Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Особенности государственного регулирования сферы обращения

Особенности государственного регулирования сферы обращения

11

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

ГОСУДАРСТВЕННОГО И КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Представительство в г.Уфе

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине

Организация торгового дела

На тему

Особенности государственного регулирования сферы обращения

Выполнил: студент(ка)

Денисова А.В.

Москва 2010

1. Государственное регулирование сферы обращения

Рыночная экономика не исключает, но предполагает государственное регулирование, под которым понимается комплексная система мер, осуществляемых государством, по созданию предпосылок для эффективного развития рыночной экономики.

Воздействие государства различается по методам, объемам, сферам деятельности и осуществляется по следующим направлениям:

* регулирование денежного обращения через бюджетную, денежно-кредитную, налоговую политику;

* регулирование пропорций воспроизводства -- структурного развития экономики;

* разработка системы приоритетных целевых программ для достижения ключевых параметров состояния экономики, или отдельных ее отраслей, или направлений;

* установление социальных, гуманитарных, экологических норм;

* нормирование цен и тарифов на отдельные товары и услуги, такие, как предметы первой необходимости, основные продукты питания, коммунальные услуги и др.;

* введение стандартов качества продукции и услуг;

* определение требований к статистической, бухгалтерской и иной информации, предоставляемой хозяйствующими субъектами в государственные органы.

Существуют следующие методы государственного регулирования рынка:

* правовые, придающие цивилизованные формы рыночным отношениям (антимонопольное законодательство, порядок функционирования бирж, правила обязательной сертификации продукции и услуг и др.);

* финансово-экономические (налоги, льготы по налогам, кредиты, дотации, государственные программы и др.);

* социальные (установление минимальной заработной платы, пенсий, пособий и др.).

Перечисленные методы можно разделить на:

* прямые (общегосударственные программы для влияния на макроэкономические пропорции и структурную перестройку экономики, бюджетное финансирование, субсидии, субвенции, государственный заказ);

* косвенные (финансовая политика, налоговая политика, условия и направления кредитования, регулирование внешнеэкономической деятельности через тарифы, пошлины, лицензирование и др.).

Государство осуществляет регулирование на основе демократизации и децентрализации функций при передаче многих полномочий по регулированию рыночной экономики на региональные уровни или демократическим институтам, представляющим интересы различных объединений граждан.

2. Экономические методы регулирования товарного обращения

Анализ сложившихся структур сферы товарного обращения показал, что новые системообразующие элементы, действующие в настоящее время на рынке, сформировались в сложных условиях переходного периода при отсутствии адекватного хозяйственного механизма, способного в достаточной мере обеспечить взаимоувязку интересов товаропроизводителей, предприятии оптовой и розничной торговли, потребителей товаров. В силу функциональных возможностей и экономико-правового статуса они не в состоянии решить задачи, возложенные на них обществом. Значительные структурные изменения в системе управления торговлей как единой отрасли, произошедшие в ходе осуществления экономических реформ, оказали негативное влияние на состояние потребительского рынка, так как во многом была утрачена возможность координации деятельности по товарному наполнению рынка и движению товаропотоков. Эффективное функционирование предприятий различных форм собственности в рыночных условиях, а также обеспечение социальных приоритетов с точки зрения общественного развития могут быть достигнуты путем регулирования процессов, происходящих в сфере товарного обращения, что присуще развитому рыночному механизму. Регулирование товарного обращения осуществляется в форме сочетания государственного регулирования как целевого воздействия по иерархии до нижних уровней управления включительно и внутрисистемного саморегулирования предприятий оптовой и розничной торговли.

Необходимость государственного регулирования на рынке потребительских товаров определяется следующими факторами:

* отсутствие адекватного рыночного механизма при ликвидации системы централизованного доведения товаров до потребителей;

* различный уровень развития рыночных отношений в сфере производства и сфере обращения;

* значительная дифференциация потребительского рынка, связанная с резким социальным расслоением населения;

* требование координации формирования и распределения товарных ресурсов в связи со значительными объемами их завоза из стран СНГ и по импорту;

* незаинтересованность коммерческих структур в обеспечении потребности рынка в товарах, как по объему, так и по ассортименту.

Существуют экономические, административные, организационные методы государственного регулирования товарного обращения, что обусловлено спецификой переходного периода. Однако в соответствии с рыночными законами хозяйствования основным методом является экономический, т.е. непосредственное или косвенное воздействие на товарное обращение как систему с помощью различных экономических инструментов. Непосредственная форма воздействия связана с определением некоторых элементов рынка. В настоящее время это касается в основном формирования товарных ресурсов (прежде всего по социально значимым товарам первой необходимости и товарам массового спроса). Прямое воздействие государства на формирование товарного обеспечения происходит путем установления определенных объемов закупок и поставок товаров, в первую очередь для государственных нужд, являющихся обязательными к исполнению для предприятий любых форм собственности, и обеспечения некоторых объемов поставок и реализации товаров в целях поддержания необходимого уровня потребления товаров населением. В соответствии с Законом Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" от 28 мая 1992 г. для осуществления деятельности по образованию федеральных продовольственных фондов Указом Президента и постановлением Правительства Российской Федерации утверждаются объемы и ассортимент поставок продовольствия; министерства и ведомства, ответственные за закупку и поставку товаров по федеральным фондам и выступающие в качестве госзаказчика, а также категории потребителей. Указанные фонды создаются по основным продовольственным товарам (зерно, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, рыбопродукты, сахар, растительное масло, картофель и овощи) для удовлетворения потребностей военных и приравненных к ним категорий потребителей, снабжения районов Крайнего Севера, экологически загрязненных районов и приравненных к ним местностей, частично г. Москвы и Санкт-Петербурга и на другие государственные нужды. Государство принимает непосредственное участие в установлении хозяйственных связей, а также сохраняет в собственности ряд предприятий сферы товарного обращения, обеспечивающих общегосударственные интересы (например, оптовые предприятия, обеспечивающие товародвижение продукции, имеющей стратегическое значение: накопительные склады для снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, холодильники и объекты складского хозяйства для формирования федеральных фондов, оптовые предприятия, осуществляющие хранение мобилизационных запасов и резервов правительства, и др.). Государство в лице уполномоченных на это органов координирует деятельность по формированию товарных ресурсов и стабилизации положения на потребительском рынке, в частности поставки товаров по федеральным фондам и фондам для иных государственных нужд; завоз товаров по межправительственным соглашениям из стран СНГ; закупки по импорту за счет централизованно выделяемых валютных средств. Осуществление и координация деятельности по поставкам товаров для государственных нужд осуществляются на основе соглашений, которые определяют механизм взаимодействия государства и коммерческих структур различных форм собственности и сфер деятельности по выполнению целевых государственных программ, а также разграничивают функции и определяют права и обязанности сторон по деятельности на рынках определенных групп товаров. Косвенное воздействие государства на товарное обращение происходит посредством применения экономических рычагов стимулирования промышленных и торговых предприятий, использования кредитно-финансовой системы, тарифов на услуги (например, на перевозку грузов), влияния, на ценовую политику предприятий. К участию в реализации социально значимых программ (например, снабжение районов Крайнего Севера) привлекаются предприятия с обеспечением им финансовой поддержки через предоставление целевых или льготных кредитов, а также налоговых льгот, направленных на пополнение собственных оборотных средств. В то же время оптимальное сочетание экономических, административных и организационных методов регулирования товарного обращения определяется на региональных уровнях в соответствии с особенностями хозяйствования субъектов системы. Местные органы власти могут решать вопросы предоставления целевых кредитов и формирования заказа на товары массового спроса и социально значимые товары; освобождения от уплаты налога на прибыль, зачисляемую в местный бюджет; местных налогов и сборов, коммунальных платежей при закупках, накоплении и реализации этих товаров. Возможно установление обязательного ассортиментного перечня для оптовых и розничных предприятий, действующих в регионе, а также определение основных условий деятельности предприятий при выдаче лицензий на оптовую и розничную торговлю. При этом обязательно осуществление контроля качества товаров, ассортимента, соблюдение правил торговли, условий договоров и норм законодательных актов, с применением установленных законами санкций к предприятиям-нарушителям.

3. Оформление сдачи торговой выручки

С кассиром, работающим на ККМ, администрация организации обязательно заключает договор о материальной ответственности. Перед началом работы кассир обязан проверить исправность ККМ, заправить чековую и контрольную ленты, установить текущую дату, перевести нумератор на нули. Контрольно-кассовая лента оформляется на начало и конец дня. На ней проставляются число, время начала работы, номер контрольно-кассовой машины, а в конце рабочего дня - клише и сумма выручки за день, которые заверяются подписями кассира и представителя администрации предприятия. Теперь рассмотрим основные режимы работы ККМ, такие, как "касса", снятие сменного Х-отчета и Z-отчета (гашение показаний). В режиме "касса" кассир пробивает суммы денег и печатает чеки, которые он обязан выдавать покупателям. Одновременно с печатью чека происходит печать контрольной ленты. ККМ складывает все пробитые суммы. Для контроля со стороны налоговых органов важна только общая накопленная сумма, но для внутреннего учета руководителю предприятия и бухгалтеру необходимо знать, как эта сумма распределена, например, по секциям (отделам) торгового предприятия. Поэтому обычно, если в магазине более одной секции, ККМ накапливает суммы по каждой секции и итоговую - по всем секциям. На выдаваемом покупателям чеке должны отражаться следующие реквизиты: наименование организации, ее ИНН, заводской номер ККМ, порядковый номер чека, а также дата, время и стоимость покупки (услуги), признак фискального режима. Нередко на чеке можно увидеть и другие реквизиты, например сумму сдачи, идентификатор секции, наименование или код товара, шифр кассира и т.д. X-отчет - это дневной отчет без обнуления информации в оперативной памяти. Х-отчет представляет собой часть чековой ленты, на которой ККМ печатает содержание своих счетчиков, но при этом счетчики не меняют своих значений. Х-отчеты снимаются для контроля поступления выручки предприятия в течение смены по требованию администрации или для периодической сдачи наличной выручки в кассу предприятия или старшему кассиру. При такой сдаче выручки оформляется приходный ордер по форме N КО-1, квитанция которого остается у кассира для подтверждения факта передачи указанной на нем суммы денег. В течение смены можно сколько угодно раз пробивать Х-отчеты. На накоплении сумм в ККМ это никак не сказывается. Такие отчеты можно снимать по секциям, по сменному итогу и по главному итогу. Эти отчеты используют, например, для определения недостачи или излишка в кассе. При этом сверяют данные денежных счетчиков (Х-отчета) с выручкой, находящейся в денежном ящике ККМ. Z-отчет - это дневной отчет с обнулением информации в оперативной памяти и занесением ее в фискальную память. Z-отчет снимается представителем администрации в присутствии кассира только один раз в конце смены (или дня), когда происходит изъятие последней части дневной (сменной) выручки из денежного ящика ККМ. Представитель администрации в присутствии кассира получает Z-отчет и вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту, которую необходимо хранить. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты, указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных регистров, сумму дневной выручки, дату и время окончания работы (если эти параметры не пробиты на ленте). Затем кассир готовит денежную выручку и другие платежные документы, составляет кассовый отчет и сдает выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему кассиру. В Z-отчете отражаются не только показания контрольных регистров на начало и конец рабочего дня и сумма дневной выручки, но и общая сумма денег и чеков, возвращенных покупателям, суммы скидок и аннулированные чеки. Сумма дневной выручки должна совпадать с информацией на контрольной ленте и с суммой денег, сданных кассиром-операционистом старшему кассиру, а в случае инкассации соответствовать сумме денег, уложенных в инкассаторскую сумку. Для того чтобы сдать выручку в банк, нужно заполнить объявление на взнос наличных денег. Оно заполняется либо лицом, которое хочет положить деньги на счет (не обязательно бухгалтером), либо сотрудником банка (в каждом банке свои правила). Объявление состоит из трех частей, которые заполняются одинаково. Две из трех частей забирает банк, а третья (квитанция) остается организации и прикрепляется к расходному кассовому ордеру. Если у организации возникают проблемы со сдачей выручки в кредитное учреждение, то ее можно решить с помощью инкассации. Такой способ транспортировки денег в банк имеет больше плюсов, нежели минусов. Положительные стороны: во-первых, безопасность. Ваши деньги будут доставлены в банк под охраной. Во-вторых, если у фирмы будет договор инкассации, то за несвоевременность сдачи денег будет отвечать банк. И если лимит будет превышен по вине инкассаторов (не приехали за выручкой), то фирма избежит наказания. Доказательством тому служит постановление Пленума ВАС РФ от 5 ноября 1996 г. № 3561/96. График и время заездов инкассаторов оговаривается в договоре. При инкассации бухгалтер-кассир заполняет два экземпляра препроводительной ведомости. После сдачи денег он должен проверить, правильную ли сумму зачислили на счет фирмы. В качестве подтверждающих документов банк выдает мемориальный ордер, приложение к препроводительной ведомости и акт о вскрытии сумки. Минус доставки денег через инкассацию - это то, что у фирмы возникают дополнительные расходы.

4. Ведение кассовой книги

По российскому законодательству все организации должны хранить свободные деньги в банке, а большинство расчетов между юридическими лицами должно производиться в безналичном порядке. Для того чтобы производить расчеты наличными, необходимо иметь кассу, кассира, вести кассовую книгу. (ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, утв. Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22 сентября 1993 г . N 40). При этом, если вы принимаете наличные деньги от населения, то должны еще иметь кассовый аппарат, поставленный на учет в налоговой инспекции и вести журнал кассира-операциониста (ПОЛОЖЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КОНТРОЛЬНО-КАССОВЫХ МАШИН ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ С НАСЕЛЕНИЕМ, утв. Постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г . N 745).

Кассовая книга

Кассовая книга ведется по утвержденной форме. Каждый год начинается новая кассовая книга. Заполняется за каждый день, когда совершались операции с наличными деньгами. Можно купить в магазине журнал установленной формы, тогда в начале года пронумеровываются страницы, прошиваются, все это скрепляется печатью и потом заполняется в хронологическом порядке вручную. Можно вести в электронном виде и распечатывать за каждый день, когда было движение, а в конце года прошнуровать, пронумеровать, скрепить печатью и подписью директора и главного бухгалтера (если он есть).

Кассовая книга состоит из двух частей: вкладного листа кассовой книги и отчета кассира. Если вы книгу купили, то все записи делаются шариковой ручкой под копировальную бумагу, второй экземпляр и есть отчет кассира, он отрывается и хранится отдельно.

Если вы ведете кассовую книгу в электронном виде (рекомендую), то распечатываете за каждый день приходные и расходные кассовые ордера, вкладной лист и отчет кассира, т.е. по сути у вас получается кассовая книга, состоящая из двух частей. Листы в них нумеруются в порядке возрастания с начала года, на последнем в месяце вкладном листе проставляется общее количество листов кассовой книги за каждый месяц, а на последнем за календарный год - общее количество листов за год.

Поступление денег в кассу оформляется приходным кассовым ордером, его отрывная часть - квитанция к приходному кассовому ордеру, подшивается к банковской выписке.

Расход денег из кассы оформляется расходным кассовым ордером или несколькими. Когда вы сдаете деньги в банк, вам выдают ордер и квитанцию. Квитанцию подшиваете к кассе, ордер - к банковской выписке.

5. Заполнение кассовой книги

Графа

Содержание

Номер документа

Порядковый номер приходного или расходного кассового ордера

От кого получено или кому выдано

ФИО физического или наименование юридического лица сдавшего (получившего) деньги и краткое содержание операции

Номер корреспондирующего счета, субсчета

Номер счета, на котором в корреспонденции со счетом 50 "Касса" отражается движение денег

Приход

Сумма, полученная по приходному ордеру

Расход

Сумма, выданная по расходному ордеру

Итого за день

Общие суммы по приходным и расходным ордерам

Остаток на конец дня

Определяется по формуле: Остаток на начало дня + Приход за день - Расход за день

Список использованной литературы

1. Торговое дело: экономика и организация: Учебник/Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2002г.;

2. Экономика торгового предприятия. Торговое дело: Учебник. - Брагин Л.А. - ИНФРА-М, 2008г.;

3. Экономика торгового предприятия. Учебник. - С.Н. Лебедева, Н.А. Сныткова, А.В. Гавриков, Новое знание, 2007г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека