Показатели национальной и международной экономики
30
29
Министерство Высшего и Среднего Специального Образования
Республики Узбекистан
Ташкентский Финансовый Институт
Кафедра: «Бизнес и экономика»
Реферат
на тему:
«Показатели национальной и международной экономики»
Выполнила: ст-ка 4 курса,
гр. КБИ 30, Ибодова Д.
Приняла: Хасанова Р.Т.
Ташкент 2008
Содержание:
Введение
1. Понятие национальной экономики
2. Система показателей национальной экономики
3. Международная экономика и ее показатели
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Национальная экономика является исторически сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда. Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: мате-риальное и нематериальное производство, непроизводственная сфе-ра.
Важнейшей составной частью национальной экономики явля-ется материальное производство, в котором создаются необходи-мые для жизни и развития общества средства производства и пред-меты потребления. В материальное производство входят такие от-расли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля, связь.
Национальная экономика -- исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественного труда.
Понятие "национальная экономика" тесно связано с понятием "экономическая система", т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географи-ческим положением страны, ее участием в международном разде-лении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
Национальная экономика является объектом изучения различных экономических наук. Так, экономические отношения и законо-мерности развития в ее отдельных отраслях изучают такие дисцип-лины, как экономика промышленности, строительства, сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает нацио-нальную экономику как целостную систему, раскрывает содержа-ние ее основных понятий, общие закономерности развития. Основу национальной экономики составляют предприятия, фир-мы, организации, домашние хозяйства, объединенные экономиче-скими взаимоотношениями в единое целое, выполняющие опреде-ленные функции в общественном разделении труда, производящие товары или услуги.
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам.
1. Понятие национальной экономики
Под национальной экономикой принято считать народное хозяйство страны. Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями. В национальной экономике в неразрывном комплексе выступают производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, услуг и духовных ценностей. Она есть продукт исторического развития данного общества и имеет свое лицо: частное, смешанное, государственное и т.д.
30
29
Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство, преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех.
Главной целью всей экономической политики является создание эффек-тивной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъек-тов экономики независимо от форм собственности.
Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:
1. Стабильного роста национального объема производства;
2. Стабильного уровня цен;
3. Поддержание равновесного внешнего баланса;
4. Высокого и стабильного уровня занятости.
1. Стабильные высокие темпы роста национального объема про-изводства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов. Следствием экономического роста страны становится сглаживание социальных, политических, национальных противоречий. Растущая экономика характеризуется приростом годового национального объема производства, который может использоваться не только для эффективного удовлетворения потребностей, но и для разработки социальных или научно-технических программ. Если растет общественное производство, то в условиях ограниченности ресурсов не приходится решать дилемму: либо повышать уровень потребления, либо бороться с бедностью и загрязнением окружающей среды. Растущее производство позволяет осуществлять и то, и другое. Таким образом, экономический рост облегчает решение проблемы ограниченности ресурсов.
Факторами экономического роста являются:
* природные ресурсы (необходимо наиболее полное их извлечение и комплексная переработка);
* трудовые ресурсы (повышение уровня образования, улучшение здоровья, совершенствование организации труда);
* основной капитал (оборудование предприятий, транспортные средства и т.п.);
* научно-технический прогресс;
* совокупный спрос.
2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в тече-ние длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают по-купательную способность населения. Поэтому достижение стабиль-ности цен в современной рыночной экономике означает не "замо-раживание" их на длительный период, а плановое регулируемое из-менение.
3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной ва-люты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше това-ров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торго-вого баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- ве-личина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо.
4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не оз-начает, что полная занятость охватывает все трудоспособное насе-ление страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, свя-занных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти про-фессии.
Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования.
Ими являются:
- фискальная политика (оперирование государственным бюджетом через налоговую систему и расходы государства);
- денежно-кредитная политика (контроль за денежным предложением через ставку процента, резервную норму и другие инструменты);
- политика регулирования доходов (от свободного установления заработной платы и цен до декретного контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая политика, регулирование обменного курса).
Общим и конечным результатами функционирования национальной экономики являются приращение национального богатства, объемов прибыльных и нужных обществу товаров и услуг, наиболее эффективное использование ограниченных людских и материальных ресурсов.
Общей закономерностью рыночной экономики является цикличность ее развития: от подъема к спаду, за ним следует застой в производстве и деловой жизни (депрессия), который сменяется оживлением и подъемом. Цикличность рыночной экономики обусловлена объективными факторами. Материальной основой цикличности является физическое обновление основного капитала, хотя непосредственным толчком для кризиса могут быть самые разные причины, и, прежде всего, денежно-кредитные потрясения.
Структура национальной экономики может быть рассмотрена с позиции следующих компонентов и критериев:
* воспроизводственная структура. Критерий ее выделения -- особенности хозяйствования и функции субъектов макроэкономики: домашних хозяйств, бизнеса и государства. Они являются элементами воспроизводственной структуры;
* социальная структура. Здесь структурные элементы объединяются по критериям различных форм собственности, видов труда и доходов, групп предприятий;
* отраслевая структура. Критерий выделения -- однородность выполняемых производственных функций, выпускаемых продуктов, услуг и других результатов;
* территориальная структура. Выделяется по критерию размещения производительных сил;
* инфраструктура. Критерий выделения -- особенности обслуживания того или иного производства;
* структура внешнеэкономических связей. Выделяется по критерию взаимодействия субъектов одной или нескольких стран.
Эффективность функционирования и регулирования национальной экономики невозможна без статистического учета показателей национальной экономики. На их основе можно определить состояние макроэкономического равновесия. Практическое наблюдение за макроэкономическими процессами осуществляется на базе системы национальных счетов (СНС). Основной целью СНС является информационное обеспечение комплексного и многостороннего анализа процесса создания и использования национального продукта и национального дохода. В разных странах имеются свои модели национального счетоводства. Международная система (международный стандарт учета) базируется на учете затрат. Она ориентирована на обеспечение международной согласованности учета интересов международных компаний и иностранных валютных рынков. В настоящее время идет процесс унификации СНС разных стран.
Система национальных счетов выполняет следующие функции:
* служит основой для выработки экономической политики;
* создает предпосылки и фактический инструментарий для экономического прогнозирования деятельности всех субъектов (агентов) национальной экономики;
* помогает сопоставить широкий круг макроэкономических показателей, оценить уровень жизни различных групп населения в стране и за рубежом;
* служит связующим звеном экономической теории с хозяйственной практикой;
* используется для оценки конъюнктуры и выработки стратегии и тактики хозяйственной политики фирм.
2. Система показателей национальной экономики
Целью функционирования всей народнохозяйственной систему, производственной и непроизводственной является создание благ и услуг, которыми страна наполняет и расширяет материальные и духовные основы жизни общества. Свое материальное выражение блага находят в непрекращающемся процессе производства различных по назначению видов продукции. Весь поток создаваемого продукта многолик, количество его видов и подвидов исчисляется миллионами, каждый из которых измеряется различными единицами, между собой несопоставимыми.Следовательно, необходимы показатели, которые могли бы объединить все это разнообразие и суммарно выразить объемы производимой продукции. В качестве такого универсального измерителя практика определила денежную единицу, а в качестве оценки объема - стоимостные показатели. Экономическая теория и хозяйственная практика для оценки уровня развития общественного производства использует макроэкономические показатели.30
29
Для анализа национальной экономики выделяют следующие показатели:Валовой продукт;Национальный доход.Валовой продукт - это обобщающий показатель имеет такие разновидности: валовой общественные продукт (ВОП), валовой национальных продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП). ВОП как оценочный показатель в настоящее время не используется. Исчисленный этим показателем объем продукции не выражал реального содержания, так как в его составе допускался повторный счет. ВОП включал в свой состав как конечный, так промежуточный продукт.Конечный продукт - это товары и услуги, которые выходят за пределы производства и покупаются для конечного пользования.Промежуточный продукт - товары и услуги, которые проходят дальнейшую переработку и перепродаются несколько раз прежде чем попасть к конечному потребителю, т.е. продукт, произведенный в данном году и в этом же году потребленный для создания конечного продукта.Для определения объема производства продукта и экономического роста в целом в теории и практике хозяйствования используется в настоящее время такие обобщающие синтетические показатели из числа «валовой продукт», как ВНП и ВВП, а также национальный доход (НД).Выбор именно этих показателей объясняется тем, что они исключают повторный счет и потому наиболее точны, рассчитываются в неизменных (сопоставимых) и текущих ценах, отражают различные стадии воспроизводственного процесса: распределение, потребление и накопление, а также дают возможность показать отраслевую, территориальную и воспроизводственную структуры экономики.Валовой национальный продукт определяется как рыночная стоимость все произведенной конечной продукции и услуг в экономике за год. При подсчетах ВНП суммируется стоимость лишь конечных продуктов, поступающих в потребление. Промежуточные продукты не входят в ВНП. Такой метод исчисления позволяет избежать повторного счета и искусственное завышение ВНП.Это общий и наиболее точный показатель, который охватывает конечные результаты экономической деятельности всех хозяйственные единиц - и в производственной сфере и сфере услуг.Исключить повторный счет при расчете ВНП позволяет показатель добавленная стоимость, который представляет собой рыночную выручку предприятия за проданную продукцию за вычетом стоимости потребленных в процессе производства сырья, материалов, купленных у поставщиков.Добавленная стоимость представляет собой рыночную выручку предприятия за проданную продукцию за вычетом стоимости потребления в процессе производства сырья, материалов, энергии (оборотных средств), купленных у поставщиков.Схема 1Формирование состава добавленной стоимости30
29
В мировой практике сложились два метода исчисления валового национального продукта. Первый метод расчета ВНП по расходам. ВНП - это огромный поток всевозможных товаров и услуг, который по своему материально-вещественному содержанию и назначению подразделяется на потребительские товары и так называемые инвестиционные товары - средства производства.ВНП по этому методу включает:Потребительские расходы населения (С);Государственные закупки товаров и услуг (G);Валовые накопления и инвестиции, которые представлены амортизационными отчислениями и чистыми (дополнительными) инвестициями (J)$Чистый экспорт (X), т.е. экспорт минус импорт.Все эти расходы и составляют рыночную стоимость годового производства ВНП.ВНП = C + G + J + XВторой метод расчета ВНП по доходам. Сущность его заключается в том, что ВНП исчисляется как сумма доходов отдельных лиц, предприятий, т.е. как сумма вознаграждений владельцев факторов производства. В доходы включают заработную плату, прибыль, ренту.Этот метод представляет собой расчет ВНП через объем производства ДС в различных отраслях народного хозяйства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т.д.). Валовый внутренний продукт. ВВП близок по содержанию к показателю ВНП. В нем учитывается весь продукт, произведенный на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности предприятий. ВВП суммирует ДС всех производителей товаров и услуг, которые называются резидентами. В ВВП включают сальдо торгового баланса страны, но не учитывают продукт, произведенный на предприятиях данного государства вне его пределов.Как свидетельствуют статистические данные, разность между показателями ВНП и ВВП по их объему незначительна и колеблется в пределах 1%.Таблица 1Структура валового внутреннего продукта Республики Узбекистан|
| 2004 год | 2005 год | 2006 год | 2007 год | |
ВВП, млрд. сум | 14215,3 | 15210,4 | 20759,3 | 28186,2 | |
ВВП, % | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | |
1. Добавленная стоимость | 85,9 | 89,0 | 90,8 | 90,5 | |
в том числе по отраслям: | |
промышленность | 17,5 | 20,7 | 22,1 | 24,0 | |
сельское хозяйство | 26,4 | 25,0 | 24,1 | 21,7 | |
строительство | 4,8 | 4,9 | 5,1 | 5,5 | |
прочие | 0,2 | 0,1 | - | - | |
транспорт и связь | 10,2 | 11,3 | 11,4 | 11,1 | |
торговля и общепит | 9,6 | 9,2 | 9,5 | 9,4 | |
другие рыночные и нерыночные услуги | 17,2 | 17,8 | 18,6 | 18,8 | |
2. Чистые налоги на продукты и экспортно-импортные операции | 14,1 | 11,0 | 9,2 | 9,5 | |
|
ВВП подсчитывается тремя методами: производственным, распределительным, методом конечного использования. Производственный метод предполагает исчисление ВВП следующими способами: 1. Как стоимости валового выпуска товаров и услуг в национальной экономике в основных ценах, за исключением стоимости промежуточного продукта, плюс сумма налогов на добавленную стоимость и чистых налогов на импорт: ВВП = валовой выпуск -- промежуточный продукт + налоги на добавленную стоимость + чистые налоги на импорт. 2. Как суммы добавленных стоимостей отраслей или секторов экономики в рыночных ценах (включая чистые налоги на товары и импорт). Валовая добавленная стоимость -- это разность валового выпуска и промежуточного продукта. Распределительный метод (по доходам) предполагает суммирование первичных доходов производителей товаров и услуг: заработной платы наемных работников, чистых налогов на производство и импорт, валовой прибыли и валовых смешанных доходов от собственности и предпринимательства. Валовая прибыль -- это та часть добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда наемных работников, и чистых налогов на производство и импорт. Доходы от собственности включают доходы, получаемые субъектами хозяйствования от предоставления в пользование финансовых и нефинансовых активов (процент, рента). Детализируя вышесказанное, обозначим основные компоненты ВВП: 1.Заработная плата -- оплата труда рабочих и служащих и дополнительные выплаты по социальному обеспечению и социальному страхованию (W). 2.Рента, или арендная плата -- доход, получаемый собственниками земли, помещений, жилья за использование сданных в аренду налит пых объектов (R ). 3. Процент -- плата за предоставленный в кредит денежный капитал. Он выплачивается и по вкладам населения в банке (r). 4. Валовая прибыль -- ее получают предприниматели единоличных хозяйств, партнерств, корпораций (Рвал). Валовую прибыль можно рассчитать как сумму чистой прибыли экономики (Р) и амортизации (А ). Амортизация -- часть дохода фирм, идущая на восстановление израсходованного оборудования. 5. Налоги на прибыль фирм и косвенные налоги, служащие источником доходов государства, в том числе на импорт (Т). Таким образом, Y= W + R + P + A + r + T.Метод конечного использования. Отечественная конечная продукция расходуется на потребление на внутреннем рынке, на сбережение, идет на экспорт. Поскольку на внутреннем рынке, помимо отечественных товаров, потребляются для накопления также импортные товары, сумма всех расходов на потребление и накопление за вычетом стоимости импорта с добавлением стоимости экспорта -- это ВВП по конечному использованию (или по расходам). Итак, суммирование конечного потребления или расходов (G) домашних хозяйств (или потребителей) и государства (государственных расходов, G), валового сбережения (ВС), сальдо экспорта и импорта (NX) -- третий метод измерения ВВП. Следует иметь в виду, что валовое сбережение есть прирост запасов оборотных средств и капиталовложений (Iвал): Y=C + Iвал+G + NX.В ВВП не включаются непроизводственные сделки -- финансовые и продажа подержанных вещей. К финансовым сделкам относятся: трансфертные платежи (выплаты по страхованию, пособия по безработице, пенсии); частные трансферты, например переводы детям от родителей; сделки с ценными бумагами. При подсчете ВВП учитывается производство товаров и услуг, разрешенных законом. Однако в настоящее время возникла проблема включения в состав ВВП теневой и неформальной экономики. Ее размер подсчитывают как разницу между фактическим и учтенным ВВП. Учтенный ВВП -- это доходы домашних хозяйств и фирм. В фактическом ВВП присутствуют неучтенные недекларированные доходы. Размер теневой экономики = ВВПфакт-- ВВП учт.. Рассмотрим понятия номинального и реального, потенциального и фактического ВВП. Номинальный ВВП включает сумму всех товаров и услуг, произведенных за год и измеренных в текущих рыночных ценах. Следует учитывать, что часто рост ВВП оказывается фиктивным из-за роста цен. Поэтому, если ВВП оценивается в сопоставимых ценах, то есть при его оценке вычтен прирост цен за счет инфляции, -- это реальный ВВП. Под потенциальным ВВП понимается возможный национальный объем производства, полученный при полной занятости и стабильном уровне цен. Наконец, фактический ВВП-- это национальный объем производства, созданный в условиях циклической безработицы. Следует иметь в виду, что если каждый год реальный ВВП прирастает на 4%, то состояние экономики считают нормальным. О спаде производства свидетельствует прирост реального объема производства ниже 4%. Разница между потенциальным и фактическим ВВП представляет собой дефицит ВВП, а соотношение номинального ВВП с реальным, умноженное на 100%, называется дефлятором ВВП. Дефлятор -- это индекс цен, характеризующий рост или падение инфляции. С помощью дефлятора можно посчитать любой макроэкономический показатель в номинальном и реальном выражении. ВВП не предназначен для измерения производства товаров и услуг за пределами национальной экономики. Национальный доход (НД) как показатель состояния национальной экономики также используется широко. Он с наибольшей точностью, в сравнении с показателем валовой продукт, характеризует уровень экономического развития страны, его экономическую структуру, а также уровень благосостояния населения и экономические возможности развития в перспективе.Величина показателя НД может быть исчислена как сумма всех первичных доходов (до их прямого налогообложения), получаемых собственниками ресурсов (заработная плата + прибыль на капитал + рента):НД = L + P + R Национальный доход меньше ВНП на величину косвенных налогов и амортизационных отчислений от стоимости основного капитала. Он представляет собой чистый и заработанный доход общества. Именно этим и определяется важность национального дохода как макроэкономического показателя. Наряду с этими основными в практике анализа состояния экономики используют и следующие показатели:Чистый национальный продукт (ЧНП), исчисляемый как ВНП минус амортизационные отчисления;Личный доход (ЛД), исчисляемый по показателю НД за исключением взносов на социальное страхование, налогов на прибыль, нераспределенные прибыли корпораций плюс трансфертные платежи;Реальный доход (РД), он равен ЛД за минусом налога на личный доход.4. Международная экономика и ее показателиНовый импульс в своем развитии межгосударственная экономическая интеграция получила в конце 80-х - начале 90-х годов, когда в мировой интеграционный процесс начали вливаться многие, ранее относительно изолированные от него страны, в том числе развивающиеся. Одновременно повышался и уровень международных экономических интеграционных процессов: углубилось разделение труда, увеличилось число международных организаций и союзов, международные экономические связи стали более управляемыми и стабильными. Результатом происходящих процессов явилось сначала формирование, а затем и развитие нового этапа международной экономической интеграции - создание всемирного хозяйства. Всемирное хозяйство представляет взаимосвязанные между собой экономики практически всех цивилизованных стран мира. Экономической основой всемирного хозяйства служит объективная целесообразность, обусловленная стремлением всех государств к росту экономической эффективности, достигнутому за счет международного разделения труда, и вызванными этим ростом национальной специализацией и международной интеграцией.
Постоянное стремление к углублению разделения труда и доведение его до международного уровня служило ранее главной причиной становления и развития международной торговли и мирового рынка. Однако, в отличие от мирового рынка, который и сейчас является важнейшей составляющей частью международного сотрудничества, всемирное хозяйство представляет собой более емкое явление. Это особая форма реализации международных экономических взаимосвязей между хозяйственными субъектами большинства стран мира, нацеленная на достижение большей эффективности в экономической деятельности за счет углубления разделения труда и свободного перемещения в мировом пространстве товаров, рабочей силы, технологий и капитала.
Создание всемирного хозяйства не означает автоматического включения в него всех национальных экономик. Среди множества факторов, влияющих на вхождение и уровень интегрирования каждой страны в систему мирового хозяйства, важнейшими являются два фактора.
Во-первых, эффект, или экономическая, а, может быть, и политическая выгода для стран-участниц мирового интеграционного процесса; при этом главным критерием должен быть национальный интерес - не только текущий, но и связанный с отдаленным будущим. Решение вопроса об участии каждой конкретной страны в тех или иных формах международных экономических связей всегда представляет сложность, ибо требует всестороннего учета последствий и результатов такого акта. Это важно не только для национальной экономики отдельной страны, но и для мирового экономического сообщества в целом.
Во-вторых, участие в мировой экономической интеграции для любой страны становится возможным при условии определенной адаптации национального хозяйства и правовой базы государства к унифицированным нормам и требованиям всемирного хозяйства.
Главными условиями участия в международных экономических союзах и других международных организациях в настоящее время являются: политическая стабильность в стране, отсутствие резких колебаний в состоянии национальной экономики и, наконец, открытость экономики.
За выполнением каждого из этих условий наблюдают специальные международные организации, руководствуясь общепринятыми в мировой практике нормами и правилами. Для характеристики макроэкономического состояния национальной экономики по единым критериям используется международная система национальных счетов (СНС).
Ускорение развития международных экономических интеграционных процессов требует все более открытой экономики, что подразумевает:
- прозрачность, т.е. свободный доступ к национальным макроэкономическим сведениям;
- экономическую свободу внутри страны;
- участие страны и ее экономических субъектов в мировом интеграционном процессе.
Предпосылками открытости экономики является экономическая свобода - соблюдение в стране трех основных принципов: свободы индивидуального выбора, свободы частного обмена и гарантии частной собственности. В зависимости от этого мировое сообщество получает возможность определять не только состояние и возможности экономики той или иной страны, но и установить степень благоприятных условий для создания в ней иностранных и смешанных предприятий, целесообразность размещения кредитов в данной стране и др.
Лидерами рейтинга открытости экономики являются экономически развитые и «новые» промышленно развитые страны, в том числе Гонконг, США, Швейцария, Великобритания, Малайзия и др.
Экономическая открытость государства должна иметь определенные пределы, выход за которые способен принести негативный результат. Она не должна выходить за рамки глобальных интересов страны. Поэтому, кроме комплексной оценки открытости, в экономической практике используется также показатель экономической уязвимости национальной экономики в отношении мировых экономических потрясений.
Рейтинг стран, определенный только по этому показателю открытости, существенно отличается от общего рейтинга экономической свободы. На первом месте здесь небольшие, хотя и экономически развитые страны, такие, как Малайзия, Филиппины, Новая Зеландия. Доля экспорта этих стран составляет 70-80% от объема их ВВП. В то же время в крупных странах с развитой экономикой эта доля заметно ниже (например, в Японии 11%, в США 10%).
Каждое современное государство, проводя политику открытой экономики, одновременно стремится в определенной степени ограничить международное вмешательство в свою экономическую деятельность, оставляя за наднациональными экономическими органами лишь функции контроля за рекомендациями. Практически все страны, даже те, экономика которых признана наиболее открытой, не отказываются от политики жесткого протекционизма. Так, страны с развитой экономикой строго ограничивают вывоз новейших образцов техники и передовых технологий, ограничивают эмиграцию из страны ученых и специалистов, следят за соотношением между своим экспортом и импортом. Развивающиеся страны, как правило, строго лимитируют вывоз имеющегося у них стратегического сырья, ограничивают вывоз валюты, драгоценных металлов и других ценностей.
Создание и развитие всемирного хозяйства есть сложный и противоречивый процесс. На разных этапах существования и развития мировой экономики роль и формы участия отдельных стран в данном процессе неоднозначны. Это зависит от комплекса обстоятельств, в том числе от степени экономический развитости страны и масштабности ее национальной экономики. Кроме того, к важнейшим факторам такого рода относятся экономическая политика, осуществляемая в данной стране в определенный период, и действующие условия, или «правила игры», во всемирных экономических организациях.
В создании и развитии мирового хозяйства заинтересованы в первую очередь экономически развитые страны. Для них участие в мировом экономическом процессе означает естественный переход к более высокой стадии разделения труда и специализации производства. Поэтому международная экономическая интеграция для развитых стран всегда является дополнительным средством для экономического роста.
Именно экономически развитые страны внесли наибольший вклад в создание современного хозяйства с действующим в нем особым порядком. Смысл такого порядка определен в основном неолиберальной моделью экономического развития. Основные черты этой модели состоят в том, что главным регулятором международных взаимосвязей должен быть рыночный механизм. Одновременно делается упор на переориентацию национальных экономик с развития национально-хозяйственного комплекса на создание узкоспециализированной экономики, сокращение функций государства по управлению экономическими процессами и передачу этих функций международным учреждениям.
Несомненно, что в условиях организации мирового хозяйства по неолиберальной модели экономически развитые страны получают существенные преимущества, поскольку именно они играют ведущие роли в международных экономических организациях (в МВФ, во Всемирном банке и т.д.) и получают наибольшие преференции на стихийных мировых рынках.
В отличие от развитых стран вхождение в мировое хозяйство развивающихся стран является более сложным и противоречивым процессом.
Вместе с тем процессы интеграции и создания мирового хозяйства носят объективный характер. Они неизбежны и не зависят от того, какая модель экономического развития в конкретном случае реализуется. Поэтому ни навязанная миру Западом модель, ни более значимые преимущества от участия в мировом хозяйстве развитых стран не могут означать, что для развивающихся стран участие в мировом интеграционном процессе противопоказано и имеет только отрицательный смысл. Практика доказывает, что вхождение развивающихся государств в единый экономический союз с экономически сильными государствами придает их развитию дополнительный импульс.
Следствием вступления развивающихся стран в мировое экономическое сообщество, как правило, является их ускоренный экономический рост. Экономической основой данного феномена во многом служит иностранный капитал, к которому эти страны получают относительно свободный доступ и который обеспечивает развитие национальной экономики этих стран. Кроме того, целенаправленность в специализации национальных экономик развивающихся стран, ставшей возможной благодаря мировому хозяйству, делает их экономически конкурентоспособными, а, следовательно, и эффективными. Именно эта причина заложена во все возрастающем стремлении развивающихся стран интегрироваться в те или иные международные экономические объединения. И такой процесс уже дает конкретные результаты.
По оценке Всемирного банка, глобализация мировой экономики привела в движение процесс перераспределения богатств от индустриальных государств в пользу развивающихся, в которых проживает 80% населения мира и вырабатывается лишь 18% мирового ВВП. Через 25 лет их доля в мировом производстве, по прогнозам, должна возрасти до 30%.
Экономический эффект, получаемый странами от участия в мировом хозяйстве, достигается за счет множества факторов. Выделим основные из них:
Во-первых, интеграция во всемирные экономические организации способствует углублению специализации данной страны и, как следствие, кооперации ее экономики. Эти факторы являются определяющими для роста производительности труда и повышения эффективности производства.
Во-вторых, страны-участницы пользуются преимущественным правом получать от стран-союзниц на самых льготных условиях необходимые для их развития экономические ресурсы. Это могут быть значительные инвестиции в экономику, приобретение новейших технологий, ранее недоступной информации и др.
Известно, что результаты участия страны в мировом хозяйстве, активность ее деятельности в мировой экономике неоднозначны. Для определения итогов такого участия в мировой практике используется система показателей, среди которых центральное место занимает платежный баланс страны, состоящий из четырех балансовых групп А, Б, С, Д.
А. Баланс текущих операций, включающий:
1) торговый баланс, сальдо которого представляет разность между экспортом и импортом товаров;
Таблица 2
Оборот внешней торговли республики Узбекистан, (млн. долл. США)
|
| 2005 год | 2006 год | 2007 год | I полуг. 2008 | |
Экспорт, всего | 5408,8 | 6389,8 | 8991,5 | 6129,9 | |
В том числе: | |
Страны СНГ | 1722,6 | 2685,5 | 4273,0 | 2015,6 | |
Страны дальнего зарубежья | 3686,2 | 3704,3 | 4718,5 | 4114,3 | |
Импорт, всего | 4091,3 | 4395,9 | 5235,6 | 3682,7 | |
В том числе: | |
Страны СНГ | 1680,8 | 1970,8 | 2721,8 | 1774,0 | |
Страны дальнего зарубежья | 2410,5 | 2425,1 | 2513,8 | 1908,7 | |
Сальдо торгового баланса | + 1317,5 | + 1993,9 | + 3755,9 | + 2447,2 | |
|
2) баланс услуг, сальдо которого равно разности между экспортом и импортом технологических лицензий, инноваций, патентов, услуг международного туризма и страхования, транспорта, связи и др.;
3) баланс процентных платежей, сальдо которого определяется как разность между платежами по национальным кредитам, размещенным в других странах, и выплатам процентов по заимствованному страной капиталу;
4) баланс трансфертов, сальдо которого есть разность от частных и государственных платежей из-за границы и за рубеж. Сюда относятся прямые инвестиции, которые дают право контроля над фирмой, портфельные инвестиции, т.е. капиталы, вложенные в облигации, акции и другие ценные бумаги иностранными фирмами без права приобретения контрольного пакета акций.
В. Баланс движения долгосрочных капиталов. Его сальдо представляет разность между экспортом и импортом капиталов (инвестиций). Сюда относятся прямые и портфельные инвестиции.
С. Баланс движения капитала. Его сальдо отражает результат всех международных сделок с активами (валютой, ценными бумагами). Положительное сальдо этого баланса свидетельствует о чистом притоке капитала в страну, а отрицательное - о чистом оттоке.
Д. Баланс, представляющий группу статей, корректирующих ошибки в статистических данных по предыдущим разделам.
Для целей экономического анализа положения мира используется целый ряд показателей, характеризующих динамику и состояние мирохозяйственных связей. Основными из них являются национальный доход и валовый внутренний продукт (ВВП), выражающий конечный общий объем товаров и услуг, произведенных и реализованных на территории той или иной страны, независимо от национальной принадлежности функционирующих там предприятий за конкретный период времени. Показатель ВВП используется практически повсеместно для оценки общего экономического состояния государства, на основании чего нетрудно сделать вывод о его месте в системе мирохозяйственных связей, а также об отнесении его к категории развитых или развивающихся стран.
В отдельных государствах, как например в США, используется показатель валового национального продукта /ВНП/, величина которого определяется вычетом из ВВП части стоимости произведенных товаров, и оказанных услуг от деятельности в данной стране иностранных граждан, а также суммированием доходов, получаемых гражданами данной страны за ее пределами. Как правило, разница в величинах ВВП и ВНП незначительны, и составляют не более 1% суммарного объема показателей.
Большая разница существует между величинами показателей реального и номинального ВВП, под которыми соответственно понимаются стоимостная оценка ВВП, выражаемая в неизменных /приведенных/ ценах, либо выражаемая в текущих ценах, подверженных влиянию валютно-финансовых колебаний.
ВВП рассчитывается на основе системы национальных счетов с учетом результатов производства, использования произведенных продуктов и получаемым доходам.
С величиной ВВП тесно связан показатель национального дохода, определяемый вычетом из ВВП амортизационных отчислений и косвенных налогов, а также суммированием различного рода субсидий.
Для более точной оценки ВВП конкретных стран в национальных валютах производится сравнение покупательных способностей валют. Они показывают отклонения реальных соотношений цен от действующих валютных курсов. Подсчет совокупного ВВП мира производится в единой валюте - долларах США, что связано с особенностью уровней национальных валютных курсов в послевоенное время, когда после разгрома гитлеровской Германии наиболее твердой валютой оказался доллар. Таким образом, говоря о мировой экономике и положении конкретных стран в системе мирохозяйственных связей, общее заключение всегда базируется на оценки их ВВП.
Кроме платежного баланса и ВВП в международной практике в качестве показателей, характеризующих активность страны в мировом хозяйстве, используют такие показатели, как структура экспорта-импорта, объем, структура и динамика иностранных инвестиций и др.
Естественно, что одни и те же страны не могут занимать одинаковые позиции в группировках государств по признакам каждого из этих показателей. Например, США, Германия, Япония и Канада первенствуют по объемам ВВП и иностранным инвестициям другие страны, к примеру, Сингапур, Малайзия и Южная Корея могут опережать всех по результатам платежного баланса и по прочим показателям.
Поэтому на практике, при определении места каждой страны в табеле о рангах в мировой экономике, как правило, основываются лишь на данных об объеме ВВП, платежного баланса и резервов центрального банка страны.
Заключение
Переход национальной экономики к рынку невозможен без структурной перестройки страны. Структурные изменения происходят неравномерно, разными темпами. Целью преобразований является не только установление эффективной экономической структуры народного хозяйства, но и прекращение спада производства, решение социальных проблем и в конечном итоге - формирование рыночных отношений. Это достигается путем ликвидации убыточных производств, созданием новых высокоэффективных рабочих мест, переориентацией производства на выпуск экспортной конкурентоспособной продукции, а также огромным вложением финансовых средств, в т.ч. иностранных инвестиций.
СНС дает согласованное описание экономического процесса в целом, показатели СНС позволяют охарактеризовать следующие элементы:
1. Объем произведенного национального продукта. Этот показатель часто интерпретируется как показатель размеров рынка, так как он измеряет совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в данной стране за тот или иной период. Показатель ВВП в расчете на душу населения обычно используется для характеристики уровня экономического развития (по отношению к другим странам или другим периодам времени).
2. Темпы экономического роста, исчисляемые на основе показателей ВВП за разные периоды времени в сопоставимых ценах; это один из критериев успеха экономической политики, эффективности проводимых реформ и программ.
3. Отраслевую структуру экономики. Для этой цели используются данные об отраслевой структуре ВВП; они показывают, какая доля в экономике приходится на отдельные отрасли народного хозяйства.
4. Структуру использования произведенного продукта на потребление, накопление и экспорт, и многие другие макроэкономические показатели.
Однако использование различных методов подсчета приводит к заметным различиям в темпах ВМП. Азиатские развивающиеся страны, в которых сосредоточена большая часть ВВП развивающихся стран, имеют более высокие темпы роста, чем остальной мир, и их удельный вес при подсчете на базе паритета покупательной способности должен быть выше, чем при подсчете на базе текущих курсов. Главная причина этого - существующая тенденция занижения цен товаров и услуг в менее развитых странах в связи с более низким уровнем зарплаты в них.
Различия в оценках ВМП показывают, что нет единого показателя, который мог бы учитывать различные виды экономической деятельности в разных странах идентично. Пригодность каждого метода подсчета зависит от целей анализа. Использование текущих валютных курсов при оценке ВМП обеспечивает полезные данные при определении международных потоков товаров и услуг, движении капитала между странами, уровней внешнего долга и платежей, которые часто производятся на основе текущих валютных курсов.
В статистике ООН при подсчете ВВП и ВМП используются валютные курсы, очищенные от колебания цен. Этот метод позволяет получать показатели без учета относительных колебаний валютных курсов и цен и более точно оценивать вклад каждой страны в мировой продукт в сравнении с использованием текущего валютного курса. Метод расчета ВВП на основе покупательной способности валют используется Международным валютным фондом (МВФ) и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Список использованной литературы:
1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентов; высших учебных заведений. М., 2003.
2. Данилов А.С., Юлдашев З.Ю. Национальная экономика: Учебное пособие, Т., 2003.
3. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика: Учебный курс. М., 1998.
4. Козырев В.М. Основы современной экономики. Учебник. М., 1998.
5. Курс переходной экономики / Под ред. акад. Л.И. Абалкина. М., 2002.
6. Основы экономической теории. Учебное пособие / Под ред. В.Д. Камаева. М., 1997.