Особенности кругооборота инвестиции в рыночной экономике
Особенности кругооборота инвестиции в рыночной экономике
Глобализация мировой экономик, понимаемая как интеграция усилий и капиталов развитых стран с целью увеличения эффективности хозяйственной деятельности в планетарном масштабе, отражает одно из важнейших условий дальнейшего развития производительных сил в условиях современного научно-технического прогресса. Стремительное совершенствование и, соответственно, удорожание применяемых технологий, увеличение доли технологически сложной, ресурсоемкой продукции на фоне быстрого роста уровня жизни населения отдельных стран настоятельно требуют углубления международной производственной кооперации и специализации, создания соответствующих условий для беспрепятственных транснациональных переливов капитала Ии передачи технологий. Выполнение указанных требований имеет и социальный аспект, поскольку в условиях недопустимо высокой разницы в уровнях технологического развития и потребления различных стран мира именно научно-технический обмен, экспорт-импорт капитала, то есть внешнее инвестирование, может стать действенной основой для решения глобальной социально-экономической проблемы.
В самом общем смысле под инвестированием - осуществлением инвестиций - понимается механизм роста и развития экономик страны. Но только та часть выведенных из текущего хозяйственного оборота средств, которая вкладывается в производство с целью получения дохода, может быть обозначена термином “инвестиции”.
В экономической литературе в настоящее время выделяют четыре основных вида источника инвестирования, в числе которых:
- сбережения государства как часть бюджетных средств, идущих на рынок капитала или развитие госсектора экономики;
- сбережения предприятий в виде амортизационных фондов, а также часть их прибыли или оборотных средств;
- сбережения населения, вложенные в финансовые активы;
- внешние сбережения в виде притока иностранного капитала.
Государственная инвестиционная политика, поощряющая активное привлечение в страну иностранных инвестиций, преследует долговременные стратегические цели построения и развития социально ориентированной экономической системы, характеризующейся высоким качеством жизни населения, приоритетностью развития науки, образования, науки, здравоохранения, высоким уровнем применяемых в производстве и быту технологий. Органическое включение любой страны в мировое хозяйство на принципах специализации, кооперирования и интеграции производства и свободы переливов капиталов (иностранного инвестирования) - важное условие построения в ней современной цивилизованной экономики.
Привлечение иностранных инвестиций в материальное производство оказывается неизмеримо выгоднее, чем просто получение кредитов для покупки необходимых товаров, поскольку иностранные инвестиции - это, прежде всего, достижения научно-технического прогресса, высокие технологии, передовой управленческий опыт, деловые контакты. Приток иностранных инвестиций важен для стран с переходной экономикой при достижении ими среднесрочных целей - выхода из социально-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения основных макроэкономических показателей.
Инвестиционная сфера в экономике любой страны является основной и определяет экономический рост страны, а инвестиционная политика является приоритетной сферой экономической политики. Полная экономическая стабилизация и уж тем более переход от стагнации отдельных отраслей к экономическому росту в значительной, а иногда в решающей мере зависят от кардинального изменения инвестиционной политики, модификации функций инвесторов и стимулирования инвестиций. В программах при этом должен всесторонне учитываться опыт стран, уже успешно преодолевших стадию экономической депрессии и перешедших в стадию роста. Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста не односторонняя. Налицо скорее взаимообусловленность, поскольку экономический рост, завися от инвестиционной активности, в свою очередь, предопределяет реальные возможности страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Иными словами, чем выше темпы приростов ВНП и национального дохода, тем больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной политики. Инвестиционному процессу следует придать не эпизодический характер, а характер непрерывного процесса.
В целом, инвестиционный процесс - это механизм сведения вместе тех, кто предлагает деньги, с теми, кто предъявляет спрос. Обе стороны обычно встречаются в финансовых институтах или на финансовом рынке. Финансовые институты - такие организации, как, например, банки и ссудосберегательные ассоциации, - обычно принимают вклады и затем дают деньги в кредит или иным образом инвестируют средства. Финансовые рынки - это механизм, объединяющий тех, кто предлагает финансовые ресурсы, с теми, кто их ищет, для заключения сделок, как правило, при помощи посредников, таких, как фондовые биржи. Есть несколько видов финансовых рынков: рынок акций, рынок облигаций, рынок опционов.
На рисунке 1 приведена диаграмма, отражающая инвестиционный процесс. Как видно из диаграммы, лица, предоставляющие денежные ресурсы, могут передавать их тем, кто предъявляет спрос на них, через финансовые институты, через финансовый рынок либо напрямую. Краткосрочный сектор финансового рынка называется денежным рынком, долгосрочный - рынком капиталов, на нем преобладают фондовые биржи.
Как можно заметить, финансовые учреждения одновременно участвуют в работе финансовых рынков и выступают посредниками между теми, кто предоставляет средства, и теми, кто предъявляет на них спрос.
Рисунок 1 Инвестиционный процесс
Актуальность и острота проблемы инвестиций для Беларуси с каждым годом возрастает. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.
Нельзя сказать, что в документах, где находят отражение важнейшие аспекты современной экономической политики белорусского государства, перспективы его социально-экономического развития, проблемам капитальных вложений не уделяется внимания. Обратимся лишь к некоторым из них, где намечались соответствующие меры, сроки реализации которых давно истекли. Так, одной из задач Основных направлений социально-экономического развития Беларуси до 2000 г. было создание действенного механизма инвестирования экономики, прежде всего стимулирования высокоэффективных инвестиций, обеспечение условий для привлечения частного капитала, а также предотвращение утечки капиталов за границу. Что и говорить, задача архиважна и актуальна. И хотя намечалось добиться этого уже на первом этапе указанного отрезка времени, но этого не произошло.
Аналогичная судьба постигла и предусматривавшийся в этом документе и ряда других заслуживающих внимания мер, направленных на активизацию инвестиционной деятельности. Среди них: приведение законодательной и нормативной базы по инвестиционной деятельности в соответствие с международными стандартами, рациональное и эффективное размещение инвестиционных ресурсов на конкурсной основе, привлечение иностранного капитала преимущественно в виде прямых инвестиций, государственная поддержка приоритетных направлений через налоговые и таможенные льготы, бюджетные ссуды, а также прямое вложение капитала в наиболее перспективные инвестиционные проекты и программы. Но даже они оказались просто декларациями.
Время уходит, а проблемы не решаются. Более того, обстановка из года в год усугубляется. В первую очередь это касается капитальных вложений в объекты производственного назначения. В результате экономика страны находится именно на той стадии, когда постоянный спад в инвестиционной сфере стал одной из самых негативных тенденций, которая грозит полным экономическим крахом. На изношенных до предела основных фондах у большинства субъектов хозяйствования не создашь конкурентоспособной продукции, не только не завоюешь новых, но потеряешь и старые рынки сбыта своих товаров.
Поскольку одной из болевых точек в экономике Беларуси продолжает оставаться вложение в нее иностранного капитала (участие последнего крайне незначительное), есть острая потребность в разработке действенного механизма привлечения иностранных кредитов для финансирования эффективных инвестиционных проектов на конкурсной основе под гарантии Правительства, дальнейшем совершенствовании законодательства, направленного на создание благоприятного инвестиционного климата для иностранных партнеров, а также скорейшем восстановлении деловых связей с МВФ, Мировым банком и другими международными финансовыми организациями. Следует отметить, что вступивший в силу в октябре 2001 года Инвестиционный кодекс - шаг вперед в этом деле. Но сам по себе этот документ не решает всего многообразия проблем по созданию правовой среды в области инвестиций, включая снятие всевозможных преград по развитию малого и среднего предпринимательства.