Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Основы малого бизнеса

Основы малого бизнеса

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы бизнеса

1.1 Концепции бизнеса

1.2 Законы и правила бизнеса

1.3 Методологические основы бизнеса

Глава 2. Общая характеристика малого бизнеса

2.1 Основные понятия малого бизнеса

2.2 Значение и функции малого бизнеса

2.3 Проблемы малого бизнеса

Глава 3. Анализ малого бизнеса на примере ОАО «Электромашина»

3.1 Характеристика ОАО «Электромашина»

3.2 Анализ малого бизнеса ОАО «Электромашина»

3.3 Пути совершенствования малого бизнеса на ОАО «Электромашина»

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора.

Актуальность темы работы определяется углубленным изучением малого бизнеса и дальнейшего его совершенствования.

Главной целью рассматриваемой темы является исследование малого бизнеса на примере ОАО «Электромашина», его анализ и способы его совершенствования.

Выбранная тема предопределила следующие задачи:

- Собрать материал;

- Систематизировать материал;

- Выделить необходимые параметры и показатели;

- Исследовать материал;

- Провести анализ материала;

- На основании анализа сделать вывод, выявить проблемы и найти пути их решений.

В процессе исследования автор использует следующие методы:

- конкретный проект производства определенного товара (услуг) - создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

- всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение её сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;

- изучение конкретных финансовых технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Важность малых предприятий заключается в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Объектом исследования являются малый бизнес и его финансовые показатели, используемые субъектами экономики в рыночных условиях хозяйствования.

Предметом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе формирования и функционирования малого бизнеса.

В процессе написания курсового проекта использовались обусловленные конкретными целями и задачами экономические, экономико-математические, статистические, логические и другие методы изучения, обработки и обобщения информации.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют современные научные труды российских экономистов: проблемы малого предпринимательства в национальной экономике. Актуальные проблемы современной науки, Антилова А.И. , малый бизнес: проблемы становления. АфанасьеваВ. М., проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса Лысаковской Е.В., «Новое о малых предприятиях» Певзнер А.Г., большие проблемы малого бизнеса Калугиной З.И., «Малые предприятия: Опыт, проблемы» Оноприенко В.И., становление малого бизнеса в России. Никитиной Л.Н., Худилайнен М.И. Управление малым бизнесом., Сирополис Н.К. ,Малый бизнес ., Горфинкель В.Я., Швандар В.А и другие.

Научная новизна исследования заключается в том, что автор рассматривает конкретные проблемы малого бизнеса на ОАО «Электромашина» и их анализ и разрабатывает практические рекомендации по их устранению.

В процессе работы над материалами, автором были исследованы следующие вопросы;

- концепции бизнеса;

- законы и правила бизнеса;

- методологические основы бизнеса;

- основные понятия малого бизнеса;

- задачи и функции малого бизнеса;

- проблемы малого бизнеса;

- характеристика малого бизнеса на ОАО «Электромашина»;

- анализ данного бизнеса;

- рекомендации по повышению эффективности деятельности ОАО «Электромашина».

Практическое значение работы состоит в том, что рекомендации могут быть использованы в качестве методологических основ при разработке мероприятий по улучшению функционирования малого бизнеса.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕСА

1.1 Концепции бизнеса

Существует три основные концепции бизнеса: позитивная, критическая, прагматическая.

Рис. 1.1. Три концепции бизнеса Бабаева Л.Б. Малый бизнес в России. - М.: 2000 г.

Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие бизнес объединяет совокупность действий различных субъектов рыночных отношений, имеющих одинаковую направленность на обогащение одних людей за счет других. Существует множество модификаций критических представлений о бизнесе, но общим для них всех выступает тезис о противоречивости, а то и несовместимости интересов и целей людей, содержанием деятельности которых является бизнес. [6, c. 137]

В основании критической концепции бизнеса лежит ряд положений:

- критическая концепция бизнеса относит рассматриваемое явление исключительно к рыночной экономике. В многовековой истории человеческого общества выделяются три периода развития экономики - дорыночный, рыночный и послерыночный, и бизнес определяется как атрибут лишь рыночного периода развития экономики (иногда говорят о том, что бизнес - это атрибут рынка).

Из такого понимания следует, что бизнес - это явление, ограниченное во времени; ни в прошлой истории человечества (до рынка), ни в будущем (после рынка), обнаружить признаки бизнеса не представляется возможным.

- критическая концепция бизнеса определяет данное явление как одну из многих разновидностей человеческой деятельности. В повседневной жизни бизнес, по мнению сторонников рассматриваемого подхода, соседствует с действиями людей, которые ни при каких обстоятельствах не могут расцениваться в качестве бизнеса. Из сферы бизнеса исключаются наемный труд во всех его формах, деятельность государственных служащих, любые виды творческой деятельности (наука, литература, культура, искусство), а также здравоохранение, образование, просвещение, общественная и религиозная деятельность.

В целом, суммируя различные оттенки критических оценок бизнеса и бизнесменов, можно выделить следующие составляющие критической концепции бизнеса:

- бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;

- бизнес - это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;

- бизнес - это нежелательный компонент жизни людей в целом, потенциальный рассадник криминогенных процессов;

- бизнес - исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики. [6, c. 140]

Критическая концепция бизнеса абсолютизировала в прошлом и продолжает абсолютизировать противоречия, присущие рыночной экономике. Их трактовка велась и ведется с позиции якобы имеющей место безысходности данных противоречий. Именно на такой основе в девятнадцатом веке сформировалась уже упоминавшаяся теория научного коммунизма, согласно которой рыночная экономика и бизнес исторически обречены, и должны со временем уступить место новой, коммунистической системе отношений, лишенной противоречий. В этой коммунистической системе не будет частной собственности на средства производства, а потому нет и конкуренции интересов. Она бесконфликтна или малоконфликтна, и мотивы развития коммунистической экономики обусловлены стремлением людей не к извлечению прибыли, а к коллективизму и всеобщему процветанию на основе товарищеского сотрудничества и взаимопомощи.

Рис. 1.2. Критическая концепция бизнеса

Полной противоположностью критической концепции бизнеса является позитивная концепция бизнеса. Ее суть состоит в том, что бизнес понимается и оценивается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Такой подход весьма популярен в среде преподавателей многих американских университетов. Вот весьма типичное определение бизнеса из учебника Концепция бизнеса, подготовленного сотрудниками Университета штата Техас и Университета штата Иллинойс С. Розенблаттом, Р. Боннингтоном, Б. Нидлсом: Что такое бизнес? Бизнес - это система ведения дела. Бизнес - создание продукции, нужной людям. Бизнес - это работа. Бизнес - это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе. Бизнес - это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний. Бизнес - это то, как мы живем. Что такое бизнес? Попробуйте сами выбрать то единственное слово, то определение, которое отразило бы множество различных видов деятельности и понятий и оказалось бы наиболее точным. Сами же мы определим бизнес как систему производства для удовлетворения потребностей и желаний общества.

Подобные определения при всей их цветистости и многословности отражают вполне определенную совокупность взглядов на то, что представляет собой современный бизнес. Согласно позитивной концепции, бизнес трактуется как деятельность людей по обслуживанию друг друга, а также их совместная деятельность, нацеленная на благо общества. Он подчинен всеобщим интересам и, по сути, предстает как явление, непротиворечивое в своей основе. Именно поэтому бизнес оказывается типичной чертой жизни людей, продуктом осознанного выбора людей, центральной магистралью социально-экономической системы. И поскольку в системе бизнеса отсутствуют серьезные противоречия, нет никакой необходимости думать об ограниченности бизнеса по видам деятельности и в историческом времени. Нет, стало быть, нужды ни в поиске альтернатив бизнесу, ни в построении коммунистического общества.

Позитивная концепция бизнеса абсолютизирует положительные стороны явления, определяемого как бизнес. Данная концепция в разные времена лежала в основе многих представлений и теорий, изображавших жизнь людей в условиях рыночной экономики идиллически, в отрыве от каких-либо противоречий. Таковыми были, к примеру, имевшие широкое распространение в прошлом столетии ненаучные теории Общества всеобщего благосостояния, Государства всеобщего благоденствия, сторонники которых пытались объяснить процессы, происходящие в рыночной экономике, как полностью бесконфликтные или малоконфликтные.

Современное общество, по мнению приверженцев таких представлений, давно перестало отличаться социальными противоречиями и конфликтами, сотрясавшими мир в восемнадцатом, девятнадцатом и даже в начале двадцатого века. Эти противоречия, действительно имевшие место в прошлом, в прошлом и остались. В странах с рыночно ориентированной экономикой люди постепенно перестают конкурировать между собой за доступ к производственным ресурсам, материальным и духовным благам, которые превращаются во всеобщее достояние, и к рабочим местам. В данных условиях государство направляет свою созидательную деятельность, главным образом, на то, чтобы обеспечить благосостояние для всех, переориентируя ее с разрешения социальных антагонизмов, выражавшихся в бесконечных конкурентных столкновениях предпринимателей и неизбежной классовой борьбе работодателей (капиталистов) с наемными работниками (пролетариатом).

Благосостояние для всех, согласно указанным представлениям, достигается с помощью справедливого распределения жизненных благ между членами общества. Поэтому, к примеру, главным элементом в содержании теории Государства всеобщего благоденствия считается деятельность государства по перераспределению богатств и установлению равенства с помощью реформ в сферах социального страхования, налогового обложения, трудового законодательства, занятости, заработной платы, цен. Основой таких трансформаций общественных отношений признается осознание государством ответственности перед всеми членами общества одновременно, которые, занимаясь бизнесом во благо друг друга, совместно и целенаправленно способствуют укреплению и развитию национальной экономики.

Рис 1.3 Позитивная концепция бизнеса

Расходясь в главном - в оценке действующей системы экономики, критическая и позитивная концепции бизнеса становятся похожими друг на друга в конструировании некой идеальной модели экономики. Только в одном случае, в рамках позитивной концепции бизнеса, эта модель соотносится с действующей системой, а в другом случае, в рамках критической концепции бизнеса, она распространяется на последующую систему.

Прагматическая концепция бизнеса

Обе рассмотренные концепции бизнеса являются двумя крайними позициями в оценке бизнеса как объективного явления. Преодоление указанных крайностей происходит лишь в рамках третьей из названных выше концепций, а именно - прагматической концепции бизнеса.

Под прагматизмом здесь и далее понимается ориентация планов и целей деятельности людей на достижение практических выгод в обстоятельствах, имеющих объективный и поэтому не зависимый от воли и желания этих людей характер. Сущность прагматической концепции бизнеса состоит в том, что бизнес рассматривается как явление, неизбежное в контексте развития общества. Указанное явление оказывается, с одной стороны, необходимым, а с другой стороны, -выгодным людям, которые воспринимается обществом в качестве бизнесменов, стремящихся удовлетворить свои корыстные (эгоистические) интересы, и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность постоянно насыщать свои потребности при помощи созданных товаров и оказанных услуг.

Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как объективного явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения упомянутых противоречий. Напротив, противоречия и конфликты интересов, возникающие в связи с действиями людей, занимающихся бизнесом, не рассматриваются однозначно отрицательно. Роль конкуренции как позитивного фактора состоит в том, что обострение конкуренции до разумных пределов стимулирует развитие экономики.

В целом, можно выделить следующие элементы прагматической концепции бизнеса:

- бизнес - это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к реализации эгоистических интересов, с другой - стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;

- бизнес - это противоречивое явление, однако любые противоречия между людьми, причастными к бизнесу, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем, служат источником развития экономики и не имеют безнадежно разрушительного характера;

- бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей; с одной стороны, естественная конкуренция интересов ведёт к конфликту интересов, к навязыванию интересов одних людей другим, собственные интересы которых в такой ситуации оказываются ущемлены, что, в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям; с другой стороны, в конечном итоге конфликт интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;

- бизнес - это развивающееся явление; его направления, виды, технологии и инструменты постоянно совершенствуются в соответствии с изменениями, происходящими в обществе.

Рис. 1.4 Прагматическая концепция бизнеса

Прагматическая концепция бизнеса базируется на четырёх теоретических основаниях. Первое основание - непротиворечивое определение самого термина бизнес. Второе основание - положение о необходимости постоянного преодоления людьми естественной ограниченности материальных и нематериальных благ, лежащих в основе жизнедеятельности людей. Третье основание - представление о бизнесе как об обязательном компоненте деятельности людей вне зависимости от предмета данной деятельности. Четвертое основание - положение о наличии у людей совокупности особых свойств (деловых качеств), которые могут быть использованы в их повседневной деловой деятельности.

1.2 Законы и правила бизнеса

Несмотря на уникальность сегодняшней ситуации в России, необходимо иметь в виду, что законы и правила развития бизнеса - едины во всем мире:

- предприниматель должен определиться, относится ли он к своей компании как к бизнесу (то есть, строит ли машину для зарабатывания денег) или компания является своего рода клубом по интересам, местом, где группа друзей и знакомых объединена для занятия любимым делом. Могут быть и промежуточные варианты, но, как правило, они не имеют будущего;

- бизнес всегда существует в конкурентной среде (даже если барьеры для выхода на рынок высоки, все равно найдется конкурент, который сможет их преодолеть);

- для бизнеса вопрос о необходимости роста не стоит, так как прекращение движения означает начало гибели. Захват рынков всегда является самостоятельной бизнес-задачей. Компания не может оставлять рынки без внимания, не захватывая их, так как в противном случает это сделают конкуренты;

- эффективный рост только за счет внутренних источников невозможен, хотя бы потому, что конкуренты могут прибегнуть к помощи внешних инвесторов, получив тем самым преимущества;

- кредиты не могут быть основным источником средств для роста, так как в оптимально работающей компании резервы обеспечения должны быть в постоянном дефиците и в пределе исчерпаны для привлечения оборотного капитала. Следовательно, они не могут быть использованы для привлечения средств на капитальные вложения, а если это возможно, то работа компании построена не эффективно;

- увеличение размеров бизнеса, его консолидация является самостоятельной задачей, которую компания должна решать как для оптимизации удельных затрат, так и для привлечения инвесторов, для различных типов которых в каждый момент времени существует пороговый размер компании, ниже которого инвестиции перестают быть привлекательными;

- расширение масштабов бизнеса вызывает необходимость изменения организации бизнеса при переходах с более низкого на более высокий уровень. Структура управления компании определяется и должна соответствовать сложности решаемых задач. Соответственно растет доля непроизводительных затрат на управление и обслуживающую его инфраструктуру;

- на определенном уровне развития компании совмещение функций собственника и менеджера становится нерациональным и даже невозможным. На практике собственник может продолжать быть менеджером по все более узкой группе задач, а высшие менеджеры, напротив, включаются в состав собственников для стимулирования более эффективной работы;

- стратегий роста компании всего две. Во-первых, это экспансия за счет расширения бизнеса и поглощения конкурентов или компаний, занятых в смежных видах бизнеса и превращения, таким образом, в перспективе в лидера рынка. Во-вторых, это отказ от превращения в лидера рынка и развитие компании до определенного предела, когда она будет поглощена другой, более крупной компанией, лидером рынка на оптимальных для компании условиях;

- собственники должны четко осознавать и видеть (и требовать того же от менеджеров) возможный сценарий собственного положения в компании в будущем в зависимости от выбранной стратегии: безграничного развития бизнеса либо выхода из бизнеса после достижения определенного размера (как угодно большого) и продажи его лидеру рынка (то, что принято называть отъездом на Багамы). Они должны также понимать отличие своих интересов от интересов менеджмента и встроить в систему управления компанией звенья, обеспечивающие защиту и реализацию этих интересов. В России, где революция менеджеров произошла еще до того, как сформировался слой собственников, это особенно актуально;

- инвесторы ведут свой собственный бизнес и работают в той же конкурентной среде, что и компания. Инвестиционные компании так же выступают машинами для зарабатывания денег. Инвесторы будут приспосабливаться к особенностям компании и нести затраты на организацию инвестиций только в том объеме, который оправдан ожидаемой выгодой. Предлагая на рынок наиболее ликвидный ресурс - деньги, инвесторы имеют более широкий выбор потенциальных партнеров, чем любые другие компании и тем самым получают возможность самим устанавливать правила, по которым они работают с партнерами. [8, c. 256]

Сопоставление, приведенного выше списка заблуждений и недоразумений, которые можно встретить в российских компаниях, со списком законов и правил бизнеса, заставляет сделать вывод о том, что большая часть российских компаний либо лукавит, либо обречена на провал.

Для каждого этапа развития компании (которую учредители первоначально наделили ресурсы) существуют определенные возможности привлечения инвестиций для расширения бизнеса. С ростом компании число этих возможностей расширяется (равно как и база внешних инвесторов), а стоимость финансовых ресурсов, как правило, снижается. [10, c. 26]

1.3 Методологические основы бизнеса

По данным мирового банка, в законотворческой практике различных государств, принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. Всё же, можно выделить наиболее часто встречающиеся критерии, к которым относятся следующие: численность персонала предприятия (определяется в соответствии со среднесписочной численностью постоянных сотрудников, а также работающих по совместительству); размер уставного капитала предприятия; финансовые показатели предприятия (объём чистой прибыли, совокупного дохода, оборачиваемости активов); вид деятельности. [23, c. 118]

Прежде всего, стоит отметить, что основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса - это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" [1]. В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка. Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек - малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей - к малым, и более 400 млн. рублей - к средним предприятиям. [17, c. 198]

Для определения особого статуса, в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой выделяют количественные критерии выделения малого бизнеса и определяют основные направления поддержки малого бизнеса. Малый бизнес не поддается простому определению.

Малый бизнес сильно зависит от конъюнктуры. Небольшие размеры не позволяют создать внутри фирмы современные структуры и эффективное специализированное управление. Для большинства мелких фирм характерно единство собственности и управление. Большинство отношений внутри фирмы и партнерами по бизнесу строится на основе неформальных связей. Небольшие фирмы часто обращаются к неформальным рынкам ресурсов, финансируют бизнес с помощью кредитов частных лиц, используют собственные средства и средств друзей и близких. Не редкость в малом бизнесе и использование неформального и даже теневого рынка труда (привлечение нелегальных эмигрантов, несовершеннолетних и т.д.). Конкурентные преимущества и рентабельность производства обеспечивается за счет неявных издержек, в основе которых часто лежит высокая (выше, чем на крупных предприятиях) интенсификации труда и продолжительность рабочего дня, низкая по сравнением с крупным бизнесом оплата ресурсов. Все это и определяет крайне неустойчивый и высоко рисковый характер малого бизнеса. Одним словом, главное отличие малого предпринимательства состоит в том, что независимо от страновой принадлежности, оно в большинстве случаев является типичным интуитивным бизнесом. Без активной поддержки крупного бизнеса и государства малый бизнес является источником экономических и социальных рисков. Поэтому законодательство развитых стран выделяет малый бизнес в особую категорию и занимается активной поддержкой малого бизнеса. [8,c. 79]

В большинстве экономически развитых стран важными количественными критериями выделения малого бизнеса являются следующие показатели:

- численность занятых. Так, например, в США к малым и средним компаниям относят фирмы с числом занятых до 500 человек в обрабатывающей промышленности, в оптовой торговле до 100 человек, в розничной торговле и других отраслях до 50 человек. В Японии число занятых на предприятии, также является основным показателем, с помощью которого определяется принадлежность к этой категории. Оно должно быть менее 1000 человек в горнодобывающих отраслях, менее 300 человек - для всех других видов промышленности, транспорта, связи и строительства, менее 100 человек - в оптовой торговле и менее 50 человек - в розничной торговле и сфере услуг.

- размеры собственного капитала или совокупных активов;

- положение на рынке. Этот критерий менее количественно определен, чем предыдущие два. Его используют в тех случаях, когда в рамках поддержки малого бизнеса .государство поддерживает относительно крупные фирмы, играющие ключевые роли в экономике страны.

Каждый из перечисленных критериев не универсален, имеет свои достоинства и недостатки. Но так как легче всего учесть численность работников, то этот критерий чаще всего используется в разных странах для определения статуса малого бизнеса. [13, c. 142]

ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ МАЛОГО БИЗНЕСА

2.1 Основные понятия малого бизнеса

Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

численность персонала;

размер уставного капитала;

величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период. [15, c.98]

Приведу критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, применяемые в странах с развитой рыночной экономикой. Итак в Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям относятся те, которые не превышают следующих показателей:

количество занятых работников до 50 чел.;

годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;

сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

К средним предприятиям в ЕС относят те, которые не превышают:

количество занятых работников от 50 до 250 чел.;

годовой оборот менее 16 млн. ЭКЮ;

сумма баланса менее 8 млн. ЭКЮ.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые», до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел. как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. [7, c. 56]

Рассмотрим как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 чел., к мелким - от 25 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

1. оборот не более 2,3 млн. ЭКЮ;

2. активы не более 1,5 млн. ЭКЮ;

3. средняя численность занятых до 50 чел.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности - 500 чел.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действую еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В Соединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено, что малая фирма - это фирма имеющая одного или нескольких владельцев, с числом занятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовой прибылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:

наименьшие - 1 - 24 занятых;

малые - 25 - 99 занятых;

промежуточные - 100 - 499 занятых;

крупные - 500 - 999 занятых;

крупнейшие - 1000 и более занятых.

Следует отметить что здесь, как и во многих других странах, играет роль и отраслевая структура предприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая и добывающая промышленность), а в других - величина оборота (строительство, торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающих в разных отраслях экономики США.

В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии, критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года. В этот день был принят Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ. Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» [2] установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

[ 19, c.281]

2.2 Значение и функции малого бизнеса

Значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определюящий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60 - 70 процентов ВНП. Поэтому абссолютное большинство развитых государств всемерно поощеряет деятельность малого бизнеса. [6, c. 113]

В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.

Но дело не только в этом. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомнополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление пророрыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.

Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогооблажения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогооблажения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента. [27]

Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.

Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.

Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течении недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. Во основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т. п.

В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поодерживает малый бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах Россиии предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

К малым предприятиям, по закону «О предприятиях СССР» относятся вновь создаваемые и действующие предприятия:

- в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек

- в науке и научном обслуживании - с численностью работающих до 100 человек

- в других областях производственной сферы - с численностью работающих до 50 человек

- в отраслях непроизводственной сферы - с численностью работающих до 25 человек

- в розничной торговле - с численностью работающих до 15 человек

Других документов, определяющих категорию «малое предприятие» и регулирующих их деятельность, пока нет.

По закону, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом.

Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, тормозящих сегодня развитие малого бизнеса.

Первый фундаментальный недостаток - это сверх высокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездифицитность бюджета. Малое предпринимательство душат многочисленные налоги и поборы, нередко оставляющие ему 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Второй фундаментальный недостаток реформы связан с логикой развертывания преобразований. Основное противоречие сегодняшней политики - попытка обеспечить перевод к рынку административно-командными методами сверху, игнорируя основу рыночной системы - интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требует движения «снизу вверх» - от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночной инфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржы и т.д.) обслуживающей и реализующей этот интерес.

Третий недостаток реформы - практическая ликвидация источников формирования первоначального капитала для малого предпринимателя на старте. Существует три источника капитала, необходимого для начала бизнеса: собственные сбережения населения, кредиты, приватизационные чеки. Первый источник (400-500 млрд. рублей) был уничтожен гиперинфляцией, сократившей данный ресурс во многие десятки раз. Второй источник практически закрыт для малого предпринимательства гигантским процентом за кредит и нежеланием коммерческих банков, вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствия гарантий. Третий источник, тоже пока не работает, кроме того, нужно учитывать их уровень - 10 тыс. рублей. Выступить инвестиционным ресурсом они не могут, в лучшем случае это будет маленькое единовременное социальное пособие. Недостаток финансовых ресурсов и сложность их легального приобретения у государства - могут подтолкнуть малые предприятия к контактам с теневой экономикой и мафиозными структурами, и дать последним возможность постепенно внедряться в малые предприятия, постепенно подчиняя их себе.

Четвертый фундаментальный недостаток - отсутствие систем государственной и общественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создан государственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ. Статус этого комитета, его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей, предоставленных данному органу. Обращает на себя внимание и некоторая неопределенность в ориентации деятельности данного комитета. Судя по его наименованию, ему вменяется в обязанность поддержка не только малого бизнеса, но и предпринимательства в целом, а оно, как известно, опирается не на малый лишь, но и на средний и крупный бизнес. Такая задача не по плечу никакому комитету. Ее в состоянии решить лишь целенаправленная политика правительства в целом, и притом за весьма продолжительное время.

Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

Очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Эти основные недостатки, да и многие другие сдерживают развитие малого бизнеса в нашей стране. Достаточно сказать, что процесс образования малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, «за 1992 год в России практически не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере». Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году - 532 тыс., а в 1988 году - 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1992 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом. [29]

2.3 Проблемы малого бизнеса

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности.

Сегодня существует повсеместно целый ряд проблем в развитии малого бизнеса, который продолжает находиться в сложном положении из-за недостатка финансово-кредитных средств, отсутствия собственной современной материально-технической базы и достаточного уровня опыта у многих предпринимателей-бизнесменов, усложненности порядка получения кредитов, неразвитости региональных систем судебно-правовой защиты, отсутствия должного механизма взимания налогов и платежей, должной социальной защищенности работников малых предприятий, обеспечения безопасности и охраны труда и здоровья работников в малом бизнесе, а также криминализация этой сферы деятельности. Высокая налоговая нагрузка лишает их возможности своевременно формировать необходимые запасы оборотных средств, отвлекая значительную часть на покрытие налоговых обязательств. Поэтому снижение налогового бремени, упрощение процедур налогообложения являются приоритетными направлениями налоговой политики в части улучшения деятельности малых предприятий, а это в свою очередь, будет способствовать тому, что они в большинстве своем не будут уходить в «теневой» бизнес или к закрытию собственного дела, а станут работать легально.

Многие малые предприятия вынуждены становится многопрофильными в силу неустойчивости рынка, недобросовестности конкуренции на локальных рынках и, как следствие, - незащищенность субъектов малого предпринимательства.

Крайне низок показатель инновационной активности малых предприятий. Это во многом связано с инертностью ряда крупных и средних предприятий в реализации инноваций, которая накладывает отпечаток и на инновационную деятельность самих малых предприятий.

Государственные дотации крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных вложений в крупные предприятия объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых предприятий в объеме внутреннего валового продукта увеличивается в основном за счет собственных вложений. Поэтому инновационная помощь малым предприятиям будет способствовать добиваться конкурентных преимуществ на рынке в решении их основной задачи - обеспечению потребителей
товарами более высокого качества по приемлемой цене при минимальных издержках производства.

А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, т.е. в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.

Малый бизнес чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован в аккумулировании прогрессивных технологий, но, к сожалению, он не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом, а расходы на закупку новых технологий часто оказываются непосильными. В этом случае посредниками в их передаче могли бы стать инновационные фирмы или ассоциации, объединяющие малое предпринимательство. В известной мере малые предприятия могут оказывать инвестиционную поддержку исследованиям и разработкам, направленных на создание новых технологий, способствующих наращиванию производства импортозамещающей продукции. Коммерциализация НИОКР в малом предпринимательстве могла бы способствовать быстрой окупаемости вложений при ограниченных объемах финансирования. Большие возможности открывает сотрудничество Вузов с малыми предприятиями, занимающимися технологическими инновациями, улучшающим потребительские свойства товаров при освоении новых технологий и технологического оборудования, а сами эти предприятия смогли бы стать опытно-производственной базой и поддерживать Вузы финансовыми средствами.

При всех трудностях развития малого предпринимательства в России, масштабы его расширяются, поскольку в результате реструктуризации экономики высвобождается значительная часть работников, и они вынуждены искать самостоятельные пути в сфере трудовой деятельности. Именно такой сферой и является малый бизнес как инициативная форма ведения хозяйства. Он как один из элементов экономической системы страны должен быть защищен как административными, так и экономическими методами. Как показывает мировой опыт, формы государственной поддержки малого и среднего бизнеса могут быть различными: это и благоприятное законодательство, и специальные налоговые режимы, и кредитно-финансовые рычаги, и система государственных фондов, и снижение административных барьеров, стоящих перед бизнесом, особенно в таможенной сфере, и расширение банковского кредитования, развитие микро финансирования и лизинга и пр.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека