Поведение конкурентной фирмы, спрос на факторы производства
Поведение конкурентной фирмы, спрос на факторы производства
СОДЕРЖАНИЕ 1 ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫ2 ОСОБЕННОСТИ СПРОСА НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (ТРУД, КАПИТАЛ, ЗЕМЛЯ)ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1 ПОВЕДЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ ФИРМЫОсновной целью любой фирмы в условиях рыночной экономики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или cтабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурентоспособности. Все большую актуальность эта проблема приобретает для белорусских предприятий, прежде всего в тех сферах экономики, где поступательно формируется конкурентная среда, -- в розничной торговле, общественном питании, пищевой промышленности, сборке и продаже персональных компьютеров и др. Конкурентоспособность фирмы -- это ее реальная и потенциальная способность изготовлять и реализовывать товары или оказывать услуги, которые по ценовым и неценовым (качественным) характеристикам более привлекательны для покупателей, чем товары и услуги других фирм-конкурентов. Конкурентоспособность фирмы -- понятие относительное. Она может быть выявлена и оценена только путем сравнения фирм, выпускающих аналогичную продукцию или оказывающих одинаковые услуги применительно к территории, в пределах которой эти фирмы функционируют (на местном, региональном, национальном, мировом рынках)/Поэтому она и та же фирма может быть конкурентоспособной на местном или национальном рынке и не быть таковой на региональном и тем более на мировом. Теория конкурентоспособности фирмы и ее конкурентных преимуществ разработана в трудах А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б Олина и др. Однако новые тенденции в развитии мировой экономики потребовали пересмотра ортодоксальных учений. Причины высокой конкурентоспособности фирм зависят от наличия и эффективного использовании сложившихся в стране базирования условий: необходимых факторов производства, развитого спроса, зрелости конкурентной среды, качества управления, разумной государственной политики и даже благоприятных случайностей.Конкурентные преимущества фирмы обеспечиваются в процессе конкурентной борьбы с так называемыми пятью силами (направлениями) конкуренции, т.е. с другими продавцами аналогичной продукции, фирмами - потенциальными конкурентами, производителями заменителей, поставщиками ресурсов, покупателями ее продукции. Их можно рассматривать как основные рыночные силы.В современных условиях финансово-экономического кризиса конкурентная борьба носит наиболее ожесточенный и драматический характер в депрессивных отраслях с высокими выходными барьерами, т.е. когда затраты на уход с рынка (консервацию производства, выплату компенсации увольняемому персоналу и т.д.) превышают расходы, связанные с продолжением конкурентной борьбы Оказавшиеся в тяжелом финансовом положении фирмы вынуждены проводить оборонительную стратегию, стремясь удержаться на плаву и сохранить свою нишу на рынке даже в условиях падающей рентабельности и отсутствия доходов на капитал. Подобная ситуация характерна для многих отраслей современной экономики Республики Беларусь.Все основные направления укрепления конкурентных позиций фирм на рынке отpaжаются при разработке ими долгосрочной стратегии, которая в современных белорусских условиях имеет ряд особенностей но сравнению со стратегиями фирм, функционирующих в условиях развитой рыночной экономики. Целевой установкой фирм часто является не только обеспечение увеличения прибыли, но и сохранение занятости, чтобы избежать обострения социальной обстановки. Большое значение на конкурентное поведение фирм в современных условиях имеет и повышенная степень и специфический характер рисков принимаемых решений, на которые значительное влияние имеют частые изменения в государственной финансово-кредитной, налоговой, социальной политиках. 2 ОСОБЕННОСТИ СПРОСА НА ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА (ТРУД, КАПИТАЛ, ЗЕМЛЯ)В отличие от спроса на продукты конечного потребления, спрос на факторы производства имеет производный, вторичный характер. Производный характер объясняется тем, что потребность в факторах производства возникает лишь в том случае, если с их помощью могут быть произведены пользующиеся спросом конечные потребительские блага.Спрос на любой фактор производства находится в прямой взаимосвязи со спросом на потребительские товары, изготовленные с помощью данного фактора производства. В то же время существует обратная зависимость между спросом на ресурс и его ценой, что является следствием уменьшения предельного продукта ресурса в денежном выражении. В связи с тем, что все факторы производства, с одной стороны, являются взаимозаменяемыми, а с другой - взаимодополняемыми, спрос на факторы производства - это взаимозависимый процесс, где объем каждого привлекаемого в производство ресурса зависит от уровня цен не только на каждый из них, но и на все остальные, сопряженные с ними ресурсы и факторы.Рынок труда - это сфера взаимоотношений покупателей и продавцов трудовых услуг. Как и любой рынок ресурсов, он формируется за счет взаимодействия спроса и предложения. Рынок труда имеет свои особенности. Спрос на труд считается вторичным, производным от первичного спроса на готовые продукты, и особенно на потребительские товары. Основным фактором, формирующим спрос на труд, является потребность производства в людских ресурсах. Закон спроса на труд: чем меньше заработная плата, тем больше величина спроса на труд/Зарплата рассматривается как факторный доход и предстает как цена труда. В широком смысле зарплата - это все вознаграждения, получаемые работником (все виды доходов), в узком смысле зарплата - это ставка зарплаты, т. е. цена, выплачиваемая за единицу труда в течение определенного интервала времени. Номинальная заработная плата (W), реальная заработная плата (W/P) - это то, что мы реально можем купить на эту сумму денег. Предложение труда - количество труда, которое может быть предложено производству (фирмам) по определенной цене - заработной плате и в определенное время. Закон предложения: чем больше заработная плата, тем больше величина предложения труда. Субъекты спроса на рынке труда - фирмы и государства, а субъекты предложения - домашние хозяйства.Для рынка труда в условиях совершенной конкуренции характерно:- взаимодействие на рынке стольких продавцов и покупателей, что никто не может повлиять на ставку зарплаты;-наличие одинакового уровня квалификации у всех рабочих;- мобильность рабочих, т. е. нет преград для перехода с одного места работы на другое.Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости данного вида труда определяется на пересечении кривых спроса и предложения труда (рис.1).Рис. 1 - Равновесие на совершенно конкурентном рынке трудаЗдесь DL отражает предложение продукта в денежном выражении в данной отрасли; SL показывает предложение труда в альтернативных отраслях. В точке Е MRPL=MRC, т.е. W1 - оптимальный уровень зарплат, а N - оптимальное предложение труда.Рынок труда в условиях несовершенной конкуренции характеризуется:- воздействием предпринимателей на спрос на труд, а, следовательно, и на ставку заработной платы;- влиянием профсоюзов на предложение труда, а значит, и на ставку заработной платы.Рынок капитала - это совокупное обозначение тех рынков, где проявляется спрос и предложение на различные платежные средства. Схематически структура этого рынка может быть представлена следующим образом:Рис.2 - Структура рынка капитала Рынок капитала интегрирует кредитный и валютный рынки, а также рынок инструментов собственности. Рынок инструментов собственности и та часть кредитного рынка, которая на схеме обозначена как рынок инструментов займа, образуют рынок ценных бумаг. Спрос на капитал предъявляют фирмы и население. При этом мотивы поведения их несколько различаются, но в результате они ведут себя схожим образом: при снижении ставки процента фирмы и потребители увеличивают спрос на кредиты. Поэтому кривая рыночного спроса на капитал имеет отрицательный наклон (рис. 3), как и любая кривая спроса на благо или ресурс. Рис.3 - Спрос на рынке капитала Рассмотрим, как это вытекает из поведения фирм и потребителей. 1. Фирмы предъявляют спрос на капитал для того, чтобы использовать его для приобретения капитальных благ (оборудования, материалов и т.д.) и получения прибыли. Они прибегают к услугам заемного капитала тогда, когда им не хватает своих собственных денег (например, вырос спрос на их продукт и фирмы хотят расширить производство). При этом чем дешевле фирме будет обходиться кредит, тем большее количество денег она захочет взять взаймы. 2. Потребители берут деньги взаймы не для получения прибыли, а для покупки какие-либо потребительских благ. Делают они это в нескольких случаях. Во-первых, они могут брать деньги в долг для обеспечения текущего потребления в случае непредвиденного уменьшения дохода. В этом случае деньги нужны для приобретения благ первой необходимости и, строго говоря, не являются капиталом. Подобные займы могут существовать в условиях неопределенности в получении дохода - например, в случае неурожая у земледельцев. Во-вторых, потребители могут брать кредит для покупки капитальных потребительских благ, которые имеют относительно высокую цену и требуют откладывания денег из дохода в течение длительного промежутка времени. Таким образом, при уменьшении ставки процента спрос на капитал увеличивается, так как и фирмы, и население решают взять больше денег в долг. На каждом из элементов рынка капитала осуществляется финансово-экономическая деятельность, и проводятся операции и сделки, подверженные разного рода финансовым рискам. Риски возникают в связи с движением финансовых потоков и проявляются на рынке капитала в виде инвестиционных рисков. Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. В развитых странах принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной. Земельный рынок - одна из самых прибыльных статей доходов бюджета многих государств. В этот нелегкий для нашей страны период, когда в государстве растут внутренние и внешние задолженности, спад производства, увеличение безработицы и ухудшение уровня жизни населения, развитие рынка земли могло бы стать дополнительным источником бюджетных поступлений. На рис.4 изображен рынок услуг (или использования) земли. Предложение земли, а значит, и предложение услуг земли характеризуется совершенной неэластичностью, так что кривая предложения вертикальна. Кривая спроса DT показывает производный спрос на услуги земли. Расположение и форма кривой зависят от технологий в отраслях, использующих землю, количества других применяемых ими факторов производства, а также от спроса на производимую ими продукцию. Рис.4 - Рынок земли В частности, увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию приводит к росту предельной даст земли, которая равна предельному продукту земли, умноженному на цену выпускаемой продукции. В результате повышается спрос на землю при любой данной арендной ставке. Что же происходит с рентными оценками услуг при росте спроса на сельскохозяйственную продукцию? Увеличение спроса на услуги земли отображается как сдвиг вверх кривой спроса до положения DT. Ставка арендной платы за один акр земли должна увеличиться с R0 до R', для того чтобы спрос сравнялся с фиксированным предложением. Арендные ставки вырастут из-за роста спроса на сельскохозяйственную продукцию. Было рассмотрено увеличение ставок арендной платы на услуги земли. Поскольку цена, которую покупатель будет готов заплатить за земельный участок, равна современной стоимости всех будущих арендных поступлений, цены на землю будут также расти. Поскольку земля традиционно рассматривается как количественно фиксированный актив, слово «рента» часто используется для обозначения дохода от любого фактора, получаемого благодаря ограниченности его предложения. Таким образом, фактор приносит ренту, если он оплачивается на уровне большем, чем это необходимо для обеспечения предложения данного потока услуг этого фактора. Часто землю покупают в связи с ожидаемым ростом цен на нее, а совсем не потому, что люди хотят получать доход посредством ее обработки или сдачи в аренду. В таких случаях покупатели предполагают, что найдется еще кто-то, который пожелает заплатить за эту землю в будущем. Такой потенциальный покупатель в свою очередь или какой-нибудь другой покупатель в другой части цепочки должен задуматься о том, какую сумму будут готовы платить арендаторы за право пользования этой землей. В конечном итоге главным фактором, определяющим цену на землю, будет количество людей, готовых платить за право пользования ею в будущем. Цена земли определяется арендной платой, которую предполагают получать землевладельцы. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕТабл.1 - Данные о деятельности фирмы|
P | Q | TR | TC | FC | VC | ATC | AVC | MC | | 5 | 1000 | 5000 | 7000 | 1500 | 5500 | 7 | 5,5 | 5,0 | | | Рис. 5 - Графическая интерпретацияТаким образом, на основании анализа таблицы и графика с данными о деятельности фирмы можно сделать вывод, что в данной точке своего развития фирмы функционирует неэффективно. Валовой доход размере 5000 у.е. не покрывает ни общие издержки (7000 у.е.), ни переменные (5500 у.е.). Наиболее оптимальным было бы решение о ликвидации неэффективного субъекта хозяйствования. Однако если такое решение является неприемлемым для собственника или фирма выполняет важные социальные функции в экономической системе или по другим причинам, то целесообразно было бы использовать стратегию минимизации убытков с тем, чтобы в будущих периодах посредством наращивания объемов инвестиций в производство, применения новых технологий и повышения производительности труда добиться положительных результатов экономической деятельности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономика. - М., 2006. 2. Ивашутин А.Л. Микроэкономика. Учеб. пособие. - Мн.: Технопринт, 2006.3. Лемешевский И.М. Микроэкономика. Социально-экономический аспект. Учебное пособие. - 3-е изд. - Мн.: ФУА Информ, 2007.4. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. - М.: Бином-М, 2008.5. Микроэкономика: уч.пособие / под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьёва.- Минск:БГЭУ, 2007.6. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. - Минск, 2005 . 7. Экономическая теория: Учеб. пособие: В 3-х ч. Под ред. Лутохиной. М, 2007.
| |