Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Проблема распределения и перераспределения доходов

Проблема распределения и перераспределения доходов

Министерство сельского хозяйства российской федерации

Департамент научно-технологической политики образования

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Азово-Черноморская государственная агроинженерная академия"

(ФГОУ ВПО АЧГАА)

Факультет: Экономический

Кафедра: Экономики и Управления

Дисциплина: Макроэкономика

Курсовая работа

Проблема распределения и перераспределения доходов

Выполнила: студентка 2курса з/о

Зачетная книжка № 09124

Рычкова А.С.

Проверила: Кузьменко О.В.

Зерноград 2010г.

Содержание

Введение

Анализ состояния вопроса

1. Распределение доходов в рыночной экономике

1.1 Доход населения: понятие, структура и показатели

1.2 Принципы распределения доходов в обществе

2. Рыночный механизм распределения и перераспределения доходов

3. Способы изменения дифференциации доходов

3.1 Исходные положения концепции реформы распределения

3.2 Тенденции и направления рыночной трансформации механизма распределения доходов в РФ

4. Причины неравенства доходов

4.1 Измерение неравенства распределения доходов. Причины и факторы неравенства

Заключение

Список литературы

Введение

Оценка показателей динамики и структуры доходов населения является важнейшим элементом разработки комплексных прогнозов. Доходы и покупательная способность населения имеют не только социальное значение - как слагаемые уровня жизни, но и как факторы, определяющие продолжительность самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Низкий уровень доходов, и, как следствие, низкая покупательная способность основной массы населения - есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Очевидно, что для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов населения в общей сумме доходов общества - ВВП. В основном, для реанимации внутреннего рынка и поддержки отечественного производителя стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части населения. Увеличение и, конечно, своевременная выплата зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики. Именно это и обосновывает актуальность рассмотрения данной темы.

Актуальность позволяет определить тему исследования - проблема распределения и перераспределения доходов.

Исходя из темы, можно обозначить цель исследования - распределение и перераспределение доходов в рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- Дать понятие дохода населения, его структуры и показателей;

- Раскрыть принципы распределения доходов в обществе;

- Выяснить проблемы неравенства доходов в обществе;

- Определить проблемы измерения неравенства доходов, причины и факторы неравенства;

В пределах курсовой работы невозможно рассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение основных задач поможет понять всю сложность данной ситуации.

Анализ состояния вопроса

Данная курсовая работа включает в себя четыре раздела.

В первом раздели, рассматриваются теоретические понятия дохода, его структуры и показателей, так же принципы распределения доходов в обществе. По А.С. Булатову: Доходы населения - материальные средства, которыми располагает население для осуществления своих потребностей.

Во втором разделе дается определение рыночного механизма (по Букасьян Г.М., Экономическая теория.)- распределение доходов и накопление в обществе объективно оказывается настроенным на удовлетворение в первую очередь именно потребностей "элиты"; рассмотрены так же два подхода к распределению доходов в обществе, и их функции.

В третьем разделе представлена информация о способах дифференциации доходов, структуры отношений распределения в условиях реального социализма.

В четвертом разделе мною была расмотренна проблема неравенства доходов, его причины и факторы (Волкова Е.С). Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является изучение и построение кривой Лоренца.

Для более глубокого исследования в курсовой работе используются графики.

Теоретическую и методологическую основу работы составили опубликованные научные труды отечественных и зарубежных экономистов по вопросам формирования и распределения доходов граждан, а также основных способов их государственного регулирования. Наиболее интересно эта тема отражена в таких источниках как "Введение" (Обращение. Из экономических рукописей 1857-1858 годов) Карл Маркс, "Экономика" А. С. Булатова, "Современная структура перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения" Шагинян С.Г, "Курс экономической теории" М. Н. Чепурина, "Экономика и Политология" Макконнелл К.Р., Брю С.Л.

Данная тема была актуальна и во времена марксизма. Одним из главных предметов исследования К.Маркса было материальное производство. "Индивидуумы, производящие в обществе, - а следовательно общественно-определённое производство индивидуумов, - таков, естественно, исходный пункт. В процессе производства члены общества приспособляют (создают, преобразуют) продукты природы к человеческим потребностям; распределение устанавливает пропорцию, в которой каждый индивидуум принимает участие в произведённом; обмен доставляет ему те определённые продукты, на которые он хочет обменять доставшуюся ему при распределении долю; наконец, в потреблении продукты становятся предметами потребления, индивидуального присвоения. Производство создаёт предметы, соответствующие потребностям; распределение распределяет их согласно общественным законам; обмен снова распределяет уже распределённое согласно отдельным потребностям; наконец, в потреблении продукт выпадает из этого общественного движения, становится непосредственно предметом и слугой отдельной потребности и удовлетворяет её в процессе потребления. Поэтому анализ процесса распределения нельзя отрывать от анализа процесса производства. Распределение само есть продукт производства - не только по содержанию, ибо распределяться могут только результаты производства, но и по форме, ибо определенный способ участия в производстве определяет особую форму распределения". Это означает, что структура распределения полностью определяется структурой производства. В целом можно выделить следующие способы распределения:

1. В соответствии с марксистской трудовой теорией стоимости для рабочих распределение осуществляется по стоимости рабочей силы, а для капиталистов - по вложенному капиталу, при социализме распределение осуществлялось по труду и через общественные фонды потребления.

2. Неоклассическая теория выделяет факторное распределение дохода.

3. В современной экономической теории преобладает интеграционный подход к распределению доходов.

А.С. Булатов в своих работах осовременил мысль К.Маркса о распределении как о продукте производства: "Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным средством перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов".

Сергей Георгиевич Шагинян дает четкое словарное определение Перераспределению дохода. Перераспределение - сложное, внутренне противоречивое экономическое явление, обеспечивающее комплексность общественного воспроизводства. Оно, будучи составной частью распределения, обеспечивает формирование вторичных доходов посредством перелива и корректировки первичных доходов, активно пронизывает отношения обмена с непосредственным выходом на условия и результаты производства, и конечное потребление субъектов экономических связей.

В своей книге он описывает распределительный процесс в современной России. Переходное состояние экономики современной России вносит свои коррективы в перераспределительный механизм. В условиях снижения валового национального продукта (ВНП) первичное распределение может осуществляться в рамках, ограниченных размерами сокращения ВНП, что приводит к возрастанию значения перераспределительных процессов, обеспечивающих стагнирующее воспроизводство. В результате они переусложнены и гипертрофированы, и оказывают негативное воздействие на доходы.

Система распределительных и перераспределительных отношений в области потребительских благ включает в настоящее время более 30 форм, которые классифицируются по сферам их действия, экономическому характеру, субъектам управления, месту в распределительном механизме и социальной роли. Одним из основных направлений реформирования распределительно-перераспределительного механизма должно стать упорядочение этих форм, рационализация и сокращение объемов перераспределительных процессов, их адаптация рыночной системе хозяйствования.

М.Н. Чепурин более наглядно связывает перераспределительный процесс с социальной политикой. Государственная политика доходов является составной частью социальной политики и направлена на решение двух главных задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям населения через систему социального обеспечения и нейтрализацию инфляционного обесценивания доходов и сбережений населения. Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих. Макконнелл К.Р., Брю С.Л в книге " Экономика и Политика": Экономика как составляющая общественной практики представляет собой производство и воспроизводство материальных основ общественной жизни.

Политика осуществляет производство и воспроизводство социальных связей в условиях социальных различий и противоположностей. При этом целью политической деятельности является обеспечение потребления материальных благ, удовлетворение своих общих интересов и потребностей. Политика осуществляет прямое распределение жизненных средств, т.е. выполняет эту функцию внеэкономическим способом. Прямое распределение, начавшееся в первобытном обществе, продолжает сохранять свои функции до тех пор, пока преобладает натуральная форма хозяйствования. В крестьянском хозяйстве, рабовладельческой латифундии, феодально-церковном или дворянском поместье, советском колхозе и т.д., в которых большая часть произведенной продукции должна прямо распределяться, происходит переплетение экономической деятельности с политической.

Опыт всеобъемлющего государственного вмешательства в экономику при тотальном охвате государственной собственности подтверждает это наблюдение. В подобном политизированном обществе перераспределительный синдром будет наиболее развит.

Каждый экономист по-своему видит суть данной проблемы, проблемы распределения и перераспределения дохода, тема неравенства актуальна во все времена. В своей курсовой работе я выделила наиболее важные, на мой взгляд, понятия, методы, процессы данной темы, но описать ее в целом невозможно.

1. Распределение доходов в рыночной экономике

1.1 Доход населения: понятие, виды, структура и показатели

Уровень благосостояния людей характеризуют, прежде всего, получаемые ими доходы. Именно доходы определяют наши возможности в питании и одежде, в получении образования и медицинских услуг; возможности посещать театры и приобретать книги, активно путешествовать по миру и т. д. Понятие дохода шире понятия заработной платы, поскольку доход может содержать и другие денежные поступления.

Доходы населения - материальные средства, которыми располагает население для осуществления своих потребностей. Доходы рассматривают на разных уровнях, используя три основных показателя.

Виды доходов:

Рента

Рента - есть доход, полученный собственником земли при сдачи ее в аренду. Общее предложение земли в отличие от других факторов производства относительно фиксировано природой и не может быть увеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены.

Рисунок показывает, что кривая предложения на землю является фиксированной. Кривые спроса и предложения пересекаются в равновесной точке Е. Рента имеет тенденцию колебаться вокруг этой точки. Если бы рента поднялась выше точки равновесия до точки М, то спрос на землю уменьшился до Q1 и часть земли осталась бы незанятой: Q-Q1. Некоторые земельные собственники были бы не в состоянии сдать ее в аренду, и вынуждены были бы предлагать земельные участки за более низкую плату. По таким же причинам рента не может оставаться долго ниже точки равновесия, например R2. Возросший спрос на земельные участки обусловил бы повышение ренты. Только в точке равновесия общее количество земли, на которую предъявляется спрос, равно ее предложению. В этом смысле предложение и спрос определяют цену земли.

Земельная рента существует в 2х основных формах: дифференциальной и абсолютной. В свою очередь, дифференциальная рента бывает дух видов.

Дифференциальная рента I связана с различным плодородием земельных участков и их эффективностью. При одинаковых затратах ресурсов результаты производства на них будут различны. Дифференциальная рента возникает также из-за не одинакового местоположения земельных участков. Транспортные расходы для фермеров будут большими ли меньшими. Близость к рынкам сбыта существенно влияет на структуру производства. В случае с дифференциальной рентой I издержки производства будут определяться предельными величинами наихудших по плодородию или местоположению участков. Добавочный доход, полученный на более плодородных и лучше расположенных землях, присваивается земельным собственником.

Дифференциальная рента II предполагает различную производительность последовательных затрат капитала на одном и том же участке земли. Она создается в процессе интенсификации сельскохозяйственного производства. В этом случае издержки определяются предельной затратой капитала (наименее производительной). Выигрыш в издержках, полученный от более производительных затрат капитала, первоначально достается фермеру. Он присваивает его на протяжении действия арендного договора.

Абсолютная рента - это плата за все участки земли независимо от плодородия и местоположения

Процент.

Следующий вид дохода - процент или ссудный процент. Ставка ссудного процента есть цена, уплачиваемая за использование денег. Более точно, ставка ссудного процента - это количество денег, которое требуется уплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год). Заслуживают внимания два аспекта этого вида дохода.

1) Ссудный процент обычно рассматривают как процент от количества занятых денег, а не как абсолютную величину. Более удобно говорить, что кто-то платит 12% ссудного процента, чем заявлять, что ссудный процент составляет 120 рублей в год на 1000 рублей.

2) Деньги не являются экономическим ресурсом. Как таковые, деньги не являются производительными; они не способны производить товары или услуги. Однако предприниматели "покупают" возможность использования денег, потому что деньги можно использовать для приобретения средств производства - заводских зданий, оборудования, складских помещений и т.д. А эти средства, несомненно, вносят вклад в производство. Таким образом, используя денежный капитал, руководители предприятий, в конечном счете, покупают возможность пользования реальными средствами производства.

Прибыль.

Под экономической прибылью понимается разность между суммарной выручкой фирмы (TR) и всеми издержками (TC). В условиях совершенной конкуренции, когда отрасль находится в равновесии, издержки каждой фирмы совпадают с их выручкой, и экономическая прибыль всех фирм равна нулю. В равновесном состоянии все основные показатели, формирующие спрос и предложение на товарном рынке - предложение ресурсов, уровень технологии, вкусы потребителей, их доходы и т.д. остаются неизменными. Любые отклонения от равновесия, вызванные действиями одной фирмы, применившей, например, какие-то новации и получающей, поэтому экономическую прибыль, в долгосрочном периоде устраняется вследствие входа в отрасль новых фирм. Отрасль, находящаяся в равновесии, абсолютно статична, все поступки фирм предсказуемы, какой-либо риск отсутствует.

В этой связи существование чистой прибыли экономисты объясняют отдачей специфического ресурса - предпринимательских способностей. Под последним, как известно, понимаются способности предпринимателя:

а) принимать решение об использовании в производстве товаров и услуг других ресурсов;

б) применять более прогрессивные способы управления фирмой;

в) использовать инновации, как в производственных процессах, так и в выборе форм реализуемого товара;

г) идти на риск принятия всех подобных решений.

Наконец, фирма будет получать экономическую прибыль, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара. Монопольная прибыль возникает потому, что монополист сокращает объем производства и повышает цену товара.

Заработная плата.

Заработная плата, или ставка заработной платы, - это цена, выплачиваемая за использование труда. Экономисты часто применяют термин "труд" в широком смысле, включая оплату труда:

1. рабочих в обычном понимании этого слова, то есть "голубых и белых воротничков" самых разных профессий;

2. специалистов - юристов, врачей, преподавателей и т.д.;

3. владельцев мелких предприятий - парикмахеров, мастеров по ремонту бытовой техники и множество различных торговцев - за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловой активности.

Показатели дохода

Уровень доходов членов общества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяет возможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, получения образования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кроме размеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами и пр. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

1. Номинальный доход - это общее количество денег, которое получено отдельными лицами (или начислено им) за определенный период. Структура этого дохода включает такие элементы, как факторные доходы, то есть те, что получены от использования собственных факторов производства,- заработная плата, рента, процент, прибыль; выплаты и льготы по линии государственных социальных программ (трансферты); плюс другие поступления - проценты по вкладам в банки, дивиденды на акции, страховые суммы, лотерейные выигрыши и прочее.

2. В отличие от номинального, располагаемый доход представляет только ту часть номинала, которая может быть использована непосредственно на личное потребление товаров и услуг, а также на сбережения. Иными словами, располагаемый доход равен номинальному минус налоги и другие обязательные платежи (отчисления в пенсионный фонд, на социальные нужды и другие).

3. Реальный доход - отражает покупательную способность нашего денежного дохода. Он представляет собой количество товаров и услуг (в стоимостном выражении), которое можно купить на располагаемый доход в течение определённого периода (то есть здесь учитывается возможное изменение цен). Иначе говоря, это доступная каждому лицу (по доходу, которым он располагает) индивидуальная "потребительская корзина".

Главными статьями доходов большинства населения являются заработная плата и трансфертные платежи. Соотношение между ними заметно влияет на экономическое поведение людей. В частности, когда в структуре доходов преобладают заработки, это стимулирует трудовую активность человека, его усердие, инициативу, предприимчивость. Когда же повышается роль трансфертов, люди становятся пассивнее по отношению к производственной деятельности и заражаются психологией иждивенчества. Поэтому направления и размеры государственной социальной помощи должны быть продуманными и взвешенными. [1,8,9]

1.2 Принципы распределения доходов в обществе

В разных странах и в разные периоды действуют различные системы формирования доходов населения. Чаще всего выделяют следующие четыре основных принципа распределения:

1. Уравнительное распределение. Оно имеет место, когда все члены общества (или его определённая часть) получают равные доходы или блага. Такой принцип характерен для первобытных социумов, а также для стран с режимом, который Маркс и Энгельс определили как "казарменный коммунизм". В литературе можно встретить и другое, книжное название этого принципа - эгалитарное распределение. Поскольку люди по своим способностям и энергии различаются, то уравниловка вознаграждении их труда неизбежно порождает ситуацию, когда "один сажает виноградник, а другой ест его плоды".

2. Рыночное распределение предполагает, что каждый из владельцев того или иного фактора производства (рабочей силы, предпринимательских способностей, земли, капитала) получает разный доход - в соответствии с хозяйственной полезностью продуктивностью своего фактора. Так, по отношению к обладателям рабочей силы (то есть наёмным работникам) действует известный принцип распределения по труду. Он означает, что размер доходов каждого трудящегося зависит от конкретной рыночной оценки значимости данного вида труда, а также от его конечных результатов (сколько, чего, как и какого качества произведено).

3.Распределение по накопленному имуществу. Он проявляется в получении дополнительных доходов теми, кто накапливает и передаёт по наследству какую-либо собственность (землю, предприятия, дома, ценные бумаги и другое имущество).

4.Привилегированное распределение особенно характерно для стран с неразвитой демократией и граждански пассивным обществом. Там правители самоуправно перераспределяют общественные блага в свою пользу, устраивая для себя повышенные оклады и пенсии, улучшенные условия жизни, труда, лечения, отдыха и другие льготы. Монтень прав: "не нужда, но скорей изобилие порождает в нас жадность".

В реальности все четыре рассмотренных принципа нередко по-разному сочетаются. Например, в СССР для "трудящихся масс" преобладала уравниловка, а для верхушки компартии (КПСС) и госаппарата существовали многообразные привилегии. В то время как "массы" испытывали на себе тяготы низких доходов, товарных дефицитов, перенаселенных коммунальных квартир, общежитий, подвалов и пр., номенклатурная элита имела высокие доходы, шикарные квартиры, машины, дачи, прекрасные питание и быт. Однако какая бы система распределения ни была, в любом современном обществе неизбежно неравенство доходов людей.[8,4]

2.Рыночный механизм распределения и перераспределения доходов

В условиях товарного производства материально-вещественное распределение продукта остается основой, но начинает носить внутрипроизводственный характер. В структуре распределения выделяются следующие уровни:

распределение орудий производства - предмет анализа рынков капитала;

распределение членов общества по родам производства - предмет анализа рынка труда;

распределение продукта - предметов потребления между участниками производства - предмет анализа распределения доходов в обществе.

В экономической теории сложились два подхода к распределению доходов

1.Функциональный, в соответствии, с которым выделяется функциональное или факториальное, горизонтальное распределение - в зависимости от выполняемой каждым фактором производства функции в процессе производства: заработная плата - за работу, рента и процент - за ресурсы, находящиеся в чьей-то собственности, прибыль - предпринимательский доход.

2. Персональный - персональное (личное), вертикальное распределение доходов, т.е. распределение доходов среди домохозяйств.

Функциональное распределение является проблемой микроэкономики, персональное - макроэкономики.

Маркс во "Введении"[10; 17] приводит заимствованную от Д.С. Милля последовательность фаз воспроизводства: производство - распределение - обмен - потребление. Она представляет собой абстрактно-логическую схему движения продукта по фазам воспроизводства. Но в условиях рынка последовательность меняется: производство - обмен распределение - потребление. В условиях централизованно управляемой экономической системы за производством продукта следует его распределение в соответствии с планом, и затем потребление. Обмен выпадает, становится формализованным, распределение осуществлялось Госпланом, министерствами. К. Маркс обосновал идеологизированную схему примата производства, современная экономическая теория концентрируется в сфере анализа обмена, в то время как классическая политэкономия - в сфере распределения.

В централизованно управляемой экономике фаза распределения и особенно перераспределения на основе централизации доминирует над обменом - т.е. восстанавливается присущее натуральному хозяйству экономическое распределение продукта на основе централизованного планирования и централизации всех распределительных отношений вплоть до определения заработка отдельного работника.

Задача переходной экономики - восстановление присущей рыночной экономике последовательности фаз воспроизводства: П-О-Р-П.

Роль распределения в экономической системе определяется выполняемыми распределением функциями:

1.дифференцирующая - определение отношения (количества), "в котором продукты достаются индивидам" [10; 17];

2.мотивационная или стимулирующая, в зависимости от способа распределения - активное обратное влияние распределения на производство и обмен через систему мотивации хозяина или систему стимулирования наемного работника;

3. воспроизводственная (компенсационная) - обеспечение воспроизводства всех факторов производства - земли, труда, капитала, предпринимательства через компенсацию затрат каждого фактора (их вмененных издержек);

4. опосредующая - опосредование взаимосвязи производства и обмена с одной стороны, и потребления с другой.

Эти функции являются общеэкономическими.

5. Социально-экономическая функция распределения - реализационная (реализация экономического господства класса собственников в обществах глубокой классовой дифференциации, или гуманистическая - в постиндустриальном обществе, обеспечивающая высокий уровень социальной справедливости через механизм перераспределения доходов).

Таким образом, распределение и обмен взаимосвязаны и опосредуют производство и потребление. Формирование личных доходов не сводится только к фазе распределения, большую роль играет обмен и способ соединения со средствами производства. Среди разнообразных способов распределения наиболее эффективным является тот, который основывается на выгодном для производителя труде. Распределение должно иметь гуманистическую направленность и быть справедливым с точки зрения равенства для всех экономических субъектов с различающимися интересами правил игры - экономической деятельности.

"рыночный механизм" -- распределение доходов и накопление в обществе объективно оказывается настроенным на удовлетворение в первую очередь именно потребностей "элиты". Поскольку в них преобладает деградационно-паразитическая по своему характеру составляющая, то соответственно этому обстоятельству демографически обусловленные потребности остального общества -- большинства населения -- при такой настройке рыночного механизма удовлетворяются по остаточному принципу.

Рыночный механизм в качестве регулятора распределения продукции в сфере производства и вне её в политэкономии характеризуется так называемым "законом стоимости", согласно которому в средних ценах товаров выражаются средние в обществе трудозатраты на их производство. Однако, ввиду невозможности непосредственного измерения "трудозатрат" во многих видах Деятельности "закон стоимости" оказывается метрологически несостоятельным в части обоснования ценообразования не подающимися измерению "трудозатратами". Тем не менее, если признать факт существования цен на рынке как объективную данность, то ценовые соотношения разных продуктов (промежуточных, вспомогательных, конечных) определяют доходность и прибыльность производства каждого из них при принятых производителями технологиях и организации дела. При отсутствии или неразвитости системы макроэкономического регулирования частные предприниматели реагируют на цены, складывающиеся на рынках, расширяя и начиная производство одних видов продукции и сворачивая и прекращая производство других. Соответственно при рассмотрении процессов производства и распределения продукции в обществе на достаточно продолжительных интервалах времени так называемый "закон стоимости" регулирует межотраслевые пропорции и абсолютные показатели производства в каждой из отраслей.

Рыночный механизм действительно способен отрегулировать если не всё, то очень многое в жизни общества. Но реальная свобода частного разнородного предпринимательства в условиях действия основного экономического закона капитализма -- "больше прибыли прямо сейчас!" -- ставит всех перед вопросом о характере и качестве этой регуляции.

Механизм распределения доходов состоит из трех блоков:

Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.

Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.

Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.

Особенности распределения в переходной экономике определяет третий блок распределительных механизмов в силу его высокой "эффективности". Это обусловлено существенными институциональными изменениями. Но прежде чем переходить к институциональному анализу, необходимо выявить причинно-следственную обусловленность неэффективности сложившегося в переходной экономике механизма распределения доходов. Основной причиной этого, по нашему мнению, является отсутствие конкурентных, а в некоторых случаях, например, для земли - рынков вообще. Рынок труда в силу ограничений по мобильности работников, а также вследствие своей монопсонической структуры функционирует лишь в зачаточной форме. Реальное рыночное ценообразование на рынке труда можно наблюдать только в Москве, Санкт-Петербурге, да и то среди высококвалифицированных работников[17]. Фактическое отсутствие указанных рынков, как легальных и массовых, приводит к росту соответствующих трансакционных издержек, и препятствуют свободному движению ресурсов с целью повышения эффективности их использования. Именно в нецелостности системы рынков современной российской экономики многие исследователи видят основную причину значительного спада производства[18], а, следовательно, и снижения доходов основной массы населения. Однако следует отметить, что в условиях глубокого экономического кризиса доходы различных факторов производства и групп в обществе падают не в одинаковой пропорции. Эффективные рынки будут формироваться только тогда, когда цели экономических организаций обеспечат достаточно высокую мотивацию хозяйствующих субъектов для осуществления рыночного обмена.

В силу этого рынки выступают как коллективное благо для той или иной группы[19] экономических субъектов. Причем, группы могут быть как большими, так и малыми. Традиционно выделяются два институциональных условия, выступающих необходимой основой формирования рынков[7]: институт частной собственности и свобода заключения контрактов (вернее, их конкурентное заключение, предусматривающие выбор способа контрактации). Относительно низкие доходы большинства наемных работников в России определяются отсутствием институциональной составляющей, необходимой для развитого рынка труда. [9]

Распределение доходов также зависит от того, кто выступает в качестве институционального инноватора. Например, на российском рынке труда, основным институциональным инноватором является государство. Это обусловлено в первую очередь тем, что почти половина (49 %) занятых нанимается государством, а также неорганизованностью и отсутствием реальной конкурентной силы у предложения труда и представляющих его профсоюзов. Фиксируя низкий уровень оплаты в госсекторе и ограничивая заработную плату в предпринимательском секторе высокими налогами на фонд заработной платы, государство тем самым стимулирует создание, наряду с легальным, сопоставимых по емкости теневого рынка, а также рынка вторичной занятости. Согласно теории Г. Лайбкепа, отношение отдельных экономических агентов к предполагаемой институциональной инновации определяется чистыми выгодами, достающимся им от ее осуществления. Слабые профсоюзы во многом выгодны государству, поскольку в этом случае институциональные изменения, которые оно индуцирует, направлены лишь на формальное закрепление существующих практик ценообразования на рынке труда. Анализируя влияние распределения доходов на институциональные изменения, довольно трудно установить строгую причинно-следственную связь между изменениями в пропорциях распределения доходов и формированием институциональных структур. Это свидетельствует о сложности данных социально-экономических взаимодействий. Если придерживаться эндогенной концепции институциональных изменений, то распределение доходов неизбежно индуцирует трансформацию институциональной структуры экономики. Наоборот, согласно экзогенной концепции, внедрение институциональных инноваций детерминирует изменения пропорций в распределении и перераспределении доходов в обществе.

Выявить реализацию приведенных двух алгоритмов институциональных изменений возможно при анализе влияния низких доходов и бедности на формирование соответствующих институтов, а также деятельности групп с особыми интересами, направленной на институциональное закрепление изменений в пропорциях распределения доходов.

3. Способы изменения дифференциации доходов

К числу особенностей распределения в переходной экономике относятся следующие процессы:

восстанавливается естественная, присущая товарному производству последовательность фаз воспроизводственного процесса:

обеспечивается многофункциональность распределения;

- осуществляется переход от уравнительного распределения по труду к многообразию форм и способов распределения доходов.

В целом можно выделить следующие способы распределения:

1.Марксистская трудовая теория стоимости: для рабочих - по стоимости рабочей силы, для капиталистов - по вложенному капиталу, при социализме распределение будет осуществляться по труду и через общественные фонды потребления.

2.Неоклассическая теория - по факторам производства.

3.Современная теория - интеграция всех способов распределения.

В процессе распределения формируются персональные доходы населения:

номинальный доход - полученная в течение определенного периода сумма денег;

располагаемый доход - номинальный доход за вычетом налогов;

- реальный доход - количество товаров, которые можно приобрести на располагаемый доход.

Структура номинальных доходов:

факторные доходы:

заработная плата (25% ВВП);

- доходы от собственности, земли, предпринимательской деятельности (45,9%);

- доходы от личного подсобного хозяйства (1,7%);

трансферты (7,8%) - пенсии, пособия по безработице, малоимущим, компенсации на детей;

доходы через финансово-кредитную систему - по государственному и частному страхованию, банковские ссуды, рост стоимости акций, процент по вкладам, выигрыши по лотереям, компенсации.

Распределение по труду было господствующей формой распределения в условиях реального социализма, т.е. 90%-го контроля государства (в 1992 г., по Гайдару его доля составила 55%, а норма 40-45%). Но в порах госэкономики существовали и другие способы распределения - например, криминогенные формы - взятки, использование служебного положения для личного обогащения, элементарное воровство существовали практически всегда. С 60-х годов (экономическая реформа) - появились элементы распределения по доходу со своих средств производства (фонды экономического стимулирования) и теневая экономика, а также доходы от своей должности.

Структура отношений распределения в условиях реального социализма [12]:

распределение по труду - охватывало в 1990 г. 114,6 млн. чел. (80,2% официальных доходов);

распределение через общественные фонды потребления - 7,4 %;

доходы от личного подсобного хозяйства - 3,1 %;

другие формы распределения - 9,3 % .

В составе заработной платы около 17-30 % [7] занимали доходы работников от своих средств производства, своей собственности (по капиталу)

- фонды экономического стимулирования (премии).

Таким образом, в условиях реального социализма существовали три формы (способа) распределения:

по труду;

по доходу со своих средств производства, от своей должности;

- криминогенные формы.

Способ распределения определяется способом участия в производстве, а он зависит от отношения к средствам производства. Но в условиях экономики дефицита получение одинаковой суммы дохода не обеспечивало одинаковый уровень потребления. Он определялся доступом к благам, их распределению и местам реализации, наличием привилегий, номенклатурного статуса - нелегальный рынок, карточки, очереди (распределение по активности в сфере реализации).

3.1 Исходные положения концепции реформы распределения

Концепция реформы распределения основывается на следующих исходных положениях:

многообразию форм собственности, адекватному технологической неоднородности современного производства, соответствует многообразие форм и способов распределения доходов;

эффективность обратного воздействия распределения на производство зависит от формируемых тем или иным способом распределения мотивов экономического поведения и, прежде всего, мотивов труда;

3)генетической основой мотивации активного экономического поведения является диалектика труда и собственности;

4)абстрактно-всеобщими направлениями реформирования системы распределения в обществах современной цивилизации являются обособление хозяйствования и индивидуализации присвоения.

В переходной экономике обеспечивается переход от стимулирования труда наемного работника к формированию интегральной системы, включающей (или основанной) мотивацию.

Мотив труда - это внутреннее побуждение, самостимулирование деятельности, направленной на удовлетворение потребностей экономических субъектов [9].

Стимул представляет собой внешнее воздействие на экономического субъекта, наемного работника. Свободный труд немыслим без мотивации. Мотивация возникает при условии собственнического (хозяйского) положения непосредственного производителя, это активная его характеристика. Заработная плата - это стимул к труду, внешнее воздействие, экономическое принуждение к труду, пассивная характеристика экономического субъекта.

Отсутствие внутренних мотивов труда в условиях неперсонифицированных форм присвоения (государственная, колхозная собственность) обусловливало эффект привыкания к тем или иным стимулам и необходимость непрерывного разрастания составных элементов систем стимулирования труда.

В настоящее время складываются следующие способы распределения в формирующихся секторах экономики:

1. Государственный сектор - сужение его через приватизацию, коммерциализацию (на основе аренды или передачи в полное хозяйственное ведение) ведет к сокращению сферы действия распределения по труду, т.к. коллективы госпредприятий участвуют в распределении как владельцы средств производства, присваивают предпринимательский доход, как и другие субъекты рыночной экономики. Но доминирующей формой личного распределения (персонального) является распределение по труду в соответствии с единой тарифной сеткой, т.е. по индивидуальным или бригадным затратам труда.

2.Корпоративный сектор - т.к. основан на объединении собственности граждан (частной), то распределение для всего коллектива собственников осуществляется по капиталу (доходу с находящихся в общей собственности средств производства) и присваивается предпринимательский доход. Но это реализуется в конечном распределении (по итогам года, квартала), в течение года распределение осуществляется по труду в соответствии с ETC.

3.Частный сектор - здесь формируются: доход на собственность (процент на капитал) и предпринимательский доход.

4.Теневой сектор (30-50% ВВП, в развитых странах - 5-6% ВВП) - существенно возросли доходы, что обусловлено как инфляционным их ростом, так и усилением налогового прессинга, заставляющего предпринимателей использовать противозаконные способы получения дохода (наличный оборот, укрываемый от налогообложения).

5.Формируются принципиально новые элементы распределительного механизма, например, распределение по унаследованному капиталу. Обеспечение потомкам более достойных условий жизни - важнейший мотив труда, хотя в условиях инфляции мотивация накопления существенно снижается. Таким образом, новая концепция распределения доходов основывается на реализации мотивов экономического поведения собственника, возникающих при условии индивидуализации присвоения в рамках всех крупномасштабных форм собственности. Поэтому восстановление более высоких мотивационных потенций распределительного механизма соответствует этапам развития (степени развитости) индивидуализации присвоения и обособления хозяйствования. Новый механизм распределения обусловливает создание соответствующего механизма перераспределения доходов. Он выступает стержнем распределительной системы постиндустриальных стран, т.к. через систему трансфертных платежей обеспечивает социальную защиту не имеющим собственности слоям населения. Но перераспределительные процессы имеют определенные границы, за пределами которых тормозят развитие производства. Требования справедливости в распределении доходов не должно снижать мотивацию роста доходов хозяйствующих субъектов.

Наконец, вопрос о регулировании доходов в переходной экономике решается через индексирование заработной платы в соответствии с инфляционным ростом пек, а также прогрессивное налогообложение, контроль за использованием доходов. Изложенные концептуальные положения реформы механизма распределения доходов обусловливают необходимость анализа основных направлений рыночной трансформации механизма распределения в РФ.

3.2 Тенденции и направления рыночной трансформации механизма распределения доходов в РФ

Доход - категория, неизвестная советской экономике. Поэтому первое направление рыночной трансформации - легализация рыночных доходов, в т. ч., и считавшихся нетрудовыми (спекулятивных) т.е. денежного выражения результатов деятельности физического или юридического лица, регулярно и законно поступающего в его непосредственное распоряжение. Условием получения дохода становится всякое активное участие в экономической жизни, предполагающее необходимость делать нечто полезное для других людей, а не только работа на госпредприятии. В обмен на это полезное участие люди передают нам часть находящихся у них денег. Т.е. получение дохода - свидетельство участия лица в экономической жизни, а размер дохода - показатель масштаба такого участия.

Важной тенденцией является формирование многообразия функциональных (факториальных) доходов в зависимости от источника, спроса и предложения фактора производства, т. е. в соответствии с многообразием форм собственности:

заработная плата наемных работников;

жалованье служащих в госсекторе;

рента земельных собственников и домовладельцев;

доходы мелких собственников (комбинация заработной платы, прибыли, ренты, процента и дивидендов).

Перераспределительное вмешательство государства также формирует новые формы персонального (вертикального) распределения доходов, т.е. фактического распределения доходов по отдельным группам населения - домохозяйствам; которые не зависят от источников, объединяют прибыль, пособие по безработице в одно понятие дохода и устанавливают объективную имущественную иерархию в обществе:

пособие по безработице (выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75 % среднемесячной заработной платы, следующие4месяца-60%,последние 5 месяцев - 45 %),

компенсационные выплаты - на детей, на хлеб, пенсионерам;

индексация доходов, вкладов;

установление минимальной заработной платы.

Новые способы распределения доходов формируются в соответствии с индивидуализацией присвоения через формирование частной индивидуальной собственности, выделение доли работника в имуществе предприятия и формирование корпоративной собственности. Без такой индивидуализации присвоения в рамках крупномасштабных форм собственности, как показала практика отчуждения работника от собственности на западе и востоке, положительный импульс, заложенный в коллективной собственности, реализоваться не может. Важную роль в трансформации распределительных отношений играет обособление хозяйствования, т.е. отделение дохода работника, группы от общего государственного или сверхконцентрированного коллективного "котла" (пирога). Эта тенденция характерна для всех стран, углубляющих рыночные начала. Она реализуется через приватизацию государственной собственности или выделение отдельных производств, подразделений в рамках единой фирмы с полноценным присвоением дохода в рамках ограниченного коллектива. К числу способов обособления хозяйствования относятся приватизация, полное хозяйственное ведение, аренда, разукрупнение.

4. Причины неравенства доходов

Один из источников социальной напряженности в любой стране - разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

1) величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;

2) величиной текущих доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что-либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

1) разная ценность принадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход, чем в форме лопаты);

2) разная успешность использования факторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитный товар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);

3) разный объем принадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).

4.1 Измерение неравенства распределения доходов. Причины и факторы неравенства

Прежде чем обратиться к проблеме измерения неравенства в распределении доходов, надо сказать что, располагаемый доход - это доход экономического субъекта, полученный после выплат трансфертов со стороны государства и уплаты налогов из своего личного дохода.

Именно располагаемый доход дает более точное представление об уровне жизни населения, нежели личный доход.

Одним из наиболее известных способов измерения этого неравенства является построение кривой Лоренца. Речь идет при этом о персональном, а не функциональном распределении доходов.

Если мы разделим все население страны на 5 частей, т. е. по 20%, и совокупные доходы общества также по 20%, то можем увидеть, что линия, исходящая из начала осей координат (биссектриса) дает нам представление о равном распределении доходов

Кривая Лоренца основана на расчете кумулятивных долей (накопленных долей), и соответственно, построении кумулятивной кривой. На оси абсцисс мы откладываем первые 20% населения; затем, добавив вторую группу, получаем 40% населения, затем 60% и т. д. На оси ординат мы откладываем кумулятивные значения доходов: первые 20%, затем 40%, далее 60% и т. д. Если бы 20% населения получали бы 20% совокупных личных доходов, 40% населения - 40% доходов, и т. д., то мы построили бы как раз биссектрису, называемую линией абсолютного равенства. Но в реальности распределение не бывает абсолютно равным. Например, первые 20% населения получают 5% доходов, 40% населения - 15% доходов, 60% населения - 35% доходов, 80% населения - 60% доходов, и, наконец, 100% населения - 100%" всех доходов общества. В соответствии с этими значениями мы и строим кривую Лоренца, которая отклоняется от линии абсолютного равенства. Кривая Лоренца (на нашем графике кривая OABCDE) будет более вогнутой по отношению к биссектрисе, если распределение доходов отличается большей неравномерностью. На рис мы можем увидеть и линию абсолютного неравенства, идущую под прямым углом (OFE).Сплошная линия кривой Лоренца показывает распределение личных доходов (до вычета налогов и без трансфертов). Но после уплаты налогов и получения трансфертов мы можем построить новую кривую Лоренца (пунктирная линия), т. е. кривую для располагаемого дохода. Она менее вогнутая, так как в результате перераспределительных процессов уменьшилось первоначальное неравенство в уровне доходов. Очевидно, чем больше отклоняется кривая Лоренца от биссектрисы, тем сильнее неравенство в распределении доходов, и чем активнее социальная политика государства по выравниванию доходов, тем менее вогнута данная кривая. В зависимости от конкретных социальных программ и систем налогообложения в той или иной стране будет зависеть отличие кривых Лоренца, построенной для личных и для располагаемых доходов.

Как отмечалось ранее, больше всего приближается к линии абсолютного равенства кривая Лоренца, отражающая распределение доходов с учетом трансфертных выплат, а далее всего от нее находится кривая, демонстрирующая распределение доходов от собственности.

Но почему существует неравенство в доходах? Различные экономисты называют множество причин и факторов, но одними из самых важнейших являются:

Во-первых, от рождения люди наделены различными способностями, как умственными, так и физическими. При прочих равных условиях (эту предпосылку нужно всегда иметь в виду), человек, наделенный исключительной физической силой, имеет больше шансов стать знаменитым и высокооплачиваемым спортсменом.

Во-вторых, различия во владении собственностью, особенно доставшейся по наследству. Люди не могут выбирать, в какой семье им родиться - потомственных миллионеров или простых рабочих. Следовательно, одна из разновидностей потока доходов, т. е. доход от собственности, будет существенно различаться у названных субъектов.

В-третьих, различия в образовательном уровне. Сама эта причина во многом зависит от первых двух названных. Ребенок, родившийся в богатой семье, имеет больше шансов получить превосходное образование и, соответственно, профессию, приносящую высокий доход, нежели дитя в бедной многодетной семье.

В-четвертых, даже при равенстве возможностей и одинаковых стартовых уровнях образования больший доход будут получать лица, которых иногда называют "трудоголиками". Эти люди готовы брать работу на дом, задерживаться по долгу службы на рабочем месте для разрешения той или иной профессиональной проблемы, игнорировать свое неважное самочувствие, лишь бы добиться высоких результатов в своей работе.

В-пятых, есть такая группа причин, которая связана просто с везением, случаем, неожиданным выигрышем и т. п. В условиях неопределенности, характерной для рыночной экономики, эта группа причин может объяснить многие случаи неравенства в распределении доходов.

Таким образом, по крайней мере, в силу названных причин равенство экономических возможностей соблюдается далеко не всегда. Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах.[9;19]

Заключение

Таким образом, уровень жизни населения - одна из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимается степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, достигаемая за счет создаваемых экономических и материальных условий и возможностей, реализуемую через потребление и определяемую, прежде всего соотношением уровня доходов и стоимости жизни.

Основным показателем, характеризующим различия уровня жизни населения, является среднемесячная заработная плата. Заработная плата является основным источником дохода населения. А от величины дохода зависит степень удовлетворения потребностей людей. Чем выше доход, тем больше своих потребностей человек может удовлетворить.

Мировой опыт показывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономика немыслима без демократической системы распределения доходов граждан. Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов для участия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан.

В целом, общепринятым является мнение, что в соответствии со спецификой Российской Федерации целесообразно проведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности и социальной справедливостью. Таким образом, реализация результативного перераспределения доходов в России должна осуществляться посредством разработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, прежде всего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливого налогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. В настоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванных направлений перераспределения доходов:

1. в сфере регулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышение минимального размера оплаты труда и ликвидация его увязки с социальными выплатами;

2. в реформировании социальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижение упорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат, усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика в области пенсионного обеспечения реализуется посредством сохранения распределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной.

3. основой налогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставки налога на доходы физических лиц. Вопрос о воздействии данной меры на легализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговые льготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признаны социально справедливыми. Многие исследователи в качестве последствий такой политики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциации населения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.

Список использованной литературы

1. Антипина. В.И. Экономическая теория., М.:Проспект, 2006 г.

2. Алиев. И.М.,Горелов. Н.А. Политика доходов и заработной платы.

Ростов - на - Дону "Феникс",2008 г.

3. Белова. Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика. //Экономист № 4, 2008г.

4. Бобков. В и другие. Качество и уровень жизни населения: территориальный разрез. //Экономист № 1, 2009 г

5. Бомол.У.,Блайндер.А. Экономикс принципы и политика.9-е издание.

М.:Юнити, 2004 г.

6. Булатов А. С./ Экономика. - М.: 2000 г.

7. Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М, М. 2001 г.

8 Волкова Е.С. Рост противоречий между "бедными" и "богатыми" на разных уровнях иерархии в свете концепции устойчивого развития. Томск, 1999.

9. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000

10. Гусев. А. Имущественная дифференциация населения.//Проблемы теории и практики управления. № 4. 2007 г

11.К.Маркс "Введение" (Обращение. Из экономических рукописей 1857-1858 годов).

12. Корнейчук. Б.В. Экономика труда. М.: Гардарики, 2007 г.

13. Кэмпбелл Р. Макконел, Стэнли А. Брю / Экономикс - М.: "Республика", 1995г.

14. Николаева И. П./ Экономическая теория - М.: "Финстстинформ", 1997 г.

15. Нуреев. Р.М. Курс микроэкономики. М.: Норма ,2007 г.

16. Пономаренко Е. О бюджетно-налоговой политике государства на 2001 г. // Экономист. - 2000 г., №11.

17. Роик В. Механизмы регулирования доходов в России: результаты неэффективного применения. // Российский экономический журнал. - 2002 г., №8.

18. Роик В. Пенсионная реформа: институциональный подход. // Российский экономический журнал. - 2000 г., №9.

19. Российский статистический ежегодник. / Госкомстат Российской Федерации - М.: 2000 г.

20. Российский экономический журнал. - 2000 г., №7.

21. М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков Экономическая Теория, М. Б Инфра М, 1999 г.

22. Симкина.Л.Г. Экономическая теория. СПб.: Питер,2008 г.

23. Староверов. О.В. Отдельные модели экономической социологии. М.:Наука, 2006 г.

24. Чепурин М. Н. / Курс экономической теории

25. Шагинян С.Г. Современная структура перераспределений и их формы, влияющие на реальные доходы населения / Ростовский государственный университет путей сообщения

26. Официальный сайт Госкомстата Российской Федерации / www.gks.ru.

27. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации / www.minfin.ru.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека