Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Предмет, методы и задачи социально-экономической статистики

Предмет, методы и задачи социально-экономической статистики

ТЕМА 1. предмет, методы и задачи социально-экономической статистики

1. Социально-экономическая статистика как общественная наука.

2. Предмет социально-экономической статистики.

3. Методы, применяемые в социально-экономической статистике.

4. Задачи социально-экономической статистики в условиях рыночной экономики.

5. Проблемы интеграции отечественной статистики в международную статистику.

1. Социально-экономическая статистика как общественная наука

Социально-экономическая статистика - самостоятельная отрасль знаний и практической деятельности.

Социально-экономическая статистика как общественная наука изучает количественную сторону различных массовых экономических явлений и процессов общественной жизни с учетом их качественной стороны.

Статистика, используя систему количественных показателей, стремится адекватно отразить условия, процесс и результаты функционирования рыночной экономики, проанализировать тенденции и закономерности развития экономики и общества в целом.

В широком понимании социально-экономическая статистика включает:

1) общую теорию статистики;

2) экономическую статистику;

3) социальную статистику;

4) отраслевую статистику.

Общая теория статистики разрабатывает методологию получения, обработки и анализа статистических данных.

Экономическая статистика концентрирует основное внимание на количественном описании экономического процесса, состояния и развития экономики в целом.

Социальная статистика дает количественную характеристику уровня жизни населения, состояния и развития социальной сферы.

Отраслевая статистика изучает экономические процессы, протекающие в рамках конкретных отраслей.

2. Предмет социально-экономической статистики

Социально-экономическая статистика изучает количественную сторону массовых экономических и социальных процессов и явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в масштабе экономики страны, отраслей и регионов.

Социально-экономическая статистика рассматривает производство, распределение и потребление материальных благ и услуг, закономерности их изменения, экономические и социальные условия жизни людей. С помощью системы количественных показателей она отображает качественные стороны общественных массовых явлений.

3. Методы, применяемые в социально-экономической статистике

Общая теория статистики разрабатывает научную методологию, общие принципы вычисления статистических показателей, методы статистического исследования.

Социально-экономическая статистика использует показатели и методы в конкретных условиях социальной и экономической жизнедеятельности общества.

Таким образом, методы расчета и анализа показателей социально-экономической статистики опираются на инструментарий теории статистики.

В частности, в социально-экономической статистике широко используются положения общей теории статистики, касающиеся методов исчисления индексов, обобщающих показателей.

Важной особенностью социально-экономической статистики является ее системный подход к изучению экономики, что предполагает разработку для изучения экономики системы показателей, которая охватывает основные виды экономической деятельности и аспекты экономического процесса.

4. Задачи социально-экономической статистики в условиях рыночной экономики

Статистика в современных условиях перехода к рыночной экономике обеспечивает государственные органы всех уровней информационно-аналитическими материалами, на основе которых вырабатывается налоговая и ценовая политика, принимаются меры по стимулированию или ограничению развития рынка и отдельных его элементов, обеспечивается социальная защита населения и т.п.

Коммерческие подразделения и специализированные маркетинговые фирмы, наряду с обязательной статистической отчетностью, формируют панели потребителей, занимаются опросом и анкетированием, всеми доступными способами изучают конкурентов по всем параметрам.

Статистические органы на коммерческой основе предоставляют организациям (фирмам) ряд интересующих их сведений (образующих, например, маркетинговую среду; демографические данные потребителей, индексы цен, индексы стоимости жизни и др.); готовят и продают клиентам статистическую информацию, прогнозы, оценки и т.п. в форме печатных изданий, компьютерных дисков, а также путем телефонного переключения с использованием персональных ЭВМ.

Основными задачами социально-экономической статистики в условиях рыночной экономики являются систематическое описание и анализ следующих социально-экономических явлений и процессов:

численность и структура населения страны, его распределение по регионам; наиболее важные показатели воспроизводства населения (показатели рождаемости, смертности, естественного прироста и т.д.);

экономические ресурсы страны, их структура и динамика, распределение по отраслям и секторам экономики, эффективность их использования;

основные результаты экономического процесса, размеры и структура произведенного продукта; темпы экономического роста; использование произведенного продукта на накопление и потребление; пропорции между отраслями и секторами экономики и др.;

результаты производства в основных отраслях экономики; производство наиболее важных товаров (услуг);

распределение доходов: первичное и вторичное распределение; формирование конечных доходов и их использование; дифференциация при распределении доходов между различными группами населения и т.д.;

инфляция и факторы, влияющие на нее;

занятость населения и безработица; факторы, влияющие на показатели занятости населения и безработицы;

уровень жизни населения, его динамика; основные факторы, влияющие на уровень благосостояния населения; потребление товаров и услуг; доходы и сбережения; имущество домашних хозяйств; финансовые активы домашних хозяйств и т.д.

развитие социальной сферы; образование; здравоохранение; взаимосвязи между показателями развития социальной сферы и экономического роста;

состояние здоровья населения (заболеваемость, смертность, средняя продолжительность жизни);

жилищно-коммунальное хозяйство и услуги, размеры и структура жилищного фонда и т.п.;

инвестиционный процесс; объем инвестиций и их структура; источники финансирования и их эффективность;

функционирование финансовой системы: государственный бюджет; финансовые операции, осуществляемые различными секторами экономики; денежная масса в обращении; объем предоставляемых кредитов; финансовая задолженность; операции страховых компаний; фондовый рынок; операции с ценными бумагами и т.д.;

внешнеэкономические связи; определение потребности внешнеэкономического заимствования; структура и динамика золотовалютных резервов и т.д.;

развитие науки и техники; влияние научно-технического прогресса на экономический рост;

состояние окружающей среды и меры по ее защите; расходы на защиту окружающей среды (экология);

производственно-технологические связи между отраслями экономики; зависимость между конечным спросом и производством продукции в важнейших отраслях экономики на основе модели межотраслевого баланса;

наиболее важные качественные характеристики развития экономики: производительность труда, эффективность использования основных фондов и других экономических ресурсов;

характеристики хозяйствующих субъектов.

5. Проблемы интеграции отечественной статистики в международную статистику

Политика в области статистики направлена на активное преодоление наслоений и деформаций, привнесенных командно-административной системой: недостатков в методологии учета и статистики; в совершенствовании системы показателей в преодолении разрыва с общемировой практикой, международными стандартами, показателями и методами их формирования путем перехода к международной методологии, основанной на национальном счетоводстве.

Система национальных счетов (СНС) - это система взаимосвязанных показателей, применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов в странах с рыночной экономикой.

Возможно ли в условиях рынка в вопросах методологии статистики обойтись лишь корректировкой, «ремонтом» существующей методологии? - Нельзя. Международное сообщество через национальные статистические службы, через различные мощные и авторитетные международные организации уже выработало общие наиболее эффективные принципы и методы построения статистической информации для стран с рыночной экономикой. Теоретически более выгодно взять все лучшее у многих стран.

Например, в Швеции отлично «работают» регистры населения; во Франции хороша организация социальной статистики; в Германии заслуживает внимания механизм получения информации в условиях федеративного устройства; в Финляндии много полезного можно найти в вопросах компьютеризации, маркетинга и т.д.

Видимо, легче ориентироваться на несколько национальных статистических служб, однако нельзя допустить, чтобы увлечение зарубежным опытом привело к потере положительных моментов, накопленных отечественной статистикой. Поэтому следует использовать имеющийся арсенал знаний, применив его к современным условиям.

Переход к международной методологии вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает необходимость рассмотрения новых:

1) изменяется представление о производственной экономической деятельности, ее границах и результатах;

2) появляются понятия экономики внутренней и национальной, а отсюда - валового внутреннего и валового национального продукта;

3) пересматривается отношение к сфере услуг и ее участию в процессе общественного производства;

4) уточняется классификация отраслей экономики по сферам деятельности;

5) вводится новое для отечественной практики деление экономики на секторы;

6) уточняются понятия результатов экономической деятельности, продуктов, товаров и услуг;

7) разъясняются понятия трансфертов, резидентов, нерезидентов, экономической территории и т.д.

Таким образом, в целях интеграции отечественной статистики в международную статистику необходимо решение следующих задач отечественными статистическими службами:

переход на макроэкономические показатели, адекватные рыночной экономике;

создание системы национальных счетов;

разработка межотраслевых балансов (МОБ) по схеме системы национальных счетов;

организация работы по международным сопоставлениям валового внутреннего продукта (и разработка методики расчета валового регионального продукта - для РФ);

преобразование финансовой, банковской и бюджетной статистики;

разработка платежных балансов;

приведение в соответствие с международными требованиями показателей статистики цен, статистики населения и труда, внешней торговли, включая таможенную статистику;

участие в перестройке в соответствие с международными требованиями бухгалтерского учета;

формирование Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования;

разработка и внедрение единой системы классификации и кодирования в соответствии с международными стандартами;

осуществление подготовки и переподготовки кадров статистики и учета;

развертывание международного сотрудничества.

Так, в ПМР принята Государственная программа перехода ПМР на международную систему бухгалтерского учета и статистики (Постановление Правительства ПМР №56 от 25 февраля 2000г. - Официальный вестник №2 ч. II 2000г.).

Основной целью Государственной программы является создание максимально объективных условий для государственного развития общества на основе объективной и достоверной оценки состояния и возможностей различных форм собственности и секторов экономики, своевременного выявления тенденций и прогнозирования их развития и оценки последствий управленческих решений.

В связи с этим Государственная программа предусматривает:

1) более полное отражение в системе статистических показателей различных аспектов социально-экономических процессов, используемых в международной практике; усиление аналитических тенденций и оперативности сбора, обработки и распространения статистических данных на основе технической переоснащенности органов статистики;

2) разработку и внесение в единую статистическую систему новых форм первичного учета, внедрение новых методов обработки данных первичного учета с целью группировки их, согласно международным правилам;

3) уточнение состава показателей, периодичности, порядка представления и формы публикации статистических данных.

Литература

1. Л.А. Голуб. Социально-экономическая статистика. Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

2. В.Н. Салин, Е. П. Шпаковская. Социально-экономическая статистика. Учебник. - М.: ЮРИСТЪ, 2002.

3. Социально-экономическая статистика: практикум / Под ред. В.Н. Салина, Е.П. Шпаковской. - М.: Финансы и статистика, 2004.

4. И.И. Елисеева, М.М. Юзбашев. Общая теория статистики. Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2004.

5. Государственная программа перехода ПМР на международную систему бухгалтерского учета и статистики. Постановление правительства ПМР №56 от 25 февраля 2000г.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека