Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Приватизация как экономическая категория

Приватизация как экономическая категория

Введение

В развитии человеческой цивилизации, экономических систем, становлении и развитии товарного производства наряду с разделением труда решающую роль играет собственность. Отношения собственности составляют основу любой экономической системы.

Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.

В современном мире нет ни одной страны, где бы государство не занималось активно хозяйственной деятельностью.

Преобладание государственной формы собственности в экономике страны ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайна выгодна производителю. Огосударствление всей общественной жизни означает, что государство занимает монопольное положение, а сама система общественной жизни выступает в качестве авторитарно-бюрократического государства.

Гипертрофированное огосударствление экономики приводит к мономорфизму собственности, окостенению предпринимательских структур, препятствует функционированию рыночных механизмов.

Именно поэтому необходимо разгосударствление и приватизация.

1 Приватизация и разгосударствление

Приватизация в классическом словарном понимании (от английского private - частный, личный) - это отход от доминирования государственной собственности и переход к частной собственности.

Разгосударствление - передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами.

Приватизация - это переход государственной собственности в частные руки (физическими и юридическими лицами) и формирование на этой основе частной или смешанной форм собственности в результате принятия правительством программы социально -- экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений - отношений собственности, фундамента социально - экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности [14, 34].

В результате приватизации государство полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы утрачивают право непосредственного управления ею.

Разгосударствление и приватизация государственной собственности является одним из важнейших направлений перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.

Для более четкого представления о процессах разгосударствления и приватизации в Республике Беларусь, следует вкратце рассмотреть основные формы собственности, отраженные в Законе «О собственности в Республике Беларусь».

Закон «О собственности в Республике Беларусь» предусматривает три формы собственности:

· частную собственность - имуществом владеет гражданин, как физическое лицо;

· коллективную собственность - имуществом владеет группа лиц, коллектив. Коллективная собственность может выступать в форме арендных и народных предприятий, хозяйственных обществ и товариществ, других организаций и объединений;

· государственную собственность - имущество принадлежит государству, его народу и от имени народа управляется Кабинетом Министров и местными Советами депутатов. Государственная собственность разделяется на 2 вида: коммунальную и республиканскую.

Закон допускает образование смешанных форм собственности на основе объединения имущества физических, юридических лиц и государства (например, совместные предприятия).

Кроме того, имущество может принадлежать на праве общей (долевой или совместной) собственности нескольким лицам, независимо от форм собственности.

В республиканской собственности находятся природные ресурсы: земля, ее недра, воздушное пространство над территорией республики. В республиканской собственности находятся также предприятия и организации, имущество которых обеспечивает суверенитет, хозяйственную самостоятельность республики, ее экономическое и социальное развитие.

В коммунальной собственности находятся объекты (имущество), принадлежащие административно-территориальным органам. Ими управляют соответствующие местные Советы депутатов.

Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда основная часть товаропроизводителей-предприятий будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства.

Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путем разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление экономики в нашей республике - это процесс формирования многоукладной, смешенной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления.

Разгосударствление собственности осуществляется путем, как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных.

Необходимо обратить внимание на то, что разгосударствление может проводиться быстрее, чем приватизация. Приватизация - процесс более длительный. В литературе, например, приводиться такой факт: в Англии - этой классической капиталистической стране - потребовалось 10 лет для приватизации всего

10 крупных корпораций.

Объектами приватизации в Республике Беларусь считаются:

· государственное и общественное жилье;

· государственные предприятия, учреждения, организационные структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

· государственное имущество, сданное в аренду;

· государственное имущество, в виде оборудования, других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий;

· доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь, административно территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

1.1 Этапы, цели, эффекты приватизации

· Важным результатом применения методологического подхода является выделение этапов системной трансформации в сфере отношений собственности.

· На первом этапе осуществляется внеэкономический волевой акт - “техническая” приватизация. Его внеэкономический характер обусловлен двумя обстоятельствами.

· Во-первых, уже до начала официальной “технической” приватизации и в ходе нее идет спонтанный процесс приватизации как в легальных и полулегальных, так и в чисто криминальных. Первичная приватизация лишь блокирует спонтанный процесс в его наиболее криминальных формах и легализует прежние неформальные права собственности, существовавшие, например, в рамках отношений принципал-агент между государством и директорами крупных предприятий.

· Во-вторых, импульсом для начала первого этапа служит политическая воля государственной власти.

· Для первого этапа характерны образование большого количества частных и получастных предприятий, а также интенсивное количественное формирование новых институтов. В этой связи определенным критерием его завершения можно считать замедление процесса количественных преобразований и появление первых симптомов качественных сдвигов в сформировавшихся институтах и их отношениях.

· На втором этапе происходят: интенсивное перераспределение прав собственности после первичной “технической” приватизации; упорядочение вмешательства государства в процесс перераспределения на микроуровне. Критериями завершения данного этапа служат стабилизация системы новых прав собственности, а также качественная и количественная стабилизация новой системы экономических механизмов и типов институциональных структур.

· Для третьего этапа должны быть характерны: полноценная экономическая реализация новых отношений собственности, при полностью завешенной реализации всего комплекса экономических преобразований; стабильное самовоспроизводство этих отношений через новую систему хозяйства и новую институционально-правовую среду.

· Таким образом, цель реформ собственности (приватизации) как фундаментального элемента реформ в переходной экономике заключается в обеспечении базовых условий для нормального функционирования и самовоспроизводства будущей рыночной системы. Именно в ходе трансформации отношений собственности возможно формирование новых мотиваций экономических субъектов и предпосылок для рационального изменения производства как ключевых условий повышения эффективности производства.

· В целом конечная цель приватизации как элемента системных преобразований - это прежде всего: обеспечение стабильности новой системы отношений собственности; создание условий (механизмов, институтов) для самовоспроизводства данной системы; экономическая эффективность на микро- и макроуровнях. При этом такие потенциальные цели приватизации, как “всеобщая справедливость” и пополнение доходов госбюджета, неизбежно отходят на второй план. И если достижение в ходе приватизации “всеобщей справедливости” попросту абстрактно и практически нереально, то частичное решение бюджетных проблем за счет доходов от приватизации возможно в зависимости от избранных моделей.

· Из указанных конечных целей со всей очевидностью вытекает и основной критерий эффективности приватизации в широком смысле: создание условий для экономической реализации новой системы прав собственности, ориентированной на эффективность микроуровня и в целом системы хозяйства. Раскрытие общего критерия возможно через совокупность частных критериев эффективности (результативности) приватизации и учет этапов системной трансформации. В таблице 1 сделана попытка представить такую систему критериев.

· Позитивное воздействие приватизационной программы на эффективность функционирования предприятий достижимо лишь в комплексе мер по финансовой стабилизации, либерализации цен, демонополизации производства, развитию различных рынков и открытию экономики для импорта товаров и капиталов. Собственно приватизация в условиях переходной экономики не ведет автоматически к появлению устойчивых жизнеспособных предприятий (а скорее наоборот, к отмиранию неконкурентноспособных производств), она лишь создает необходимые экономико-правовые предпосылки для этого.

