Понятие метода и методики экономического анализа, задачи
19
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЖИЛИЩНО-КОМУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
Донецкий институт городского хозяйства
Контрольная работа
по дисциплине «Экономический анализ»
Вариант 12
Выполнил студент группы ______________
__________________________
Руководитель ___________________________
Донецк 2008г.1. Понятие метода и методики экономического анализа.
Метод науки - это способ исследования, подход к изучению явлений и процессов, совокупность мыслительных или физических операций, осуществляемых в ходе научных исследований (в переводе с греч. "метод" - путь к чему-либо).
В методе науки заключены процедуры, необходимые для получения новых знаний, т.е. его можно назвать своеобразной мыслительной технологией.
В целом, методы познания подразделяются на общенаучные и конкретно-научные. К общенаучным относятся методы свойственные всем наукам: наблюдение, сравнение, эксперимент, анализ, синтез, моделирование, формализация, абстрагирование и т.д. Применение этих методов в конкретной науке или исследовании зависит от специфических особенностей изучаемого предмета, общего уровня развития познания о нем, а также имеющихся в распоряжении технических средств.
Конкретно-научные методы свойственны отдельным наукам и не используются остальными.
Метод экономического анализа как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов):
- наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.;
- систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта;
- обобщение - построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений.
Существует несколько определений метода экономического анализа. Рассмотрим два наиболее распространенных.
Под методом экономического анализа следует понимать систему теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов.
В общем виде метод можно представить как комбинацию трех составляющих:
М = {K, I, P}
где К - категории науки; I - инструментарий исследований; Р - принципы.
Категории - это наиболее общие понятия данной науки. К категориям экономического анализа можно отнести, фактор, модель, систему, затраты, доходы и т.д.
Принципы экономического анализа - это общие для многих областей познания принципы: системность, научность, конкретность, комплексность, объективность и т.д.
Научный инструментарий (аппарат) - это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленной цели. Любой из инструментариев анализа может называться методом в узком смысле этого слова. Можно выделить две основные особенности научного инструментария, применяемого в анализе: во-первых, открытость, выраженная в аккумулировании методов исследования из смежных отраслей знаний (математики, экономической теории, статистики и т.д.). Анализ не замыкается на специфических, разработанных в его рамках, приемах, а активно использует самые разнообразные методики, переработав их применительно к собственным требованиям; во-вторых, в последние годы совершенствование научного аппарата анализа шло по пути усиленной математизации методик.
Более традиционное определение метода экономического анализа приводят А.Д. Шеремет и М.И. Баканов в учебнике "Теория экономического анализа".
Под методом экономического анализа понимается диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии. Характерными особенностями метода экономического анализа являются: использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность; изучение причин изменения этих показателей; выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности.
В первой части определения подчеркивается необходимость диалектического подхода к изучению хозяйственных процессов. Хозяйственные процессы рассматриваются в становлении и развитии. Все методы и приемы диалектики находят свое применение в исследовании хозяйственных процессов с позиции экономического анализа на всех уровнях.
В определении отмечаются характерные особенности метода экономического анализа. Первой такой особенностью является использование системы взаимосвязанных показателей наиболее полно и достоверно описывающих хозяйственную деятельность предприятий и организаций. Вторая особенность метода экономического анализа состоит в изучении причин, вызывающих изменение тех или иных показателей хозяйственной деятельности.
На хозяйственную деятельность предприятия, даже на отдельно взятый показатель, могут влиять многочисленные причины. Задача состоит в том, чтобы выявить наиболее существенные из них. Таким образом, предварительным условием и предпосылкой правильного анализа является экономически обоснованная классификация факторов, влияющих на хозяйственную деятельность и ее результаты.
Характерной особенностью метода экономического анализа является также выявление и измерение взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями, которые зависят от объективных условий производства и обращения товаров. Объем выпуска промышленной продукции зависит, например, от трех групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, средств труда, предметов труда. Каждая группа подразделяется на составные элементы. Так, факторы, связанные с использованием рабочей силы, подразделяются на количественные и качественные. К количественным относится численность рабочих, к качественным - производительность их труда (выработка на одного рабочего). Средняя выработка на одного рабочего в год зависит, в свою очередь, от среднего числа часов, отработанных одним рабочим в день, средней выработки на один отработанный человеко-час. Каждый из перечисленных показателей также зависит от ряда причин. Среднее число дней, отработанных одним рабочим в год, зависит, например, от периодичности предоставления дополнительных отпусков, неявок по болезни, командировок, целодневных простоев по вине предприятия, прогулов и т.д. Следовательно, прослеживается определенная цепочка взаимозависимостей одного показателя от другого, где каждый фактор имеет свое значение. Исключение того или иного фактора, а иногда и нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически несостоятельным.
Мы видим, что оба определения метода экономического анализа верны, но каждое из них отражает различные свойства этого метода. Общим же является то, что важнейшей составляющей методики экономического анализа является системный подход к изучению объекта анализа.
Системный подход - это направление в методологии исследования, которое базируется на изучении объектов как сложных систем, состоящих из отдельных элементов с многочисленными внутренними и внешними связями. Системный подход позволяет глубже изучить объект, получить более полное представление о нем, выявить причинно-следственные связи между отдельными частями этого объекта.
Системность предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов с выделением составляющих их элементов (собственно анализ) с последующей их систематизацией, т.е. синтез. Детализация (выявление составных частей) тех или иных явлений проводится в той степени, которая практически необходима для выяснения наиболее существенного и главного в изучаемом объекте. Она зависит от объекта и цели анализа и является сложной задачей, требующей от аналитика знания сущности экономических показателей, а также факторов и причин, которые определяют их развитие.
Систематизация элементов проводится на основе изучения их взаимосвязи, взаимодействия, взаимозависимости и взаимоподчиненности. Это позволяется построить приблизительную модель изучаемого объекта (системы), определить его главные компоненты, функции, выявить соподчиненность элементов системы, раскрыть логико-методелогическую схему анализа, которая соответствует внутренним связям изучаемых показателей.
Системный подход в экономическом анализе позволяет разработать научно-обоснованные варианты решения хозяйственных задач, оценить эффективность вариантов для выбора наиболее удачных управленческих решений. В процессе системного анализа можно выделить несколько этапов (схема 4).
На первом этапе исследования объект анализа представляется как некоторая система. Для этого сначала определяют отдельные составляющие объекта, которые могут рассматриваться как элементы системы. Система может иметь несколько уровней. Каждый из выделенных элементов системы первого уровня можно рассматривать как самостоятельную систему (подсистему). Кроме того, на первом этапе анализа должны быть сформулированы цель развития системы, задачи, которые она решает, определены связь с другими системами, взаимосвязи между отдельными элементами, функционированием каждого элемента и системы в целом.
Основная цель второго этапа системного анализа - подбор показателей, которые способны дать наиболее полную оценку всем без исключения элементам, взаимосвязям (внутренним и внешним), а также условиям, в которых существует система.
На третьем этапе разрабатывается общая структурно-логическая схема изучаемой системы. Графически она представляется в виде блочного рисунка, где каждому элементу соответствует определенный блок. Отдельные блоки связаны между собой стрелками, которые показывают наличие и направление внутренних и внешних связей системы. Подобранные на предыдущем этапе показатели распределяются по элементам и связям системы, уточняется их перечень (исключаются дублирующие друг друга, заменяются недостаточно информационные и т.д.).
Схема 4. Этапы экономического анализа
|
Процедура экономического анализа | |
| |
Первый этап | Определение объекта исследования, цели и задач Выделение составляющих объект элементов и их системы | |
Система | | |
| |
Второй этап | Разработка системы показателей ко-личественно характеризующих со-стояние объекта исследования | |
Показатели | | |
| |
Третий этап | Построение структурно-логической схемы исследования | |
Логическая модель | | |
| |
Четвертый этап | Описание процессов, составляющих объект исследования с помощью из-вестных математических зависимо-стей | |
Математи-ческая мо-дель | | |
| | |
Пятый этап | Работа с математической моделью на ПЭВМ. Получение решения | |
Решение | | |
|
Четвертый этап посвящается построению в общем виде экономико-математической модели системы, при этом на основе качественного анализа определяются математические формы всех уравнений и неравенств системы. При помощи различных методов должны быть определены коэффициенты всех уравнений и неравенств, функции, цели и параметры ограничений. Полученная по итогам выполненной работы экономико-математическая модель будет использоваться для экономического анализа выбранного объекта.
Пятый этап - это работа с моделью, и осуществляется на ПЭВМ в форме диалога. Путем замены отдельных параметров экономико-математической модели (коэффициентов, ограничений), которые характеризуют те или иные факторы производства, определяют значение функции.
Сравнение полученных показателей с фактическими, плановыми и другими позволяет оценить итоги хозяйствования, влияние факторов на величину результативных показателей, определить источники и объем неиспользованных внутрихозяйственных резервов.
Системный подход к анализу имеет существенные преимущества по сравнению с другими, так как он обеспечивает; 1) комплексность и целенаправленность исследования; 2) методологически обоснованную схему поиска резервов повышения эффективности производства; 3) объективную оценку результатов хозяйствования; 4) оперативность, действенность; 5) обоснованность, точность анализа и его выводов. Полученная в результате исследования экономико-математическая модель может многократно использоваться в анализе и служить хорошим средством обоснования управленческих решений.
Основным элементом метода любой науки является ее научный аппарат. В настоящее время практически невозможно выделить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей, наблюдается взаимопроникновение научных инструментариев различных наук. В экономическом анализе могут применяться различные методы, разработанные изначально в рамках той или иной экономической науки.
Существует множество классификаций методов и приемов экономического анализа, в основе которых лежат различные признаки. Одним из наиболее информативных, по-нашему мнению, является деление приемов и методов по степени их формализуемости, т.е. в зависимости от того, в какой степени описывается данный метод с помощью формализованных (в первую очередь математических) процедур. С этой точки зрения, все аналитические методы могут быть подразделены на неформализованные и формализованные.
Неформализованные методы основаны на описании аналитических процедур без использования аналитических зависимостей. Применение этих методов характеризуется определенным субъективизмом, поскольку большое значение имеют интуиция, опыт и знания аналитика.
К неформализованным методам относятся: разработка системы показателей, метод сравнений, построение аналитических таблиц, прием детализации, метод экспертных оценок, методы ситуационного анализа и прогнозирования.
Формализованные методы экономического анализа - это методы, в основе которых лежат строгие аналитические зависимости.
К формализованным (математическим) относятся методы, в основе которых лежат достаточно строгие аналитические зависимости. Эти методы составляют второй уровень классификации, в которой выделяют:
1) классические методы экономического анализа;
2) традиционные методы экономической статистики;
3) математико-статистические методы изучения связей;
4) методы финансовых вычислений;
5) методы теории принятия решений.
К первой группе относятся балансовый метод, методы детерминированного факторного анализа (цепных подстановок, арифметических разниц, выявления изолированного влияния факторов, дифференциальный, интегральный и логарифмический) и прогнозирование на основе пропорциональных зависимостей.
Во вторую группу включают: метод средних величин, метод группировок, элементарные методы обработки расчетных данных индексный метод.
В третью группу включают: методы корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный анализ.
Методы теории принятия решение объединяют метод построения дерева решений, линейное программирование и анализ чувствительности.
Все перечисленные методы можно сгруппировать в виде схемы
:
Схема 5. Классификация методов экономического анализа
Анализ показателей, экономических явлений, процессов, ситуаций начинается с использования абсолютных величин (объем производства по стоимости или в натуральных измерителях, объем товарооборота, сумма производственных затрат и издержек обращения, сумма валового дохода или прибыли). Без абсолютных величин в анализе, как в бухгалтерском учете и в статистике, обойтись нельзя. Но если в бухгалтерском учете они являются способом измерения хозяйственных процессов, то в анализе - в большей мере используются в качестве базы для исчисления средних и относительных величин.
Экономический анализ начинается с исчисления относительной величины. Например, если бизнес-планом предусматривалось выпустить промышленной продукции на миллион рублей, а выпущено лишь на 950 тыс., то по отношению к заданию это составит 95%.
Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются только при использовании относительных величин. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т.е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (например, отношение выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100).
Аналитичность относительных величин хорошо проявляется и при изучении показателей структурного порядка. Отражая отношение части совокупности к совокупности в целом, они наглядно иллюстрируют как всю совокупность, так и ее часть (например, удельный вес в валовой продукции готовых изделий основного назначения, вспомогательных изделий и незавершенного производства).
Чисто аналитический характер имеют относительные величины интенсивности (например, выпуск промышленной продукции на 100 руб. инвестиционных фондов, выход сельскохозяйственной продукции на 100 га пашни, сумма розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади).
Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их смысл состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений или процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного - к закономерному; абстрагироваться от случайности отдельных колебаний; без них невозможно изучение признака по разным совокупностям, характеристикам изменения варьирующего показателя во времени.
В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы средних - средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана.
Сравнение - самый ранний и наиболее распространенный метод экономического анализа.
Сравнение как рабочий прием познания того или иного явления, понятия, соотношения применяется во многих учебных дисциплинах. В экономическом анализе способ сравнения считается одним из важнейших: с него и начинается анализ. Существует несколько форм сравнения: с планом; с прошлыми периодами; с лучшим; со средними данными.
Важной задачей анализа хозяйственной деятельности является, как отмечалось выше, всесторонняя оценка выполнения бизнес-плана. Этим обусловлена роль способа сравнения фактических показателей с планом, Непременным условием такого сравнения должны быть сопоставимость плановых и отчетных показателей (по кругу планируемых и учитываемых объектов; по ценам, если анализируются стоимостные показатели; по структуре выпуска продукции и ее реализации, если анализируются себестоимость промышленной продукции и уровень издержек производства). Выявленные в результате сравнения отчетных показателей с плановыми величины отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При этом выявляются факторы, связанные с качеством самого планирования. В частности, значительные плюсовые отклонения от плана могут иногда возникать в результате заниженного или недостаточно напряженного плана. Для обеспечения сопоставимости допускаются и расчетные корректировки плановых показателей. Так, можно и должно пересчитывать плановую сумму издержек по статьям затрат, зависящим от объема производимой и реализуемой промышленной продукции.
Сравнение с предшествующим периодом времени выражается в сопоставлении хозяйственных показателей текущего дня, декады, месяца, квартала, года с аналогичными предшествующими периодами. Сравнение с прошедшим временем связано с большими трудностями, которые вызываются значительными нарушениями условий сопоставимости. Экономически неграмотным будет, например, сопоставление валовой, товарной и реализованной продукции за ряд лет в текущих ценах; неверным будет и динамический ряд, характеризующий уровень издержек за 3-5 и более лет (а иногда и за смежные годы), построенный без необходимых корректировок. Сравнение с прошедшим периодом требует пересчета оборотов в одинаковые цены (чаще всего в цены базисного периода), пересчета ряда статей издержек с применением индекса цен, тарифов, ставок, а сравнение с доперестроечным периодом вызывает необходимость учитывать и ряд других факторов: социальных, этнографических, природных.
Сравнение с лучшим - с лучшими методами работы и показателями, передовым опытом, новыми достижениями науки и техники - может осуществляться как в рамках предприятия, так и вне его. Внутри предприятия сравниваются показатели работы лучших цехов, участков, отделов, наиболее передовых работников. Большой эффект дает экономический анализ показателей данного предприятия путем сравнения их с показателями лучших предприятий данной системы, работающих примерно в одинаковых условиях, а также с показателями предприятий других ведомств (собственников).
Часто используется сравнение показателей предприятия со средними показателями (объединения, отрасли, аналогичных зарубежных предприятий и т.д.).
Группировка - это метод экономического анализа, предполагающий определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, влияющих на эти процессы.
Она является неотъемлемой частью почти любого экономического исследования, позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам.
Научная классификация экономических явлений, их объединение в однородные группы и подгруппы возможны лишь на основе их тщательного изучения. Нельзя группировать явления по случайным признакам; необходимо раскрыть их политико-экономическую природу. То же самое можно сказать о причинах и факторах, влияющих на показатели.
Группировка как способ анализа может широко применяться в концернах, акционерных обществах, товариществах с ограниченной ответственностью и других ассоциациях.
Ассоциации, особенно однотипных предприятий, являющихся качественно однородными совокупностями, располагают возможностью широкого применения топологических, структурных и аналитических группировок. При этом объектами изучения могут выступать как сами предприятия или их внутренние хозрасчетные подразделения, так и однотипные хозяйственные операции.
Ранее в системе тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, например, осуществлялись типологические группировки и анализ по однородным предприятиям в целом и по видам производства (переделам). С помощью группировок и сравнительного анализа изучались литейное производство (с выделением серого и ковкого чугуна, стального и цветного литья), кузнечное производство, холодная штамповка, термообработка, механическая обработка, сварка, сборка, защитные покрытия; инструментальное, складское, ремонтное и транспортное хозяйства.
Структурные группировки используются, как показывает их название, при изучении состава самих предприятий (по производственной мощности, уровню механизации, производительности труда и другим признакам), а также структуры выпускаемой ими продукции (по видам и заданному ассортименту). Состав и структура могут рассматриваться как в статике, так и в динамике, что, естественно, раздвигает границы экономического анализа.
Аналитические группировки, охватывающие, по существу, типологические и структурные, предназначены для выявления взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия между изучаемыми явлениями, объектами, показателями.
При построении аналитических группировок из двух взаимосвязанных показателей один рассматривается в качестве фактора влияющего на другой, а второй - как результат влияния первого. Но при этом следует иметь в виду, что взаимозависимость и взаимовлияние факторного и результативного признаков для каждого конкретного случая могут меняться (факторный признак может выступать в качестве результативного и наоборот).
Групповые таблицы можно строить как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинационные группировки).
В качестве информационной основы группировки служит или генеральная совокупность однотипных объектов, или выборочная совокупность. В первом случае используются преимущественно материалы общегосударственных или региональных переписей; во втором - типологическая выборка.
Балансовый метод широко используется в бухгалтерском учете, статистике и планировании. Применяется он и при анализе хозяйственной деятельности предприятий (там, где имеет место строго функциональная зависимость). На промышленных предприятиях, например, с помощью этого метода анализируются использование рабочего времени (суммарного рабочего времени), станочного парка и производственного оборудования (производственной мощности), движение сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, финансовое положение.
Метод цепных подстановок - это метод экономического анализа, который заключается в последовательной замене плановой величины одного из алгебраических слагаемых, одного из сомножителей фактической его величиной при сохранении неизменными остальных показателей.
Метод цепных подстановок используется для исчисления влияния отдельных факторов на соответствующий совокупный показатель. Цепная подстановка применяется при анализе показателей отдельных предприятий. Данный способ анализа используется, когда зависимость между изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер, когда она представляется в виде прямой или обратно пропорциональной зависимости. В этих случаях анализируемый совокупный показатель как функция нескольких переменных должен быть изображен в виде алгебраической суммы, произведения или частного от деления одних показателей на другие.
Степень влияния того или иного показателя выявляется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего - второй и т.д. В первом расчете все величины плановые, в последнем - фактические. Отсюда следует правило, заключающееся в том, что число расчетов на единицу больше, чем число показателей расчетной формулы. При определении влияния двух факторов (показателей) делают три расчета, трех факторов - четыре расчета, четырех факторов - пять расчетов. Но поскольку первый расчет включает лишь плановые величины, то его результаты можно взять в готовом виде из плана предприятия или объединения; результат последнего расчета, когда все показатели фактические, - из квартального или годового отчета. Следовательно, практически число расчетов оказывается не на единицу больше, а на единицу меньше, т.е. осуществляются лишь промежуточные расчеты.
Вычисление с использованием метода цепных подстановок проиллюстрируем на конкретном примере. Допустим, требуется определить влияние на объем промышленной продукции трудовых факторов. Объем промышленного производства может приниматься в виде валовой, товарной, реализованной или чистой продукции. Зависимость объема продукции от трудовых показателей математически выражается так:
Nи = RTдТчDч (8)
где Nи - объем выпуска продукции; R - среднесписочное число рабочих; Tд - среднее число дней, отработанных одним рабочим за год; Тч - среднее число часов, отработанных одним рабочим за день; Dч - средняя выработка продукции на один отработанный человеко-час.
Следовательно, объем продукции равен произведению четырех показателей.
При использовании метода цепных подстановок очень важно обеспечить строгую последовательность подстановки. В первую очередь выявляется влияние количественных показателей, а потом - качественных. Например, если требуется определить степень влияния численности работников и производительности труда на размер выпуска промышленной продукции, то прежде устанавливают влияние количественного показателя - численности работников, а потом качественного - производительности труда. Если выясняют влияние факторов количества и цен на объем реализованной промышленной продукции, то вначале исчисляют влияние количества, а потом - влияние оптовых цен. Прежде чем приступить к расчетам, необходимо, во-первых, выявить четкую взаимосвязь между изучаемыми показателями, во-вторых, разграничить количественные и качественные показатели, в-третьих, правильно определить последовательность подстановки в тех случаях, когда имеется несколько количественных и качественных показателей (основных и производственных, первичных и вторичных).
Произвольное изменение последовательности подстановки меняет количественную весомость того или иного показателя. Чем значительнее отклонение фактических показателей от плановых, тем больше и различий в оценке факторов, исчисленных при разной последовательности подстановки.
Метод цепной подстановки имеет недостаток, сущность которого состоит в возникновении неразложимого остатка, который присоединяется к числовому значению влияния последнего фактора, в данном случае к фактору цен. Именно этим и объясняется разница в расчетах при изменении последовательности подстановки.
Этот недостаток устраняется с помощью математических методов анализа.
Индексный метод - это метод экономического анализа, который основан на относительных показателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню в предыдущие временные периоды или к уровню аналогичного явления, принятому в качестве базы сравнения. Всякий индекс исчисляется сопоставлением соизмеряемой (отчетной) величины с базисной. Индексы, выражающие соотношение непосредственно соизмеряемых величин, называются индивидуальными, а характеризующие соотношения сложных явлений - групповыми, или тотальными.
Индексным методом можно выявить влияние на изучаемый совокупный показатель различных факторов. В статистике известно несколько форм индексов, которые используются в аналитической работе (агрегатная, арифметическая, гармоническая и др.).
Применяя агрегатный индексный метод можно определить влияние на объем производственной продукции факторов количества и цен. Схема расчета при этом будет такой:
? g1p1 - ? g0p0 = (? g1p0 - ? g0p0) + (? g1p1 - ? g1p0), (9)
где (? g1p0 - ? g0p0) - влияние количества; (? g1p1 - ? g1p0) - влияние цен.
Здесь следует отметить, что агрегатный индекс является основной основой всякого общего индекса; его можно преобразовать как в средний арифметический, так и в средний гармонический индексы. Динамика оборота по реализации промышленной продукции должна характеризоваться, как известно, временными рядами, построенными за ряд истекших лет с учетом изменения цен (это относится, естественно, к заготовительному, оптовому и розничному оборотам).
Использование всей совокупности методов, приемов и способов - одно из проявлений системного подхода в экономическом анализе.
Задача 1.
На основании приведенных данных проанализировать:
1) На каком из рассматриваемых предприятий выше эффективность использования основных фондов в отчетном году?
2) Повышена ли эффективность использования основных фондов на анализируемом предприятии против производственного задания и прошлого года.
|
Показатель | Данные анализируемого предприятия | Данные передового предприятия | Данные аналогичного предприятия | |
| Прошлый год | Отчетный год | | | |
| | Производственное задание | Отчет | | | |
Фондоотдача ОФ, ден.ед. | 2,8 | 2,9 | 2,7 | 2,3 | 1,9 | |
Коэффициент сменности | 1,4 | 1,45 | 1,43 | 1,5 | 1,44 | |
|
Решение:
1) фондоотдача - сколько продукции снимается с одной гривны основных фондов.
Фондоотдача является показателем эффективности использования ОФ, чем выше фондоотдача, тем эффективнее используются ОФ. Коэффициент сменности характеризует эффективность использования оборудования, т.е. части ОФ.
Исходя из данных таблицы, эффективнее всего используются основные фонды на анализируемом предприятии в отчетном году, т.к. фондоотдача на нем выше 2,7, чем на передовом 2,3 и аналогичном 1,9 предприятиях. Но эффективность использования оборудования выше на передовом предприятии, т.к. коэффициент сменности выше 1,5.
2) По сравнению с прошлым годом и производственным заданием эффективность использования ОФ на анализируемом предприятии упала, т.к. уменьшилась фондоотдача 2,7, а использование оборудования в отчетном году увеличилось по сравнению с прошлым годом, т.к. коэффициент сменности увеличился 1,43.
Задача 2.
Установить влияние на объем продукции изменения времени работы оборудования и его производительности.
|
Показатель | Предыдущий год | Отчетный год | |
Продукция, млн.ден.ед. | 2500 | 2625 | |
Коэффициент сменности | 1,5 | 1,35 | |
|
Решение:
В предыдущем году коэффициент сменности был выше 1,5 , чем в отчетном 1,35, т.е. производительность оборудования уменьшилась, объем продукции, напротив увеличился с 2500 до 2625 млн.ден.ед., значит изменение производительности оборудования обратно пропорционально изменению объема продукции.
Если увеличивается время работы оборудования, то увеличивается объем произведенной продукции, т.е. изменение времени прямо пропорционально изменению объема продукции.
Задача 3.
По данным отчета машиностроительного завода определить степень соответствия фактического выпуска заводом новой продукции производственному заданию, используя способ группировки.
|
Изделие | Единица измерения | Производственное задание | Фактически | Цена единицы изделия, млн.ден.ед. | |
Станок А | Шт | 100 | 102 | 28 | |
Станок Б | Шт | 50 | 48 | 5 | |
Станок В | Шт. | 60 | 65 | 8 | |
Станок Г | Шт. | 100 | 95 | 100 | |
Станок Д | Шт. | 200 | 210 | 120 | |
Станок К | Шт. | 150 | 130 | 34 | |
Товары культурно-бытового значения | Тыс.ден.ед. | 200 | 101 | - | |
|
Решение:
Расчет соответствия факта производственному заданию
|
Изделие | Производственное задание, млн.ден.ед. | Фактически, млн.ден.ед. | Выполнение задания, % | Отклонение от задания, млн.ден.ед | |
Станок А | 2800 | 2856 | 102 | 56 | |
Станок Б | 250 | 240 | 96,00 | -10 | |
Станок В | 480 | 520 | 108,33 | 40 | |
Станок Г | 10000 | 9500 | 95,00 | -500 | |
Станок Д | 24000 | 25200 | 105,00 | 1200 | |
Станок К | 5100 | 4420 | 86,67 | -680 | |
Товары культурно-бытового значения | 0,200 | 0,101 | 0,050 | -99 | |
Итого | 42630,2 | 42736,1 | 100,25 | 105,9 | |
|
По таблице видно, что предприятие перевыполнило задание по продукции А, В,Д, а по продукции Б,Г, К и товарно-культурным недовыполнило. Но, общее задание по продукции перевыполнено на 0,25%, что составляет 105,9 млн.ден.ед.
Задача 4.
Определите изменение затрат на 1 ден.ед. товарной продукции в отчетном периоде по сравнению с предыдущим и влияние на него:
А) изменений в структуре продукции;
Б) изменений себестоимости отдельных изделий;
В) изменений оптовой цены на изделие.
|
Показатель | Изделие А | Изделие Б | Изделие В | |
| Предыдущий год | Отчетный год | Предыдущий год | Отчетный год | Предыдущий год | Отчетный год | |
Выпуск продукции, шт. | 4250 | 4300 | 510 | 480 | 600 | 600 | |
Оптовая цена, тыс.ден.ед. | 50 | 50 | 53 | 55 | 210 | 240 | |
Себестоимость единицы продукции, тыс.ден.ед. | 45 | 44 | 44 | 42 | 120 | 122 | |
|
Решение:
Затраты на 1 ден.ед. товарной продукции
З1 = Себестоимость * Выпуск продукции / (Оптовая цена * Выпуск продукции)
|
| Выпуск | Опт.цена | Себестоимость | Затраты на 1 ед. продукции | Отклонения, % | Отклонения, ден.ед. | |
| Предыдущий | Отчет | Предыдущий | Отчет | Предыдущий | Отчет | Предыдущий | Отчетный | | | |
Изд А | 4250 | 4300 | 50 | 50 | 45 | 44 | 0,9 | 0,88 | -2,22 | -0,02 | |
Изд Б | 510 | 480 | 53 | 55 | 44 | 42 | 0,83 | 0,76 | -8,02 | -0,07 | |
Изд В | 600 | 600 | 210 | 240 | 120 | 122 | 0,57 | 0,51 | -11,04 | -0,06 | |
Итого | 5360 | 5380 | 313 | 345 | 209 | 208 | 0,78 | 0,73 | -5,99 | -0,05 | |
|
По таблице видно, что по сравнению с предыдущим периодом в отчетном затраты на 1 ден.ед. товарной продукции уменьшаются, как отдельно по изделиям, так и в целом. В общем затраты на 1 ден.ед. товарной продукции уменьшаются на 5,99%, что составляет 0,05 ден.ед..
Влияние факторов будем рассчитывать, исходя из объема предыдущего года.|
| Выпуск | | Опт.цена | Себест | Затраты на 1 ед. продукции | |
| Предыдущий | Отчет | Удельный вес | Предыдущий | Отчет | Предыдущий | Отчет | Предыд структура и цены | Отчет структура, предыд цены | Отчет структура и себестоимость, пред опт | Отчет структура и цены | |
Изд А | 4250 | 4300 | 0,80 | 50 | 50 | 45 | 44 | 0,9 | 0,9 | 0,88 | 0,88 | |
Изд Б | 510 | 480 | 0,09 | 53 | 55 | 44 | 42 | 0,83 | 0,83 | 0,79 | 0,76 | |
Изд В | 600 | 600 | 0,11 | 210 | 240 | 120 | 122 | 0,57 | 0,57 | 0,58 | 0,51 | |
Итого | 5360 | 5380 | 1,00 | 313 | 345 | 209 | 208 | 0,78 | 0,87 | 1,17 | 0,85 | |
|
По таблице видно, что влияние изменения структуры
0,87-0,78 = 0,09, затраты на 1 ед. товарной продукции увеличиваются.
Влияние изменения себестоимости
1,17-0,87 = 1,083, затраты на 1 ед. товарной продукции увеличиваются
Влияние изменения оптовой цены
0,85-1,17 = - 0,32, затраты на 1 ед.товарной продукции уменьшаются.
Итого влияния трех факторов 0,853 ден.ед.
Задача 5.
Дать оценку конечных запасов, используя методы ФИФО, ЛИФО, AVCO.
Закупки:
7т сырья по 6,5 ден.ед.
4т сырья по 8 ден.ед.
12т сырья по 9,2 ден.ед.
Продажи после поступления закупок
1) первая: 8т по ?
2) вторая: 12т по ?
3) третья: 2т по ?
Решение:
1) Метод "первое поступление - первый расход" (ФИФО) предусматривает, что ценности, которые поступили на склад первыми, первыми и передаются в эксплуатацию.
Всего на складе после закупок 7х6,5 + 4х8 + 12х9,2 = 187,9 ден.ед.
Продажи
1. первая: 7т по 6,5 ден.ед. = 45,5 ден.ед.
1т по 8 ден.ед. = 8 ден.ед.
Итого 53,5 ден.ед.
2. вторая: 3т по 8 ден.ед. = 24 ден.ед.
9т по 9,2 ден.ед. = 82,8 ден.ед.
Итого 106,8 ден.ед.
3. третья: 2т по 9,2 ден.ед = 18,4 ден.ед.
Остаток запасов на складе 1т по 9,2 ден.ед. = 9,2 ден.ед.
2) Метод "последнее поступление - первый расход" (ЛИФО) предполагает, что те единицы ценностей, которые поступили на состав последними, выдаются со склада в эксплуатацию первыми.
Всего на складе после закупок 7х6,5 + 4х8 + 12х9,2 = 187,9 ден.ед.
Продажи
1. первая: 8т по 9,2 ден.ед. = 73,6 ден.ед.
2. вторая: 4т по 9,2 ден.ед. = 36,8 ден.ед.
4т по 8 ден.ед. = 32 ден.ед.
4т по 6,5 ден.ед. = 26 ден.ед.
Итого 94,8ден.ед.
3. третья: 2т по 6,5 ден.ед = 13 ден.ед.
Остаток запасов на складе 1т по 6,5 ден.ед. = 6,5 ден.ед.
3) Метод средневзвешенной стоимости (AVCO) предусматривает, что при каждом поступлении товарно-материальных ценностей на склад, средневзвешенная стоимость каждой единицы товара на складе должна быть пересчитана. В дальнейшем передача запасов со склада в эксплуатацию проводится по этой стоимости, пока на склад не поступят новые товарно-материальные ценности и не состоится новый перерасчет средней стоимости ценностей.
Средневзвешенная цена сырья (7х6,5 + 4х8 + 12х9,2)/(7+4+12) = 8,17 ден.ед.
Всего на складе после закупок (7+4+12)*8,17 = 187,9 ден.ед.
Продажи после поступления закупок
1) первая: 8т по 8,17 = 65,36 ден.ед.
2) вторая: 12т по 8,17 = 98,04 ден.ед.
3) третья: 2т по 8,17 = 16,34 ден.ед.
итого 179,74 ден.ед.
остаток на складе 1т по 8,17 ден.ед.
Задача 6.
Определить реальную величину капитала на конец периода, если известно, что на начало периода капитал был равен 500 тыс.ден.ед., на конец - 2500 тыс.ден.ед., индекс роста цен - 20.
Решение
Реальный капитал определяем
С = Сн (1+in)/(1+Iр), где Сн - капитал на начало периода, in - процентная ставка, Iр - индекс инфляции (роста цен). Капитал на конец месяца 2500 тыс.ден.ед. - капитал с учетом процентной ставки, тогда реальный капитал
С = 2500 / (1+20) = 119 тыс.ден.ед.
Это значит, что собственник несет убытки 2500 - 119 = 2381 тыс.ден.ед.Список литературы
1. Артеменко В. Г., Беллендир М. В. Финансовый анализ. - М.: ДиС, НГАЭ и У, 2003. - 128 с.
2. Баканов М. М., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 656 с.
3. Астахов В. П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством. - М.: Ось-89, 2000. - 435с.
4. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 112 с.