Особенности общества с дополнительной ответственностью
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
№ группы и варианты ХХХХХХХХХХ
Ф.И.О студента ХХХХХХХХХХ
Дата сдачи студентом к.р.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Особенности общества с дополнительной ответственностью
по ОПД
(наименование дисциплины)
Ф.И.О. преподавателя Даниленкова М.З.
Дата проверки к.р. оценка
Контрольная работа предъявляется экзаменатору при сдаче экзамена (зачета)
Калининград 2004
2
Содержание
- 1. Общество с дополнительной ответственностью. Основные положения, особенности. 3
- 1.1. Особенности положения ОДО 3
- 1.2. Особенности ОДО 8
- 2. Государственная поддержка малого бизнеса 9
- 2.1. Правовая среда развития малого предпринимательства 9
- 2.2. Инфраструктура поддержки и регулирования малого бизнеса 14
- 2.3. Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса 18
- 2.4. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства 19
- 2.5. Другие формы поддержки малого бизнеса 21
- 3. Задача 60 24
- Литература 34
3
1. Общество с дополнительной ответственностью. Основные положения, особенности.
1.1. Особенности положения ОДО
Общество с дополнительной ответственностью учреждается и функционирует в соответствии с Гражданским Кодексом РФ и Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 8 - ФЗ. Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с дополнительной ответственностью (ОДО) солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, установленных учредительными документами обществе.
Фирменное наименование ОДО должно содержать наименование общества и слова « с дополнительной ответственностью ».
ОДО является, по сути, разновидностью общества с ограниченной ответственностью, поэтому Гражданский Кодекс предусмотрел, что к ОДО применяются правила Кодекса об ООО. В постановлении № 90/14 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда от 9 декабря 1999 г. «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» также установлено, что к ОДО соответственно применяются нормы Закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»
Участниками общества могут быть юридические лица и граждане, в том числе не занимающиеся предпринимательской деятельностью. Общество может стать обществом с одним участником, но оно не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Максимальное число участников общества не должно быть более 50. В случае решения этого придела численности общество в течение года должно быть преобразовано в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.
Учредительными документами общества являются учредительный договор и устав.
Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом является устав, утвержденный этим лицом. Если число участников общества до двух или более, между ними заключается учредительный договор, в котором учредители обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, определяются также состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала и размер доли каждого из учредителей (участников) общества, размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставной капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями (участниками) общества прибыли, состав органов общества и порядок выхода участников из общества.
Устав общества должен содержать:
- полное и сокращенное фирменное наименование общества;
- сведения о местонахождения общества;
- сведения о составе и компетенции органов общества, в том числе о вопросах, составляющих исключительную компетенцию общего собрания участников общества, о порядке принятия органами общества решений;
- сведения о размере уставного капитала общества;
- сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника общества;
- права и обязанности участников общества;
- сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества;
- сведения о порядке передачи доли (части доли) в уставном капитале общества другому лицу;
- сведения о порядке хранения документов общества и предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;
- иные сведения, установленные законом или внесенные в устав по усмотрению участников.
Участники ОДО имеют определенные права и обязанности. К числу прав участников ОДО относятся права:
- на участие в управлении делами общества;
- на получение информации о деятельности общества и ознакомлении с его бухгалтерскими книгами и иной документацией;
- на участие в распределении прибыли;
- на продажу или иную уступку доли (части доли) в уставном капитале общества;
- на выход в любое время из общества независимо от согласия других участников и получение доли имущества общества.
Обязанности участников общества не связаны с необходимостью личного участия в предпринимательской деятельности общества и ограничиваются следующим: вносить вклады в уставный капитал в порядке, размерах, в составе и в сроки, предусмотренные законом и учредительными документами, не разлагать конфиденциальную информацию о деятельности общества.
Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Уставный капитал общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников определяются в рублях. Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяются в процентах или в виде дроби. Уставом общества может быть ограничен максимальный размер доли участника общества.
Вкладом в уставны капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Уставом общества могут быть установлены виды имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал обществ. Каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течении срока, который определен учредительным договором и не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. На момент государственной регистрации общества уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину.
Изменение уставного капитала путем увеличения и уменьшения его размера - предмет подробной правовой регламентации. Увеличение уставного капитала ОДО, которое допускается только после его полной оплаты возможно следующими способами:
- за счет имущества общества, т.е за счет прироста чистых активов общества, при этом размер долей участников общества остается неизменным, но увеличивается их номинал;
- за счет дополнительных вкладов участников в уставный капитал;
- за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество, если это не запрещено уставом, на основании единогласного решения всех участников.
Уставный капитал ОДО может быть уменьшен двумя способами; путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества и (или) погашения долей, принадлежащих обществу.
Общество обязано уменьшить свой уставный капитал в случаях:
- неполной оплаты участниками своих вкладов в течение года со дня государственной регистрации общества (уставный капитал должен быть уменьшен до его фактически оплаченного размера);
- когда стоимость чистых активов общества становится ниже размера его уставного капитала, начиная со второго года существования общества.
Основным принципом организации управления в ОДО является принцип разделения властей. Высшим органом общества является общее собрание участников общества, компетенция которого установлена в Федеральном Законе «Об обществах с ограниченной ответственностью». Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества или управляющим по договорам с обществом и коллегиальным исполнительным органом общества.
С целью контроля за деятельностью общества общим собранием участников избирается на срок, определенный уставом, ревизионная комиссия или ревизор общества. Ревизионная комиссия вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности общества и иметь доступ ко всей документации, касающейся его деятельности. В обязательном порядке ревизионная комиссия проверяет годовые отчеты и бухгалтерские балансы общества до их представления на утверждение общему собранию участников. Для проверки деятельности общества по решению общего собрания участников может быть привлечен также профессиональный аудитор, не связанный имущественными интересами с обществом. Аудиторская проверка может быть проведена профессиональным аудитором по требованию любого участника общества, причем расходы по оплате его услуг по решению общего собрания могут быть возмещены участнику за счет средств общества.
Общество может быть добровольно реорганизовано в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Общество может быть ликвидировано в порядке, установленном Гражданским Кодексом РФ, Федеральным законом или по решению арбитражного суда в соответствии с федеральным законодательством о несостоятельности (банкротстве).
1.2. Особенности ОДО
Спецификой, отличающей эту форму предпринимательской деятельности, является имущественная ответственность участников ОДО по долгам общества. при недостаточности имущества данного общества для удовлетворения претензий его кредиторов участники общества могут быть привлечены к солидарной ответственности личным имуществом. Размер этой ответственности ограничен - он касается не всего их личного имущества, а лишь его части в размере, кратном сумме внесенных участниками вкладов в уставный капитал. Например, участники могут быть привлечены к ответственности в трех -, пятикратном и т.п. размере внесенных ими вкладов. Отсюда вытекает еще одна особенность этого субъекта предпринимательской деятельности. При банкротстве одного из участников ОДО его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам. Однако в учредительных документах могут быть предусмотрены и иные варианты: распределение ответственности лишь между участниками ОДО, являвшихся его учредителями; распределения ответственности поровну, независимо от размера доли и т.д.
2. Государственная поддержка малого бизнеса
Для России становление и развитие малого предпринимательства имеет, по мнению многих специалистов, гораздо большее значение, чем для других стран. Аргументов в пользу этой позиции выдвинуто немало, но важнейшие, как представляется, таковы. Нельзя не отметить особой роли малого предпринимательства в решении проблем придания реформационным процессам социальной направленности, сравнительно быстро протекающего процесса образования нового поколения предпринимателей по всей территории России, прежде всего в малых городах и сельских населенных пунктах. Это должно повысить уровень занятости населения, привлечь его сбережения и в итоге способствовать повышению благосостояния, качества жизни россиян. Поэтому неудивительно, что в России законодательство, политика и наука ориентировались до сих пор преимущественно на малое предпринимательство, которое отождествляется с малым бизнесом и малыми предприятиями. И, следовательно, система государственного регулирования и поддержки формируется главным образом по отношению к малому предпринимательству. Этот процесс начался с принятия законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, так как субъекты малого предпринимательства не являются особой организационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельности граждан и юридических лиц. Одновременно идет совершенствование инфраструктуры малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы). В системе поддержки малого бизнеса особое место занимают проблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решения других актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малого предпринимательства.
2.1. Правовая среда развития малого предпринимательства
Формирование правовой среды малого бизнеса является обязательным и непременным условием, обеспечивающим субъектом малого бизнеса экономическую свободу, права, гарантии, позволяющие осознанно заниматься разрешением законом бизнеса. В то же время законодательными и нормативными актами устанавливаются обязанности и ответственность субъектов малого предпринимательства перед хозяйствующими субъектами, партнерами, потребителями (покупателями), бюджетами разных уровней за выполнение в установленные сроки и в полном объеме обязательств.
Законодательными и нормативными актами формируется система экономических, финансовых, материальных и других стимулов, гарантирующих необходимую поддержку определенным категориям субъектов малого предпринимательства, устанавливаются общие правила их поведения в рыночной экономике, одновременно вводятся в действие некоторые преграды существованию незаконного предпринимательства, лжепредпринимательства. Одновременно законодательными актами должны устанавливаться меры защиты субъектов предпринимательства от внешней среды, в том числе от незаконных действий органов власти на разных уровнях. Чтобы предпринимательство в России успешно развивалось , государство (в лице РФ, субъектов РФ и местного самоуправления) должно поддерживать законное, инновационное предпринимательство, становление которого - важное условие экономического роста.
Формирование правовой среды решает многое проблемы, стоящие на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации субъектов деятельности и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования. Большое препятствие для дальнейшего развития малого бизнеса состоит в том, что законодательные акты не являются актами прямого действия, а для их реализации органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, поэтому гражданам, решившим заняться предпринимательской деятельностью, трудно в них разобраться и на практике руководствоваться ими.
Основными законодательными и нормативными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность вообще и малое предпринимательство в частности, являются следующие документы. Ведущее место в системе правового обеспечения предпринимательства занимает Конституция РФ ст. 34, 37. В ней впервые изложены условия и принципы развития законного предпринимательства, установленные права и даны гарантии гражданам, занимающимся предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Важное значение для развития предпринимательства имело принятие и введение в действие Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.1990 г., который после введения в действие первой части ГК РФ утратил силу (кроме ст. 34 и 35). В данном законе впервые четко были сформулированы права, изложены обязанности предпринимателей, даны гарантии им со стороны органов государственной власти.
С 1 января 1995 г. введена в действие первая часть ГК РФ, который с определенными оговорками можно назвать экономической конституцией. ГК РФ устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, упорядочивает организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Во второй части ГК РФ дана правовая трактовка всей системы договорных отношений, которые могут осуществлять хозяйствующие субъекты, установлены права, обязанности и ответственность участников договоров при исполнении или ненадлежащем их исполнении.
Основные элементы механизма поддержки малого бизнеса в стране были сформулированы в постановлении Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11.05.93 г. № 446. В данном нормативном акте говорится, что государственная поддержка малого предпринимательства считается одним из важнейших направлений экономической реформы, способствующего развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формированию широкого слоя собственников и предпринимателей. Очень важно, что в постановлении Правительства РФ впервые были обозначены приоритетные виды деятельности малых предприятий, пользующихся государственной поддержкой:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных, промышленных товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники;
- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения;
- инновационная деятельность.
Для развития малого предпринимательства особое значение имеет реализация Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18.06.1995 г. № 88-ФЗ. Федеральный закон определят общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В законе указывается, что он действует на всей территории РФ в отношении всех субъектов малого предпринимательства независимо от предмета, целей их деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности.
В соответствии с данным федеральным законом государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
- создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными государствами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Во исполнение вышеназванного федерального закона приняты и реализуются ряд законодательных и нормативных актов о государственной поддержке и развитии малого бизнеса, в частности Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ. Приняты указы Президента РФ «О государственном комитете Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства» от06.06.1995 г. № 563, «О первоначальных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации» от 04.04.1996 г. № 491.
Большое значение для развития предпринимательства вообще и малого в частности имело принятие таких федеральных законов, как «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 41-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ, «О производственных кооперативах» от 08.05.1996 г. № 41 -ФЗ, «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25.09. 1998 г. № 158-ФЗ и другие.
Важное значение для регулирования малого предпринимательства имеет введение в действие части первой и части второй Налогового кодекса РФ, которые устанавливают налоговое регулирование деятельности предпринимателей, определяют виды уплачиваемых налогов и сборов. Кроме этого были приняты ряд законодательных актов на уровне регионов РФ, регулирующих малое предпринимательство.
2.2. Инфраструктура поддержки и регулирования малого бизнеса
В нашей стране, несмотря на относительно небольшой срок осуществления реформ и развития предпринимательства, создана на федеральном уровне и формируется в субъектах РФ инфраструктура развития и поддержки предпринимательства вообще и малого предпринимательства в особенности. На федеральном уровне проблемами развития и поддержки малого предпринимательства занимаются такие министерства и государственные комитеты, как: Министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства, Министерство экономического развития и торговли, Министерство труда и социального развития, Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет, Государственный комитет по статистике, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Фонд (государственный) содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Исполнителям федеральной программы государственной поддержки и развития малого бизнеса в РФ наряду с вышеназванными федеральными ведомствами являются и следующие: МИД России, Роспатент, МЧС России, Росстрахнадзор России, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, ЦБ РФ, Рабочий центр экономических реформ при Правительстве РФ, Министерство культуры РФ, Высший арбитражный суд РФ.
Значительную роль в поддержке малого предпринимательства играют Торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленные палаты, действующие в регионах, Российское агентство поддержки малого предпринимательства и его региональные отделения, общественные объединения предпринимателей, а также высшие законодательные и исполнительные органы страны: Президент РФ, Государственная дума и Совет Федерации, Правительство РФ. Немаловажную роль в подготовке законодательных и нормативных актов играют аппарат Правительства РФ и Администрация Президента.
Важное место в инфраструктуре малого бизнеса принадлежит Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства, который реализует свои функции в соответствии с уставом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12.04.1996 г. № 424. Фонд - некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства в РФ. В уставе сформулированы цель и основные направления деятельности фонда, источники формирования имущества фонда, управления фондом и др.
В соответствии с уставом фонд осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции; осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработок и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений; участие в разработке, проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных ( межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в области малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития, конкуренции, насыщение товарного рынка и создания новых рабочих мест и др.
В целях государственной поддержки развития в стране инновационной деятельности в научно-технической сфере постановлением Правительства РФ от 03.02.1994 г. № 65 создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм - инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективными наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями.
Основные направления деятельности фонда: предоставлять финансовую помощь, в том числе на безвозмездной основе, для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства, выступать залогодателем, поручителем, гарантам по обязательствам юридических и физических лиц; контролировать целевое использование финансовых средств, выделяемых фондом хозяйствующим субъектом или получаемым ими при содействии фонда, и приостанавливать финансирование в случае выявления нарушений целевого использования средств; принимать долевое участие в создании хозяйствующих субъектов, в том числе с иностранным участием, специализированных учебных и консультативных организаций; создавать временные творческие коллективы, в том числе с привлечением иностранных специалистов; финансировать мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства в научно-технической сфере; финансировать научные исследования, экспертизу проектов, научно-практические конференции, выставки и другие мероприятия, в том числе международные, связанные с основными направлениями деятельности фонда; осуществлять рекламно-издательскую деятельность и иметь свой печатный орган, осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, участвовать в международных программах и соглашениях; осуществлять иную деятельность в соответствии со своими задачами.
В инфраструктуре малого предпринимательства немаловажную роль играет общероссийское общественное объединение «Российская ассоциация развития малого предпринимательства», членами которой являются предприниматели, государственные и общественные деятели, руководители ассоциаций предпринимателей, фондов и других структур поддержки малого бизнеса. Основными направлениями деятельности ассоциации являются: защита прав предпринимателей в орган исполнительной и законодательной власти; обобщение и распространение опыта деятельности малых предприятий; оказание информационной, консультационной, методической, правовой и иной помощи организациям поддержки малого предпринимательства и др.
К инфраструктуре малого предпринимательства следует отнести Российское агентство поддержки малого бизнеса, Российскую ассоциацию маркетинга, Международный фон поддержки инновационных предприятий «Инносоюз», общероссийские общественные объединения предпринимателей и др.
В результате процесса развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства постановлением Правительства РФ от 05.08.2000 г. №581 был создан совет по предпринимательству при правительстве РФ. Создана правительственная комиссия по устранению административных барьеров при организации и осуществлении предпринимательской деятельности.
Однако, ведущая роль в инфраструктуре малого предпринимательства принадлежит исполнительной и законодательской власти субъектов РФ, созданным ими региональным структурам поддержки развития малого предпринимательства. Эти структуры лучше знают проблемы, с которыми сталкиваются при осуществлении деятельности предприниматели, они могут все мероприятия по поддержки проводить более адресно с учетом приоритетных направлений работы субъектов малого бизнеса
2.3. Финансово-кредитная поддержка малого бизнеса
В соответствии с законодательством финансово-кредитная поддержка малого бизнеса осуществляется Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечение фондами государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса организуется ежегодно за счет бюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности фондов, добровольных взносах физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектами малого бизнеса.
Фонды поддержки малого предпринимательства всех уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого предпринимательства: предоставление субъектам малого предпринимательства льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения лицензии на банковскую деятельность; предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации, перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка в соответствии действующим законодательством; выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта по обязательствам малых предприятий; долевое участие в создании и деятельности хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных систем поддержки малого предпринимательства и развитие конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг; финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей; финансирование научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумом, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью фондов.
К основным направлениям кредитно-финансовой и инвестиционной поддержки малого предпринимательства относится банковское финансирование, а также освоение новых механизмов финансово-кредитной и инвестиционной поддержки малых предприятий, включающих создание межрегиональных, региональных и муниципальных гарантийных фондов, развитие финансового лизинга, франчайзинга, предоставление государственных льготных инвестиционных кредитов и гарантий Правительства РФ по иностранным инвестиционным кредитам для быстро окупаемых инвестиционных проектов малых предприятий в сфере материального производства и инновационной деятельности.
Участие в финансировании и кредитовании субъектов малого бизнеса в РФ принимают такие международные организации как Европейский банк реконструкции и развития, Агентства международного развития США, Фонд «Евразия», ТАСИС и другие.
2.4. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства
Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства является важным фактором и условием их дальнейшего развития; осуществляется в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», а на региональном уровне - в соответствии с законодательными актами , принимаемыми органами власти субъектов РФ.
На федеральном уровне в качестве одной из первоочередных задач в организации имущественной поддержки предусматривается разработка параметров (условий, правил) предоставление субъектам малого бизнеса на конкурсной основе государственного имущества: путем его продаж, сдачи в аренду или безвозмездного пользования. Так МАП РФ (Министерство по антимонопольной политике и поддержки предпринимательства) совместно с другими заинтересованными министерствами разработало программу продажи и сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства имущества ликвидируемых предприятий и научно-исследовательских институтов, незавершенных объектов производственного назначения, высвобождаемого имущества военных городков и объектов инфраструктуры. Программа предусматривает предоставление производственным малым предприятиям не используемых либо не эффективно используемых производственных помещений и оборудования, находящихся в федеральной собственности. МАП РФ совместно с Минимуществом РФ разработало критерии, определяющие эффективное использование федерального имущества, предоставляемого субъектам малого бизнеса:
- увеличение числа рабочих мест;
- сокращение числа безработных;
- увеличение поступлений доходов в бюджеты всех уровней;
- развитие приоритетных видов предпринимательской деятельности, особенно в производственной сфере;
- условия использования федерального имущества (аренда, выкуп, передача оборудования на условиях лизинга).
В решении проблемы улучшения имущественной поддержки малого предпринимательства важнейшая роль принадлежит субъектам РФ и органам местного самоуправления, которые имеют большую возможность в предоставлении малым предприятиям государственного и муниципального имущества на различных условиях. В субъектах РФ функционируют и активно работают многие лизинговые компании, занимающиеся предоставлением по договорам малым предприятиям оборудования в лизинг. Только на основе лизинга может быть решена проблема нехватки высокотехнологичного оборудования, активной части основных средств у малых предприятий, которые не имеют необходимого первоначального капитала при создании собственного дела, и достаточных средств в процессе его функционирования. Малые предприятия, не прибегая к привлечению дорогостоящих кредитов (заемных средств), могут использовать новое прогрессивное оборудование и технологии на относительно льготных условиях, заключая договоры лизинга с местными лизинговыми компаниями.
В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что государственная поддержка союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства осуществляется путем содействия в обеспечении их на льготных условиях помещениями и средствами связи, необходимыми для деятельности указанных союзов (ассоциаций) и создаваемых ими предприятий, учреждений и организаций, а также для проведения организованных ими публичных мероприятий, связанных с поддержкой малого предпринимательства.
2.5. Другие формы поддержки малого бизнеса
В соответствии с федеральным законодательством для субъектов малого предпринимательства предусмотрены и другие формы поддержки, реализация которых способствует их развитию. К ним относятся: организация подготовки, переподготовки и повышения кадров для сферы малого предпринимательства в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»; формирование инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на федеральном, региональном, местном уровнях в соответствии со ст. 7 федерального закона; развитие информационного обеспечения малого предпринимательства; осуществление мер по упрощенной системе государственной регистрации субъектов малого предпринимательства; по оказанию помощи малым предприятиям в лицензировании отдельных видов деятельности, в осуществлении внешнеэкономической деятельности и др.
Для успешного развития в стране малого бизнеса необходима государственная поддержка субъектов малого предпринимательства в информационной сфере в соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».Малые предприятия и индивидуальные предприниматели должны получать на льготных условиях информацию о внешней предпринимательской среде, о принятых и вводимых в действие многочисленных законах и других правовых актах, регулирующих предпринимательскую деятельность, о состоянии рынка товаров (работ, услуг), кредитов, ценных бумаг и т.д.
В механизме государственной поддержки регулирования малого бизнеса значительную роль играет установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации производимой продукции, обеспечения малых предприятий государственными заказами на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и др.
Законодательством установлено, что Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ должны предусматривать резервирование для субъектов малого бизнеса определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. Государственные заказчики при формировании и размещении заказов и заключении государственных контрактов на закупку и поставки продукции и товаров (услуг) для государственных нужд по видам продукции, отнесенным Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ к приоритетным, обязаны размещать у субъектов малого бизнеса не менее 15% от общего объема поставок для государственных нужд данного вида продукции на основе конкурсов на указанные поставки, проводимых между субъектами малого бизнеса.
В Федеральном законе «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ установлено, что в целях экономического стимулирования поставщиков для федеральных государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогу на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях.
Распределение гарантированной доли заказов среди субъектов малого бизнеса производится при помощи целевых подрядных конкурсов при обязательном обеспечении доступности информации об условиях их проведения для всех потенциальных участников.
Успешное развитие малого бизнеса зависит от многих факторов (внешних и внутренних), однако, как показывает практика, наибольшее воздействие на финансово-экономическое положение субъектов малого бизнеса оказывают действующая налоговая система и соответствующая налоговая политика, преодоление административных барьеров.
3. Задача 60
Оценить эффективность работы хозяйственного субъекта, используя данные таблицы:
Таблица 3.1
|
Актив | тыс. руб. | Пассив | тыс. руб. | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
I. Внеоборотные активы | | III. Капитал и резервы | | |
Нематериальные активы | 10 | Уставной капитал | 160 | |
Основные средства | 10 | Целевые финансирования и поступления | 120 | |
Незавершенное строительство | 200 | Непокрытый убыток прошлых лет | 40 | |
Долгосрочные финансовые вложения | 20 | Нераспределенная прибыль отчетного года | 240 | |
Итого по разделу I. | 240 | Итого по разделу III. | 560 | |
II оборотные активы. | | IV. Долгосрочные обязательства | - | |
Запасы | 210 | V. Краткосрочные обязательства | | |
Налог на добавленную стоимость | 20 | Займы и кредиты | 49 | |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | 60 | Кредиторская задолженность : | 185 | |
Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течении 12 месяцев после отчетной даты) | 60 | в том числе : | | |
Краткосрочные финансовые вложения | 4 | задолженность перед персоналом организации | 15 | |
Денежные средства | 200 | задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 70 | |
Итого по разделу II | 554 | авансы полученные | 100 | |
| | Итого по разделу V. | 234 | |
Баланс | 794 | Баланс | 794 | |
Выручка от продажи товаров, продукции работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных платежей), тыс. руб. | 755 | |
|
Решение:
Результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений предпринимательской деятельности, окупаемость затрат. Они полнее, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
I. Рассчитаем показатели рентабельности предприятия
1. Определяем рентабельность активов (RА)
Этот коэффициент характеризует использование совокупности активов предприятия, является мерой эффективности использования активов и показывает возможность дальнейшего развития предприятия.
Данный показатель отражает размер прибыли, которую получило предприятие с каждого рубля, вложенного в активы.
2. Определяем рентабельность оборотного капитала (RОБ.К.)
Данный показатель отражает размер прибыли, которую получило предприятие с каждого рубля оборотных средств.
3. Определяем рентабельность внеоборотных активов (R ВН.А)
Данный показатель измеряет величину прибыли на единицу стоимости внеоборотных активов.
4. Определяем рентабельность инвестиций - мастерство работы фирмы (R ИНВ)
Данный показатель отражает размер прибыли, полученный предприятием с каждого рубля привлеченных средств.
5. Определяем рентабельность собственного капитала (R СОБ.КАП.)
Данный показатель отражает эффективность использования средств, являющихся собственностью предприятия.
6. Определяем рентабельность продаж (реализованной продукции) (RПРОД)
Данный показатель отражает размер % прибыли, полученного предприятием с каждого рубля реализованной продукции.
II. Рассчитаем показатели деловой активности предприятия
1. Определяем коэффициент оборачиваемости капитала (КОБ.КАП.).
Данный показатель характеризует скорость оборота всех средств предприятия.
2. Определяем коэффициент оборачиваемости собственного капитала (КОБ.СОБ.КАП.).
Данный показатель отражает скорость оборачиваемости собственных средств на предприятии. Чем выше этот показатель, тем быстрее оборачивается собственный капитал на предприятии, а значит меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж. И наоборот, замедление оборачиваемости собственного капитала требует привлечения дополнительных средств для обеспечения того же объема реализации продукции.
3. Определяем коэффициент оборачиваемости оборотных активов (КОБ.ОБОР.А.).
Данный показатель отражает скорость оборота материальных и денежных ресурсов предприятия (т.е. каждый рубль, вложенный в оборотные активы, делает ? 1,4 оборота).
Предприятие должно стремиться к росту данного коэффициента, т.к. в результате ускорения оборачиваемости оборотных активов из оборота высвобождается часть денежных средств, которая может быть снова задействована в производстве.
4. Определяем коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (КОБ.ДЕБ.ЗАД.).
Данный показатель отражает, что в среднем 6 раз дебиторская задолженность превращается в денежные средства в течении анализируемого периода.
5 Рассчитаем продолжительность оборотов в днях по каждому коэффициенту. Она рассчитывается, как отношение количества дней в рассчитываемом периоде к соответствующему коэффициенту оборачиваемости.
Данные показатели позволяют проследить, на каком этапе произошло замедление или ускорение оборачиваемости капитала. Продолжительность оборота капитала во многом зависит от его строения, от соотношения основного и оборотного капитала.
III. Определяем финансовое положение предприятия
Оценка финансового положения осуществляется через показатели платежеспособности и ликвидности предприятия, а также через изучение структуры источников средств предприятия. К числу показателей, характеризующих структуру источников средств, относятся: коэффициент независимости, коэффициент финансовой устойчивости (стабильности), коэффициент маневренности, коэффициент финансирования, коэффициент обеспеченности собственными средствами.
Платежеспособность - способность предприятия рассчитываться по своим внешним обязательствам. Следовательно, предприятие считается платежеспособным, если сумма оборотных активов больше или равна его внешней задолженности (обязательствам).
1. Определяем коэффициент платежеспособности
Данный коэффициент измеряет финансовый риск, то есть вероятность банкротства. Высокий коэффициент платежеспособности на данном предприятии отражает минимальный финансовый риск и хорошие возможности для привлечения дополнительных средств со стороны.
Ликвидность - способность предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам. Предприятие считается ликвидным, если оно в состоянии выполнить свои краткосрочные обязательства, реализуя оборотные активы.
2. Определяем коэффициент абсолютной ликвидности
Данный коэффициент показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время за счет денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В данном случае предприятие способно погасить обязательства за счет своих активов.
3. Определяем коэффициент срочной ликвидности
Данный коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств предприятия может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам с дебиторами. Желательное значение коэффициента - 1.
Полученный коэффициент подтверждает благополучное финансовое положение данного предприятия, так как оно в состоянии своевременно оплатить свои счета.
4. Определяем коэффициент текущей ликвидности
Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Этот коэффициент обобщает предыдущие показатели и является одним из показателей, характеризующих удовлетворительность или неудовлетворительность бухгалтерского баланса. Необходимое значение коэффициента - 2.
У данного предприятия достаточно оборотных средств для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.
IV. Рассчитаем показатели финансовой устойчивости предприятия
1. Определяем коэффициент независимости
Данный коэффициент показывает долю средств, вложенных собственниками в общую стоимость имущества предприятия, то есть характеризует независимость предприятия от заемных средств.
На данном предприятии доля собственных средств составляет 71 %, следовательно, предприятие привлекательно для инвесторов.
2. Определяем коэффициент финансовой устойчивости
Данный показатель говорит о том, что удельный вес тех источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности длительное время, составляет 71%.
3. Определяем коэффициент маневренности
Коэффициент маневренности характеризует способность предприятия поддерживать уровень собственного оборотного капитала и пополнять собственные оборотные средства за счет собственных источников. Нормативное значение коэффициента 0,2ч0,6
Данный показатель говорит о том, что у предприятия есть возможность пополнять свои оборотные средства за счет источников собственных средств, то есть имеет высокую возможность для финансового маневра.
4. Определяем коэффициент финансирования
Этот коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется из собственных средств, а какая - из заемных.
5. Определяем коэффициент обеспеченности собственными средствами
Нормативное значение коэффициента - 0,1.
Этот коэффициент характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.
Значение коэффициента обесп5еченности собственными средствами по данному предприятию говорит о высокой финансовой устойчивости, о наличии у предприятия возможности для проведения независимой финансовой политики.
Литература
Гуев А.Н. Гражданское право : Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004
Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство: Учебное пособие. - М. : ИНФРА-М, 2002
Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г.Лапусты.- М.: ИНФРА-М, 2002
Предпринимательское право: Учебник / Под ред. Е.П. Губина, П.Г.Лахно - М.: Юристъ,2002
Савченко В.Е. Государственное предпринимательство в рыночной экономике. - М.:ОАО НПО «Экономика», 2000
Экономика предприятия: Учебник для ВУЗов / Под. ред. В.Я.Горфинкеля, В.А.Швандара. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002
Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. -М.: Финансы и статистика, 2003