Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Организация работы фармацевтического предприятия

Организация работы фармацевтического предприятия

2

Содержание

Введение

1. Статус и номенклатура аптечных организаций

2. Торговые функции аптечных организаций

3. Организация работы аптечного пункта

3.1 Характеристика базы исследования

3.2 Анализ ассортиментных групп

3.3 Ценообразование на лекарственные средства, реализуемые через аптечный пункт

3.4 Анализ валового дохода. Прогноз валового дохода на ближайший период

3.5 Учёт в аптечном пункте

Выводы, предложения

Список использованной литературы

Введение

Фармацевтический рынок России является одним из быстрорастущих в мире. Объем фарм. Рынка в 2007 году составил 14,3 млрд. долл. (с НДС) в ценах конечного потребления, и рост к предыдущему году был на уровне 16%. Такие высокие показатели позволили России занять 11-ое место среди ведущих фармацевтических рынков планеты.

Основную долю российского фарм. рынка занимают продажи через аптеки готовых лекарственных средств (ГЛС). Благоприятная экономическая ситуация в стране (в 1-м полугодии 2008 г.), обеспечивающая быстрый рост платежеспособного спроса, а также качественное улучшение отношения россиян к своему здоровью - сказались на фарм. рынке страны.

По итогам 1-го полугодия 2008 г. объем коммерческого рынка ГЛС в потребительских ценах с НДС вырос на 21% к аналогичному периоду 2007 г.

В условиях мирового финансового кризиса отечественный фарм. рынок продолжает расти. Объем коммерческого рынка ГЛС в сентябре 2008 г. вырос на 19% по сравнению с августом 2008 г. Средняя стоимость упаковки ГЛС за последний месяц выросла на 4,9%. Фактор роста цен - один из основных факторов роста рынка в 2008 г.

На современном этапе рыночных отношений + кризис обостряется жесткая конкуренция между участниками фармацевтического рынка, что обуславливает поиск эффективных методов управления. Наблюдаются процессы разделения, объединения, укрупнения и ликвидации фарм. организаций.

Активный рост, предполагавший значительные финансовые вливания, стал затруднительным или невозможным в связи с кризисными явлениями на мировом финансовом рынке. В итоге ряд активно развивающихся компаний розничного сектора (в том числе фармацевтического) были вынуждены пересмотреть стратегию развития с экспансивного роста и наращивания инфраструктурного потенциала на качественное развитие, увеличение оборота существующих точек и конечно же увеличение прибыли, путем таких преимуществ как: широта ассортимента, повышение культуры обслуживания, низкие цены, дополнительные услуги, и т.п.

В связи с этим является очень актуальными изучение вопросов организации работы аптек и аптечных пунктов, изучение нормативно - правовой базы и особенностей подхода к управлению аптечным ассортиментом, что и послужило причиной выбора данной темы для моей курсовой работы.

1. Статус и номенклатура аптечных организаций

Лекарственное обеспечение является основополагающей частью системы традиционного здравоохранения. В то же время, лекарственное обеспечение может рассматриваться как самостоятельная отрасль со всеми особенностями, характерными для процессов производства и реализации продукции. Поэтому возникает противоречие между государственными социальными гарантиями на медицинскую, в том числе и лекарственную, помощь и интересами производителей, поставщиков, промежуточных и конечных потребителей фармацевтической продукции. Кроме того, лекарственное обеспечение является одной из самых сложных проблем реформирования здравоохранения в связи с тем, что:

1) постоянно возрастает роль медикаментозной составляющей в лечебно-диагностическом процессе;

2) увеличивается номенклатура лекарственных средств на фармацевтическом рынке России, в том числе появляется большое количество аналогичных по действию препаратов, значительно различающихся по стоимости;

3) появляются новые поставщики лекарственных средств, осуществляющие агрессивную стратегию продвижения своих товаров на фармацевтический рынок;

4) не снижается количество низкокачественных отечественных и импортных лекарств, поступающих на российский фармацевтический рынок, кроме того, из года в год в стране растут объемы изготовления и реализации через аптечную сеть фальсифицированных лекарственных препаратов;

5) медицинские и фармацевтические работники на данном этапе не обладают возможностью получения полной и качественной информации обо всех новых лекарственных средствах ввиду большого количества новых торговых наименований предлагаемых лекарственных средств и рекламного характера представляемых сведений;

6) возрастает уровень коммерциализации системы лекарственного обращения и дорожают лекарственные средства, что обусловлено фактически возрастающим спросом на данную продукцию, вызванным ухудшающимся состоянием здоровья населения, распространением самолечения и объективной или субъективной безвыходностью ситуации, вынуждающей приобретать лекарственные средства;

7) сохраняется объективный дефицит финансовых средств, связанный в первую очередь с хроническим недофинансированием всей системы здравоохранения, в том числе на приобретение лекарственных средств;

8) сохраняется низкий уровень доходов населения, зачастую не позволяющий использовать в процессе лечения новые высокоэффективные, но, к сожалению, крайне дорогие препараты;

9) существующая система контроля за фармацевтической деятельностью не в состоянии выполнять свои функции в полной мере из-за большого количества оптовых, мелкооптовых и розничных организаций, реализующих лекарственные средства.

Все вышеуказанные тенденции являются мотивами для разработки современной концепции лекарственного обеспечения населения. Концепция позволит определить роль и место фармацевтической службы, статус аптечных организаций, роль государственных аптечных предприятий, которые должны стать центральным звеном для проведения национальной политики в области лекарственного обеспечения населения.

До сих пор существующие законодательные и нормативные документы не дают однозначного определения фармацевтической деятельности.

С точки зрения Гражданского Кодекса РФ, фармацевтическая организация - это самостоятельно хозяйствующий субъект, основная цель которого - получение прибыли.

Статус фармацевтической организации как организации здравоохранения закреплен в:

Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 №5487

Приказ МЗ и СР РФ №627 от 7.10.2005 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения»

ОКУН - общероссийский классификатор услуг - ОК 002 -93 от 28 июня 1993, №163.

Закон РФ «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» относит фармацевтические организации к учреждениям здравоохранения, основная цель которых - лекарственное обеспечение населения.

Приказом МЗ и СР РФ №627 от 07.10.2005. «О единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения» утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

К учреждениям здравоохранения отнесены четыре группы организаций:

Лечебно - профилактические:

Учреждения здравоохранения особого типа

Учреждения государственного санитарно - эпидемиологического надзора и гигиенического образования населения государственной санитарно - эпидемиологической службы:

Аптечные учреждения (аптека):

Аптека

Аптечный пункт

Аптечный киоск

Аптечный магазин

В общероссийском классификаторе услуг населению - ОК 002 - 93 «услуги аптечных подразделений» отнесены к медицинским услугам (раздел - прочие медицинские услуги):

081 000 медицинские услуги;

081 100 - услуги стационарных лечебных учреждений;

прочие медицинские услуги;

081 700 - прочие медицинские услуги;

081 706 - услуги аптечных подразделений.

В номенклатуру работ и услуг в здравоохранении, утвержденную МЗ и СР РФ 12 июля 2004 г. №337, включены фармацевтические работы:

Раздел D. Манипуляции, исследования, процедуры и работы в здравоохранении

08

Фармацевтические работы

08.01

Фармацевтические работы в медицинских учреждениях

(организациях)

08.02

Работы клинического фармаколога

08.03

Работы по оптовой торговле

08.04

Работы, связанные с отпуском

(реализацией) ЛС в аптечных учреждениях

08.05

Организация тендера

Раздел F. Услуги медицинского сервиса

02

Услуги справочно-информационных служб с использованием современных компьютерных технологий

05

Услуги по транспортировке в здравоохранению

05.04

Организация доставки ЛС и средств лекарственного применения

Статус фармацевтических организаций как торговых организаций подтверждается отнесением их к торговым организациям классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) - ОК 029 -2001 и ФЗ «О лекарственных средствах» №86 от 22.06.1998 с изм. и доп.

Таким образом, в основных законодательных и нормативных документах противоречиво трактуется статус фармацевтических организаций.

Приказ МЗ и СР РФ от 3 мая 2005 №319 «Об утверждении видов аптечных учреждений» утверждает следующие виды аптечных организаций:

аптека - организация, предназначенная для оказания фармацевтической помощи, осуществляющая изготовление, расфасовку, отпуск населению и учреждениям здравоохранения ЛС, реализацию прочей фармацевтической продукции и осуществление других фармацевтических услуг.

2. аптечный пункт:

с правом изготовления лекарственных средств;

без права изготовления лекарственных средств; предназначен для отпуска населению и учреждениям здравоохранения готовых лекарственных средств заводского и внутриаптечного изготовления, кроме наркотических средств и психотропных веществ, реализации товаров аптечного ассортимента и оказании фармацевтических услуг в рамках имеющейся лицензии.

3. аптечный киоск - подразделение аптеки, независимо от организационно - правовой формы собственности, предназначенное для отпуска лекарственных средств населению в пределах ассортимента, разрешенного в установленном порядке к отпуску без рецептов, а также реализации других товаров медицинского назначения и оказания фармацевтических услуг.

аптечный магазин - организация, предназначенная для реализации товаров медицинского назначения, средств декоративной и лечебной косметики и парфюмерии, другой продукции, предназначенной для поддержания и пропаганды здорового образа жизни, а также лекарственных средств, разрешенных к отпуску в установленном порядке к отпуску без рецептов.

2. Торговые функции аптечных организаций

Один из персонажей романа Владимира Орлова «Аптекарь» уговаривает своего бывшего однокурсника, а ныне провизора (называющего себя «человеком аптеки»), сменить место работы, приводя при этом следующую аргументацию:… я помню о твоих принципах, но что такое аптека в нашем веке и кто в ней аптекарь? Магазин! И ты в ней продавец! Ты, Миша, торговый работник. И все…».

Наверное, с подобной характеристикой собственной профессии не согласится ни один уважающий свое дело провизор. И не потому, что, согласно мнению некоторых, быть торговым работником не очень престижно. Просто в таком случае не совсем понятно, зачем будущему «продавцу» поступать в высшее учебное заведение, в течение пяти лет «грызть гранит» медицинских наук, постигать множество фармацевтических и химических дисциплин, получать массу других знаний, для продавца, может быть и не лишних, но совсем не обязательных.

Точку зрения персонажа романа можно назвать ошибочной или радикальной; однако она, к сожалению, высвечивает тот весьма распространенный взгляд на профессию аптечного работника, который является следствием упрощенного и однобокого понимания функций, возложенных на аптечные учреждения, и роли аптечных, а в более широком плане, фармацевтических работников в системе здравоохранения. Но одно дело, когда посетители аптек, говоря о работниках «первого стола» (или обращаясь к ним), употребляют слово «продавец», и другое, когда отношение к провизорам и фармацевтам как торговым работникам (или к аптекам как исключительно торговым учреждениям) проявляется в профессиональной среде и даже находит отражение в нормах законодательства.

С точки зрения законодательства.

Базовый для фармацевтической отрасли Федеральный Закон «О лекарственных средствах» дает следующее определение аптечного учреждения: «организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона» - выделяя, таким образом, из всего спектра «аптечных» функций только две, торговую и производственную. Из этой формулировки, а также из других определений, приведенных в законе, вероятно, следует, что профессиональная деятельность аптечных работников - это в основном и в первую очередь торговля лекарственными препаратами. Мало того, из этих положений отнюдь не очевидно, что аптечные учреждения являются частью системы здравоохранения, а фармацевтическая деятельность - профессиональной деятельностью в рамках этой системы.

С ФЗ «О лекарственных средствах» созвучен и введенный в действие 1 января 2003 г. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). Деятельность аптечных организаций отражена ОКВЭД в разделе G под красноречивым названием «Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования» и обозначена как «розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами» (код 52.3). В то же время в разделе N, где классифицирована деятельность в области здравоохранения и социальных услуг, отсутствует даже упоминание о фармацевтической деятельности или деятельности аптечных организаций, фармацевтических и аптечных услугах.

По-видимому, иной точки зрения придерживаются разработчики Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), в котором аптечные услуги, обозначенные, правда, как «услуги аптечных подразделений» (код 081706 6) отнесены к подгруппе «Медицинские услуги». И в статьях 12, 13 и 14 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» однозначно определено, что аптечные учреждения, фармацевтические предприятия и организации разных форм собственности являются частью государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения. ОСТ «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» характеризует деятельность аптечных учреждений следующим образом. В пункте 2.5 Отраслевого стандарта перечислены функции, которые могут осуществляться аптечными организациями.

Их можно условно разделить на несколько групп:

- торговые функции (реализация готовых лекарственных препаратов по рецептам и без рецептов; реализация других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных учреждений (лекарственного растительного сырья, изделий медицинского назначения, предметов личной гигиены, оптики, минеральных вод и др.);

производственные функции (изготовление лекарственных препаратов по рецептам врачей и требованиям учреждений здравоохранения);

социальные функции (отпуск лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельным группам населения).

В определенной степени к социальным могут быть отнесены и производственные (так как внутриаптечное производство лекарств является, как правило, низкорентабельным либо убыточным), а также частично торговые функции аптечных предприятий (такие, например, как реализация лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛС в рамках обеспечения государственного регулирования цен на лекарственные средства);

консультативно-информационные функции («оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения», «предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов», «предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах»);

сервисные функции (отпуск предметов через пункт проката);

оказание первой медицинской помощи.

Далеко не каждое аптечное учреждение обременено производственными функциями или имеет пункт проката, а оказание первой медицинской помощи является, безусловно, важной, но не основной функцией аптеки. Поэтому, для того чтобы расставить приоритеты в деятельности аптечных работников, понять роль и место профессии в обществе, системе здравоохранения, необходимо в первую очередь дать ответ на вопрос, кем является провизор (или фармацевт) - дипломированным продавцом лекарств и сопутствующей продукции или все же сертифицированным специалистом (лицензированного учреждения), оказывающим профессиональные консультации по применению лекарственных препаратов и других аптечных товаров, в том числе и при их отпуске (продаже, реализации). Другими словами, важно понять, в какой степени работник аптеки консультант, и в какой степени продавец, и что стоит на первом месте с точки зрения профессиональных обязанностей и той общественной миссии, которая возложена на аптечные учреждения в современных условиях. Это поможет прояснить, каковым должно быть восприятие аптечных организаций - как торговых предприятий по продаже лекарственных препаратов, либо как учреждений системы здравоохранения, выполняющих наряду с другими и торговые функции в целях лекарственного обеспечения населения.

Роль аптечного работника как консультанта по рациональному, эффективному и безопасному применению лекарственных препаратов и одного из участников процесса лечения (треугольник «врач - провизор / фармацевт - пациент»), к сожалению, также не в полной мере отражена в нормативных документах. В частности, в Общероссийском классификаторе занятий (ОКЗ) указано, что обязанности фармацевтов включают «консультирование пациентов по вопросам дозировки, порядка приема и совместимости отдельных лекарств», но такую формулировку, конечно, трудно назвать исчерпывающей и емкой. Действующая на сегодняшний день номенклатура фармацевтических должностей и специальностей «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР), «Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения» (приложение 3 к приказу №377 МЗ РФ от 15.10.99 г.), «Номенклатура (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации» (приказ МЗ РФ №337 от 27.08.99 г.) также не отражает основное предназначение работников «первого стола» - профессиональное консультирование при отпуске лекарственных препаратов. Например, должность работника аптечного учреждения, специалиста с высшим фармацевтическим образованием, осуществляющего отпуск лекарственных препаратов и консультирующего по вопросам их применения, обозначается в действующей номенклатуре устаревшим определением «провизор-технолог», хотя, наверное, правильнее (и ближе к существу исполняемых функций) было бы назвать ее «провизор-консультант».

Что касается повседневной практики, то необходимость уделять особое внимание профессиональному консультированию как одной из основных функций (и, в то же время, услуг) аптечного предприятия, осознается все большим количеством руководителей аптек и аптечных сетей. В рекламных текстах, на «аптечных» web-сайтах (в том числе, и интернет-аптек), на информационных стендах и табличках в самих аптеках, все чаще можно встретить словосочетания «провизор-консультант», «врач-консультант», «продавец-консультант». Конечно, подобная рекламная стратегия является, в первую очередь, маркетинговым ходом, позволяющим привлечь дополнительное количество посетителей за счет повышения качества консультационных услуг, придания им современной и более удобной для покупателей формы. Кроме того, многие аптечные предприятия работают в очень интенсивном ритме, и необходимость оперативно обслуживать покупателей нередко приводит к снижению качества консультационных услуг.

В условиях большого наплыва посетителей провизору (фармацевту) за кассовым аппаратом («за первым столом») бывает трудно спокойно и доверительно побеседовать с покупателем, грамотно и квалифицированно проконсультировать его. Поэтому наличие в штате аптечного предприятия «освобожденного» провизора-консультанта позволяет оптимизировать работу с населением. В то время, как консультант, проводит конфиденциальную беседу с обратившимся к нему посетителем, выслушивает его, задает необходимые вопросы, решает, не нужно ли порекомендовать человеку обратиться к врачу, помогает в случае необходимости осуществить выбор конкретных лекарственных препаратов, предоставляет необходимую информацию по их надлежащему применению и хранению (словом, обслуживает посетителя в рамках концепции ответственного самолечения) - другой провизор (или фармацевт) берет на себя выполнение торговых функций за кассовым аппаратом. Однако отдельные формы и методы оказания консультационных услуг, как это ни парадоксально, способствуют снижению профессионального статуса провизоров и фармацевтов, ограничению их деятельности рамками торговых функций. В этом плане стоит упомянуть появившуюся сравнительно недавно в некоторых аптечных предприятиях должность «врач-консультант».С одной стороны, грамотный и квалифицированный врач (терапевт, педиатр и т.д.), умеющий найти подход к посетителям и использующий в процессе консультирования накопленный багаж знаний и опыт медицинской практики, безусловно, является для аптеки ценным приобретением, и появление такого специалиста в аптечном коллективе можно приветствовать.

Известно, что многие покупатели с большим доверием относятся к советам врачей, чем рекомендациям аптечных работников. В то же время, по хорошо известным причинам, большинство людей обращаются в лечебные учреждения только при серьезной необходимости, в остальных случаях предпочитая решать свои проблемы со здоровьем самостоятельно или при помощи рекомендаций аптечных работников. Придти в аптеку, как правило, легче (в том числе, и психологически), чем на прием в поликлинику. Поэтому многие предпочитают получить консультацию именно в аптеке (это более доступно, удобно, и что немаловажно, бесплатно), чем в государственном или частном лечебном учреждении. Так что появление в некоторых аптеках и аптечных сетях должности «врач-консультант» - процесс, в определенной степени, закономерный - врач приходит в аптеку и становится, в некотором роде, ближе к людям. В той его части, которая касается ответственного самолечения, плодотворное и эффективное взаимодействие в системе «врач - провизор / фармацевт - пациент» реализуется в пределах аптечного учреждения, что создает дополнительное поле возможностей для повышения качества консультационных услуг.

Однако проблема в том, что согласно действующему законодательству, врач, работающий в аптечной организации, имеет право консультировать посетителей только в тех пределах, в которых консультирует провизор (или провизор-консультант), и не более того.

Консультирование и информирование в аптечных учреждениях, кем бы оно ни исполнялось - провизором или врачом, осуществляется на основании одних и тех же нормативных документов, в частности, на основании пункта 2.5 вышеупомянутого Отраслевого стандарта, где в числе прочих определены следующие функции аптечных организаций:

- оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения (аптеки, аптечные пункты);

- предоставление населению необходимой информации по надлежащему использованию и хранению лекарственных препаратов в домашних условиях (аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины);

- предоставление медицинским работникам учреждений здравоохранения, просвещения, социального обеспечения и др. необходимой информации об имеющихся в аптеке лекарственных препаратах, а также о новых лекарственных препаратах (аптеки, аптечные пункты).

В то же время врач-консультант, работая с посетителями аптечного предприятия, не имеет право на профессиональные действия, которые могут квалифицироваться как «медицинская деятельность» (осмотр пациента, измерение давления, температуры, использование других диагностических приборов и т.д.), так как для этого требуется соответствующая лицензия. Получается, что приход в аптеку врача не приводит к реальному расширению спектра аптечных услуг, хотя и является удачным маркетинговым ходом и способствует привлечению дополнительного количества покупателей. Врач-консультант выполняет (или, по крайней мере, должен выполнять с точки зрения законодательства) в аптеке ту же работу, которую выполнял бы на его месте провизор-консультант, возможно, немного по-другому, учитывая его профессиональный опыт и знания. Выделение в штате аптечного учреждения отдельной должности «врач-консультант» с одной стороны помогает разгрузить провизоров и фармацевтов, но с другой - «освобождает» их от тех самых функций, которые «облагораживают» профессию и делают их не только продавцами лекарств и иной аптечной продукции, а специалистами по рациональному, эффективному и безопасному применению лекарственных препаратов.

Что же касается самой возможности поступления врачей на работу в аптечные учреждения, то пункт 8.3 Отраслевого стандарта (глава VIII - «Требования к персоналу аптечных организаций») допускает привлечение лиц с высшим и средним медицинским образованием в качестве консультантов «в отделах аптечных организаций с открытой формой выкладки товаров»; поэтому на сегодняшний день врачей-консультантов чаще можно встретить в сетевых аптеках.

Исходя из всего вышеизложенного, можно констатировать - повседневная аптечная практика в нашей стране складывается таким образом, что торговые функции аптечных учреждений зачастую выходят на первый план, и «продавец» в провизоре (фармацевте), к сожалению, нередко перевешивает «консультанта». Подобная тенденция находится в заметном противоречии с теми подходами к профессии аптечного работника, которые развивают и пропагандируют Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), международные фармацевтические организации, научные учреждения и т.д.

Роли фармацевта в системе здравоохранения, развитию концепции фармацевтических услуг было посвящено несколько совещаний консультативных групп специалистов, организованных ВОЗ в сотрудничестве с Международной фармацевтической федерацией - FIP. Результатом этих заседаний, а также других мероприятий, проведенных при участии ВОЗ, явилось принятие целого ряда документов. В частности, следует упомянуть доклад «Роль фармацевта в системе здравоохранения» (1994 г., WHO/PHARM/94.569), резолюцию Всемирной ассамблеи здравоохранения (WHA) «Роль фармацевта в поддержке обновленной лекарственной стратегии ВОЗ» (1994 г., WHA resolution 47.12), доклад «Роль фармацевта в процессе самолечения» (1998 г., WHO/DAP/98.13).В вышеуказанной резолюции признается «ключевая роль фармацевтов в системе здравоохранения и применении лекарственных средств». В документах ВОЗ отмечается, что значение профессии фармацевта за последние годы ощутимо выросло, что в немалой степени связано с «вызовами самолечения», которое является, по мнению этой всемирной организации, «первичным ресурсом любой системы здравоохранения».

Рост самолечения, как следствие самых различных факторов современной жизни (социоэкономических, демографических, экологических, изменений в образе и ритме жизни, расширения ассортимента и большей доступности аптечной продукции, увеличения потенциальной возможности справиться с определенными заболеваниями с помощью самолечения и т.д.) возлагает на аптечного работника ответственность качественного и надлежащего информирования и консультирования по всем вопросам, связанным с правильным выбором и рациональным применением лекарственных препаратов (в первую очередь, безрецептурных), требует от него активного участия (в рамках своей компетенции) в предупреждении и решении проблем, возникающих в ходе лечения.

Документы ВОЗ, касающиеся роли фармацевта в системе здравоохранения, однозначно исходят из того, что фармацевт, где бы он ни работал - в аптеке, больнице, лаборатории, на производстве или в академическом учреждении - является «членом команды по поддержанию здоровья населения» и что «забота о здоровье людей должна быть большим приоритетом для фармацевта, чем продажа лекарств».

В Хартии сотрудничества между Фармацевтической группой Евросоюза (PGEU) и организацией, представляющей интересы производителей безрецептурных лекарственных препаратов, Европейской ассоциацией индустрии самолечения (AESGP), две важнейшие составляющие профессии фармацевта совмещены следующим образом: «Фармацевт является помощником (советчиком, консультантом) людей в их каждодневной заботе о своем здоровье и ключевой фигурой в обеспечении потребителей лекарственными средствами». Хартия отмечает, что фармацевт обязан предоставлять компетентную и грамотную консультацию о лекарственных препаратах, которые он отпускает населению.

Повышению внимания к консультативным функциям аптечных работников способствовала и разработка, начиная с 90-х годах прошлого века, специалистами ВОЗ, FIP, PGEU стандартов надлежащей аптечной практики - GPP («Стандарты качества аптечных услуг», FIP, 1993 г.; «Надлежащая аптечная практика в аптечных учреждениях», ВОЗ, Женева, 1996 г.; «Надлежащая аптечная практика в Европе», PGEU, 1998 г.; «Надлежащая аптечная практика в новых независимых государствах. Руководство по разработке и внедрению стандартов», ВОЗ, 2001).

Одной из важнейших целей GPP является обеспечение доступа к объективной информации о лекарственных средствах, информирование о правильном их применении; одним из основных элементов - «деятельность, связанная с самолечением, включая рекомендации о лекарственном и ином лечении симптомов заболеваний, которые можно лечить самостоятельно».

Согласно требованиям GPP, аптека должна предоставлять консультации по просьбе пациентов (покупателей, посетителей) или в случае необходимости.

Разработчики стандартов «Надлежащей аптечной практики в Европе» полагают, что для предоставления рекомендаций по самолечению могут быть выделены специально подготовленные сотрудники. В целях обеспечения высокого качества аптечных услуг и правильного выбора безрецептурных лекарственных препаратов для каждого покупателя и в каждом конкретном случае GPP предполагает наличие стандартов для:

- проведения конфиденциальной беседы с посетителем;

- систематического выяснения его проблем (или оценки симптомов), например: у кого возникла проблема (возраст, пол, состояние (например, беременность), индивидуальные особенности), в чем она заключается, каковы симптомы, как долго продолжается недомогание, какие меры уже приняты и (или) какие лекарства уже принимались и т.д.

Индивидуальное консультирование в случаях самостоятельного выбора лекарственных препаратов включает в себя такие элементы, как:

- консультирование в отношении выбора безрецептурных лекарственных препаратов.

Информационной основой для консультирования посетителей аптеки служит, в первую очередь, официальная информация, сопровождающая обращение лекарственного средства, в частности, инструкция по применению лекарственного препарата. В то же время при выборе безрецептурного лекарственного средства фармацевт использует свой профессиональный опыт, принимая во внимание эффективность, безопасность и рациональность применения препарата в каждом конкретном случае. Разработчики стандартов «Надлежащей аптечной практики в Европе» полагают, что «для каждого симптома или недомогания, которое можно вылечить самостоятельно, в аптеке должен существовать протокол, которому должен следовать фармацевт»;- консультирование по применению безрецептурных лекарственных препаратов. Фармацевт должен сделать все от него зависящее, разумеется, в рамках своих возможностей и полномочий, чтобы у покупателя не было никаких неясностей и сомнений относительно свойств и надлежащего применения рекомендованных ему препаратов (действие, способ и продолжительность применения, противопоказания, возможные побочные эффекты, взаимодействие с другими лекарственными средствами, алкоголем, пищей и т.д.);- консультирование об условиях надлежащего хранения лекарственных препаратов;- предоставление рекомендаций по самолечению без применения медикаментов;- направление в случае необходимости к другим работникам здравоохранения (например, к лечащему врачу и т.д.). В ходе беседы с посетителем и выяснения его проблем фармацевту надлежит определить, не связаны ли эти проблемы с таким расстройством здоровья, при котором больному следует рекомендовать обратиться к врачу. Конечно, широкое внедрение некоторых стандартов GPP, касающихся профессионального консультирования и информирования, требует заметного смещения приоритетов в повседневной аптечной практике, повышения уровня профессиональной подготовки в области медицинских знаний; и в этом смысле это скорее не сегодняшний, а завтрашний день нашей аптечной системы, один из следующих этапов ее развития. Тем не менее, это обстоятельство не должно умалять значимости консультационных услуг в деятельности аптечных предприятий, роли провизоров и фармацевтов как специалистов по вопросам лекарственной помощи.

Даже если в аптечном предприятии существует разделение торговых и консультативных функций между работниками, например, предусмотрена отдельная должность провизора-консультанта («освобожденного» от выполнения торговых операций), все равно эти функции в рамках аптечного учреждения представляются двумя составляющими единого целого. В то же время, консультативно-информационные функции могут осуществляться и отдельно от торговых. Миссия и сфера деятельности фармацевтического работника не ограничиваются пределами аптечных учреждений; его предназначение как специалиста по лекарственным средствам рассматривается в современном контексте более широко - оказывать консультативную помощь везде, где в целях предупреждения или лечения заболеваний, поддержания здоровья, требуются компетентное информирование о лекарственных препаратах и профессиональные рекомендации по их применению. Поэтому в сферу ответственности профессии в целом входит консультирование и информирование не только населения, но и различных учреждений и служб (в первую очередь, медицинских, а также просвещения, социального обеспечения и т.д.). В современных условиях оптимальное и оперативное решение многих задач, стоящих перед лечебно-профилактическими учреждениями, требует профессионального участия фармацевтических работников. Активное сотрудничество врачей (как специалистов по профилактике и лечению заболеваний) и провизоров (как специалистов по лекарственным препаратам) необходимо для проведения рациональной и результативной лекарственной терапии. За последние десятилетия лечебные учреждения многих стран мира стали пользоваться консультационными услугами фармацевтов; как следствие, появились такие должности как «фармацевт-консультант», «клинический фармацевт», «госпитальный фармацевт», «провизор-информатор». Чтобы плодотворно работать в лечебном учреждении - консультировать врачей и больных по всем вопросам, касающимся применения лекарственных препаратов, помогать осуществлять выбор конкретного препарата в фармакологической группе, участвовать в оптимизации схем лекарственной терапии (как с точки зрения эффективности лечения, так и с точки зрения экономической целесообразности), информировать врачей о новых лекарственных средствах, решать вопросы рациональной замены при отсутствии препарата и т.д. - провизор должен обладать соответствующей квалификацией и опытом. Поэтому в большинстве стран мира фармацевты, желающие работать в лечебном учреждении в качестве консультантов, должны пройти специализацию; для них предусмотрены специальные образовательные программы и курсы повышения квалификации, сертификационные циклы и даже (в некоторых странах) лицензирование.

В Соединенных Штатах, в 50-х годах прошлого века, когда группа передовых американских фармацевтов занялась оптимизацией использования лекарственных препаратов в учреждениях по уходу за престарелыми, появилось определение, а спустя некоторое время и специальность - «фармацевт-консультант». Сам термин «consultant pharmacist» был предложен Джорджем Аршамбо (George F. Archambault), которого в США считают «отцом-основателем» фармацевтического консультирования. Спустя полвека, американские фармацевты-консультанты продолжают успешно оказывать свои профессиональные услуги широкому спектру лечебных учреждений, учреждений по уходу (за престарелыми, людьми с ограниченными возможностями и т.д.) и в самых различных форматах: они могут находиться в штате медицинского или социального учреждения, работать по контракту от аптеки, другой организации, предоставляющей фармацевтические услуги, или индивидуально. Большинство американских фармацевтов-консультантов (которых на сегодняшний день насчитывается более 10 тысяч) объединены в профессиональную ассоциацию - Американское общество фармацевтов-консультантов (American Society of Consultant Pharmacists, ASCP), имеют свой этический кодекс и периодическое издание («The Consultant Pharmacist»). Чтобы стать сертифицированным фармацевтом-консультантом, необходимо пройти соответствующий образовательный курс и сдать сертификационный экзамен; на экзамене проверяется умение претендента решать профессиональные задачи, которые могут возникнуть в ходе его практики. Особое внимание при подготовке фармацевтов-консультантов уделяется гериатрической фармакотерапии. И это не только дань истории возникновения специальности «consultant pharmacist» и не только следствие того факта, что для США характерно широкое привлечение фармацевтов для консультирования в учреждениях по уходу за пожилыми людьми. Значительный процент пациентов большинства лечебных учреждений составляют люди старшего возраста. Им чаще требуется медикаментозное лечение, при этом зачастую назначается сразу несколько препаратов. При работе с людьми старшего возраста необходимо вдвойне подчеркнутое внимание к таким факторам, как сочетаемость (взаимодействие) лекарственных средств, способ и продолжительность их применения, побочные действия, наличие хронических заболеваний и др. Поэтому знание гериатрической фармакотерапии рассматривается как необходимое условие для успешной работы «фармацевтов-консультантов». Американские фармацевты имеют возможность сдать специальный экзамен по гериатрической фармакотерапии и стать сертифицированными гериатрическими фармацевтами (certified geriatric pharmacist), получив дополнительную профессиональную квалификацию. В нашей стране еще не так давно взаимодействие между врачами и фармацевтическими работниками осуществлялось посредством провизоров-информаторов, которые должны были стать для врачей основным источником информации о лекарственных средствах (в том числе и о новых препаратах).

В условиях дефицита лекарств провизоры-информаторы выполняли и справочные функции: предоставляли информацию о наличии тех или иных лекарств в аптеках, в случае отсутствия препарата помогали осуществить грамотную замену.

Сегодня врачи получают сведения о новых лекарственных препаратах, как правило, из других источников и в большинстве случаев обходятся без рекомендаций и помощи аптечных работников - консультационные и информационные услуги провизоров почти не востребованы лечебными учреждениями. Поэтому вряд ли можно говорить, применительно к нашей реальности, о «ключевой роли» провизоров в системе здравоохранения и применении лекарственных средств (о чем заявлено в вышеупомянутой резолюции WHA). И в этом также в какой-то степени отражается отношение к провизорам как снабженцам и продавцам, а не как информаторам и консультантам. Счет разрешенных к применению в нашей стране лекарственных препаратов идет уже не на тысячи, а на десятки тысяч. Ориентироваться в этом море наименований и уметь предоставить по каждому из них исчерпывающие и компетентные рекомендации - это сфера деятельности и ответственности фармацевтических работников. Лекарства, как известно, товар особый. И отпускают их в аптечных учреждениях тоже люди особые. Такие же, как и все, но все же особые, облеченные особой ответственностью рекомендовать и отпускать людям лекарства, предоставлять консультации по их применению. И эту миссию, по большому счету, никто, кроме них, выполнить не может.

Товарная политика в сфере лекарственного обеспечения тесно связана с законодательством, которое регламентирует производство, распределение и потребление ЛС, о чем свидетельствуют ограничения в виде нормативных документов:

Государственный регистр ЛС, разрешенных к отпуску на территории РФ

Перечень наркотических средств и психотропных веществ, который строго регламентирует обращение этих ЛС на территории РФ - определяет ФЗ «О наркотических ЛС»

Списки сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств, утвержденные постановлением ПККН от 15.06.05.

Перечни лекарственных средств списков А и Б - утверждены приказом МЗ РФ №472 от 31.12.1999

Перечень лекарственных средств, отпуск которых разрешен без рецепта врача - приказ МЗ и СР РФ №578 от 13.09.2005

О минимальном ассортименте ЛС - приказ МЗ и СР РФ №312 от 29.04.2005

Перечень лекарственных средств, отпуск которых запрещен амбулаторным больным - Приказ №110 от 12.02.2007.

Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС - утвержден Постановлением Правительства РФ №2343-р от 29.12.2005

В связи с этим выделяют следующие факторы, которые влияют на формирование аптечного ассортимента:

o Местоположение аптеки

o Контингент жителей, которых обслуживает аптека

o Профиль ЛПУ, который обслуживается аптекой по договору

o Специализация аптеки

o Учитывается заболеваемость, сезонность

o Проведение маркетинговых исследований, АВС, ХУZ - анализа

o Есть или нет договор на обслуживание льготных категорий населения

o Какие виды деятельности прописаны для аптеки в лицензии, разрешен или нет оборот наркотических и психотропных веществ и т.д.

В настоящее время аптечные организации занимаются реализацией огромного ассортимента товаров, перечень которых определен ФЗ «О лекарственных средствах»:

лекарственные средства

изделия медицинского назначения

предметы личной гигиены

оптика

натуральные и искусственные минеральные воды

лечебное, детское и диетическое питание

парфюмерная и косметическая продукция

дезинфицирующие средства.

Формирование ассортимента косметических товаров требует не менее серьезного подхода, чем профильного. Сейчас же, зайдя даже в небольшую аптеку, можно увидеть довольно широкий выбор косметической продукции: как собственно дерматологическую и фармацевтическую косметику, так и недорогой «масс-маркет». Нередко косметику, которая представлена на аптечных прилавках, можно увидеть и в других местах продажи, даже весьма сомнительных. Такая ассортиментная стратегия связана как с разнородным потребительским контингентом аптек, так и с экспансией самого косметического рынка. Понятно, что для многих производителей сама возможность присутствия в аптечном ассортименте используется как своеобразное подтверждение «особых» лечебно-профилактических свойств. Но потребитель, который ориентирован на приобретение косметики в аптеке, независимо от своей покупательной способности, возлагает определенные надежды на ее потребительские свойства и пока, похоже, отдает предпочтение импортной продукции. По данным Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» за I полугодие 2005 г. структура аптечного рынка косметики (импортная / российская продукция) в натуральном выражении составила соответственно 15 и 85%. Но если мы обратим внимание на соотношение в стоимостном выражении, а это 63 и 37% соответственно, то представление о рынке значительно меняется. Такая метаморфоза обусловлена не только средней стоимостью, которая для импортной продукции составляет 15 долл., а для отечественной - 1,5 долл., но и потребительским спросом. В ТОП_10 за тот же период фигурируют такие марки, как VICHY, LAKALUT, NIVEA, JOHNSON&JOHNSON, CLEARASIL, LIERAC, VITASKIN, GALENIC, AVENE, которые в денежном выражении обеспечивают почти половину всех аптечных продаж косметики. Заметим, что многие из этих марок либо представлены фарм. компаниями, либо ими разработаны. Приоритет потребительского спроса на импортные марки - далеко не объективная оценка возможностей отечественного косметического рынка. Линии косметических продуктов российских производителей, которые вполне могли бы конкурировать со многими импортными «аптечными» марками, пока редко рассматривают аптеку как место розничной торговли. Элитная марка бережет свой имидж и требует особого подхода в организации продажи. Сегодня многие фарм. дистрибьюторы и аптечные предприятия, понимая экономическую выгоду целенаправленного формирования косметического ассортимента, стремятся привлечь такого производителя. Хотелось бы, чтобы их общими усилиями у потребителя косметики сформировалась уверенность в том, что представленная в аптеке косметика - это то лучшее, что может предложить сегодня косметический рынок в различных ценовых нишах.

Вообще, продажа любых видов аптечных товаров регламентируется:

Гражданским Кодексом РФ

Законом РФ «О защите прав потребителей» потребителей №2300-1 от 07.02.2004 с изм.

Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров … Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998.

О лекарственных средствах /Федеральный закон от 22.06.1998. с изм.

Об утверждении Отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007. - 2003 «правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных учреждениях. Основные положения» /Приказ МЗ РФ №80 от 04.03.2003.

По Закону «О защите прав потребителей», продавец - это организация, независимо от организационно - правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, которые реализуют свои товары потребителям по договору купли - продажи. Продавец должен донести информацию о себе - вывеска обязательна над входными дверями, где указывается наименование организации, режим её работы, место её нахождения. По ОСТу 80 от 2003 г. - на вывеске должны быть адреса и телефоны близлежащих аптек.

Продавец должен предоставить информацию о товаре - на русском языке, это требование обеспечивается поставщиком - импортером, если оно не выполняется, то аптека несёт административную ответственность.

