Организационная структура потребительской кооперации, ее совершенствование
CИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра теории и истории кооперации
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Актуальные проблемы потребительской кооперации»
на тему: Организационная структура потребительской кооперации, ее совершенствование
Новосибирск 2010
ВВЕДЕНИЕ
Современная Россия переживает процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Конечной целью этого перехода является глубокое обновление хозяйственного механизма, построение цивилизованного рынка. Среди механизмов, создающих предпосылки для реализации этой стратегической цели, важное место занимает потребительская кооперация. При этом необходимо отметить, что в результате шоковых рыночных реформ начала 90-х годов прошлого века, потребительская кооперация оказалась в сложном положении. Кардинальное изменение структуры и объема совокупного спроса, дезорганизация прежней системы обеспечения материальных потоков, завышенный по отношению к рублю валютный курс, дестабилизирующая экономическая политика правительства, - все это создает неопределенность и огромные сложности в хозяйственной деятельности кооперативных организаций. Новая экономическая ситуация, в которой оказалась потребительская кооперация, обязывает к совершенствованию организационной структуры всех уровней, требует оптимизации управления потребительскими обществами и их союзами, предъявляет повышенные требования к эффективности деятельности всех уровней системы потребительской кооперации. В этой связи представляется актуальным исследование организационной структуры потребительской кооперации с целью выявление возможностей ее совершенствования, изучения роли и места потребительских обществ и их союзов в системе потребительской кооперации, исследование путей повышения их эффективности.
Отсюда, в работе ставится целью исследование организационной структуры потребительской кооперации. С этой целью в работе решаются следующие задачи: изучение потребительской кооперации как системы потребительских обществ и их союзов; исследуется организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г., анализируются пути совершенствования организационного построения потребительской кооперации.
ГЛАВА 1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК СИСТЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ И ИХ СОЮЗОВ
1.1 Потребительское общество - основа внутренней организационной структурыПотребительская кооперация России представляет собой целостное образование, т.е. систему, состоящую из частей, связанных друг с другом и составляющих вместе единство. Такими частями потребительской кооперации как системы являются потребительские общества и союзы потребительских обществ.
Фундамент этой системы составляют потребительские общества (кооперативы), так как именно в них, в первую очередь, осуществляется хозяйственная и общественная деятельность кооперативной системы. Согласно определению, данному в статье 1 Закона о потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах в Российской Федерации от 11.07.1997: «потребительское общество - добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов»\. Потребительские общества являются юридическими лицами и в своей деятельности руководствуются Гражданским Кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, также своими уставами.
Как отмечает К.И. Вахитов: «Устав - это систематизированный свод правил, регламентирующих основные вопросы деятельности потребительского общества, обязательный признак его юридической самостоятельности». Устав потребительского общества (союза) служит прежде всего своеобразным соглашением участников общества (союза) между собой. Далее, через государственную регистрацию общества (союза) достигается соглашение между участниками потребительского общества (союза) и государством. Наконец, внутри системы потребительской кооперации уставы согласовывают отношения между потребительскими обществами и их союзами. И еще: уставы, конечно, регулируют отношения между пайщиками и потребительскими обществами. Необходимо отметить, что в Законе о потребительской кооперации 1992 г. положение об уставе потребительского общества отсутствовало вообще. В Законе РФ 1997 г. положениям об уставе потребительского общества отведена статья 9: «Устав потребительского общества». Эта статья содержит основные требования государства к уставу общества, нормы, которые обязательно должны быть отражены в уставе. Пункт 1 статьи 9 указывает, что в уставе потребительского общества должны определяться: наименование потребительского общества; место его нахождения; предмет и цели деятельности потребительского общества; порядок вступления пайщиков в потребительское общество; порядок выхода пайщиков из потребительского общества, в том числе порядок выдачи паевого взноса и кооперативных выплат; размер, состав и порядок внесения вступительных и паевых взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению паевых взносов; состав и компетенция органов управления и органов контроля потребительского общества, порядок принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; порядок покрытия пайщиками убытков, понесенных потребительским обществом; порядок реорганизации и ликвидации потребительского общества; сведения о его филиалах и представительствах; иные сведения. Пункт 2 статьи 9 определяет, что уставом потребительского общества могут быть предусмотрены различные социальные льготы по вступлению в потребительское общество, по уплате паевых и членских взносов, определена категория лиц, которая может пользоваться этими льготами: «Уставом потребительского общества может быть предусмотрено, что для граждан, не имеющих самостоятельного заработка, а также для граждан, получающих только государственные пособия, пенсию или стипендию, общее собрание потребительского общества может установить меньший размер паевого взноса, чем для остальных пайщиков». После принятия в 1997 г. закона Центросоюз РФ разработал новые примерные уставы потребительского общества. Как отмечают А.Р. Бернвальд и А.В. Цихоцкий: «Примерный устав называется «примерным», поскольку он, выступая как бы образцом устава, рекомендует лучшее решение тех или иных вопросов жизни потребительского общества, способствуя тем самым развитию демократии и творческой инициативы пайщиков в управлении делами кооператива». В примерном уставе потребительского общества имеются такие разделы: общие положения; цели и предмет деятельности общества; пайщики в обществе; правомочия общества; основы экономической деятельности общества; структура органов управления и контроля общества; правомочия кооперативного участка общества; общее собрание уполномоченных общества; совет потребительского общества; правление общества; органы контроля; учет и отчетность; документы общества; трудовые отношения; реорганизация и ликвидация общества.
Примерные уставы определяют статус однородных организаций потребительской кооперации и используются в качестве образцов для разработки индивидуальных уставов конкретных потребительских обществ. Индивидуальными являются уставы, уже обсужденные и принятые участниками потребительских обществ (союзов) путем голосования в установленном порядке.
Потребительские общества составляют основное структурное звено системы потребительской кооперации. В зависимости от контингента обслуживаемого населения и особенностей района своей деятельности они подразделяются на несколько видов. В зависимости от района деятельности функционируют следующие виды кооперативов: сельские потребительские общества (сельпо); поселковые потребительские общества (поспо); районные потребительские общества (райпо); городские потребительские общества (горпо); потребительские общества, действующие на территории иных населенных пунктов.
Практика строительства потребкооперации дала основание и для классификации потребительских обществ в зависимости от социального состава входящих в него членов: на рыбкоопы - потребительские общества работников рыбной промышленности и членов рыболовецких артелей; на рабкоопы - потребительские общества работников промышленных предприятий и членов их семей; на совхозрабкоопы - потребобщества, объединяющие рабочих совхозов и членов их семей; на учпотребобщества, объединяющие учащихся сельских школ, кооперативных ПТУ, техникумов.
А.Р. Бернвальд и А.В. Цихоцкий указывают: «что сегодня в потребительской кооперации функционируют в основном две формы первичного звена системы: райпо и сельпо». Причем, исторически сложилось так, что наиболее массовым видом потребительского общества в России являются райпо. Во многом это объясняется не столько объективными закономерностями развития производительных сил, и в первую очередь процессами концентрации и специализации производства. Главная причина лежит в мероприятиях советской власти, которая вела политику на преобразование районных потребительских союзов (райпотребсоюзов) в районные потребительские общества (райпо) с одновременной ликвидацией сельских потребительских обществ, т.е. на территории одного административного района действовало одно потребительское общество - райпо. Как отмечает А.Р. Бернвальд в последние годы существования СССР: «на долю районного звена (райпотребсоюза и райпо) потребкооперации приходилось 70,4% основных средств, 70,5% уставного и почти 100% паевого фонда. В этом звене реализовывалось 97,9% всего розничного товарооборота и формировалось 61,9% прибыли всей кооперации». Укрупнение потребительских обществ до уровня райпо при всех его положительных моментах, в конечном счете, привело к тому, что возможности потребкооперации как корпоративной организации оказались резко суженными, были созданы предпосылки для дальнейшего ее огосударствления, подмены власти пайщиков могуществом кооперативного аппарата. В этой связи В.А. Матусевич пишет о том, что «укрупнение потребительских обществ, по сути, лишило пайщиков возможности участвовать в обсуждении вопросов, касающихся их быта, контролировать действия функционеров… Реальной властью в укрупненных кооперативах располагают работники аппарата, которые могут и не быть членами потребкооперации». Переход к рыночным отношениям поставил в повестку дня повышение роли пайщика в потребительской кооперации, чтобы восстановить кооперативы в качестве самоуправляемой, высокультурной, экономически свободной, хозяйственной системы. А это в свою очередь требует разукрупнения райпо. Особенно это актуально для восточных районов страны, где населенные пункты находятся друг от друга в десятках, а то и в сотнях километрах. Однако, отмечают А.Р. Бернвальд и А.В. Цихоцкий: «возврат к ранее существовавшей организационной структуре потребкооперации, в основе которой находилось сельское потребобщество, идет явно медленно». Таким образом, основной организационной формой низового звена потребительской кооперации продолжает оставаться райпо. Райпо как вид производственного объединения для выполнения своих уставных задач создают разнообразные предприятия (торговые, промышленные, заготовительные и т.п.), наделяя их правами юридического лица. Имущество за ними закрепляется на праве полного хозяйственного ведения. Как уже отмечалось, райпо представляет собой хозяйственную систему с обособленным аппаратом управления. В своей хозяйственной деятельности райпо выполняет два вида функций: организационно-регулирующую и оперативно-хозяйственную. Организационно-регулирующие функции, осуществляемые райпо, играют для него первостепенное значение, в то же время оперативно-хозяйственные утрачивают былое значение в осуществлении уставных задач. В современном райпо оперативно-хозяйственной деятельностью занимаются преимущественно отраслевые кооперативные предприятия. И хотя степень хозяйственной самостоятельности указанных предприятий определяет правление кооператива, на практике многие из них наделяются правами юридического лица.
В то же время следует отметить, что в системе райпо могут одновременно функционировать предприятия, которые не наделены правами юридического лица. Они действуют на началах внутреннего хозяйственного расчета и подчиняются непосредственно правлению потребобщества.
1.2 Роль союзов потребительских обществ в системе потребительской кооперации
Согласно Закону о потребительской кооперации 1997 г. «союз потребительских обществ (далее также - союз) - добровольное объединение потребительских обществ на основе решений общих собраний пайщиков потребительских обществ для координации их деятельности, обеспечения защиты имущественных и иных прав потребительских обществ и их членов, представления их интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, а также для оказания правовых, информационных и иных услуг». Членами союза являются потребительские общества, зарегистрированные и действующие в соответствии с Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ». Член союза сохраняет свою самостоятельность и права юридического лица.
