Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Приватизация в Республике Беларусь

Приватизация в Республике Беларусь

Министерство образования Республики Беларусь

УО Минский государственный экономический университет

кафедра торговли промышленности

РЕФЕРАТ

тема «Приватизация в Республике Беларусь»

Студентка Ласицкая О.А.

УЭФ, 3 курс, ЗЭП

Проверил Олинейчик В.М.

Минск 2009

Содержание:

Введение

1. Цели приватизации в РБ и тенденции ее развития

2. Изменения в регуляторной среде и законодательстве в области акционирования и приватизации

3. Участие населения в приватизации

Заключение

Приложения

Список используемой литературы

Введение

Приватизация является одной из основных экономических реформ переходного периода, направленной как на повышение эффективности реального сектора экономики, так и на создание принципиально новой схемы функционирования экономики.

Приватизация - процесс приобретения физическими и юридическими лицами права собственности на объекты, принадлежащие государству. В результате оно полностью или частично утрачивает права владения, пользования и распоряжения государственной собственностью, а государственные органы - право непосредственного управления ею.

Приватизация -- не самоцель, а способ формирования крупного негосударственного сектора, получения средств для реконструкции народного хозяйства, становления слоя частных собственников, так называемого среднего класса. В западной экономической теории приватизация рассматривается как переход к частнокапиталистическому хозяйствованию. Необходимо учитывать, что главное содержание приватизации заключается в том, что преобразование централизованно регулируемых государственных предприятий в независимых рыночных субъектов коренным образом изменяет отношения собственности как внутри предприятия, так и во веем обществе. В результате возникает новая система экономических интересов, требующая новых механизмов их согласования, т.е. другой системы управления. Появляются новые социальные слои и группы -- управляющие (менеджеры), собственники (акционеры), крупные и мелкие предприниматели. Таким образом, приватизация, трансформируя отношения собственности, создает предпосылки для коренных изменений в социальной структуре общества.

1.Цели приватизации в РБ и тенденции ее развития

Государственная политика приватизации в Республике Беларусь преследует определенные цели:

· формирование слоя частных собственников;

· увеличение доходов республиканского бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

· оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;

· вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;

· повышение эффективности работы предприятий;

· социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации;

· содействие процессу стабилизации финансового положения в республике;

· создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций.

До 1996 г. приватизация в Беларуси реализовывалась по тем же схемам и с той же динамикой, что и во многих странах ЦВЕ и СНГ. Однако к 1998 г. страна выбрала специфическую модель развития, в которой приоритет отдан государственной экономике и повышению эффективности государственного сектора. В белорусской модели частному сектору отведено место лишь на нишевых и сегментированных рынках (где они не конкурируют с государственными предприятиями). Актуальность и потребность в приватизации стала минимальной к 2005 г. Однако изменение условий торговли с Россией подчеркнуло уязвимость действующей модели и «высветило» системные риски и вызовы участников.

2007 г. изменил отношение белорусских властей к приватизации. Если до 2007 г. все меньше и меньше предприятий проходило через процедуру акционирования, то с 2008 г. эти процессы стали набирать обороты. Кроме того, 2007 г. характеризовался рядом крупных приватизационных сделок.

Ожидалось, что 2008 г. продолжит тенденции интенсификации процессов приватизации, поскольку стране необходим приток валюты для финансирования растущего отрицательного сальдо торгового баланса.

Частично эти ожидания оправдались. Так, первая половина 2008 г. характеризовалось активным изменением законодательства, которое в значительной мере тормозило процессы акционирования, приватизации, развития фондового рынка. Правительство и Национальный банк продолжили работу по улучшению инвестиционного климата Беларуси, что нашло отражение в росте ряда рейтингов (Doing business Всемирного банка, индекс трансформации ЕБРР и др.).

В стране была принята трехлетняя программа приватизации и ряд других документов, направленных на привлечение стратегических инвесторов и ускорение приватизации. Правительство и Комитет госимущества вели активные переговоры с рядом инвесторов, в том числе по поводу приватизации крупнейших предприятий страны (нефтехимии, МАЗа и т.д.). При этом власти не спешили, и на фоне высокой продажной цены по-прежнему выдвигали ряд других условий для инвесторов. Из наиболее значительных событий можно отметить продажу госпакета третьего мобильного оператора «Бест» турецкому инвестору и проведение Лондонского инвестиционного форума в ноябре 2008 г.

Помимо все еще неблагоприятного инвестиционного климата (с точки зрения западных стандартов) и сложной процедуры приватизации в стране, отсутствию значимых приватизационных сделок во второй половине 2008 г. есть еще одно объяснение. Осенью 2008 г. ситуация в мире кардинально изменилась. Мировой финансовый кризис затронул все крупнейшие страны мира, и косвенно, его эффект стал постепенно распространяться и на развивающиеся рынки. Более того, следствием финансового кризиса становится все более активно набирающая обороты мировая рецессия в реальном секторе. Ожидается, что в 2009 г. поток ПИИ в развивающиеся рынки сократиться более чем вдвое. В этих условиях потенциальные инвесторы в Беларусь предпочитают занимать выжидательные позиции.

2. Изменения в регуляторной среде и законодательстве в области акционирования и приватизации

В соответствии с декретом №7, однако, на 2 месяца позже обещанного срока, правительство Беларуси приняло План приватизации на 2008-2010 гг. Декретом было предписано подготовить перечень республиканских унитарных предприятий, подлежащих приватизации путем преобразования в открытые акционерные общества, а также перечень ОАО, акции которых подлежат продаже.

План приватизации состоит из двух частей.

В первую вошел перечень предприятий, которые предлагается акционировать за предстоящие три года. В нем представлено 519 предприятий республиканской собственности, как крупных, так и небольших.

Во втором перечне - 147 открытых акционерных обществ (ОАО), пакеты акций которых будут продаваться в соответствии с декретом №7

Продажа акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации, будет осуществляться на конкурсах и аукционах.

Несмотря на принятый летом план акционирования, уже через несколько месяцев, правительство постановлением № 1709 внесло в него изменения. Так, в 2008 г. не подлежат акционированию 5 предприятий Министерства строительства и архитектуры. Внесены также изменения в программы приватизации на 2009 и 2010 гг. - из плана приватизации исключены внесенные в него ранее 7 предприятий Министерства жилищно-коммунального хозяйства. В Государственном комитете по имуществу (ГКИ) изменения объясняют инициативами отраслевых органов госуправления, у которых существует нехватка средств (акционирование связано с определенными финансовыми затратами).

На протяжении почти полугода власти страны не могли решить, какие предприятия страны являются стратегическими, т.е. «обеспечивающими функционирование стратегически значимых отраслей экономики и (или) иные важные государственные потребности». К таким предприятиям применяются особые условия приватизации. Принятие такого списка предусматривалось еще в июне декретом №7. В конце декабря такой список был утвержден. В список вошло 162 предприятия, в т.ч. 8 предприятий Министерства строительства и архитектуры, 11 предприятий Министерства промышленности, 40 предприятий Министерства сельского хозяйства, 8 - Министерства энергетики и т.д. К стратегическим предприятиям отнесены, в частности, «Березастройматериалы», «Керамин», «Белкард», Минский подшипниковый завод, «Горизонт», «Коммунарка», «Брестгазооппарат», «Криница», «Мозырьсоль», «Элема».

В тоже время, продажа акций ОАО инвестору будет осуществляться по рыночной стоимости.

Вслед за акционированием предприятий, а в некоторых случаях и вместе с ним, начнется их приватизация, которая будут осуществляться для каждого ОАО в индивидуальном порядке. По мнению представителей Фонда госимущества Государственного комитета по имуществу (ГКИ), акции одних предприятий будут как можно быстрее предложены инвесторам; 100% пакет акций других будет по-прежнему держать государство, их продажа будет осуществлена значительно позже. В любом случае, белорусское правительство планирует на первоначальном этапе предложить инвесторам пакеты акций в размере до 25% от уставного фонда. Окончательное решение по выбору способа приватизации принадлежит Госкомимуществу, а по отдельным предприятиям -- президенту старны. По словам начальника управления реформирования государственной собственности Госкомимущества Ирины Барковской влияние государства на определенный период следует сохранить, предложив инвесторам пакеты акций до 25% от уставного фонда, а 75% плюс одна акция оставить, «чтобы быть уверенными в добросовестных намерениях инвестора работать на белорусскую экономику». Таким образом, несмотря на активное акционирование, правительство не планирует массово продавать контрольные пакеты акций.

3. Участие населения в приватизации

Население страны получит возможность участвовать в приватизации, но не сразу. ГКИ планирует, что после акционирования предприятий будет объявлена льготная продажа акций для членов трудового коллектива и приравненных к ним лиц в течение восьми месяцев с даты регистрации ОАО. После этого рядовые граждане за чеки «Имущество» или за денежные средства смогут приобрести акции приватизируемых предприятий через АСБ «Беларусбанк».

В тоже время, согласно указу президента № 605 акции наиболее экономически значимых для страны фабрик и заводов не будут подлежать продаже на льготных условиях за денежные средства и обмену на именные приватизационные чеки «Имущество». Акции полторы сотни наиболее привлекательных предприятий государство намерено предложить крупным инвесторам. Данный указ внес изменения в ранее принятый декрет № 3, согласно которому до 50% акций, принадлежащих государству в создаваемых ОАО, могут обмениваться на чеки «Имущество», либо продаваться по льготной цене за деньги. В «закрытый» перечень вошли многие знаковые для страны предприятия, прежде всего Министерства промышленности, Государственного военно-промышленного комитета, концернов «Белнефтехим», «Беллегпром» и «Белбиофарм», а также Министерства энергетики. Среди них -- МАЗ, минский завод «Термопласт», Минский механический завод им. С. И. Вавилова, могилевский завод «Электродвигатель», «Гомсельмаш», гомельский завод «Центролит», «Витязь», Минский завод колесных тягачей, Новополоцкое РУП по транспорту нефти «Дружба», РУП «Гомельтранснефть Дружба», Борисовский завод медицинских препаратов, а также ряд станкостроительных предприятий, Оршанский льнокомбинат и т. д.

