэкономической деятельности импортировать не эти, а другие товары.
Такое воздействие осуществляется путем принятия законодательных и иных нормативных актов, регулирующих отношения, возникающие при ведении внешнеэкономической деятельности, и имеет своей целью защиту как публичных, так и частных интересен.
Государственное воздействие осуществляется по следующим направлениям:
а) обеспечение упрочения экономики, ее стабильности и развития
Все государственное регулирование направлено на эти цели, и частности государство планирует экспортно-импортные операции, осуществляет таможенный, а также валютный контроль, обеспечивая репатриацию валютной выручки с тем, чтобы не допустить оттока капитала из страны и, следовательно, защитить свои экономические интересы.
б) обеспечение безопасности здоровья граждан и защиты окружающей среды
Государство устанавливает специальные требования к ввозу определенных товаров, предусматривая наличие у импортера сертификата качества, ветеринарных, санитарных свидетельств. Обязательное наличие сертификата и знака соответствия продукции установленным требованиям предусмотрено в законодательстве.
в) обеспечение возможности доступа отечественных хозяйствующих субъектов на зарубежные рынки
Повсеместно в практике мировой торговли применяются ограничения по импорту ряда товаров. Эти ограничения могут быть как временными, так и постоянными. Обладание информацией по вопросам условий осуществления экспорта является необходимой предпосылкой для успешного ведения внешнеэкономической деятельности, для достижения должного уровня конкурентоспособности российских предпринимателей.
В этих целях российскому правительству необходимо по примеру других государств создать систему по оказанию информационный и консультационных услуг отечественным экспортерам, что обусловлено обязанностью государства содействовать развитию экономики, в том числе экспорту российских товаров. Соответствующая база для этого имеется в виде органов, представляющих Россию за рубежом и имеющих большие возможности по сбору необходимой информации.
г) обеспечение государственных нужд
Закон России “О поставках продукции и услуг для государственных нужд” дает следующее определение понятия государст­венных нужд: “государственные нужды—это потребность Российской Фе­дерации в продукции, необходимой для решения общенациональных про­блем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-техниче­ских, природоохранных и других целевых программ, а также иных задач”.
При поставке продукции для государственных нужд предусмотрено также льготное кредитование, освобождение предприятий, поставляющих такую продукцию на экспорт, от обязательной продажи части валютной выручки.
д.) обеспечение конкурентоспособности отечественных предпринима­телей
С целью защиты российских предпринимателей и недопущении нане­сения им материального ущерба устанавливаются, в частности. Специаль­ные антидемпинговые и компенсационные пошлины им некоторые им­портные товары, как это предусмотрено в ст. ст. 8, 9, 10,11 Закона “О та­моженном тарифе”, а также путем издания специальных институтов, осуществляющих поддержку российских экспортеров.
Так, постановление Правительства “Об обра­зовании Российского экспортно-импортного банка” предусматривает в це­лях обеспечения государственной поддержки внешней торговли создание Российского экспортно-импортного банка. Банк создается в форме акцио­нерного общества закрытого типа. Контрольный пакет акций банка принадлежит государству.
Основными функциями Российского экспортно-импортного банка являются предоставление и привлечение кредитов, финансирование и гарантирование экспортно-импортных операций, и страхование рисков, связанных с этими операциями.
е.) обеспечение стимулирования развития отдельных отраслей экономики и содействие научно-техническому прогрессу
В этих целях государство может проводить льготное кредитование покупок нового оборудования, осуществлять страхование экспортных кредитов, предусматривать ряд льгот по экспортно-импортным операциям с тем, чтобы обеспечить модернизацию производства, повысить конкурентоспособность как с целью обеспечения нужд отечественной промышленности, так и с целью продвижения российских товаров на зарубежные рынки.
ж) обеспечение нужд отдельных отраслей экономики Обеспечение этих нужд может осуществляться государством различными способами. Например, чтобы обеспечить предприятия отдельных отраслей необходимым сырьем, государство может непосредственно через уполномоченные органы заключить договоры поставки продукции для государственных нужд, возможно, и содействие и обеспечении сырьем и оборудованием путем установления льготного режима импорта такой продукции, а также путем ограничения экспорта продукции, без которой не могут работать отечественные предприниматели.
 

Список литературы 

1.     Экономика предприятий торговли и общественного питания : Учеб. Пособие / Рук. Авт. Кол. Т.И. Николаева; Науч. Ред. Н.Р. Егорова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. экон. Ун-та, 2001.
2.     Экономика и организация деятельности торгового предприятия : Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М , 2000.-295 с
3.     Уфимцев Е.П. Современные технологии в торговли. М. 2003.
4.     Фурманов Д.Н. Основы анализа и оценка деятельности торгового предприятия. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006

 

[1] Фурманов Д.Н. Основы анализа и оценка деятельности торгового предприятия. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 с. 58 [2]Фурманов Д.Н. Основы анализа и оценка деятельности торгового предприятия. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006 с. 76 [3]Аксёненко М.А. Внешнеэкономическая деятельность. М., Интеллект, 2002 [4]Справочник по ВЭД для предпринимателя. / Под ред. И.С. Котопцева – www.outtrade.ru






Информация 







© Центральная Научная Библиотека