Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Принципы построения системы национальных счетов

Принципы построения системы национальных счетов

36

Содержание

Введение

Глава 1. Система национальных счетов как метод социально-экономической статистики

Глава 2. Принципы построения системы национальных счетов

Глава 3. Анализ валового внутреннего продукта Республики Беларусь

3.1 Валовой внутренний продукт, его формы и методы измерения

3.2 Изменение динамики валового внутреннего продукта в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

Введение

Республика Беларусь сегодня находится на переломном этапе формирования национальной экономики, трансформации ее устоявшейся структуры. Обусловлено это, в первую очередь, серьезным отставанием научно-технической составляющей производства. Его устранение требует незамедлительной системной модернизации экономики на основе долгосрочной научно-технической политики. Она должна опираться на глубокий анализ причин неразвитости технологической структуры, механизмы активизации инновационной деятельности и ориентироваться на траекторию быстрого и устойчивого экономического роста.

Объект - система национальных счетов.

Предмет - содержание формирующих принципов системы национальных счетов, взаимосвязь CНC с другими экономическими категориями.

Цель работы заключается в рассмотрении основных методологических принципов построения системы национальных счетов.

В ходе исследования был поставлен ряд задач:

- рассмотреть систему национальных счетов как метод социально-экономической статистики, определить цели и задачи CНC;

- изучить процесс формирования национального счетоводства и основные принципы его построения;

- провести статистический анализ динамики валового внутреннего продукта и дать оценку его состояния на 2008г. в Республике Беларусь.

Глава 1. Система национальных счетов как метод социально-экономической статистики

Для всестороннего эффективного отображения и регулирования рыночной экономики необходима совокупность макроэкономических показателей, связанных между собой. Такой макроэкономической моделью является система национальных счетов (СНС), сформулированная как метод в 1938 г. Первые подсчеты национального дохода по СНС осуществлялись в США, Германии, Японии и Франции с начала 80-х годов, когда экономисты осознали, что для реального влияния на развитие экономики необходимо иметь четкое и полноценное представление о протекающих в ней процессах [3, с. 22]. В результате этого возникла практическая потребность в регулярных расчетах таких обобщающих макроэкономических показателей, как валовой внутренний продукт, национальный доход, сбережения, капиталовложения.

В дальнейшем это привело к формированию СНС. Период развития СНС как международного стандарта для расчета основных макроэкономических показателей относится к первым послевоенным годам. Официальной точкой отсчета истории национальных счетов считается 1947 г., когда вновь образованной ООН были опубликованы доклад и приложения к нему. В докладе экономиста и статистика Ричарда Стоуна содержались основные определения, принципы и схемы 24 таблиц. Первоначальный вариант международной СНС был разработан в 1951-1953 гг. комитетом экспертов в рамках Статистического комитета ООН и опубликован в 1956 г. в виде руководства «Система национальных счетов и система стандартных таблиц ООН». Как методологический стандарт, СНС переиздавался несколько раз: в 1968-1993 гг. использовался вариант 1968 г.; в настоящее время в практике используется пересмотренный вариант 1993 г.

В СССР использовалась другая концепция описания и анализа макроэкономики: нахождению показателей на основе баланса народного хозяйства (БНХ), основанного на общественной собственности на средства производства. Модель БНХ, в основе которого лежала концепция А. Смита и К. Маркса о трудовой теории стоимости и о сфере материального производства, разграничивала производственную и непроизводственную сферы, не могла быстро реагировать на финансово-денежные отношения в условиях рынка и является устаревшей [18, с. 112].

Кроме того, баланс народного хозяйства был разработан в СССР для описания и анализа экономики, основанной на принципах централизованного планирования и распределения материальных ресурсов.

Переход к системе национального счетоводства следует рассматривать как длительный поэтапный процесс совершенствования и преобразования системы бухгалтерского и статистического учета в форму, пригодную для макроэкономического анализа и прогноза развития национального хозяйства в разрезе секторов и отраслей экономики.

Цель CНC - получить полную картину экономической деятельности страны с помощью системы взаимосвязанных счетов и таблиц по секторам и отраслям.

В Республике Беларусь первые экспериментальные построения показателей СНС были официально начаты в конце 80-х годов. Отечественная статистика строит все основные счета и таблицы на основании методологии 1993 г. Однако имеются отдельные проблемы, связанные с внедрением всей системы в целом.

СНС - это логически последовательная, гармонизированная и целостная совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которых лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, определений, классификаций и правил учета. СНС представляет собой макроэкономическое бухгалтерское отображение прибыли за определенный период деятельности государства в целом, ее секторов, отраслей и регионов. Цели CНC во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информацией для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне субъектов хозяйствования, а в CНC - для принятия решений, относящихся к экономике в целом.

СНС включает следующие подсистемы:

1. Счета внутренней экономики.

а) текущие счета:

- счет производства;

- счет образования доходов;

- счета распределения доходов;

- счета использования доходов;

б) счета накопления:

- счет операций с капиталом;

- финансовый счет;

- счета прочих изменений в активах;

в) счета товаров и услуг.

2. Счета внешнеэкономических связей:

- счет товаров и услуг;

- счет первичных доходов и текущих трансфертов;

- счета накопления [7, с. 42].

Для экономики страны в целом предусматривается составление всех счетов - это сводные счета. Они отражают, с одной стороны, отношения между национальной экономикой и экономиками иных стран, а с другой - отношения между различными показателями функционирования национальной экономики. Для каждого сектора внутренней экономики предусматривается составление определенного набора счетов - от счета производства до финансового счета.

Как в системе национальных счетов, так и в бухгалтерском учете следует различать операции и делить экономические операции на три основные группы:

1) Операции с продуктами и услугами.

Данные операции относятся к производству, обращению (обмену) и использованию продуктов и услуг в секторах и отраслях экономики (потоки товаров). При этом они включают операции, произведенные в данном периоде, и операции с существующими продуктами, произведенными ранее, включая импорт.

2) Распределительные операции.

Целями распределительных операций являются распределение и перераспределение сбережений.

3) Финансовые операции.

Эти операции связаны с изменением в финансовых активах и пассивах по различным секторам экономики [6, с. 106].

Глава 2. Принципы построения системы национальных счетов

В составе социально-экономической статистики СНС является методологической основой системного изучения экономики. СНС включает совокупность счетов, балансов и взаимосвязанных таблиц, базовые понятия, определения, классификации и правила учета. В основе данной системы лежат концепции политэкономического характера, разработанные Дж. Кейнсом и изложенные им в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г.) [7, с. 43].

В классической политэкономии воспроизводство общественного продукта носит название экономического оборота [16, с. 6].

Участниками данного процесса выступают институционные единицы, объединенные в сектора национальной экономики. Одни из них производят товары и услуги, другие являются их потребителями. В составе экономического оборота предприятия и домашние хозяйства представляют собой две институционные единицы национальной экономики, обменивающиеся между собой соответствующими услугами. Домашние хозяйства, потребляя услуги предприятий, в свою очередь обеспечивают их факторными услугами и живым трудом, использование которого создает стоимость.

Продукция и факторные услуги домашних хозяйств в составе экономического оборота формируют «реальный вещественный поток». В направлении, обратном реальному, движется «денежный поток».

Приведенные выше взаимосвязи представляют наиболее принципиальную схему построения национальных счетов [6, с. 6]. Процессы сбережения доходов и их инвестирование в расширение производства в данной схеме опущены. Их включение в экономический кругооборот в составе денежных потоков, противодействующих реальным, приводит к кейнсианской модели движения доходов.

Кейнс в противоположность либералистским экономическим идеям доказывал необходимость государственного вмешательства в ход экономических процессов для преодоления кризисов, инфляции и т.д. Центральное место в его теории экономики занимают макроэкономические проблемы. Кейнс ввел в науку понятия предельной склонности к сбережениям и предельной склонности к потреблению.

На рис. 2.1 представлена кейнсианская модель движения национального дохода. Вновь созданная стоимость представлена суммой прибыли владельцев капитала (доходов на капитал) - G и заработной платы наемных работников - Z.

Владельцы капитала и наемные работники расходуют полученный доход на две цели: потребление (С) и сбережение (S). Расходы на потребление возвращаются в сферу производства. Сбережения становятся источником капиталообразования, они формируют фонд накопления. Фонд накопления через инвестиции образует связь с производством. Таким образом, сбережения опосредованно возвращаются в производство и происходит экономический оборот.

Основные методологические принципы позволяют выявить в рамках СНС картину функционирования экономики, характеризовать главный объект исследования - экономический оборот - как в его объективном единстве, так и посредством анализа основных его составляющих и системы экономических связей между ними.

36

Рис. 2.1. Движение национального дохода:

G -- прибыль; Z -- заработная плата; I -- инвестиции; SZ -- сбережения наемной рабочей силы; Sg -- сбережения владельцев капитала; Сг -- потребление наемных работников; СZ -- потребление владельцев капитала, ПП -- промежуточное потребление (продукция). Обращение амортизации основного капитала опущено.

Источник: [7, с. 44].

Методология СНС определяет как перечень показателей, подлежащих построению и анализу, так и методику их расчета с учетом принципов международной и внутренней методологической сопоставимости:

1. Принцип внутренней методологической сопоставимости. Данный принцип обеспечивается: во-первых, построением показателей, содержащихся во всех таблицах и счетах СНС, исходя из одних и тех же правил; во-вторых, идентичностью показателей CНC и других макроэкономических моделей, таких как платежный баланс, государственный бюджет и др. [3, с. 23].

2. Принцип внешней сопоставимости заключается в том, что национальные методики различных стран, различаясь в деталях, должны быть полностью сопоставимы с точки зрения базовых правил.

3. Принцип расширенной трактовки сферы производства. Согласно этому принципу научно обоснованные границы общественного производства охватывают материально-вещественное производство (продукция промышленности, сельского хозяйства, строительства), материальные услуги (торговля, грузовой транспорт, связь и т. д.) и нематериальные услуги (наука, образование, здравоохранение, финансы, кредит и т. д.). При этом комплекс отраслей сферы услуг рассматривается как составная часть всего народнохозяйственного комплекса, область применения производительного труда. Следовательно, по методологии Системы национальных счетов в производственную деятельность включаются все виды общественной деятельности [16, с. 112].

4. Принцип двойной записи, т. е. двойная регистрация каждой экономической операции: один раз в активе (по дебету), а второй раз в пассиве (по кредиту) взаимосвязанных счетов. В CНC по кредиту отражаются ресурсы, а по дебиту - их использование. Данный метод записи позволяет контролировать, откуда поступают материальные или денежные средства на счета организаций и куда передаются [1, с. 12]. С помощью этого метода можно следить за перемещением денежных и материальных ресурсов. Применение метода двойной записи на народнохозяйственном уровне придает макроэкономической информации такую же строгость и внутреннюю согласованность, какие характерны для бухгалтерской отчетности.

Метод двойной записи отвечает представлению об экономике как о единой сложной системе. Система макроэкономической информации, основанная на принципе двойной записи, обладает большой гибкостью и предоставляет широкие возможности для изменения, укрупнения и детализации показателей.

5. Принцип балансового равенства. Основан на том, что итог по операциям, отраженным в виде ресурсов, должен быть тождествен итогу по операциям, отраженным в виде их использования. Этот метод ориентирует на использование в качестве первичной информации данных бухгалтерского учета, который в отличие от статистической отчетности не допускает преднамеренного искажения. Более высокое качество такой информации объясняется не только тем, что она является прямым отражением экономических операций, но и тем, что каждый рассчитанный показатель проверяется дважды. Контроль происходит автоматически, поскольку заложен в самом построении системы информации [3, с. 23].

На основе двух последних принципов построены все счета и балансовые таблицы, применяемые в СНС.

Счета являются важнейшим элементом СНС и представляют собой таблицы, в правой части которых содержатся показатели ресурсов, в левой - показатели использования. В каждом счете сумма записей, относящихся к ресурсам, равна сумме записей, относящихся к использованию.

Особо выделяется позиция, являющаяся балансирующей статьей, определяемая как разность между итогом ресурсной части и известными показателями использования ресурсов (табл. 2.1.).

Таблица 2.1. - Схема счета

Использование

Ресурсы

Показатели использования

Показатели ресурсов

Балансирующая статья (всего ресурсов минус показатели использования)

Всего использования

Всего ресурсов

Источник: [9, с. 44].

Особенность информации, основанной на двойной записи, состоит в том, что можно пользоваться половиной имеющейся информации, т. е. оценивать передачи или со стороны получателя, или со стороны плательщика. Например, данные о продаже товаров в торговле - это одновременно и данные о покупке товаров.

6. Принцип последовательности. Национальные счета строятся в определенной последовательности соответствующей в основном последовательности воспроизводственного цикла. Балансирующая статья предыдущего счета, отраженная в разделе «Использование», является исходным показателем раздела «Ресурсы» последующего счета. Этим достигаются увязки счетов между собой и превращение их в систему.

7. Оценка средств и источников. Данный принцип является следствием взаимосвязи системы национального счетоводства и бухгалтерского учета. Он предполагает существование определенной методологии оценки различных статей, характеризующих средства и их источники. Методы оценки весьма разнообразны в отдельных странах. Основой большинства из них является метод «исторической оценки», то есть оценка производится в сумме фактических затрат, затрат на дату совершения операции [9, с. 8].

8. Разграничение материальных и финансовых потоков. Этот принцип состоит в установлении различий между движением товаров (материальных благ и услуг) и потоками доходов (оплата труда, прибыль, платежи за услуги).

В национальном хозяйстве, как было замечено ранее, происходит процесс кругооборота доходов и продуктов: потоки денежных доходов движутся навстречу потоку продуктов, обеспечивая обращение на рынках продуктов и ресурсов. Результатом обращения является конечное потребление и накопление в фирмах и на предприятиях, а также в домашних хозяйствах (рис. 2.2).

Под материальными потоками подразумеваются товары и услуги для продажи потребителям, которые их используют для конечного потребления, частных инвестиций, государственных закупок или на экспорт.

Поток расходов на ресурсы осуществляется через рынок ресурсов, возвращаясь в сектор домашних хозяйств в виде национального дохода (поток дохода), всей суммы заработной платы, рентных платежей (доходов от собственности), процентных выплат и прибыли.

Денежная масса в стране зависит от скорости обращения денег, уровня цен и величины реального национального продукта. Это выражено в классическом уравнении обмена:

MV = PY, М = PY / V (2.1)

где М - денежная масса в обращении;

V - скорость обращения денег;

Р - индекс цен на готовые товары и услуги;

Y - реальный национальный продукт [6, с. 103].

Рис. 2.2 Схема экономического оборота, отражаемого в СНС

Источник:[12, с. 30].

9. Деление произведенного продукта на конечный и промежуточный. Промежуточный продукт - это продукт, использованный как предмет труда (сырье, материалы, топливо, энергия). То есть его покупают с целью последующего использования в форме ресурсов производства других товаров.

Конечный продукт - это продукт, использованный на личное потребление населения и коммерческих организаций, потребление государственных органов всех уровней и накопление.

10. Четное выделение «внутреннего» (отечественного) производства и «национального» производства. «Внутреннее» производство относится к продукции, произведенной на территории страны, независимо от того, каким странам принадлежат предприятия и трудовые ресурсы. Следовательно, часть дохода (или продукции), созданного на территории страны, выплачивается постоянно жителям других стран в виде заработной платы или в форме отчислений за границу части прибыли. Аналогичные доходы из-за границы могут получить граждане данной страны.

«Национальное» производство учитывает потоки факторных доходов (труда, капитала, земли), для чего из валового внутреннего продукта вычитается та часть продукта, которая уходит за границу, и добавляется часть продукта, поступающая из-за границы.

Концепция выделения внутреннего и национального производства была сформулирована в варианте CНC ООН 1968 г. [12, с. 28].

11. Исчисление показателей на чистой и валовой основе. Основные сводные показатели Системы национальных счетов могут быть исчислены как на валовой, так и на чистой основе. Например, ВВП на валовой основе - это валовой внутренний продукт до вычета стоимости потребления основного капитала (ПОК), ВВП на чистой основе (ЧВП) - после вычета потребления основного капитала:

ЧВП = ВВП - ПОК. (2.2)

В ряде случаев термин «на валовой основе» означает, что тот или иной показатель исчислен без вычета размера встречного потока, например, валовая заработная плата без вычета налогов, а на чистой основе - после вычета встречного потока. Так, чистый экспорт - это экспорт за вычетом импорта, чистые налоги - налоги за вычетом субсидий [4, с. 45].

12. Деление производства на рыночное и нерыночное. Рыночное производство - это производство товаров и услуг, предназначенных для реализации на рынке с целью получения прибыли.

Нерыночное производство охватывает производство продуктов и услуг в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги государственных учреждений и общественных организаций, услуги по проживанию в собственных домах.

13. Принцип деление всех доходов на текущие и капитальные. Текущие доходы - это оплата труда, пенсии, пособия и т. д. Текущие расходы - покупки потребительских товаров, уплата налогов, взносов.

Капитальные доходы - трансферты единовременного характера, финансирующие расходы на приобретение основных и оборотных средств, сбережения [4, с. 46].

Система показателей доходов в CНC основывается на концепции, предложенной Дж. Хиксом в работе «Стоимость и капитал» [7, с. 47]. Доход определяется как максимальная сумма, которую можно израсходовать на потребление в течение некоторого периода и при этом сохранить в конце периода капитал, который был в начале. Таким образом, величина дохода показывает, сколько люди могут потратить на потребление, не становясь беднее.

Развивая концепцию доходов, Дж. Хикс ввел две категории доходов:

- предвидимый доход (доход, ожидаемый к потреблению);

- фактический доход (доход, включающий непредвиденные поступления».

Концепция Дж. Хикса получила развитие в CНC при исчислении наиболее важных макроэкономических показателей: валовой внутренний продукт, национальный доход, располагаемый доход, национальные сбережения и др.

14. В CНC экономика страны определяется с точки зрения институционных единиц [13, с. 17]. Институционная единица - хозяйствующий субъект, способный самостоятельно владеть активами, что дает ему право обмениваться правом собственности на эти активы; принимать экономические решения и обязательства с последующей ответственностью за их выполнение; вести полный набор бухгалтерских счетов. Выделяют два типа институционных единиц:

1) физические лица или их группы в форме домашних хозяйств;

2) юридические лица, признаваемые законом независимо от физических лиц, которым они принадлежат или которые контролируют их деятельность [3, с. 11].

Она включает в себя институционные единицы, которые являются резидентами на экономической территории страны.

Резиденты - институционные единицы, имеющие центр экономического интереса на экономической территории страны, то есть владеющие недвижимым имуществом, осуществляющие или намеревающиеся осуществлять свою деятельность на экономической территории страны в течение длительного срока (не менее года).

Единицы-резиденты проводят операции с единицами-нерезидентами (то есть с единицами, являющимися резидентами экономики других стран). Такие операции представляют собой внешние операции и группируются в счете остального мира.

Экономическая территория страны - территория, административно-управляемая правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и капиталы могут свободно перемещаться; она не включает территориальные анклавы других стран (посольства, военные базы и др.) или международные организации, но включает анклавы данной страны на территории других стран [13, с. 17].

15. Применение теории «факторов производства». Это значит, что в стоимость товаров и услуг наряду с трудом входит стоимость земли, капитала и предпринимательской деятельности [2, с. 201].

Земля как фактор производства имеет троякое значение:

· в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;

· в узком смысле, т. е. в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной), это объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и предметом и средством труда;

· в пределах всей экономики земля может выступить как объект собственности.

Капитал - материальные и финансовые ресурсы производства: денежные активы, акции, оборудование, здания, транспорт и средства связи, сырье и т. д. Вместе с тем капитал - это знания и навыки человека, его энергия, используемые в производстве продукции и услуг.

Труд - это широкий термин, который употребляется для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности, которая в силу ее специфической роли в экономике выделяется отдельно).

Предпринимательские способности представляют собой специфический инновационный фактор производства, который предполагает использование инициативы и творчества в организации производства, связан с риском производства новых продуктов, вводом производственных технологий и новых форм организации труда и производства. Это особый вид человеческого капитала, представленный деятельностью по координации и оптимальному комбинированию всех остальных факторов производства в целях производства продукции и услуг.

Каждый из названных факторов производства способен принести своему владельцу доход (рис. 2.3).

36

Рис. 2.3 Структура и взаимосвязь ресурсов, факторов производства и доходов их владельцев

Источник: [2, с. 202].

Логика национального счетоводства заключается, во-первых в том, что весь процесс общественного воспроизводства может быть представлен как совокупность хозяйственных операций экономических агентов; во-вторых, каждая операция отражается на счетах контрагентов как процессы пополнения их ресурсов или их использования. Счета представляют собой систему именно потому, что они, во-первых, связаны между собой; во вторых, ориентированы на достижение единой цели; в третьих, построены по единому методологическому принципу; в четвертых, они содержат систему взаимосвязанных показателей исчисленных по единым методологическим основам.

Глава 3. Анализ валового внутреннего продукта Республики Беларусь

3.1 Валовой внутренний продукт, его формы и методы измерения

Валовой внутренний продукт - центральный макроэкономический показатель, применяемый для определения темпов развития производства, характеристики структуры народного хозяйства и многих важных макроэкономических пропорций. Он широко используется для международных экономических сопоставлений.

Существует три способа измерения ВВП:

1) по добавленной стоимости (производственным методом);

2) по расходам (метод конечного использования);

3) по доходам (распределительный метод) [21, с.10].

При расчете первым методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта.

Величина ВВП представляет собой сумму добавленной стоимости всех производителей продукции и услуг. При этом методы исчисления валового выпуска продукции и услуг в различных отраслях экономики имеют существенные различия. Например, валовой выпуск продукции и услуг сектора нефинансовых предприятий и корпораций, реализующих свою продукцию на рынке, исчисляется как стоимость реализованной продукции плюс прирост запасов готовой, но не реализованной продукции, включая прирост незавершенного производства [21, с.11].

Валовой выпуск нерыночных услуг, оказываемых органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства, определяется как сумма затрат на производство, которая включает: затраты на приобретение товаров и услуг для промежуточного потребления; оплату труда; налоги на производство; потребление основных фондов (амортизация).

При расчете ВВП по методу расходов суммируются расходы всех экономических агентов, использующих ВВП: домашних хозяйств, фирм, государства, иностранцев. Фактически речь идет о совокупном спросе на произведенный ВВП. Суммарные расходы можно разложить на несколько компонентов:

ВВП = C + I + G + TB, (3.1)

где С (Consumption) - личные потребительские расходы (потребление домашних хозяйств), включающие расходы домашних хозяйств на товары длительного пользования и текущего потребления, а также на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья;

I (Investment) - валовые инвестиции, включающие производственные капиталовложения (или инвестиции) в основные производственные фонды (независимо от формы собственности предприятия), инвестиции в жилищное строительство, инвестиции в запасы (рост запасов учитывается со знаком «+», уменьшение - со знаком «-»). Валовые инвестиции можно также представить как сумму чистых инвестиций и амортизации. Чистые инвестиции увеличивают запас капитала в экономике. Приобретение же ценных бумаг с позиций макроэкономики означает лишь переход уже существующих активов от одного владельца к другому, а не увеличение капитала в виде чистых инвестиций;

G (Government) - государственные закупки товаров и услуг за счет средств государственного бюджета (содержание армии и государственного аппарата, строительство и содержание школ, дорог и т.д.). Сюда не включаются расходы госбюджета на трансферты. Трансфертами называют выплаты, не связанные с движением товаров и услуг. Государственные трансферты перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков путем выплат по социальному страхованию (пособий, пенсий) и т. д. Существуют трансферты бизнеса и частного сектора в форме благотворительных взносов;

ТВ (Trade Balance) - чистый экспорт товаров и услуг за рубеж, рассчитываемый как разность экспорта товаров и нефакторных услуг и импорта товаров и нефакторных услуг [21, с.12].

Приведенное уравнение ВВП (3.1) называется основным макроэкономическим тождеством. Различия между составляющими ВВП - С, I, G, TB - базируются, главным образом, на различии между типами покупателей, осуществляющих эти затраты (домашние хозяйства, фирмы, государство, иностранцы), а не на различии покупаемых благ и услуг. Так, автомобиль, купленный домашним хозяйством, включается в компонент С; если же он приобретен фирмой, считается частью инвестиций в основные фонды и т. д. Исключение составляют инвестиции в жилищное строительство, которые включаются в ВВП без деления на составляющие в зависимости от того, кто осуществил эти инвестиции - домашние хозяйства, предпринимательский сектор или государство.

В ВВП не включаются затраты на приобретение товаров, произведенных в предшествующие годы (например, покупка дома, построенного пять лет назад), а также затраты на покупку промежуточных продуктов, что позволяет избежать двойного счета.

Среди компонентов ВВП самыми большими обычно бывают личные потребительские расходы С, а самыми изменчивыми - инвестиционные расходы I.

При расчете ВВП по методу доходов суммируются: оплата труда наемных работников, валовая прибыль и валовые смешанные доходы (чистая прибыль и чистые смешанные доходы плюс потребление основного капитала), а также чистые налоги на производство и импорт (налоги на бизнес минус субсидии бизнесу).

Производство продукции предполагает ее реализацию по рыночным ценам и получение денежного дохода. Если исходить из того, что доход от реализации состоит из двух частей, то первую часть дохода образуют денежные поступления, которые предназначены для компенсации понесенных затрат предметов труда (промежуточное потребление). Такие поступления формируют фонд возмещения и предназначены для компенсации текущих материальных затрат. Вторая часть дохода есть денежный эквивалент добавленной стоимости обработки, т. е. ВВП. Данную часть совокупного дохода присваивают собственники факторов производства [10, с. 94]. Таким образом, ВВП выступает как сумма денежных доходов собственников факторов производства (рис. 3.1).

36

Рис. 3.1 ВВП как сумма пофакторных доходов

Источник: [10, с. 95].

Все три рассмотренных выше метода исчисления ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике, особенно в экономике переходного периода, различные методы могут приводить к различным результатам. Это связано с двумя основными причинами. Первая - становление СНС и связанные с этим процессом неточности учета (например, учет «челночного» импорта и экспорта). Вторая причина - теневая экономика, которая приводит к занижению данных о производстве ВВП по сравнению с данными о его использовании, так как доходы от нелегальной деятельности расходуются на потребление и накопление. В отдельных странах ее доля достигает 30-40% от объема ВВП [10, с.94].

Для устойчивого развития национальной экономики с ежегодным темпом прироста ВВП в размере не менее 7% необходимо предоставлять движущие силы (факторы) этого развития. Факторный анализ представляет собой глубокий и сбалансированный анализ роста производства ВВП в республике.

При рассмотрении фактических данных по различным странам валовой внутренний продукт, называемый номинальным ВВП, со временем увеличивается. Этот рост происходит за счет двух факторов: 1) роста производства товаров и услуг; 2) роста цен на эти товары и услуги [21, с.20]. В экономике важно проводить различие между показателями, отражающими реальную экономическую активность, и показателями, демонстрирующими рост, обусловленный изменением цен. Поэтому центральные статистические органы приводят также показатель реального ВВП, из которого исключаются изменения цен.

При факторном анализе роста ВВП в отчетном году (t + 1) по сравнению с базовым годом (t) удобнее такую модель предоставить в виде изменения основных ее параметров (валового производства и промежуточного потребления) с учетом индексов изменения физических объемов и индексов цен. В самом общем виде такая причинно-следственная модель определения объема национального ВВП в отчетном году по сравнению с базовым имеет следующий вид:

ВВПt + 1 = Вt Ч ИФ Ч Ицт - Зt Ч ИФ Ч Им Ч Ицм, (3.2)

где ВВПt + 1 - валовый внутренний продукт в текущем году в текущих ценах; Вt - валовый выпуск в базовом году в основных ценах; ИФ - индекс изменения физических объемов товаров и услуг в отчетном году по сравнению с базовым, в долях единицы; Ицт - индекс изменения цен на товары и услуги в отчетном году по сравнению с базовым, в долях единицы; Им - индекс изменения материалоемкости физических объемов товаров и услуг в натуральном выражении, в долях единицы; Ицм - индекс изменения цен на материалы промежуточного потребления в отчетном году по сравнению с базовым [10, с. 23].

Данная укрупненная модель позволяет проводить факторный анализ изменения ВВП в отчетном году по сравнению с базовым путем поочередного изменения каждого фактора при неизменном состоянии других.

Реальный ВВП исчисляется в сопоставимых (т. е. в постоянных, базисных) ценах. Отношение номинального ВВП к реальному является показателем изменения (индексом) цен, который называется дефлятором ВВП. Дефлятор ВВП исчисляется таким образом, что в некотором базовом году его значение равно 100 %, т. к. в этом году размеры реального и номинального ВВП совпадают.

Дефлятор ВВП рассчитывается при помощи индекса Пааше, где в качестве весов используется набор благ текущего периода:

РF = У РtiQti / У Р0iQti, (3.3)

где Qti - количество i-го блага в текущем t периоде; Рti и Р0i - цены i-го блага, соответственно, в базисном 0 и текущем t периодах [19, с. 20].

В качестве измерителя покупательной способности используется индекс потребительских цен (ИПЦ). Во многих странах ИПЦ широко применяется для определения размера поправки на рост стоимости жизни, включаемой в контракты по найму рабочей силы, выплаты по социальному обеспечению и коллективные трудовые соглашения. ИПЦ определяется как соотношение стоимости «корзины» товаров и услуг, взятой за отдельный промежуток времени, к стоимости такой корзины в базисном году. ИПЦ рассчитывается при помощи индекса Ласпейреса, где в качестве весов используется базовый набор благ:

РL = У РtiQ0i / У Р0iQ0i, (3.4)

где Q0i - количество i-го блага в базисном (0) периоде [19, с. 21].

Набор товаров для «корзины» должен определяться за счет большого числа среднестатистических потребителей относительно их обычных покупок. Состав потребительской корзины фиксируется на уровне базового года. Именно при помощи этого индекса принято определять уровень инфляции в стране.

В отличие от индекса Ласпейреса индекс Паше несколько занижает рост уровня цен в экономике. Если с его помощью можно оценить рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствовали в наборе базисного года, но отсутствуют в наборе текущего года.

Индекс Фишера отчасти устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Паше, усредняя их значение:

РF = v (РL Ч РP). (3.5)

Для выработки и осуществления политики в области экспорта и валютного курса используется индекс цен производителей (ИЦП). ИЦП рассчитывается при помощи индекса Пааше в оптовых ценах предприятий.

В практике международных сопоставлений используется показатель «ВВП на душу населения, рассчитанный по паритету покупательной силы». Он может существенно отличаться от ВВП, рассчитанного по номинальному валютному курсу. Например, уровень ВВП на душу населения в Беларуси по официальному курсу составил около 2,7 тыс. долл., а по курсу, соответствующему паритету покупательной силы, по различным оценкам, - от 5 до 7,5 тыс. долл. [21, с.21].

Следует отметить, что показатель ВВП на душу населения отражает средний уровень жизни, однако он зависит не только от уровня экономического развития страны. На него значительное влияние оказывает наличие природных богатств. Например, нефтяные страны имеют, при прочих равных условиях, более высокие показатели уровня потребления, по сравнению с другими. Поэтому наиболее точную оценку уровня индустриального развития экономики страны можно получить исходя из анализа распределения ее ВВП по секторам. Выделяют первичный сектор (сельское и лесное хозяйство, добывающая промышленность), вторичный (обрабатывающая промышленность и строительство) и третичный (сфера услуг, наука, образование, инфраструктурные отрасли, государственное управление, финансы и страхование и т. д.). На ранних и средних стадиях индустриализации быстро растет доля вторичного сектора. Затем, при переходе к постиндустриальной, или «информационной», стадии доля вторичного сектора стабилизируется и даже начинает сокращаться, а увеличивается удельный вес третичного сектора. Это можно проиллюстрировать с помощью следующих статистических данных.

Структура ВВП Беларуси: первичный сектор - 15 %, вторичный - около 40 %, третичный - примерно 45 % [19, с.25].

На всех стадиях индустриализации (как ранних, так и поздних) сокращается доля первичного сектора. Поэтому соотношение третичного сектора к первичному монотонно растет, и его можно считать индексом технологической зрелости экономики.

3.2 Изменение динамики валового внутреннего продукта в Республике Беларусь

Несмотря на глобальное распространение мирового финансового кризиса (последствия которого для белорусской экономики стали особенно ощутимы с сентября-октября 2008г.), 2008г. в целом оказался успешным для экономики Беларуси: важнейшие параметры социально-экономического развития республики за год выполнены, темпы роста промышленного производства составили -110,8% к уровню 2007г., сельскохозяйственного производства - 108,9, реальные денежные доходы возросли по отношению к предыдущему году на 12,3% [20, с. 4]. При этом темпы роста ВВП в 2008г. составили 110%, что на 1-2 п. п. выше предусмотренных прогнозом социально-экономического развития показателем.

Особенно заметно интенсивное развитие белорусской экономики на фоне замедления макроэкономической динамики в отдельных странах СНГ, а также мировых «центрах силы» - США, Япония, странах Евросоюза (рис. 3.2).

В 2008г. важнейшим фактором отмеченного увеличения ВВП в Беларуси со стороны спроса выступили рост валового накопления (по оценкам 125% к уровню 2007г., вызванный высокой инвестиционной активностью в стране, и рост конечного потребления домашних хозяйств (115% к уровню 2007г.). динамический рост потребительских расходов населения в 2008г. сопровождался опережающим спросом на непродовольственные товары (131,6% в сравнении со 110% на продовольственные), формировался в условиях роста цен. Как показывают расчеты динамика внутреннего спроса обусловила 15,7 п. п. годового прироста ВВП, при этом 7,6 п. п. пришлось на инвестиционный спрос, 8.1% - на потребительский [20, с. 5].

Рис. 3.2 Динамика реального ВВП в отдельных странах в 2005-2008 гг. к уровню предыдущего года

Источник: [20, с. 5].

По предварительным данным, в 2008г. в воспроизводственной структуре ВВП удельный вес чистого импорта чистого импорта составил 6,2%, доля конечного потребления - 72%, при этом доля потребления домашних хозяйств возросла по сравнению с 2007г. на 1,4% и составила 53,5%, расходы государственных учреждений на конечное потребление сократились до 17,3% ВВП (табл. 3.1).

Таблица 3.1 - Динамика структуры конечного использования ВВП в Республике Беларусь в 2000-2008 гг.

Показатель

2000г.

2005г.

2006г.

2007г.

2008г.

Конечное потребление

В том числе:

потребление домашних хозяйств

конечное потребление госучреждений

Валовое накопление

В том числе:

основного капитала

изменение спроса запасов материальных оборотных средств

Сальдо-экспорта-импорта

77,7

55,8

19,8

25,8

25,6

0,2

-3,5

71,4

49,7

20,4

27,9

26,0

1,9

0,7

71,6

50,9

19,4

32,6

30,0

2,6

-4,2

72,3

52,1

18,9

33,9

31,4

2,5

-6,2

72,0

53,5

17,3

34,2

30,2

4,0

-6,2

Источник: [20, с. 6].

В 2007г. произошло небольшое уменьшение ВВП (на 1,8), что вполне объяснимо. Снижаются закупки нефти, уменьшаются объемы закачки газа. В следствии чего промышленный сектор снизил свои объемы выпуска, а экспорт упал на 20 пунктов [14, с.3]. Изменение основных экономических показателей за 2006-2007гг. представлено на рисунке (рис.3.3).

Рис. 3.3 Изменение основных экономических показателей Республики Беларусь

Источник: [14, с. 3].

В контексте сказанного особый интерес представляет рассмотрение в государствах - членах СНГ в том же временном интервале динамики инвестиций. Это необходимо, во-первых, чтобы определить перспективы роста ВВП в ближайшем времени, во-вторых, чтобы иметь четкое представление о реальных инвестиционных процессах, протекающих в этих странах.

Как видно из таблицы в 2007г. только 4 из 12 стран СНГ реализовали инвестиций больше, чем в 1990г. И Беларуси принадлежит 2-е место после Азербайджана.

Очевидно, что значительная положительная динамика ВВП в рассматриваемом периоде сопровождалась в Беларуси и наращиванием объемов инвестиций, а это позволяет говорить о неплохих перспективах развития экономики страны в ближайшее время. Но при обязательном условии - существенном изменении отраслевой структуры капиталовложений.

На сегодняшний день решена главная задача - не допущен спад в экономике в связи с повышением цен на газ и нефть [10, с.5]. Для поддержания высоких темпов развития в дальнейшем необходимо обеспечить конкурентоспособность белорусских предприятий на внутреннем и внешнем рынках. Это, в свою очередь, требует своевременного решения проблем, вызванных неблагоприятным финансово-экономическим состоянием многих предприятий, высоким уровнем износа активной части производственного потенциала на фоне его недостаточной загруженности, значительным отставанием Беларуси от стран ЕС в области научно-конструкторской инновационной деятельности.

Нельзя оставить без внимания процесс сокращения доли производства товаров на фоне роста доли сферы услуг в структуре ВВП, который оказался достаточно длительным и продолжается по сей день. Это способствовало сохранению высокого уровня занятости в экономике - 97-98% экономически активного населения.

Важным положительным результатом расширения сферы услуг явилась экономия ресурсов (материалов, комплектующих изделий, топливно-энергетических), так необходимых для развития экономики. Для упомянутой сферы характерна более высокая, чем в товаропроизводящих отраслях доля добавленной стоимости (разница между стоимостью продукции и стоимостью затраченных на ее производство сырья и материалов) в структуре цены. Так, в 2005г. удельный вес добавленной стоимости в структуре тарифов составил 68%, а в структуре цен товаров - 32%. Поэтому рост доли сферы услуг в структуре ВВП способствовал снижению энерго- и материалоемкости производства. Доля инвестиций в основной капитал отраслей, оказывающих услуги, составляет примерно 62% [12, с.6].

Рост валовой добавленной стоимости позволил увеличить оплату труда работников всех сфер деятельности. Доля оплаты труда работников в валовой добавленной стоимости увеличилась в 2007г. до 57% (в 1990-1995гг. она составляла 47%) [9, с. 6]. В связи с чем, особый интерес представляет рассмотрение показателя ВВП на душу населения, определяющего экономический рост в национальной экономике. Сотрудники Мирового банка отмечают тенденцию роста в нашей стране ВВП на душу населения, рассчитанного в долларах США. Представляется интересным Проект глобального международного сопоставления ВВП 146 стран мира по данным за 2005г. в соответствии с решением Статистической комиссии ООН этот проект координировал и в значительной мере финансировал Всемирный банк при существенной поддержке со стороны секретариата ООН, МВФ, ОЭСР и Евростата. Сопоставление проводилось в рамках Программы международных сопоставлений (ПМС), инициированной ООН еще в конце 1960-х годов, с помощью паритетов покупательной способности валют.

Как следует из данных табл.3.2, Россия занимает преобладающую часть в экономике региона стран СНГ, принимавшим участие в сопоставлении. Она заметно опережает другие страны и по уровню ВВП в расчете на душу населения. Однако на долю региона СНГ приходится всего 4,1% мирового ВВП, так как на страны ЕС - 24%. Беларусь же среди стран СНГ - 3,68, в мировом ВВП - 0,15%.

Таблица 3.2 - Основные результаты сопоставления ВВП по странам СНГ в рамках глобального проекта

Страны

ВВП по ППС, трлн. Долл.

Доля стран в мировом ВВП, в %

ВВП на душу населения

ППС (США = 100)

Индекс уровня цен (США = 100)

По ППС, долл.

Индекс (США = 100)

Азербайджан

Армения

Беларусь

Грузия

Казахстан

Кыргызстан

Молдова

Россия

Таджикистан

Украина

38,4

12,6

83,5

15,3

131,8

8,9

8,5

1697,5

9,7

263,0

0,07

0,02

0,15

0,03

0,24

0,02

0,02

3,09

0,02

0,48

4648

3903

8541

3505

8699

1728

2362

11861

1413

5583

11,2

9,4

20,5

8,4

20,9

4,1

5,7

28,5

3,4

13,4

1631,6

178,6

779,3

0,7

57,6

11,4

4,4

12,7

0,7

1,7

35

39

36

41

43

28

35

45

24

33

СНГ в целом*

2269,2

4,13

9202

22,1

43

* По странам, участвовавшим в сопоставлении (кроме Узбекистана, Туркменистана)

Источник: [5, с. 30].

Заключение

В Республике Беларусь первые экспериментальные построения показателей СНС были официально начаты в конце 80-х годов. Отечественная статистика строит все основные счета и таблицы на основании методологии 1993 г. Однако имеются отдельные проблемы, связанные с внедрением всей системы в целом.

СНС - это логически последовательная, гармонизированная и целостная совокупность макроэкономических счетов, балансов активов и пассивов, а также таблиц, в основе которых лежит ряд согласованных на международном уровне понятий, определений, классификаций и правил учета. СНС представляет собой макроэкономическое бухгалтерское отображение прибыли за определенный период деятельности государства в целом, ее секторов, отраслей и регионов. Цели CНC во многом аналогичны целям бухгалтерского учета: обеспечение информацией для принятия управленческих решений. Однако в бухгалтерском учете информация используется для принятия решений на уровне субъектов хозяйствования, а в CНC - для принятия решений, относящихся к экономике в целом.

Основным методологическим принципом построения CНC является метод двойной записи. Применение метода двойной записи на народнохозяйственном уровне придает макроэкономической информации такую же строгость и внутреннюю согласованность, какие характерны для бухгалтерской отчетности.

Метод двойной записи отвечает представлению об экономике как о единой сложной системе. Система макроэкономической информации, основанная на принципе двойной записи, обладает большой гибкостью и предоставляет широкие возможности для изменения, укрупнения и детализации показателей.

Несмотря на глобальное распространение мирового финансового кризиса (последствия которого для белорусской экономики стали особенно ощутимы с сентября-октября 2008г.), 2008г. в целом оказался успешным для экономики Беларуси: важнейшие параметры социально-экономического развития республики за год выполнены, темпы роста промышленного производства составили -110,8% к уровню 2007г., сельскохозяйственного производства - 108,9, реальные денежные доходы возросли по отношению к предыдущему году на 12,3%. При этом темпы роста ВВП в 2008г. составили 110%, что на 1-2 п. п. выше предусмотренных прогнозом социально-экономического развития показателем.

По проекту глобального международного сопоставления ВВП по 146 странам мира удельный вес Республики Беларусь по уровню ВВП в расчете на душу населения среди стран СНГ составляет 3,68%, в мировом ВВП - 0,15%.

Список использованных источников

1. Бухгалтерский учет. Теория. Документы. Корреспонденция счетов. Регистры. Отчетность: практич. пособие / Н.И. Ладутько [и др.]; под ред. Н.И. Ладутько. - 6-е изд., перераб. и доп. - Минск: ФУ Аинформ, 2007. - 808с.

2. Головачев, А.С. Экономика предприятия. В 2 ч. Ч1: учеб. пособие / А.С. Головачев. - Минск: Высшая школа, 2008. - 447с.

3. Грибоедова И.А. Социально-экономическая статистика: учебно-методич. Комплекс / И.А. Грибоедова. - 3-е изд., перераб. - Минск: Изд-во МИУ, 2006. - 136с.

4. Дащинская Н.П. Международная статистика: учеб. Пособие / Н. П. Дащинская. - Минск: Изд. центр БГУ, 2007. - 254с.

5. Иванов Ю. О глобальном сопоставлении ВВП по 146 странам мира / Ю. Иванов // Вопросы экономики. - 2008. - №5. - С.22-35.

6. Ковалев Л.А. Система национального счетоводства как информационная база управления материальными и денежными потоками страны / Л.А. Ковалев // Белорусский экономический журнал. - 2000. - №4. - С.99-107.

7. Колесникова И.И. Социально-экономическая статистика: учеб. пособие / И.И. Колесникова. - 2-е изд., испр. - Минск: Новое знание, 2007. - 260с.

8. Кравцов М.К. Эконометрическое моделирование и прогнозирование валового внутреннего продукта и его отраслевой структуры / М.К. Кравцов // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. - 2008. - №4. - С.4-27.

9. Левкович О.А. Бухгалтерский учет: учеб. пособие / О.А. Левкович, И.Н. Бурцева. - 5-е изд., перераб. и доп. - Минск: Амалфея. 2007. -800с.

10. Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курс лекций / И.М. Лемешевский. - 2-е изд., перераб. и дополн. - Минск: ФУ Аинформ, 2006. - 544с.

11. Мартунич А.А. Пофакторный анализ роста производства валового внутреннего продукта в РБ / А.А. Мартунич // Экономика и управление. - 2006. - №2. - С. 21-24.

12. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2005. - 844с.

13. Национальные счета Республики Беларусь. Статистический сборник / Председатель редакционной коллегии Г.И. Гасюк - Минск: М-во статистики и анализа РБ, 2008. - 167с.

14. Новиков М.М. Введение в систему национальных счетов / М.М. Новиков. - Минск: Высшая школа, 1995. - 109с.

15. Рожковская Е.А. Динамика и структура конечного потребления как фактор экономического роста / Е.А. Рожковская // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. - 2008. - №1. - С.4-18.

16. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в 2008г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ. - 2009. - №1. - С.4-33.

17. Статистика: национальные счета, показатели и методы анализа: справ. пособие / Н.П. Дащинская, М.М. Новиков [и др.]; под ред. И.Е. Теслюка. - Минск: БГЭУ, 1995. - 376с.

18. Статистический ежегодник. Республика Беларусь 2008 / Председатель редакционной коллегии В.И. Зиновский. - Минск: Мин-во статистики и анализа РБ, 2008. - 598с.

19. Черный Р.А Система национальных счетов / Р.А. Черный, М.Б. Морозов // Человек. Цивилизация. Культура: тезисы докладов III межвузовской студ. научно-теоретической конференции по гуманитарным наукам (Минск, 23 апреля 1997 г.). - Минск: Веды, 1998. - С. 112-113.

20. Шимов В.Н. Структурная трансформация экономики Беларуси: предпосылки и приоритеты / В.Н. Шимов // Белорусский экономический журнал. - 2008. - №2. - С.4-11.

21. Экономическая теория: учеб. пособие: в 2ч. Ч2 / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов [и др.]; под ред. Ю.М. Ясинского. - Минск: Академия наук при Президенте РБ, 2008. - 230c.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека