Основы организации статистического учета в Российской Федерации
51
39
1
введение
Управление социально-экономическими процессами как на макро-, так и на микро уровне требует наличия значительного объема информации. При этом сбор и анализ информации о макроэкономических показателях, об объемах производства и уровне издержек в отраслях экономики, об уроне доходов населения и демографических показателях не возможен на уровне предприятия или отдельного частного лица. Таким образом, возникает необходимость в организации статистического учета на государственном уровне.
С переходом к рыночной экономике, в результате децентрализации экономических процессов, организация статистического учета в Российской Федерации столкнулась со значительными трудностями как методологического характера (появились новые виды деятельности, которые не были отражены в разработанных ранее статистических классификаторах, возникли проблемы сопоставимости данных, вследствие инфляционных процессов и различных методик формирования статистических показателей), так и технического характера (увеличился объем работы связанный с развитием частного сектора, стал затруднен сбор информации о ценах и объемах продаж, т.к. в условиях рынка эта информация отчасти является коммерческой тайной и т.д.). Кроме того, возникли проблемы с точностью и достоверностью информации, предоставляемой в органы статистики.
При этом, потребность в информации для оценки текущего состояния и планирования деятельности экономических объектов возросла как на макро- так и на микро уровне.
Развитие частных организаций, осуществляющих статистический учет, не может обеспечить потребности рынка во всей необходимой ему информации, т.к. организация учета макроэкономических показателей возможна только на уровне государства в силу значительных объемов собираемой и обрабатываемой информации. Кроме того, частные организации не могут собрать весь необходимый объем информации, т.к. часть ее закрыта от частных пользователей (например бюджетная статистика, статистика денежного обращения и другие разделы статистики, связанные с государственной тайной). Статистические исследования частных организаций способны выполнять свои задачи только на микро уровне, при этом результаты их анализа должны принимать во внимания данные государственной статистики. Таким образом, организация государственного статистический учет в условиях рыночной экономики является актуальной темой исследования.
Цель данной работы состоит в анализе законодательной и методологической организации статистического учета.
Объектом исследования являются законодательные и методологические основы организации статистического учета в Российской Федерации на современном этапе.
Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач:
рассмотрение целей и задач статического наблюдения;
рассмотрение организации статистического учета в Российской Федерации;
рассмотрения взаимодействия Госкомстата России с государственными другими организациями с целью формирования единого информационного пространства;
рассмотрение основ научно-методической деятельности Госкомстата России;
рассмотрение методики формирования каталога статистических показателей, применяемого органами государственной статистики.
В процессе осуществления государственного статистического учета используются методы, основанные на общей теории статистики, а именно группировка, выборочное наблюдение, расчет средних показателей, индексные методы, расчет показателей динамики и т.д.
Вопросы организации государственной статистики рассматриваются в рамках социально-экономической статистики, методы применяемые в процессе анализа статистической информации рассматриваются как в рамках социально-экономической статистики, так и в рамках общей теории статистики.
При этом вопросы организации и методологии статистического учета являются объектом правового регулирования и рассматриваются в различных законодательных актах.
Решение поставленных задач определяет структуру данной работы, в первой главе которой будет рассмотрены основы организации статистического учета в Российской Федерации. В второй главе будет рассмотрено взаимодействие Госкомстата России с Центральным банком Российской Федерации и с Министерством по налогам и сборам. В третье главе будут рассмотрены научно-методологические основы организации статистического учета в разрезе разработки и применения статистических показателей.
1. Общие принципы организации статистического учёта в Российской Федерации
Организация статистического учета на государственном уровне необходима для решения задач информационного обеспечения общества, управления социально-экономическими и демографическими явлениями и процессами в обществе, а также для развития науки посредством: изучения, комплексного анализа происходящих в стране социально-экономических и демографических процессов.
Государственный статистический учет - это совокупность действий по проведению государственных статистических наблюдений, последующей обработке, анализу, хранению, защите и распространению статистических данных о количественных и качественных характеристиках социально-экономических и демографических явлений и процессов в обществе на основе государственной статистической методологии.
Целью проведения официального статистического учета в Российской Федерации является формирование в соответствии с государственной статистической методологией полной, объективной, актуальной и надежной статистической информации, необходимой для решения стоящих перед нею задач.
К задачам государственной статистики относится:
- информационное обеспечение органов государственного управления, а также физических и юридических лиц для оценки текущего состояния интересующего их процесса или явления, прогнозирования и планирования их состояния в будущем, а также для принятия управленческих решений;
- разработка государственной статистической методологии с учетом международной системы учета и статистики, обеспечения доступа к государственной статистической методологии юридических лиц и граждан;
- обеспечение взаимодействия информационных баз данных, созданных разными организациями государственной статистики;
- обеспечения равного доступа юридических лиц и граждан к открытой статистической информации, всестороннего освещения социально-экономического, демографического положения Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, отраслей и секторов экономики путем опубликования и распространения официальных докладов, статистических сборников, бюллетеней и иных информационно-аналитических изданий, а также путем использования информационных технологий.
Государственные статистические наблюдения проводятся на основе данных первичных учетных документов либо путем опроса юридических лиц, их представительств и филиалов, граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, об их деятельности, включая разработку, тиражирование и рассылку отчетно-статистической документации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.
Государственный статистический регистр содержит:
- данные учредительных документов прошедших государственную регистрацию юридических лиц, а также данные о представительствах и филиалах юридических лиц, регистрационных документах граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- идентификационный код и классификационные признаки (коды видов деятельности, территориального расположения, подчиненности, формы собственности, организационно-правовой формы), присваиваемые юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации;
- идентификационный код и классификационные признаки, присвоенные юридическим лицам, их представительствам и филиалам, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при внесении в государственный статистический регистр, обязательны при формировании государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о юридических лицах, об их представительствах и филиалах, о гражданах, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Главным учетно-статистическим центром в Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России), созданный в 1994 г. Госкомстат РФ, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны.
Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами Российской Федерации.
Основные функции Госкомстата России состоят в том, что он:
1) организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам;
2) обеспечивает функционирование ЕГРПО (Единого государственного регистра предприятий и организаций);
3) обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных (конфиденциальный - секретный, доверительный);
4) сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран, совместно с Центробанком составляет платежный баланс страны;
5) проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам, порученным Госкомстату.
Процесс реформирования российской статистики связан с переходом экономики России к рыночным отношениям. Целью реформирования являются укрепление статистической службы, совершенствование всех элементов статистического наблюдения с учетом новых требований, разработка системы показателей для комплексного анализа переходной экономики, компьютеризация статистики. Поставлена задача создания информационно-телекоммуникационной статистики (ИТСС), в основу которой положено формирование локальных вычислительных сетей (ЛВС), которые будут способствовать переходу к новым информационным технологиям.
Государственные федеральные статистические наблюдения проводятся федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами с использованием информации, полученной на безвозмездной основе в рамках Федеральной программы статистических работ от федеральных органов законодательной и исполнительной власти, судов, Центрального банка Российской Федерации, органов прокуратуры, государственных внебюджетных фондов по вопросам их ведения в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет соответствующих средств федерального бюджета, Центрального банка Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов.
Информационные ресурсы, сформированные из получаемой в результате проведения государственных федеральных статистических наблюдений статистической информации, являются федеральной государственной собственностью.
Федеральная программа статистических работ разрабатывается федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральная программа статистических работ включает в себя перечень мероприятий по проведению официального статистического учета, сведения об исполнителях и о сроках его проведения. Федеральная программа статистических работ ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.
Федеральная программа статистических работ содержит официальную статистическую информацию о системе национальных счетов (системе взаимоувязанных обобщающих статистических показателей, характеризующей основные социально-экономические явления и процессы в Российской Федерации), национальном богатстве, населении, трудовых ресурсах (занятости), финансах и денежном обращении, внешнеэкономической деятельности, промышленности, сельском и лесном хозяйстве, о строительстве и об инвестициях, о транспорте и связи, об оптовой и о розничной торговле, о платных услугах населению, общественным объединениям (организациям), о здравоохранении, об образовании и о культуре, о туризме и об отдыхе, о санаторно-курортном обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве, о страховании и об операциях с ценными бумагами, о новейших достижениях науки и техники, о ценах и тарифах, о правонарушениях, об охране окружающей среды и о природных ресурсах, о социально-экономическом положении субъектов Российской Федерации, об уровне жизни населения в Российской Федерации и в каждом субъекте Российской Федерации, в том числе статистическую информацию о прожиточном минимуме, среднем доходе на душу населения.
Статистическая информация, полученная федеральным органом исполнительной власти в области статистической деятельности и его территориальными органами в рамках выполнения Федеральной программы статистических работ, предоставляется федеральным органам законодательной и исполнительной власти, судам, органам прокуратуры, органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления на безвозмездной основе.
Юридическим лицам и гражданам по их запросам статистическая информация предоставляется на платной основе.
Статистической информации с ограниченным доступом предоставляется пользователям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Формирование единого информационного пространства
В процессе осуществления статистического учета Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы взаимодействуют с судами, Центральным банком Российской Федерации, органами прокуратуры, государственной налоговой инспекцией государственными внебюджетными фондами и другими государственными организациями.
Взаимодействие осуществляется на основании соответствующих соглашений между Госкомстатом РФ и соответствующей организацией, так взаимодействие с Центральным банком осуществляется на основании «Соглашения об информационном взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по статистике и Центрального банка Российской Федерации», введенного Приказом Госкомстата РФ от 15 октября 2003 г. N 465 "Об информационном взаимодействии Государственного комитета Российской Федерации по статистике и Центрального банка Российской Федерации", а взаимодействие с Государственной налоговой инспекцией - «Порядка взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Государственного комитета Российской Федерации по статистике при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде", утвержденного Приказом МНС РФ и Госкомстата РФ от 31 декабря 2003 г. N БГ-3-09/738/531.
Целями информационного взаимодействия между Госкомстатом РФ и Центральным банком РФ являются:
- создание условий для повышения уровня информационного обеспечения деятельности Сторон, принятия управленческих решений;
- обеспечение совместимости информационных ресурсов Сторон; организация обмена статистической информацией между ними; повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов.
Информационное взаимодействие между Госкомстатом РФ и Центральным банком РФ осуществляется в следующих направлениях:
- предоставление официальной статистической информации, разрабатываемой в рамках Федеральной программы статистических работ;
- предоставление сводных данных банковской отчетности;
- взаимный обмен методическими материалами и оказание консультаций по ним;
- проведение Госкомстатом России и его территориальными органами статистических работ, не входящих в Федеральную программу статистических работ, по заказу Банка России при условии их финансирования на федеральном и региональном уровнях;
- обеспечение обязательности применения Единой системы классификации и кодирования информации в целях достижения совместимости информационных ресурсов, создаваемых Сторонами.
Для достижения целей информационного взаимодействия стороны:
- обеспечивают согласование нормативных правовых актов по направлениям информационного взаимодействия, предусмотренного настоящим Соглашением;
- решают методологические и организационные вопросы взаимодействия баз данных, формирующихся у Сторон;
- используют единую идентификацию субъектов учета, основанную на применении общероссийских классификаторов;
- организуют по согласованным перечням и форме взаимный обмен информацией (без права использования ее в коммерческих целях);
- координируют информационное взаимодействие между территориальными органами Госкомстата России и территориальными учреждениями Банка России;
- при необходимости проводят совместные мероприятия по организации и проведению профессиональной подготовки своих сотрудников (совещания, семинары и т.д.);
- заключают дополнительные договоры по вопросам, представляющим обоюдный интерес.
При этом стороны обязуются: не разглашать (не распространять) информацию, предоставляемую в соответствии с настоящим Соглашением без письменного согласия Стороны, предоставившей эту информацию;
- не разглашать в общем и в частности какой-либо третьей Стороне и не использовать при формировании расчетных данных для публикаций информацию, представляемую в рамках настоящего Соглашения, до ее официального опубликования Стороной, представившей информацию, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
В процесс информационного взаимодействия на Госкомстат России возлагаются следующие обязанности:
- предоставление официальной статистической информации, разрабатываемой органами государственной статистики в соответствии с Федеральной программой статистических работ;
- координация работы территориальных органов Госкомстата России по их взаимодействию с территориальными учреждениями Банка России;
- предоставление Банку России Общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации и изменений к ним, ответственность за ведение которых возложена на Госкомстат России;
- ежегодное предоставление в согласованном формате Банку России на федеральном уровне сведений о кодах юридических ниц - учредителей (участников) кредитных организаций (ОКАТО, ОКОГУ, ОКФС, ОКОПФ), присвоенных органами государственной статистики в соответствии с общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации. Указанные сведения предоставляются на основании списков кодов ОКПО юридических лиц - учредителей (участников) кредитных организаций, направляемых Банком России в Госкомстат России;
- проведение на федеральном уровне совместно с Банком России работы по ежегодной сверке информации о кредитных организациях (филиалах), содержащейся в Едином государственном регистре предприятий и организаций всех форм собственное и и хозяйствования (ЕГРПО) и Книге государственной регистрации кредитных организаций для обеспечения ее полноты и достоверности;
- обеспечение в обязательном порядке ссылки на источник информации при использовании данных, предоставленных Банком России.
На Банк России возлагаются следующие обязанности:
- предоставление Госкомстату России сводных данных банковской отчетности (включая сроки представления, разрезы разработки и способы предоставления информации);
- координация работы территориальных учреждений Банка России по их взаимодействию с территориальными органами Госкомстата России по упорядочению взаимного предоставления статистической информации;
- проведение на федеральном уровне совместно с Госкомстатом России работы по ежегодной сверке информации о кредитных организациях (филиалах), содержащейся в ЕГРПО и Книге государственной регистрации кредитных организаций, для обеспечения ее полноты и достоверности;
- обеспечение в обязательном порядке ссылки на источник информации при использовании данных, предоставленных Госкомстатом России.
Обмен информацией между Сторонами, территориальными учреждениями Банка России и территориальными органами Госкомстата России осуществляется на основании Перечней статистической информации, предоставляемой на федеральном и региональном уровнях. Согласование Перечней статистической информации, предоставляемой на безвозмездной основе Госкомстатом России и Банком России, производится по мере необходимости.
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, пунктом 19 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и предоставления содержащихся в нем сведений, пунктом 24 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439"", устанавливается следующий порядок передачи/приема сведений в части государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в электронном виде:
1. Территориальный регистрирующий орган (инспекция МНС России) ежедневно представляет сведения ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в соответствующий региональный орган Госкомстата России с учетом схемы информационного взаимодействия.
2. Сведения соответствуют внесенным в ЕГРЮЛ и ЕГРИП записям о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях.
3. Сведения формируются программным путем средствами Автоматизированной информационной системы "Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде электронного документа (файла).
4. Региональный орган Госкомстата России после получения сведений направляет уведомления о приеме информации в Управление МНС России по субъекту Российской Федерации, к которому относится соответствующий регистрирующий орган, с учетом схемы информационного взаимодействия.
5. Порядок представления сведений ИМНС России:
- ежедневно в конце рабочего дня формируются файлы с информацией, включающей сведения, сформированные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП за текущий день;
- каждый сформированный файл подписывается электронно-цифровой подписью и архивируются программой-упаковщиком;
- для каждого сформированного файла средствами электронной почты формируется почтовое сообщение с указанием адреса получателя (регионального органа Госкомстата России), темы сообщения (в поле темы сообщения заносится имя архивного файла). Вложением почтового сообщения является: архивный файл;
- сформированное почтовое сообщение направляется адресату по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ);
- при необходимости программа-упаковщик направляется адресату вместе с представляемыми сведениями, архивированными этой программой. Версия программы-упаковщика должна обеспечивать работу с именами файлов более 8-ми символов под управлением операционных систем Windows'98, 2000 и более поздних.
6. В региональном органе Госкомстата России при получении сведений:
- вложения полученного по электронной почте сообщения распаковываются с помощью программы-упаковщика;
- проводится контроль достоверности полученных сведений путем проверки соответствующих реквизитов электронно-цифровой подписью;
- при подтверждении подлинности ЭЦП осуществляются работы по импорту сведений в базу данных Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) и их обработке в рамках ведения этой БД ЕГРПО.
- в случае получения недостоверных или неполных данных или несоответствия данных утвержденному формату необходимо запросить подтверждение от отправителя о представленных сведениях, в том числе с повтором представления указанной информации.
7. Формирование и передача сведений в электронном виде осуществляется с использованием программно-технологических средств отправителя. Прием и обработка сведений в электронном виде осуществляются с использованием программно-технологических средств получателя. В случае отсутствия указанных средств сведения направляются в виде выписок на бумажном носителе в качестве почтового отправления. При этом фиксируется дата отправления сведений по почте.
3. Научно-методическая деятельность Госкомстата России
Научно-методологическая деятельность в Госкомстате России проводится в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Положением о Государственном комитете Российской Федерации по статистике, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2001 г. N 85, Федеральным законом от 6 мая 1999 г. N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", другими правовыми актами по вопросам науки, федеральными целевыми комплексными программами, Федеральной программой статистических работ, приказами Госкомстата России, Положением об организации научно-методологической деятельности Госкомстата России и организуется на основе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы и Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год.
Под научно-методологической деятельностью Госкомстата России понимается разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам.
Основными целями и задачами научно-методологической деятельности Госкомстата России являются:
- переход к применению научно обоснованной системы статистических показателей, характеризующих состояние рыночной экономики и социальной сферы страны и отвечающих требованиям эффективного ее функционирования в интересах общества;
- формирование единой методологической основы разработки статистической информации, как в целом, так и по отдельным отраслям экономики и социальной сферы;
- обеспечение соответствия официальной статистической методологии в Российской Федерации международным статистическим стандартам;
- совершенствование методов сбора, обработки, хранения и представления статистических данных, в том числе на основе современных информационных технологий;
- обеспечение максимальной оперативности, объективности и качества разрабатываемой статистической информации.
Научно-методологическая деятельность Госкомстата России осуществляется по следующим направлениям: разработка и совершенствование научно обоснованной методологии проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей; разработка и совершенствование системы статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы страны; совершенствование методов анализа и обработки информации, получаемой в ходе статистических наблюдений; развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными системами по формированию государственных информационных ресурсов об экономическом, демографическом и социальном положении страны в едином информационном пространстве Российской Федерации; обеспечение хранения и защиты официальной статистической информации.
Планирование научно-методологической работы Госкомстата России на год осуществляется на основе Программы долгосрочного развития государственной статистической системы и программ развития отраслей статистики в пределах выделяемых средств бюджетных ассигнований на "фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", а также средств из других предусмотренных законодательством источников.
Разработка Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год и организация его исполнения осуществляется в соответствие с Положением об организации научно-методологической деятельности Госкомстата России
Результатами научно-методологических работ, полученными при выполнении Плана научно-методологической работы Госкомстата России на год, являются научные и научно-методологические отчеты, содержащие новые знания или решения, и следующие методологические разработки или их проекты: методологические положения; методические указания; методологические рекомендации; концепция; система статистических показателей; программа статистического наблюдения; научная экспертиза; инструкция по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения; указания о порядке разработки сводной статистической отчетности; алгоритм.
Одним из направлений научно-методической работы Госкомстата России является формирование системы статистических показателей, которые находят сове отражение в каталоге статистических показателей (КСП).
Действующая система КСП, постоянно актуализируемая, содержит по состоянию на 1 августа 2000 года около пятнадцати тысяч статистических показателей (абсолютных и относительных, стоимостных и натуральных, первичных и расчетных), характеризующих различные стороны состояния и поведения экономических субъектов, направления развития экономики на макро- и микроуровнях. В КСП содержится информация о периодичности, разрезах разработки, источниках формирования каждого показателя. Имеется система многокритериального поиска по заданным параметрам. Показатели систематизированы в рубрики (подрубрики), сформированные по отраслевому принципу.
Главной проблемой построения КСП является разработка единой методологии определения основания показателя и его признаков, критериев отнесения к основанию показателя или его признаку, разработка методологических основ систематизации (группировки) показателей.
В существующей статистической практике нет однозначного определения и методологического обоснования критериев формирования основания показателя и его призначной части.
Отсутствие четкого представления о содержании понятий "показатель" и "призначная часть показателя" негативно влияет на состав показателей Каталога, так как происходит подмена основания показателя на призначную часть и, наоборот, при этом состав показателей в одних случаях обедняется, в других - неоправданно расширяется.
Основными методологическими проблемами являются:
- унификация на межотраслевой основе статистических показателей, которая означает приведение их к единообразию, когда однотипные по содержанию показатели не рассредоточиваются по блокам, отраслям, видам деятельности, а концентрируются в одном блоке, группе;
- методология разграничения основания показателя и его призначной части;
- методология формирования призначной части с учетом последовательности построения признаков, их многоуровневости;
- методология формирования межотраслевого рубрикатора КСП, основанного на унификации показателей;
- методология формирования КСП на основе межотраслевого рубрикатора.
Наряду с этим существует ряд частных методологических проблем: - методология понимания показателей с одинаковым наименованием, имеющих разные единицы измерения, оценки (стоимостная, натуральная), методики исчисления и др.; показатели с общим содержанием нередко представлены одновременно в нескольких рубриках; разграничение и взаимосвязь понятий "показатель" и "графа", "строка", "графоклетка" статистической таблицы (формы).
Решение перечисленных проблем формирования и ведения КСП будет способствовать более эффективному его использованию в системе Госкомстата Россия и расширению круга потенциальных его потребителей.
Совершенствование методологии формирования КСП позволит решить задачи:
- системности КСП, включающей упорядоченность статистических показателей, их взаимосвязей как внутри рубрик (подрубрик), так и между ними;
- построения КСП на межотраслевой основе;
- обеспечения унификации однотипных по содержанию показателей;
- определения понятия основания показателя и его признаков;
- устранения дублирования показателей;
- определения методологии охвата показателей КСП отдельными признаками или группой признаков и правил формирования многоуровневых признаков в КСП;
- методологического обоснования возможностей использования различных единиц измерения при формировании показателей (натуральных, стоимостных, оценки в разных валютах, сопоставимых ценах);
- разработки методологии однозначного определения показателя с изменяемой периодичностью разработки;
- разработки методологии группировки (рубрицирования) показателей в КСП;
- разработки методологии формирования архивов КСП.
3.1 Формирование призначной части показателя
По своей сути статистический показатель в КСП - это качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе, отображающая сущность явления или процесса в конкретных условиях места и времени.
Статистический показатель в КСП включает в себя основания показателя и его призначную часть.
Основание показателя отражает сущность и общие отличительные свойства социально-экономического явления без указания места, времени и числового значения.
Призначная часть показателя нейтральна к сущности изучаемых явлений, поэтому одни и те же признаки могут применяться для характеристики различных оснований показателей. Признаки показателя - это совокупность характеристик, присущих основанию показателя.
В статистической практике действует система идентификации показателей с применением следующих признаков: временная характеристика - периодичность разработки (месяц, квартал, год, конкретная дата и т.д.); единицы измерения; территориальный, ведомственный, отраслевой разрезы разработки, разработка по формам собственности; номенклатура товаров и услуг; другие признаки, содержащиеся в утвержденных классификаторах или в локальных классификаторах и справочниках.
Перечисленные признаки не имеют связи с сущностью явлений, не выражают также их внутреннюю природу, что и составляет коренное отличие содержания понятия "признак показателя" от понятия "основание показателя".
Признаком показателя является многократно изменяемая часть показателя, которая может быть выделена в однородные справочники.
При определении основания показателя и его признаков все характеристики, не связанные с сущностью изучаемого явления или процесса, перенесется в призначную часть. Такими характеристиками, например для раздела "Сельское хозяйство", являются: единицы измерения, периодичность разработки, территории, каналы реализации сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с предлагаемой методологией из приведенных выше показателей действующего КСП выделяется основание показателя путем исключения из его наименования каналов реализации сельскохозяйственной продукции и перенесения их в призначную часть. За счет этого проведено сокращение числа показателей раздела КСП "Сельское хозяйство" и их систематизация".
Признаки показателей, обладающие многоуровневостью (иерархичностью), отражают, с одной стороны, многоступенчатые отношения между их уровнями, с другой, - тесно связаны с основанием показателя. Многоступенчатые связи между уровнями признаков отражают степень их детализации. Независимо от глубины детализации признаков все их уровни органически связаны с основанием показателя. Связь всех уровней признака, а не только признака 1-го уровня, с основанием показателя обеспечивает получение числовой характеристики изучаемого явления.
Например, в изучении стоимости жилья выделяются следующие уровни признаков: 1-й уровень - престижные районы и спальные районы; 2-й уровень - крупнопанельные и крупноблочные дома и кирпичные дома; 3-й уровень - жилые помещения типовые, в том числе однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные, четырех- и более комнатные; 4-й уровень - жилые дома с улучшенной планировкой, в том числе однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные, четырех- и более комнатные.
Все названные в примере уровни признаков органически связаны с основанием показателя "Средняя стоимость одного кв. м общей площади" и поэтому обеспечивают разнообразие числовых значений этого показателя.
Формирование показателей КСП на базе их основания и призначной части позволит существенно сократить их число и осуществить их систематизацию в рамках единой методологии построения Каталога.
3.2 Методология использования абсолютных и относительных величин при определении показателя и его признаков
В статистической практике широкое распространение имеет представление показателей одновременно его абсолютными и относительными значениями.
Если для получения показателя в относительной форме выражения используется иная, чем для показателя в абсолютном выражении, методология, то это приводит к изменению содержания показателя, и его следует считать самостоятельным показателем.
При формировании КСП показатели в абсолютной и относительной формах выражения, имеющие различные методики расчета, следует считать разными показателями. Например, показатели "объем произведенной промышленной продукции" и "индекс физического объема произведенной промышленной продукции" (цепной и базисный) являются разными показателями, так как индекс физического объема промышленной продукции, хотя и имеет единую основу с показателем объема произведенной промышленной продукции в абсолютном выражении, но в отличие от него рассчитывается по другой методике.
К числу распространенных расчетных показателей, получаемых на основе абсолютных и относительных величин, относятся средние. Это один из важнейших обобщающих показателей в статистике.
При решении вопроса о включении средних в КСП применяется аналогичный подход. Исчисление любых видов средних проводится по определенной методологии, связанной с выделением однородной совокупности, выбором весов для взвешивания и т.п. Средние считаются самостоятельными показателями.
3.3 Методология использования различных единиц измерения
Одной из проблем формирования и ведения КСП является решение вопроса об использовании различных единиц измерения (натуральных, стоимостных, стоимостных в разных валютах).
Натуральная и стоимостная оценка показателя. В статистической практике для оценки одних и тех же социально-экономических явлений одновременно применяются показатели в натуральной и стоимостной формах выражения.
Переход от натуральных единиц измерения к стоимостным и, наоборот, от стоимостных к натуральным изменяет содержание показателя. Оценка показателя в натуральном выражении дает представление о его материально-вещественной форме, а оценка по стоимости - дает представление о его товарно-денежной форме, которая в большой степени зависит от конъюнктуры рынка и может быть не адекватна первой.
Поэтому при формировании КСП показатели, отражающие натуральную и стоимостную формы их выражения, следует считать разными показателями.
Натуральная и стоимостная оценка показателя может быть выражена в разных единицах измерения (натуральных: т, кг, ц, штуки и др.; стоимостных: руб., долл. и др.).
Так как эти виды стоимостных оценок не меняют сущности самого показателя, а являются, по сути, видами оценок по стоимости, то они должны выступать в качестве признаков.
Оценка показателя в сопоставимых ценах используется также для ведения динамических рядов, элиминируя влияние изменения цен на динамику сравниваемых стоимостных показателей, и также выносится в призначную часть.
2. По предлагаемой методологии из наименования показателя исключаются стоимостная оценка в разных единицах (рублей и долларов), а также временная характеристика (на начало отчетного года) и переносятся в призначную часть показателя.
3.4 Масштаб единиц измерения
Требует решения проблема отражения в КСП показателя с разным масштабом единиц измерения (рубли, тыс. рублей, млн. рублей и т.д.). Например, при оценке входной, выходной, сводной информации меняется масштаб единиц измерения. Различия в масштабах единиц измерения не ведут к изменению сущности изучаемого явления и содержания показателя. Поэтому его следует считать одним показателем с изменяющейся признанной частью, выраженной разным масштабом единиц измерения.
3.5 Методология определения показателя с учетом различной периодичности его разработки
Формирование и ведение КСП требует уточнения методологии определения показателя с изменяемой периодичностью его разработки.
Если показатель имеет несколько временных характеристик (например: месячная, квартальная, годовая периодичность его разработки), то нет необходимости повторять один и тот же показатель с разными периодами разработки несколько раз.
В этом случае следует один раз определить основание показателя, а периодичность указывать виде признаков к этому показателю в соответствии с периодами разработки информации.
3.6 Формирование показателей с различной методикой исчисления
Показатели КСП, имеющие единое основание, но разные методики исчисления по отраслям и секторам экономики, рассматриваются как разные показатели.
Этот вывод основан на наличии отраслевых особенностей в формах количественного измерения и необходимостью модификации числовых значений одних и тех же показателей в разных отраслях экономики. В этом случае отличие показателей с одинаковыми наименованиями оснований возможно только средствами методологических пояснений к ним.
Показатели с единым основанием, но различной методикой расчета по периодичности, также рассматриваются как разные показатели.
3.7 Методология формирования рубрикатора КСП
Рубрикатор КСП - это структура построения (группировка) совокупности статистических показателей, упорядоченных на основе определенных правил и критериев и используемых в комплексном анализе экономики.
Для систематизации показателей и формирования рубрикатора КСП используется качественный критерий - учет системы научных взглядов на проблемы развития экономики в их единстве: определение факторов (ресурсов и условий) и результатов социально-экономического развития экономики.
Потребности в статистической информации наиболее полно удовлетворяются при условии, если ее состав и структура адекватно отражают проблемы развития экономики на современном этапе рыночных отношений.
Рубрикатор КСП предлагается построить с учетом следующей группировки статистической информации:
1. Блок показателей, характеризующих факторы развития экономики (наличные ресурсы; источники развития экономики; условия социально-экономического развития).
2. Блок показателей, характеризующих результаты развития экономики (экономические, социальные, демографические, экологические).
3. Блок показателей, характеризующих статистическую оценку степени реализации целей развития экономики.
Согласно правилу классификации (правило взаимоисключения) ни один элемент множества не должен одновременно входить в другое множество. На основе этого правила показатели с единым основанием объединяются в одну рубрику (подрубрику), независимо от отрасли или сектора экономики.
В соответствии с критерием систематизации показателей и правилом классификации формируется межотраслевая структура рубрикатора КСП без каких-либо исключений.
Получение статистической информации для комплексного анализа отдельных отраслей экономики обеспечивается по принципу формирования "собирательных" отраслей из показателей соответствующих межотраслевых блоков рубрикатора КСП на основе применения системы общероссийских классификаторов, локальных баз данных и кодирования.
Межотраслевая структура рубрикатора КСП отражает причинно-следственные связи блоков показателей, прежде всего, вертикальные логические связи, предопределяющие логику и устойчивость расположения рубрик в Каталоге, которые не могут изменяться произвольно.
За рубриками показателей ресурсов, источников развития экономики и условий социально-экономического развития следуют рубрики показателей результатов развития экономики.
Критерии систематизации показателей и правила упорядочения множества предопределяют наименования рубрик показателей в КСП и обеспечивают их относительную устойчивость во времени, которые не могут изменяться простым волевым решением.
Систематизация показателей внутри рубрик и подрубрик должна проводиться на основе правила упорядочения множества как порядка предшествования или следования. Например, внутри рубрики "Цены и тарифы" должны быть выделены следующие группы показателей, характеризующие: уровень цен и тарифов, динамику цен и тарифов (динамика цен, к примеру, не может предшествовать их уровню).
Кроме того, при систематизации показателей внутри рубрик (подрубрик) учитывается ранжирование отраслей экономики по классификатору ОКОНХ в порядке возрастания кодов (промышленность, сельское хозяйство, строительство и т.д.).
Показатели блока "Результаты развития экономики" структурируются в строгом соответствии с системой целей социально-экономического развития (экономические, социальные, демографические, экологические, по обеспечению правопорядка, национальной безопасности).
Показатели блоков "Факторы развития экономики" и "Результаты развития экономики" в структуре рубрикатора КСП формируются преимущественно из показателей действующей государственной статистической отчетности, выходных статистических материалов и публикаций, информации ведомств и других сторонних организаций.
Показатели национальной безопасности в КСП имеют, как правило, единое основание с соответствующими показателями других рубрик, подрубрик, например, показателями ВВП, объема производства товаров и услуг, инвестиций и т.д. Принципиальное отличие показателей национальной безопасности состоит в том, что в рубрике (код 2600 в структуре рубрикатора) они представлены в виде отношений фактических и пороговых значений показателей безопасности. Эти показатели отражают степень соответствия (приближения или отдаления) фактического состояния экономики принятым допустимым границам.
Показатели блока степени реализации целей развития экономики (код 3000) представлены как отношения фактических и принятых прогнозных, плановых и нормативных значений показателей развития экономики. Эти отношения характеризуют степень достижения принятых основных параметров развития экономики с учетом ее потенциальных возможностей к устойчивому росту.
Специфические показатели различных отраслей и секторов экономики, в соответствии с правилом классификации и положением о формировании межотраслевой структуры рубрикатора КСП, вводятся в те рубрики (подрубрики), которые соответствуют их характеру. Например, показатели наличия скота, многолетних насаждений отражаются в рубрике 1100, подрубрике 1110 "Материальные и нематериальные ресурсы", в группе "Основные фонды".
Структура рубрикатора КСП является открытой системой с возможностями совершенствования, уточнения, изменения, обладает перспективой развития. Это положение диктует необходимость обеспечения достаточного резерва кодов показателей.
3.8 Методология построения и ведения КСП
Унификация показателей в КСП - основное направление совершенствования Каталога статистических показателей. Унификация статистических показателей означает приведение их к единообразию, при котором однотипные по содержанию показатели не рассредоточиваются по блокам, отраслям, видам деятельности, а концентрируются в одном блоке, группе, что предопределяет формирование рубрикатора КСП на межотраслевой основе. Объединение однотипных показателей в рамках КСП аналогично процессу унификации показателей форм статистической отчетности, которые имеют межотраслевое значение. Следствиями унификации показателей КСП в условиях формирования его межотраслевой структуры являются:
- уменьшение числа показателей в КСП:
- исключение их дублирования;
- увеличение информационной нагрузки на призначную часть;
- более полное информационное отражение в КСП возможностей сравнительного анализа отдельных проблем экономики, являющихся общими для любой отрасли (сектора);
- развитие единообразия в средствах сбора, передачи и обработки статистических данных;
- облегчение поиска статистической информации, когда однотипные по содержанию показатели сосредоточены в соответствующем блоке рубрикатора КСП.
3.9 Методология и критерии систематизации призначной части КСП
Каждый показатель КСП характеризуется набором признаков (единица измерения, периодичность, территория, номенклатура продукции и т.д.). В зависимости от характера изучаемых явлений, показателя, статистической задачи признаки используются в различных сочетаниях, с разной степенью детализации. Требуется упорядочение множества признаков показателей с учетом их последовательности и многоуровневости.
Призначная часть выполняет свою роль только в сочетании с конкретным основанием показателя, и в зависимости от комбинации признаков обеспечивается многообразие числовых значений показателей.
Призначная часть показателей, являясь нейтральной к характеру изучаемых явлений, может служить типовой характеристикой показателей с различными основаниями. При этом одни признаки и разрезы разработки, например, единица измерения, периодичность, территория, являются общими для всех показателей КСП, другие - являются призначной частью показателей в рамках одной отрасли или сектора экономики. Это делает возможным использовать в качестве основы систематизации признаков степень охвата признаками показателей КСП.
Систематизация групп признаков производится на основе следующих критериев:
- по степени охвата показателей;
- по частоте использования одного или группы признаков.
Систематизация групп признаков производится на основе следующих критериев: по степени охвата показателей; по частоте использования одного или группы признаков.
Классификационные группировки первой группы признаков в КСП могут быть применены к отдельным показателям не в полном объеме (например, территориальный аспект не будет указываться, если какой-либо показатель не предусматривается разрабатывать с участием этого признака), тогда по умолчанию предполагается, что данный показатель берется в целом по России. Это положение в равной мере относится к разработке показателей в рамках СНС.
Применение временных характеристик в призначной части отражает несколько аспектов: периодичность представления статистической информации (например, недельная, месячная, квартальная, годовая и т.д.); время совершения (например, объем производства промышленной продукции в отчетном периоде, за месяц, нарастающим итогом с начала года и т.д., наличие основных фондов на начало или конец отчетного периода); временные изменения изучаемого процесса или явления (например, среднемесячная заработная плата в процентах к предыдущему месяцу или соответствующему месяцу предыдущего года) и т.д.
При необходимости уточнения одних признаков другими признаки в КСП строятся по принципу мyогоуровневости. Последовательность и уровни формируются индивидуально к каждому конкретному показателю исходя из смыслового значения характеристик, описываемых признаками, и с учетом степени детализации каждого уровня. Последовательность и уровни согласуются с заинтересованными структурными подразделениями Госкомстата России.
3.10 Методология формирования КСП на основе межотраслевого рубрикатора
КСП формируется на основе следующей информации:
а) первичных показателей статистической отчетности (показатели форм государственного статистического наблюдения, утверждаемые Госкомстатом России, включая показатели нецентрализованной в органах государственной статистики отчетности);
б) показателей, полученных в процессе обработки (преобразования) первичных данных (из комплексов электронной обработки данных, отраслевых и межотраслевых баз данных);
в) показателей других организаций, используемых в комплексном статистическом анализе экономики;
г) показателей, включенных в официальную статистическую информацию Госкомстата России и публикации.
Последовательность расположения всех показателей внутри рубрик, подрубрик, групп должyа быть следующей: а) абсолютные показатели в натуральном выражении; б) абсолютные показатели в стоимостном выражении; в) относительные характеристики явлений (темпы роста (снижения), показатели структуры, коэффициенты, показатели координации, сравнения, интенсивности и т.д.).
Эта последовательность расположения статистических показателей должна быть одинаковой для любого уровня экономики (макроэкономического, отраслевого, секторного, территориального).
Описание оснований показателей и их призначной части в КСП проводится на основе следующих правил: 1) формирование кода основания показателя; 2) наименование основания показателя, принятое в статистической практике; 3) формирование перечня признаков, идентифицирующих показатель с данным основанием.
Последовательность их расположения должна быть следующей: единица измерения (классификатор ОКЕИ), периодичность и другие временные характеристики; разрезы разработки (территории (по классификатору ОКАТО), категории предприятий и организаций (ОКПО), виды экономической деятельности (по классификатору ОКДП), отрасли экономики (по классификатору ОКОНХ), федеральные органы исполнительной власти (по классификатору ОКОГУ), организационно-правовые формы (по классификатору ОКОПФ), формы собственности (по классификатору ОКФС), по государственному сектору, по секторам экономики (для показателей СНС раздела "Обобщающие показатели национальных счетов")); признаки с учетом специфики (виды продукции (по классификатору ОКП), виды услуг (по классификатору ОКУН).
К основаниям показателей КСП по всем рубрикам, подрубрикам, группам должны быть даны методологические пояснения.
Правила описания, однозначно определяющие положение каждого показателя и признаков в КСП, сохраняются на всех этапах статистических работ - сбора, передачи, обработки, использования, распространения, хранения статистической информации.
3.11 Методология формирования кода показателя с учетом построения рубрикатора КСП
Кодирование показателей проводится в соответствии с межотраслевой структурой рубрикатора КСП.
Каждая рубрика, подрубрика получают код, являющийся общим для однотипных показателей.
Показатели, объединенные в один блок по единому основанию, имеют различные коды в случаях: наличия различий в методике исчисления показателей, вызванных отраслевыми особенностями; изменения в методике расчета показателя из-за различий в степени полноты исходных данных при переходе с одной периодичности на другую; наличие различий в методике определения показателей в абсолютной и относительной формах выражения; различий в единицах измерения. Во всех остальных случаях основания показателей имеют один код.
От межотраслевых рубрик показателей нетрудно перейти к характеристике показателей конкретных отраслей на основе использования действующих классификаций и системы кодирования.
Кодирование показателей осуществляется службой администрирования КСП с использованием программно-технологических средств ведения КСП. Показатели кодируются одиннадцатизначными кодами, из которых первые четыре знака отводятся рубрикам, следующие два - подрубрикам, еще два - группам показателей внутри рубрик, а последние три - являются непосредственным кодом показателя внутри группы показателей данной рубрики и подрубрики.
Кодирование статистических показателей проводится после выполнения работ по их перегруппировке на межотраслевой основе и систематизации показателей внутри групп. Степень детализации оснований показателей внутри групп определяется многими факторами и может быть неодинаковой в разных рубриках, подрубриках и группах показателей.
3.12 Методология ведения КСП
Каталог статистических показателей - развивающаяся система, способная к изменениям применительно к новым условиям и потребностям в статистической информации, которая постоянно актуализируется.
Ведение Каталога представляет собой совокупность операций, связанных с его функционированием, движением, изменением состава, характера показателей и признаков, системой кодирования, хранения, рассматриваемых как постоянный процесс.
Все показатели, используемые в органах государственной статистики, подлежат обязательной загрузке в КСП, согласно "Временному порядку ведения Электронного каталога статистических показателей", утвержденному руководством Госкомстата России 01.04.1999 г.
Изменение оснований показателей во времени при изучении одних и тех же явлений, по определению, невозможно. Поэтому процесс изменения показателей КСП сводится к процессу изменения их состава, характера, тесно связанных с практикой пересмотра форм статистической отчетности, совершенствования комплексов, уточнения других источников информации.
Все регистрируемые в КСП показатели являются отражением процесса этих изменений. Задача состоит в том, чтобы своевременно, а также структурно и методологически грамотно загружать в КСП показатели с учетом разработанных в данном проекте положений, исключая при этом дублирование ранее загруженных показателей.
Загрузка показателей в КСП должна проводиться в полном соответствии с предлагаемой межотраслевой структурой рубрикатора с учетом их систематизации внутри рубрик (подрубрик). Это означает, что местоположение новых показателей определяется соответствием их характера характеру отдельных рубрик (подрубрик) в КСП. При этом они должны располагаться не в конце рубрики (подрубрики), а внутри соответствующих рубрик (подрубрик), групп, подгрупп, выделенных в процессе внутренней систематизации показателей.
Реализации правил загрузки показателей должно способствовать наличие резерва кодов, предусматриваемого для групп, подгрупп, где отражаются первичные и другие конкретные статистические показатели КСП. Только при этом условии возможно сохранять последовательность расположения показателей и принятую форму их систематизации при ведении КСП.
Утратившие актуальность, отмененные показатели, параллельно с загрузкой новых показателей, должны своевременно выгружаться. Такие показатели не должны накапливаться в КСП.
В начале каждого года формируется архив состава показателей за предыдущий год. Все показатели (действующие и отмененные) КСП отражаются в архиве в систематизированном виде, а не общим массивом. Для этой цели формируется структуре архива, тождественная межотраслевой структуре рубрикатора КСП, куда должны выгружаться для хранения показатели в соответствии с их характером и органической связью с отдельными рубриками (подрубриками), группами их. Архивы показателей в КСП хранятся по годам.
Призначная часть показателей загружается в КСП по максимальной разрезности. Изменения в призначной части показателей КСП могут иметь следующие аспекты: - изменение в составе групп признаков показателя (увеличение или уменьшение их числа). В этом случае, например, часть порядковых номеров, присвоенных группам признаков, не будет задействована в зависимости от потребностей практики, хотя в КСП группы признаков загружены в форме справочников по их максимальному количеству; - изменения числа позиций внутри групп признаков. Например, изменения многоуровневых признаков могут приводить к изменению числа уровней и позиций внутри уровней иерархии, что диктует изменения соответствующих порядковых номеров.
Унифицированные показатели должны кодироваться и загружаться в КСП в соответствии с предложенными методологическими положениями. В этом случае значительно увеличивается информационная нагрузка на призначную часть показателя. Получение информации пользователями КСП предусматривается на основе системы многокритериального поиска с применением одного и/или совокупности следующих критериев: коду основания показателя (его фрагменту); наименованию основания показателя (его фрагменту); единице измерения; периодичности разработки; разрезности разработки; по признакам с учетом их многоуровневой структуры; по отдельным позициям признаков; по формам государственного статистического наблюдения (или ОКУД).
Кроме того, программно-технологические средства должны обеспечивать возможность формирования на основе КСП как системы метаинформации локальных баз данных показателей для структурных подразделений Госкомстата России - пользователей КСП в соответствии с их задачами. В этих базах данных структурные подразделения должны иметь возможность хранить свой состав показателей в необходимом им объеме, который должен формироваться в автоматизированном режиме на основе фрагментирования из КСП. Структуры локальных баз данных должны быть тождественны структуре КСП, программные средства должны обеспечивать все необходимые режимы работы пользователя.
заключение
В процессе написания работы были достигнуты цели и решены задачи поставленные во введении к работе.
Было определено, что целью проведения официального статистического учета в Российской Федерации является формирование в соответствии с государственной статистической методологией полной, объективной, актуальной и надежной статистической информации, необходимой для решения стоящих перед нею задач.
Государственные статистические наблюдения проводятся на основе данных первичных учетных документов либо путем опроса юридических лиц, их представительств и филиалов, граждан, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, об их деятельности, включая разработку, тиражирование и рассылку отчетно-статистической документации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений.
Главным учетно-статистическим центром в Российской Федерации в соответствии со ст. 71 Конституции является Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России).
Осуществление деятельности Госкомстата России происходит в соответствии с Федеральной программой статистических работ, которая включает в себя перечень мероприятий по проведению официального статистического учета, сведения об исполнителях и о сроках его проведения. Федеральная программа статистических работ ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации и финансируется за счет средств федерального бюджета.
В процессе осуществления статистического учета Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы взаимодействуют с судами, Центральным банком Российской Федерации, органами прокуратуры, государственной налоговой инспекцией государственными внебюджетными фондами и другими государственными организациями.
В рамках свое деятельности Госкомстат России осуществляет значительный объем научно-методологической деятельности. Под научно-методологической деятельностью Госкомстата России понимается разработка и совершенствование научно обоснованной официальной статистической методологии для проведения государственных статистических наблюдений и формирования статистических показателей, обеспечение соответствия официальной статистической методологии международным статистическим стандартам.
Одним из направлений научно-методической работы Госкомстата России является формирование системы статистических показателей, которые находят сове отражение в каталоге статистических показателей (КСП).
Совершенствование методологии формирования КСП позволит решить задачи: системности КСП; устранения дублирования показателей; определения методологии охвата показателей КСП отдельными признаками или группой признаков и правил формирования многоуровневых признаков в КСП; методологического обоснования возможностей использования различных единиц измерения при формировании показателей (натуральных, стоимостных, оценки в разных валютах, сопоставимых ценах); разработки методологии однозначного определения показателя с изменяемой периодичностью разработки; разработки методологии группировки (рубрицирования) показателей в КСП; разработки методологии формирования архивов КСП.
Наибольшая актуальность разработки методологических основ построения и ведения каталога статистических показателей заключается в том, что он является развивающейся системой, способной к изменениям применительно к новым условиям и потребностям в статистической информации, которая постоянно актуализируется.