Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Политика доходов и социальная защита населения

Политика доходов и социальная защита населения

50

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Политика доходов и социальная защита населения»

Екатеринбург 2009

Содержание:

Введение

1. Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов

1.1. Определение дохода

1.2. Виды доходов

1.3. Дифференциация доходов

2. Государственная политика доходов

2.1. Регулирование доходов

2.2. Поддержка бедных слоев населения

3. Социальная защита граждан. Система социальных гарантий

3.1. Понятие социальной защиты и ее основные направления в сфере труда.

3.2. Социальные институты и механизм социальной защиты работника

3.3. Социальные гарантии

3.4. Федеральные целевые программы

4. Итоги реализации политики доходов за годы реформ

4.1. Макроэкономические итоги реформ

4.2. Снижение доходов населения - итог реформ

4.3. Психологические итоги реформ

4.4. Причины, не позволившие реализовать политику доходов

Заключение

Библиографический список

Приложение

Введение

Российское государство в начале 90-х годов вступило в сложный переходный период от плановой экономики к рыночной, от авторитарного государства к демократическому, от идеологизированного сознания к плюрализму. Поскольку этот переход осуществлялся в сложных условиях распада СССР и сопровождался ошибками в выборе способов реформирования, страна оказалась в глубоком и продолжительном системном кризисе, охватившем почти все сферы государственного организма на протяжении последнего десятилетия ХХ века.

Любое реформирование, будь оно экономическим или политическим преобразованием, должно завершиться улучшением благосостояния людей, поскольку изначально санкционируется ими исходя из надежд на будущее.

В данной курсовой работе рассмотрены следующие проблемы: теоретические основы, экономические и политические стратегические цели политики доходов; аспекты формирования и индикаторы социальной политики доходов; направления анализа и оценки эффективности проводимой государством социальной политики регулирования уровня доходов и уровня жизни в стране и регионе; раскрывается значение политики социального партнерства для достижения равновесного рынка спроса и предложения, повышения уровня жизни населения и снижения социальной напряженности.

Содержанием политики доходов является изменение уровня жизни населения за счет проведения направленной социальной политики, основными компонентами которой являются: уровень доходов и расходов населения, качество жилищ и домашнего имущества, доступность платных услуг. Уровень образования и культуры населения, условия труда и отдыха, уровень социального обеспечения, здоровье и питание членов общества. Изменение этих показателей через политику регулирования, контроль за ними с помощью объективных индикаторов, разработка стратегических направлений государственной политики доходов являются содержанием науки - политика доходов и социальная защита населения.

Стратегическими целями политики доходов и социальной защиты населения являются:

достижение ощутимого улучшения положения и условий жизни населения;

гарантия конституционных прав граждан в области труда (непосредственно), социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем (опосредованно);

обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

восстановление функций заработной платы и обеспечение своевременной ее выплаты и защиты от инфляции.

Основной проблемой рассмотрения политики доходов и социальной защиты населения являются теоретические основы формирования принципов регулирования доходов и разработка стратегических основ поддержания экономического равновесия общественного производства, а в переходный период - определение целей и основных этапов внедрения этих принципов в ходе экономических реформ.

Проблема состоит не в том, чтобы богатые делились доходом или платили за гражданский мир, за социальное партнерство, а в том, чтобы была создана такая экономическая модель общественного развития, при которой перераспределение доходов было бы имманентно присуще системе, давало бы дополнительный импульс развития самой системе, регулировало бы, например, спрос и предложение или другие параметры, лежащие в основе рыночной экономики. Перераспределение доходов на всех уровнях диктуется личными, корпоративными и общественными интересами и подкрепляется стремлением всех социальных слоев и структур общества создать гуманные и гармоничные социальные отношения в обществе.

1. Доходы и их измерение. Проблема дифференциации доходов

1.1 Определение дохода

Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.

Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты (по вкладам, ценным бумагам, недвижимости) от продажи продукции сельского хозяйства и различных изделий, доходов от оказанных на сторону различных услуг, а страховые возмещения, ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и др. Натуральные доходы включают прежде всего продукцию, произведенную домашними хозяйствами для собственного потребления.

1.2 Виды доходов

Существует несколько видов доходов: доходы от трудовой деятельности, доходы от собственности, доходы от предпринимательской деятельности, заемные, передаваемые, донорские доходы, трансфертные платежи. [ 1 ].

Доходы от трудовой деятельности (вид функционального дохода) представляют собой доходы, получаемые наемными работниками в виде заработной платы. Заработная плата, в свою очередь, является частью национального дохода (в виде суммы денежных средств), которая поступает в индивидуальное потребление наемным работникам за выполнение работы в течение определенного периода времени. Номинальная заработная плата - заработная плата в денежном выражении (в номиналах денежных знаков), отражает размер заработной платы без относительно к ценам на товары и услуги. Реальная заработная плата - то количество товаров и услуг, которое можно на нее приобрести.

Доходы от собственности (вид функционального дохода) представляет собой арендную плату. Арендная плата - это плата за срочное и возмездное пользование имуществом, по договору аренды (имущественного найма). В Российской Федерации аренда допускается во всех отраслях народного хозяйства и может применяться в отношении имущества всех форм и видов собственности. В аренду могут передаваться земля и другие природные ресурсы, имущество предприятий, объединений, имущественные комплексы, любо другое имущество, необходимое арендатору для самостоятельного осуществления хозяйственной или иной деятельности.

Доход от предпринимательской деятельности (вид функционального дохода) представляет собой предпринимательский доход, составляющий часть прибыли, остающейся у предпринимателя после выплаты процента за банковскую ссуду. Предпринимательство и предпринимательская деятельность в Российской Федерации - инициативное, самостоятельное занятие граждан с образованием и без образования юридического лица, направленное на получение прибыли или личного дохода, осуществляемое от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от чьего-то имени и под чью-то имущественную ответственность. Предприниматель может осуществить любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законом, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Вкладывая свой или заемный капитал, предприниматель создает свое дело с целью извлечения дохода на вложенный капитал.

Заемные, передаваемые, донорские доходы (разновидность функционального дохода) выступают как ссудный процент, получаемый кредитором от заемщика за пользование денежной ссудой, или выступают в виде процентной ставки, размер которой устанавливается банками по краткосрочным и долгосрочным ссудам, срочным вкладам до востребования. К этому виду дохода относятся выплаты по дивидендам - периодически (обычно ежегодно) выплачиваемые акционерам на каждую акцию из прибыли акционерного общества. К этому виду доходов относятся также проценты по вкладам (депозитам), денежным средствам предприятий, организаций и населения, хранящиеся в банках на определенных условиях; проценты, получаемые рантье, лицами, живущими на процент с отдаваемого в ссуду капитала или ценных бумаг и, наконец, процент на государственные внутренние займы, страховые проценты и т.д.

Трансфертные платежи - экономические ценности (вид вертикальных доходов), передаваемые одним участником экономических отношений другому в одностороннем порядке.

Трансферты - это платежи, осуществляющиеся из бюджета государства и несущие функцию социальной защиты определенной части населения, идущие на выплату пенсий и пособий, стипендий. Социальные платежи могут быть в натуральной форме и состоять из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых бесплатно.

Неучитываемые доходы. Неучитываемые доходы подразделяются на две группы: на легальные и нелегальные, т.е. нетрудовые доходы. К легальным доходам относятся все виды доходов, получаемые за любые виды хозяйственной деятельности, не противоречащие законодательству и прошедшие регистрацию в государственных органах. Например, к легальным, но неучитываемым доходам, все виды мелких доходов, учесть которые не представляется возможным, которые чаще всего представляют собой небольшие суммы поощрения за выполненную по-соседски работу или услуги. Поскольку эти доходы неучитываемые, то с них не взимаются налоги.

К нелегальным видам доходов относятся доходы, получаемые за незаконную, скрытую от общества экономическую деятельность. Нелегальная, «теневая» деятельность, как правило, бывает криминальной и поэтому чаще всего не трудовой.

Масштабы и значимость нелегальных (неформальных) видов дохода в годы реформ возросли многократно и сегодня оцениваются почти в половину ВВП. Расширение нелегальной, теневой экономики происходит за счет незарегистрированных видов деятельности, которые действующими законами не запрещены, но представители которых уклоняются от учета, уплаты налогов и избегают контроля над своей работой. К «теневой» экономике относятся, помимо незарегистрированных предприятий, мелкие, крупные и средние, которые в целях избежания налогов скрывают доходы и часть осуществляемого ими экономического оборота.

«Теневая экономика» в отличие от легальной экономики, развивалась в годы реформ чрезвычайно динамично. Ее доля составляла уже в 1995 г., по оценкам экспертов, около 45% ВВП, при этом опережающими темпами увеличивался ее оборот в области финансово-кредитных операций. В фактических ценах на конечное потребление в 1995 г. пошло около 600 трлн. руб., полученных в «теневой экономике». Большая часть доходов, получаемых в «теневой экономике», концентрируется среди небольшого числа людей, материальное благополучие которых быстро возрастает. Рост «теневых» доходов богатой прослойки общества приводит к моральной деградации общества и, как показал август 1998 г., ведет к развалу легальной экономики. [1].

Доходы, идущие на сбережения. Одним из видов расходов реально располагаемой части доходов являются сбережения во вкладах, ценных бумагах, покупка валюты и т.п.; они носят, как правило, остаточный характер. Сбережения представляют собой отложенный спрос на товары и услуги. Различают три вида сбережений по целям: сбережения защитные (вклады с целью защиты от инфляции), страховые (на непредвиденный случай) и спекулятивные (вложения с целью получения прибыли, выигрыша).

Для России характерны следующие примерные пропорции доходов населения, расходуемые на сбережения в банках на покупку ценных бумаг - 6,5%, на покупку валюты - 19,4% и сбережения на дому - 0,5%.

Безденежные доходы включают широкий круг источников доходов из фондов коллективного потребления, за счет которого содержатся государственные учреждения, обслуживающие население: больницы, поликлиники, школы, техникумы, вузы и другие учебные заведения по подготовке и переподготовке кадров, детские сады и ясли. Потребление этих услуг обеспечивает более высокий уровень доходов населения. Эти источники безденежных доходов остаются объектами общенародной собственности. О масштабах безденежных доходов, получаемых из Фонда коллективного потребления, можно судить по расходам государства на содержание перечисленных выше объектов социальной инфраструктуры. К коллективным формам безденежных доходов относят всевозможные работы по благоустройству, субсидированию различных общественных программ, льготы (например, бесплатный проезд на общественном транспорте) и другие. Коллективные формы безденежных доходов существуют на предприятиях, которые организуют отдых детей, выдают бесплатные талоны на питание, проезд в общественном транспорте.

Безденежные доходы формируются за счет работы на приусадебных и садово0огородных участках. Несмотря на то, что личные подсобные хозяйства занимают лишь 3% земельных угодий, на них производится около 38% валовой продукции сельского хозяйства. Произведенная продукция минует сферу торговли, идет в основном на личное потребление и приносит значительный безденежный доход, который можно отнести к непосредственному потреблению и самообеспечению домохозяйств.

К безденежным доходам относят самозаготовки даров природы (охоту, лов рыбы, сбор дикорастущих ягод, грибов, дикого меда, орехов, трав, заготовку дров).

К безденежным видам доходов относят всевозможные домашние работы (ремонт жилья, ремонт домашней мебели и обуви, изготовление предметов домашнего обихода). Та часть продуктов, которая реализуется на рынке, не может быть признана безденежной формой дохода. Безденежные виды доходов могут быть весьма ощутимы в их реальной стоимости и существенно повышают доходность населения и уровень потребления.

Номинальный денежный доход - включает доходы, получаемые денежной форме: заработную плату, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансфертные выплаты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов, доходы от предпринимательской деятельности, а также ссуды, доходы от продажи иностранной валюты и т.д.

Располагаемый доход домашнего хозяйства определяется как разница совокупного номинального дохода домохозяйства, прямых налогов и обязательных платежей. Располагаемый доход используется по двум направлениям: на текущее потребление и на сбережение, величина которого определяется величиной остатка.

Для определения истинной покупательной способности населения его располагаемый доход рассматривается с учетом величины инфляции и индекса роста цен за определенный период, а полученная качественно новая величина - реальный располагаемый доход - отображает реальное количество товаров и услуг, которые можно приобрести на него.

Расчет реального располагаемого дохода вытекает из необходимости определения реальной покупательной способности населения.

Большая часть располагаемого (чистого) дохода используется на личное потребление, что стимулирует производство, поскольку личные доходы возвращаются в реальную экономику. Объем производства, следовательно, зависит от объема потребляемой части совокупного дохода.

Реальные располагаемые денежные доходы населения в ноябре 1998 г. составили 74,9% их величины в ноябре 1997 г., в то время как в докризисном июле 1998 г. - 91,8% по отношению к 1997 г. [ 1 ].

Изменение структуры доходов. Переход к рыночной экономике сопровождается изменением структуры доходов. Растет доля доходов, получаемых от собственности, предпринимательства и других сфер, связанных с существованием рынка. Происходят кардинальные изменения в перераспределении доходов и национального богатства страны между различными слоями и группами населения. Если до начала реформ оно было сравнительно равномерным, то с 1992 г. началась стремительная дифференциация доходов. Стала возрастать в общей сумме доля доходов от предпринимательской деятельности и от собственности при одновременном снижении реальных доходов от заработной платы. [ 1].

Вывод. Непоследовательность рыночных реформ обнаруживается в том, что дифференциация доходов населения не привела к формированию структуры населения, характерной для рыночной экономики. Так, в России не сложился средний класс, являющийся экономической и политической основой стабильности общества. Ассиметричный характер формирования и распределения доходов обнаруживается и в недопустимом увеличении числа домохозяйств, имеющих доходы ниже прожиточного минимума. Как считают эксперты, несмотря на неоднократные заверения президентских и правительственных структур в любви к среднему классу государство не способствовало, а, скорее, препятствовало его нормальному развитию.

1.3 Дифференциация доходов

Различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого называются дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Наибольший разрыв в уровне доходов отмечался в традиционной системе. Этот разрыв был больше, чем в эпоху капитализма свободно конкуренции. Затем при переходе к современной рыночной экономике различия в уровне доходов (и имущества) заметно уменьшаются. При переходе от административно-командной к рыночной системе рост дифференциации доходов связан с тем, что часть населения продолжает жить в условиях распадающейся прежней системы и одновременно возникает общественный слой, действующий по законам рыночной экономики. По мере вовлечения все более широких слоев населения в рыночные отношения размеры неравенства сокращаются.

Для переходной экономики России первой половины 90-х гг. был характерен рост показателей дифференциации доходов ( таблица 1).

Дифференциация доходов по регионам

Уровни доходов значительно различаются по регионам, что неудивительно для огромных территорий России, с разнообразием климатических поясов и экономических зон. Региональные различия в уровне жизни практически полностью связаны с отраслевой спецификой. В сырьевых регионах с экспортной ориентацией продукции - газо- и нефтедобывающие районы Тюменской обл., Кемеровская, Мурманская, Камчатская, Читинская области, Татарстан и Коми - уровень средних доходов сравнительно высок.

В стране обозначились три группы регионов: относительно благополучные, которые в основном адаптировались к условиям рынка, средние, депрессивные.

Это деление обусловлено: природными особенностями, территориальным расположением, обеспеченностью сырьевыми ресурсами и социально-экономическими причинами (наличием трудовых ресурсов, специализацией производства, соотношением добывающих и обрабатывающих отраслей, долей сельского хозяйства, разной степенью подготовленности населения и руководителей к работе в условиях рынка). К 1998 г. выделилась группа регионов, где спад производства прекратился, наметился некоторый его рост. Однако после августа 1998 г. количество таких районов уменьшилось. К январю 1999 г. увеличился спрос на продукцию отечественного производства, наметилось некоторое оживление в промышленном производстве. В одной четверти регионов (23%) выпуск промышленной продукции сократился до 10%, среди них Свердловская, Челябинская, Белгородская, Волгоградская области, Ставропольский край. Еще в 39 регионах производство снизилось до 20%, к ним относятся Московская, Ульяновская, Архангельская, Владимирская, Курганская, Калужская области, Республика Карелия и др.

К регионам, адаптированным к рынку, относятся города, в которых финансовые и посреднические организации сосредоточено значительная часть доходов России - к ним относятся Москва и Санкт-Петербург. Наиболее богатый слой (2-3% населения) представлен в обеих столицах в основном предпринимателями, участвующими в посредническо-перекупочной, финансово-кредитной деятельности и криминальной сфере. В регионах с высокими доходами существует и высокая дифференциация в доходах населения, выше цены потребительского рынка и стоимости услуг и выше различия в уровне жизни различных слоев населения.

В России существует значительное число депрессивных районов и городов. Так, например, существуют малые города, с одним или двумя градообразующими предприятиями, от экономической деятельности которых в прошлом зависела вся их жизнь. К их числу могут быть отнесены атомграды и наукограды. В ходе реформ предприятия прекратили работу, их продукция оказалась невостребованной.

Работники этих предприятий большей частью уволены, оставшиеся подолгу не получают даже мизерную заработную плату. Население этих городов, в том числе и светила отечественной и мировой науки, вынуждены перебиваться случайными заработками и несвойственными им промыслами. Таким городам и регионам, при крайне низкой занятости населения, сопутствуют низкие доходы, низкий уровень жизни населения, и им не обойтись без радикального изменения экономической ситуации и централизованной финансовой помощи в виде государственных заказов. Происходит усиление региональной дифференциации доходов и уровня жизни. Наибольшая концентрация бедных наблюдается в Северокавказском, Восточносибирском и Уральском регионах, а наименьшая - в Центральном, Северном и Северо-западном регионах.

Территориальные различия в уровне доходов постоянно увеличиваются и правительство пока не принимает сколько-нибудь действительных мер для того, чтобы остановить этот процесс.

Политика регулирования доходов и заработной платы в региональном масштабе может идти в следующих направлениях:

учитывая региональные факторы при проведении экономических и социальных реформ в России. Для этого необходима регионализация параметров социально-экономического реформирования;

сбалансировать условия жилищно-коммунальной реформы с региональной дифференциацией душевых денежных доходов населения;

использовать региональные недифференцированные шкалы и ставки подоходного налогообложения. В настоящее время они ориентированы на среднереспубликанские условия, а в экстремальных случаях коэффициенты корректировки для 1998 г. составили бы, в частности, 0,64 для республики Марий Эл и 2,31 для Ямало-Ненецкого АО. Ставки должны устанавливаться не для конкретного региона, а для групп регионов со сходными условиями жизни;

учитывать региональные последствия пенсионной реформы (например, расчеты показывают, что в случае повышения пенсионных возрастов на 1 год возможный предельный рост уровня регистрируемой безработицы в 1998 г. имела разрыв от 45% в республике Ингушетия до 12,1 раза в Москве);

учитывать при определении доли налоговых платежей в консолидированный бюджет рентную плату на разработанные ранее недра, ископаемые и природные условия; исключить из числа дотационных все южные регионы. [ 10 ].

Дифференциация заработной платы наблюдается также по отраслям экономики и промышленности, а внутри них - по профессиональным и квалификационным группам работников, и это различие увеличивается. Высокие доходы имеет население в регионах топливно-энергетического комплекса. Значительно ниже доходы и заработная плата в обрабатывающих отраслях. На порядок ниже доходы в регионах, где сосредоточены предприятия легкой и пищевой промышленности или с сельскохозяйственной специализацией. Низкими остаются доходы работников образования, здравоохранения, культуры и предприятий бюджетной сферы.

Правительство, не решая проблемы бюджетного федерализма, от части само поощряет региональное иждивенчество, несправедливо перераспределяя трансферты и субсидии. Отсюда в очередь за льготами, субсидиями и дотациями выстраиваются не столько регионы Крайнего Севера, сколько регионы, тяготеющие к субтропикам. Причем одни регионы несут главную тяжесть по обеспечению бюджета федерации, а другие стали главными потребителями этого дохода.

Вывод. Величина доходов и заработной оплаты дифференцирована по отраслям, по регионам и зависит от местонахождения регионов, от богатства разведанных полезных ископаемых, от климатических условий. Задача перераспределения доходов с учетом этой дифференциации региональных доходов осуществляется неполно.

Дифференциация доходов привела к расслоению общества. Так, наиболее богатыми являются лица (примерно 2-3% населения), принадлежащие в основном к предпринимателям или участвующие в посредническо-перекупочной, финансово-кредитной деятельности и криминальной сфере.

Другая группа, которую по доходам модно с большой натяжкой отнести к среднему слою, представлена небольшой группой творческих работников, специалистов в финансово-кредитной сфере, в средствах массовой информации, оказывающих первой группе научно-консультационные и организационно-управленческие услуги.

Происшедшие реформаторские преобразования 90-х гг. и реализуемая политика регулирования доходов привели к тому, что:

за «чертой бедности» оказались: работающие «бедняки», безработные, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды, что не является признаком социально-ориентированного общества;

произошло изменение морально-психологического климата в стране, поляризация общественного сознания, раздел общества на противостоящие группы населения;

обозначились противоречия и социальная напряженность между отдельными социальными группами внутри производственных коллективов;

возникла и укрепляется противодвижение рыночным реформам;

высокая дифференциация заработной платы несет и высокий разрушительный потенциал.

Причинами такого хода событий стало то, что:

государство устранилось от регулирования доходов, заработной платы;

осуществлялась непрофессиональное управление макроэкономическими процессами в стране, проводилась чрезмерная централизация экономики, не внедрялись необходимые рыночные реформы, сохранялись высокие налоги, тарифы, акцизы, не развивался рынок труда и рынок жилья;

изначально были намечены ложные цели приватизации, из-за этого большая часть национальных богатств оказалась в руках 2-3% населения, причем приватизированные доходы «бежали» из страны, а приватизированные предприятия были разорены новыми хозяевами;

весь период реформ государством игнорировалась проблема увеличения численности бедных слоев населения;

была преждевременно разрушена государственная банковская система.[14 ]

2. Государственная политика доходов

Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные трансферты - это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местного бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения доходов заключается в том, что оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному труду, а, следовательно, снизится эффективность экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х - первой половине 80-х гг.)

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Оукен сравнил с «дырявым ведром», т.е. этот процесс неизбежно ведет к снижению экономической эффективности. Масштабы «утечки из «ведра Оукена» определяются тем, в какой мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают объемы предложения труда. В случае если эластичность предложения труда по заработной высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами). [ 9].

2.1 Регулирование доходов

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общим потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах социального партнерства.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами и заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня классификации.

В России с 1991 г. Действует периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В условиях высокой инфляции в первой половине 90-х гг. данный показатель утратил связь с прожиточным минимумом.

В 1994-1999 гг. МРОТ колебался в пределах 10-20% от прожиточного минимума и поэтому в небольшой степени влиял на реальную оплату труда лишь в бюджетной сфере.

Значительное влияние на уровень реальных доходов населения оказывает инфляция. Поэтому одним из важнейших условий рационального государственного регулирования доходов является учет роста цен на потребительские товары (включая тарифы на услуги населению).

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами - пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи.

Индексация осуществляется как на уровне общегосударственном, так и отдельных предприятий через коллективный договор. Она предусматривает дифференцированный доход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В России индексация денежных доходов установлена законом от 24 октября 1991 г. и распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия.

Индексация доходов имеет и существенные недостатки. Так, она может отрицательно сказаться на стремлении к более напряженному труду, а также не способствует проведению антиинфляционных мер. [ 9 ].

2.2 Поддержка бедных слоев населения

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка бедных слоев населения. Бедность можно рассматривать как экономическое состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. Состояние бедности характеризуется достаточно длительным отсутствием ресурсов, которые не могут быть компенсированы ни предыдущими сбережениями, ни временной экономией на приобретении дорогостоящих товаров и услуг. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности.

Абсолютная черта бедности - это минимальный уровень жизни, определяемый на основе физиологических потребностей человека в продуктах питания, одежде и жилье, т.е. на основе набора (корзины) товаров и услуг, достаточных для удовлетворения основных потребностей человека. В России абсолютная черта бедности совпадает с прожиточным минимумом.

Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, обеспечивающих минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. В России продуктовые наборы, используемые в расчетах прожиточного минимума, дифференцированы по различным социально-демографическим группам (мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры, дети до и после 6 лет). Минимальная продовольственная корзина дифференцирована по восьми природно-климатическим зонам России; она включает 35 наименований продуктов питания (общей калорийностью 2300 ккал. в сутки) и 79 непродовольственных товаров. Часто прожиточный минимум называют чертой бедности.

Относительная черта бедности показывает, сколько стоит минимальная потребительская корзина (черта бедности) относительно среднего уровня достатка в данной стране (регионе). Так, в России относительной чертой бедности является уровень доходов, составляющий менее 40% от среднего дохода в данном регионе, в странах - членах ЕС - менее 50% средних суммарных расходов домашних хозяйств по стране.

Глубина бедности - это среднее отклонение доходов семей от величины прожиточного минимума. Так, в России в среднем для бедного это отклонение составляет более 40% (в Эстонии - 25%, в Польше и Венгрии - 20%), т.е. бедность в нашей стране отличается большей глубиной, чем в странах Центральной и Восточной Европы.

Дефицит дохода оценивается как величина дополнительных средств, необходимых для доведения доходов бедных слоев населения до уровня прожиточного минимума. Для общества относительное бремя расходов на поддержку бедных слоев населения определяется тем, насколько высоко над чертой бедности находятся доходы средних граждан, т.е. насколько велик дефицит доходов по отношению к ВВП. Так, совокупный дефицит доходов населения по отношению к ВВП составлял в 2007 г.: в России - 3%; Эстонии - 2,7%; Польше - 0,6% и Венгрии - 0,2%.

Для количественной оценки бедности и социальной дифференциации в целом используются также более широкие по набору товаров и услуг, чем прожиточный минимум, показатели минимального и рационального потребительского бюджета.

Минимальный потребительский бюджет - представляет собой социальный минимум товаров и услуг, в объеме, необходимом для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России этот бюджет составлен на основе более 200 товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Структура минимального потребительского бюджета, %: питание - 45,1; непродовольственные товары - 39,0; услуги - 13,2; налоги и сборы - 2,7.

Рациональный потребительский бюджет отражает потребление товаров и услуг, обеспеченность домашних хозяйств предметами культурно-бытового и хозяйственного назначения в соответствии с научно обоснованными нормами удовлетворения рациональных потребностей человека. Рациональный потребительский бюджет отличается от минимального по структуре затрат - в частности, в нем существенно ниже доля затрат на питание. Его составляющие таковы, %: продукты питания - 30; непродовольственные товары - 47 (из них ткани, одежда, обувь - 20, мебель, предметы культуры и быта - 18, прочие товары - 9%); все услуги - 23. [ 14 ].

Дифференциация населения по уровню доходов на основе прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета позволяет выделить следующие группы с разным уровнем материальной обеспеченности:

1) «бедные» семьи, душевой доход в которых ниже или соответствует прожиточному минимуму;

2) «малообеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между прожиточным минимумом и минимальным потребительским бюджетом;

3) «обеспеченные» семьи, душевой доход в которых находится в интервале между минимальным потребительским бюджетом и рациональным потребительским бюджетом;

4) «богатые» семьи, уровень душевого дохода в которых выше рационального потребительского бюджета.

В России в 1999 - 2005 гг. на бедные семьи приходилось 30-35% населения, малообеспеченные - 35-40, обеспеченные - 20-25, состоятельные и богатые - 6-6,5%.( таблица 2).

3. Социальная защита граждан. Система социальных гарантий

3.1 Понятие социальной защиты и ее основные направления в сфере труда

Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе, формирует новую политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей.

Социальная защита - необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX- начале XX в. И в широком общесоциологическом смысле соответствующий термин впервые появился в США в 30-х годах и постепенно распространился в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.

В имеющихся отечественных публикациях встречается множество трактовок понятия социальной защиты и обозначаемой им реальности. Сама система социальной защиты и обозначаемой им реальности. Сама система социальной защиты в широком смысле - это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:

· Трудоспособным гражданам - за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;

· Социально уязвимым слоям - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.

В этой и других трактовках есть элементы, которые отражают разные стороны сущности социальной защиты и опираясь на которые можно в полной мере раскрыть содержание понятия в узком смысле. Социальная защита - это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.

Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой - институциональную, т.е. систему институтов, ее обеспечивающих (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации).

В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:

· Обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;

· Создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;

· Создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;

· Обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;

· Обеспечение экологической безопасности членов общества;

· Защита граждан от преступных посягательств;

· Защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;

· Создание условий, исключающих вооруженные социальные и межнациональные конфликты;

· Защита от политического преследования и административного произвола;

· Обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;

· Создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;

· Обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.

В ХХ в., когда традиционное капиталистическое общество фактически трансформировалось в новую социально-экономическую систему - социально ориентированное рыночное хозяйство, сложились мощные системы социальной защиты, охватывающие как общество в целом, так и структурные образования хозяйственного организма: предприятия, фирмы, акционерные общества, кооперативы, трудовые организации и т.д. К настоящему времени на Западе имеется несколько моделей систем социальной защиты граждан: американская, европейская, японская, в рамках которых имеются свои разновидности. Им присущи некоторые общие черты и наряду с этим специфические, национальные.

Идущие в России глубокие социально-экономические преобразования, направленные на утверждение рыночной экономики, делают проблему обеспечения эффективной социальной защиты граждан вообще и работников предприятий, в частности, чрезвычайно актуальной. С одной стороны, эти преобразования усиливают социальную защиту граждан, но с другой, требуется предпринимать гораздо больше усилий по социальной защите в некоторых важных сторонах жизнедеятельности человека: защиты от безработицы, инфляции, материальной необеспеченности значительной части граждан и т.п.

Цель социально-политических преобразований в России - утвердить настоящее гражданское общество. В последнее время в литературе этому уделяется много внимания, делаются попытки, и не безуспешные, выявить характеристики этой многогранной системы. К сожалению, пока в России эта цель не находит должной реализации. Объективная потребность порождает необходимость усиления социальной защиты по широкому спектру направлений. Но главным остается защита от снижения жизненного уровня трудящихся и от безработицы, а на конкретном предприятии - это забота об условиях и содержании труда, организации и системе оплаты труда работников. Многие важные функции по социальной защите работающего населения осуществляются именно на уровне предприятия, хотя на социальной защите завязана целая система социальных институтов.

3.2 Социальные институты и механизм социальной защиты работника

В любом государстве имеется целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Социальный институт - это устойчивая форма организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно урегулированного порядка, в рамках чего происходит распределение социальных ролей и статусов людей, охватываемых деятельностью соответствующего института. Первые, из названных видов (классов) социальных институтов именуются некоторыми социологами социально-организационными институтами, вторые - социально-нормативными.

Важнейшим и наиболее мощным социально-организационным институтом является государство, которое представляет собой сложную институциональную систему, т.е. состоит из различных институтов. Важную роль в выполнении функций социальной защиты играют такие институты, как страховые компании, различные специализированные фонды, благотворительные организации, которые осуществляют социальную защиту представляемых ими социальных групп и слоев.

Институтами, призванными защищать работников наемного труда, являются профессиональные союзы. В настоящее время наряду с традиционными профсоюзами, претерпевшими существенное обновление, появились новые рабочие организации, «независимые» профсоюзы. Однако считать только их защитниками работников наемного труда, а традиционные профсоюзы квалифицировать как «официальные» и отказывать им в праве выступать в качестве защитника, несправедливо. Изменившиеся профсоюзы по праву стали именоваться независимыми, так как они выступают представителями работников наемного труда, ведут борьбу за реализацию их требований и не зависят от государственных структур. Основная деятельность как «зависимых», так и независимых профсоюзов на данном уровне социально-экономических реформ перешла в русло использования в своей деятельности для защиты прав и интересов трудящихся форм и механизмов социального партнерства. Данный механизм хорошо разработан в странах развитой демократии и зарекомендовал себя с положительной стороны. Суть этого механизма состоит не в конфронтации, а в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождения компромисса и выработки на этой основе более или менее приемлемых решений.

Принципы социального партнерства и трехстороннего сотрудничества нашли свое институциональное воплощение в создании Российской Федерацией на общегосударственном уровне трехсторонней комиссии и соответствующих органов на нижестоящих ступенях иерархической лестницы. Эти институты занимают важное место в общей институциональной системе, осуществляющей функции социальной защиты трудящихся, могут рассматриваться как особая разновидность и именоваться институтами социального согласия.

Наряду с социально-организованными в обществе имеется множество социально-нормативных институтов, которые не воплощаются в какой-то организации, а существуют и функционируют сами по себе, играя определенную роль в социальной защите. Каждая отрасль права представляет собой систему таких социально-нормативных институтов (трудовое право, трудовое законодательство). Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты наемных работников стали в настоящее время тарифные соглашения, контракты, коллективные договора и т.д.

Распространяясь на более низкие уровни иерархической организации общества, институциональная система социальной защиты достигает такой структуры как предприятии. Предприятия, учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации сами являются социальными институтами и играют важную роль в обществе. А если их рассматривать под углом зрения социальной защиты, то их роль и деятельность оказываются довольно сложными и противоречивыми, не позволяющие дать им однозначную характеристику. Основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает социальную защиту прав и интересов работников. Стремление к достижению основных целей (повысить эффективность производства, снизить себестоимость, повысить качество производимой продукции и т.д.) моет привести к нарушению их прав и интересов. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии.

Главным институтом социальной защиты, охватывающим своей деятельностью весь коллектив предприятия и располагающим для этого необходимыми правами и возможностями, выступает профсоюзная организация. Повышение защитной роли этой организации особенно необходимо в условиях рынка. Важно обеспечить социальную защиту работников в случае банкротства предприятия, его закрытие или перепрофилирования. Да и при нормальном функционирования предприятия в условиях рынка требуется резкое усиление социально-защитной функции профсоюзных организаций.

Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работником на предприятии является коллективный договор. Суть этого договора кардинально изменилась в настоящее время, потому что наемным работникам нужна надежная юридическая база социальной защищенности.

Другим важным социально-нормативным институтом, который все шире входит в практику наших предприятий и различных организаций и которые при определенных условиях может выступать средством социальной защиты, является трудовой контракт. Его нельзя однозначно и безусловно оценить именно как институт социальной защиты, но он может быть им, если контрактная система на предприятии (трудовой организации) отрегулирована таким образом, что предусматривает специально систему обеспечения прав работника, если в нем четко оговаривается ответственность работодателя за несоблюдение обозначенных в контракте социально-экономических гарантий.

Все вышеперечисленные социальные институты в той или иной степени включены в механизм социальной защиты. Процесс формирования механизма социальной защиты в нашей стране идет непрерывно и уже сегодня можно говорить о трех его компонентах: институционально, использующем весь перечень существующих институтов социальной защиты; инструментально, включающем используемые средства для решения задач социальной защиты; деятельном, когда применяются различные формы деятельности институтов по выполнению функций социальной защиты - нормотворческая, организационная, переговоры социальных субъектов и т.д. Как функционирует этот механизм в России, выясняют обычно с помощью социологических исследований.

В заключение рассмотрим основные принципы механизма социальной защиты, которая:

· должна быть встроена в систему экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих;

· не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни;

· должна опираться на рациональные и культурные традиции народов, учитывая их. В России все это делается, да наоборот. Традиции и обычаи народов подгоняют под законы, законодательные акты, указы и т.д.;

· должна базироваться на ином принципе мышления. Граждане в первую очередь должны стремиться защитить себя сами, а не ждать или добиваться определенных политических решений по данному вопросу;

· активно развивает и формирует у людей элементы самозащиты. Ведь никто и ничто так надежно не защитит работника, как он себя сам. Работник, на равне с субъектом-государством, должен нести ответственность за себя.

3.3 Социальные гарантии

Любая социальная защита строится на социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему. Гарантии должны:

· регулировать рынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между ее спросом и предложениями;

· содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен против своей воли оставаться без работы);

· рассчитываться на все категории трудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.

Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:

· пригодных для работы в современных условиях;

· тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;

· кто может работать, но при создании подходящих условий труда;

· кто вообще не может работать;

· кто не стремится работать.

Для полной ясности о социальных гарантиях приведем некоторые выписки из законодательства по этому вопросу.

1. Гарантии в реализации права на труд:

свобода выбора занятий и работы;

государство признает оплачиваемую занятость как основу образа жизни;

государство бесплатно содействует в подборе подходящей работы;

безработных государство бесплатно обучает новым профессиям и т.д.

2. Дополнительные гарантии некоторым категориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей инвалидов; безработным; освобожденным из мест заключения; беженцам и т.д.

3. Профсоюзы активно содействуют занятости трудоспособного населения.

4. Создаются все необходимые условия и гарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных.

5. Для привлечения безработных к трудовой деятельности организуются общественные работы.

6. Работодатели обязаны социально гарантировать занятость населения.

7. В условиях социально-экономического реформирования общество государство гарантирует материальную и социальную поддержку населения.

8. Закон строго определяет размер пособий по безработице.

9. Закон определяет также условия и сроки выплаты пособия по безработице и т.д.

В условиях формирования рыночной системы хозяйствования обостряется противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей, которая становится необходимым элементом функционирования цивилизованного общества.

Изучение данной проблемы позволяет определить социальную защиту как систему законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, обеспечивающих достойное и социально приемлемое качество жизни человека. Основными институтами социальной защиты человека являются государство, профессиональные союзы и другие общественные объединения. В то же время социальная защита строится на социальных гарантиях. Эти гарантии зафиксированы законодательством.

3.4 Федеральные целевые программы

Постановление Правительства РФ от 18.12.97 № 1565 «О плане действий по улучшению положения детей в Российском Федерации на 2007-2010 гг.» утвердило 15 целевых программ. Все эти программы вошли в президентскую программу «Дети России» на период до 2010 г. Создание новых программ направлено на повышение жизненного уровня и улучшение условий воспитания детей в семьях. Программы предусматривают меры по усилению социально-реабилитационной работы с подростками. Финансирование программ осуществляется из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Недостатком реализации этих программ является хроническое их недофинансирование. В бюджете на 2007 г. предусмотрено неполное их финансирование.

Федеральная целевая программа «Дети Севера». Ее объектом являются дети, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, как наиболее социально незащищенная группа детей, находящаяся в особо трудных условиях жизнеобеспечения. В настоящее время в районах Крайнего Севера проживает 12,5 млн. чел., в том числе 3 млн. детей. Экстремальные природные условия оказывают негативное влияние на условия жизнедеятельности и здоровье детей, и они не компенсируются развитием социальной сферы. Дети на Севере болеют в 2,5 раза чаще, чем в других регионах страны. В северных районах детская заболеваемость и смертность выше, чем среди взрослого населения. Целью и задачами программы являются: обеспечение материнства и здоровья детей, улучшение профилактики заболеваемости, содержания и питания людей, улучшение обучения, содействие развитию творчества и спорта, обеспечение ввода социально значимых объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта.

Федеральная целевая программа «Развитие индустрии детского питания» нацелена на решение проблемы рационального вскармливания и питания детей как индустрии детского питания и здоровья. В настоящее время в искусственном вскармливании полностью и частично нуждается более 60% детей. Целью программы является обеспечение физиологической потребности детей раннего возраста в специальных и лечебных продуктах питания.

Федеральная программа «Дети-инвалиды». В России в последние годы наблюдается рост числа детей-инвалидов. Среди причин, способствующих возникновению инвалидности у детей, выделяется ухудшение экологии, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие нормальных условий труда и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей. Программа направлена на формирование основ комплексного лечения детей с отклонениями в развитии, их родителей, на создание условий для независимой жизни этой части населения. Программа предусматривает мероприятия, направленные на профилактику детской инвалидности, оснащение средствами реабилитационных учреждений для детей с умственными и физическими ограничениями, детских домов-интернатов.

Федеральная программа «Дети Чернобыля». Авария на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привела к радиоактивному загрязнению 15 административных территорий России, где проживает 475 тыс. детей. Продолжается неблагоприятное влияние на здоровье детей и беременных женщин. Целью программы является снижение воздействия неблагоприятных факторов чернобыльской аварии на здоровье детей, подростков и беременных женщин.

Федеральная программа «Дети-сироты». В России растет численность детей-сирот, что является следствием неблагоприятной социальной, экономической и демографической обстановки, ухудшения материального положения семей, имеющих детей. Целью программы является дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Программа включает комплекс мер по оказанию помощи детям из неблагополучных семей, организацию работы с такими семьями, а также разработку новых моделей устройства детей-сирот в семьи граждан.

Федеральная программа «Планирование семьи». В России остается высоким уровень абортов, осложнений и материнской смертности после них. В последние годы отмечается тенденция к ухудшению состояния здоровья школьников и молодежи, особенно девочек и девушек. Программа ставит целью изменение безответственного, легкого отношения молодежи к абортам. Программа предполагает организацию службы планирования семьи, подготовку и повышение квалификации кадров, внедрение современных систем полового воспитания подростков. Ставится задача широкого информирования и образования населения в области планирования семьи и сексуальной культуры.

Федеральная программа «Одаренные дети». На рубеже столетий накоплен положительный опыт работы с одаренной молодежью. В течение нескольких лет одаренные дети участвуют в олимпиадах, турнирах, научных обществах учащихся, конференциях, выставках и т.д. Дифференцированное обучение широко используется в школах с углубленным изучением предметов, лицеях и гимназиях. Программа предусматривает создание оптимальных условий для реализации потенциальных способностей одаренных детей, создание экспериментальных площадок для работы с одаренными детьми, развитие образовательных учреждений, работающих с одаренными детьми и проведение на федеральном уровне мероприятий по работе с ними.

Федеральная программа «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». В настоящее время на территории Российской Федерации официально зарегистрировано свыше 330 тыс. детей в возрасте до 16 лет из семей беженцев и вынужденных переселенцев. Критическим можно назвать положение детей, прибывших без родителей из зон военных и межнациональных конфликтов. Целью программы стала реализация государственной политики в области создания условий для гармоничного и гармоничного физического, психологического, образовательного и культурного развития детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев.

Федеральная программа «Развитие социального обслуживания семьи и детей». Осуществление радикальных экономических реформ и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых социальных технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр социально-экономических, бытовых и иных социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Целью федеральной целевой программы является создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необходимых условий для ее эффективного функционирования.

Федеральная программа «Безопасное материнство». Демографическая ситуация в Российской Федерации характеризуется падением рождаемости. Ухудшение показателей воспроизводства населения России происходит на фоне снижения здоровья беременных женщин. Важнейшим фактором, влияющим на здоровье женщин, являются условия труда. По данным Государственного комитета Российской Федерации по статистике, в неблагоприятных условиях работают 3,6 млн. женщин, причем 285 тыс. из них трудятся в особо тяжелых условиях.

Программой планируется осуществить переход на новую систему обучения врачей акушеров-гинекологов с углубленной клинической подготовкой в последипломном периоде; создать серию учебных видеофильмов по подготовке беременных к родам и т.д.

Реализация программы позволит: Усовершенствовать нормативную и правовую базу охраны материнства и детства; внедрить эффективную систему подготовки и усовершенствования кадров, работающих в учреждениях родовспоможения; обеспечить современный уровень медицинской технологии, особенно для беременных высокого риска; внедрить стандарты помощи при основных видах патологии, определяющих материнские и репродуктивные потери.

Федеральная программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Программа направлена на социальную реабилитацию, на правовую поддержку несовершеннолетних с девиантным поведением. Предусматривается оснащение учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их социальной реабилитации необходимым медицинским и бытовым оборудованием, аудио-, видео-, компьютерной техникой, с целью создания необходимым условий для воспитания детей и подростков. Предполагается подготовка и повышение квалификации кадров, работающих с этой категорией детей.

Реализация программы позволит уменьшить число правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, повысит эффективность социальной и реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками, поможет совершенствовать систему профилактики правонарушений. Несмотря на то, что принятые федеральные целевые программы направлены на обеспечение надежной социальной защиты материнства и детства, их реализация оставляет желать лучшего.

Самый существенный недостаток этих программ в неполном их финансировании, что обнаруживается невозможностью обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, и следовательно, требует реформирования существующей системы социальной защиты. Прежде всего, обнаруживается отсутствие четких социальных приоритетов при формировании федерального и регионального бюджетов.

4. Итоги реализации политики доходов за годы реформ

4.1 Макроэкономические итоги реформ

Результаты политики доходов и заработной платы оцениваются через призму таких показателей, как: реальные результаты, социальная и экономическая цена, которой оплачены достижения в области этой политики, и политические издержки реформы.

Рассматривая последствия разрушительной деятельности тайфуна реформ с точки зрения проведения политики доходов, можно отметить, что их реализация осуществлялась на фоне политических преобразований, а ее последствия оказались более разрушительными для социального обустройства общества, чем можно было предположить.

В ходе экономических реформ получены определенные успехи в построении рыночного экономического механизма. С помощью сомнительной, с точки зрения нравственности и с точки зрения рациональности, была проведена приватизация, которая расценивается сегодня как присвоение государственной собственности. Тем не менее, достигнута ее главная цель - разгосударствление отраслей народного хозяйства. Вторая цель - получение средств на преодоление структурного кризиса и социальной поддержки материально необеспеченной части населения - осталось за кадром.

Макроэкономические итоги реформы видны из проведенного независимыми международными экспертами сравнительного анализа конкурентоспособности экономик 53 различных стран. Россия по всем показателям находится на последних местах, уступая Вьетнаму, Китаю, Чили, Египту, Турции, Польше, Индии, Колумбии.

Деятельность правительства России занимает 51-ое место, по структуре правительственных расходов, эффективности налоговой системы, по уклонению от уплаты налогов, условиям для начала бизнеса, и другим категориям, позиции России оценены как 49-52.

По основным финансовым критериям позиции России оценены: финансовые регламентации - 48, активы банковского сектора - 52, общие внутренние инвестиции - 53, кредитный рейтинг - 52, качество телефонных линий - 42, развитие беспроводной связи - 52, отсутствие крупных инвестиций - 51, состояние складской системы - 49, ценная энергия (высокие) - 50.

По фактору «технология»: научные достижения - 12, научно-технический персонал - 15, коммерческое использование научных достижений - 48, восприятие новых технологий - 49, покупка иностранных технологий - 52, продажа своих - 53.

Институциональные факторы: наличие общественного согласия - 51, конкуренция - 50, правительственная обязательность - 52, уровень международных отношений - 49, отношения с ближайшими соседями - 50, организованная преступность - 50, эффективность милиции - 49. [ 15 ].

Приведенные крупным планом «достижения» российской демократии и экономического либерализма в области макроэкономики не могут в полной мере характеризовать состояние экономики и общества. Эксперты всемирного экономического форума считают, что все проблемы нашей страны носят, прежде всего, политический характер.

В начало 1994 года внешний долг составлял 80 млрд. долл., в 1999 г. он составил 180 млрд. долл., при бюджете страны в 20 млрд. долл.

Финансирование социальных программ в годы реформ осуществлялось неравномерно. На первом этапе социальные расходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов увеличились в 1992-1994 гг. более чем на 5 процентных пунктов ВВП - почти до 18% ВВП. Если учесть, что все совокупные государственные расходы в процентах к ВВП в течение 1992-1994 гг. оставались приблизительно на одном уровне, то становится понятным, почему доля расходов на социальные нужды в общем объеме государственных расходов в течение этих трех лет возросла в 1,5 раза.

Сравнение реальных расходов на социальные цели в предреформенный период и в годы экономических реформ в процентах к ВВП (таблица 3).

В эти годы повсеместно сворачивались социальные программы предприятий, из-за желания снизить расходы в условиях резкого спада объемов производства, что привело к сокращению социальных расходов. Наиболее существенно сократились субсидии жилищно-коммунальным хозяйствам и расходы на содержание детских дошкольных учреждений. При этом социальные выплаты - пенсии и пособия - претерпели наименьшее сокращение. Наблюдался ост доли прямых денежных социальных трансфертов в государственных социальных расходах.

Законодательно оформились основные экономические отношения, был создан рынок ценных бумаг, возникла сеть банков и появилась и начала функционировать система банковского механизма, происходил поиск механизмов регулирования доходов и заработной платы.

Например, в некоторых регионах широко использовалось регулирование цен, осуществляемое косвенно (через дотации, ограничение торговой наценки, ограничение рентабельности предприятий) и прямое - через установление фиксированных или предельных цен.

Проводимая экономическая реформа не приносила ожидаемого всеми экономического эффекта и благоденствия, и более того, стали отчетливо вырисовываться отрицательные последствия проводимых реформ:

структурный кризис периодически дополнялся финансовыми кризисами;

оказалось расстроенным течение основных экономических законов, нормами экономического права стали волюнтаризм и запретительство;

год за годом разрушалось национальное производство, оказалась дестабилизированной жизнедеятельность общества (производство упало на 80%);

нарушилось равновесие спроса и предложения, разбалансировался механизм ценообразования;

нарушилась эквивалентность система денежного обращения, изменилась и расстроилась система движения продуктов;

неплатежи парализовали экономку, принесли половине граждан страдания от задержек выплаты заработной платы и пенсий;

государственный аппарат оказался разъединен коррупцией, которая по объему выросла до 15 млрд. долл. в год;

обозначилась неспособность власти обеспечить выполнение Федеральных Законов, Указов Президента РФ, Постановлений РФ;

вопреки здравому смыслу завышались цены в сырьевых, экспортных отраслях и, как следствие, снизились возможности формирования доходов в перерабатывающих и наукоемких отраслях.

4.2 Снижение доходов населения - итог реформ

Динамика доходов населения в России показывает, что с момента начала реформ они неуклонно снижались. После многолетнего снижения реальные денежные доходы населения лишь в 1997 г. несколько выросли и оказались на 2,9% выше, чем в предыдущем году. В 1997 г. по доходам и расходам наметилась тенденция осторожной стабилизации. Потребительские расходы возросли на 1,8% по сравнению с уровнем 1996 г. Реальная средняя заработная плата повысилась на 4,5% - не столь значительно, как в предыдущем году, однако тогда рост зарплаты на 12,9% последовал за ее снижением в течение двух лет подряд - на 9% в 1994 г. и на 26% в 1995 г.

После августа 1998 г. реальные денежные доходы населения снизились в три раза в долларовом выражении. Доходы населения «достигли» уровня 1995 г., прожиточный минимум - 924 руб. при средней заработной плате в 54 долл.

Стоимость необходимого социального набора, включающего фиксированную «корзину» традиционных для населения РФ основных потребительских товаров и услуг, в 1997 г. возросла на 11,2%. Затраты на приобретение необходимого социального набора в среднем составили 34,3% денежных доходов и 32,6% средней зарплаты. [ 1 ].

4.3 Психологические итоги реформ

Отрицательными сторонами реформ рыночных преобразований стала непомерная для страны цена реформ - она обанкротилась и оказалась ввергнутой в долги; социальная цена привела к обнищанию населения и вымиранию. После семи лет реформ страна оказалась отброшенной назад, без надежд выбраться из безысходности. Сегодня страна находится у истоков 1992 г., только уже страной нищей, беззащитной, с вымирающим народом.

Политическими издержками реформы стала реальная угроза распада страны. Возникли «административные» и «продовольственные» границы регионов, отсутствует вертикальная структура власти. Эти политические результаты стали для России платой за рыночный волюнтаризм непредсказуемость экономических трансформаций

Политики, меряясь силой, сделали рыночную реформу в России социально нерентабельной и даже после семи лет реформ «готовность населения поддержать рыночные реформы вступила в острое противоречие со страхом быть ими раздавленной».

Положительными сторонами реформ стало то, что сформировались отношения наемных работников и работодателей, возникли независимые от государства профессиональные союзы наемных работников и союзы работодателей, оформились новые функции государства. Все это привело к кардинальному изменению практики решения социальных проблем, к изменению роли государственной политики регулирования доходов и заработной платы в целях реализации гуманистических начал социальной политики. Однако такая корректировка не может быть сделана без учетов позитивных результатов реформ 1992-1998 гг.

Тот факт, что свыше 60% россиян не рассчитывают на помощь стороны государства и ориентируются на собственные силы, свидетельствуют о том, что адаптационные возможности населения России в настоящее время достаточно высоки, и не учитывать это обстоятельство при выработке стратегии политики регулирования доходов нельзя.

В результате реформ в стране сформировался принципиально новый для России тип работника - активный, самостоятельный, относящийся к российскому государству не как к «священной корове», а как к партнеру. Речь идет о многих российских предпринимателях, чьим трудом и инициативой поддерживается экономика России.

Реформа далеко от своего завершения, поэтому неслучайно, на исходе седьмого года реформ, большинство известных экономистов признает, мягко говоря, неочевидность успехов экономической реформы. Реальный эффект от реформ оказался ниже ожидаемого.

4.4 Причины, не позволившие реализовать политику доходов

В ходе реформ обнаружились отсутствие конструктивных идей, поспешность, непрофессионализм и недостаток политической воли. Причем поспешность на всех этапах: приватизации, создания банковской системы, акционирования, создания законодательной базы, постройки президентской республики и всех ее ветвей власти. Это привело к политической нестабильности общества, несовершенству реформы, незавершенности общей стратегии преобразований. Причинами всех этих «не» послужили непоследовательность, некомпетентность, политическая ангажированность, корыстность (получить все и сразу), а отсюда субъективная направленность принимаемых решений.

Заключение

В данной работе были рассмотрены такие немаловажные вопросы политики доходов и социальной защиты населения как распределение доходов, регулирование доходов, поддержка бедных слоев населения, вопрос о социальной защите и социальных гарантиях. Годы реформ показали, что в период перехода к рынку особенно важно компетентное государственное регулирование, потому что часто государство является первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые на микроуровне. Однако на деле роль эта была минимальной, а экономика - чересчур либеральной. После десятилетий тотального диктата государства в экономике была осуществлена модель полного отказа от государственного вмешательства в экономику. Правительственная политика доходов и заработной платы достигает цели, когда она поощряет, а не диктует, когда создает благоприятные условия предпринимателям с тем, чтобы их частный интерес совпадал с интересом государства и общества. На практике государство делает более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. В заключение данной курсовой работы можно сделать вывод, что политика доходов и социальная защита населения являются одним из важнейших вопросов, без решения которых невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная защита является той областью, которая не может оказаться ущемленной в плане внимания и финансирования. Важно также то, что регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни. Для нормального функционирования социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания эффективного социально-защитного механизма можно выделить следующие конкретные шаги:

· достижение качественного улучшения материального положения и условий жизни людей;

· обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

· гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

· существенное улучшение социальной инфраструктуры

В работе использованы следующие Интернет-ресурсы:

1. www.fcp.vpk.ru

2. www.eup.ru

3. www.dszn.ru

4. www.mszn.mosreg.ru

Библиографический список

1. Абакумова Н.Н. Политика доходов и заработной платы. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1999

2. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е.Экономика и социология труда: учебник для вузов - М.: Юнити, 2000.

3. Алиев И.М., Горелов Н.А. Политика доходов и заработной платы. Феникс, 2008 г.

4. Бобков В. Н. Проблемы оценки уровня жизни населения в современной России. М.: Инфра-М, 2005

5. Волгин Н.А., Егоров В.К., Калашников С.В. Социальная политика в муниципальных образованиях Альфа-Пресс, 2006 г.

6. Под редакцией Горелова Н.А.. Политика доходов и качество жизни населения. Питер, 2003 г

7. Изучение проблем бедности в России. Избранные материалы победителей конкурса научных работ. Алекс, 2005 г.

8. Левашов В.И. Социальная политика доходов и заработной платы. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

9. Миронова Т. К., Право и социальная защита. Права человека, 2006 г.

10. Осипов С.Л. Формирование доходов населения. Хабаровск.: ХГТУ, 2000.

11. Плышевский Б. Проблемы воспроизводства в современных условиях // Экономист. - 1997. - №1.

12. Римашевская Н. М. Население: уровень жизни и здоровье. М.: Юристъ, 2001.

13. Савченко П.В., Кокина Ю.П. Политика доходов и заработной платы М.: Юристъ, 2000

14. Суриков А. Е. Уровень жизни населения России 1992 - 2002гг. М., 2003.

15. Яковлев Р. Трипартизм и политика заработной платы и доходов в России // Человек и труд. 2004. - №9.

Приложение

Таблица 1- Распределение доходов населения и уровень дифференциации

Доли в доходе

Россия (2005 г.)

Польша

(2002 г.)

Бразилия

(2000 г.)

США

(1999 г.)

20% самых бедных

60% «среднего класса»

20% самых богатых

Квинтильный коэффициент

Коэффициент Джини

6,3

47,2

46,5

7,4

0,378

8

53

39

4,9

0,272

2

31

67

33,5

0,634

4

52

44

11

0,480

Таблица 2. Распределение доходов населения и уровень дифференциации

Доли в доходе

Россия (2005 г.)

Польша

(2002 г.)

Бразилия

(2000 г.)

США

(1999 г.)

20% самых бедных

60% «среднего класса»

20% самых богатых

Квинтильный коэффициент

Коэффициент Джини

6,3

47,2

46,5

7,4

0,378

8

53

39

4,9

0,272

2

31

67

33,5

0,634

4

52

44

11

0,480

Таблица 3. Реальные социальные расходы в процентах к ВВП.

Статьи расходов

1980

1990

1992

1993

1994

1995

Образование

4,03

3,46

3,58

4,03

4,36

3,40

Здравоохранение и физическая культура

2,08

2,27

2,45

3,58

4,09

3,41

Пенсионное обеспечение

3,94

4,37

4,83

6,06

5,92

5,33

Занятость и безработица

-

0,0

0,06

0,22

0,38

0,33

Культура, искусство и СМИ

0

0

0,61

0,61

0,73

0,42

Субсидии ЖКХ

0,83

1,3

-

-

4,6

3,66

Прочие социальные выплаты: детские пособия и т.п.

1,48

-

1,16

1,51

2,39

2,25

Всего расходы на социальные цели (исключая субсидии ЖКХ и общественный транспорт)

11,53

-

10,10

12,69

17,87

15,1






Информация 







© Центральная Научная Библиотека