Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Проблемы регулирования муниципального рынка труда на примере Иркутской области

Проблемы регулирования муниципального рынка труда на примере Иркутской области

  • СОДЕРЖАНИЕ
    • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО РЫНКА ТРУДА
    • 1.1 Социально-экономический аспект трудовой миграции
    • 1.2 Государственное регулирование формирования и развития рынка труда в Российской Федерации
    • 1.3 Международный опыт развития рынка труда и трудовой миграции
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ)
    • 2.1 Анализ рынка труда Иркутской области
    • 2.2 Характеристика трудовых миграционных процессов в Иркутской области
  • ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА СОЗДАНИЯ ЦЕНТРА ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ МИГРАНТОВ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3.1 Обоснование необходимости повышения регулируемости трудовых миграционных процессов в Иркутской области
    • 3.2 Проект создания Центра по трудоустройству мигрантов в Иркутской области. Расчет эффективности
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
  • Введение
  • В настоящее время миграционный рынок труда рассматривается как государственная социально-экономическая система, в которой государству отводится определяющая и нормативно-регулирующая роль, как в настоя-щем, так и в будущем. Следовательно, эффективное регулирование миграционного рынка труда становится действенным рычагом к ускорению социально-экономического развития страны.
  • Оптимальная стратегия регулирования миграционных трудовых ресурсов требует аналитического осмысления, оценки, анализа и прогноза ее развития. А также формирования концептуальных подходов к региональному управлению миграционным рынком труда. Все вышеуказанные положения делают тему дипломной работы актуальной и интересной для исследования.
  • Предметом работы является миграционный рынок труда.
  • Цель дипломного проекта состоит в разработке рекомендаций по регулированию регионального миграционного рынка труда.
  • Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
  • - Раскрыть теоретические основы понятия миграционного рынка труда в целом и его элементов в частности.
  • - Обозначить современные тенденции государственного регулирования рынка труда.
  • - Выделить проблемы государственного регулирования трудовых миграционных процессов.
  • - Провести анализ демографической ситуации и развития трудовых ресурсов на областном уровне.
  • - Провести анализ развития трудовых миграционных процессов в Иркутской области.
  • - Провести исследования формирования системы регулирования миграционным рынком труда на федеральном и региональном уровне.
  • - Разработать рекомендации по регулированию миграционного рынка труда на региональном уровне.
  • Исходя из постановки проблемы исследования, структурно дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
  • В первой главе раскрываются теоретические основы формирования миграционного рынка труда, социально-экономический аспект трудовой миграции, а также рассматриваются некоторые подходы к формированию системы государственного регулирования миграционного рынка труда.
  • Во второй главе проводится анализ состояния миграционного рынка труда области на основании демографической структуры населения, территориального распределения трудовой миграции, в разрезе этнической принадлежности трудовых мигрантов. Дается характеристика рынка труда Иркутской области в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа и исследование проблем регулирования миграционного рынка труда Иркутской области.
  • В третьей главе предлагаются меры для усиления управленческого воздействия органов власти и управления на трудовую миграцию в Иркутской области. В частности предлагается создание регионального Центра по трудоустройству мигрантов.
  • В заключении формулируются основные предложения и рекомендации, полученные в процессе проведенных исследований, и дается итоговая оценка проделанной работе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННОГО РЫНКА ТРУДА

1.1 Социально-экономический аспект трудовой миграции

Проблема обеспечения защиты трудящихся мигрантов и эмигрантов имеет много аспектов и охватывает целый ряд участников, институтов и механизмов. Она, как правило, охватывает предоставление пособий по социальному обеспечению для покрытия расходов, связанных с такими непредвиденными обстоятельствами, как заболевания, потеря трудоспособности, пожилой возраст, материнство и безработица; защита от производственных рисков; равенство доступа к занятости и защита от дискриминации; защита от факторов, связанных с отсутствием гарантированных занятости и доходов. Такие виды защиты могут быть связаны или не связаны с трудовыми отношениями, и они могут изменяться со временем. Реальность такова, что в мире лишь незначительная часть иностранной рабочей силы в полной мере обеспечена этими видами защиты.

При обсуждении всех аспектов проблемы защиты иностранной рабочей силы возникает широкий круг вопросов, которые необходимо понять и решать в более широком контексте изменений на рынке труда и в системе организации труда. Характер и темпы изменений в мире труда оказывали и продолжают оказывать глубокое воздействие на трудовые отношения. Изменились виды занятости, расширилась сфера охвата трудовых договоров, и возросло число их разновидностей, и получили широкое распространение новые формы труда, открывающие новые возможности и создающие новые риски. Эти изменения оказывают непосредственное влияние на занятость и рынки труда и ставят под сомнение традиционные концепции и прежние устоявшиеся понятия. Зачастую они открывают новые возможности для трудоустройства иностранной рабочей силы и обеспечивают большую гибкость, как работодателям, так и трудящимся. Ставятся под сомнение понятия гарантии и защиты занятости, лежащие в основе трудовых отношений, по мере того, как все большее распространение получают альтернативные понятия независимого труда и различных форм самостоятельной занятости. В течение многих лет принимаются и применяются законы, положения и коллективные договоры, связывающие защиту иностранной рабочей силы с трудовыми отношениями.

Трудовые отношения, как бы они ни определялись в конкретном национальном контексте, являются универсальным понятием, создающим правовую связь между лицом, которое называется "наемным работником" (часто именуемым "трудящимся") и другим лицом, которое называется "работодателем". Для работодателя наемный работник выполняет работу или предоставляет услуги на определенных условиях в обмен на вознаграждение.

Получающее все большее распространение явление, связанное трудом зависимых трудящихся - иностранной рабочей силы, у которых отсутствует защита в сфере трудовых отношений из-за действия одного или сочетания следующих факторов:

- сфера применения законодательства является слишком узкой или трактуется слишком узко;

- законодательство сформулировано плохо или неопределенно, так что сфера его применения остается неясной;

- трудовые отношения имеют скрытый характер;

- трудовые отношения объективно носят неопределенный характер, вызывающий сомнения в отношении того, существуют ли, в действительности, трудовые отношения;

- трудовые отношения, очевидно, существуют, однако неясно, кто является работодателем, какими правами обладают трудящиеся и кто несет за них ответственность;

- не обеспечивается соблюдение и применение законодательства.

На основании результатов национальных исследований, [17] можно утверждать, что эти явления становятся все более распространенными и что они служат факторами, способствующими снижению уровня гарантий и росту масштабов нищеты. Они могут также оказывать отрицательное воздействие на конкурентоспособность и жизнеспособность предприятий. Они ставят под сомнение актуальность трудового законодательства на национальном и международном уровнях и прямо подрывают систему защиты зависимых трудящихся, которые фактически являются наемными работниками. Защита, которую обеспечивает трудовое законодательство, каким бы всеобъемлющим оно ни было, уже больше не предоставляется в том случае, когда зависимого трудящегося нельзя признать в качестве наемного работника либо из-за неправильно сформулированного законодательства, либо из-за того, что не обеспечивается его соблюдение или применение. При рассмотрении сферы трудовых отношений возникают отдельные вопросы, касающиеся труда в условиях неформальной экономики. Порой весьма трудно определить, существуют ли трудовые отношения, или установить границы между зависимой и самостоятельной трудовой деятельностью. Отсутствие защиты у зависимых работников в неформальной экономике приводит к возникновению как социальных, так и экономических проблем.

Исторически трудовая миграция в России характеризовалась двумя основными доминантами: движением населения из сельской местности в городскую местность и переселением из западных районов в северные и восточные регионы страны.

Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации обусловлены в первую очередь распадом СССР, глобальными политическими и социально-экономическими переменами. Значительное влияние также имеют изменившаяся геополитическая ситуация в мировом сообществе и принципиально иное место в нем России и новых суверенных государств.

Основными компонентами формирования миграционной ситуации в России стали:

- Массовый приток вынужденных мигрантов в Россию из большинства государств - республик бывшего СССР.

- Иммиграция в Россию выходцев из различных стран мира с нестабильной общественно-политической обстановкой, носящая масштабный и преимущественно незаконный характер.

- Эмиграция в страны старого зарубежья на постоянное место жительства по этническому и экономическому признакам. Продолжается отток из России квалифицированных кадров.

- Изменение направлений потоков внутренней социально - экономической миграции. Сокращение населения в северных регионах наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Основную массу переселенцев составляют социально активные лица в трудоспособном возрасте, ухудшается демографическая структура коренного населения, разрушается уникальный трудовой потенциал, адаптированный к природным условиям этих регионов.

- Увеличение концентрации мигрантов в густонаселенных обжитых регионах. В результате массовый приток мигрантов привел в ряде территорий к обострению жилищной проблемы, снижению качества предоставления социальных и медицинских услуг, ухудшению ситуации на рынке труда.

- Интеграция России в международный рынок труда. Она сопровождается развитием процессов внешней трудовой миграции, составной частью которой является привлечение в Россию иностранной рабочей силы и направление российских граждан на работу за границу.

Наиболее острой проблемой внешней трудовой миграции является проблема обеспечения преимущественного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест в условиях расширяющихся объемов незаконного импорта и экспорта рабочей силы.

Демографическая ситуация в европейской части России лучше, чем в азиатской части страны. Углубляющийся кризис естественной убыли населения здесь сосуществует с миграционной подпиткой (заметную долю в ней составляют переселенцы из стран СНГ и регионов политической нестабильности). Но приток мигрантов не компенсирует естественную убыль населения в этих районах. Поэтому состояние перенаселенности им не угрожает. В перспективе для многих регионов Нечерноземной зоны приток экономически активного населения может дать толчок к постепенному выходу из социально-демографического кризиса.

Специфической особенностью миграционной ситуации в России является более высокая миграционная активность сельских жителей по сравнению с городскими. Области с наибольшим превышением миграции сельских жителей над городскими характерны для промышленно развитых районов Урала, Сибири и Дальнего Востока. В этих районах горожан доходы значительно выше доходов сельских жителей. Возможно, поэтому сельское население здесь особенно стремится в промышленные центры.

Противоположные показатели миграционной активности характерны лишь для некоторых территорий Севера и Сибири, а также для автономных образований, где титульная нация составляет существенную часть населения. Это можно объяснить тем, что представителю русского народа легче перемещаться по России, поскольку у него почти нигде не возникает языковых трудностей. У представителей других национальностей, особенно если они происходят из сельских местностей своих национальных автономий, такие трудности возникают регулярно.

Превышение миграционного оттока населения над его притоком прослеживается одновременно со снижением уровня неучтенных денежных доходов населения. Вероятно, основная масса современных миграций имеет экономические причины, и это дает возможности для эффективного управления государством массовыми перемещениями в стране. Однако пока полностью отсутствуют государственные механизмы его обеспечения. Прежде всего, нет доступного рынка жилья.

В развитых странах человек, имеющий работу, практически всегда может обзавестись соответствующим его социальному статусу жильем. В России этого нет. Многие высококвалифицированные специалисты годами не могут получить или приобрести жилье. У массового контингента практически нет даже потенциальных возможностей рассчитывать на жилье в случае переезда. Поэтому влияние уровня безработицы и занятости на миграционные процессы в России значительно ниже, чем в других странах.

Характерные для стабильно развивающихся стран сезонные и подобные им миграции трудовых ресурсов, массовые перемещения населения из испытывающих спад в динамично развивающиеся регионы у нас пока не оформились в организованный и экономически управляемый государством процесс.

Миграционные связи России со странами СНГ, а также странами Балтии приобрели односторонний характер. Выезд из России туда почти прекратился. Резкая асимметрия в движении населения между соседними странами не свойственна нормальным миграциям и свидетельствует о сохраняющейся социальной напряженности на постсоветском пространстве.

Кроме мигрантов, переезжающих на постоянное жительство, в Россию из стран СНГ идет большой поток временных трудовых и коммерческих мигрантов. Их трансферты составляют весомую часть доходов стран СНГ.

В достаточно больших размерах существует миграционный поток из России, что, несомненно, отражается на трудовом потенциале России. Правовой основой этого является закон "О занятости населения", где в статье 10 "Право граждан на профессиональную деятельность за границей" указано на то, что граждане "имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей". Право на трудовую миграцию за рубеж закреплено и в статье 42 Конституции РФ, определяющей право граждан на свободный выезд за пределы страны и беспрепятственное возвращение. [15]

Имеются веские аргументы, побуждающие отдельные страны (Италия, Португалия, Греция, Канада) стимулировать экспорт рабочей силы. По мнению ряда специалистов, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. При переводе части заработной платы на родину иммигранты сдают в банк свободно конвертируемую валюту. На родине их семьи получают переводы в отечественной валюте, которая обладает пониженной покупательной способностью по сравнению с валютой перевода. Ввозимые ими товары суммируются в общенациональном масштабе с накопленными страной активами. Турция и бывшая Югославия смогли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на пополнение за счет трудовых переводов из-за рубежа.

Многие государства стимулируют экспорт трудовых ресурсов, поскольку он является важнейшим источником валютных поступлений и условием социально-экономической стабильности.

Трудовая миграция как разновидность экспорта может стать источником пополнения федерального бюджета и фактором улучшения платежного баланса. Этого можно достичь, обеспечив приток валютных поступлений за счет удобного и гарантированного перевода заработной платы работающих за рубежом, массового приобретения ими технических новшеств, товаров длительного пользования. В настоящее время трудоустройством российских граждан за границей занимаются частные агентства, которые не всегда оказываются достаточно компетентными и добросовестными. Государственные органы, взяв на себя эти функции, могли бы не только обеспечивать граждан работой за рубежом, но и давать валютные поступления в бюджет.

Учитывая сложность современной демографической обстановки и реальные экономические возможности страны необходимо выработать и начать реализовывать государственную миграционную стратегию. В соответствии с демографическими прогнозами после 2008 года в России будет происходить стремительная естественная убыль трудоспособного населения.

В основных направлениях государственной миграционной политики можно выделить - обеспечение контроля за использованием иностранной рабочей силы на территории России и защиты прав российских граждан и трудящихся-мигрантов, а именно:

- разработка и реализация мер по борьбе с незаконной трудовой миграцией, и соответственно, с использованием демпинговой рабочей силы из-за границы;

- защита отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест, соблюдение работодателями целевого использования иностранной рабочей силы, условий контрактов;

- введение системы квотирования привлечения в Россию иностранной рабочей силы;

- совершенствование и развитие форм и методов государственного содействия в трудоустройстве российских граждан за границей, контроля и надзора за организациями лицензиантами, направляющими российских граждан за границу для работы по найму, соблюдению ими принципов равноправия с работниками принимающих государств в сфере социальной защиты;

- разработка и введение системы экономических и социальных мер по сдерживанию сокращения численности населения в стратегически важных территориях России.

Целью миграционной политики является регулирование миграционных процессов, направленное на реализацию интеллектуального и трудового потенциала мигрантов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития России, укрепление государственной безопасности страны, обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Незаконная миграция - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации.

Вынужденные мигранты - лица, которые вынужденно покинули территорию своего государства или переместились в его пределах вследствие имевшего места насилия или преследования, либо реальной возможности подвергнуться такому насилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств экономического, природного, техногенного или иного характера.

Тенденции привлечения иностранной рабочей силы на территории Иркутской области характерны и для всей России.

Для обеспечения дальнейшего эффективного регулирования потоков внешней трудовой миграции на Федеральном уровне необходимо реализовать комплекс мер, а именно:

- завершить формирование институциональной структуры по организации внешней трудовой миграции, предусматривающей совершенствование межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, государственных и негосударственных структур, осуществляющих деятельность в области внешней трудовой миграции на федеральном и региональном уровнях;

- продолжить дальнейшее развитие и совершенствование нормативной правовой базы внешней трудовой миграции, расширение географии международного обмена рабочей силы и наращивание объемов экспорта рабочей силы на основе заключения международных договоров РФ;

- разработать и принять законы об усилении административной и уголовной ответственности за нарушение законодательства в сфере внешней трудовой миграции;

- создать действующую систему контроля и противодействия нелегальной трудовой миграции;

- разработать примерный перечень требований к трудовым контрактам между российскими работодателями и иностранными работниками.

Однако если в ближайшее десятилетие начнется устойчивый экономический рост, рабочая сила станет к этому времени самым дефицитным ресурсом. Потребность в дополнительных трудовых ресурсах только в регионах Восточной Сибири и на Дальнем Востоке может составить 11-13 млн. человек. А внутренних источников для ее пополнения нет. Единственным источником пополнения трудовых ресурсов в будущем может быть только иммиграция. При этом необходимо учитывать, что сохраняются тенденции незаконной миграции - въезд в Российскую Федерацию, пребывание и выезд с ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок въезда, пребывания, транзитного проезда и выезда иностранных граждан, а также произвольное изменение ими своего правового положения в период нахождения на территории Российской Федерации.

Большая доля незаконной миграции - это вынужденные мигранты - лица, которые вынужденно покинули территорию своего государства или переместились в его пределах вследствие имевшего места насилия или преследования, либо реальной возможности подвергнуться такому насилию или преследованию, а также вследствие чрезвычайных обстоятельств экономического, природного, техногенного или иного характера и это категория населения, требующая особого внимания со стороны государства.

Исходя из этого, одним из главных направлений миграционной стратегии России должно стать не ограничение иммиграции, а разработка системы мер для интеграции мигрантов в российский социум и воспитание толерантности к ним.

1.2 Государственное регулирование формирования и развития рынка труда в Российской Федерации

Говоря в настоящей работе о рынке труда, мы подразумеваем международный рынок труда, так как предметом нашего интереса в рамках настоящей работы является иностранная рабочая сила на российском рынке труда.

Рынок труда включает в себя исторически сложившийся общественный механизм, устанавливающийся баланс интересов трудящихся, предпринимателей и государства. Таким механизмом является спрос и предложение рабочей силы (труда). Рынок труда - это динамичная система, комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, включающая в себя механизм самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации об изменении цены труда (заработной платы).

Основными субъектами рынка труда принято считать работодателя (союз), наемного работника (профсоюз) и государство. Но так же в качестве субъектов трудовых отношений могут выступать организации и территориальные образования. Остановимся на основных субъектах. Работодатель, как правило, является собственником средств производства, но может быть и руководителем предприятия, находящегося в государственной или иной собственности, которому предоставлено право нанимать работников по договору. Работник является собственником своей способности к труду, который добровольно осуществляет ее продажу на определенный срок. Государство в ряде случаев остается работодателем, но его главной функцией является создание правовой базы трудовых отношений, корректировка действия рыночных механизмов и достижение социального согласия.

В самом общем виде под рынком труда понимают «систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы, или с ее куплей и продажей». Являясь важнейшим элементом рыночной экономики, рынок труда представляет собой систему общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное использование товара «рабочая сила». Этот рынок выполняет функции механизма распределения и перераспределения рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности. Основные элементы этого механизма, изображены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Элементы механизма функционирования рынка труда

Предложение рабочей силы, которое позволяет определить численность и состав различных категорий граждан попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим характеристикам). К их числу относятся:

- высвобожденные работники, контингент которых формируется за счет падения объема производства, сокращения финансирования из госбюджета, трансформации госсектора;

- молодежь, не продолжающая дальнейшую учебу или не поступившая на работу после окончания учебных заведений, а также в результате отсева учащихся;

- лица, освобожденные из мест лишения свободы;

- уволенные по причине текучести кадров;

- мигранты трудоспособного возраста;

- численность незанятого населения, претендующего на рабочие места.

По данным органов внутренних дел, районных и городских комиссариатов, миграционной службы области и других компетентных органов определяются возможные объемы различных категорий населения, которые могут пополнить рынок труда.

Другим показателем, характеризующим рынок труда, является спрос на рабочую силу. Спрос определяется исходя из общественных условий производства, интересов и мотиваций работодателей. Он формируется как отношение совокупной потребности экономики в рабочей силе и выражает конкретную потребность работодателей в определенный момент времени в привлечении дополнительной рабочей силы. Устойчивость спроса на труд будет зависеть:

- от производительности при создании товара (услуги);

- от рыночной стоимости товара, произведенного с его помощью.

В результате действия экономических факторов происходит сокращение потребности предприятий государственного сектора экономики в работниках. Одновременно развитие негосударственного сектора экономики сопровождается увеличением численности занятых. Следующим показателем, характеризующим рынок труда, является соотношение спроса и предложения рабочей силы. При рассмотрении этого показателя определяется тенденция превышения предложения над спросом, дисбаланс спроса и предложения в целом по области и основным социально-демографическим группам, вызванный, прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.

Согласно российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки граждан, сдерживания массовой долгосрочной безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

До последнего времени проблемы использования трудового потенциала сводились к сохранению занятости, ограничению масштабов безработицы и организации помощи безработным. Решение задач структурной перестройки, высвобождения внутрипроизводственных резервов рабочей силы, повышения производительности труда и в целом более эффективного использования трудового потенциала общества практически было отодвинуто на задний план.

В сегодняшних условиях политика занятости обретает новые приоритеты. Основными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:

- совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения;

- совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;

- обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;

- повышение территориальной мобильности рабочей силы;

- развитие кадрового потенциала;

- оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;

- эффективное регулирование трудовой миграции;

- стимулирование экономической активности населения;

- повышение качества рабочих мест.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму - комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Современный международный рынок труда - это сфера не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

Совершенствование трудового законодательства РФ и законодательства о занятости населения будет осуществлено по следующим приоритетным направлениям:

- гармонизация трудового законодательства и законодательства о занятости населения с международными нормами;

- совершенствование законодательства в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование "заемного труда" и других возникающих новых форм трудовых отношений;

- совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления;

- совершенствование механизма реализации государственных гарантий по трудоустройству инвалидов;

- нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов;

- реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы.

Для решения задач государственного регулирования на рынке труда необходимо проведение регулярного мониторинга спроса и предложения рабочей силы, доля иностранной рабочей силы и разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда.

С 2010 г. предусматривается осуществление мониторинга ситуации на рынке труда в Российской Федерации, предполагающего:

- определение профессионально - квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;

- определение величины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов и др.;

- прогнозирование величины и профессионально - квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации, трудовой миграции и сложившейся структуры профессионального образования;

- формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости населения, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости населения.

Мероприятия мониторинга ситуации на рынке труда реализуются федеральными органами исполнительной власти при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании данных организаций, органов службы занятости населения, учреждений профессионального образования.

На основании результатов мониторинга на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации разрабатывается прогноз спроса и предложения на рынке труда в разрезе профессионально - квалификационных групп.

С учетом федерального и региональных прогнозов спроса и предложения на рынке труда осуществляются выработка приоритетов и планирование мероприятий государственной политики в области регулирования рынка труда, уточнение стратегий и планов развития профессионального образования.

На основании прогнозов спроса и предложения на рынке труда разрабатываются программы профессиональной ориентации населения и повышения территориальной мобильности рабочей силы, осуществляется привлечение иностранных специалистов.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, к компетенции которых отнесено начальное профессиональное образование, и которым с 2010 года переданы федеральные полномочия в области содействия занятости населения, следует особое внимание уделить подготовке рабочих кадров по общеотраслевым профессиям, потребность в которых не может быть удовлетворена за счет имеющихся трудовых ресурсов. На решение указанной задачи необходимо ориентировать систему начального профессионального образования и программы переподготовки безработных граждан, реализуемые в регионах.

В целях повышения качества профессионального образования в соответствии с потребностями работодателей планируется разработка профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты призваны обеспечить взаимосвязь рынка труда и профессионального образования, определяя качественные характеристики запроса работодателей на подготовку кадров, а так же возможность оценки профессионального уровня трудовых мигрантов.

Кроме того, внедрение профессиональных стандартов позволит сформировать основу для сертификации персонала, будет способствовать созданию условий равного доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда, повышению правовой защищенности работников при проведении аттестации.

В целях формирования структуры спроса населения на услуги профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда необходимо:

- развитие программ профессиональной ориентации молодежи, работающего населения и иностранной рабочей силы;

- организация информационно-пропагандистских кампаний.

В 2008-2010 гг. запланирована организация информационно - пропагандистских кампаний с использованием СМИ и современных информационных технологий. Указанные кампании будут организованы в целях информирования общества о ситуации на рынке труда и перспективных потребностях экономики в кадрах, повышения профессиональной ориентированности молодежи. [21]

В целях создания благоприятных условий для привлечения рабочей силы, в том числе и иностранной, в регионы, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья.

Для этого в первую очередь потребуется:

- использовать возможности ипотечного кредитования для повышения территориальной мобильности квалифицированных трудовых ресурсов;

- развивать региональные жилищные программы с участием работодателей, ориентированные на конкретный круг трудовых мигрантов и возможности их обустройства.

После внесения в трудовое законодательство необходимых изменений, регламентирующих использование “заемного труда”, станет возможным применение принципиально новых технологий при оказании содействия иногородним работникам и трудовым иммигрантам в поиске работы, а работодателям - в подборе персонала.

При этом необходимо решение наиболее актуальных проблем, возникающих при перемещении работников по стране (внутренняя трудовая миграция). К ним, прежде всего, относятся регистрация по месту временного пребывания, обеспечение временным жильем, легализация трудовой деятельности и защита трудовых прав, доступ к объектам социальной сферы.

Необходимо обеспечить координацию деятельности государственных органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги по содействию занятости населения, содействовать формированию единого информационного пространства в области занятости населения, утверждение стандартов качества оказания услуг по содействию занятости населения.

Одним из направлений дальнейшего развития частно-государственного партнерства в данной области является интеграция в бизнес-стратегии компаний отраслевых, межотраслевых и международных программ подготовки специалистов.

Особая задача государства - содействие интеграции в международный рынок труда и эффективной занятости российских граждан, иностранной рабочей силы и безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве. К ним относятся:

- инвалиды и женщины, воспитывающие детей-инвалидов;

- выпускники общеобразовательных учреждений, не имеющие профессии;

- потерявшие работу граждане предпенсионного возраста;

- граждане, неработающие длительное время, в том числе женщины, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после перерыва, связанного с рождением и воспитанием детей, и др.;

- вынужденные мигранты, беженцы и переселенцы.

В отношении указанных категорий безработных граждан органами государственной службы занятости будут осуществляться специальные программы, предусматривающие:

- оказание услуг по информированию безработных граждан о ситуации на рынке труда, психологической поддержке, профессиональной ориентации;

- профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по профессиям (специальностям), пользующимся спросом на рынке труда;

- организация временных работ и стажировок на предприятиях, оказание материальной поддержки участникам временных работ и стажировок;

- содействие в переезде безработных граждан в другую местность в целях трудоустройства.

Задача повышения качества рабочих мест, в том числе увеличения оплаты и улучшения условий труда, может быть решена лишь при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров. Важнейшими механизмами такого взаимодействия являются отраслевые (межотраслевые) соглашения и соглашения о взаимодействии и социальном партнерстве.

Во главу угла заключаемых отраслевых (межотраслевых) соглашений должны быть поставлены:

- перспектива роста заработной платы;

- существенное улучшение условий труда;

- предоставление «социального пакета» работникам.

Говоря о формировании и развитии рынка труда необходимо особое внимание уделить миграционным процессам в сфере занятости, иными словами формированию трудовой миграции, как внешней, так и внутренней.

Истинные масштабы трудовой миграции по оценкам специалистов по меньшей мере втрое выше «разрешенной», т.е. имеющей официальное разрешение на занятие трудовой деятельностью. Значит нелегальными остаются минимум две трети трудящихся мигрантов. В существующем правовом поле такая форма миграции, пожалуй, имеет больше минусов, чем плюсов. Минусы, безусловно, вытекают главным образом из нелегального характера миграции, к ним в первую очередь относятся:

- возможность занижения цены труда для коренного населения, т.к. мигранты из стран с более низким уровнем жизни являются и более дешевой рабочей силой;

- уход от уплаты налогов;

- возможность развития криминального (поскольку нелегально) бизнеса;

- нелегальное проживание тормозит развитие цивилизованного рынка жилья;

- отток капитала в страну постоянного проживания мигрантов.

При наличии развитого рынка жилья и реальной цены труда экономические ниши, заполненные иностранной рабочей силой, могли быть заняты иммигрантами, прибывающими на постоянное место жительства из-за пределов России, либо внутренними мигрантами.

При общем снижении миграционной активности населения, сильно изменились региональные предпочтения как внутренних, так и внешних мигрантов. Особенно отчетливо изменилась география внутренних миграционных потоков. Очень различна степень влияния внешней и внутренней миграции на изменение численности населения отдельных регионов.

Положительное или отрицательное миграционное сальдо на рынке труда может складываться под воздействием различных составляющих - внутренней межрегиональной миграции и внешней миграции. За счет их различного сочетания регионы могут испытывать миграционный прирост или убыль населения. Отмечены пять вариантов сочетаний:

Миграционный прирост за счет положительного сальдо как внешней, так и внутренней миграции;

Миграционный прирост за счет превышения положительного сальдо внешней миграции над отрицательным сальдо внутренней миграции;

Миграционная убыль за счет превышения отрицательного баланса внутренней миграции над положительным балансом внешней миграции;

Миграционная убыль за счет превышения отрицательного баланса внешней миграции над положительным балансом внутренней миграции;

Общая миграционная убыль за счет внешней и внутренней миграции.

В результате проведенных исследований не обнаружено тесной взаимосвязи между показателями уровня безработицы и миграционными процессами. Следовательно, что официальные показатели не измеряют многие новые, происходящие в последние годы социально-экономические процессы и в частности в области занятости, характеризующие положение на рынках труда.

На состояние занятости населения и региональную ситуацию на рынках труда все большее влияние оказывает развитие частного или так называемого неформального сектора экономики.

По данным лаборатории миграции населения Центра демографии и экологии человека ИНХП РАН существует тесная взаимосвязь между миграционным поведением населения и уровнем занятости в неформальном, частном секторе. [12] Зоны миграционного тяготения совпадают с зонами наибольшего развития неформального сектора, следовательно с наличием рабочих мест, дающих населению доходное занятие, а значит и доступ к материальным и социальным благам (жилью, транспортным средствам, образованию и т.д.).

Именно этим объясняются возникшие феномены на отдельных территориях, где вполне сочетаются такие явления, описываемые официальной статистикой, как спад производства, высокий уровень безработицы, низкий уровень доходов и большой приток населения. Следовательно, в России существует гибкий и емкий рынок труда и ему удается играть роль социального амортизатора, смягчающего экономические удары.

Рассматривая показатели миграционного поведения населения как один из важнейших индикаторов социально-экономического положения регионов можно уловить пока скрытые как позитивные так и негативные процессы и разрабатывать меры для их корректировки.

Во многом проблема "скрытых" процессов заключается в отсутствии или слабой разработанности системы прямых и косвенных показателей, социальных и экономических измерителей, включая социологические обследования. Поэтому наблюдение за таким индикативным процессом как миграция населения должно стать "информацией для размышления" при анализе процессов занятости, ситуации на рынках труда и других социальных процессов и выработке экономических и социальных механизмов их регулирования.

Другой вывод, прямо вытекающий из первого - среди социально-экономических регуляторов миграционного поведения (или территориального размещения) населения одним из главным остается занятость. Следовательно активная государственная политика на региональных рынках труда должна стать главным инструментом регулирования миграционных процессов.

При слабой федеральной власти (новое трудовое законодательство только формируется и многие вопросы еще строго не регламентированы) положение на локальных рынках труда практически целиком зависит от собственных экономических возможностей регионов и региональной администрации.

Для эффективного решения задачи обеспечения экономики необходимыми кадровыми ресурсами необходим пересмотр системы государственного управления в сфере занятости населения.