1.2 Принципы приватизации

Главные критерии реформы разгосударствления экономики - сокращение принудительного госзаказа, расширение свободной продажи продукции на рынке, либерализация цен, конкуренция товаропроизводителей и обеспечение экономической ответственности. За государством при этом сохраняются функции регулирования общественного производства экономическими и юридическими нормами.

Основными принципами разгосударствления являются:

· добровольность;

· экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан;

· гласность;

· соблюдение интересов государства и населения.

При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.

Сущность основных принципов приватизации заключается в следующем:

· в сочетании возмездного и безвозмездного способов приватизации, при которых часть государственного имущества, подлежащего приватизации, бесплатно передается в собственность граждан Республики Беларусь, а другая продается частным и негосударственным юридическим лицам;

· в праве каждого гражданина Республики Беларусь на часть безвозмездно передаваемой собственности. В связи с общенародным характером государственной собственности за каждым гражданином Республики Беларусь закреплено право получить часть приватизируемого государственного имущества бесплатно. Практически это право реализуется путем выдачи именных приватизационных чеков на сумму, зависящую от возраста гражданина и его трудового стажа;

· в дифференциации методов, форм и процедур приватизации. То есть в связи с тем, что приватизируемые объекты различаются размерами производства, значимостью и конкурентоспособностью продукции, уровнем технической оснащенности, финансовым положением, и т.д., данный принцип предполагает использование различных способов, методов и процедур при проведении приватизации. Так, небольшие предприятия могут быть проданы с аукциона, а крупные преобразованы в акционерные общества; платежи в бюджет за приобретенное государственное имущество могут быть одноразовые и в рассрочку;

· в предоставлении определенных социальных гарантий членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий. Государство обеспечивает более благоприятные условия для участия трудовых коллективов в приватизации своих предприятий. Трудовой коллектив может выступить инициатором приватизации предприятия, т.е. подать предложение на приватизацию в соответствующие органы. Члены трудового коллектива имеют первоочередное право приобретать акции акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных и арендных предприятий, как за денежные средства, так и за приватизационные чеки. Трудовые коллективы арендных предприятий имеют первоочередное право выкупа арендуемого имущества.

Основные принципы приватизации реализуются Государственной программой приватизации, которая определяет:

· цели, задачи и сроки этапов приватизации;

· приоритеты и ограничения;

· источники финансирования осуществления работ по приватизации и направления расходования средств;

· задачи органов государственной власти и управления;

· другие направления процесса приватизации.

1.3 Типы приватизации

Существует два различных по своему содержанию типа современной приватизации.

Первых тип приватизации связан с начавшейся во второй половине 70-х структурной перестройкой экономики развитых стран Запада, а затем и многих развивающихся стран (пересмотр сложившейся в 50-60-е годы структуры государственного регулирования экономики). Этот тип приватизации был вызван переоценкой места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике. При всем широчайшем диапазоне уровней развития стран, конкретных мотивов приватизации (доходы в бюджет и оздоровление государственных финансов, оживление конкуренции, реформа управления, специализация и демонополизация, привлечение иностранных инвестиций), правовых и экономических традиций, политических и идеологических доктрин все эти страны объединяет одна ключевая характеристика: во всех этих странах приватизация проводилась при уже существующей рыночной конкурентной среде и при наличии развитого института частной собственности.

Второй тип приватизации получил свое развитие несколько позднее -примерно с 1989 г. в процессе начавшихся системных преобразований в бывших социалистических странах. При смене административно-командной системы хозяйства к системе основанной на рыночных принципах, приватизации отводится особое место. В переходной экономике приватизация осуществляется не только при системной трансформации прав собственности , но и при системной реформе экономики в целом. В этом, в частности, заключается принципиальное отличие приватизациионного процесса как составной части реформ в рамках переходной экономики от приватизационных мероприятий, осуществляемых в развитых и развивающихся странах.

1.4 Способы приватизации

Следует отметить, что на выбор конкретного способа приватизации влияют различные факторы: размер предприятия, отраслевая принадлежность, характеристика основных фондов, технологий и выпускаемой продукции, финансового состояния предприятий и т.д.[19, 34]

Продажа на аукционе - это такой способ приватизации, при котором предприятия государственной собственности продаются с аукционных торгов.

Предприятие переходит в собственность того покупателя, который предложил самую высокую цену.

Этот способ приватизации используется в тех случаях, когда от покупателя не требуется выполнения каких - либо условий по дальнейшему использованию приватизированного предприятия.

Продажа по конкурсу - это способ приватизации, при котором покупатель приватизируемого предприятия определяется на основе конкурсного отбора. После оплаты стоимости объекта покупатель становится его новым собственником. Этот способ приватизации применяется в тех случаях, когда от покупателя требуется выполнение определенных условий по дальнейшему использованию предприятия. Для проведения конкурса необходимо не менее двух покупателей.

Условия конкурса предусматривают:

· сохранение на определенный срок профиля предприятия и обязательств по производству конкретных видов товаров;

· проведение природоохранных мероприятий;

· обеспечение безопасных условий труда;

· сохранение или создание новых рабочих мест;

· финансирование или порядок использования в течение определенного срока объектов социальной сферы, входящих в имущественный комплекс предприятия.

Могут предъявляться и другие требования по усмотрению комиссии по приватизации. Выполнение условий конкурса обязательно.

Право собственности на объект передается победителю конкурса, предложение которого отвечает условиям конкурса и наилучшим образом соответствует критериям, устанавливаемым органом приватизации. В качестве критерия конкурса используются показатели, определяющие перспективу развития предприятия. При определении критерия конкурса учитывается специфика приватизируемого предприятия.

Для трудового коллектива продажа на аукционе, по конкурсу наименее предпочтительна, так как снижается вероятность приобретения объектов в собственность трудовым коллективом вследствие роста их цены.

На аукционах и по конкурсу, как правило, продаются в первую очередь небольшие убыточные и низкорентабельные предприятия.

Кроме перечисленных выше способов приватизации выделяют следующие:

· прямая продажа - правительство или назначенный им орган принимают решение о том, кому будет продана собственность. Критерии выбора (если таковые имеются) не должны в обязательном порядке объявляться, и решение принимается единолично правительством. Этот способ использован Estelcom, Эстония;

· массовая приватизация (ваучерная, коллективные программы инвестиций, открытая продажа акций на внутреннем рынке населению) - наиболее распространенный вариант - ваучерная приватизация, которая представляет собой нестандартный способ передачи государственной собственности другим субъектам и дает возможность преодолеть недостаток финансовых средств внутри страны; является очень привлекательной для политиков, так как внешне отвечает социальным интересам общества. Идея распределения собственности путем проведения массовой ваучерной приватизации была разработана в Чехословакии в 1992 году. Сейчас ясно, что данный метод не обеспечивает ни приток инвестиций, ни развитие рынка капиталов, не говоря уже о передаче know - how или принципов управления. Кроме того, при этом происходит распределение, «дисперсия» собственности среди большой группы некомпетентных мелких собственников, которые не способны квалифицированно влиять на принятие важных решений относительно корпоративной деятельности. Тем не менее, этот метод широко использовался в Чехии, Молдове, Румынии, России.

Необходимо правильно выбрать способ и сроки приватизации. Выбор способа приватизации должен базироваться на оценке конкретной ситуации, возможностей, целей и политики государства, а также стратегии и уровня развития приватизируемого объекта. При этом необходимо учитывать, что макроэкономический климат страны, в частности, стабильность и рейтинг, являются ключевыми факторами, определяющими привлекательность для иностранных инвесторов.

Объекты социальной инфраструктуры (жилые дома, детские дошкольные учреждения, профилактории, стадионы и т.д.), находящиеся на балансе государственного предприятия, которое приватизируется, могут быть переданы новому собственнику этого предприятия безвозмездно без права распоряжения с условием сохранения их целевого использования.

Объекты государственной собственности, находящиеся за пределами Республики Беларусь, приватизируются в порядке и на условиях, определенных международными договорами Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что часто приватизация проходит в несколько этапов, то есть представляет собой комбинацию двух способов. Важен правильный выбор последовательности проводимых мероприятий при приватизации. Например, что лучше - сначала провести приватизацию и поручить реструктуризацию новым собственникам или наоборот.

2 Мировой опыт приватизации

2.1 Западный опыт приватизации

Великая Британия первой (на Западе) избрала путь массовой приватизации и добилась при этом хороших результатов. Причиной приватизации была низкая эффективность работы государственных предприятий.

Сочетание двух главных целей -- уменьшение задолженности и распространение акций -- означало, что приватизация в этой стране проходила в основном в форме продажи, но почти всегда по ценам ниже рыночной стоимости. На большинстве распродаж правительство поощряло граждан покупать акции по твердо установленным ценам с определенными ограничениями на случай слишком большого числа заявок. Низкие цены создавали дополнительную прибыль покупателям и увеличивали популярность таких распродаж за счет государства.

Тем не менее большое количество отдельных граждан и частных предприятий, покупавших акции, вскоре уменьшилось, поскольку многие стали продавать свои акции, чтобы получить прибыль.

Целями приватизации в Великой Британии являлись повышение производительности труда путем усиления конкуренции и разрешения фирмам получать ссуды на рынке капитала; ограничение кредитных требований государственного сектора; решение проблемы выплаты процентов государственному сектору; ограничение государственного вмешательства в дела предприятия; расширение форм собственности на средства производства; перераспределение доходов.

Методы реализации концепции приватизации сводились к продаже или безвозмездной передаче государственного имущества. Иногда проводились конкурентные торги акциями, иногда определенная часть акций резервировалась для рабочих предприятия.

Основными покупателями являлись финансовые структуры. Индивидуальные вкладчики имели лишь 23,1 % всех акций.

Практиковался и выкуп предприятий менеджерами и работниками. Мелкие вкладчики и работники предприятий получали льготы при приватизации, как по сумме платежей, так и по срокам. При продаже предприятий происходило резервирование 10 % акций для работников предприятий и пенсионеров.

Однако впоследствии безвозмездная передача имущества оказалась несостоятельной.

Процесс приватизации можно разделить на несколько этапов:

· 1979 -- первая половина 1984 г. -- состоялся процесс малой приватизации;

· лето 1984 -- осень 1987 г. -- осуществлялась приватизация, заключавшаяся в расширении круга владельцев акций;

· 1988--1989 гг. -- активно проводилась продажа коммунального хозяйства с акцентом усиления конкурентных начал в отрасли.

По степени достижения поставленных целей приватизация в Великой Британии оценивается как успешная. Отличительные черты британской модели приватизации, которые были порождены не идеологией, а практикой, -- платность (или возмездность) и постепенность. Эти и другие особенности британского опыта не являются чем-то специфическим, а потому были переняты многими странами.[19.120]

Франция показала образец высоких темпов и объемов приватизации в короткие сроки. То, что было сделано в Англии за б лет, во Франции сделано за 14 месяцев. Она ставила задачу изменить роль госсектора в национальной экономике. Программа приватизации была рассчитана на 5 лет. За 14 месяцев(с 1986 г.) было приватизировано 15 крупных компаний, контролировавших более тысячи предприятий. Приватизацию осуществляло Министерство экономики, сочетая централизованное регулирование и рыночные рычаги.

Принятие гибкого законодательства обеспечило Министерству экономики возможность проводить процесс приватизации по схеме: иностранным инвесторам

-- не более 20 %; стабильным акционерам -- 15-30; персоналу приватизируемых компаний -- 10 % предложенного капитала.

Значителен сам принцип французской приватизации, основанный на методе создания автономных центров принятия решений в лице крупных предприятий, независимых от государственного аппарата. Формируя «твердые ядра» стабильных акционеров, сыгравшие ключевую роль в организации новых независимых структур, государство оградило себя от малейшего риска, который мог бы появиться, если бы эта организация опиралась на рыночные механизмы.

Результаты второй волны приватизации были встречены французской общественностью сдержанно и получили неоднозначную оценку, хотя общий доход от ее проведения с лета 1993 по осень 1994 г. составил 110 млрд франков.

Во Франции приватизация означала простое перераспределение прав собственности между субъектами хозяйственных отношений в рамках сложившейся рыночной системы, сопровождавшееся некоторым усилием роли частного капитала в экономике.

Внешними объективными факторами успеха приватизации в Англии и Франции явились развитие биржевого рынка, обуздание инфляции и большой объем сбережений домашних хозяйств.

Япония. Если обратиться к условиям, на фоне которых развернулись процессы дерегулирования и приватизации в этой стране, то, во-первых, следует отметить необходимость «удешевить» государственное управление; уменьшить раздутые бюджетные субсидии и административные расходы; повысить эффективность в отраслях, находящихся под чрезмерной опекой и контролем правительства; добиться общего оживления экономики.

Во-вторых, начиная с 70-х годов наблюдается стремительное развитие новой техники и технологии, в первую очередь, в сфере информатики и других областях. В результате сформировалась техническая основа для проникновения новых компаний в отрасли, бывшие ранее сферой естественной монополии или олигополии.

В-третьих, начиная с 70-х годов интенсифицировались международные связи в таких формах, как перемещение людей, товаров, капиталов и информации, и еще яснее стала необходимость устранения препятствующих этому правительственных ограничений в рамках отдельных стран.

В этих условиях в Японии в 80-е годы были созданы органы, подчиненные непосредственно премьер-министру: Временная комиссия по делам администрации(1981-1983 гг.), Временный совет по осуществлению административной реформы(1983-1987 гг.) и Новый совет по проведению административной реформы (1987-1990 гг.), которые разработали смелые предложения по приватизации государственных предприятий и ослаблению прямого регулирования.

Приватизация государственных компаний ставила своей главной целью повышение эффективности.

Руководство крупнейших государственных предприятий в поисках путей повышения эффективности решало следующие задачи:

· добиться того, чтобы самостоятельно определять размеры вознаграждения своих сотрудников и формировать у них стимулы к труду;

· получить право свободно действовать в других сферах и переводить в них своих постоянных работников.

Эти задачи можно было реализовать в результате приватизации.

Среди методов приватизации можно выделить: создание системы самостоятельных подразделений, которая расширила сеть реализации; проникновение в новые сферы бизнеса, создание дочерних предприятий, разделение информационной службы; освоение новых видов услуг; снижение издержек, принятие принципа вознаграждения по способностям.

Особое внимание следует обратить на методы приватизации, связанные со снижением издержек. Они характеризовались сокращением персонала, повышением эффективности капитальных вложений, закупок оборудования и материалов, мобилизацией финансовых средств, а также рационализацией неприбыльных подразделений. Эти преобразования явились результатом повышения внутренней заинтересованности после приватизации. Сейчас трудно дать всестороннюю оценку проведенной приватизации, поскольку, несмотря на усилия по повышению эффективности, сохраняется еще много нерешенных задач, но можно с уверенностью сказать, что она уже принесла хорошие плоды.

2.2 Основные выводы из хода приватизации в странах Центральной и Восточной Европы

Первый вывод. Приватизация - это не столько экономическая проблема, но в большей степени политическая и психологическая. Очень важно общественное понимание этой проблемы, недопущение ее компрометации. Приватизацию нельзя проводить бесконечно. Чем больше растянуты сроки, тем сложнее поддерживать общественное согласие, т.к. общественность не хочет понимать и прощать ошибки правительства.

В Чехии быстрая приватизация не потребовала широкой общественной поддержки, т.к. мнение общественности было сформировано быстро и идеи приватизации были приняты в первозданном виде. Общественность не успела стать в оппозицию к проводимым реформам. Результат:

· в Чехии достаточно быстро и без драматических коллизий удалось преодолеть кризис переходного периода и после Венгрии выйти на второе место по уровню внешних инвестиций на душу населения в год (Венгрия - 432 долл., Чехия - 234 долл., Беларусь - 1-5 долл.).

Bтopoй вывод. Законодательство о приватизации государственной собственности, даже очень хорошее, мертво, если нет команды, способной наполнить закон содержанием и реальным смыслом, соединить в механизме реализации закона интересы людей. При этом главное - добиться согласованных решений при постановке общих целей:

· парламент - стратегические решения

· правительство - экономическая политика

· органы приватизации - оперативные решения.

Для управления процессом приватизации команда должна обладать профессиональными знаниями проблем, глубокими и фундаментальными, умением объяснять сложные вещи очень простым языком. И при этом помнить, что средства массовой информации 80 % успешного могут не заметить, а 20 % ошибок раздуть до вселенских масштабов. Задача команды - не бояться делать ошибки, или ничего не делать, боясь критики. Критики не избежать при любых обстоятельствах - и это нормально, но дело будет сделано Главное, чтобы люди, объединенные идеей приватизации, были готовы пройти все этапы: недоверие общественности, смену политической власти, парламентскую борьбу. Чтобы они были в состоянии продекларировать цели, осознанно донести их до всех и самим от них не отказаться.

Такие команды были созданы в Венгрии, Чехии, Германии. Осознавая временность своего существования, они смогли с честью исполнить возложенную на них временем миссию.

Третий вывод. Медленные темпы приватизации могут себе позволить государства, в которых правительство или сами работники предприятий в состоянии обеспечить контроль над предприятиями и не допустить растаскивания имущества управляющими (менеджерами). При этом государство должно сохранить за собою возможность финансовой поддержки госпредприятий и обеспечить высокий уровень сбережений и рост в негосударственном секторе.

Если же реальной властью на предприятиях обладает не правительство, администрация (управляющие) или же затраты на реорганизацию предприятий значительно превышают имеющиеся государственные средства, приватизация становится неотложной задачей.

В этих условиях реально увеличивается вероятность такой нежелательной альтернативы, как стихийная приватизация, в ходе которой бесконтрольно присваивается государственное имущество. Во многих странах (Болгария, Украина), где теоретически приватизация была принята, но ее практическая реализация откладывалась, активы и доходы государства тем или иным образом перешли под частный контроль и даже в собственность частных владельцев. Это противоречило законодательству и вызывало широкое возмущение общественности.

Исследователи этого феномена делают выводы, что фактически приватизация в большинстве случаев откладывается не столько по политическим соображениям или в связи с неуверенностью в выборе оптимального подхода, сколько потому, что сохранение государственной формы собственности в переходный период предполагает сохранение расплывчатых прав собственности, создающих возможность, как правило, для самих руководителей предприятий, незаконного распределения прибыли, уклонения от налогов и растаскивания государственного имущества.

Подтверждением сказанному служит болгарский опыт. Новое правительство, пришедшее к власти в 1991 г., отошло от курса реформ и заблокировало на много лет принятие программы приватизации. Как результат, руководители присваивали госимущество и денежные средства предприятий, не оставляя государству ничего, кроме обязательств. По мнению болгарских обозревателей, отсутствие четких прав собственности в переходный период из проблемы юридической превращается в одну из главный макроэкономических проблем.

Очень важным аспектом разгосударствления и приватизации является воссоздание прав собственности. И при этом надо иметь в виду, что широкое распределение прав собственности (в т ч. и с помощью приватизационных чеков) может препятствовать концентрации власти на политическом уровне и способствовать социальной стабильности.

Четвертые вывод. Страны, принявшие идею безвозмездной массовой приватизации посредством ваучеров, купонов (Чехия, Молдова) и проводившие ее последовательно и под контролем государства, являются ярким подтверждением следующих выводов:

· к приватизации было привлечено огромное количество людей

· под давлением людей, получивших купоны, ваучеры, приватизация двигалась быстрее

· свободная продажа акций, приобретенных в обмен на купоны, ваучеры, позволила сосредоточить акции в руках эффективных собственников, обеспечила развитие рынка ценных бумаг и рынка капитала и соответственно, приток инвестиционного капитала для реструктуризации предприятий в постприватизационный период.

Пятый вывод. Сокращение государственных субсидий приватизированным предприятиям - это уже скрытый успех приватизации. Когда козырь в виде возможности получения финансовой помощи от государства выбивается из рук управляющих, тогда они начинают заниматься конкретными практическими действиями, чтобы выжить. Предпосылка хорошо работающей компании - это активно работающий рынок капиталов и надлежащая информация о предприятии. Отсутствие этого не дисциплинирует управляющих (менеджеров), и реформа предприятий оттягивается на долгие годы, консервируя их неконкурентоспособность.

Шестой вывод. Учитывая, что приватизация ведет к разрушению крупных малоподвижных хозяйственных структур со всеми вытекающими отсюда последствиями (развал производственных связей на внутреннем и внешнем рынках, ликвидация центров научно-технической политики и т.д.) во многих странах была разработана четкая концепция реструктуризации и санации предприятий как до, так и после приватизации. В Германии 90 независимых специалистов по производственно-хозяйственному анализу поддерживали Опекунское ведомство при определении целесообразности реструктуризации таких предприятий или их частей.

Если концепция реструктуризации предприятия после экспертной проверки признавалась жизнеспособной, то Опекунское ведомство поддерживало их жизнедеятельность, используя многочисленный инструментарий финансирования: погашение задолженности по старым долгам; предоставление займов для формирования собственного капитала, списание процентов по старым долгам, поручительство, отсрочку платежей и т.д. Если предприятие после тщательной проверки оказывалось неспособным к санации, оно ликвидировалось.

Седьмой вывод. Значительное распыление акций среди их держателей на реформированных предприятиях привели к отсутствию эффективного собственника предприятия (активного акционера) и фактически к полной безответственности управляющих перед их акционерами за свою деятельность и деятельность предприятия. У рядовых акционеров и государства в таких случаях практически отсутствовала информация о результатах финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ. Это затрудняло контроль акционерами действий управляющих, и иногда, как в Чехии, приводило к "эффекту туннеля", когда управляющие оставляли от предприятия только коробку, распродавая все имущество.

Для восстановления управляемости и контроля начали использоваться действенные подходы:

· при продаже акций выделялся пакет акций в 10-15% для продажи стратегическому инвестору (активному акционеру - менеджерам, банку, иностранному инвестору), способному выступать в качестве экономически заинтересованного собственника, выполняющего обязательства и перед акционерами и перед государством:

· созданы условия для функционирования вторичного рынка ценных бумаг:

· в обязательную практику введена ежегодная аудиторская проверка реформированных предприятий.

· создан резерв менеджеров, могущих работать в качестве внешних или конкурсных управляющих.

· разработана система стимулов и гарантий руководителям или группе управляющих за активные действия, приводящие к самостоятельному финансовому выходу из кризисного состояния (по этому пункту поучителен опыт Польши)

Восьмой вывод. На основании сравнительного анализа деятельности государственных и приватизированных предприятий в странах с переходной экономикой исследователи констатируют:

· приватизированные предприятия характеризуются более высокой производительностью труда и лучшими показателями работы, чем государственные;

· такие предприятия более динамичны и прибыльны, быстрее достигают конкурентоспособности, т.к. адекватно реагируют на изменения внешней среды;

· финансово-экономические результаты предприятий тем выше, чем глубже приватизация, то есть чем меньше в уставном капитале доля государства. И отрыв этот тем заметнее, чем больше времени прошло от начала приватизации; эффективность приватизированных предприятий тем выше, чем "умнее" ведет себя правительство при формировании экономической политики, т.к. ценность каждого правительства в том и состоит, чтобы степень его вмешательства в деятельность предприятий была оптимальной и ограничивала степень свободы предприятий только с одной стороны, налоговым законодательством, а с другой - уголовным законодательством. При этом законы неизменно должны основываться на принципе: что не запрещено в прямой форме, то разрешено.

Таким образом, изучение опыта многих стран позволяет нам избежать возможных ошибок, отраженных в восьми выводах, если начать активные практические действия.

А теперь попробуем проанализировать принципы и подходы нашей правовой основы разгосударствления и приватизации. При этом заранее хочу отметить то, что она логична, четко определяет компетенцию участников приватизации, систематизирована в стандартные процедуры. Отсутствует одно - политическая воля к конкретным преобразованиям и желание взять на себя всю ответственность за эти действия.

3 Отечественный опыт приватизации

3.1 Основные концепции приватизации

В условиях рыночной трансформации белорусской экономики в центре дискуссий, чаще всего, оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление» и «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются, как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

Второй подход - «трудовой» - на первый план выдвигает такие критерии, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается, как разгосударствление, то есть переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в Республике Беларусь наиболее подходящим представляется именно этот подход.

Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях Республики Беларусь была сосредоточена подавляющая часть продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

3.3 «Плюсы» и «минусы» приватизации

Анализ организации приватизационного процесса в белорусской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер. Основными негативными чертами являются следующие:

1. Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».

2. Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

3. Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

4. Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

Внеэкономическое принуждение в процессе приватизации породило появление проблем, не решенных в рамках ее начального этапа. Среди них - порядок использования и финансирования объектов социально-культурного значения, условия закрепления и продажи пользователям земельных участков и недвижимости.

Многие элементы приватизационного механизма начального этапа сохраняются и в модели послечековой приватизации. Это - перечень и критерии применения способов приватизации, списки приоритетных сфер приватизации, функции государственных органов. Основное же отличие заключается в переходе к денежной приватизации и инвестиционным конкурсам.

Процесс приватизации предприятий обеспечивает следующие институты: комитеты по управлению имуществом и фонды имущества различных уровней; инвестиционные фонды и инвестиционные компании; консалтинговые фирмы; фондовые биржи и брокерские фирмы; компании-организаторы аукционов, инвестиционных торгов, тендеров.

В настоящее время в Беларуси складывается ситуация, при которой темпы слома административно-командной модели значительно опережают создание новой модели государственного управления экономикой. В результате возникает организационно-управленческий вакуум, усложняющий процесс вхождения предприятий в рыночную среду.

Выработка общей стратегии приватизационных мероприятий стала исходным пунктом для конкретных решений о способах, темпе, очередности приватизации и методах оценки имущества.

Процесс приватизации нуждается в поддержке на двух уровнях: всего общества и трудового коллектива конкретного предприятия. Недостаточная пропаганда идей приватизации привела к тому, что у значительной части как специалистов, так и населения в целом сформировался негативный образ приватизационного процесса. Хотя в действующей модели приватизации превалировали способы, формально ориентированные на уравнительную справедливость («чековая приватизация»).

Передача собственности на государственное имущество сложившимся коллективам предприятий несовместима с рыночным механизмом отбора покупателей, как мелких, так и стратегических. Поэтому в схеме приватизации, реализуемой через аренду с выкупом государственного имущества, закрепляется нерыночный результат - долговременная консервация прямого соединения собственников с имуществом. В основе выбора именно этого способа лежит критерий не эффективности (или массовости), а приоритета трудового коллектива.

Основным способом приватизации (в начале этого процесса) являлась продажа имущества предприятий по конкурсу или на аукционе.

Преобразование предприятий в открытые акционерные общества стало набирать темпы со второй половины 1992 г. и стало в Беларуси наиболее распространенной формой перехода к приватизации предприятий. В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Беларуси все предприятия, имеющие по состоянию на 1 января 1994 г. балансовую стоимость основных фондов свыше 20 млн. рублей, могут быть (по желанию трудового коллектива) приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества.

Приватизация муниципального имущества по количественным показателям наиболее активно проходила в 1993 г. Способом приватизации объектов муниципальной собственности преимущественно является продажа на открытых аукционных торгах и выкуп арендованного имущества. Для приватизации муниципальных предприятий характерен и большой удельный вес средств, поступающих от продажи на аукционе, по конкурсу по сравнению со средствами, поступающими от продажи акций.

Одной из форм становится так называемая «парциальная» приватизация, предлагаемая многими комитетами имущества на местах.

Государственное (муниципальное) предприятие в таком случае ликвидируется, а имущество вносится в качестве вклада во вновь создаваемое акционерное общество, обычно закрытого типа. Другими участниками данного общества становятся члены трудового коллектива и сторонний инвестор. К развитию подобных способов приватизации подталкивает и сложная ситуация, складывающаяся с приватизацией недвижимости в городах.

Новым способом приватизации, оговоренным впервые в Государственной программе приватизации становится банкротство государственных и муниципальных предприятий. На этапе денежной приватизации передача обанкротившегося предприятия кредиторам превращается в одну из форм приватизации с привлечением инвестора. Однако банкротство как способ приватизации не получит в Беларуси широкого распространения. Оно будет применено для 700-800 средних предприятий, включая их переход в руки кредиторов. Управления по делам о несостоятельности (банкротстве) будут заниматься предотвращением банкротств тех государственных предприятий и акционерных обществ, где высока государственная доля в уставном капитале.

3.4 Реальные проблемы приватизации

Акционирование государственных предприятий в Беларуси имеет много общего с «менеджерской приватизацией». Действительно, существенная доля акционируемого имущества приобретается именно должностными лицами администрации предприятия. В перспективе этот путь может способствовать созданию субъекта, который необходим для демократии в политике и процветания в экономике, - национальной буржуазии, выросшей в условиях рыночной конкуренции. Вместе с тем, увеличение числа относительно крупных частных собственников в благоприятных для администрации предприятия условиях не дает гарантии активной хозяйственной деятельности. Однако такой же гарантии не может дать распыление акций среди всех работников.

Истинная цена полученных по закрытой подписке акций выявится по прошествии значительного периода времени. С производственно-технической точки зрения, приватизация (за исключением инвестиционных конкурсов) не дает трудовым коллективам практически ничего. Дело в том, что вырученные средства направляются не на техническое перевооружение производства или увеличение оборотных средств, а поступают в государственный бюджет.

Вместе с тем, при сохранившейся в настоящее время инфляции курс акций приватизированных предприятий, несомненно, упадет. К этому же ведет и незаинтересованность трудового коллектива в выплате дивидендов сторонним инвесторам. В результате произойдет рост заработной платы и снижение дивидендов. В это же время при снижении курса акции у сторонних инвесторов и администрации АО появится возможность по низкому курсу приобрести большой пакет акций.

Еще в начале приватизационного процесса отмечалось ключевое значение оценки стоимости государственного имущества. Однако тогда считалось, что не всем предприятиям под силу выкупить государственное имущество в акционерную собственность работников. Впоследствии стоимость государственного имущества оказалась резко заниженной из-за инфляционных тенденций в экономике Беларуси. Проведенные позднее переоценки основных фондов создались возможность пересмотра размера уставного капитала акционерных обществ, возникших в процессе приватизации.

Действующая ныне система оценки стоимости имущества предприятий во многом необъективна в силу резких колебаний экономической конъюнктуры и непоследовательного поведения самих предприятий. Приступая к реализации новой программы приватизации, ряд трудовых коллективов столкнулся с трудноразрешимой задачей выкупа многомиллиардных основных фондов. Поэтому акционирование на этапе послечековой приватизации может быть затруднено из- за отсутствия инициативы трудовых коллективов.

Малая приватизация означает переход государственных предприятий розничной торговли (продуктовых, промтоварных магазинов, ресторанов, предприятий сферы бытовых услуг) в частное владение. Эти предприятия являются ключевыми при переходе к эффективной рыночной экономике, поскольку они формируют спрос на готовые товары и продукцию. Путем приватизации малых объектов торговли в Беларуси, находящейся в стадии формирования рыночных отношений, создается спрос предприятий частного сектора на готовую продукцию.

Специфика интересов трудовых коллективов арендных предприятий обусловлена закрытым характером создаваемых на их базе акционерных обществ и бесплатным распределением имущества, заработанного за время аренды.

Наибольшие разногласия в трудовых коллективах вызывает решение следующих проблем: точное определение состава и стоимости имущества, подлежащего выкупу; оценка стоимости и выявление долей членов арендного коллектива в приращенном имуществе; определение круга лиц, имеющих право на получение доли приращенного имущества; реорганизация арендного предприятия в общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество закрытого типа.

За вычетом суммы выкупа имущество, отраженное в балансе, является собственным имуществом арендного предприятия, находящимся в общей долевой собственности членов трудового коллектива. Индивидуальные доли работников рассчитываются с учетом заработной платы, стажа и управленческой сложности труда работника.

Становление полноценной рыночной экономики предполагает развитие рынка ценных бумаг. Это отмечается практически во всех программах стабилизации экономики и перехода к рынку. В настоящее время важнейшими видами ценных бумаг, поступающих на фондовый рынок Беларуси, являются акции приватизированных предприятий и приватизационные чеки.

Особенностями приватизационных чеков как ценных бумаг являлись: их обращение без ограничений, целевой характер использования в качестве платежного средства, безвозмездная форма первичного размещения, массовый объем выпуска, который вряд ли будет превзойден эмитентами других ценных бумаг. Привлекательным для юридических лиц было то, что обращение ваучеров не облагалось налогами на операции с ценными бумагами. Физические лица не уплачивали подоходный налог с сумм, полученных от продажи приватизационных чеков.

Эмиссия приватизационных чеков многими подвергалась критике.

Лучшим контраргументом является ускорение приватизационного процесса, создание реальных механизмов участия всего населения в приобретении акций преобразуемых предприятий.

В начале приватизации ориентация на имеющийся у населения и коммерческих структур объем денежных ресурсов была практически невозможна из-за его несопоставимости со стоимостью государственного имущества, подлежащего приватизации. Кроме того, при существовавшем низком уровне дохода у большинства населения была и остается высокой предельная склонность к потреблению. Именно поэтому вполне обоснованным было безвозмездное размещение приватизационных чеков в качестве дополнительных платежных средств.

Купля-продажа ваучеров в течении всего периода их обращения происходила при рыночной цене при неизменном номинале. Однако в первые месяцы их обращения выдвигалась идея создания механизма государственных гарантий цены ваучера. Необходимость индексации вкладов не возникла, так как на протяжении всего срока действия приватизационных чеков оценка основных капиталов акционерных обществ и имущества, выставляемого на конкурс, производилась в ценах 1992 г. На чековых аукционах акции приватизируемых предприятий продавались по аукционному курсу, а не по номиналу.

Довольно обоснованной выглядела и теоретическая поддержка именных приватизационных бумаг. Это могло бы предотвратить их попадание на разбалансированный потребительский рынок. Практика обращения приватизационных чеков на предъявителя показала их двойственное влияние на объем спроса на потребительском рынке. Средства, полученные гражданами от продажи чеков, увеличивали объем спроса, но одновременно значительная доля денежной массы (в том числе наличной) была оттянута на спекулятивный рынок приватизационных чеков.

Резкие различия в предложении акций и ваучеров по регионам удалось сгладить в процессе развития биржевой и околобиржевой торговли приватизационными чеками.

Рассмотрение проблем, связанных с механизмом и итогами чековых аукционов, сохраняет свою актуальность потому, что для денежных аукционов по продаже акций реорганизованных предприятий предлагается аналогичный порядок проведения. Кроме того, курс акций, установленный на чековых аукционах, является базой для курса денежных аукционов и вторичного рынка акций. Ценные бумаги приватизированных предприятий в целом достаточно надежны, однако в настоящее время все же низкодоходны и малоликвидны.

Ставку на массовую чековую приватизацию Беларусь сделала в 1993 г. Приватизации подлежало 2/3 государственной собственности, 50 % предполагалось передать в частные руки путем оплаты приватизационными чеками. Право на получение именных приватизационных чеков (ИПЧ) "Имущество" имели 7,8 млн. граждан Беларуси, а по состоянию на 01.01. 2003 г. только 4,9 млн. чел. получили 427,6 млн. чеков. Каким образом можно было их использовать?

При обмене на принадлежащие государству акции ОАО - работникам АО и лицам, приравненным к ним.

При обмене на акции через филиалы (отделения) ОАО СБ "Беларусбанк»- гражданам Республики Беларусь.

При выкупе арендованного госимущества - работникам предприятия.

Однако по состоянию на 01.07. 1999 г. (срок окончания обращения чеков "Имущество", установленный постановлением Верховного Совета № 3703-ХШ от 10.04. 1995 г.) было использовано лишь 29,4 % выданных чеков. И тогда новым решением Совета Министров от 25.06. 1999 г. № 977 срок обращения их был продлен по 30.06. 2002 г., а впоследствии - по 30.06. 2003 г. Основная причина - малая обеспеченность чеков приватизированным госимуществом (только 50 %).

Анализ темпов обмена чеков на акции показывает, что даже стопроцентная обеспеченность выданных чеков не гарантирует в ближайшее время их полного использования, так как наблюдается устойчивая тенденция снижения по годам количества списанных со специальных счетов граждан чеков в обмен на акции по лимитам ОАО СБ "Беларусбанк"- 1999 г. -5,4 млн. чеков; 2000 г. - 1,5; 2001 г. - 0,9 млн. чеков. При подобных темпах для реализации всех чеков "Имущество" по целевому назначению потребуется не один десяток лет [18, 4].

Между тем закон "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь" предусматривает, что по истечении сроков обращения ИПЧ неиспользованные чеки погашаются с выплатой по ним компенсации. По данным Министерства экономики, из 427,6 млн. ИПЧ "Имущество", полученных гражданами Беларуси, на руках у них осталось на начало 2004 г. около 200 млн. неиспользованных чеков.

Из роста стоимости ИПЧ и с учетом средств на оплату услуг АСБ "Беларусбанк" затраты на компенсацию в целом могут составить 804 млрд. р. Общая сумма компенсации должна была составить порядка 12 % от суммы расходов республиканского бюджета на 2003 г. и превысить на 5 млрд. р. величину расходов, предусмотренных республиканским бюджетом по таким приоритетным направлениям бюджетно-финансовой политики на 2003 г., как здравоохранение и образование вместе взятые [19, 2]. Все это побудило Министерство экономики Республики Беларусь выйти с предложением продлить срок обращения чеков еще на 3 года.

Кроме того, нужно учитывать, что невысокие темпы приватизации, отсутствие в силу этого реальной возможности использования ИПЧ "Имущество" для приобретения акций и другого имущества, низкий жизненный уровень обусловили тот факт, что рыночная цена такого чека держится намного ниже номинала на протяжении всего периода чековой приватизации в Беларуси.

Особенностью государственной политики приватизации в Республике Беларусь является значительное участие государства в собственности приватизированных предприятий. В 2000 г. государство владело контрольным пакетом акций (51 % и выше) в большинстве (55,7 %) акционированных предприятий, т.е. самый крупный собственник акционированных субъектов хозяйствования у нас - государство, всего лишь на 22 % предприятий принадлежащий ему пакет акций не является блокирующим. Причем это без учета введения "золотой акции" [19, 2]. Отметим, что в других постсоциалистических странах большая часть акций оказалась в руках работников предприятий, прежде всего руководителей.

Самым значимым достижением реализации политики приватизации в республике является становление и расширение негосударственного сектора экономики, предприятиями которого в настоящее время выпускается до 60 % объема промышленной продукции.

По данным статистики в 2002 г. в сфере материального производства в коммерческих организациях негосударственного сектора экономики республики насчитывались 1 млн. 160 тыс. чел., что составляет 50,1 % от численности работающих в данной сфере экономики, в том числе: в промышленности - 47,7 %; в сельском хозяйстве с учетом занятых в колхозах -66,8; в строительстве - 56,4; в торговле и общественном питании --67,2 % от численности работающих в названных отраслях экономики (http://www.mfa.gov.by).

В целом по народному хозяйству доля занятых на предприятиях частной формы собственности составила в 2002 г. 36,2 % или 1 млн. 250 тыс. чел., в том числе в акционерных обществах с долей государства - более 500 тыс. чел. (http://www.mfa.gov.by).

Приватизация в Республике Беларусь приобрела необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о ее целесообразности. Вместе с тем, несмотря на то что приватизация в республике идет уже более десяти лет, с сожалением приходится констатировать, что нам пока не удалось добиться коренного улучшения финансового состояния реформированных предприятий, повышения эффективности производства, снижения затрат в реальном секторе экономики.

Сделанного явно недостаточно для всестороннего развития рыночных отношений. Рыночная среда появляется при условии, если в предпринимательской деятельности занято лишь 30 -40 % государственных предприятий, а остальные, работающие на условиях рынка, образуют конкурентную среду. Государственные предприятия смогут эффективно работать по законам рынка только тогда, когда они будут погружены в него. Такая среда в нашей стране создается, но очень медленно.

В заключение можно отметить, что некоторые задачи, поставленные государственной политикой приватизации в республике, не были выполнены:

· главное - не сформирован достаточный для рыночной экономики широкий слой эффективных частных собственников, в частности в малом и среднем бизнесе;

· институциональная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий;

· привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

· в ряде отраслей, в частности в сельском хозяйстве, темпы приватизации оказались крайне незначительными;

· не удалось сохранить конкурентное положение белорусских предприятий на отечественном и мировом рынках.

Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты государственной политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом.

Целью государственной политики в области приватизации должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования "отечественных предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

· создать благоприятную экономическую среду для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики;

· оптимизировать структуру собственности, включая структуру участия государственных и местных органов власти в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшить расходы бюджетов всех уровней на управление государственным и муниципальным имуществом;

· привлечь инвестиции в реальный сектор экономики;

· обеспечить контроль за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

· существенно повысить качество менеджмента и эффективность управления, усилив при этом ответственность собственников на приватизированных предприятиях и заинтересовав руководство и персонал предприятий в результатах их производственной деятельности;

· сформировать более эффективную структуру горизонтальных и вертикаль-ных связей в реальном секторе белорусской экономики;

· восстановить активное функционирование фондового рынка;

· рационально пополнить доходную часть бюджета;

· усилить социальную направленность процесса приватизации государственного и муниципального имущества.

Кроме того, с целью совершенствования и ускорения процесса приватизации необходимо внести следующие изменения в действующее законодательство:

· установить приоритет закона о приватизации перед другими актами, регулирующими отношения по приватизации;

· дать четкое определение критерия приватизированного предприятия. Определить ориентировочные сроки окончания приватизации в различных отраслях народного хозяйства;

· упростить процедуру приватизации, сократив число комиссий и приняв во внимание, что согласование приватизации имущества, находящегося в республиканской собственности, с местными исполкомами не соответствует законодательству о собственности. Необходимо до минимума ограничить роль государственных органов отраслевого управления при принятии решений о приватизации, поскольку они объективно не заинтересованы в приватизации подчиненных им объектов. В связи с этим пересмотреть функции Министерства экономики, за которым закрепить право принимать окончательные решения о приватизации, независимо от позиции отраслевых ведомств;

· для повышения заинтересованности руководителей предприятий в приватизации разрешить им приобретать (в зависимости от размера предприятия и характера отрасли) до 10-15 % акций, а руководящим работникам государственных объединений (концерны, ассоциации) - в пределах 1-2 % акций приватизируемых предприятий отрасли, что, несомненно, будет стимулировать процесс приватизации.

Программа приватизации на 2009 год будет пересмотрена. Сейчас свои предложения об этом готовят сразу несколько республиканских ведомств, сообщила корреспонденту «Экономической Газеты» начальник управления реформирования госсобственности фонда госимущества Государственного комитета по имуществу Ирина Барковская.

Напомним, трехлетний план приватизации, утвержденный постановлением Совмина от 14.07.2008 № 1021, уже претерпел две корректировки. Так, в ноябре перечень реформируемых предприятий, подчиненных Минстройархитектуры, был сокращен с 12 до 6 объектов. В декабре выбыли из плана несколько заводов Минпрома. Очередные изменения обещают быть еще более масштабными.

В Госкомимуществе отмечают, что процесс приватизации объектов, перечисленных в постановлении № 1021, ведется «фактически в аварийном порядке». Приходится оценивать и ставить на баланс многочисленные ранее «беспаспортные» здания и сооружения, объекты, которые по разным причинам и вовсе не числились на учете.

За II полугодие 2008 г. было сделано больше, чем за всю прошедшую пятилетку: реформировано 156 предприятий республиканской формы собственности, на базе которых создано 107 ОАО с численностью более 89 тыс. человек. В уставные фонды этих предприятий включено государственное имущество на сумму около 4 трлн. Br. Кроме того, в 2008 г. в фонд национального развития поступило 2 трлн. Br (с учетом заключенных сделок предыдущих лет) от операций с акциями АО, принадлежавшими государству.

Несмотря на мировой кризис, в Госкомимуществе не теряют надежду найти покупателей для приватизированных предприятий. Правда, пока среди зарубежных инвесторов, желающих приобрести акции хотя бы одного из 107 созданных ОАО, пока не нашлось. Специалисты Госкомимущества объясняют это исключительно процедурными моментами: в частности, трудовым коллективам предоставляется достаточно продолжительный льготный период на выкуп акций своих предприятий или обмен их на чеки «Имущество».

Особый интерес должны вызвать предприятия, чьи акции в соответствии с Указом от 10.11.2008 № 605 не подлежат продаже на льготных условиях. В Госкомимуществе заверяют, что предложения зарубежных и отечественных инвесторов по таким ОАО сейчас изучаются и они могут сменить собственника уже в ближайшее время.

Заключение

Приватизация, формируя разнообразные формы собственности, создает условия для перехода к рыночной системе управления деятельностью, такой, какая не подавляет предприятия, а поддерживает их, создавая и формируя благоприятную среду функционирования. При этом меняется мотивация руководителей, изменяются направления финансовых и ресурсных потоков, что имеет своим следствием рост эффективности экономики в целом.

Сегодня хорошие финансовые показатели 30-40 предприятий и высокие перераспределительные процессы в белорусской экономике создают основу крайне уязвимого социально-экономического развития страны в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Большинство отечественных предприятий по-прежнему чрезмерно материало- и энергоемки, отчего продукция теряет конкурентоспособность. Только признание потребностей реального сектора в инвестициях и инновациях способно побудить государство изменить отношение к приватизации. В силу этого именно приватизационная политика определит технологический уровень белорусской экономики в XXI веке.

Предпосылки для устойчивого долгосрочного развития создают только частная собственность и инициатива. Чтобы в стране формировались рыночные отношения, основанные на частной собственности и рыночной мотивации, следует создать условия для появления и роста новых предприятий, а также эффективного реформирования существующих. Для этого нужно:

· максимально ограничить барьеры входа (выхода) на рынок, провести рыночные макроэкономические и институциональные реформы;

· персонифицировать права собственности и реформировать судебную систему;

· ужесточить бюджетные ограничения, ввести работающие механизмы банкротства и создать равные условия хозяйствования предприятиям всех форм собственности;

· активизировать продажу госсобственности за деньги на открытых для всех и прозрачных инвестиционных конкурсах (тендерах), сосредоточив усилия на поиске стратегических инвесторов, вместе с которыми в страну придут новые технологии и современные способы ведения бизнеса.

Невозможно бесконечно хорошо жить стране, используя активы, созданные еще в Советском Союзе. В экономике, как в болезни - чем дальше оттягиваешь операцию, усугубляя состояние, тем больнее и дороже выздоровление. Без новых знаний, технологий, инвестиций Беларусь неизбежно столкнется с падением показателей социально-экономического развития. Упредить это способна приватизация и стимулирование прихода в страну иностранных инвесторов - проверенный способ решения задач обновления физического и человеческого капитала, конкурентоспособности.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека