Проблемы занятости молодежи
2
Федеральное агентство по образованию
Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Байкальского государственного университета экономики и
Кафедра финансов и кредита
Специальность "Налоги и налогообложение"
Дисциплина "Экономическая теория"
курсовая работа
ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
Руководитель
курсовой работы:
к.э.н., доцент М.М. Истомина
Студент: гр. Н-07-1 Д.А. Касько
Братск
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ввЕДЕНИЕ 3
- 1. МОЛОДЕЖЬ И БЕЗРАБОТИЦА 5
- 1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ 5
- 1.2 КОНЦЕПЦИИ ЗАНЯТОСТИ 14
- 1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ 23
- 1.4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ 28
- 2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ 30
- 2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ 30
- 2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ 34
- 2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ 36
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ввЕДЕНИЕ
Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек. Молодежь - исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстрообучаемой рабочей силой. В соответствии с методологией Росстата к молодежной категории населения относятся лица в возрасте от 16 до 29 лет. Это солидная часть потенциальной рабочей силы, составляющая на конец 2006 года 25,5% экономически активного населения. А. Долгова. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2007. №8. С.38.
Молодые люди - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит её последующее развитие. Молодежь является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь. Поэтому очень важна государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи.
Серьезной проблемой молодежной занятости является несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, что создает предпосылки роста безработицы среди выпускников учреждений профессионального образования. Это приводит к тому, что наиболее активная и образованная часть молодежи, оканчивая учебное заведения, вынуждена получать статус безработного. Сегодня среди безработных, зарегистрированных в органах занятости, каждый третий - с высшим и средним профессиональным образованием.
Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований. Крылова Н. Молодежь и безработица [электронный ресурс] / Крылова Н. // http://www.businesspress.ru.
Целью курсовой работы является раскрытие проблем занятости молодежи. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: раскрыть само понятие занятости, рассмотреть концепции занятости, оценить уровни занятости и безработицы среди молодых специалистов, их положение на современном рынке труда, а так же следует обозначить меры, направленные на снижение безработицы среди молодежи.
В работе приводится фактический материал по данным экономического журнала «Человек и труд» за 2007 г., используются данные различных электронных источников: электронные сайты в сети интернет, современная электронная правовая энциклопедия «КонсультантПлюс» с обновлением в декабре 2008 года, электронный учебник по обществознанию, а так же приводится материал учебного пособия по экономике под редакцией доктора экономических наук, профессора А.С. Булатова.
1. МОЛОДЕЖЬ И БЕЗРАБОТИЦА
1.1 ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗАНЯТОСТИ
Для осуществления эффективной государственной политики обеспечения занятости населения в РФ необходимо четко определить понятие занятости, а также категории граждан, признаваемых занятыми.
Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон) определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую российскому законодательству и приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход. Занятыми считаются граждане:
- работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
- зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
- выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
- проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
- проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения;
- временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
- являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 31.12.2005)[электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф 2008.
Занятость - это длящееся отношение, которое характеризует состояние определенности субъекта этого отношения (например, в качестве работника, лица, обучающегося в учебном заведении, и т.д.) и не может прерываться (прекращаться) моментом устройства на работу, поступления в институт и др.
Заслуживает внимания мнение о соотношении понятий "занятость" и "деятельность", высказанное в литературе. В сфере общественного и индивидуального производства возможен один вид деятельности - труд. Поэтому, определяя занятость как деятельность, законодатель фактически отождествляет занятость с трудом. Однако занятость и труд не являются идентичными понятиями. Занятость, в отличие от труда, - не деятельность, а общественные отношения между людьми, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в конкретную кооперацию труда на определенном рабочем месте. До тех пор пока работник продолжает оставаться в той или иной подсистеме хозяйственного комплекса, эти отношения не прерываются. Статус занятого совершенно не зависит от того, трудится человек в данный момент или отдыхает. Поэтому толковать понятие "занятость" как "деятельность" нет никаких оснований.
Высказанное мнение по поводу невозможности использования в качестве критерия занятости понятия "деятельность" представляется не вполне обоснованным.
Действительно, вступая в трудовые правоотношения, занимаясь предпринимательством, обучаясь в учебном заведении и т.д., гражданин не осуществляет постоянно в течение суток, недели, месяца какую-либо деятельность. Следует иметь в виду, что перерывы в ее осуществлении для человека необходимы физиологически. Поэтому за ним, безусловно, сохраняется статус лица, находящегося в соответствующем правоотношении работника, предпринимателя, учащегося, и в тех случаях, когда гражданин на законных основаниях деятельность не осуществляет. Следовательно, в некоторых случаях и, не осуществляя деятельность, тот или иной гражданин все равно признается занятым, например, работник, находящийся в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Временное отсутствие на работе в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами, не прерывает состояния занятости. Вместе с тем любая из перечисленных законодательством сфер занятости в первоочередном порядке предполагает осуществление определенной деятельности и только благодаря ей имеет социальное значение. Например, вступая в трудовое правоотношение, работник обязуется выполнять трудовые функции, подчиняясь правилам внутреннего трудового распорядка; поступая в высшее учебное заведение, студент обязуется изучать определенные научные дисциплины, а, регистрируясь в качестве индивидуального предпринимателя, гражданин осуществляет предпринимательскую деятельность. Так или иначе, все указанные отношения основываются исключительно на определенной социально полезной деятельности, поэтому в отрыве от нее они теряют всякое правовое и экономическое значение. Существование того или иного правоотношения, в рамках которого реализуется в той или иной форме занятость, предопределяется исключительно деятельностью, по поводу которой правоотношение возникает.
Занятость - это не просто деятельность, а деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей Гаврилина А. Трудоустройство работников в связи с прекращением трудового договора / А. Гаврилина // Трудовое право. 2006. №3. С. 57..
В осуществлении определенной деятельности гражданин в первую очередь заинтересован сам. Для нормального развития и существования гражданину требуются материальные средства, за счет которых он покрывает возникающие в процессе жизнедеятельности расходы и удовлетворяет личные потребности.
Во всех случаях, выбирая сферу деятельности, в которой гражданин предполагает себя реализовать, все эти параметры, формирующие личную потребность, в той или иной степени учитываются им. В любом случае конечный выбор вида занятости всегда определяется гражданином.
Вместе с тем законодательством устанавливаются определенные формы, в рамках которых гражданин может реализовать свои способности. Поэтому, осуществляя деятельность в той или иной сфере, гражданин объективно удовлетворяет и общественные потребности. Так, осуществляя трудовую деятельность в рамках заключенного трудового договора, работник удовлетворяет общественную потребность в производстве продукции, оказании услуг. Это важно для государства, поскольку благосостояние общества непосредственно зависит от количества произведенного валового национального продукта. Высокая эффективность работника при выполнении им своих трудовых обязанностей ведет к повышению количества выпускаемой предприятием продукции. При этом, реализуя произведенную продукцию, предприятие получает прибыль, с которой уплачиваются налоги в государственный бюджет. Таким образом, общество косвенно заинтересовано в эффективном выполнении работником своих трудовых обязанностей.
Студент, обучаясь в учебном заведении, удовлетворяет личную потребность в получении знаний, но в то же время, получая специальное образование, он удовлетворяет и общественную потребность в квалифицированной рабочей силе.
Важно отметить то, что нормы гражданского законодательства предусматривают необходимость государственной регистрации предпринимательской деятельности. Следовательно, граждане, осуществляющие такую деятельность без регистрации, нарушают положения гражданского законодательства, и нет оснований считать их занятыми, т.е. осуществление деятельности, запрещенной российским законодательством, не может рассматриваться в качестве занятости.
В законодательстве и практике деятельности федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную политику в области занятости, сложились различные классификации занятости в зависимости от того или иного аспекта данного общественного явления.
Одна из распространенных классификаций занятости на основании полноты охвата трудоспособного населения - это ее подразделение на полную и неполную. При этом имеется в виду полная или неполная занятость населения в целом, а не отдельных граждан.
Словарь терминов, применяемых в деятельности служб занятости, указывает, что полная занятость представляет собой состояние на рынке труда, при котором полностью удовлетворяется потребность граждан в работе. Полная занятость предполагает равновесие между предложением рабочей силы и спросом на нее как по стране в целом, так и по отдельным регионам, что возможно в рыночной экономике как исключение. В политике занятости полная занятость является важнейшей целью, когда реализуется право каждого гражданина на труд.
Неполная занятость трактуется как занятость в неполное рабочее время либо по желанию работника, либо по экономическим причинам, когда сокращается длительность рабочего времени с согласия или без согласия работников. Одной из форм неполной занятости в России является отпуск без сохранения содержания по инициативе администрации.
Такое разделение полной и неполной занятости вызывает определенные возражения. Выделение полной и неполной занятости как элементов единой классификации должно происходить по полноте занятости в определенном смысле. Если в первом случае (определение полной занятости) определяется занятость населения в целом, то при определении неполной занятости акцент ставится на занятости конкретного гражданина.
Полная занятость - это занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны. При этом под естественным уровнем безработицы понимается объективный, экономически и социально приемлемый уровень безработицы, обусловленный структурными изменениями в спросе на рабочую силу - структурная безработица, а также поисками или ожиданием работы - фрикционная безработица. Например, в США занятость определяется как полная лишь в том случае, если уровень безработных граждан составляет 3% общего количества трудоспособного населения. В российском же законодательстве это определение не имеет цифровых ориентиров, что негативно отражается на государственной политике в области занятости в целом.
Частичная безработица - характерное и в какой-то мере необходимое явление для рыночной экономики. Причина неполной занятости объясняется тем, что работник в связи с переменой работы, места жительства и т.п. выходит на определенное время из непосредственного производства. Это значит, что в каждый момент имеется часть не использованной в производстве рабочей силы, что обусловливается действием объективных законов воспроизводства независимо от уровня его организации и протекания.
Кроме того, наличие социально приемлемого уровня безработицы оказывает положительное влияние на конкуренцию на рынке труда, стимулируя развитие трудовых ресурсов.
Поэтому для эффективного осуществления государственной политики в области занятости в законодательстве необходимо определить понятие полной занятости с учетом приемлемого, естественно необходимого, уровня безработицы. Неполную занятость, с учетом приведенного определения полной занятости, можно охарактеризовать как занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы.
Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную или частичную безработицу, и незанятость, также добровольную или вынужденную - полную безработицу.
К сожалению, на сегодняшний день российское законодательство, регламентируя правовой статус безработных граждан, практически полностью обходит стороной регулирование вопросов частично занятого населения и предоставления им соответствующей социальной помощи и государственного содействия в обеспечении полной занятости.
Вместе с тем количество лиц, которые по не зависящим от них причинам не могут трудиться полный рабочий день, огромно. Игнорирование со стороны государства регулирования данных вопросов представляется, как минимум, необоснованным.
Проблемы частичной занятости неоднократно освещались в рамках Международной организации труда и подвергаются правовому регулированию практически всеми цивилизованными странами.
При этом оценка частичной занятости различными государствами происходит по-разному из-за двоякой оценки данного социального явления.
С одной стороны, расширение масштабов частичной занятости вызывает недовольство многих людей, поскольку, по их мнению, оно приводит к росту конкуренции на рынке труда. Другие же, наоборот, поддерживают частичную занятость, которая позволяет сочетать трудовую деятельность с выполнением семейных обязанностей и с учебой, а также обеспечить постепенный выход трудящихся на пенсию, избегая резкого изменения режима работы и стиля жизни.
Многие определения частичной занятости, принятые в различных странах, исходят из трактовки, сформулированной Международной организацией труда, которая под частичной занятостью понимает регулярную занятость по найму при значительно сокращенной продолжительности рабочего времени. Продолжительность рабочего времени при частичной занятости существенно ниже установленного стандарта. В законодательстве некоторых стран она меньше нормативного рабочего времени, как минимум, на 20% (хотя в большинстве случаев этот размер не определяется).
Как показал зарубежный опыт, отсутствие точного определения размера стандартной продолжительности рабочего времени при частичной занятости затрудняет выделение данной категории граждан в общей структуре трудоспособного населения. При определении частично занятых лиц существуют трудности и иного порядка. Например, человек, работающий по совместительству, может трудиться на нескольких предприятиях как частично занятый, хотя и имеет в целом полный объем трудовой нагрузки. Этот момент необходимо учитывать при определении частичной занятости гражданина в рамках законодательства.
Во многих странах стимулирование частичной занятости рассматривается правительственными органами как эффективное средство борьбы с безработицей. При этом частично занятые граждане в ряде случаев имеют право на государственное содействие в обеспечении полной занятости, а также на материальную поддержку в виде пособия по безработице. В большинстве стран пособия по безработице выплачиваются всем трудящимся, потерявшим работу, однако у частично занятых размер пособий меньше, чем у полностью занятых. Пособия для частично занятых устанавливаются в меньшем размере, чем пособия для полностью занятых, если учитывается размер трудовой нагрузки. В ряде государств (Бельгия, Новая Зеландия) частично занятым с определенным уровнем дохода могут выплачиваться такие же пособия, как и полностью занятым. В Норвегии частично занятые получают право на пособие, если их суммарный доход за три года равен годовому доходу полностью занятых.
Ориентируясь на мировой опыт регулирования проблем занятости населения и международные акты, Россия, как государство с социально ориентированной рыночной экономикой, должна адекватно реагировать на отношения, возникающие на рынке труда. Отсутствие в части правового регулирования вопросов частичной занятости практически полностью нивелирует социальную защиту и государственную поддержку в обеспечении занятости данной категории граждан.
Например, в случае если гражданин был занят на двух работах по совместительству, с основной работы был уволен, но во второй организации продолжает трудиться, он, как и ранее, относится к числу занятых граждан. Ранее совмещаемая работа становилась основной, а он приобретал статус занятого гражданина на условиях неполного рабочего времени. При этом государством совершенно не учитывается такое изменение правового и фактического положения гражданина. Естественно, что в данной ситуации у гражданина значительно сокращается заработок, который в данной ситуации может быть во много раз меньше прожиточного минимума. Возникает вполне обоснованный вопрос о реализации конституционного права каждого на социальную защиту со стороны государства при возникновении подобной ситуации.
Вместе с тем, формально признаваясь занятым, данный гражданин лишается права на получение пособия по безработицы, а, фактически остается без средств к существованию, и значительно ограничен в государственном содействии в подборе подходящей работы через систему органов службы занятости, поскольку не может быть зарегистрирован в качестве безработного.
Этот пример наглядно демонстрирует важность и огромную социальную значимость необходимости регулирования отношений по обеспечению занятости частично занятых граждан. Необходимо на законодательном уровне определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства, и наделить возможно, с определенными ограничениями их рядом правомочий, принадлежащих безработным, в целях обеспечения прав данной категории граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, а также на социальную защиту от безработицы.
Дальнейшее игнорирование регулирования законодателем вопросов, связанных с частичной занятостью граждан и их социальной поддержкой, приведет к негативным последствиям на рынке труда. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными [электронный ресурс] // http//:www. for-expert.ru.
1.2 КОНЦЕПЦИИ ЗАНЯТОСТИ
Теория занятости прошла долгий путь эволюционного развития и характеризуется многообразием концептуальных подходов, методов и инструментария исследований. Теоретические взгляды на данную проблему характеризуются множеством направлений и школ в структуре мировой экономической мысли.
Классическая модель рынка труда - это экономическая теория, утверждающая, что полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшей экономической политикой - политика невмешательства государства. Классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда. Представителями этой модели являются Д. Риккардо, Милль, Маршалл, Пигу.
Классическая теория занятости приходит к выводу, что экономика проявляет тенденцию к полному использованию своих ресурсов и осуществляет выпуск продукции, соответствующий полной занятости; это заключение основывается на законе Сэя и на предположении, что цена и зарплата эластичны:
- закон Сэя гласит: производство товаров порождает равный спрос на эти товары, так как изменения процентной ставки будут свидетельствовать о том, что не израсходованный потребителями доход (т.е. доход, «ушедший» на сбережения) будет направлен инвесторам, которые истратят эти заемные фонды на средства производства;
- в случае избыточного предложения товаров или избыточного предложения труда (безработицы) цены и зарплата будут падать до тех пор, пока этот избыток не будет устранен и пока полная занятость и максимальное производство продукции снова не станут преобладать в экономике;
- веря в то, что капитализм автоматически поддерживает уровень производства продукции, соответствующий полной занятости, классические экономисты не видели необходимости правительственного вмешательства в функционирование экономики.
Полная занятость подразумевает существование безработицы. Понятие полной занятости не учитывает добровольную безработицу, то есть людей, не желающих работать. Общий объем трудовых ресурсов учитывает занятых и безработных, ищущих работу.
Полная занятость - соответствие общего объема трудовых ресурсов количеству рабочих мест минус уровень естественной безработицы.
Неоклассическая школа представлена трудами Д. Гилдера, А. Лаффера, М.Фелдстайна, Р. Холла и другими. За основу ее взяты положения классической теории. Рынок труда рассматривается как внутренне неоднородная и динамичная система связей, подчиняющаяся рыночным законам. Регулятором ее служит рыночный механизм. Цена труда (уровень заработной платы) воздействует на спрос и предложение рабочей силы, регулирует их соотношение и поддерживает необходимое равновесие между ними. Цена на рабочую силу быстро и гибко реагирует на конъюнктуру рынка, увеличивается или уменьшается в зависимости от реальной его потребности. Посредством повышения или понижения заработной платы регулируется спрос на труд и его предложение. Если в результате превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то она воздействует на цены в сторону их понижения, а, следовательно, и снижения заработной платы до тех пор, пока не установится равновесие на рынке труда.
Представители монетаристской школы (М.Фридмен, Кейген, Бруннер, Мольцер, Э. Фелпс и другие) обосновывают положение о том, что рыночная экономика представляет собой самонастраивающуюся систему, ценовой механизм, которой сам определяет рациональный уровень занятости. При такой системе вмешательство государства приводит к сбою механизма саморегуляции рынка, а денежное воздействие на совокупный спрос со стороны государства, в конечном счете, приведет к раскручиванию инфляционной спирали.
Монетаристы полагают, что в любой момент времени имеется некий уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок реальной заработной платы. Этот уровень получил название «естественная норма безработицы», которая отражает действительные структурные характеристики рынков труда и товаров, включая рыночные несовершенства, стохастические колебания спроса и предложения, стоимость информации о вакантных рабочих местах и имеющейся рабочей силе, издержки мобильности и другое.
Отклонения занятости от своего «естественного уровня» могут быть только краткосрочными. Если уровень занятости больше равновесного, то это приводит к ускоряющейся инфляции, если меньше, то к ускоряющейся дефляции. Политика по стабилизации занятости должна быть направлена на борьбу с отклонениями уровня безработицы от ее естественной нормы, с колебаниями объемов производства и численности занятых. Для уравновешивания рынка труда монетаристы предлагают в основном использовать рычаги денежно-кредитной политики.
Институционально - социологическая школа, представленная такими экономистами, как Т. Веблен, Дж. Данлоп, Дж .Гэлбрейт, Л. Ульман, основывается на положении о том, что проблемы в области занятости могут быть решены с помощью разного рода институциональных реформ. Для них характерен отход от концентрации внимания только на макроэкономическом анализе и осуществлена попытка объяснить имеющиеся на рынке труда несоответствия особенностями социальных, профессиональных, отраслевых, половозрастных, этнических и других различий в структуре рабочей силы и соответствующих им уровней заработной платы.
Кейнсианское направление рассматривает рынок труда как инертную систему, где цена рабочей силы достаточно жестко фиксирована. Основные параметры занятости - уровень занятости и безработицы, спрос на труд, уровень реальной заработной платы - устанавливаются не на рынке труда, а определяются размером эффективного спроса на рынке потребительских и инвестиционных товаров и услуг. На рынке труда формируется лишь уровень заработной платы и зависящая от него величина предложения труда. Однако предложение труда не играет ведущей роли в формировании фактической занятости, а характеризует только ее максимально возможный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Наличие вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который могут экспансионистские меры бюджетного и кредитно-денежного регулирования. Государство, воздействуя на совокупный спрос в сторону его увеличения, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы.
В рамках кейнсианской концепции на занятость влияет не только совокупный спрос, но и то, как распределяется увеличение общего спроса между разными отраслями, т. е. структура совокупного спроса. Эффективное средство обеспечения достаточного уровня занятости - это расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Кейнсианская модель основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономическими процессами, а механизм ее реализации базируется на закономерностях и явлениях психологического характера (склонность к потреблению, склонность к сбережению, побуждение к инвестициям), а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями.
Значение работы Дж.М. Кейнса “Общая тория занятости, процента денег” для развития экономической мысли неоценимо. Ее главная идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику. По сути дела эта идея вызвала так называемую “кейнсианскую революцию”, которая положила конец безраздельному господству доктрины “laises faire, laises passer” (“дайте возможность делать, дайте возможность идти”) - этому пламенному призыву экономистов XVIII века, обращенного к государству. Это была настоящая революция в экономической мысли: происходила внезапная и неимоверно быстрая трансформация всей теоретической сферы, включая метафизическое “виденье” экономического процесса, с которого начинались все предыдущие теории. Кейнс возбудил веру в то, что правительства могут ликвидировать депрессию и безработицу, регулируя государственные расходы и налоги.
Значение тории Кейнса как исходной базы развития теории макроэкономической динамики обуславливается множеством существенных моментов:
- макроэкономический метод исследования;
- он выдвигает на первый план проблемы реализации, или “эффективного спроса”, которая положила начало развития динамической теории цикла;
- его теории национального дохода в целом и мультипликатора органично вошли в послекейнсианские теории экономического роста;
- он соединил экономическую торию и экономическую политику в одно целое, которое призвано способствовать поддержке жизнедеятельности капиталистической системы государства.
Теория Кейнса несла на себе отпечаток депрессивной экономики 30-х гг., и это сказалось не только на абсолютизации им проблемы реализации, отрицательном отношении к сбережениям, но и на недооценке форм государственного вмешательства.
С середины 70-х гг. начался серьезный кризис кейнсианства. Кризис кейнсианской концепции государственного регулирования обусловлен многочисленными факторами, среди которых, на первом месте стоят технологические и социальные сдвиги, порожденные научно-технической революцией, а также всесторонняя интернационализация производства и капитала. Первый фактор обусловил гигантское расширение номенклатуры изделий при чрезвычайной ее изменчивости, привел к невиданной ранее подвижности производственных и финансовых пропорций, увеличил удельный вес мелких и мельчайших предприятий. В этих условиях роль стимулов и рычагов спонтанного рыночного регулирования объективно усилилась, тогда, как значение государственного регулирования относительно уменьшилось. В этом же направлении действовала и интернационализация хозяйства ведущих капиталистических стран, понижавшая действенность национальных средств воздействия на экономику.
Нельзя не видеть, что в течение ряда десятилетий Кейнс и его последователи обеспечивали руководящие круги Запада новой теорией макроанализа и соответствующей хозяйственной рецептурой, чем внесли немалый вклад в экономический подъем 40-60-х гг. и в общую долговременную стабилизацию капитализма.
Контрактная теория занятости (М. Бейли, Д. Гордон, К. Азариадис) представляет собой концепцию, основанную на синтезе неоклассических представлений с кейнсианскими. С одной стороны, авторы принимают кейнсианский тезис о жесткости денежной заработной платы и полагают, что приспособление на рынке труда происходит за счет изменений физических объемов производства и занятости, а не цен. С другой стороны, сама эта жесткость выводится из оптимизирующего поведения индивидуумов, действующих в собственных экономических интересах.
В основе данной теории лежит положение о том, что предприниматели и рабочие вступают между собой в долгосрочные договорные отношения. Между работниками и предпринимателями возникает соглашение - «имплицитный контракт», который соблюдается ими не потому, что этого требует юридический договор, а потому, что это экономически обоюдовыгодно. Фирма в период спада производства не снижает оплату труда, а в период подъема резко не повышает оплату труда квалифицированным работникам. Динамика денежной заработной платы оказывается сглаженной. Во время падения производства она не опускается, а во время подъема не слишком подымается, возрастает плавно и равномерно. Уровень заработной платы изменяется в определенных прогнозируемых границах.
Концепция гибкого рынка (Р. Буае, Г. Стэндинг) получила распространение в конце 70-х годов, когда в наиболее развитых странах Запада происходила структурная перестройка экономики. За ее основу взято положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким, функционально индивидуализированным и нестандартным формам занятости (частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, краткосрочные контракты, надомничество). Такой подход призван обеспечить уменьшение издержек структурной перестройки экономики, и достигается за счет:
- многообразия гибкости форм найма (увольнения) и форм занятости;
- гибкости регулирования рабочего времени, установления более подвижного режима работы с ненормируемым рабочим днем;
- гибкости в регулировании заработной платы на основе более дифференцированного подхода;
- гибкости методов и форм социальной защиты работников, также объема, структуры, качества и цены рабочей силы к колебаниям спроса и предложения на рынке труда.
В целом концепция гибкого рынка труда предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников и направлена на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и поддержание высокого динамизма рынка труда.
Марксистская концепция занятости базируется на законе капиталистического накопления, которое, вызывая развитие научно - технического прогресса, ведет к постепенному росту органического капитала. Этот рост вызывает падение доли переменного капитала в общей массе капитала. В связи с тем, что спрос на рабочую силу определяется величиной переменного капитала, авансируемого на покупку рабочей силы, уменьшение его доли обусловливает относительное сокращение спроса на труд, тогда как его предложение увеличивается. Рост предложения происходит также за счет, как естественного прироста населения, так и разорения мелких товаропроизводителей, вынужденных искать работу по найму.
При этом наличие безработных - объективная потребность и необходимость капиталистического воспроизводства. Дело в том, что когда экономика находится в фазе подъема или формируются новые направления хозяйственной деятельности, наличие резерва рабочей силы обеспечивает ее необходимыми дополнительными трудовыми ресурсами.
В целом же на основе действия всеобщего закона капиталистического накопления делается вывод о нарастании антагонистических противоречий между трудом и капиталом. Придавая важное значение исследованию тенденций развития технического прогресса и общественного разделения труда, К. Маркс оказался прав в отношении роста органического строения капитала в сферах материального производства, которое привело к невиданным по своим масштабам вытеснениям работников из сельского хозяйства и промышленности. Однако он не смог предугадать появление и развитие трудоемких сфер хозяйственной деятельности - торговли и услуг, которые выступили в роли поглотителей высвобождающейся рабочей силы, от чего органическое строение капитала в целом претерпело не столь радикальное изменение. Однако в настоящее время проблема занятости вновь возрастает в связи с всплеском роста органического строения капитала под воздействием технического переоснащения этих трудоемких сфер общественного производства и наступающей технологической революции. Барсегян В.О. Концепции занятости населения [электронный ресурс] / Барсегян В.О. // http.c-society.ru.
1.3 МОЛОДЕЖЬ НА РЫНКАХ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Молодежь - исключительно важный ресурс производительных сил общества, поскольку является не только энергичной и работоспособной, но и быстрообучаемой рабочей силой. Это солидная часть потенциальной рабочей силы, составлявшая на конец 2006 года по данным Федеральной службы государственной статистики 25,5% экономически активного населения (могущего и желающего работать) и 43,0% экономически неактивного населения.
Неблагоприятное положение на молодежном рынке труда определяется, в частности, изменением структуры экономически активного населения. При общем росте его численности за период 1995-2006 гг. на 3,9%, доля активной части молодежи сократилась на 1,1%. В результате удельный вес молодых людей общей численности экономически активного населения за этот период снизился с 26,7 до 25,5%.
Сдвиги в структуре возрастных групп проявляются по мере взросления молодых людей. За рассматриваемый период доля экономически активной молодежи сократилась в общем количестве активного населения по возрастной группе до 20 лет с 3,7 до 2,3%, по группе 20-24 лет - с 11,3 до 10,2%. Доля молодежи 25-29 лет увеличилась с 11,7 до 13%. Она наиболее активна в предложении своего труда, что свидетельствует об адаптации этой группы к условиям рынка труда и о достаточном уровне ее профессиональной подготовки. Уменьшение в составе рабочей силы доли подростков и молодых людей до 24 лет можно объяснить их вовлечением в образовательный процесс в целях приобретения профессии, а, следовательно, увеличением шансов на получение достойной работы в будущем.
Наряду с этим за период 1995-2006 гг. выросла численность молодежи в составе экономически неактивного населения с 11,9 млн. человек до 16,2 млн. человек (среди них свыше 40% - учащиеся и студенты учебных заведений).
Как показывает практика, даже достаточная профессиональная подготовка не решает проблем занятости молодежи. Как известно, выпускники профессиональных учебных заведений не всегда трудоустраиваются, особенно по специальности. Так, в общем количестве безработных на конец 2005 г. доля выпускников общеобразовательных учреждений составила 3,2%; высших учебных заведений - 1,4%; учреждений среднего профессионального образования - 2,3%.
С одной стороны, это - следствие ликвидации ранее действовавшей жесткой системы распределения специалистов и нынешнего свободного их выхода на рынок труда. Доля выпускников, получающих направление на работу, резко уменьшилось: по учреждениям начального профессионального образования его получают 50% закончивших обучение, по государственным средним (дневным) специальным учебным заведениям - около трети закончивших, по высшим учебным заведениям - не более 40%. При этом почти каждый десятый из числа безработных имеет высшее образование, каждый пятый - среднее специальное и почти каждый шестой - начальное профессиональное.
Очевидно, сказываются просчеты в определении перспективной потребности в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям. И дело не только в недооценке роли подготовки рабочих кадров качественного уровня, составляющих ? общей потребности. Изменилась структура выпускников низшего звена профессионального образования: вместо токарей, фрезеровщиков, прессовщиков, маляров, бетонщиков, каменщиков и слесарей стали готовить парикмахеров, кондитеров, поваров, менеджеров и др. Наблюдается явный перекос в сторону специалистов по экономике и управлению и сокращении их количества в области металлургии, машиностроения, приборостроения, радиотехники, сельского хозяйства, не говоря уже о культуре и искусстве. А. Долгова. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2007. №8. С.38-40.
Более чем вдвое возросла численность выпускников вузов, что даже превышает число выпускников средних школ. США и КНР объявили, что и для них всеобщая «вышка» является государственным приоритетом. Япония вообще уже приняла закон об обязательном высшем образовании. У этой тенденции много сторонников: образованный человек нужен современному обществу. Однако сам диплом при повальном высшем образовании теряет самостоятельную ценность: у кого еще нет, скоро будет.
На рынке труда появился продукт, который по степени расхватываемости и роста объемов продаж похож на мобильные телефоны. Это продукт - диплом о высшем образовании. Люди стали приходить не за знаниями, а за дипломом.
Образование на рынке - это такой же товар, услуга. И вузовский диплом - всего лишь сертификат качества этого товара. Таким образом, чем качественнее и престижнее образование, тем больше у выпускника шансов попасть в поле зрения работодателя. В целом же ни элитный характер образования, ни престижность получаемой профессии не освобождают выпускников (во всяком случае, их основную часть) от необходимости прибегать к неформальным связям при трудоустройстве: самостоятельный поиск работы не в состоянии с ними конкурировать. Итак, основной эффективный способ трудоустройства - через связи и знакомства. К нему так же часто прибегают при устройстве на работу специалисты со стажем.
Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией. Работодатели отдают предпочтение уже «готовым» высококвалифицированным работникам, способным принимать необходимые решения, опираясь не только на знания, но и на свой опыт.
Проблема безработицы касается всей части экономически активного населения, но особенно серьезна для молодых людей. Последствия длительной безработицы для молодежи пагубно влияют на ее деятельность.
Для поддержки молодежи в жестких условиях рынка труда разрабатываются различные программы социальной адаптации. Такие программы составляют и утверждают структуры, осуществляющие государственную политику в сфере содействия занятости молодежи (службы занятости, комитеты по делам молодежи, биржи труда, фонды занятости молодежи и прочие структурные организации). В идеальном варианте мероприятия по проведению профориентационной работы с молодежью следует начинать уже тогда, когда человек стоит перед выбором профессии.
Потребность в проведении профориентационной работы зависит от современной ситуации на рынке труда.
Современная ситуация на рынке труда характеризуется ростом скрытой безработицы, сокращением численности занятого населения, увеличением периода безработицы.
Основные причины такой ситуации связаны со снижением количества экономически активного населения, с несоответствием требованиям работодателей по квалификационным характеристикам, перенасыщением рынка труда незанятыми молодыми специалистами.
Современное состояние российского рынка труда предъявляет высокие требования к претендентам на вакантные рабочие места. Для успешного поиска работы необходимо обладать такими качествами как: личная мобильность, высокая квалификация, упорство и настойчивость, способность выдерживать конкуренцию, обладание необходимыми навыками. Такие условия, заданные социально-экономической ситуацией современной жизни, труднее всего выдержать людям, впервые столкнувшимся с жестокими реалиями рынка рабочей силы. Молодежь является одной из слабо защищенных групп населения, и проблемы трудоустройства молодежи не требуют отлагательства.
Отечественная реальность показывает, что увеличение предлагаемых вакансий не приводит к сокращению безработной молодежи. Часто работодатели буквально сбиваются с ног в поисках работников, но дело в том, что им не хватает высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт работы. Нехватка профессионального опыта, знаний реалий рыночных отношений нередко становятся определяющими критериями при отборе кадров, и наличие красных дипломов и похвальной настойчивости еще не гарантия того, что молодой специалист получит работу.
Можно выделить ряд объективных причин, определяющих низкую конкурентоспособность молодежи на рынке труда: низкая мотивация к поиску работы, отсутствие опыта работы, недостаточная профессиональная подготовка, неуверенность в своих силах, завышенные требования, предъявляемые к условиям труда и размеру заработной платы.
Такие причины побуждают работодателя отказаться от услуг молодых специалистов, при этом интеллектуальный потенциал остается невостребованным. Отказ работодателя и рост безработицы среди молодежи имеет негативные последствия, такие как рост преступности, эмоциональная неустойчивость, стресс, вызванные потребностью в признании и самореализации.
Здесь может возникнуть вопрос: Как достигнуть того, чтобы молодой специалист был конкурентоспособным на рынке труда?
Во-первых, он должен обладать рядом качеств, удовлетворяющих запрос работодателя: целеустремленность, наблюдательность и исполнительность, ориентация на эффективность и качество работы, независимость и уверенность, стремление быть информированным, энергичность, способность убеждать и устанавливать связи, коммуникабельность, способность быстро и легко усваивать новый материал.
Это далеко не все требования, которые предъявляет работодатель, поэтому главная задача молодого специалиста стремление к развитию этих качеств в себе.
Во-вторых, необходимо вести активный поиск работы, используя все источники информации.
Но, несмотря на проблемы, молодежь является самой трудоспособной частью экономически активного населения. Для молодежи характерна готовность на рискованные эксперименты, наивысший уровень физического здоровья и значительные запасы энергии, эмоциональная насыщенность их жизни в совокупности с борьбой за экономическую самостоятельность, преуспевание, социальное признание и самореализацию. Поэтому при должном внимании со стороны руководства и благожелательном наставничестве старших коллег неопытность молодых специалистов может уступить место профессиональной зрелости и сделать их конкурентоспособными. Курапова О.А. Проблемы социальной адаптации молодежи к современным условиям рынка труда [электронный ресурс] / Курапова О.А. // http://www.SCTаvolsu.ru
1.4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
Главная экономическая "цена" безработицы - непроизведенная продукция. Если экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Эту потерянную продукцию можно рассматривать как отставание реального объема ВВП от потенциального, равное разнице между потенциальным и фактически полученным его объемом. Потенциальный объем ВВП определяется исходя из предположения, что существует естественный уровень безработицы.
Известный американский экономист Артур Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и недополученным объемом ВВП. Это отношение, получившее название закона Оукена. Это отстаивание представляет собой объем, на который фактический ВВП меньше потенциального его значения. В свою очередь, потенциальный ВВП определяется исходя из предложения, что существует естественный уровень безработицы при данных темпах экономического роста. Согласно закону Оукена превышение текущего уровня безработицы на 1% над предполагаемым естественным ее уровнем (при полной занятости) увеличивает отставание объема ВВП на 2,5%. Это отношение 1:2,5, т.е. уровня безработицы к отставанию объема ВВП, позволяет вычислить абсолютные потери продукции, связанные с любым уровнем безработицы в стране. Экономика: издание 3-е / под ред. А.С. Булатова. - М.: Издательство «Экономистъ», 2005. - 894 с.
Безработица приводит не только к потерям ВВП, но и к значительным негативным социальным последствиям. В социальном плане безработица отчуждает человека от общества, лишая его надежной и устойчивой возможности зарабатывать на жизнь. Снижаются доходы и благосостояние семей. Кроме материальных потерь безработные несут тяжкий груз моральных потрясений. Не случайно среди безработных значительно выше число психических заболеваний, самоубийств, уровень преступности. Экономика: наука и хозяйство, теория и практика [электронный ресурс] / Обществознание. Электронный учебник // http://koi.www.uic.tula.ru.
2. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
2.1 СОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ МОЛОДЕЖИ
Профессиональное становление личности начинается еще во время учебы в школе - именно тогда формируются предпосылки, определяющие выбор будущей профессии. К сожалению, учебные программы оторваны от реальных проблем, которые молодым людям придется решать в жизни. Многие необходимые знания они вынуждены осваивать самостоятельно.
Стремясь всемерно содействовать успешному профессиональному самоопределению молодежи, служба занятости активно использует в своей практике результаты теоретических разработок, посвященных профессиональному становлению личности. Исходной позицией при этом является применение формулировки понятия профессионального самоопределения, данной авторитетным российским ученым Е.Климовым, который рассматривал самоопределение как важное проявление психического развития, формирование себя как полноценного участника сообщества «деятелей» чего-то полезного, сообщества профессионалов. Климов предложил следующую периодизацию профессионального становления:
- стадия оптации (12-17 лет) - подготовка к сознательному выбору профессионального пути;
- стадия профессиональной подготовки (15-23 года) - овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей профессиональной деятельности;
- стадия развития профессионала (от 23 лет) - вхождение в систему межличностных отношений и профессиональных общностей и дальнейшее развитие субъекта деятельности.
Согласно данной периодизации процесс профессионального самоопределения наиболее успешен на стадии оптации. В период же профессиональной подготовки профориентационные мероприятия значительно менее эффективны.
Однако, несмотря на активные меры по профобучению и профориентации, доля молодежи в общей численности безработных остается высокой. Школа, к сожалению, не предоставляет молодым людям возможностей сознательного выбора профессионального пути. В целях облегчении ситуации и экономии государственных средств служба занятости во многих регионах вынуждена «вторгаться» в сферу школьного образования и проводить серьезную профориентационную работу среди выпускников, поскольку профессиональное самоопределение влияет не только на трудовую биографию конкретной личности, но в первую очередь на формирование трудового потенциала страны. Дубова О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Дубова, З.Рахматуллина, И. Маслова // Человек и труд. 2007. № 1. С. 37-38.
Сегодня многие высшие учебные заведения не готовы учитывать реальные перспективы трудоустройства своих выпускников, необходимо заранее готовить студентов к возможным проблемам, с которыми они могут столкнуться на рынке труда (информировать их о реальном положении на территориальном рынке труда, спросе на рабочую силу по конкретным профессиям, об основных гарантиях, которые государство может предоставить им в области трудоустройства).
На последних курсах учебных заведений силами своих структур содействия трудоустройству (в тесном контакте с территориальными органами службы занятости) должны определяться направления трудоустройства студентов.
Весьма полезен в этом отношении опыт многих регионов, где действуют системы профессионального информирования, консультирования и психологической поддержки. Их назначение - повысить конкурентоспособность и содействовать переориентации граждан на профессии, востребованные на рынке. В рамках такой системы могут быть реализованы как индивидуальные, так и групповые формы работы (информационно - обучающие курсы, групповые занятия в бизнес-клубах с ориентацией на предпринимательскую деятельность и самозанятость, социально-психологические программы, развитие навыков коммуникативной культуры, обучение технологии поиска работы). Могут использоваться хорошо зарекомендовавшие себя социально-психологические адаптационные программы, предназначенные для различных категорий граждан и учитывающие их особенности.
Очень важное направление снижения негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов - развитие систем профессионального отбора и профессионально-ценностных ориентаций для выпускников средних образовательных школ. Именно в этот период можно сориентировать молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его человеческим качествам и возможностям и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда. Одновременно необходимо повысить ответственность самих молодых людей при выборе той или иной профессии. Государство, затратившее средства на профессиональную подготовку, вправе рассчитывать на то, что молодой специалист будет трудиться в нужной для страны отрасли. Сегодня же так поступает лишь незначительная часть выпускников вузов, обучающихся за счет бюджета. Низкая заработная плата работников бюджетной сферы делает работу в ее организациях непривлекательной для выпускников профессиональных учебных заведений, поэтому они часто трудоустраиваются в коммерческие структуры. Иными словами, государство оплачивает профессиональную подготовку кадров для негосударственной сферы; работодатели же практически в ней не участвуют. Бабушкина Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Т. Бабушкина, М Гарсия-Исер // Человек и труд. 2005. № 6. С. 41-43.
В Красноярском крае, чтобы способствовать быстрой адаптации выпускников учебных заведений на рынке труда, 20 декабря 2006г. состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве по вопросам содействия трудоустройству выпускников между агентством труда и занятости населения администрации Красноярского края и Сибирским федеральным университетом.
Статистика показывает, что каждый год в службу занятости обращается не менее 60 тыс. молодых людей, которые приходят за помощью в трудоустройстве. Часть из них составляют выпускники школ, училищ, техникумов и вузов, которые в год окончания учебного заведения не смогли продолжить учебу или найти работу. В 2007 году их число составило более 3500 человек. Хотя молодежь быстрее находит работу, чем люди старшего поколения, однако, в процессе трудоустройства им часто приходится переучиваться и менять профессию. Избежать этого помогает тесное сотрудничество учебных заведений и службы занятости, которое позволяет еще до окончания учебного заведения сориентировать выпускников.
В рамках соглашения агентство будет регулярно информировать Сибирский федеральный университет о вакансиях работодателей, в том числе и вакансиях на инвестиционных проектах, проводить мониторинг обращений выпускников в службу, организовывать ярмарки вакансий для выпускников.
В свою очередь Сибирский университет ввел профориентационное сопровождение профессионального обучения (внедрение учебных программ, ориентирующих выпускников на активный и самостоятельный поиск работы), а также информирует службу занятости о профессионально-квалификационной структуре выпускников, нуждающихся в трудоустройстве.Молодежь и безработица - проблема выбора профессионального пути [электронный ресурс] // http: www.press-line.ru.
2.2 МЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ
В соответствии с Рекомендацией МОТ № 195 «О развитии людских ресурсов: образование, подготовка кадров и непрерывное обучение» перед государствами - членами МОТ стоит задача «разрабатывать национальные квалификационные основы, способствующие непрерывному обучению работников, оказывать предприятиям и службам занятости помощь в приведении в соответствие спроса и предложения специалистов нужной квалификации, ориентировать граждан в их выборе форм профессиональной подготовки и направлений профессионального роста, а так же содействовать признанию полученного ранее образования и приобретенных ранее навыков, компетентности и опыта»
Службе занятости в решении этих вопросов принадлежит центральная роль. К сожалению, в настоящее время функции ГСЗН оказались достаточно ограниченными даже по сравнению с периодом 90-х годов. Тем не менее она имеет право выступать в качестве инициатора социально значимых проектов, связанных с использованием элементов стратегического планирования и прогнозирования мероприятий, направленных на согласование спроса и предложения на рабочую силу в пределах регионов (муниципалитетов). Речь идет об определении контрольных цифр приема учащихся по профессиям и срокам обучения на основе прогнозирования спроса на услуги образовательных учреждений. Последние формируются управлениями по труду на местах с учетом запросов работодателей.
Значительную роль призвано сыграть заключение различного рода договоров или соглашений (двух-, трехсторонних) между органами ГСЗН, работодателями и образовательными учреждениями относительно подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений либо по поводу и условиям повышения квалификации и переподготовки кадров на действующих предприятиях и в организациях. Следует иметь в виду, что в последнее время традиционные модели взаимодействия предприятий и учебных заведений существенно трансформировались. В частности, наблюдается переход от единовременных договоров к постоянному взаимодействию предприятий и учебных заведений.
С учетом процессов, происходящих в сфере занятости, следовало бы ускорить подготовку на федеральном уровне нормативной правовой базы по целому ряду назревших вопросов. Речь идет о введении государственного заказа на подготовку специалистов вузах, об узаконивании контрактной формы закрепления специалистов, подготовленных в рамках целевых программ (с соответствующими обязательствами сторон по срокам закрепления и объемам возмещения затрат). Представляется целесообразным поощрять (посредством льготного налогообложения, кредитования) предприятия, создающие рабочие места для молодежи, разрабатывать и ввести образовательные стандарты, учитывающие требования международных норм.