Новая модель государственного управления в сфере занятости населения предусматривает более широкое участие субъектов Российской Федерации в регулировании рынка труда и формирующегося международного рынка труда.

С 2010 года осуществление ряда федеральных полномочий по оказанию государственных услуг по содействию занятости населения делегируется на региональный уровень.

Средства на осуществление передаваемых полномочий будут предусматриваться в федеральном бюджете в виде субвенций региональным бюджетам.

Помимо средств федерального бюджета органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут направлять на финансирование мероприятий по содействию занятости населения собственные средства.

Передача указанных полномочий на региональный уровень будет способствовать повышению эффективности реализуемых мероприятий по содействию занятости населения за счет:

- более гибкого и адресного механизма финансирования и оказания государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан;

- координации территориальных программ содействия занятости населения с региональными программами социально-экономического развития, инвестиционными проектами и др.;

- возможности установления дополнительных социальных гарантий и расширения перечня государственных услуг по содействию трудоустройству безработных граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с новой редакцией Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в случае уменьшения объема средств, направленных на осуществление социальных выплат безработным гражданам, высвободившиеся средства могут быть направлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации на финансирование иных переданных полномочий, в том числе активных программ занятости. [33]

На федеральном уровне будет осуществляться нормативно - правовое регулирование, стратегическое планирование, контроль и надзор за осуществлением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий.

На федеральном уровне определяются:

- профессиональные стандарты;

- минимальная и максимальная величина пособия по безработице;

- перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации по направлению органов государственной службы занятости;

- перечень приоритетных категорий безработных граждан, испытывающих трудности при трудоустройстве, в отношении которых органами государственной службы занятости реализуются специальные программы;

- квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы;

- перечень приоритетных профессий (специальностей), по которым привлечение и использование иностранной рабочей силы осуществляется без учета установленных квот.

Федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут решаться следующие задачи:

- мониторинг ситуации на рынке труда, разработка прогноза спроса и предложения на рынке труда в разрезе профессионально-квалификационных групп;

- регулирование распределения трудовых ресурсов, разработка и реализация программ повышения территориальной мобильности рабочей силы, регулирование привлечения и использования иностранной рабочей силы;

- разработка и реализация программ по информированию населения о ситуации на рынке труда, профессиональной ориентации молодежи, осуществление проектов, направленных на популяризацию рабочих профессий.

1.3 Международный опыт развития рынка труда и трудовой миграции

Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны и не под давлением каких-то внешних сил. Напротив, подобные устремления зарождаются не только как следствие внутренних побуждений и реализуются путем самостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших результатов.

О жизненной важности рынка труда для современного общества свидетельствуют масштабы текущих государственных затрат на его развитие. Только на реализацию социальных программ в рамках рынка труда во многих западных странах ежегодно выделяются средства в объеме 2-3% валового национального продукта.

Участниками рынка труда в западных странах являются граждане многих государств. И миграционные процессы организованы так, чтобы легализация трудовых отношений для граждан стала возможной и доступной.

Рынок труда финансируется государством через министерство труда по трем самостоятельным направлениям
трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, -требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.).

В США только официально свыше 50% федерального бюджета и около 63% бюджета штатов и округов расходуются непосредственно в интересах населения, покрывая расходы, связанные с развитием образования и здравоохранения, улучшения жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием.

На практике высококвалифицированные специалисты индустриально развитых стран не так уж часто работают за рубежом. Но официальное наличие такой возможности оказывает громадное психологическое воздействие на общественное сознание. Ощущение гражданской и профессиональной свободы активизирует общий трудовой потенциал нации и заставляет работодателей и правительство внимательнее, заботливее относиться к отечественным трудовым ресурсам.

Масштабы и интенсивность расходов на развитие, и профессиональную подготовку трудовых ресурсов непрерывно нарастают и определяются уровнем поставленных перед обществом текущих и долговременных задач в этом отношении.

К разработке программ деятельности учреждений рынка труда на национальном, региональном и местном уровне привлекаются объединения предпринимателей и профсоюзы. Из представителей населения, руководителей учебных заведений, профсоюзов, предприятий и местных органов власти создаются комиссии (комитеты), которые оказывают всестороннюю помощь местным учреждениям рынка труда в их повседневной работе, и, вместе с тем, осуществляют над ними контроль.

Активные меры, по опыту Швеции, в отличие от пассивных, состоящих в выдаче пособий по безработице, включают следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и семейного предпринимательства на максимально благоприятных условиях государственными субсидиями и кредитами, благодаря которым стартовый капитал может быть обеспечен владельцам лишь на 10%, до 70% - государственными субсидиями и на 20% кредитами, а если предприятие не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;






Информация 







© Центральная Научная Библиотека