Таким образом, формально не отменив чековую приватизацию, власти значительно ограничивают участие в ней населения.

Это объясняется, как желанием не распылять пакет акций, предлагаемых инвестору, так и стремлением получить как можно больше средств в бюджет. В тоже время, это - существенное ограничение прав населения участвовать в приватизации.

Принятие нового указа, судя по всему, имеет еще одну цель - желание сохранить меры экономического стимулирования РУП. Так, в список вошли не только стратегически значимые предприятия, но и обычные небольшие предприятия - в частности, дочернее предприятие «База отдыха «Чайка» (в с. Грибовка Одесской области), РУП «Химчистка и стирка белья» (Могилев), предприятие «Опытный рыбхоз «Лахва» (Брестская область), РУП по оказанию услуг по химчистке одежды и стирке белья «Снежинка» (Брест) и т. д. Два года назад в отношении господдержки было приняло достаточно жесткое решение:

ОАО могло претендовать на получение господдержки только в том случае, если государство будет иметь в нем 100% акций. ГКИ решило не лишать отдельных предприятий такой возможности. Таким образом, многие из попавших в перечень предприятий и после акционирования сохранят существующие меры господдержки, однако только до их приватизации.

Заключение

В целом, в 2008 г. акционировано 155 из 176 предприятий, которые правительство включило в обязательный план реформирования на 2008 г. Среди крупных предприятий можно отметить завод «Термопласт», завод им. Вавилова, Минский моторный завод и др. Вновь созданные ОАО в течение 1-1.5 месяца должны зарегистрировать свои уставы, а также акции, после чего они получат официальный статус акционерных обществ.

Среди других изменений можно отметить, что ОАО «Нафтан» и ОАО «Полимир» будут объединены в одно ОАО. Соответствующее решение принято 4 сентября 2008 г. на общем собрании ОАО «Полимир» с участием 260 акционеров общества. Планируется, что «Нафтан» выпустит допэмиссию акций для дальнейшего слияния активов. Затем будет произведен фактический обмен в соотношении 10 акций «Полимира» к 7 акциям «Нафтана». Слияние двух предприятий является подготовительным этапом для последующей приватизации «Нафтана» с привлечением стратегического инвестора. В качестве наиболее вероятных претендентов рассматриваются российские компании Лукойл и Роснефть.

В Беларуси по итогам за 9 месяцев 2008 г. от использования и реализации госимущества в республиканский бюджет поступило 1.235.815 млн. BYR - это на 68.6% больше от установленного правительством задания на год. При этом от использования имущества белорусская госказна за это время получила BYR 1.229.172,2 млн. (на 70% больше годового задания), от реализации госимущества - BYR 6.081,1 млн. (этот показатель составляет 63.4% от задания).

Очевидно, что в эту сумму не включены доходы, которые получены в результате приватизационных сделок. Речь идет о продаже пакетов акций ОАО «Белтрансгаз» (в этом году за 12,5% акций получено USD 625 млн.), ЗАО «Белорусская сеть телекоммуникаций» («БеСТ»), других сделок, а также о поступлении денег в бюджет в соответствии с условиями договоров купли-продажи, заключенных в 2007 г. между Госкомимуществом и инвесторами, при продаже акций ОАО «Мотовело», ОАО «Амкодор» и ОАО «Красный Октябрь».

Денежные средства по этим сделкам перечисляются в республиканский бюджет - в Государственный целевой фонд национального развития. По данным на начало октября 2008 г., всего в Государственный целевой фонд национального развития от продажи принадлежащих Беларуси акций хозяйственных обществ поступило BYR 5.691,2 млн. и USD 1,125 млрд.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Список используемой литературы

1. Лемешевский И.М. Макроэкономика (экономическая теория. Ч.3): Учеб. пособие для вузов. - Мн.: ООО «ФУА-информ», 2004.

2. Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленкевич; Под ред. В.Л. Клюни, И.В. Новиковой. - Мн.: ТетраСистемс, 2002.

3. Декрет Президента Республики Беларусь №7

4. Периодическое издание «Материально-техническое Снабжение» от 11.02.2009

5. Периодическое издание BISS: "Приватизация в Беларуси: Мониторинг основных изменений в июле-декабре 2008 года"

6. Периодическое издание «Экономика и бизнес» от 31 июля 2008.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека