Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
НЕВИННОМЫССКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ЭКОНОМИКА ОТРАСЛИ
Тема:
Перспективы развития текстильной и швейной промышленности в России до 2015 года
Невинномысск 2010 г.
- Содержание
- Введение
- 1. Общая характеристика легкой промышленности Российской Федерации
- 1.1 Текстильная промышленность
- 1.2 Швейная промышленность
- 2. Территориальная структура легкой промышленности Российской Федерации
- 2.1 Принципы размещения промышленности
- 2.1.1 Легкая промышленность в Центральном федеральном округе
- 2.1.2 Легкая промышленность в других федеральных округах
- 3. Проблемы и перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации
- 3.1 Характеристика легкой промышленности. Оценка состояния и тенденций ее развития
- 3.2 Проблемы развития легкой промышленности Российской Федерации
- 3.3 Перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации
- 3.4 Проект стратегии развития легкой промышленности России на период до 2015г
- Приложение
- Заключение
- Список литературы
- Введение
Легкая промышленность - это отрасль по производству товаров народного потребления, которая должна обеспечивать потребности населения страны. Главная задача легкой промышленности заключается в удовлетворении растущих потребностей всех слоев населения.
На сегодняшний день доля легкой промышленности в общем объеме производства страны составляет около 1,3%, что очень мало для данной отрасли. Чтобы понять причины такого низкого долевого процента в общем объеме производства необходимо проанализировать состояние отрасли и проблемы ее развития. Для повышения долевого процента необходимо найти пути развития этой отрасли.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 623 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 31, 03.08.2009);
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 года N 798 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 41, 12.10.2009).
Постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления в 2009 году субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 100; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 октября 2009 года N 798 - см. предыдущую редакцию).
2. Установить, что предоставление субсидий организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, осуществляется в случае, если предоставление таких субсидий предусмотрено федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и на плановый период в отношении кредитов, полученных в период, определенный этим федеральным законом.
Цель данной работы заключается в анализе проблем развития и предложение перспектив развития легкой промышленности Российской Федерации.
Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из трех разделов. В первом разделе излагаются общетеоретические основы, второй раздел содержит краткую характеристику территориальной структуры легкой промышленности, в третьем разделе рассматриваются проблемы отрасли, пути их решения и перспективы развития.
Для написания данной работы в основном использовались научно-популярные журналы, а так же официальные документы и учебные пособия. Анализ литературы показал, что состоянию легкой промышленности не уделяется должного внимания, а излагаемый материал не дает полного представления о легкой промышленности страны в целом.
1. Общая характеристика легкой промышленности Российской Федерации
Легкая промышленность является одной из отраслей комплекса, производящего товары народного потребления. Данная отрасль является обрабатывающей и выпускает продукцию для населения: ткани, одежду, обувь, трикотаж, чулочно-носочные и меховые изделия, головные уборы, текстильную и кожаную галантерею. Кроме того, предприятиями легкой промышленности обеспечивается поставка тканей и корда для производства шин, сердечников стальных канатов для угольных шахт и металлургической промышленности, фильтровальных и ситовых тканей для пищевой, химической и электротехнической промышленности, тканей и других изделий для сельского хозяйства, тканей для транспортных лент, используемых во всех отраслях промышленности России. Таким образом, предприятия легкой промышленности наряду с товарами народного потребления выпускают сырье и вспомогательные материалы для других отраслей народного хозяйства.
В легкой промышленности функционируют 20 научно-исследовательских институтов, которые специализированы в соответствии с группами отраслей и обслуживают текстильную, трикотажную, швейную, кожевенно-обувную и меховую подотрасли. Институты имеют свои разработки, многие из которых получили признание на ежегодно проводимых международных салонах изобретений. Но в то же время в последние годы появилась тенденция разрушения научно-технического потенциала и ранее эффективно функционирующей системы подготовки специалистов, что в первую очередь связанно с недостаточным финансированием.
Легкая промышленность влияет на общую экономическую ситуацию в стране, потому что, во-первых, это отрасль с быстрой оборачиваемостью капитала; во-вторых, ее технологический цикл втягивает в свою сферу сельское хозяйство, химическую промышленность и другие отрасли.
Сырьевая база легкой промышленности Росси недостаточно развита, т.к. не обеспечивает потребности отрасли в сырье.
Основным поставщиком натурального сырья для легкой промышленности является сельское хозяйство. Льноводство находится в сложном положении: сокращаются посевы льна - долгунца, падает его урожайность. Размещено льноводство неравномерно: свыше 60% заготавливаемого сырья приходится на Центральный федеральный округ , 25% - Северо-западной округ и только 15% - на все остальные. Льноводство на сегодняшний день является единственным поставщиком отечественного растительного сырья, а цены на льноволокно самые низкие из всех видов волокон.
На данный момент потребности льняной промышленности в сырье удовлетворяются за счет импорта, а основным поставщиком льна является Белоруссия.
Натуральную шерсть дают преимущественно овцы. За последнее время их поголовье в России сократилось, а качество шерсти ухудшилось. Полностью всем требованиям по качеству соответствует только шерсть, поступающая из племенных хозяйств, но такой шерсти поступает мало, так как именно племенное поголовье сократилось в наибольшей степени.
Натуральным кожевенным сырьем легкая промышленность могла бы обеспечить себя практически полностью, однако из России значительная часть его вывозится.
Сырьем для выпуска крученых изделий (шпагат, веревки) является пенька, джут и сизаль. Пенька производится из стеблей конопли, посевы которой сокращаются с 1960 года, а джут и сизаль ввозятся из-за рубежа.
Хлопчатник в России не выращивается, поэтому после распада СССР развитая хлопчатобумажная промышленность полностью базируется на импортном сырье. Хлопок - сырец поступает преимущественно из Узбекистана, так же из Таджикистана, Туркменистана, небольшая часть поступает из Азербайджана и Казахстана.
Кроме натурального сырья в легкой промышленности используются синтетические и химические волокна, искусственные кожи, поставляемые химической промышленностью. Исходным сырьем для их производства являются продукты нефтепереработки, природный газ, каменноугольная смола. Основными районами поставки являются Центральный и Приволжский федеральные округа.
В структуре легкой промышленности выделяют около 30 подотраслей, которые могут быть объединены в три основные группы:
Текстильная промышленность, которая включает в себя льняную, хлопчатобумажную, шелковую, шерстяную, трикотажную, а так же первичную обработку льна, шерсти, сетевязальную промышленность, валяльно-войлочную, производство нетканых материалов и другие.
Швейная промышленность.
Кожевенно-обувная промышленность, которая включает в себя так же меховую.
Факторы размещения предприятий легкой промышленности разнообразны и для каждой отрасли имеют свои особенности, однако можно выделить следующие основные:
Трудовые ресурсы. Этот фактор предусматривает большое количество людей и высокую квалификацию специалистов.
Сырьевой фактор. Этот фактор преимущественно влияет на размещение предприятий по первичной обработке сырья. Например, предприятия по первичной обработке кож располагаются вблизи крупных мясокомбинатов. Потребительский фактор. Готовая продукция швейной промышленности менее транспортабельна по сравнению с сырьем. Например, ткани экономически более транспортабельны, чем готовые изделия. В текстильной промышленности, наоборот, готовая продукция боле транспортабельна, чем сырье. Например, при промывке шерсть становится на 70% легче.
1.1 Текстильная промышленность
Основной отраслью легкой промышленности России является текстильная промышленность. Несмотря на то, что она относится к типичным «старым отраслям», в эпоху научно-технической революции производство текстильных волокон не снизилось. На долю текстильной промышленности приходится около 70% общего объема реализуемой товарной продукцию всей легкой промышленности России.
Основной продукцией отрасли являются ткани, которые идут на удовлетворение потребностей населения и используются как сырье и вспомогательные материалы в швейной, обувной, пищевой промышленностях, в машиностроении и других отраслях.
Хлопчатобумажная промышленность является ведущей отраслью в структуре текстильной промышленности. Исторически сложилось так, что основным районом сосредоточения хлопчатобумажной промышленности является Центральный федеральный округ. Причинами такого расположения отрасли стали многолетний опыт развития льняной, шелковой и суконной промышленности, наличие оборудования и квалифицированной рабочей силы, наличие потребителя, обеспеченность транспортом. Эти факторы привели к росту хлопчатобумажной промышленности в Московской и Ивановской губерниях. В настоящее время ведущие факторы размещения отрасли это наличие потребителя, наличие квалифицированной рабочей силы и обеспечение занятости в районах тяжелой промышленности.
В структуре текстильной промышленности выделяют так же льняную промышленность. На сегодняшний день 70% производимых в нашей стране тканей составляют ткани производственно-технического назначения. Недостаточно производства тканей костюмно-плательного ассортимента. Так же из льна изготавливают влагонепроницаемую спецодежду, брезентовую парусину для укрытия техники, палатки, пожарные рукава и прочее.
Изначально отрасль располагалась вблизи льнопроизводящих районов, но в настоящее время сырьевой фактор играет меньшую роль. Первостепенное значение для размещения в районе предприятия имеет обеспеченность квалифицированными кадрами, а первичная переработка льна сосредоточена в льносеющих районах.
Шерстяная промышленность выпускает разнообразную продукцию: бытовые ткани, одеяла, ковры и прочее. Основная часть шерстяных тканей используется для личного потребления и лишь 5% используется для технических целей.
1.2 Швейная промышленность
Предприятия швейной промышленности размещены по территории страны более равномерно, чем предприятия текстильной промышленности. Они имеются практически в каждом регионе и, преимущественно, обеспечивают внутренние потребности региона. Основным фактором размещения предприятий швейной промышленности является потребительский. Это связано с тем, что экономически выгоднее транспортировать ткани, а не готовые изделия. Обычно предприятия по выпуску одежды сосредоточены в крупных промышленных центрах.
В последние годы российская швейная промышленность довольно успешно сотрудничает с зарубежными странами, используя форму международной кооперации, т.е. размещение заказов на российских предприятиях на производство одежды по моделям и из материалов зарубежных стран. Иностранных производителей в нашей стране привлекают высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и при этом низкая стоимость труда, а так же территориальная близость к западному рынку. Для российских производителей швейной промышленности сотрудничество с иностранными производителями позволяет улучшить качество продукции и сделать ее более конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках.
2. Территориальная структура легкой промышленности Российской Федерации
Легкая промышленность по сравнению с другими отраслями производства имеет менее выраженную территориальную структуру, так как практически в каждом районе есть какие-то предприятия. Тем не менее, можно выделить специализированные районы, особенно в текстильной промышленности, выпускающие определенный ассортимент продукции. Например, Ивановская область специализируется на выпуске хлопчатобумажных изделий и занимает первое место в России по объему выпуска. Центральные федеральный округ специализируется на производстве всех отраслей текстильной промышленности и только в этом федеральном округе легкая промышленность является отраслью специализации. Чаще всего подотрасли легкой промышленности являются дополняющими хозяйственный комплекс региона.
Далее, в характеристике предприятий разных регионов используются статистические данные объемов выпускаемой продукции по каждому предприятию. Чтобы понять насколько большую долю занимает предприятие в структуре производства, необходимо знать общие объемы производства. Статистические данные приводятся по итогам работы легкой промышленности в I полугодии 2003 года. Всего на предприятия швейной промышленности произвели продукции на сумму 12505 млн. рублей.
2.1 Принципы размещения промышленности
Размещение промышленности - это одна из форм общественного разделения труда, выражающаяся в пространственном распределении промышленных предприятий и производства на территории экономического района, республики или страны в целом. Оно выступает как важный фактор повышения эффективности общественного производства. Правильное географическое размещение промышленных предприятий - предпосылка для эффективного использования природных богатств и трудовых ресурсов страны, сокращения нерациональных перевозок продукции и укрепления обороноспособности России, более полного удовлетворения потребностей населения, роста его благосостояния. В процессе размещения промышленного производства решаются не только чисто экономические, но и социально-политические задачи - преодоление существенных различий между городом и деревней, повышение экономического уровня развития в прошлом отсталых районов страны, рост в них высококвалифицированных национальных кадров.
Принципы размещения промышленности представляют собой исходные научные положения, которыми руководствуется государство в своей экономической политике в области планомерного размещения производительных сил.
Важнейшим принципом размещения промышленности является приближение промышленного производства к источникам сырья, к районам потребления при условии производства необходимой продукции с минимальными затратами общественного труда.
Обеспечение быстрых темпов расширенного воспроизводства и роста производительности общественного труда требует широкого развертывания промышленного производства по всей стране, все более равномерного размещения промышленности.
Равномерное распределение промышленного производства по территории страны на базе специализации промышленности и использования всех природных богатств и трудовых ресурсов следует рассматривать как один из основополагающих принципов размещения промышленности. Равномерное размещение промышленности - качественная особенность развития этой важной отрасли народного хозяйства. Приближение промышленности к источникам сырья и более равномерное размещение производства по территории страны позволяет избежать чрезмерно дальних перевозок сырья, топлива, материалов и готовой продукции к местам их потребления. Перевозка на большие расстояния вызывает затраты на транспорт, в значительной степени повышающие себестоимость продукции и понижающие экономическую эффективность промышленного производства.
Все более равномерное размещение промышленности по всей стране, однако, не означает, что во всех экономических районах должны развиваться все отрасли промышленности. Одни отрасли тяготеют к районам залегания полезных ископаемых, другие - к источникам сельскохозяйственного сырья, третьи - к районам потребления. Задача размещения этих отраслей состоит в том, чтобы развивать их в районах, располагающих необходимыми экономическими и природными предпосылками.
Важным принципом размещения производительных сил является рациональное территориальное разделение труда с целью наиболее эффективной специализации отдельных экономических районов по отраслям промышленности и создание территориально-производственных комплексов.
Сущность территориального разделения труда заключается в целенаправленном плановом формировании хозяйства всех экономических районов страны на основе планомерного размещения материального производства, постоянно совершенствуемой отраслевой специализации, рационализации производственной и социальной инфраструктуры, рационализации межотраслевых, межрайонных и внутрирайонных производственных связей.
Основу развития хозяйства экономических районов нашей страны составляет промышленность. Создание в каждом регионе комплекса отраслей промышленности, четко специализированных в соответствии с природными и экономическими особенностями этого района, наиболее полно удовлетворяющих общегосударственные и внутрирайонные потребности, является важнейшим составным элементом всего комплексного развития хозяйства районов и играет в этом развитии ведущую роль.
Комплексное развитие районов в сочетании с ликвидацией нерациональных перевозок сырья и готовой продукции обеспечивает выравнивание уровней экономического развития всех регионов страны.
Принципом размещения производства является международное разделение труда на основе экономической интеграции. С развитием мировой системы хозяйства этот принцип приобретает все большее значение в размещении промышленности как во всей системе, так и в каждой из входящих в нее стран. Разделение труда обеспечивает наиболее рациональное развитие хозяйства каждой страны и специализацию отдельных государств на тех отраслях промышленности, для которых в них имеются наиболее благоприятные природные, экономические и социальные условия.
Наряду с изложенными экономическими принципами в практике размещения некоторых отраслей промышленности учитываются и другие обстоятельства, носящие исторически переходящий характер, но имеющие большое социальное, политическое или же оборонное значение.
Воздействие указанных принципов на конкретный процесс размещения промышленности осуществляется через ряд факторов, которые можно подразделить на три основные группы: природно-экономические, технико-экономические и экономико-политические. В качестве самостоятельного фактора размещения выступает обеспеченность районов транспортными средствами и их технический уровень.
2.1.1 Легкая промышленность в Центральном федеральном округе.
Развитие легкой промышленности в этом округе обусловлено исторически. Здесь имеются крупная научно-техническая база, квалифицированные кадры, большой потребительский спрос и обеспеченность транспортом, а так же обеспечение занятости в районах тяжелой промышленности.
На долю Центрального федерального округа приходится 1/3 производства продукции легкой промышленности в Российской федерации.
Центральный федеральный округ - основной район сосредоточения хлопчатобумажной промышленности. Здесь производится свыше 90% всех хлопчатобумажных тканей Российской Федерации. Первое место занимает Ивановская область, здесь выпускается 70% хлопчатобумажных тканей России. В Ивановской области находится около 40 предприятий хлопчатобумажной промышленности, далее по объему выпуска идут Москва и Московская область. Здесь хлопчатобумажная промышленность представлена Ореховским комбинатом, Глуховским комбинатом и другими. Стоит отметить крупное предприятие «Трехгорная мануфактура», здесь по итогам I полугодия 2003 года выпустили продукции на 41 млн. рублей. Предприятия хлопчатобумажной промышленности находятся так же в Ивановской, Смоленской, Калужской, Тверской, Ярославской областях.
Центральный федеральный округ является основным районом производства льняных тканей. Основными центрами производства являются Вязники (Владимирская область), Гаврилов-Ям (Ярославская область), Вязьма (Смоленская область).
Производство шерстяных тканей развито в Брянской области (Клинцы), Ивановской области (Шуя) и других.
В Центральном федеральном округе находятся предприятия по выпуску продукции швейной промышленности. В Московской области находятся предприятия «Большевичка», «Фирма «Черемушки», «ПТШО Салют» (Московская область). По итогам I полугодия 2003 года выпустили продукции на 282, 112 и 87 млн. рублей соответственно. Во Владимирской области - «Вязниковская швейная фабрика» с выпуском продукции на 69 млн. рублей, «Детская одежда», с выпуском продукции на 68 млн. рублей, «Собиновская швейная фабрика» с выпуском продукции на 64 млн. рублей. В Ивановской области - «Швейная фабрика «Айвенго» с выпуском продукции на 71 млн. рублей. Здесь представлены наиболее крупные предприятия, которые производят продукции на сумму свыше 40 млн. рублей.
2.1.2 Легкая промышленность в других федеральных округах
Как уже было сказано выше, легкая промышленность имеет менее выраженную территориальную структуру и, обычно, является дополняющей хозяйственный комплекс региона. Если в Центральном федеральном округе она является отраслью специализации, то в других федеральных округах таковой не стала. Тем не менее, можно выделить места наибольшей концентрации предприятий легкой промышленности.
Предприятия по выпуску продукции льняной промышленности находятся в Северо-Западном федеральном округе, в Псковской и Вологодской областях, здесь выпускается 3,3% льняных тканей России. Так же есть предприятия в Приволжском, Уральском и Сибирском федеральных округах. Наиболее крупные из них находятся в Казани, Кирове, Екатеринбурге и Бийске.
По выпуску шерстяных тканей второе место занимают Приволжский и Уральский федеральные округа. Основные предприятия сосредоточены в Тюменской, Свердловской, Ульяновской и Пензенской областях.
В отличие от предприятий текстильной промышленности предприятия швейной промышленности размещены по территории страны более равномерно. Они есть почти в каждом регионе страны, но существуют наиболее крупные. Это такие предприятия, как «Корпорация «Глория-джинс» с выпуском изделий на сумму 1592 млн. рублей и «Донецкая мануфактура» с выпуском изделий на сумму 181 млн. рублей, находящиеся в Ростовской области. Так же, крупными предприятиями являются «Псковская швейная фабрика «Славянка» с выпуском изделий на сумму 309 млн. рублей; «Граммер» с выпуском изделий на сумму 178 млн. рублей, находящееся в Калининградской области; «Элегант» с выпуском изделий на сумму 136 млн. рублей, находящееся в Ульяновской области; предприятие «Синар» с выпуском изделий на сумму 127 млн. рублей, находящееся в Новосибирской области и другие.
3. Проблемы и перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации
В 1999 и 2000 годах предприятия легкой промышленности использовали создавшиеся возможности для расширения импортозамещения, увеличив темпы прироста объемов производства продукции до 20% ежегодно.
Однако с 2001 года в легкой промышленности произошло замедление темпов роста производства, а затем и его сокращение, ухудшились финансово-экономические показатели работы отрасли.
Для того чтобы понять с чем это связано, необходимо рассмотреть проблемы развития легкой промышленности.
3.1 Характеристика легкой промышленности. Оценка состояния и тенденции ее развития
После кризиса 1998 года, темп роста производства всех видов тканей к уровню предыдущего года составил в 2000 году 20,9%, в 2001 году - 12,7%, в 2003 году он снизился до 3%, а в 2004 году темп роста имел уже отрицательное значение - 95,6 процентов.
Наибольшее снижение темпов роста за период 2000-2004 годы произошло в отраслях, обеспечивающих нормальные условия жизнедеятельности человека, а именно: в швейной, трикотажной и обувной темп роста выпуска продукции сократился в 2004 году по сравнению с 2000 годом соответственно на 29,5 на 9 и на 13,9 пунктов.
И только, начиная со второго полугодия 2005 года отрасль, преодолела тенденцию падения объемов производства продукции и по итогам 2006 года добилась хороших результатов.
Но уже в 2007 году тенденция роста производства продукции по сравнению с предыдущими годами не только замедлилась, но по отдельным ассортиментным группам (ткани, трикотажные изделия и обувь) темп прироста объемов выпуска имел отрицательное значение. Это свидетельствует о не стабильной и скачкообразной тенденции развития легкой промышленности, причем не только по годам, но и по видам продукции, рис.1.
Рис.1 Динамика темпов прироста объемов производства основных видов продукции легкой промышленности.
В 2007 году было произведено 2,7 млрд. м2 тканей, что на 2,4% меньше, чем в предыдущем году. Объем выпуска хлопчатобумажных тканей снизился на 3,9% (снижение вызвано насыщением рынка в постельном белье и сокращением его выпуска на 18,3%). На 1,7% сократилось производство шерстяных тканей и на 18,7% - льняных тканей (сокращение связано с падением спроса на льняные ткани на внешнем рынке, около 75% объема которых поставлялось на экспорт в виде суровья). В настоящее время изменилась конъюнктура рынка, увеличился спрос на ткани улучшенных потребительских свойств и модного дизайна, доля которых в ассортименте продукции отрасли пока незначительна, что также повлияло на объемы производства.
Объем отгруженных товаров в действующих ценах за период 2005-2007 годы вырос в 1,3 раза, за девять месяцев 2008 года - на 15,9% к уровню соответствующего периода 2007 года объем и составил 128,7 млрд.рублей.
Доминирующее положение в товарной структуре проданных товаров занимает продукция текстильных отраслей (хлопчатобумажной, шерстяной, льняной, шелковой, трикотажной, нетканых материалов и др.), доля которой в объеме отгруженной продукции составила 53,7%, а доля продукции швейной, кожевенно-меховой, обувной и других отраслей - 46,3 процента.
Динамика темпов роста текстильного, швейного и мехового производства за период 2006-2008 годы наглядно показана на рис.2.
Рис.2. Темпы роста текстильного, швейного и мехового производства
Следует отметить, что произошедший рост производства ряда товаров легкой промышленности в последние годы связан с совершенствованием системы налогообложения, т.к. возможность перехода производителей на упрощенную систему налогообложения способствовала выходу из «тени».
В анализируемый период улучшилась и структура товарного выпуска продукции, в общем объеме которого увеличилась доля готовой продукции для населения (одежда, трикотажные и меховые изделия, обувь), возрос объем качественных натуральных и искусственных кож для обуви и кожгалантерейных изделий, появились новые виды продукции медицинского назначения, рис.3.
Рис.3 Структура товарного выпуска продукции легкой промышленности в 2007 - 2008 годах
О некотором ухудшении в деятельности легкой промышленности в 2008 году свидетельствует повышение доли убыточных предприятий (табл.1) и низкий уровень использования производственных мощностей.
Таблица 1. Доля убыточных предприятий в деятельности легкой промышленности
|
Годы | Доля убыточных предприятий, % | |
| Обрабатывающие производства | Текстильное, швейное и меховое | Производство кожи, обуви и изделий из кожи | |
2003 | 43,4 | 51,2 | 45,5 | |
2004 | 40,2 | 46,8 | 46.0 | |
2005 | 36,6 | 43,1 | 41,8 | |
2006 | 29,8 | 35,4 | 30,8 | |
2007 | 23,6 | 28,5 | 16,7 | |
2008 (1 п/г) | 27.0 | 28,2 | 29,6 | |
|
Уровень использования производственных мощностей в основных отраслях характеризуется следующими показателями:
- хлопчатобумажная - 70,1%, льняная - 35,9%,
- шерстяная - 33,0%, шелковая - 36,1%,
- трикотажная - 51,0%, обувная - 54,0%
В условиях ежегодного роста затрат на производство недоиспользование производственных мощностей приносит отрасли убытки и формирует нерациональную структуру ее баланса, в котором внеоборотные активы занимают около 90 процентов.
3.2 Проблемы развития легкой промышленности Российской Федерации
Главной причиной кризисного состояния легкой промышленности является технологическая отсталость большинства предприятий, что приводит к уменьшению конкурентоспособности продукции. Для выхода из сложившейся ситуации необходима активизация инновационной деятельности, главной задачей которой является внедрение и использование результатов научных исследований и разработок на предприятиях. Анализ ситуации в области инновационной деятельности показал, что спрос на основные научно-технические достижения и технологии довольно низкий, что усиливает технологическое отставание отрасли. Инновационная деятельность предприятий в основном сдерживается недостатком финансовых средств, среди других причин выделяют слишком высокие затраты на инновации и длительные сроки их окупаемости.
Для активизации инновационной деятельности необходимы следующие меры:
1. Улучшение нормативно-правовой системы со стороны государства, с целью повышения инновационной деятельности предприятия;
2. Экономическая поддержка предприятий, участвующих в инновационной деятельности;
3. Поддержка инновационной деятельности на региональном уровне;
4. Развитие международного сотрудничества в области инновационной деятельности.
Для улучшения инновационной деятельности необходимо наличие научно-исследовательских институтов.
Также существуют кадровые проблемы. Во-первых, это нехватка квалифицированных специалистов высшего и среднего звена. Во-вторых, отсутствие у многих руководящих работников знаний и инициативы, необходимых для успешного перевода производства с командно-административных методов функционирования на рыночные и успешного развития предприятия в современных условиях. Эту проблему можно решить путем подготовки новых и переподготовки старых кадров.
Для отдельной отрасли легкой промышленности существует проблема рынка сырья. В первую очередь, это проблема текстильной промышленности, основным сырьем для которой является хлопок. В советское время основными поставщиками хлопка были Узбекистан, Таджикистан, но вместе с распадом СССР нарушились и экономические связи. Из-за стремления бывших союзных республик заработать больше денег сырье поставлялось по демпинговым ценам за пределы бывшего Союза, что сократило поставки хлопка в Россию. Данную проблему можно решить путем уменьшения доли хлопчатобумажной продукции и изменения структуры производства.
3.3 Перспективы развития легкой промышленности Российской Федерации
Несмотря на существование серьезных проблем развития легкой промышленности, существуют и перспективные направления развития.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в России имеется достаточная сырьевая база легкой промышленности, которая может использоваться с большей эффективностью. Уже сейчас Россия может почти полностью удовлетворить потребности предприятий в льноволокне, кожевенном и меховом сырье, искусственных волокнах, нитях, шерсти. Требуется решить вопросы производства в достаточном количестве синтетических волокон и нитей.
Одним из перспективных направлений развития станет изменение структуры производства текстильной промышленности, уменьшение доли хлопчатобумажной и повышение доли льняной продукции. Для этого необходимо широкое развитие процессов переработки льна не только на предприятиях льняной промышленности, но и на предприятиях хлопчатобумажной промышленности. В перспективе должны быть решены следующие задачи:
I. Создание надежной базы отечественного натурального сырья за счет увеличения валовых сборов льна, а так же высвобождение льна из производства продукции технического назначения;
II. Замена на предприятиях хлопчатобумажной промышленности части закупаемого хлопкового волокна на льняное за счет освоения новых технологий;
III. Развитие экспортного потенциала за счет поставок льна, а так же высококачественных льняных тканей и готовых изделий.
Так же, для перспективного развития отрасли необходимо повышать качество выпускаемой продукции и делать ее конкурентоспособной по сравнению с импортными товарами. Для этого необходима модернизация производства и развитие научно-технической отрасли. В ближайшее время целесообразно развивать уже существующие техники и технологии в направлении существующего технологического оборудования, позволяющего более полно использовать отечественное натуральное и химическое сырье с целью расширения ассортимента, повышения качества, конкурентоспособности продукции.
Для перспективного развития легкой промышленности необходимо увеличение инвестиционной привлекательности производства. Для этого необходима соответствующая нормативно-правовая база, предпринимателю должно быть выгодно вкладывать финансовые средства в предприятия легкой промышленности. С одной стороны, в легкой промышленности оборачиваемость средств происходит 2-4 раза, что само по себе уже выгодно. Но кроме этого необходимо изменение финансово-правовой политики государства в отношении легкой промышленности. Со стороны государства первоочередными мерами, направленными на создание условий для развития отрасли станут:
1. снижение ввозных таможенных пошлин на высокоэффективное технологическое оборудование для легкой промышленности, не производимое в Российской Федерации;
2. оптимизация таможенных пошлин на сырье и материалы, используемые предприятиями легкой промышленности;
3. включение в действующие и разрабатываемые федеральные целевые программы важнейших работ, направленных на внедрение новых технологий в легкой промышленности
4. пресечение незаконного ввоза товаров легкой промышленности на территорию Российской Федерации и совершенствование механизма получения и использования гуманитарной помощи;
5. пресечение незаконного производства продукции легкой промышленности
6. активизация работы по осуществлению мероприятий, способствующих улучшению сырьевой обеспеченности легкой промышленности''.
Так же государственная деятельность направлена на поддержку экспорта продукции о чем свидетельствует Концепция развития государственной финансовой поддержки экспорта промышленной продукции, одобренная Распоряжением Правительства Российской федерации от 14 октября 2003 года № 1493-р.
3.4 Проект стратегии развития легкой промышленности России на период до 2015 года
Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2015 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244.
Под Стратегией понимается взаимоувязанная по задачам, срокам осуществления и ресурсам совокупность целевых функций, принципов и решений, которые должны реализовываться в планах мер и комплексных мероприятий нормативно-правового, экономического, научно-технического и организационного характера, в инновационных, региональных и бюджетных целевых программах, в отдельных проектах.
Стратегия:
- определяет цели, задачи, основные направления долгосрочного социально-экономического развития легкой промышленности с учетом вызовов предстоящего периода, структурные изменения и пути ее преобразования в конкурентоспособный и динамично развивающийся промышленный комплекс, восприимчивый к инновациям;
- обеспечивает согласованность действий органов исполнительной и законодательной власти различных уровней в принятии решений о поддержке легкой промышленности на государственном уровне по приоритетным направлениям развития отрасли;
- служит концептуальной основой для развития малого предпринимательства в отрасли, стимулирования пилотных проектов и важнейших государственно-значимых инвестиционных проектов по модернизации и техническому перевооружению в области производства наукоемкой, востребованной рынком продукции нового поколения на базе применения частно - государственного партнёрства.
При разработке Стратегии и мероприятий учтены:
Национальные интересы России (повышение уровня и качества жизни населения, здоровье нации, стратегической и экономической безопасности государства, обеспечение высоких темпов промышленного роста и создание потенциала для будущего развития российской экономики);
Предложения федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и бизнеса, высказанные на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 20 июня 2008 года по вопросу подъема экономики легкой промышленности, определения путей и способов повышения ее конкурентоспособности на рынке потребительских товаров, технического текстиля и продукции стратегического назначения; важнейшие законодательные и нормативно-правовые акты, определяющие политику государства в легкой промышленности на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Предложения субъектов Российской Федерации, отраслевых НИИ, общественных организаций и объединений о необходимых мерах поддержки отрасли по приоритетным направлениям и проблемным вопросам;
Особенности легкой промышленности, как объекта предполагаемого воздействия и стартовые условия ее деятельности на современном этапе для определения целевых ориентиров ее развития на период до 2015 года.
Базой для разработки Стратегии послужили следующие материалы:
- цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурные преобразования в экономике, предусмотренные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2015 года от 17 ноября 2008 г. N 1662-р;
- основные направления развития легкой промышленности, одобренные участниками заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 20 июня 2008 года (г. Иваново);
- региональные Программы, концепции и кластеры развития легкой промышленности, официальные источники информации;
- «Методические рекомендации по разработке стратегий развития отраслей промышленности» (от 30.07.2004, МФ-П13-4480).
В основу Стратегии заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Особое внимание уделено вопросам защиты внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, технического перевооружения и развития отраслевой науки, импортозамещения и экспорта, обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами.
Для реализации Стратегии предполагается задействовать венчурные фонды, инновационный фонд, гранты, собственные средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, мега- проектов и других инновационных проектов, обеспечивающие конкурентный уровень отрасли, а также инвестиции отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков и страховых компаний.
Механизм решения задач и реализации мероприятий Стратегии носит комплексный, системный и стратегически-целевой характер и охватывает все виды деятельности легкой промышленности: от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения на рынки сбыта.
Разработка Стратегии осуществлена методом программно-целевого прогнозирования, выбор которого обусловлен:
- интегрированием целей, решением проблем отрасли системными методами, минимизацией рисков и обеспечением реализуемости мероприятий Стратегии за счет гармонизации ресурсов и задач, отсутствия дублирования в их решении;
-совмещением экономических и административных рычагов управления, обеспечивающих реализацию мероприятий Стратегии в установленные сроки.
В результате реализации Стратегии будут созданы экономические условия для роста объемов производства конкурентоспособной продукции к 2015 году к уровню 2008 года в 3,8 раза и увеличения экспорта в 4,2 раза, объем которого в 2015 году составит порядка 3,5 млрд. долларов США.
Реализация мероприятий Стратегии позволит повысить конкурентоспособность российских компаний, укрепить позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках. Доля продукции отечественного производства на российском рынке должна составить не менее 50%. Не менее 80% товаров легкой промышленности России должны иметь инновационный характер и патентную защиту (товарный знак, полезная модель). Это будет способствовать обеспечению экономической и экологической безопасности, повышению обороноспособности России, развитию регионов, созданию новых рабочих мест.
Стратегия призвана стать одним из основных инструментов государственной политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2015 года. Она должна взаимоувязать задачу эффективного развития важнейшего сектора российской экономики с обеспечением потребностей граждан страны, силовых структур и ведомств, смежных отраслей промышленного комплекса России в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения.
Приложение А
Легкая промышленность Иркутской области
Легкая промышленность области включает в себя организации ОАО «Швейная фирма «ВиД», ООО ПКФ «Ревтруд», ООО «Братская швейная фабрика», ООО «Тельминская швейная фабрика», ООО «Блик», ООО «Спецобувь». Кожевенно-обувная промышленность представлена Иркутским кожевенным заводом по первичной обработке кож, Усольским хромовым заводом, поставляющим сырье для Иркутской обувной фабрики (фирма «Ангара»), фабрикой по изготовлению валяной обуви.
В Иркутске находится крупная фабрика пушно-мехового сырья, куда поступает пушнина для первичной обработки с территории Сибири и Дальнего Востока.
Таблица 2. Динамика производства в легкой промышленности Иркутской области
|
Наименование показателя | Годы | |
| 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Индекс физического объема, % | 108 | 85 | 90 | 85 | |
Объем промышленной продукции, млн руб. | 289 | 390 | 304 | 328 | |
Доля в промышленности, % | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | |
Инвестиции, млн руб. | - | 5,5 | 8,4 | 27,8 | |
Количество предприятий, ед. | 241 | 181 | 169 | 153 | |
Численность работающих, чел. | 6 577 | 6 249 | 5 496 | 4 700 | |
Среднемесячная заработная плата, руб. | 1 183 | 1 452 | 1 575 | 1 910 | |
|
Объем отгруженной продукции в 2005 году составил 424,8 млн рублей, средневзвешенный индекс промышленного производства в 2005 году составил 104%.
Основные проблемы:
1. Ежегодно возрастающий импорт товаров легкой промышленности из стран Юго-Восточной Азии, Германии и стран СНГ. При этом темпы прироста ввоза товаров опережают темпы роста производства в области.
2. Неэффективное использование производственных мощностей на некоторых организациях (процент загрузки - не более 50 %).
3. Износ технологического оборудования (его активной части).
4. Низкий уровень менеджмента.
5. Низкая оплата труда.
6. Отсутствие возможности получения организациями легкой промышленности долгосрочных кредитов на 10 - 15 лет на пополнение оборотных средств, техническое перевооружение производства и выпуск конкурентоспособной продукции.
7. Отсутствие текстильных комбинатов на территории области, нахождение основных производителей сырья и материалов в Европейской части Российской Федерации.
Сегодня отрасль характеризуется отсталой производственной базой специализированных предприятий, слабой конкурентоспособностью отечественных товаров по параметрам «цена - качество - дизайн», причинами которых являются:
- слабое развитие российской Индустрии моды, ее отставание от европейских и мировых тенденций на 2-3 года;
- высокие издержки производства, обусловленные высокой стоимостью сырья, красителей, ТВВ и фурнитуры (большая доля, которых завозятся из-за рубежа) в себестоимости продукции и высокими затратами на энергоносители, цены на которые необоснованно растут сверхбыстрыми темпами, рис.4.
Рис.4 Среднеотраслевая структура издержек производства в легкой промышленности в 2007 - 2008 годах, %
Таблица 3. Основные задачи развития легкой промышленности области и пути их решения
|
Задачи | Пути решения | |
Реализация высокоэффективных бизнес-планов, направленных на выпуск конкурентоспособной продукции, техническое перевооружение производства, обеспечение занятости населения области | 1. В порядке, установленном законодательством, оказание областной государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых организациями легкой промышленности, размещение областных государственных заказов. | |
| 2. Создание благоприятных условий для продвижения продукции отечественных производителей на внутренний и внешний рынки. | |
| 3. Обеспечение реализации взаимовыгодного товарообмена между организациями легкой промышленности области и других субъектов Российской Федерации, создания совместных организаций. | |
| 4. Содействие организации экспорта готовой продукции, в том числе в Монголию, для расширения рынков сбыта. | |
| 5. Содействие созданию эффективного механизма по пресечению незаконного импорта, а также контроля за соблюдением качества и сертификации ввозимой на территорию Российской Федерации продукции. | |
| 6. Содействие организации профильных выставочно-ярмарочных мероприятий с участием отечественных производителей. | |
| 7. Содействие организации обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий отрасли | |
|
Проведение мероприятий по увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, сохранению рабочих мест, росту заработной платы, увеличению налоговых отчислений предусматривается организациями ежегодно в разрабатываемых бизнес-планах (инвестиционных проектах). В настоящее время уже разработаны долгосрочные инвестиционные проекты по техническому перевооружению производства на ОАО «Швейная фирма «ВиД», ООО «Спецобувь», ООО «Блик». Взаимные обязательства между администрацией области и организациями легкой промышленности закрепляются в ежегодных Соглашениях, реализация которых обеспечивает решение поставленных задач на текущий год.
Рост производства в легкой промышленности Иркутской области.
В 2005 году, впервые за последние пять лет, в легкой промышленности Иркутской области наблюдается рост производства.
В отраслях «Текстильное и швейное производство» (по крупным и средним предприятиям) рост составил 102%, в «Производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви» - 111,9%. По России эти показатели составили 97,8% и 98,5%, соответственно. В субъектах Сибирского Федерального округа: Красноярский край (95,2% и 91,9%), Кемеровская область (58% и 63%), Новосибирская область (85,7% и 45,7%), Алтайский край (88,3% и 83,6%). Положительные результаты достигнуты благодаря целенаправленной работе департамента по развитию промышленного комплекса. Обеспечено более эффективное использование областных бюджетных средств. В результате 38 млн. рублей (48%) от предусмотренных в областном бюджете на 2005 год размещены в форме областного госзаказа на предприятиях легкой промышленности области.
В 2004 году эта сумма составила 20 млн. рублей (27%).
В 2005 году в региональном бюджете предусмотрено 145 млн. рублей на приобретение мягкого инвентаря. Большую часть этих средств планируется направить в форме госзаказов на предприятия легкой промышленности Приангарья. Это позволит увеличить рост объемов производства и развития предприятий легкой промышленности нашего региона.
В то же время департамент по развитию промышленного комплекса завершает работу по согласованию проекта договора между администрацией области и предприятиями легкой промышленности области. Закрепление соответствующих обязательств в соглашении позволит обеспечить эффективную работу предприятий при условии обязательной государственной поддержки. Это обеспечит в нынешнем году достижение индекса промышленного производства на уровне 105-107%, сохранение четырех тыс. рабочих мест и увеличение налоговых отчислений до 10%.
Заключение
Проанализировав состояние отрасли можно предложить следующие направления развития:
1) проведение технологической модернизации предприятий легкой промышленности и обеспечение на этой основе стабильного инновационного развития отрасли;
2) обеспечение глубокой переработки отечественного сырья, как натуральных (льна, шерсти, кожи и меха), так и химических волокон и нитей;
3) сокращение импорта сырья из заграницы;
4) законодательное обеспечение устойчивого положения отечественных товаропроизводителей с помощью государственного регулирования.
5) обеспечение защиты внутреннего рынка от конкуренции незаконно ввезенной продукции;
6) обеспечение защиты внутреннего рынка от конкуренции некачественной продукции;
7) решение задачи кадрового обеспечения, подготовки и переподготовки специалистов.
Реализация основных направлений позволит повысить эффективность работы отрасли, обеспечить переход на инновационный путь развития, провести модернизацию предприятий, повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции и долю отечественных товаров на российском рынке, расширить экспортные возможности легкой промышленности.
Расширение рынка отечественных товаров легкой промышленности будет способствовать улучшению экономической ситуации в стране, а так же повышению долевого процента легкой промышленности в общем объеме производства.
Список литературы
1. Андронова Л.Н., Герасименко О.А., Капицын В.М. Пути выхода текстильной промышленности из кризиса.// Проблемы прогнозирования. 2008. №2.
2. Борисов А.С. О научно-технических и инновационных проблемах легкой промышленности.// Промышленность России. 2007. №8.
3. Живетин В.В.Состояние и перспективы развития текстильной и легкой промышленности.// Промышленность России. 2008. №6.
4.Жуков Ю.В. О государственной поддержке экспорта промышленной продукции.// Швейная промышленность. 2006. №6.
5. Зверев С.М., Смольникова Г.Н., Ямпольская Н.Ю. Необходимость государственного управления качеством и конкурентоспособностью продукции.// Кожевенно-обувная промышленность. 2008. №1.
6. Региональная экономика. Учебное пособие для вузов./ Под ред. Т.Г. Морозовой. М.: ЮНИТИ, 2006.