Признаки олигополии
1. Теоретический вопрос. Олигополия и ее место в современной экономике
Олигополия является достаточно распространенной, наиболее сложной и наименее предугадываемой структурой. Небольшое число конкурирующих между собой фирм и большое количество потребителей делает возможным для олигополистов явно или неявно согласовывать свои действия и выступать как единая монополия Новикова И.В. Микроэкономика. Учебник для вузов - М.: Тетрасистемс, 2010. - 448 с.. Особенностью олигополии есть то, что каждый производитель должен принимать решение с учетом возможной ответной реакции со стороны конкурентов.
Слово «олигос» в переводе с греческого означает мало. Олигополия является преимущественной современной рыночной структурой Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха; под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: «Дело и Сервис», 2009. - 640 с.. Она характеризуется тем, что только несколько фирм (до 10-15) производят всю или значительную часть продукции, на рынке присутствует большое количество потребителей.
Если фирмы отрасли производят стандартную продукцию, отрасль называют чистой олигополией (производство стали, алюминия, меди, цемента, топлива, газетной бумаги, взрывчатых веществ и т.п.)
Если несколько фирм доминируют на рынке дифференцированной продукции, отрасль называют дифференцированной олигополией (производства автомобилей, зубной пасты, сигарет, телевизоров, электроприборов, компьютеров, холодильников, кондиционеров, прохладительных напитков, пива, мыла и т.п.)
Естественная олигополия имеет место, когда несколько фирм могут поставлять продукцию для всего рынка при более низких долгосрочных издержках, чем были бы у множества фирм.
Типичные черты олигополистического рынка Микроэкономика. Теория и российская практика. 8-е изд., стер. //Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. - М.: КноРус, 2010. - 624 с.:
всего несколько фирм обеспечивают весь рынок.
продукт может быть как дифференцированный, так и стандартизированный;
по крайней мере, некоторые фирмы в олиполистической отрасли владеют большими долями рынка. Т.е. некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену, варьируя наличием товара на рынке.
существуют определенные барьеры вхождения в отрасль.
фирмы отрасли сознают свою взаимозависимость.
Важнейшая особенность олигополии - это стратегическое поведение продавцов: фирма-олигополист должна разрабатывать стратегию своих действий на рынке с учетом потенциальных встречных действий своих конкурентов.
Как показывает практика, в краткосрочном периоде фирмы-олигополисты стремятся держать цену товара постоянной, изменяя при этом объем выпуска. Фирмы распределяют свои капитальные ресурсы (FС) таким образом, чтобы они делились на самостоятельно функционирующие звенья, которые способны выпускать конечную продукцию. Тогда кривая средних переменных издержек олигополиста имеет горизонтальный отрезок, где значения средних переменных издержек совпадают со значением предельных издержек (рис. 1).
Учитывая опыт деятельности за последнее время, фирма прогнозирует возможный спрос на продукцию, и определяет будущую кривую спроса (рис. 2).
АVC, МС
АVС
МС
АVС
МС
МС = АVС
Q1 Q2 Q
Рис. 1. Кривые средних переменных и предельных издержек олигополиста
Р Р
Р*
АVС
Е
М D1 D* D2
MR
Q* Q Q1 Q* Q2 Q
Рис. 2. Определение будущего спроса олигополистом
Поскольку в пределах Q1Q2 значения МС и АVС не изменяются, то на изменение спроса фирма реагирует не изменением цены, которая определяется на основе равенства МС = МR, а изменением объема производства.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращая конкуренцию в бесконечную борьбу «всех против всех». В этом случае возможны различные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращаясь в отрасль, на подобие монополии, или же бороться один с другим до полного уничтожения.
Последний вариант чаще осуществляется в форме ценовой войны Ценовая война - это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен имеет, однако, свои пределы. Оно будет продолжаться, пока цена не упадет до уровня предельных издержек. Цена фактически станет такой же, как и в условиях совершенной конкуренции, а экономическая прибыль в результате войны станет равной нулю. От подобного результата в выигрыше остаются потребителя. Обычно ценовые войны длятся недолго Волконский В.А., Корягина Т.И. О роли олигополии в современной экономике // Банковское дело. -- 2009. -- 2, с. 6-10. Чаше конкурентная борьба между олигополистами приводит к принятию ими решения, основанных на учете возможного поведения своих соперников. Это в свою, очередь, определяет специфику кривой спроса на продукцию олигополистов.
В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, на которые опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62 %. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения ( производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.).
Большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам - олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.
2. Тестовые задания
Закон Оукена характеризует взаимосвязь:
A. абсолютного отставания ВВП и разности естественного и фактического уровней безработицы;
B. относительного отставания ВВП и отношения фактического и естественного уровней безработицы;
C. абсолютного отставания ВВП и отношения естественного и фактического уровней безработицы;
D. относительного отставания ВВП и разности фактического и естественного уровней безработицы.
Ответ: правильный ответ - В, Закон Оукена - закон, в соответствии с которым при небольшом ежегодном росте реального ВНП (не превышающем 2,5%) уровень безработицы сохраняется практически постоянным, а при более глубоком изменении ВНП 2% его изменений порождают сдвиг безработицы в обратную сторону на 1%.
Одним из экономических последствий безработицы является невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Экономисты определяют эту потерянную продукцию как отставание объема валового национального продукта (ВНП). Американский экономист А. Оукен (в другой транскрипции - Окунь) математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП. Это отношение, известное как закон Оукена, показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то отставание объема ВНП составляет 2,5 %. Это отношение 1:2,5, или 2:5, т. е. отношение уровня безработицы к отставанию объема ВНП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы.
Потенциальный ВВП есть ВВП:
A. при полной занятости;
B. в отсутствие безработицы;
C. в отсутствие незанятых трудоспособных граждан;
D. в отсутствие свободных вакансий в экономике.
Ответ: правильный ответ - А. Потенциальный ВВП - это тенденция реального ВВП на длительных временных интервалах, представляющая собой долгосрочные производственные возможности экономики или максимальный объем выпуска, который экономика может обеспечить при стабильных ценах. Потенциальный выпуск иногда также называют уровнем выпуска при высокой занятости. Когда экономика полностью использует свой потенциал, уровень безработицы низок, а уровень производства высок. Потенциальный ВВП - это ВВП при полной занятости. Это ВВП, который будет отражать потенциальные возможности экономики. Потенциальные возможности экономики помогут быть на много выше реальных.
Слесарь уволен по сокращению штатов, тогда:
A. уровень занятости уменьшился;
B. численность безработных не увеличилась;
C. численность экономически активного населения сократилась;
D. уровень безработицы увеличился.
Ответ: D. Показывает процентное отношение числа безработных к общей численности трудоспособного населения. Безработица определяется как уровень трудоспособного населения 18 лет, не имеющих работы и ищущих ее в рассматриваемый период, т.е. уровень безработицы - это доля безработных в рабочей силе в целом. Необходимо учитывать, что безработица - естественное и непреодолимое явление. Существует естественный уровень безработицы, который равен 3-5%. Безработица - важный индикатор с точки зрения подтверждения тенденций в производстве и вообще состояния делового цикла.
В модель кругооборота включены два типа рынков…
A. рынок продуктов и услуг и рынок ресурсов
B. реальный и денежный
C. денежный рынок и рынок ресурсов
Ответ: А. Модель кругооборота доходов и расходов наиболее наглядно можно показать на схеме, в которой показано взаимодействие рынка ресурсов, рынка продуктов, домохозяйств, фирм (предприятий) и правительства. Цены, уплачиваемые за использование земли, труда, капитала и предпринимательские способности устанавливаются на ресурсном рынке. Цены на готовые изделия и услуги определяются на рынке продуктов. Рассмотрим эти типы рынков.
Ресурсный рынок - это домохозяйства, которые непосредственно или косвенно (через находящиеся в их собственности корпорации) владеют всеми экономическими ресурсами, поставляют эти ресурсы предприятиям. Предприятия предъявляют спрос на ресурсы, с помощью которых производят товары и услуги. В результате взаимодействия спроса и предложения на огромное множество людских и материальных ресурсов устанавливается цена на каждый из них. Платежи, которые производят предприятия, покупая ресурсы, представляют собой издержки или расходы этих предприятий, и одновременно они образуют доходы - потоки заработной платы, ренты, процентов и прибылей в домохозяйства, поставляющие ресурсы.
Обратимся к рынку продуктов. Денежный доход, получаемый домохозяйствами от продажи ресурсов, как таковой не имеет реальной ценности. Потребители не могут ни есть, ни надевать на себя монеты и бумажные деньги. В процессе расходования денежного дохода домохозяйства выражают свой спрос на многочисленные товары и услуги. Одновременно предприятия присоединяют приобретенные ими ресурсы для производства и предложения товаров и услуг на тех же рынках. Взаимное воздействие этих решений о спросе и предложении и определяет цены продуктов. Заметим, что с точки зрения предприятий, поток потребительских расходов на товары и услуги образует выручку, или доходы, от продажи ими этих товаров и услуг. Обратим внимание на тот факт, что и домохозяйства и предприятия выступают на обоих основных рынках, но в каждом случае на противоположной стороне.
Список используемой литературы
1. Волконский В.А., Корягина Т.И. О роли олигополии в современной экономике // Банковское дело. -- 2009. -- 2, с. 6-10
2. Левина Е.А. Микроэкономика: задачи и решения. 3-е изд. - М.: ГУ ВШЭ, 2009. - 491 с.
3. Микроэкономика. Теория и российская практика. 8-е изд., стер. //Под ред. Грязновой А.Г., Юданова А.Ю. - М.: КноРус, 2010. - 624 с.
4. Новикова И.В. Микроэкономика. Учебник для вузов - М.: Тетрасистемс, 2010. - 448 с.
5. Тарануха, Ю.В. Микроэкономика: учебник / Ю.В. Тарануха; под общ. ред. проф. А.В. Сидоровича. - М.: «Дело и Сервис», 2009. - 640 с.