На региональном уровне было бы оправданным применять квотирование рабочих мест для молодежи, планировать создание новых рабочих мест для выпускников учебных заведений, стимулировать молодежную самозанятость и развитие малого бизнеса. А. Долгова. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2007. №8. С.38-41.
2.3 ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ
Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ завтрашнего дня страны.
Правительство РФ распоряжением от 18.12.06 N 1760-р утвердило Стратегию государственной молодежной политики в Российской Федерации.
Цель стратегии - развитие потенциала молодежи в интересах России. Среди ее приоритетов - информирование молодых людей о возможностях, которые предоставляет им общество, вовлечение их в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; помощь отдельным группам граждан (инвалиды, сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации и др.). Основные принципы реализации - определение приоритетов, проектный подход, взаимодействие структур гражданского общества, власти и бизнеса, информационная открытость и отчетность. Российский Союз Молодежи является одним из разработчиков Стратегии.
Стратегия государственной молодежной политики (далее - Стратегия) разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
Государственная молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности.
Данная политика формируется и реализуется органами государственной власти и местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, неправительственных организаций и иных юридических и физических лиц. Ориентирована политика преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи.
В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10 - 25-летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения
Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России.
Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи России, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, места жительства и социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам.
Учитывая масштаб задач, стоящих перед страной, и объективную ограниченность ресурсов развития, приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию страны в целом.
Государственная молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях: * системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем; * выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России; * вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, представителей коренных и малочисленных народов, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.
Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.
Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, были предложены различные проекты, такие как "Российская молодежная информационная сеть "Новый взгляд", "Доброволец России", "Молодая семья России" и "Карьера".
Основными целями проекта "Карьера" являются: самоопределение молодежи на рынке труда; развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные: на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи; на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда; на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда; на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей; на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов; на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок. В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу государственная молодежная политика должна стать инструментом развития и преобразования страны. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач.
Задачи государственной молодежной политики такого масштаба могут быть решены только посредством применения проектного подхода, формирования системы российских молодежных проектов, основанных на приоритетных направлениях Стратегии, понятных и востребованных в молодежной среде и обществе.
Все это в конечном итоге сформирует устойчивые условия для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений.Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации 2006-2016 [электронный ресурс] // http://www.mbnews.ru.
Реализации молодежной политики в последние годы уделяется все больше внимания, причем не только на федеральном, но и на местном и региональном уровнях. В сентябре 2006 года депутатами Братской городской Думы было принято решение о создании молодежного инициативного и совещательного органа на территории города. И уже в начале 2007 года, при непосредственной поддержке отдела по делам молодежи, начал осуществлять свою деятельность Молодежный Парламент первого созыва. В состав, которого вошли 25 представителей учащейся и рабочей молодежи города.
Одной из основных целей, стоящих перед молодыми парламентариями является - привлечение молодежи к активному участию в общественной и политической жизни города, формирование правовой и политической культуры, поддержка созидательной активности молодежи. В составе Молодежного Парламента насчитывается пять постоянных комиссий: по регламенту, по социально-правовой защите молодежи, по воспитанию гражданственности и патриотизма, комиссия по трудоустройству и занятости молодежи и комиссия по экологии. Реализации молодежной политики в г. Братске [электронный ресурс] // http:www.Bratsk-citi.ru.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На молодежный сектор рынка труда оказывает влияние ряд негативных тенденций: усиление несоответствия спроса и предложения рабочей силы как по профессионально-квалификационным, так и по другим качественным характеристикам; увеличение в структуре предложения рабочей силы доли лиц, не имеющих профессий; падение престижа рабочих профессий; слабая заинтересованность работодателей в повышении квалификации и переподготовке работающих. При этом страдает и экономика, не получающая необходимой для её успешного функционирования рабочей силы определенных профессий и уровня квалификации. Учитывая высокий уровень структурной безработицы, представляется необходимым расширять взаимодействие службы занятости с органами исполнительной власти и предпринимательским корпусом.
Развитие экономики, науки и информационных технологий предъявляет высокие требования к качеству рабочей силы. Это относится и к молодым рабочим, и к начинающим специалистам. На рынке труда они считаются наиболее уязвимой категорией, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики.
Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия» между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда. С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют три сегмента этой политики:
- формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
- регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);
- система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки доходов; разработка активных программ развития рынка труда)
Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребности экономики.
Государство должно занять самую активную позицию в деле обеспечения занятости молодежи - разработать комплекс мер по закреплению молодых рабочих кадров, особенно в трудонедостаточных сегментах экономики. Главный инструмент такой политики - региональные программы по созданию рабочих мест для молодежи. При этом важно, чтобы государственное вмешательство осуществлялось в основном с помощью экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур, а не административных мер. Разумов А. Повышение образовательного уровня населения и расширение занятости - условия сокращения бедности / А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд. 2007. № 9. С. 37-39.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономика: издание 3-е / под ред. А.С. Булатова. - М.: Издательство «Экономистъ», 2005. - 894 с.
2. А. Долгова. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2007. №8. С.38-41.
3. Крылова Н. Молодежь и безработица [электронный ресурс] / Крылова Н. // http://www.businesspress.ru
4. О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 31.12.2005) [электронный ресурс] // Консультант Плюс. ВерсияПроф 2008
5. Гаврилина А. Трудоустройство работников в связи с прекращением трудового договора / А. Гаврилина // Трудовое право. 2006. №3. С. 57.
6. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными [электронный ресурс] // http//:www. for-expert.ru
7. Барсегян В.О. Концепции занятости населения [электронный ресурс] / Барсегян В.О. // http.c-society.ru
8. Курапова О.А. Проблемы социальной адаптации молодежи к современным условиям рынка труда [электронный ресурс] / Курапова О.А. // http://www.SCTavolsu.ru
9. Экономика: наука и хозяйство, теория и практика [электронный ресурс] / Обществознание. Электронный учебник // http://koi.www.uic.tula.ru
10. Дубова О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Дубова, З.Рахматуллина, И. Маслова // Человек и труд. 2007. № 1. С. 37-39.
11. Бабушкина Т. Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Т. Бабушкина, М Гарсия-Исер // Человек и труд. 2005. № 6. С. 41-43.
12. Молодежь и безработица - проблема выбора профессионального пути [электронный ресурс] // http: www.press-line.ru
13. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации 2006-2016 [электронный ресурс] // http://www.mbnews.ru
14. Реализации молодежной политики в г. Братске [электронный ресурс] // http:www.Bratsk-citi.ru
15. Разумов А. Повышение образовательного уровня населения и расширение занятости - условия сокращения бедности / А. Разумов, Е. Новик // Человек и труд. 2007. № 9. С. 37-39.