Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Основы экономической теории

Основы экономической теории

Вопрос № 15. Сущность рынка, условия его возникновения и развития.

Вопрос № 42. Полезность. Общая и предельная полезность. Закон убывания предельной полезности.

Вопрос № 73. Способы измерения инфляции.

Практическое задание № 1. Коэффициент эластичности спроса на товар по цене равна (-2.8). На сколько процентов изменилась величина спроса на товар при увеличении цены на 10%.

Практическое задание № 2. Определите тип эластичности предложения, если снижение цены с 4 до 2 у.е. вызвало падение предложения с 2 млн. до 1 млн. штук.

Практическое задание № 3. На основе имеющихся данных заполните таблицу.

Практическое задание № 4. Рассчитайте чистый национальный продукт, национальный доход, используя данные:

д.е.

1

ВНП

6090

2

Взносы на социальное страхование.

460

3

Налоги и прибыль корпораций.

210

4

Индивидуальные налоги.

940

5

Трансефертные платежи.

782

6

Амортизационные отчисления.

245

7

Косвенные налоги.

370

8

Нераспределённая прибыль корпораций.

125

№ 15.) Рынок - одна из важнейших достижений человеческой цивилизации. Его зачатки относятся к древности. С развитием товарных отношений трансформировалось и само содержание понятия "рынок" (это, кстати, одна из причин существования множества определений рынка).

Первоначально рынок рассматривается как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период первобытного общества, когда обмен между общинами только становился более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля и рыночные отношения расширяются, за рынком закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.

Рынок предполагает самостоятельность хозяйствующих субъектов и, соответственно, свободу договоров и сделок. На рынке действует принцип, концепция "laissez faire", которая предполагает, что отдельные люди и предприятия действуют свободно, без какого-либо вмешательства "третьей силы" - силы принуждения. при всей его стихийности рынок подчиняется действию законов и, прежде всего действию законов конкуренции, стоимости, спроса и предложения;

Современная экономика развитых стран носит рыночный характер. Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем. Она формировалась не одно столетие, приобрела цивилизованные формы и, по всей видимости, будет определять экономический облик будущего во всех странах мира.

Товарное производство, рынок, конкуренция существуют очень давно, но не следует забывать, что человечество большую часть своей истории прожило без рынка - в царстве натурального хозяйства. В подобной модели хозяйства продукты производятся общиной или семьей для внутрихозяйственного потребления при прямом - командном - распоряжении ресурсами и уравнительном распределении созданного продукта. Однако при всей своей эгалитарности, то есть равенство отдельных индивидов, натуральное хозяйство было основой бедности, а не богатства, что связано с узостью экономических отношений, отсутствием специализации, ограниченностью производства и капитала.

Важнейшими условиями возникновения рынка также являются общественное разделение труда и специализация. Первая из этих категорий означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Это и означает специализацию в производстве тех или иных благ и услуг.

Заключительное условие связано с развитием и углублением общественного разделения труда. На определенном этапе развития натурального хозяйства стало ясно, что любое многочисленное сообщество людей не сможет прожить за счет полного самообеспечения при возрастающих потребностях, поэтому различные группы производителей начинают специализироваться на выпуске одного какого-либо продукта, предлагая его в обмен на все необходимые ему для жизни. Постепенно такая практика расширяется и приводит к разрушению натурального хозяйства, образованию товарного производства.

Рынок с присущей ему конкуренцией создает прочную основу товарного хозяйства (производства), становится главным элементом этого механизма. Множество "внутренних миров", какими являются производственные системы независимых автономных товаропроизводителей, повседневно выталкивают во "внешнюю сферу", на рынок свою продукцию. Товары одних производителей сталкиваются на рынке с товарами других, вступая с ними в конкуренцию за деньги покупателя.

Однако, не смотря на такое преобладание товарных связей в экономике, в настоящее время даже в развитых странах встречаются остатки натурального хозяйства. Примером является производство на садовых и дачных участках, где горожане пытаются произвести для себя отдельные виды потребительской продукции. Чем больше развит рынок, тем больше товаров существует на рынке, такая потребность в производстве продуктов для себя уменьшается и сокращается сфера действия натурального хозяйства.

Вышеназванные определения рынка неполны и односторонни. Рынок есть система экономических отношений между людьми, предприятиями, государствами, опирающаяся, прежде всего на принцип, согласно которому все в мире продается и покупается, обменивается на свободной основе, без принуждения, но с соблюдением правил платности. Иначе говоря, рынок - это экономические отношения, строящиеся на основе рыночных законов и принципов.

№ 42.) В рыночной экономике потребности людей определяют спрос на товары и услуги. При выборе потребительских благ потребитель (покупатель) руководствуется своими потребностями и располагаемым доходом. Но для того, чтобы рационально распределять свои средства на покупку различных товаров и получать при этом максимум удовлетворения, потребитель должен иметь какую-то основу для их сопоставления.

Экономисты в конце 19в. В качестве такой основы приняли полезность, под которой понимают способность блага удовлетворять какие-либо потребности потребителя. В товарном хозяйстве эта способность товара называется потребительной стоимостью.

Полезность - это абстрактное качество, благодаря которому та или иная вещь может служить нашим целям, т. е. приносить удовольствие или избавлять от боли. Полезность не есть нечто внутренне присущее вещи. Она - лишь оценка, которую человек дает вещи, исходя из своих потребностей в ней.

Термин «полезность» был введён в экономическую науку английским философом Иеремием Бентамом(1748-1832).Согласно Бентаму, максимизация полезности и является основным мотивом поведения потребителя в его стремлении максимизировать ожидаемое удовлетворение. Потребитель при этом руководствуется своими личными вкусами и предпочтениями.

Очевидно, что для того, чтобы получить наивысшее удовлетворение от потребляемого блага, потребитель должен каким-то образом сравнивать, сопоставлять и соизмерять полезность различных благ и их наборов.

Полезность объявляется целью потребления и рассматривается, как свойство экономических благ удовлетворять потребности. Различают общую и предельную полезности. Полезность, которую потребитель извлекает из каждой дополнительной единицы блага, называют предельной полезностью. В свою очередь, сумма предельных полезностей даёт общую полезность некоторого количества блага.

Следует иметь в виду, что когда речь идёт о полезности, то подразумевают полезность не вообще, а полезность определённого количества того или иного блага. Это значит, что определённая потребность человека удовлетворяется следующими друг за другом единицами товара. При этом замечено, что последовательно потребляемые единицы какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Впервые принцип убывающей полезности был обоснован немецким экономистом Германом Госсеном в 1854г. На основе его положений был сформулирован первый закон Госсена, который гласит: при последовательном росте потребления блага полезность каждой добавленной единицы уменьшается. Впоследствии этот закон получил название закона убывающей предельной полезности.

Учёный описал правила рационального поведения индивида, стремящегося извлечь максимум полезности из своей хозяйственной деятельности. Первый закон Госсена можно сформулировать следующим образом. Во-первых, в одном непрерывном акте потребления полезность последующей единицы блага убывает; во-вторых, при повторном акте потребления полезность каждой единицы блага уменьшается по сравнению с её полезностью при первоначальном потреблении. Значение первого закона состоит в том, что он позволил различать общую полезность некоторого запаса блага и предельную полезность данного блага; вывести аксиому убывания предельной полезности, лежащую в основе достижения потребителем состояния равновесия, т.е. такого состояния, при котором происходит извлечение максимума полезности из имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Достигнуть же состояния равновесия возможно, если субъект будет использовать второй закон Госсена. Содержание его сводится к следующему: «Индивидуум, обладающий свободой выбора между некоторым числом разных видов потребления, но не имеющий достаточно времени использовать все их сполна, в целях достижения максимума своего наслаждения, как бы различна ни была абсолютная величина отдельных наслаждений, должен, прежде чем использовать полностью наибольшее из них, использовать все их частично и при том в таком соотношении, чтобы размер каждого наслаждения в момент прекращения его использования у всех видов потребления оставался равным ».Значит, чтобы получить максимум полезности от потребления определённого набора благ за конкретный период времени, необходимо каждое из них потребить в таких количествах, при которых предельная полезность всех потребляемых благ будет равна одной и той же величине.

№ 73.) Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности. Инфляция проявляется не только в повышении цен. Наряду с открытой ценовой инфляцией имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците товаров и услуг при неизменных ценах или невыплате заработной платы в срок, что означает ее последующую выплату обесцененными деньгами.

Одно из главных больных мест инфляции - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Для правильного планирования хозяйственной деятельности в условиях инфляции люди должны учитывать силу инфляционных процессов. Существует несколько способов их измерения.

Первый - измерение с помощью индекса цен. Используется индекс цен валового национального продукта, индивидуальных потребительских цен и индивидуальных оптовых цен. Для вычисления индекса берут соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг ("рыночной корзиной") выражается в процентах.

Второй способ -определить силу инфляционных процессов - измерить темпы инфляции за год, но можно рассматривать и более короткие периоды (месяцы или кварталы) или более длинные (десятилетия).Для вычисления темпов инфляции за год нужно вычесть индекс цен прошедшего года из индекса цен этого года, разделить эту разницу на индекс прошедшего года, а затем умножить на 100%. Если темп инфляции получиться отрицательным, значит наблюдалась дефляция (падение цен).

Например, если в 1994 г. индекс цен на потребительские товары был равен 113,6, а в 1995г.- 118,3. Следовательно, уровень инфляции для 1995 г. вычисляется следующим образом:

темп инфляции = 118,З - 113,6 /118,3 * 100 = 4,1%

Третий способ - это вычисление "по правилу величины 70".Это правило дает возможность количественно измерять инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитывать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

Кол.лет(удв) = 70/Темп инф.

Практическое задание №1

Осносительное изменение спроса=Еd*относительное изменение цены.

2,8*10=28%. Ответ:величина спроса на товар изменилась на 28%.

Практическое задание №2

Еs=((2-4)/(1-2))*((2+1)/(4+2))=2*0,5=1.

Ответ:Еs=1,то тип эластичности единичен.

Практическое задание №3

Объём спроса

Шт.

Цена единицы продукции уе.

Постоянные издержки уе.

Переменные издержки уе.

Общие издержки уе.

Средние общие издержки уе.

Общий доход уе.

Прибыль уе.

40

4

65

95

160

4

160

0

50

4

65

105

170

3.4

200

30

60

4

65

120

185

3.08

240

55

65

4

65

131

196

3.015

260

64

Практическое задание №4.

ЧНП=ВНП-амортизационные отчисления,значит ЧНП=6090-245=5845.

НД=ЧНП-косвенные налоги,значит НД=5845-370=5475.

Ответ:ЧНП=5845,НД=5475.

Список используемой литературы:

1. Основы экономической теории. Учеб. пособие О-75 /А.А. Баканов, В.А. Воробьёв, М.Г. Баканова и др.-Мн.: Ураджай,1995.-231с.:ил.-(учебное пособие для сельскохозяйственных вузов).

2. Экономическая теория -Мн.: «НТЦ АПИ»,1998.-311 с.

3. Основы экономической теории: учеб. пособие/Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. -Мн.: Выш.шк.,2006.-397с.

4. Основы экономической теории. Практикум: учеб. пособие/Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. -Мн.: Выш.шк.,2006.-270с.

5. Экономическая теория: учеб. пособие/М.Н. Базылева, Н.И. Базылев. -Минск: Соврем. шк., 2008.-640 с

6. Экономическая теория: Основы. Вводный курс. Учеб. пособие для студентов экон. специальностей вузов/И.М.Лемешевский.-2-е изд., доп. и перераб. -Мн.:ФУАинформ,2005.-672с.

7. Экономическая теория.2-е изд. -СПб.:Питер, 2007.-384 с.: ил.- (Серия «Учебник для вузов»).






Информация 







© Центральная Научная Библиотека