Для вступления в союз и добровольного выхода из него потребительское общество представляет совету союза соответствующее заявление, свой устав, протокол или выписку из протокола общего собрания общества, принявшего решение о вхождении в союз или добровольном выходе из него. Как отмечает К.И. Вахитов: «Такое заявление должно быть рассмотрено советом общества в течение 30 дней и передано для принятия решения общему собранию представителей потребительских обществ союза. Потребительское общество признается членом союза с момента вынесения положительного решения общим собранием представителей и уплаты взноса».
Членство в союзе прекращается в случае добровольного выхода или исключения потребительского общества из союза, а также в случае прекращения деятельности общества. Потребительское общество может быть исключено из союза решением общего собрания представителей потребительских обществ союза при нарушении им требований Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», устава союза и своего устава, а также невыполнения решений органов управления и контроля данного союза.
Члены союза имеют право: вносить на обсуждение органов управления союза предложения по вопросам, являющимся предметом деятельности потребительской кооперации соответственно района, округа, области, края, республики или Российской Федерации, участвовать в их обсуждении и принятии решений; требовать в необходимых случаях созыва чрезвычайного общего собрания представителей потребительских обществ союза; получать от органов управления союза, его должностных лиц информацию о деятельности союза; выходить из состава союза; выдвигать своих представителей в органы управления и контроля союза; вносить предложения о внесении изменений и дополнений в устав союза.
Члены союза обязаны: соблюдать Закон «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» и устав союза; выполнять решения общего собрания представителей, совета и президиума совета, правления союза; производить внутрихозяйственные отчисления союзу; представлять союзу бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность о своей деятельности.
Взаимоотношения между потребительскими обществами и их союзами, а также между союзами являются партнерскими и строятся на основе уставов и договоров. Члены союза несут субсидиарную ответственность по обязательствам союза в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами союза. Союз не отвечает по обязательствам потребительских обществ. Союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительными документами.
1.3 Роль Центросоюза в системе потребительской кооперации
В системе «общества - союз» особая роль принадлежит Центросоюзу Российской Федерации. Он является союзом потребительских обществ, но содействует развитию деятельности, как потребительских обществ, так и союзов потребительских обществ областей, краев, республик. Как указывают авторы «Вместе ради будущего»: «Центросоюз - это 11,4 млн. пайщиков, это высший орган потребительской кооперации, созданный для координации деятельности потребительских обществ и их союзов, представления их интересов в государственных и международных организациях». Решения органов управления Центросоюза обязательны как для потребительских обществ, так и для союзов всех уровней.
Предметом деятельности Центросоюза являются: определение экономической, социальной и научно-технической политики развития потребительской кооперации России; представление и защита интересов потребительских обществ и союзов потребительских обществ в федеральных органах государственной власти; участие в разработке государственных программ для обеспечения финансовой, материальной, технической и другой государственной поддержки этим обществ и союзов; оказание помощи потребительским обществам и союзам потребительских обществ, принятие непосредственного участия в развитии предпринимательской и социальной деятельности, в разработке наиболее эффективных организационно - правовых форм организаций системы; содействие совершенствованию и развитию хозяйственных связей организаций потребительской кооперации; научная деятельность, подготовка, переподготовка кадров и повышение их квалификации через сеть учебных заведений потребительской кооперации; разрешение экономических споров между организациями потребительской кооперации; осуществление контрольных и распорядительных функций в отношении потребительских обществ и союзов потребительских обществ; оказание информационной, методической и консультативной помощи обществам и союзам по правовым, финансовым, экономическим и иным вопросам; пропаганда достижений кооперативного движения, его опыта и ценностей; представление интересов потребительских обществ и союзов потребительских обществ в международном кооперативном движении, а также на внешнем рынке.
Центросоюз достойно защищает экономические интересы организаций потребительской кооперации. Среди его заслуг в этом направлении следует отметить такие: Постановлением от 24.01.94 № 24 кооперативным организациям разрешено привлекать заемные средства от населения, а проценты, начисляемые за пользование ими, включать в издержки обращения. По инициативе Центросоюза в постановлении Правительства Российской Федерации от 2 июля 1994 г. № 760 "О реализации некоторых вопросов Соглашения о взаимоотношениях Правительства Российской Федерации с Центросоюзом Российской Федерации 1994 год" разрешено создание Фонда развития потребительской кооперации с отнесением расходов, направляемых в Фонд, на себестоимость продукции (работ, услуг) в размере до 6% от стоимости реализуемых товаров (продукции). Заслугой Центросоюза является необлагаемый налогом фонд подготовки кадров, а также отнесение на издержки обращения внутрихозяйственных отчислений (совместное письмо Государственной налоговой службы Российской Федерации от 29.01.97 №ПВ-6-02/84 и Правления Центросоюза РФ от 29.01.97, ЦСЦ-6).Значение этих льгот для потребительской кооперации трудно переоценить. Они позволили решить проблему оборотных средств. Центросоюз обеспечил реальную основу для безубыточной деятельности потребительской кооперации. Эти и другие льготы даны потребительским обществам и союзам не как предпринимательским структурам, а как аванс государства под деятельность по социальной защите пайщиков и всего сельского населения. Позднее в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (в редакции 2000 г.) цель помощи государства будет выражена предельно емко: «Настоящий закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости государственную поддержку» (ст. 1). В период 1994 -1995 гг. Центросоюз оказал существенную помощь системе в решении таких вопросов, как право использования торговой выручки на закупку сельхозпродуктов без ограничение сумм, право при реорганизации не включать в налогооблагаемую базу стоимость имущества, передаваемого с баланса на баланс. Освобождение от уплаты налога на прибыль организаций, расположенных на Крайнем Севере, способствовало выравниванию экономики потребсоюзов, обеспечивающих торговое обслуживание населения, проживающего в экстремальных условиях. В процессе взаимодействия Центросоюза РФ с федеральными органами власти и управления решены и другие экономически проблемы, оказавшие стабилизирующее воздействие на финансово-хозяйственную деятельность. В 1995 -1996 гг. из федерального бюджета получена часть средств в погашение задолженности по объектам, построенным в 1994 г. за счет государственных инвестиций. Министерство внешних экономических связей и торговли РФ приняло решение о восстановлении для организаций торговли с 1 января 1997 г. действия норм естественной убыли продовольственных товаров. Межведомственная экспертная комиссия по контрольно-кассовым аппаратам неоднократно устанавливала организациям потребительской кооперации льготы и давала отсрочки по применению и маркам контрольно-кассовых машин. Указ Президента РФ № 795 от 31 мая 1996 г. «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами», а также соответствующее постановление Совета Центросоюза мерах по усилению работы с пайщиками сыграли существенную роль в восстановлении прав пайщиков, увеличении их численности, возрождении специальных служб по работе с пайщиками и некооперированным населением. Вырабатывается новая идеология Центросоюза, суть которой состоит в осмыслении потребительской кооперации как социально ориентированной системы. Ее отражением явилась новая редакция закона «О потребительской кооперации (потребительских обществ, их союзах) в Российской Федерации»", принятого в 1997 г.
Позицию Центросоюза об организационном построении потребительской кооперации России четко изложил председатель его Совета в докладе "Кооперативная самобытность в новом тысячелетии": «В отличие от любой страны мира потребкооперация в Россиг имеет существенные особенности в организационном построении. Если в зарубежных странах кооператив (потребительское общество) сразу выходит на свой национальный центральный союз, то в России из-за огромных расстояний и множества административных единиц организационное построение потребкооперации иное. Центросоюз не в состоянии напрямую осуществлять руководство и контролировать деятельность потребительских обществ, оказывая им помощь. В соответствии с законом Центросоюз создан потребительскими обществами для координации деятельности потребительски обществ и их союзов, защиты имущественных и иных прав этих обществ, их членов и союзов. Вместе с тем Центросоюз целиком и полностью несет ответственность перед государством за состояние и развитие потребкооперации страны, заключает с правительством соглашения о взаимодействии, донося до госорганов важность социальной миссии, выполняемой потребкооперацией, добивается государства правовой, финансовой и другой поддержки, открывая тем самым возможности такой же поддержки в регионах».
Центросоюз Российской Федерации как правопреемник Центросоюза СССР, Всероссийского центрального союза потребительских обществ, Московского союза потребительских обществ в 1998 г. отметил свой 100-летний юбилей. Центросоюз является хранителем исторического опыта кооператоров, продолжателем лучших традиций российской кооперации, искренним защитником интересов пайщика, консолидирующим органом потребительской кооперации России.
Как отмечает К.И. Вахитов: «Сегодняшний Центросоюз, как в свое время и Московский союз, имеет эмблему, на которой изображено дружеское рукопожатие и начертаны мудрые слова: «В единении сила». В этом изречении великого гуманиста Роберта Оуэна содержится призыв ко всем кооператорам - призыв к взаимопониманию, сплоченности, солидарности, сотрудничеству».
ГЛАВА 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОГРАНИЗАЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСОКЙ КООПЕРАЦИИ
2.1 Организационная структура построения потребительской кооперации РФ до 1992 г. и после 1992 г.
После распада Советского Союза «Закон о кооперации в СССР» от 1988 г. утратил свою силу и потребительская кооперация в России оказалась без правовой поддержки. Возникла угроза существования ее вертикальной структуры - райпотребсоюзов, облпотребсоюзов и республиканских потребсоюзов во главе с Центросоюзом.
В 1992 г., в разгар шоковой терапии, к ликвидации кооперативных союзов призывали отдельные представители антимонопольного комитета Верховного Совета РФ и правая пресса. Необходим был законодательный акт, который восстановил бы легальный статус системы потребительской кооперации и ее союзную вертикаль. Таким актом стал Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации», принятый Верховным Советом РФ 19 июня 1992г., который оказал большое влияние на развитие организационной структуры потребительской кооперации в течении 1992 - 1997 гг. В этом законе пайщик был назван центральной фигурой в потребительской кооперации, а потребительской общество - ее основой. Была сломлена система «союза союзов», единственными учредителем союзов стали потребительские общества. Центральным звеном организационного построения признана потребительское общество как добровольное объединение пайщиков, закреплено право на создание союзов, а следовательно, как отмечают авторы «Вместе ради будущего»: «закон защитил исторически сложившуюся структуру организационного построения потребительской кооперации». Изменились функции центральных органов потребительской кооперации. На Центросоюз РФ была возложена защита интересов системы в законодательных и исполнительных органах Российской Федерации, участие в разработке новых законов, постановлений правительства, других нормативных документов. На основе закона по инициативе Центросоюза в январе 1994 г. принято постановление Правительства РФ № 24 «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации», имеющее для системы историческое значение, так как в нем предусматривался принципиально новый тип взаимоотношений Центросоюза с правительством - ежегодно заключаемые соглашения.
В то же время в этот период было принято и ряд решений, которые существенно ослабили систему потребительской кооперации. Среди них было положение Закона РФ «О потребительской кооперации» от 1992 о правах союза потребительских обществ. В статье 4, пункт 4 говорится: «Союз потребительских обществ является юридическим лицом, действует на основании своего устава в соответствии с делегируемыми ему потребительскими обществами правами. Он не несет ответственности по обязательствам потребительских обществ и не наделен по отношению к ним организационно-распорядительными и контрольными функциями»\. Вероятно, что в идеальных условиях стабильной экономики такие нормы способствовали бы развитию демократически равноправных отношений между Центросоюзом, республиканскими, областными, районными союзами и потребительскими обществами. Но в условиях экономического кризиса и нестабильной государственной власти, эти нормы лишь ослабили в целом систему потребительской кооперации в стране. В потребительской кооперации начался «парад суверенитетов» отдельных потребсоюзов и потребительских обществ, отделение некоторых из них от вышестоящих союзов и Центросоюза. В обстановке ослабления контроля и ответственности отдельные потребсоюзы использовали самостоятельность и безотчетность для сокрытия своей бесхозяйственности и растаскивания кооперативной собственности.
Также тяжелыми социально-экономическими последствиями для потребительской кооперации обернулась, развернувшаяся в стране в 1991 - 1995 гг. широкая кампания коммерциализации и акционирования государственных предприятий. Суть коммерциализации сводилась к разукрупнению действующих предприятий и предоставлению, выделившимся из них хозяйственным единицам права юридического лица. Некоторые коллективы кооперативных магазинов, столовых, кафе, автобаз, получив юридических лиц, начали выходить из сельских и районных потребительских обществ. Возникла реальная угроза утраты кооперативной собственности многими организациями потребительской кооперации.
Еще большую угрозу кооперативной собственности представляли попытки акционирования в ряде мест потребительских обществ. Ее инициаторы объясняли свои действия стремлением преодолеть кризисное финансовое положение своих организаций. Однако реальная причина была другой: передел собственности в пользу управленческого аппарата. Чтобы уменьшить число будущих акционеров, отдельные руководители потребительских обществ многократно увеличивали размер паевого взноса и таким образом автоматически исключили большинство пайщиков, оказавшихся не в состоянии внести дополнительно крупные суммы. Затем оставшееся меньшинство создавало акционерное общество, присвоив, по существу, имущество потребительского общества, или, оставаясь кооперативом, устанавливало высокие дивиденды на пай.
Иногда передача кооперативной собственности в частные руки оформлялась через ее продажу на аукционах. Так, например, случилось в Нижегородской области, где пайщикам поначалу выдали "паевые грамоты" - свидетельства о праве на имущественный пай, затем "паевые грамоты" были сгруппированы (до тысячи и более) в "лоты" - под конкретные объекты, магазины, склады, автомашины и т.д. На аукционах лоты раскупили в основном работники потребительской кооперации области, заведующие магазинами, складами. Иначе говоря, на базе кооперативной собственности возникла частная индивидуальная (частные предприятия) и частно-групповая (общества с ограниченной ответственностью) собственность. Однако нижегородский "эксперимент" не получил распространения на остальной территории России.
Такие негативные явления вели к развалу системы и ухудшению снабжения сельского населения, особенно в отдаленных районах. Необходимо было принимать срочные меры. В 1996 г. по инициативе руководства Центросоюза Президент Российской Федерации издал Указ № 795 от 31.05.96 г. «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами». Указ обязал организации потребительской кооперации восстановить в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991 - 1996 гг. В Указе была провозглашена государственная поддержка организаций потребительской кооперации и поручено Правительству РФ предоставить налоговые льготы и снизить тарифные ставки за используемую электроэнергию тем организациям потребительской кооперации, которые полностью восстановят в членских правах пайщиков, исключенных из потребительских обществ в 1991 - 1996 гг.
Другим юридическим актом, который остановил распад системы потребительской кооперации явился Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации, принятый Государственной Думой 13 июня 1997 г. Закон 1997 г. привел в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации правовые основы деятельности потребительских обществ и их союзов, закрепил их юридический статус как некоммерческих организаций, ввел новый орган управления - совет, на который возлагаются представительские функции потребительских обществ и союзов. Таким образом управление из двухуровневого - общее собрание членов (уполномоченных) в потребительском обществе или представителей в союзе - правление, стало трехуровневым - общее собрание членов (уполномоченных) в потребительском обществе или представителей в союзе - совет - правление. Совет потребительского общества или потребсоюза назначает председателя и членов правления, а также руководителей учреждений, организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств. Закон создал правовую основу для сохранения кооперативной собственности, определив субъектами кооперативной собственности юридические лица: потребительские общества и союзы потребительских обществ. Кооперативная собственность определена как общая, совместная. Также в этом законе были восстановлены контрольные и распорядительные функции союзов по отношению к потребительским обществам или нижестоящим союзам. Так, статья 31, пункт 5 гласит: «Союз вправе осуществлять контрольные и распорядительные функции, предусмотренные учредительным договором или уставом союза».
Таким образом, Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» от 11 июля 1997 г. сыграл выдающуюся роль в сохранении системы потребительской кооперации в стране, признал организационную структуру потребительских обществ и их союзов как систему потребительской кооперации в Российской Федерации, наделил союзы распорядительными и контрольными функциями, определил потребительские общества и их союзы субъектами собственности, утвердил новые органы управления - Советы и распределение функций и ответственности между общими собраниями, советами и правлениями потребительских обществ и их союзов, усилил роль пайщика в управлении и хозяйственной деятельности всех организаций потребительской кооперации.
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КООПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
Возвращение к мировым принципам потребительской кооперации, коренное улучшение ее работы предполагает изменение роли и места пайщика в системе потребительской кооперации. Прежде всего, это изменение касается участия пайщика в управлении обществом. В отличие от зарубежных кооперативов где управление является демократическим в принятии целевых решений и административным в текущем руководстве предприятием, в российской потребительской кооперации в этом смысле мало что изменилось с советских времен. Как и раньше, управление остается административно-общественным. В этой связи Г.М. Ефремова и А.В. Ефремов отмечают: «Наиболее наглядно негативные стороны такой системы управления и контроля проявились в период реформирования отношений собственности: руководство кооперативов имело возможность акционировать или продавать принадлежащую кооперативу собственность, не считаясь с мнениями пайщиков».
Для преодоления этого положения в законе РФ «О потребительской кооперации» 1997 г. устанавливается ряд мер, призванных с точки зрения законодателя, повысить уровень участия пайщиков в управлении. Так, как уже отмечалось, законом РФ 1997 устанавливается трехуровневая система управления потребительским обществом: общее собрание членов, совет и правление. Это положение устанавливается статьей 15 пункт 1: «Управление потребительским обществом осуществляют общее собрание потребительского общества, совет и правление потребительского общества». Пунктом 2 этой же статьи определяется что: «Высшим органом потребительского общества является общее собрание потребительского общества».
Совет осуществляет управление в период между общими собраниями потребительского общества: «В период между общими собраниями потребительского общества управление в потребительском обществе осуществляет совет, который является представительным органом».(ст.15 пункт 3). Согласно пункту 4 этой же статьи исполнительным органом потребительского общества является правление потребительского общества. Контроль за соблюдением устава потребительского общества, его финансовой и хозяйственной деятельностью, а также за созданными им организациями и подразделениями осуществляет ревизионная комиссия потребительского общества. (ст. 15 пункт 5)
Статья 16 определяет полномочия общего собрания пайщиков по управлению обществом. Так, согласно пункту 1: «Общее собрание пайщиков потребительского общества полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности потребительского общества, в том числе подтверждать или отменять решения совета, правления потребительского общества». При этом пункт 2 к исключительной компетенции общего собрания пайщиков потребительского общества относит: принятие устава потребительского общества, внесение в него изменений и дополнений; определение основных направлений деятельности общества; избрание председателя и членов совета, членов ревизионной комиссии потребительского общества и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности, определение средств на их содержание; определение размеров вступительного и паевого взносов; исключение пайщиков из потребительского общества; решение вопросов о создании союзов, вступлении в союзы и выходе из них; избрание представителей потребительских обществ союза; выработка наказов представителям потребительских обществ союза для принятия по ним решений общими собраниями представителей потребительских обществ союза; утверждение программ развития потребительского общества, его годовых отчетов и бухгалтерских балансов; порядок распределения между пайщиками доходов от предпринимательской деятельности потребительского общества; порядок покрытия убытков, понесенных потребительским обществом; определение видов, размеров и условий формирования фондов потребительского общества; отчуждение недвижимого имущества потребительского общества, стоимость которого превышает стоимость, определенную уставом потребительского общества; создание хозяйственных обществ; принятие решений о реорганизации и ликвидации потребительского общества.
Статья 19 этого же Закона определяет функции совета потребительского общества как органа управления, его права и обязанности, отношения с другими органами управления потребительского общества. Так, пункт 1 этой статьи устанавливает: Совет потребительского общества является органом управления потребительского общества и подотчетен его общему собранию. Совет потребительского общества осуществляет полномочия, определенные настоящим Законом и уставом потребительского общества, за исключением полномочий, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества. Пункт 2 устанавливает, что председатель и члены совета потребительского общества избираются сроком на пять лет. Председатель и члены совета потребительского общества могут быть освобождены от исполнения обязанностей (полномочий) в любое время по решению общего собрания потребительского общества. Досрочно избранный председатель или член совета потребительского общества исполняет свои обязанности до истечения пятилетнего срока полномочий предыдущего председателя или члена совета потребительского общества. Пункт 4статьи 19 определяет права совета как органа управления: К исключительной компетенции совета потребительского общества относятся: осуществление представительства потребительского общества; прием пайщиков в потребительское общество; ведение организационной работы с пайщиками; создание кооперативных участков; организация выполнения наказов пайщиков; подготовка и проведение общих собраний потребительского общества; представление общему собранию потребительского общества отчета о работе общества в период между общими собраниями; определение полномочий правления потребительского общества и осуществление контроля за его деятельностью; назначение и увольнение заместителей председателя совета потребительского общества, председателя правления и членов правления, а также руководителей учреждений и организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств; обеспечение эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; принятие решения о создании хозяйственных обществ, учреждений, обособленных структурных подразделений, в том числе филиалов, а также об участии в хозяйственных обществах, кооперативах или об участии в товариществах на вере в качестве вкладчиков; отчуждение имущества потребительского общества, за исключением имущества, отчуждение которого относится к исключительной компетенции общего собрания потребительского общества; утверждение бюджета потребительского общества; выдача доверенностей на заключение договоров. Пункт 6 данной статьи определяет регламент работы совета, режим его работы: Заседания совета потребительского общества проводятся по мере необходимости, но не реже чем один раз в месяц. Совет потребительского общества правомочен решать вопросы, если на его заседании присутствует не менее 75 процентов членов совета, в том числе председатель совета или его заместитель. Также пункт 8 указывает, что председатель совета потребительского общества, его заместители и другие члены совета несут ответственность за принятые ими решения в соответствии с уставом потребительского общества и законодательством Российской Федерации. Пункт 9 определяет, что совет потребительского общества не реже чем один раз в год отчитывается перед общим собранием потребительского общества. Пунктом 11 специально оговаривается что член совета не может быть членом правления или членом ревизионной комиссии потребительского общества.
Также демократизация системы управления в этом законе была распространена и на союзы потребительских обществ. Так, согласно пункту 1 статьи 34 управление союзом осуществляют общее собрание представителей потребительских обществ союза, совет и правление союза. Тем самым вместо двухуровневой системы управления - общее собрание представителей в союзе - правление вводится трехуровневое: общее собрание - совет - правление. Пунктом 2 устанавливается, что высшим органом союза является общее собрание представителей потребительских обществ союза. Статья 35 определяет полномочия общего собрания представителей потребительских обществ союза. Так указывается, что оно полномочно решать все вопросы, касающиеся деятельности союза; к исключительной компетенции общего собрания представителей потребительских обществ союза относятся: принятие устава союза, внесение изменений и дополнений в него; определение основных направлений деятельности союза; избрание председателя совета и членов совета, членов ревизионной комиссии союза и прекращение их полномочий, заслушивание отчетов об их деятельности; прием в члены союза и исключение из него; определение размера взноса членов союза; утверждение годовых отчетов о деятельности союза; определение видов, размеров и условий формирования фондов союза; принятие решений о реорганизации и ликвидации союза.
Статья 37 определяет полномочия, права и обязанности совета союза. Так, согласно этой статье совет союза является органом управления союза и подотчетен общему собранию представителей потребительских обществ союза. Пункт 2 определяет, что к исключительной компетенции совета союза потребительских обществ относятся: осуществление представительства союза потребительских обществ; подготовка и проведение общих собраний представителей потребительских обществ союза; представление общему собранию представителей потребительских обществ союза отчета о работе союза в период между общими собраниями; определение полномочий правления союза потребительских обществ и осуществление контроля за его деятельностью; назначение и увольнение заместителей председателя совета союза, председателя правления и членов правления союза, а также руководителей учреждений, организаций или структурных подразделений, в том числе филиалов и представительств; обеспечение эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов; принятие решений о создании хозяйственных обществ, учреждений, обособленных структурных подразделений, в том числе филиалов, а также об участии в хозяйственных обществах, кооперативах или об участии в товариществах на вере в качестве вкладчиков; отчуждение имущества союза потребительских обществ; утверждение бюджета и фондов союза; выдача доверенностей на заключение договоров.
Важное значение имеет пункт 5 данной статьи, который устанавливает сроки пребывания председателя союза на посту, а также порядок его избрания. Так, председатель и члены совета союза избираются сроком на пять лет. Председатель и члены совета союза могут быть освобождены от исполнения обязанностей (полномочий) в любое время по решению общего собрания представителей потребительских обществ союза.
Статья 38 определяет полномочия ревизионной комиссии союза. Согласно пункту 1 ревизионная комиссия союза контролирует соблюдение устава союза, хозяйственную, финансовую и иную деятельность союза. Она подотчетна общему собранию представителей потребительских обществ союза. В соответствие с пунктом 2 ревизионная комиссия союза избирает из своего состава открытым голосованием председателя и заместителей председателя ревизионной комиссии союза.
Принципиальное значение имеет статья 39, определяющая порядок реорганизации и ликвидации союза. Так, согласно пункту 1 реорганизация союза (слияние, присоединение, разделение, выделение) осуществляется по решению общего собрания представителей потребительских обществ союза и иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 3 ликвидация союза может осуществляться только по решению общего собрания представителей потребительских обществ союза или по решению суда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В то же время, несмотря на законодательные меры, которые способствуют демократизации управления в кооперативах, организационная структура российской потребительской кооперации, во многом поддерживается административными методами управления, а не энергией пайщиков. При этом следует оговориться, что для современных российских условий еще долгое время будет сохраняться достаточно эффективное административное управление, но его следует дополнить демократическим членским контролем. Для этого Г.М. Ефремова и А.В. Ефремов предлагают в документах, регламентирующих деятельность потребительских кооперативов, выделить:
А) равенство фактических прав пайщика - руководителя и простого пайщика;
Б) разделение руководящего фактора и фактора управления. Решение общих собраний пайщиков кооператива является волеизъявлением большинства и обязательно к исполнению руководством кооператива.
В) подотчетность руководства пайщикам. Руководство осуществляет административный контроль за производственной деятельностью кооператива. Пайщики осуществляют демократический членский контроль за деятельностью руководства, при этом подразумевается: постоянный контроль за руководством со стороны выборного контрольного органа; возможность любого пайщика проконтролировать по его желанию правильность использования вложенных им средств.
Г) вознаграждение труда руководства должно быть пропорционально вкладу в результаты и систематически корректироваться решениями общего собрания.
Как отмечают указанные авторы: «Принятие этих предложений позволит объединить преимущества существующего ныне административного управления с ограничением демократическим членским контролем возможных действий руководства кооператива, направленных на решение задач, отличных от волеизъявления большинства пайщиков».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных российских условиях «дикого капитализма» сохранение и совершенствование организационной структуры является для системы потребительской кооперации одной из самых насущных и актуальных задач. Система объединяет взаимосвязанные и взаимодействующие потребительские общества и союзы на основе общности их целей, принципов, функций и т.д. Но, как и в любой другой системе, в потребительской кооперации наряду с организацией, упорядоченностью всегда есть некоторая разлаженность, неопределенность. Нормально, когда процессы организации и дезорганизации уравновешивают друг друга. Но, что делать, если процессы дезорганизации, во многом из-за внешнего фактора начинают возобладать? Обратимся к рассуждениям академика Тихонова, который рассматривал кооперацию как огромнейшую саморегулирующую систему с очень сложной структурой. Он писал: «Конечно, всякая саморегулирующая система развивается за счет внутренних сил, без давления извне. И в то же время каждой системе требуются некие элементы организованности, которые не сковывали бы внутренние движущие силы, и в то же время не позволяли бы развиваться чрезмерной стихийности, анархичности, всему тому, что идет во вред самой системе и даже способно ее разрушить».
Решение проблемы совершенствования организационной структуры потребительской кооперации заключается в мобилизации ее потенциала, внутренних возможностей для выхода из кризиса; скорейшей адаптации, приспособлении ее деятельности к условиям рынка; в укреплении единства на основе кооперативных принципов и ценностей. При этом необходимо помнить, что в нашей стране не раз уже проводились эксперименты по «совершенствованию» организационной структуры. Со времен «военного коммунизма» потребительские общества укрупнялись и разукрупнялись неоднократно. Так, буквально в последнее десятилетие перед распадом СССР была дана команда на основе мелких сельпо и их районных союзов создавать райпо. Но потом последовала критика «сверху», произошел частичный откат назад: райпо ликвидировались, сельпо восстанавливались.
Неумолимыми законами рыночной экономики ныне диктуются новые структурные преобразования. В одних регионах сохранились только райпо, в других они теперь преобладают. Как правило, при прочих равных условиях выживают и успешно развиваются крупные кооперативы - райпо. Концентрация и централизация кооперативного хозяйства неизбежны и впредь. Однако тут важно соблюсти два условия: любые структурные изменения должны проводиться в интересах пайщиков и без ущерба внутрикооперативной демократии. С этой точки зрения оправдано создание в потребительских обществах и союзах нового органа - совета, призванного отстаивать интересы именно пайщиков, а также повышение роли кооперативных участков потребительских обществ.
В то же время серьезной проблемой организационной структуры системы потребительской кооперации продолжает оставаться недемократичность ее управления. И хотя в специфически российских условиях административное управление еще будет долго преобладать на разных уровнях системы потребительской кооперации, необходимо создавать условия, как указывают Г.М. Ефремова и А.В. Ефремов, для повышения роли демократического управления и контроля в потребительских обществах и их союзах. Без этого в пайщике будет невозможно найти опору для развития и совершенствования системы потребительской кооперации России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бернвальд А.Р., Цихоцкий А.В. Потребительская кооперация в условиях перехода к рыночной экономике. Новосибирск: Наука, 1993.
2. Вахитов К.И. Потребительская кооперация в СССР. Учебник для кооперативных техникумов. М.: ЦУМК Центросоюза РФ, 1998.
3. Вместе ради будущего. 170 лет потребительской кооперации в России. Под ред. В.Ф. Ермакова. М.: Издательский дом Центросоюза, 2001.
4. Ефремова Г.М. Принципы международного кооперативного движения. \\ Проблемы развития рынка потребительских товаров: Материалы к научно-практической конференции 23-24 мая 1995 года. Ч. 1. Новосибирск ,1995.
5. Ефремова М., Ефремов А.В. Основы теории и истории потребительской кооперации. Новосибирск: СибУПК, 1999.
6. Ефремова Г.М. Потребительская кооперация России 21 века. - Новосибирск: СибУПК, 1999.
7. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации»: от 13 июня 1997 года / Российская газета от 17 июля 1997 года.
8. Макаренко А.П. Теория и история кооперативного движения. М.: Маркетинг, 1999.
9. О потребительской кооперации в Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года.
10. Темирбулатов А.О. Основы кооперативного строительства. М., 1991.
11. Тихонов В.А. Суть моей концепции // Литературная газета. - 1989. - 9 августа.
12. Файн Л.Е. Отечественная кооперация. Иваново, 1994.