Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Организация предпринимательской деятельности

Организация предпринимательской деятельности

8

План

1. Организация предпринимательской деятельности

2

2. Экономический рост: источники, типы.

8

3. Международная торговля: формы. Воздействие государства на внешнюю торговлю.

12

Используемая литература

18

1. Организация предпринимательской деятельности

Развитие сектора малого предпринимательства является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российской общества. Малое предпринимательство способствует увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней, снижению уровня безработицы, насыщению рынка разнообразными товарами и услугами.

Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие экономики, процессы ее стабилизации. На сегодняшний день малое предпринимательство переходит от стартового этапа к этапу развития. Важное значение имеют эффективность деятельности малых предприятий, активизация производственной и инновационной деятельности. Результаты обследований подтверждают такие экономические преимущества малых предприятий как: быстрая адаптация к рыночным условиям; низкая задолженность перед бюджетом и по выплате заработной платы; низкий уровень издержек производства и реализации, в том числе накладных расходов.

Исключительна роль социальной функции сферы малого предпринимательства. В настоящее время значительная часть населения страны частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается одной из основных возможностей создания новых рабочих мест.

Сегодня развитие малого предпринимательства введено в ранг государственной политики. Деятельность субъектов малого предпринимательства в значительной мере зависит от действий органов государственной власти различного уровня, которые осуществляют нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности.

Следует отметить, что существует целый ряд факторов, осложняющих процесс динамичного создания и развития новых малых предприятий, среди которых: неустойчивый спрос на продукцию малых предприятий, высокий уровень арендной платы или стоимость приобретения помещений, проблемы, связанные с безопасностью деятельности и др. Серьезным препятствием в развитии предпринимательской деятельности является сложность в получении кредитов в коммерческих банках. Основной причиной этого является отсутствие у малых предприятий залога. Поэтому, существует необходимость дальнейшего развития механизма государственных гарантий и лизинга.

Перспективы малого предпринимательства напрямую зависят от решения перечисленных проблем, и поэтому, основным фактором развития сферы малого бизнеса является разносторонняя система мер государственной поддержки на всех уровнях государственного управления. Все в большей степени актуальной становится необходимость разработки программ развития малого предпринимательства на муниципальном уровне.

Термин "организация" произошел от французского слова organisation, что означает организация, устройство, оборудование и от позднелатинского organiso - сообщаю стройный вид, устраиваю.

Организационная деятельность осуществляется в рамках созданных человеком формирований, называемых организационными системами.

По мере развития общества все более актуальной становится проблема повышения эффективности использования материальных и трудовых ресурсов и связанное с этим развитие организационной деятельности в области материального производства.

Каждое предприятие обязано обеспечивать своевременный выпуск высококачественной продукции в запланированном объеме при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Эту задачу можно решить только при рационально организованных производственных процессах. Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных трудовых и технологических процессов, направленных на превращение материалов в продукцию. Но не все предприятия создают продукцию так же существуют и посредники которые набавляют свой процент перепродают делая свой бизнес рентабельным. А Бизнес это и есть предпринимательство, бизнесмен - предприниматель. Предпринимательство - это сначала организация производства, экономической деятельности, самой жизни, а потом уже делание денег. Сущность предпринимательской деятельности состоит в том, чтобы быстрее найти и продать то, что нужно потребителю, заработав при этом с оборота каждой единицы продукции, а затем снова вложить заработанные средства в предприятие, позволяющее получить прибыль. Бизнес - это сложная и трудоемкая организационно-производственная деятельность, которая требует не только желания, но и большого умения.

Коммерческие организации создаются непосредственно с целью осуществления торговли. Они получают право собственности на продукцию. Некоторые из них (коммерческие организации с полным набором обслуживания). Число предприятий торговли растет с каждым годом и связано с расширяющимися потребностями потребителя в условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг.

Значение предпринимательства в рыночной экономике, очень велико. Без производственного предпринимательство и малого предпринимательства рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Предпринимательство в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП.

Основа для развития малых предприятий формируется на региональном уровне, причем в последнее время наметилась устойчивая тенденция к дальнейшей де-централизации и расширению прав регионов и местного самоуправления в сфере поддержки малого предпринимательства.

Конституция как свод важнейших юридических норм, регулирующих отношения между государством и личностью, не может не регламентировать отношения в сфере экономики. Конституционные гарантии предпринимательства настолько многочисленны, что в научном обиходе появилось условное понятие "экономическая конституция", обозначающее проникнутую внутренним единством совокупность конституционных норм, устанавливающих основные гарантии предпринимательства. Содержащиеся в ст. 8 Конституции РФ положения о единстве экономического пространства, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств, о поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности, о равенстве разных форм собственности позволяют уяснить сущность конституционного права на предпринимательскую деятельность.

Конституционные гарантии предпринимательства содержатся во всех главах Конституции, хотя нередко они формулируются в нормах, определяющих полномочия органов власти. Так, в ст. 75 Конституции основная функция Центрального банка РФ определена как необходимость обеспечения устойчивости рубля. Из принципа устойчивости рубля может быть выведен такой элемент содержания права на предпринимательскую деятельность, как право предпринимателей на благоприятную экономическую среду, исключающую прежде всего чрезмерную инфляцию. Независимость денежной системы от правительства, конституционный правовой статус Центрального банка РФ являются одновременно и конституционными гарантиями для развития предпринимательской деятельности. В статье 74 Конституции РФ содержатся положения о недопустимости установления на территории РФ таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Эти положения также предназначены для гарантирования права предпринимательской деятельности. Из статьи 106 Конституции следует, что решение вопросов о налогообложении предпринимателей может осуществляться только путем принятия законов, то есть закрепляется принцип распоряжения государственными финансами только на основе законов, принятых Государственной Думой и подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

В статье 57 Конституции указано, что предприниматели обязаны платить только законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Важной составной частью права на предпринимательство является право предпринимателей иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие имущества предпринимателей только по решению суда - важнейшая конституционная гарантия их имущественной независимости от государства.

Содержащееся в п. 3 ст. 35 Конституции положение о том, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения, исчерпывающе определяет цели и условия изъятия имущества у предпринимателей.

Если российские суды станут придерживаться практики широкого подхода к интерпретации понятия незаконной экспроприации, будет складываться благоприятный "климат" для развития предпринимательства, в том числе с участием иностранного капитала.

Безусловным стимулом для развития предпринимательства являются положения ст. 53 Конституции РФ о возмещении государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Это конституционное положение способно снижать степень риска, в том числе и политического. Даже право на неприкосновенность частной жизни, предусмотренное ст. 24 Конституции РФ, позволяет определить содержание права на предпринимательскую деятельность, поскольку в качестве своих элементов оно предполагает право на коммерческую тайну (право на тайну проведения деловых операций).

Праву предпринимателей на коммерческую тайну как элемент их конституционно-правового статуса регулирует право каждого свободно получать информацию (ст. 29 Конституции РФ). Каждый член общества вправе претендовать на получение объективной информации о деятельности предпринимательских структур, с тем, чтобы они с помощью недобросовестной рекламы не злоупотребляли своими правами.

Осуществление предпринимательских прав подпадает под общий конституционный режим - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17 Конституции).

Обогащает содержание права на предпринимательство содержащееся в ст. 30 Конституции право каждого на объединение.

Это право применительно к лицам, намеревающимся осуществлять предпринимательскую деятельность, означает свободу создания различных организационно-правовых форм (акционерные общества, товарищества, кооперативы и т. д.). Регистрация объединения означает не получение разрешения от государства, а юридический факт, с которым связывается возникновение правоспособности юридического лица.

2. Экономический рост: источники, типы.

Производство представляет собой не единовременный акт, а непрерывный процесс, развивающийся по восходящей линии. Граница производственных возможностей общества проходит через точки, характеризующие возможные альтернативы производства двух конкурирующих продуктов. При неполной занятости населения или не занятости ресурсов экономика производит меньше продукции. Однако рост населения и возрастание его возможностей обязывают выбирать такое направление, которое приводит к увеличению выпуска продукции. В повторяющийся процесс производства вовлекаются дополнительные средства производства и рабочая сила. Тем самым, наращивается экономический потенциал общества. Он выражается в количественном возрастании и качественном совершенствовании производимого общественного продукта и факторов его производства.

Общеэкономической предпосылкой, обеспечивающей непрерывность процесса воспроизводства в любом обществе, является поддержание определенной пропорциональности между частями и факторами производства, воспроизводство природных ресурсов и Среды обитания человека. Непрерывность и пропорциональность, в свою очередь, зависят от равновесия между спросом и предложением, т.е. от совпадения желаний продавцов продать товар и желаний покупателей приобрести его. Естественно, желаний, выражающихся в платежеспособном спросе.

Экономический рост определяется и измеряется двумя взаимосвязанными способами: возрастанием реальных объемов ВНП или ЧНП (валового и чистого национального продукта) за определенный период времени или как увеличение общественного продукта в расчете на душу населения, что означает повышение уровня жизни.

Растущая экономика характеризуется приростом годового реального продукта, который может использоваться для более эффективного удовлетворения существующих потребностей или для разработки новых программ. Динамично развивающаяся экономика в отличие от статической позволяет обществу иметь пирог и съесть его. Так, с начала этого века реальный продукт США увеличился в 12 раз, а численность населения возросла лишь в 3 раза. Это позволило не только увеличить поток товаров и услуг к среднему американцу в 4 раза, но и решать другие социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связаны с физической способностью экономики к росту, с предложением или наличием ресурсов.

Этими факторами являются:

1. Количество и качество природных ресурсов.

2. Количество и качество трудовых ресурсов.

3. Объем основного капитала.

4. Технология.

С другой стороны, рост зависит от факторов спроса, от обеспечения полного использования расширяющегося объема ресурсов и их распределения таким образом, чтобы получить максимальное количество полезной продукции. Экономический рост в индустриально-развитых странах имеет и свои недостатки. Высокие его темпы сопровождаются загрязнением окружающей среды и могут порождать беспокойство среди людей. Они начинают опасаться, что накопленные ими профессиональные навыки и опыт могут оказаться устаревшими по мере технического прогресса.

Критики экономического роста также выдвигают целый ряд требований в пользу того, что, хотя экономический рост обеспечивает нам "средства к жизни", он не может обеспечивать нам "хорошую жизнь". На протяжении двух столетий технического прогресса трудящиеся утратили эстетическое и чувственное удовлетворение от работы, превратились из ремесленников и мастеров в придатки машин.

Есть два пути экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При экстенсивном типе экономический рост достигается благодаря количественному увеличению факторов производства при сохранении его прежней технической основы: возводятся дополнительные производственные мощности, открываются новые шахты, рудники, создаются новые рабочие места. В сельском хозяйстве вовлекаются в хозяйственный оборот новые земельные массивы, как это было у нас в 50-х годах во времена освоения целинных и залежных земель.

При интенсивном типе экономического роста увеличение выпуска продукции и совершенствование ее качества достигается за счет улучшения использования имеющегося производственного потенциала и роста выхода конечной продукции с каждой единицы вовлеченных в производство ресурсов. Применяются новая техника и прогрессивные технологии, повышается квалификация рабочей силы.

В реальной жизни экстенсивные и интенсивные факторы не существуют отдельно в чистом виде, а сочетаются друг с другом в определенной комбинации. Перевод экономического развития на преимущественно интенсивные факторы роста - объективный процесс.

Но он требует больших усилий со стороны общества, т.к. связан с нахождением принципиально новых технических, технологических и организационно-управленческих решений. Преобразования в технологии вызывают необходимость в обновлении сложившихся форм ведения хозяйства, а в итоге претерпевает изменения вся система организационно-экономических и социально-экономических отношений. Каждая удовлетворенная потребность и решенная задача вызывает массу других не менее сложных проблем.

Рост производства и приумножение национального богатства достигаются трудом, социальной активностью населения. Человеку присуще естественное стремление к улучшению своей жизни и облегчению условий своего труда. Побудительными мотивами в хозяйственной деятельности человека выступают экономические интересы.

Источник экономического прогресса заложен в господствующих производственных отношениях, в их соответствии производительным силам. Устаревшие производственные отношения ослабляют экономические интересы человека, коллектива, предпринимателя. И наоборот, в условиях соответствия производственных отношений потребностям развивающихся производительных сил экономические интересы наполняются и выступают ускорителем экономического прогресса.

Частная предпринимательская деятельность рождает исключительно сильный стимул развития инновационной деятельности, повышает эффективность производства. Именно эти стимулы становятся основой экономического роста. Опираясь на них, Европа, начиная с XV века, все более уверенно становилась на путь интенсивного развития.

Активную роль в подъеме (или спаде) экономики играет надстройка, прежде всего хозяйственная политика государства.

3. Международная торговля: формы. Воздействие государства на внешнюю торговлю.

Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практиче-ски все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объ-емов экспорта,

Современная международная торговля -- торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) това-ров. В ней участвуют различные юридические лица -- корпорации, их объединения, государства, отдельные индивидуумы. Она явля-ется средством, с помощью которого страны могут развивать спе-циализацию, повышать производительность своих ресурсов и, та-ким образом, увеличивать общий объем производства.

Кроме того, немаловажной особенностью является самые разнообразные экономические и политические риски в междуна-родной торговле, обусловленные географическими, политически-ми, национальными факторами.

Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется. Анализ показывает исключительно быстрый рост товарооборота после второй мировой войны: с 1947 по 1973 гг. объем Мирового экспор-та ежегодно увеличивался примерно на 6%. В целом за послевоен-ный период произошел настоящий взрыв экспорта товаров: его объем при пересчете в текущие доллары увеличился с менее чем 25 млрд. долларов в 1939г. до примерно 2500 млрд. долларов в 1987г. 90-е годы не изменили этой тенденции.

Интенсивность торговых связей значительно различается по странам. На долю только промышленно развитых стран приходит-ся около 70% международной торговли и более 3/4 всего торгового оборота, включая услуги. В основном они ведут эту торговлю друг с другом: около 80% экспорта промышленно развитых стран, предназначается для других промышленно развитых стран. Для примера -- на долю взаимной торговли развивающихся стран про-изводится лишь четверть их экспорта.

Столь динамичное развитие внешней торговли объясняется ее положительным воздействием на уровень и качество экономи-ческого развития стран. Большинство стран в современных усло-виях--страны с открытой экономикой, т.е. значительная часть ВВП производится у них с участием внешнеторгового сектора.

Формы международной торговли разделяют на три вида.

1. По критерию объекта:

- торговля сырьем;

- торговля топливом;

- торговля продовольствием;

- торговля полуфабрикатами;

- торговля готовыми изделиями: производственного назначения; непроизводственного назначения;

- торговля услугами: производственными; транспортными; экспедиторскими; консультационными; консигнационными; посредническими; туристическими; маркетинговыми; учетными и др.

2. По критерию взаимодействия субъектов МТО:

- традиционная торговля (экспорт-импорт товаров и услуг);

- торговля кооперируемой и специализированной продукцией, которая осуществляется на основе долгосрочных соглашений;

- встречная торговля (бартер, операции с давальческим сырьем, операции на компенсационной основе).

3. По критерию регулирования МТО:

- обычная МТ -- осуществление регулирования в полном объеме в соответствии с национальным законодательством;

- дискриминационная МТ -- введение ограничений государством на экспортно-импортные операции;

- преференциальная торговля -- торговля, при осуществлении которой применяются льготы (налоговые, таможенные).

Методы осуществления МТО

- торговля напрямую -- не используются услуги посредников;

- торговля через посредников

Виды посредников:

- простые посредники -- физические и юридические лица частного права, которые способствуют поиску партнеров и заключению международных хозяйственных контрактов, но не участвуют в их выполнении;

- поверенные посредники -- физические и юридические лица, которые проводят сделки от имени и за счет доверителей, подписавших контракт;

- комиссионеры -- физические и юридические лица, заключающие международные хозяйственные контракты от своего имени, но за счет комитентов (продавцов и покупателей), которые несут при этом коммерческий риск;

- консигнаторы -- физические и юридические лица, которые принимают товар на свой склад (консигнационный), реализуют его, а нереализованный возвращают его владельцу;

- агенты -- физические и юридические лица, совершающие операции от имени и за счет своих клиентов, но не подписывающие международный хозяйственный контракт;

- сбытовые посредники -- физические и юридические лица, которые осуществляют перепродажу товаров от своего имени, оказывают покупателям услуги сервисного характера, рекламируют продукцию, а также сбытовые посредники, которые называются дистрибьюторами;

- дилеры -- независимые физические и юридические лица, которые осуществляют перепродажу товаров доверителей от своего имени и за свой счет.

Наряду с этими видами посредников существуют организационные формы посредников.

1. Международные товарные биржи (МТБ):

- публичные, в которых принимают участие все желающие физические и юридические лица;

- частные -- акционерные общества, в которых осуществляют торговые операции только их члены. При этом члены акционерной торговой биржи не получают дивидендов.

Международные товарные биржи -- это такие торговые учреждения, где осуществляется продажа одного товара крупными партиями.

2. Международные аукционы (МА)

Международные аукционы -- это международные учреждения, где осуществляется продажа драгоценностей, предметов роскоши и др.

3. Международные торги (МТ):

- открытые -- такие, в которых имеют право принимать участие все желающие физические и юридические лица;

- закрытые -- такие, в которых принимают участие наиболее авторитетные фирмы по специальным приглашениям.

Принципиальное отличие МТБ и МА от МТ состоит в том, что первые организовывают продавцы, а последние -- покупатели.

Все множество инструментов, которое есть в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятель-ности, можно условно разделить на две большие группы:

-- таможенные тарифы;

-- нетарифные ограничения;

Уже из названия следует, что все они имеют изначально про-текционистскую направленность. Государство увеличивает или уменьшает эту направленность в зависимости от внешних и внут-ренних обстоятельств, господствующих в тот или иной период представлений о национальных интересах, и действующих меж-дународных правил. Это касается и такой важнейшей составной части государственного регулирования внешнеэкономической сферы, как тарифное регулирование

Таможенные тарифы являются наиболее распространенными средствами внешнеторговой политики. Целью их применения наряду с ограничением свободы торговли является получение дополнительных финансовых средств, регулирование внешнеторговых потоков, защита отечественных производителей.

Тариф - это налог или таможенная пошлина, представляющая собой государственный денежный сбор с товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства. Иногда под тарифом понимают систематизированный по группам товаров перечень таможенных пошлин, которыми облагаются ввозимые или вывозимые товары.

Наиболее часто используемые нетарифные методы ограничения делятся на количественные и финансовые.

Количественные ограничения представляют собой административную форму государственного регулирования внешнеторгового оборота, определяющую номенклатуру и количество товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Они включают:

квотирование;

лицензирование;

«добровольное» ограничение экспорта

Самыми распространенными в настоящее время являются импортные квоты, т.е. «количественное ограничение объема иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну за определенный срок»

Большую предпочтительность импортных квот по сравнению с тарифами составляют следующие моменты:

- импортная квота дает возможность национальному производителю сохранить за собой определенную долю рынка вне зависимости от ценовой конкуренции со стороны иностранных поставщиков;

- фиксированный объем импорта дает возможность точного прогнозирования валютных расходов страны;

- применение квот дает правительству больше свободы в области управления внешнеторговой политики, так как введение тарифов регламентируется международными торговыми соглашениями;

- отраслям отечественной экономики, нуждающимся в защите легче добиться введения квот, чем импортного тарифа.

В Российской Федерации распределение квот и выдача лицензий при установлении количественных ограничений, как правило, осуществляются путем проведения конкурса или аукциона (причем как открытого, так и теневого) или в порядке фактического проведения операций по экспорту-импорту до суммарного исполнения квоты.

Кроме того, лицензированию подлежат экспорт и импорт специфических товаров, товаров и технологий двойного (военного и мирного) назначения, ядерных материалов, драгоценных металлов и камней, наркотических и психотропных средств, ядов.

Используемая литература

Макроэкономика, Агапова Т.А. Серегина С.Ф., Москва 2002

Международные экономические отношения, учебник, Рыбалкин В.Е., Москва 1999

Международные экономические отношения. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н, Москва, «Финансы и статистика» 2003

Международные экономические отношения. Авдокушкин Е.Ф., Москва 2002

Экономика, учебник, Булатова А.С., Москва 2003






Информация 







© Центральная Научная Библиотека