Планирование на предприятии
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: Планирование на предприятии
Выполнила:
Проверил:
ВОЛГОГРАД 2010
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность инвестиций и инвестиционного процесса
2. Планирование издержек и цен на предприятиях сферы услуг
3. Задача
Список литературы
1. СУЩНОСТЬ ИНВЕСТИЦИЙ И ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Под инвестициями в общесоциальном смысле понимают осознанный отказ от текущего потребления в пользу возможного относительно большего дохода в будущем, который обеспечит и большее потребление. Жизнеспособность и процветание любого общества и любой экономической системы в значительной степени зависят от рациональной инвестиционной политики государства. Ее особенностями являются:
· инвестиций не бывает без затрат, т.е. первоначально инвестору необходимо вложить денежные средства в инвестиционный проект для того, чтобы в дальнейшем, если расчеты по проекту были верными, произведенные затраты окупились полностью;
· невозможно предугадать все обстоятельства, ожидающие инвесторов в будущем, т.е. всегда существует вероятность того, что произведенные инвестиции будут полностью или частично утеряны.
Системный подход к сущности инвестиционного процесса.
Инвестиционный процесс обладает всеми признаками системы: в нем всегда присутствует субъект (инвестор), объект (объект инвестиций), связь между ними (инвестирование с целью получения инвестиционного дохода) и среда, в которой они существуют (инвестиционная среда). При этом связь выступает системообразующим фактором, поскольку объединяет все остальные элементы в одно целое. Системный подход позволяет исчерпывающе описать сущность инвестиционного процесса и дать действенные определения основных понятий.
Рис.1. Схема инвестиционного процесса в системном подходе.
Инвестиционный процесс - специфичный для определенной инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения управляемого инвестиционного дохода посредством инвестирования.
Инвестиционная среда - единичная или множественная сфера деятельности, преимущественно определяющая специфику и предметное содержание инвестиционного процесса.
Инвестиция - вложение инвестора в объект инвестиций, делающее его участником этого объекта, при этом предметная наполненность вложения определяет характер связи инвестора с объектом инвестиций и возможные способы воздействия на этот объект. Инвестиции могут быть не только финансовыми, но, например, управленческими или научными.
Инвестирование - процесс непосредственного или опосредованного воздействия инвестора на объект инвестиций, осуществляемый с целью изменения его свойств.
Инвестор - субъект, ориентированный на изменение свойств объекта инвестиций, позволяющее при минимальных вложениях в этот объект восполнить дефицит необходимых для собственного развития ресурсов и изменить собственные свойства в нужном для себя направлении.
Инвестиционный объект - объект, нуждающийся в привлечении инвестиций для обеспечения дальнейшего существования или развития и готовый разделить с инвестором инвестиционный доход.
Объект инвестиций - объект, свойства которого позволяют инвестору посредством участия в нем получить инвестиционный доход.
Инвестиционный доход - измененные свойства объекта инвестиций, приводящие к изменению свойств инвестора.
Приведенные определения основных понятий значительно расширяют действенную сферу инвестиционных процессов и, что самое главное, дают ключ к пониманию сущности управления инвестициями. И одних только определений уже достаточно, чтобы взглянуть на инвестирование не просто как на элементарное вложение средств, но воспринять его в качестве активного способа участия инвестора в объекте с целью изменения его свойств.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗДЕРЖЕК И ЦЕН НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СФЕРЫ УСЛУГ
В современных условиях экономического развития все более высокую значимость приобретают проблемы рационального использования потенциала или ресурса любой организации, фактически отражающиеся в издержках по производству продукции, выполнению работ и услуг.
Для предприятий сферы услуг проблема управления издержками особенно актуальна. Во-первых, обеспечение высокого качества обслуживания клиентов требует вложения соответствующих средств в организацию обслуживания населения, развитие новых видов услуг и форм обслуживания, рекламу услуг и, следовательно, ведет к росту издержек предприятия. Во-вторых, от затрат на выполнение услуг непосредственно зависит и уровень устанавливаемых цен на услуги и масса получаемой предприятием прибыли. На предприятиях сферы услуг проблеме формирования, анализа, оценке роли издержек в деятельности предприятия сейчас, к сожалению, не уделяется должного внимания. Практически весь учет и анализ сводится к определению абсолютной суммы издержек предприятия в текущем периоде. Однако этот показатель дает лишь общее представление об объеме текущих затрат, но не позволяет судить об их эффективности.
Важнейшими показателями, с помощью которых можно управлять издержками предприятий сферы услуг, должны стать такие относительные показатели, как издержкоемкость и издержкоотдача. Издержкоемкость характеризует долю затрат в каждом рубле выручки, полученной за выполненные услуги и работы, и в связи с этим является хорошим аналитическим инструментом для оценки уровня затрат в целом по предприятию, его структурным подразделениям, отдельным видам работ и услуг. Издержкоотдача -- показатель обратный и характеризует объем выручки, приходящийся на каждый рубль затраченных средств, т.е. свидетельствует о результативности текущих затрат.
Критерием экономичности текущих затрат предприятия выступает минимизация уровня издержкоемкости его деятельности. Низкий уровень издержкоемкости позволяет предприятию получать конкурентные преимущества на рынке, свободнее осуществлять свою ценовую политику и при прочих равных условиях достигать более высоких размеров прибыли. Однако снижение уровня затрат на один рубль выручки не является самоцелью предприятия сферы услуг, а всегда должно четко корреспондировать с качеством предоставляемых услуг и соответствующим уровнем обслуживания клиентов.
Проблема управления издержками довольно сложная и зависит как от состояния внутренней среды предприятия, так и от влияния внешних факторов. В связи с этим в целесообразно учитывать следующие внутренние факторы:
1) номенклатура услуг и работ, поскольку различные услуги и работы отличаются по уровню издержкоемкости;
2) скорость обращения оборотных средств предприятия, что влияет на минимизацию накладных расходов в себестоимости услуг и работ;
3) степень прогрессивности и качество используемых технологий выполнения услуг и работ;
4) уровень эффективности труда персонала;
5) уровень организации и культуры обслуживания потребителей;
6) состояние и уровень использования технологического оборудования, поскольку, чем выше степень его износа, тем больше расходов несет предприятие сферы услуг на их ремонт и содержание.
Среди факторов внешней среды, влияющих на управление издержками предприятия, ведущее место занимают следующие:
· темпы инфляции в стране: чем выше этот показатель, тем быстрее растет сумма издержек по оплате труда персонала, обслуживанию заемных финансовых средств, оплате услуг транспортных, ремонтных и других сторонних предприятий, отчислениям на социальные нужды и т.д.;
· уровень развития инфраструктуры рынка, который влияет на издержки через затраты на рекламу, маркетинговые исследования, подбор персонала через кадровые агентства и др.;
· изменение видов и ставок налоговых платежей и отчислений, входящих в состав издержек предприятия, что отражается на общей сумме и уровне издержек;
· общее экономическое развитие региона: при экономическом росте уровень покупательной способности населения возрастает, и это может благоприятно повлиять на издержки предприятия. Экономический спад будет оказывать обратное влияние на издержки предприятия сферы услуг.
Для эффективного управления издержками предприятиям сферы услуг необходимо при их учете и планировании основываться на классификации издержек, т.е. реально представлять постоянные и переменные издержки при выполнении услуг, основные и накладные, прямые и косвенные. Эффективность процесса управления издержками существенно возрастает при обеспечении качественного управленческого учета. На предприятиях сферы услуг целесообразно организовать такой учет на уровне отдельных элементов и статей затрат, а также в разрезе отдельных групп и видов услуг.
Порядок расчета цены для предприятия в сфере услуг, отражен в таблице 1.
Табл.1. Форма для расчета приемлемой цены в сфере услуг
|
№ пп Показатель Ед.изм. Значение Пояснения 1. Прямые затраты на 1 единицу руб. 2. Общая величина косвенных затрат руб. 3. Объем оказания услуг (в единицах) 4. Полная себестоимость услуг руб. (с.1 х с.3) + с.2 5. Норматив целевой прибыли 5.1. Нижняя граница % 5.2. Верхняя граница % 6. Сумма целевой прибыли с.4 х с.5 : 100 6.1. Минимальная руб. 6.2. Максимальная руб. 7. Объем выручки от оказания услуг (исходя из целевой прибыли) с.4 + с.6 7.1. Минимальный руб. 7.2. Максимальный руб. 8. Расчетная цена единицы услуг с.7 : с.3 8.1. Нижняя граница руб. 8.2. Верхняя граница руб. 9. Цены конкурентов 9.1. Минимальная руб. 9.2. Максимальная руб. 10. Окончательная цена за единицу руб. | |
|
Наиболее распространенной единицей услуг является 1 час или 1 заказ. Окончательная цена услуги должна быть не ниже нижней границы расчетной цены (п.8.1.) и (или) минимальных цен конкурентов (п.9.1), но и не выше верхней границы расчетной цены (п.8.2.) и (или) максимальной цены конкурентов (п.9.2.).
3. ЗАДАЧА
Фирма в следующем году должна закупить и использовать 20000 кг определенного вида сырья. Цена франко-склад покупателя этого сырья составляет 10 руб. за 1 кг, издержки по складированию 20% стоимости среднегодового производственного запаса, а издержки по обслуживанию закупок 1250 руб. на каждую партию.
По этим данным была составлена таблица, в которой приведены показатели годовых издержек по складированию и обслуживанию закупок при различных количествах закупаемых ежегодно партий и, соответственно, различных размерах партий.
Определение оптимальной величины закупаемой партии
|
Число закупаемых в год партий | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Величина партии, кг | 20000 | 10000 | 6667 | 5000 | 4000 | 3333 | |
Среднегодовой запас, кг | 10000 | 5000 | 3333 | 2500 | 2000 | 1667 | |
Стоимость среднегодового запаса, руб. | 100000 | 50000 | 33330 | 25000 | 20000 | 16670 | |
Издержки хранения, руб. в год | 20000 | 10000 | 6666 | 5000 | 4000 | 3334 | |
Издержки по обслуживанию закупок, руб. в год | 1250 | 2500 | 3750 | 5000 | 6250 | 12500 | |
Всего издержек, связанных с запасом, руб. в год | 21250 | 12500 | 10416 | 10000 | 10250 | 15834 | |
|
Написать пояснительную записку, в которой показать оптимальное:
количество закупок сырья в различных партиях. Сопоставить оптимальную величину закупок с затратами по обслуживанию закупок, хранению товаров и другими факторами.
Рассчитать размер оптимальной партии по формуле Вильсона:
P=v(2Mo/cr),
где Р - оптимальная величина закупаемой партии;
М - годовой объем закупаемых товаров в шт., кг. или иных количественных показателях;
о - издержки по обслуживанию закупок в расчете на одну партию;
с - цена франко-склад покупателя за единицу товара;
г - издержки на складирование в процентах от стоимости среднего годового производственного запаса.
Решение
1) Для эффективной работы фирме необходимо определить такое количество партий, которому соответствует минимальное количество издержек. Из приведенной в условии таблицы видно, что суммарные минимальные издержки предприятия по обслуживанию закупок и складированию, равные 10000 руб. достигаются при количестве партий, равном 4, при этом оптимальная величина закупок составила 5000 кг сырья.
Издержки по складированию сокращаются, а издержки по обслуживанию закупок возрастают при увеличении числа закупок в год. При достижении оптимального числа закупок сумма издержек по складированию становится равной величине издержек по обслуживанию закупок. Таким образом, в оптимальной точке величина этих двух видов издержек одинакова и составляет 5000 руб.
На рисунке приложения наглядно изображены издержки предприятия в зависимости от количества закупаемых партий. Из рисунка видно, что оптимальное значение величины закупаемой партии, равное четырем, находится в точке пересечения кривой издержек по складированию с кривой издержек по обслуживанию закупок, при этом величина каждой партии равна 5000 кг сырья, а каждый вид издержек - 5000 руб.
Для подтверждения достоверности выявленной тенденции на рисунке построена дополнительная точка, соответствующая величине партий, равной шести. Как видно из рисунка, при дальнейшем увеличении количества партий количество издержек по складированию по-прежнему снижается, но величина издержек по обслуживанию закупок заметно возрастает, что приводит к росту суммарной величины издержек.
2) Произведем расчет оптимальной величины закупаемой партии, используя универсальную формулу Вильсона. Подставляя значения в формулу (3.1), получим:
D= v(2*20000*1250)/(10 * 0,2) = 5000 (кг)
Рассчитанная величина закупаемой партии показывает, что фирма должна делать 4 = (20000 / 5000) закупки сырья и материалов в год.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Райсберг Б.А. Современный экономический словарь/ Б.А. Райсберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. -М.: Инфра-М, 2007.-496с.
2. Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия. Анализ и планирование/В.Н. Самочкин.-М.: Дело, 2003.-336с.
3. Лебедева С.Н. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие-Мн.: Новое издание, 2004.-240с.
4. О.И.Волкова «Экономика предприятия». М.: Инфра-М, 2001 г.
5. В.А.Горемыкин, Э.Р.Бугулов, А.Ю.Богомолов. «Планирование на предприятии» Учебник М.: Филинъ, 1999 г.
6. А.И.Гребнева «Экономика торгового предприятия». Учебник М.: Экономика, 1997 г.
7. М.И.Баканов. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле». М.: Экономика, 1990 г.