По общим требованиям Закона «О защите прав потребителей» должна быть предоставлена следующая информация о товаре:

Наименование технического регламента или другого документа, подтверждающего соответствие товара;

Информация о правилах продажи;

Информация об основных потребительских свойствах;

Цена в рублях;

Сроки - гарантийный, срок годности, срок службы;

Правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

Местонахождения изготовителя и организации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий;

В обязательном порядке должен быть номер государственной регистрации и дата гос. регистрации для ЛС.

Информация обеспечивается в виде товарно-сопроводительных документов, инструкции по применению, маркировки или иным способом.

Согласно п. 12 Постановления Правительства №55 от 19.01.1998 г. при поставке товара поставщик обязан предоставить один из следующих документов:

Сертификат или декларацию соответствия;

Копию сертификата, заверенную печатью сертификатодержателя;

Товарно-сопроводительные документы, оформленные поставщиком или изготовителем и содержащие по каждому наименованию сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям - номер сертификат соответствия, срок его действия, дата выдачи, орган его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок её действия, наименование изготовителя или поставщика, принявшего декларацию и зарегистрировавший её орган.

К вышеуказанным документам, Согласно Санитарным нормам и правилам на продукты питания должны предоставляться удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов.

До передачи товара в зал он обязательно проходит предпродажную подготовку, то есть на товаре проверяется наличие необходимой информации, внешний вид.

В торговом зале товары размещаются в соответствии с требованиями ОСТА №80 - отдельно внутренние и наружные, отдельно ЛС и БАД + по фармакотерапевтическим группам.

Кроме того, в торговом зале должен быть размещен стенд с обязательной информацией для потребителей.

На этом стенде согласно ОСТу №80 от 04.03.2003 года должна быть предоставлена следующая информация:

Телефоны, адреса органов управления фарм. деятельностью, телефоны головного офиса;

Книга отзывов и предложений;

Информация о группах населения, имеющих право на внеочередное обслуживание;

Номер телефона справочной службы - телефон справки общегородской, общесетевой;

Копия Правил продажи отдельных видов товаров;

Копия Закона о защите прав населения;

Перечень ЛС, разрешенных к отпуску без рецепта врача

Копия лицензии на фарм. деятельность

Ф.И.О. дежурного администратора - заведующей аптечным пунктом - и кнопка вызова дежурного администратора, график его работы.

На всех товарах должны быть оформлены единым образом чёткие ценники, на которых указываются - наименование товара, цена за единицу, печать организации или подпись материально - ответственного лица, дата оформления ценника, которая равна приходному номеру по накладной.

Порядок отпуска ЛС регламентирован Приказом МЗ и СР РФ №785 от 14.12.2005 г.

Все ЛС, за исключением ЛС, включенных в Перечень, отпускаемых без рецепта врача, должны отпускаться строго по рецептам. Перечень безрецептурных ЛС утвержден Приказом МЗ и СР РФ №578 от 13.09.2005

При отпуске ЛС потребителя обязательно информируют:

о режиме приема;

о РСД;

о правилах хранения;

необходимости внимательного прочтения инструкции.

Нарушения первичной упаковки товара не допускаются, вторичную упаковку нарушать можно - помещаем товар в аптечную упаковку, где указываем серию, срок годности товара, обязательно прикладываем копию инструкции по применению товара - такая операция, правда, будет относиться к фасовочным работам, о чем должна вестись соответствующая запись в Журнале лабораторно - фасовочных работ.

По просьбе покупателя может быть предоставлена дополнительная информация о приобретаемом им ЛС, об имеющихся синонимах и дженериках, информация по ценам, а также по требованию покупателя должны быть предоставлены документы, подтверждающие качество товара.

Согласно Правилам Продажи (Постановление №55) запрещено делать возврат ранее приобретенных лекарственных средств.

3. Организация работы аптечного пункта

3.1 Характеристика аптечного пункта

История развития…

ЗАО «Бонум» организовано 25 декабря 1991 г., как оптовая фирма по снабжению медикаментами и ИМН аптек г. Саратова и области. В 1995 г. открылась первая аптека «Бонум» в центре Саратова.

В 1998 г. в связи с кризисными явлениями в экономике и тенденцией к распределению оптового рынка в пользу крупных национальных дистрибьютеров руководство приняло решение о закрытии оптового звена и развития бизнеса в виде собственной аптечной сети на территории Саратовской области.

О компании…

ЗАО «Бонум» - один из лидеров в области розничной торговли товарами для здоровья в Саратовском регионе, основной целью которого является создание аптечной сети, удовлетворяющей потребности населения в качественных лекарственных препаратах и сопутствующих товарах путем внедрения высоких стандартов обслуживания. Для клиентов аптека «Бонум» (в переводе с латинского - добро, доверие.) это - хороший ассортимент, доступные цены, высокий уровень сервиса, удобное время работы.

Количество аптечных учреждений - 44.

Численность штата - 260 человек.

ЗАО «Бонум» осуществляет программу поддержки различных социальных групп населения, который включает в себя:

- предоставление пенсионерам скидок в размере 10% на весь ассортимент;

- предоставление скидок постоянным покупателям в размере 5-10%, а также корпоративным клиентам в размере 5% через систему дисконтных карт;

- возможность индивидуального заказа на поставку редких лекарственных препаратов;

- профессиональные консультации о применении, сочетании и замещении лекарственных препаратов;

- единая телефонная информационно-справочная служба по наличию препаратов в аптеках сети «Бонум» (см. приложение 1)

Конкретно об аптеке…

Исследование проводилось по месту моей работы - в аптечном пункте, «Бонум-9» г. Саратов.

Аптечный пункт «Бонум-9» по адресу г Саратов, ул. Вольская, д. 42/37 был открыт 15 сентября 1998 года. Он входит в состав крупнейшей аптечной сети Саратовской области - ЗАО «Бонум».

По организационно-правовой форме аптечный пункт относится к закрытому акционерному обществу, генеральный директор - В.В. Иванов.

Аптечный пункт находится в Фрунзенском районе г. Саратова, на пересечении проспекта Кирова - центральной пешеходной зоны города, через которую проходят ежедневно большое количество людей. «Бонум-9» - транзитная аптека, которая обслуживает проходящих через проспект людей, а также население близлежащих домов, магазинов, кафе, отдыхающих горожан и гостей города (см. приложение 2).

Коллектив аптечного пункта состоит из 11 человек:

заведующая аптечным пунктом - 1

заместитель заведующей - 1

фармацевты - 6

санитарки - 2

дворник _ 1.

Режим работы: с 8:00 до 22:00 без перерыва и выходных.

Аптечный пункт имеет 3 кассы для эффективного обслуживания посетителей, проходимость в день составляет от 450 до 500 человек. Рассчитывает покупателей, как за наличный денежный расчет, так и безналичный - по кредитным картам (см. приложение 3).

Данный аптечный пункт осуществляет отпуск лекарственных средств, изделий медицинского назначения, детского питания, БАД и парафармации.

В ассортименте «Бонум-9» представлены такие марки косметики как: Vichi,

La Roche-Posay, Uriage, RoC - рассчитанные на покупателей с высоким уровнем дохода и средней ценовой политики - Dovila, Vitaskin, Garnier.

Также, здесь можно приобрести для домашнего использования следующие аппараты мед. техники: тонометры, небулайзеры, электронные термометры (след. фирм: Оmron, Эй Энд Ди), глюкометры (фирм: Оne Touch, Акку Чек, Сателлит).

Аптечный пункт дополнительно оказывает бесплатную услугу для населения по измерению артериального давления. А также для повышения продаж, удобства посетителей аптеки и более качественного обслуживания, одну неделю в месяц, в торговом зале работает врач-консультант от фирмы Эй Энд Ди, который консультирует и подробно обучает всех заинтересовавшихся покупателей (см. приложение 3).

Для начала был проведен анализ товарооборота за 3 последних года работы аптечного пункта (таб. 1) составлен график, показывающий динамику товарооборота (рис. 1).

Таблица 1. Товарооборот аптечного пункта по адресу г. Саратов, ул. Вольская д. 42/37

п./п.

Период

Сумма ТО, руб.

2006 г.

21 567 349,14

2007 г.

22 822 506,68

01.2008

1 910 547.76

02.2008

2 123 750,86

03.2008

2 253 244.54

04.2008

2 049 443.11

05.2008

1 906 957.89

06.2008

1 832 551.43

07.2008

1 878 585. 46

08.2008

2 022 836.64

09.2008

2 143 695,24

10.2008

2 559 982,60

11.2008

2 346 479,81

3.2 Анализ ассортиментных групп

Анализ ассортиментных групп аптечного пункта проводился на основании данных, полученных по результатам двух последних инвентаризаций - в начале октября 2008 г. (при смене коллектива - 4_х человек, вследствие ротации кадров внутри аптечной сети) и в конце ноября 2008 г. (плановая инвентаризация в конце года). Результаты занесены в таблицу 2.

При сборе информации была использована компьютерная программа «Кверти Склад».

Таблица 2. Изучение ассортимента аптечного пункта

№ п/п

Критерий для сравнения

Октябрь 2008

Ноябрь 2008

Всего позиций товаров

6839

6951

Товарный остаток по сумме

2214921,54

2605351,91

Позиций ЖНВ

903

903

Сумма ЖНВ

194993,12

194993,12

Число позиций «Витамины»

92

85

Сумма по «витаминам»

10452,10

9262,70

Число позиций «Антибиотики»

73

69

Сумма по «антибиотикам»

12506,92

11021,90

Число позиций по «НПВС мази»

39

37

Сумма по «НПВС мази»

3984,12

3833,80

Число позиций по ЛРС

60

58

Сумма по «ЛРС»

1896

1837

Число позиций по «Перевязочным средствам»

25

22

Сумма по «перевязочным средствам»

1204,89

1197,50

Число позиций по группе «Презервативы»

48

48

Сумма по «Презервативы»

6251

6114

Число позиций в группе БАД

150

116

Сумма по БАД

32598,14

30620,40

Число позиций по «Гормональные ЛП»

17

11

Сумма по «гормонам»

1982,40

1082,40

Число позиций «Противогрибковые вн. и нар. средства»

75

64

Сумма по «противогрибковым»

189145,20

17342,70

Число позиций «противоаллергических средств»

33

26

Сумма по «противоаллергическим средствам»

5984,12

5545,70

Число позиций «ЖКТ»

218

178

Сумма по ЖКТ

35986,12

33876,33

Число позиций «Урология»

26

20

Сумма по «Урологии»

3128,10

2518,40

Число позиций НПВС внутр.

75

69

Сумма по НПВС

22546,50

17922,15

Число позиций «Ноотропы»

65

60

Сумма по «Ноотропам»

13085,10

11186,10

Число позиций «Женские гормоны»

43

43

Сумма по «Женским гормонам»

22150

19063

Парафармацевтика

2600

2272

Сумма по парафармацевтике

360296,50

256164,70

Число позиций ЛС «Мужские средства»

24

18

Сумма по «Мужским средствам»

8210,50

8149,36

Далее был найден удельный вес каждой группы товаров в зависимости от их числа позиций, представленных в ассортименте аптеки за октябрь и ноябрь 2008 (таб. 3), затем составлена диаграмма, позволяющая выделить наиболее представленные и мало представленные ассортиментные группы.

Таблица 3. Распределение ассортиментных групп по числу наименований в ассортименте аптечного пункта

Ассортиментная группа

Октябрь 2008

Удельный Вес, %

Ноябрь 2008

Удельный Вес, %

№ п/п

ЖНВ

14

13,65

витамины

1,1

1,5

антибиотики

1

1

НПВС мази

0,65

0,62

НПВС внутр.

1,6

1,6

презервативы

0,84

0,84

Урологические средства

0,3

0,37

Противоаллергические средства

0,4

0,42

Средства для лечения мужских заболеваний

0,28

0,27

Гормоны женские

0,76

0,73

Гормоны

0,22

0,18

Перевязочные средства

0,33

0,38

БАД

2,04

2,04

ЖКТ

2,55

3,67

Противогрибковые средства

2,12

2,15

ЛРС

1,02

0,97

Парафармацевтика

38,7

42,5

Как видно по результатам исследования, наибольший удельный вес в октябре в зависимости от числа позиций, представленных в ассортименте аптеки, имеют лекарственные средства - 61,3%. На втором месте - парафармацевтические товары. Из группы лекарственных средств обращает на себя внимание большая представленность средств для лечения заболеваний желудочно-кишечного тракта, антибиотиков, витаминов. Высок процент числа позиций БАДов - 2,04%.

В ноябре, в отличии от октября, выросла представленность таких ассортиментных групп, как парафармацевтической продукции - на 3,8%, а также средств для лечения заболеваний ЖКТ и витаминов. Всё это можно объяснить увеличением заболеваемости простудными заболеваниями, сезонным характером обострений заболевания ЖКТ и приближением Новогодних праздников, для которых был сделан запас парафармацевтической продукции.

После этого был проведен анализ ассортимента в зависимости от стоимостных показателей, то есть, какая часть по сумме приходится на каждую ассортиментную группу.

Таблица 4. Распределение ассортиментных групп в зависимости от суммы в общем товарном запасе аптечного пункта

№ п/п

Наименование ассортиментной группы

Октябрь 2008

Ноябрь 2008

ЖНВ

18

18,8

витамины

0,88

1,10

антибиотики

1,07

1,2

НПВС мази

0,4

0,42

НПВС внутр.

1,9

2,2

презервативы

0,65

0,66

Урологические средства

0,26

0,3

Противоаллергические средства

0,6

0,7

Средства для лечения мужских заболеваний

0,86

0,86

Гормоны женские

1,8

2,3

Гормоны

0,11

0,1

Перевязочные средства

0,12

0,12

БАД

3,26

3,44

ЖКТ

3,6

3,8

Противогрибковые средства

1,8

1,8

ЛРС

0,4

0,41

Парафармацевтика

27,30

32,78

Как видно по результатам анализа, наибольшее стоимостное значение в ассортименте аптеки оставляют за собой лекарственные средства. На втором месте - парафармацевтика с результатом 32,78% за октябрь 2008 год. Обращает на себя внимание, что в число «дорогостоящих» попали БАДы, средства для лечения заболеваний ЖКТ и противогрибковые средства.

В ноябре увеличилась сумма товарного запаса БАД, средств для лечения заболеваний ЖКТ, парафармацевтики, женских гормональных препаратов и витаминов.

3.3 Ценообразование на лекарственные средства, реализуемые через аптечный пункт

Аптека относится к сетевым аптекам, в которых ценообразование проводится автоматически из головного офиса.

ЗАО «Бонум» ценообразование осуществляет с учётом требований, предъявляемых Постановлением Правительства РФ №782 от 9 ноября 2001 г. «О государственном регулировании цен на ЛС», то есть предельный процент наценки на жизненно важные и необходимые ЛС не превышает 30%.

Процент торговой наценки на лекарственные средства в среднем составляет 25 -30%, на сопутствующие товары - 30%.

3.4 Анализ валового дохода. Прогноз валовых доходов на ближайший период

Валовый доход (валовая прибыль или торговые наложения) - это разница суммы товарооборота в розничных ценах и суммы товарооборота по оптовым ценам. С экономической точки зрения, торговые наложения характеризуют общий финансовый результат торговой деятельности, и показывает превышение выручки от продажи над затратами по приобретению товаров.

Планирование валового дохода возможно по двум показателям:

по сумме

по уровню - это отношение суммы торговых наложений к стоимости товаров в розничных ценах, показывает, какой процент от розничной стоимости товара приходится на торговые наложения.

Например, составим прогноз торговых наложений на октябрь 2008 года.

Применим методику планирования суммы торговых наложений на основе запланированных суммы товарооборота за месяц (2 600 000 т.р.) и по среднему уровню торговых наложений (25%).

Сумма торговых наложений (план.) = 25*2 600 000/100% = 650 000 руб.

В целом о работе данного аптечного пункта можно сделать следующий вывод о том, что аптечный пункт - прибыльный, так как сумма торговых наложений покрывает издержки обращения, такие как, оплата коммунальных услуг, арендная плата за помещение, заработная плата сотрудников.

3.5 Учёт в аптечном пункте

Хозяйственный учёт - динамическая, открытая отрасль, связанная с наблюдением, количественной и качественной оценкой и отражением хозяйственных процессов в учётных показателях для управления производством.

Основная цель - сбор и обработка учётной информации для разработки планов, программ действия и обоснования управленческих решений.

Выделяют два основных вида учёта - финансовый учет и управленческий учёт.

Финансовый учёт - обеспечивает информацией внешних потребителей, связан с результатами деятельности.

Оперативно - технический учёт - система наблюдения, регистрации и получения количественных данных об отдельных операциях, процессах в целях контроля и управления ими. Ведётся на каждом рабочем месте, в том числе и руководителем аптечного пункта.

Например, ежедневно фиксируется сумма выручки за день, сумма денежных средств, прошедших по безналичному расчету(терминал), сумма денежных средств, переданная в главный офис, сумма выплаченной зарплаты и аванса, один раз месяц - необходимо сообщать данные по воде и электроэнергии и т.п.

Бухгалтерский учёт - упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах организации и их движения путём сплошного непрерывного документированного учёта всех хозяйственных операций.

В рамках аптечного пункта заведующая занимается сбором первичной бухгалтерской документации, составляет в конце месяца отчет и отдает его для проверки в головной офис бухгалтеру.

Для сдачи отчета заведующая аптечным пунктом составляет следующий перечень документов:

1. товарный отчет

2. реестр приходных документов

3. реестр расходных документов

4. реестр движения денежных средств по кассе

5. ведомость по обороту сопутствующих товаров

6. акт об изменении цены

7. акт переоценки товаров

8. акт списания пришедших в негодность (если был бой, брак, порча, истек срок годности и т.п.)

9. накладная на внутреннее перемещение (если была передача товара в другую аптеку в рамках своей организации)

10. акт об установленном расхождении при приёмке товара по количеству и по качеству

11. справка о показаниях электро- и водных счетчиков.

12. копии Z - отчетов ККМ за первый и последний дни месяца

13. для начисления заплаты - таблица по ЗП, табель учёта рабочего времени, таблица по личной выручке.

Налоговый учёт - проводится с целью определения суммы налогов.

Статистический учёт - проводится, в основном, сотрудниками офиса с целью выявления и определения закономерностей в каких-либо явлениях или процессах и составления плана мероприятий для управления ими. Например, сотрудники офиса могут отследить малопродаваемые (не оборачивающие в течение 3-х месяцев) или непродаваемые товары для каждой аптеки. Этот список «тихоликвидов» они отправляют обратно в аптеку для того, чтобы заведующая проследила за дальнейшей судьбой данного вида товаров, либо поспособствовала продаже в своей аптеке либо передала (внутреннее перемещение) для реализации в ту аптеку, где этот товар, согласно статистическим данным, продается.

Выводы, предложения

В условиях современных рыночных отношений, осложненные мировым финансовым кризисом, аптечным организациям особенно необходимо повышать уровень конкурентоспособности, увеличивать деловую активность, а также совершенствовать эффективность форм хозяйствования и управления своей деятельностью. Напряженную борьбу за выживание приходится вести практически всем участникам фармацевтического рынка, от представительства иностранной фармацевтической компании до рядовой аптеки. Последней приходится несладко еще и потому, что ее руководителям подчас сложно ориентироваться в современных бизнес - технологиях, которые могли бы помочь аптечным учреждениям пережить сложные времена с минимальными потерями.

В любой экономической ситуации основной источник доходов аптечных учреждений - продажа лекарственных препаратов.

Но очевидно, что в конкурентной борьбе за потребителя выиграют те компании, которые максимально удовлетворят спрос потребителя, обеспечивая им:

Ш экономию средств;

Ш удобство приобретения и применения товаров;

Ш широту, насыщенность и глубину товарного ассортимента;

Ш своевременность обновления ассортимента;

Ш эффективные коммуникации.

Методы управления ассортиментом и создание оптимального ассортиментного портфеля составляют область первоначального контроля со стороны руководителя. Эта деятельность строится с учетом трех аспектов:

а) социальный - предполагает наличие товаров, которые могут приобрести люди различного социального положения и уровня доходов;

б) организационный - означает принятие решения о том, какие товары и в каком количестве необходимо иметь в аптечной организации (регулирование товарных запасов, анализ удельного веса импортных препаратов, степень обновления ассортимента и т.д.);

в) экономический - актуален для получения хороших результатов хозяйственно-финансовой деятельности и максимизации прибыли. Это означает, что наряду с основными и поддерживающими товарами, дающими главный доход, должны быть и стратегические, которые будут прибыльны в будущем. Например, для товаров, дающих до 70% выручки, изменение доли которых в общем объеме реализации в течение года составляет не более 17%, можно использовать систему управления запасами с фиксированным размером заказа.

Аптечный пункт Бонум_9, по ул. Вольской д. 42/37 относиться к «проходимым», «транзитным» аптекам. Поэтому при формировании ассортимента рекомендуется учитывать его специфические черты.

Специфика проходимых аптек с учетом их расположения (в центре города или другом месте концентрации населения общегородского значения - крупный торговый центр, транспортный узел и т.п.) характеризуется следующими основными параметрами:

? велико разнообразие потенциальных посетителей (десятки тысяч в месяц) из различных районов города, поэтому их спрос не обладает спецификой по сравнению со среднегородским;

? у «транзитных» посетителей есть выбор из нескольких аптек «по пути», поэтому более высока требовательность к ассортименту;

? выше доля более обеспеченных посетителей с соответствующими потребительскими предпочтениями: меньшая чувствительность к ценам, более развитые потребности, высока доля спонтанных (незапланированных) покупок.

Такая специфика в большинстве случаев делает целесообразной следующую ассортиментную политику:

? поддержание общей ширины ассортимента более 7 тыс. позиций

? доля дорогостоящих (от 500-1500 руб.) товаров порядка 25-30% оборота

? доля парафармации свыше 25-30% позиций ассортимента даже для прилавочных аптек

? доля оборота, приходящегося на самые дешевые товары, в пределах не выше 5-10%.

Список использованной литературы

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан/ Закон РФ от 22.07.1993 №5487-1 ФЗ

О лекарственных средствах /Федеральный закон от 22.06.1998. с изм.

О защите прав потребителей / Закон РФ №2300-1 от 07.02.2004 с изм.

Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств /Распоряжение Правительства РФ №2343 - р от 29.12.2005

Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров… / Постановление Правительства РФ №55 от 19.01.1998 с изм.

Об утверждении отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.0007 - 2003 «правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» / Приказ МЗ РФ №80 от 04.03.2003

О перечне лекарственных средств списка А и Б / Приказ МЗ РФ №472 от 31.12.1999

Списки сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств ПККН на 15.06.2005

Об утверждении единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения / Приказ МЗ №627 и СР РФ от 07.10.2005

О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ / Приказ МЗ РФ №337 от 27.08.1999

Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача / Приказ МЗ и СР РФ №578 от 13.09.2005

О порядке отпуска лекарственных средств / Приказ МЗ и СР РФ №785 от 14.12.2005

О минимальном ассортименте лекарственных средств / Приказ МЗ и СР РФ №312 от 29.04.2005

Общероссийский классификатор услуг населению (ОК 002 - 93) ОКУН / Постановление Госкомстата РФ по стандартизации, метрологии и сертификации №163 от 28.06.1993.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. - ОК 029 -2001 (КДЕС Ред. 1) / Министерство экономического развития и торговли РФ. Принят 01.01.2003.

Солонинина А.В. Нормативно-правовые вопросы организации фармацевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Учебно-методическое пособие. - Пермь, ПГФА, 2008.

Материалы сайтов:

www.asklepiy.ru, www. akdi.ru

www.zavapteki., www.pharvestnic.ru,






Информация 







© Центральная Научная Библиотека