Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Продовольственная сфера Украины в условиях глобализационных вызовов

Продовольственная сфера Украины в условиях глобализационных вызовов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СФЕРА УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ВЫЗОВОВ

1. При формировании продовольственной безопасности государства должен быть учтен ряд ключевых принципов

2. Проблема продовольственной безопасности должна решаться не только на национальном, но и на региональном уровне

3. Реализация аграрной политики продовольственной безопасности предполагает необходимость обеспечения тесного взаимодействия между всеми субъектами, отвечающими за процесс ее формирования

4. Для обеспечения эффективной политики надзора и контроля за продовольствием нужен всеохватывающий интегрированный подход на уровне отдельных государств и международном уровне

5. Решение проблемы продовольственной безопасности невозможно без создания эффективной системы менеджмента качества и безопасности продовольствия, а также института защиты прав потребителей

6. Наличие разветвленной системы государственных органов и учреждений, ответственных за отдельные аспекты проблемы качества и безопасности продовольствия, требует полноценной координации межотраслевых действий

ВЫВОДЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В работе сформулировано и обосновано теоретико-методологические основы и организационные основы, приоритетные задания и главные направления формирования аграрной политики, направленной на обеспечение продовольственной безопасности Украины в условиях усиления глобализационных и интеграционных процессов, развертывание мирового продовольственного кризиса.

Усиление глобализационных и интеграционных процессов, развертавание мирового продовольственного кризиса актуализируют вопросы выбора места и роли агропродовольственной сферы Украины в мировой экономической системе, разработки и реализации адекватных мер аграрной политики по формированию продовольственной безопасности государства. По оценкам специалистов СОПС НАН Украины, национальный АПК может осуществить прорыв на мировой рынок, так как его потенциал, в отличие от традиционных участников (США, ЕС, Канада), еще не исчерпан - задействована лишь треть производительных сил природы и общества.

В условиях активизации тенденций интеграции и глобализации в мировой экономике конкурентная борьба между странами не только не исчезает, а наоборот, обостряется, приобретая новые формы проявления. В настоящее время конкурентоспособной может быть лишь та национальная экономика, которая наиболее эффективно использует возможности глобализации. Страна, открытая для международной конкуренции, обеспечивает гибкость использования всех ресурсов для товаропроизводителей, что, в конце концов, обусловливает повышение ее конкурентоспособности. Таким образом, конкурентоспособность становится универсальным требованием, предъявляемым открытой экономикой любому экономическому субъекту. Однако относительно рынка продовольствия указанное требование не может быть абсолютным, поскольку для любого государства необходимо формирование продовольственной безопасности, и прежде всего таких ее составляющих, как обеспечение стабильности и независимости национального продовольственного рынка. Несмотря на значительные потенциальные возможности и выгоды глобализации, сохраняется также реальная опасность того, что бедная часть сельского населения, не имеющая доступа к образованию и другим факторам, необходимым для достижения успеха в высококонкурентном мире, окажется за рамками положительного мирового процесса. Все это требует реализации соответствующей протекционистской политики по защите национальных аграрных товаропроизводителей и сельского населения.

Кроме того, в современных условиях концепция сравнительных преимуществ как аргумент необходимости снятия торговых барьеров для расширения мировой торговли и повышения за счет этого общего экономического состояния в мире в классическом понимании применяться не может.

Во-первых, вследствие значительных объемов субсидирования аграрного сектора в ряде стран возникают сложности в оценке чистых производственных расходов.

Во-вторых, доля аграрного сектора в потребительской цене продовольствия в условиях рынка не является преобладающей. В современных условиях все больший удельный вес в ее структуре получают расходы, связанные с переработкой и маркетингом, уровень которых различен не только в разрезе стран, но в значительной степени дифференцирован также в пределах отдельно взятого государства.

В-третьих, на международном и национальном рынках большинства видов пищевых продуктов доминируют транснациональные корпорации, которые чаще всего используют различные возможности расширения своего присутствия на рынках той или иной страны. Например, при осуществлении импортной продовольственной интервенции используется известный в мировой практике способ вытеснения отечественного производителя с рынка с помощью конъюнктурного маневра. При этом поставки сначала дешевого импортного продовольствия занимают лидирующую позицию на рынке страны-импортера и подавляют отечественное производство, конкурирующее с импортом. Затем цены на импортные товары, которые оказались вне конкуренции, повышаются до размеров их реальной стоимости. В данном контексте следует также отметить, что отдельные страны активно используют свое положение на международном рынке продовольствия как один из инструментов политического влияния.

В-четвертых, развитие генной инженерии дает преимущества странам, активно использующим ее технологии при производстве агропродовольственной продукции, снижая за счет этого ее себестоимость. Таким образом, эти страны получают определенные преференции на мировом рынке по тем или иным видам продукции. При этом, однако, не учитывается аспект их безопасности, относительно которого ведутся острые споры. Кроме того, неправомерно сравнение как равноценных альтернатив результатов от внешней торговли продовольствием и развития внутреннего производства, поскольку при этом не учитывается так называемый эффект мультипликации, при котором финансовые вложения оцениваются не в кратко- (когда торговля, бесспорно, может иметь разовые преимущества), а в долгосрочном периоде. По расчетам Международного института продовольственной политики, увеличение производства сельскохозяйственной продукции на 1 % обеспечивает рост всей экономики на 2,3-2,5%. То есть вложения в собственную экономику, если природные условия позволяют производить достаточное количество продовольствия, во-первых, имеют более длительный эффект, связанный с амортизацией основных средств, и, во-вторых, обеспечивают занятость населения, что в данное время является основным критерием оценки многих экономических программ в развитых странах мира. Рассмотренные реалии современности искажают теорию сравнительных преимуществ в классическом понимании, а потому использование ее в качестве аргумента для либерализации внешней торговли может создать потенциальную угрозу для продовольственной безопасности отдельно взятой страны.

Важное значение для разработки рекомендаций по развитию аграрной политики Украины, в частности ее внешнеэкономического вектора, имеет исследование факторов, обусловивших возникновение мирового продовольственного кризиса в 2007-2008 гг. Наиболее тяжелыми его последствия оказались для бедных стран, во многих из них дефицит продовольствия и рост цен на него резко обострили социальную ситуацию. По данным ФАО, это 36 стран мира, среди которых, в частности, 21 страна Африки, 9 - Азии, 4 - Латинской Америки, а также в Европе - Молдова и Чеченская Республика РФ.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СФЕРА УКРАИНЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ВЫЗОВОВ

Проведенные исследования показывают, что данный кризис носит преимущественно не конъюнктурный, а системный характер, поскольку факторы, его обусловившие, формировались в течение длительного времени. Возникновение проблемы связывается прежде всего с деструктивной продовольственной политикой на международном рынке, которую экономически развитые страны начали проводить еще в 70-х годах прошлого века. Она базировалась на пропагандировании необходимости применения принципа сравнительных преимуществ в международной торговле. В результате ряд развивающихся стран и стран "третьего мира" отказались от политики самообеспечения и сконцентрировали свою деятельность на производстве экспортных товаров для мирового рынка, удовлетворяя значительную долю внутренних потребностей в продовольствии за счет его закупки на том же рынке. Наряду с этим США и страны ЕС расходовали на поддержку фермеров, соответственно, 60-70 млрд. дол. и до 80 млрд. евро в год, и таким образом создавали для них возможность поставлять на мировой рынок относительно дешевое продовольствие.

Значительная часть фермерских хозяйств развивающихся стран не выдержала ценовой конкуренции с дешевым импортным продовольствием и перешла на производство экспортной продукции. При этом усиливалась зависимость указанных стран от ситуации на мировом продовольственном рынке. Постепенное сокращение в экономически развитых странах дотаций фермерам и их переход в связи с этим на выращивание культур, используемых для производства биотоплива, привели к сокращению объемов мирового рынка продовольствия. Причем данная тенденция в перспективе будет усиливаться, поскольку в ЕС до 2020 г. за счет биотоплива планируется обеспечить более 10% потребности соответствующего рынка. В США за 2008-2022 гг. производство биотоплива должно увеличиться с 9 до 36 млрд. галлонов.

Рост спроса на сырье для получения биотоплива стимулирует его производство и в Украине. Так, в 2007 г. было собрано свыше 1 млн. т рапса, или в 1,7 раза больше, чем в 2006 г. В 2007 г. его общая площадь составляла около 800 тыс. га, что в 1,9 раза превышает показатели 2006 г. По информации Министерства аграрной политики Украины, площадь посева рапса в 2010 г. будет доведена до 10% в структуре посевных площадей.

Одна из причин роста цен на продовольствие связана также с увеличением спроса на него в Китае, Индии и Латинской Америке, что является следствием высоких темпов экономического развития этих стран. По данным ФАО, в течение последних 20 лет потребление мяса в Китае увеличилось с 20 до 50 кг на душу населения в год. По прогнозным расчетам, до 2015 г. по сравнению с 2006 г. спрос на молочные продукты повысится в Китае на 27%, Индии - на 28, Латинской Америке - на 16%. Кроме того, спрос на продовольственные ресурсы стимулируется общим ростом численности населения планеты. Проблема также усложняется мировым финансовым кризисом 2008 г., в результате которого уменьшилась доступность кредитных ресурсов для стран - импортеров продовольствия.

Следующий фактор усиления кризиса - цены на нефть, которые увеличились в течение трех лет в 3,5 раза (с 40 дол. в мае 2005 г. до 140 дол. в июле 2008 г.). Цены на азотные удобрения с 1999 по 2008 г. возросли втрое. Еще один важный фактор - сокращение мировых запасов зерновых, которые, по данным ООН, уменьшились до самого низкого уровня за последние 25 лет. Даже в США, крупнейшем экспортере, рост спроса привел к тому, что в феврале 2008 г. запасы зерна оказались наименьшими за последние 60 лет. Действие всех указанных дестабилизационных факторов усиливалось и нагнетанием ситуации с продовольствием в мире средствами массовой информации.

Сдерживает возможность активного решения проблем на мировом рынке продовольствия также значительный уровень его монополизации, что ограничивает возможности доступа на рынок новых участников. Так, всего в мире ежегодно продается пищевых продуктов на сумму около 650 млрд. дол. При этом 5 компаний США продают продовольствия на 308 млрд. дол. в год, или 47,5%. В этой стране 4 фирмы контролируют производство и продажу 80% блочного мяса, 60% зерна и муки, 50% мяса бройлеров и свинины. На Францию приходится 10%, Нидерланды - 9,2%, Германию - 7,5%, Великобританию - 6,2% мирового рынка продовольствия. В целом 6 стран контролируют 85% всей мировой торговли сельскохозяйственным сырьем, пищевыми продуктами и кормами.

Обострение продовольственной проблемы в мире, вероятнее всего, приведет к тому, что большинство стран будет формировать более жесткую политику в указанной сфере, усиливая государственный контроль за национальными продовольственными ресурсами, наращивая продовольственные резервы и реализацию протекционистских мер, которые будут ограничивать экспорт продовольствия. На сегодняшний день такая тенденция становится уже реальностью. В частности, значительно сокращают экспорт риса Индия, Египет и Вьетнам. То есть очевидно, что реформы аграрной политики будут концентрироваться именно вокруг вопросов продовольственной безопасности.

Благоприятная конъюнктура зернового рынка, возникшая в результате продовольственного кризиса 2007-2008 гг., будет стимулировать активный экспорт зерновых из Украины. Этот процесс может обрести неконтролируемый характер, в частности, вследствие невозможности введения экспортных квот на зерновые, что является одним из обязательств Украины после ее вступления в ВТО. В этих условиях не следует ожидать увеличения поступления фуражного зерна для отечественного животноводства, развитие которого еще больше будет тормозиться вследствие наращивания импорта дешевого мяса и пищевых субпродуктов, объем которого только в январе - августе 2008 г. возрос к соответствующему периоду предыдущего года в 5,8 раза. В то же время в Украине продолжает сокращаться поголовье основных видов скота: в частности, численность крупного рогатого скота по состоянию на 1 октября 2008 г. уменьшилась против соответствующей даты предыдущего года на 8,7%, свиней - на 14,4% . Сохранение такой тенденции в ближайший период приведет к полной утрате продовольственной независимости государства по группе мясомолочной продукции.

В целом отсутствие соответствующей аграрной политики, направленной на нейтрализацию негативных процессов, активизировавшихся в отечественной агропродовольственной сфере после вступления Украины в ВТО и вследствие мирового продовольственного кризиса, может обусловить дальнейшую депрессию аграрного сектора, уничтожение малого бизнеса на селе и ухудшение рациона населения. Агропродовольственная сфера Украины способна эффективно производить все основные пищевые продукты для полного обеспечения ими потребностей внутреннего рынка, поэтому импорт соответствующей продукции не желателен. Чтобы не допустить чрезмерной экспансии зарубежных производителей на отечественный рынок, необходимо сформировать и последовательно реализовать соответствующую аграрную протекционистскую политику. Спектр ее инструментов в рамках ВТО ограничен и не может противоречить рыночным принципам. В условиях обострения конкуренции между национальными товаропроизводителями и продовольственными ТНК наиболее эффективной формой защиты первых является создание пищевых кластеров и развитие оптовой торговли продовольствием, что к тому же будет способствовать расширению доступа субъектов продовольственного рынка к информации, повышению степени их интеграции во внутреннюю и мировую экономику.

Отрицательные аспекты глобализации продовольственного рынка требуют разработки национальных защитных механизмов для минимизации их влияния. Во многих развитых странах действуют соответствующие законы о продовольственной безопасности. В Украине проект закона "О продовольственной безопасности Украины" разрабатывался дважды - в 2004 и 2005 г. Причем первый вариант проекта выносился Министерством аграрной политики Украины на общее обсуждение, а второй, разработанный во исполнение соответствующего поручения Кабинета Министров Украины, был рассмотрен и принят за основу Верховной Радой Украины. Однако ни один из указанных законопроектов до настоящего времени так и не принят.

В то же время интеграция Украины в мировое и европейское сообщество актуализирует указанную проблему, поскольку только при гарантировании обеспечения населения продовольствием государство может в любых условиях проводить независимую политику. Под продовольственной безопасностью следует понимать такое эколого-экономическое состояние страны, при котором все ее граждане обеспечены продовольствием в необходимом количестве, достаточном ассортименте и соответствующего качества, поддерживающем наивысший уровень их физического и психического здоровья. При этом существуют определенные ресурсы, потенциал и механизмы постоянного сохранения такого состояния (преимущественно собственными силами государства для всех слоев населения не зависимо от внешних и внутренних факторов и при условии сохранения благоприятного состояния окружающей среды).

1. При формировании продовольственной безопасности государства должен быть учтен ряд ключевых принципов

Стержневым среди них является принцип социальности, который предполагает целевую направленность системы продовольственной безопасности и каждой ее составляющей на удовлетворение пищевых потребностей человека. Другим важным принципом является комплексность, то есть одновременное влияние на все составляющие элементы системы. Следующий принцип - системность, означающий всесторонний учет экономических, социальных, экологических и других аспектов проблемы продовольственной безопасности. Еще один важный принцип - адекватность в выборе регуляторов, что связано с неоднозначностью их действия на разных этапах развития экономической системы и в условиях изменения конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков. Последний принцип - устойчивость системы, то есть обязательное соблюдение указанных принципов социальности, комплексности, системности и адекватности независимо от изменения внешней среды.

Агропродовольственная сфера представляет собой один из объектов управления аграрной политики, на который возлагается задача формирования предложения продовольствия. В то же время необходимо обеспечение спроса на него, поэтому в данном случае нужен системный подход, который бы предполагал определение приоритетов для каждого направления аграрной политики с дальнейшим их рассмотрением во взаимосвязи. Намечаемые меры по активизации аграрных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий должны дополняться мероприятиями для предприятий сферы торговли и населения.

Начальный этап формирования продовольственной безопасности требует создания системы мониторинга, на которую возлагается задача определения фактического ее состояния, прогнозирования внутренних и внешних угроз. На этой основе разрабатываются меры по локализации и нейтрализации отрицательных факторов, которые влияют или в будущем могут повлиять на уровень безопасности. Система мониторинга продовольственной безопасности концентрируется на следующих направлениях:

- агропродовольственное производство;

- продовольственный рынок;

- потребление продовольствия;

- питание населения;

- качество;

- безопасность продовольствия.

По расчетам Министерства экономики Украины, в 2003-2007 гг. состояние продовольственной безопасности имело устойчивую тенденцию к улучшению. Индикатор продовольственной безопасности в течение указанного периода увеличился на 24,3 п. п., то есть до 77,5%. Однако перечень показателей, используемых при оценке продовольственной безопасности государства, не позволяет объективно оценить ее реальное состояние, поскольку среди них нет характеризующих продовольственное самообеспечение государства, являющееся одним из весомых факторов поддержки устойчивого экономического развития, обеспечения социальной и политической стабильности в обществе; нет также показателей безопасности продовольствия, уровня дифференциации в потреблении основных продуктов питания и др.

2. Проблема продовольственной безопасности должна решаться не только на национальном, но и на региональном уровне

Это обусловлено неравномерностью социально-экономического развития отдельных территорий государства, что является следствием значительных различий в природно-климатических условиях, производственно-экономическом потенциале и др. Более половины регионов можно отнести к аграрно ориентированным в связи с высоким удельным весом сельского хозяйства в структуре региональной экономики и доли сельского населения, наибольшими объемами валовой продукции сельского хозяйства в расчете на 1 чел. (см. табл.1). При этом следует иметь в виду, что низкая прибыльность сельского хозяйства - один из основных факторов более низкого уровня социально-экономического развития указанных регионов, и это сказывается на показателях валового регионального продукта и дохода в расчете на 1 чел.

Существенные диспропорции в региональном развитии в значительной степени обусловлены слабой реализацией мер общегосударственной политики на уровне отдельных территорий, практическим отсутствием единой сбалансированной и научно обоснованной аграрной политики с четко определенными приоритетами и целями, инструментами и механизмами их ресурсного обеспечения. Низкая результативность проведенных в аграрном секторе трансформаций является следствием не только отсутствия комплексности в их разработке и реализации, но и отраслевого подхода в данных преобразованиях, тогда как обеспечение эффективности последних требует придания им региональной направленности.

Таблица 1

Результаты кластерного анализа регионов Украины по отдельным показателям социально-экономического развития в 2004-2006 гг

ВРП в расчете на 1 чел. (грн.)

Имеющийся доход на 1 чел. (грн.)

Валовая продукция сельского хозяйства на 1 чел. (грн.)

Доля сельского населения (%)

Отношение валовой продукции сельского хозяйства к объему ВРП (%)

I кластер - Закарпатская, Тернопольская, Черновицкая области

4890,9

4847,5

2068,7

59,8

42,9

II кластер -

Волынская, Житомирская, Ривненская, Сумская, Херсонская, Хмельницкая области

5974,6

5406,1

2590,0

44,6

43,6

III кластер - Винницкая, Кировоградская, Черкасская, Черниговская области

6360,6

5548,3

3271,8

44,2

51,5

IV кластер - АРК, Ивано-Франковская, Львовская области

6691,9

5488,6

1545,6

45,0

24,3

V кластер

- Киевская, Луганская, Николаевская, Одесская, Харьковская области

8534,1

5977,0

1755,3

28,5

25,3

VI кластер - Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Полтавская области

11714,6

6804,0

1928,8

22,7

16,7

Источник.: рассчитано по данным статистических сборников «Статистичний щорічник України за 2006 рік» .Електронний ресурс

3. Реализация аграрной политики продовольственной безопасности предполагает необходимость обеспечения тесного взаимодействия между всеми субъектами, отвечающими за процесс ее формирования

Это будет способствовать согласованности политики во всех сферах, связанных с продовольственной безопасностью, и предотвращать нанесение вреда здоровью населения, окружающей среде и экономике страны. Процесс формирования и реализации политики продовольственной безопасности должен начинаться с исследования состава пищевых продуктов, которые производятся в государстве, и создания соответствующего банка данных. На этой основе осуществляется моделирование пищевых рационов для разных возрастных групп с учетом территориального уровня экологической нагрузки и прогнозируется физиологическая потребность населения страны в пищевых продуктах. С учетом экспортных возможностей страны по отдельным группам продукции формируются балансы продовольственных ресурсов, используемые при разработке стратегии формирования продовольственной безопасности (см. рис. 1).

Таким образом, формирование продовольственной безопасности в условиях усиления процессов глобализации и международной экономической интеграции -- ключевой приоритет аграрной политики. Указанный процесс должен базироваться на универсальном подходе, который предполагает тесную взаимосвязь между агропромышленной, сельскохозяйственной, продовольственной, внешнеэкономической политикой, деятельностью по обеспечению качества и безопасности продовольствия, рационального питания населения.

Влияние на агропродовольственную сферу, формирующую предложение продовольствия, должно дополняться мерами по стимулированию спроса на него путем реализации социальных программ, цель которых - обеспечение достаточного уровня питания всех категорий населения, эффективной занятости, демонополизации продовольственного рынка, а также осуществление ценовой политики по ограничению рентабельности и торговых наценок на базовые продукты питания до экономически обоснованного уровня.

В течение последних лет особую остроту приобрела проблема безопасности продовольствия, что связано с увеличением поступления на рынок некачественных, фальсифицированных и вредных для здоровья продуктов. Сегодня вопросы, связанные с безопасностью пищевых продуктов, все в большей мере становятся фактором, определяющим развитие производства и мировой торговли сельскохозяйственной продукцией. Для Украины как государства со значительным аграрным потенциалом, члена ВТО и соседа ЕС данная проблематика получает приоритетное значение.

Практика функционирования государственных органов, ответственных за контроль качества и безопасности пищевых продуктов в Украине, свидетельствует о возрастающей остроте данной проблемы. В течение 2007 г. Санэпидслужбой Украины проведены 376,9 тыс. обследований объектов пищевой промышленности, ресторанного хозяйства, торговли, в том числе 4,4 тыс. обследований молокозаводов. В 126,4 тыс. случаев выявлены нарушения санитарных норм (33,5%; за аналогичный период2006 г. - 31,5%), из них на молокозаводах - 636 (14,6%; за аналогичный период 2007 г. - 15,1%). Государственным комитетом Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики в течение I полугодия 2008 г. проверены более 2,3 тыс. т хлебопродуктов, макаронных, кондитерских изделий, сахара, мяса, рыбо- и молокопродуктов, масложировой и плодоовощной продукции, чая и кофе, продуктов детского питания, а также куриных яиц. Забракованы и сняты с реализации 47% проверенных товаров, а продукции общественного питания - почти 52%.

Однако в рамках принятых Украиной обязательств в связи со вступлением в ВТО Госпотребстандартом вводятся меры по сокращению перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине. В течение 2005-2007 гг. из этого перечня исключены 17 позиций пищевой продукции - свыше 80 наименований. Ослабление контролирующей функции, очевидно, вызовет дальнейшее обострение ситуации с качеством и безопасностью пищевых продуктов. Основными проблемами здесь остается отсутствие налаженных процедур оценки рисков и коммуникаций, четко определенной организационной структуры системы государственного контроля, что приводит к дублированию функций и несогласованности действий. Как следствие, действующая система контроля не обеспечивает эффективной защиты прав потребителей и перекладывает большую часть организационной и финансовой нагрузки на предприятия.

4. Для обеспечения эффективной политики надзора и контроля за продовольствием нужен всеохватывающий интегрированный подход на уровне отдельных государств и международном уровне

Межсекторальное сотрудничество, вместе с гласностью в сфере разработки и формирования политики, играет решающую роль в восстановлении и поддержке доверия со стороны потребителей. Ответственность за формирование безопасности продовольствия несут все субъекты процесса его производства и доведения до потребителя. Поэтому контроль за продуктами должен носить комплексный характер в соответствии с принципом "от производителя к столу", что является обязательной предпосылкой создания надежной, открытой, прозрачной и подотчетной системы безопасности пищевой продукции.

Развитие технологического потенциала способствует появлению новых возможностей производства и переработки пищевых продуктов. Если раньше основной задачей было наращивание производительности и сокращение расходов, то изменение подходов в ориентации на потребителя выдвигает в ряд приоритетных вопросы качества и безопасности продовольствия, а также охраны окружающей среды. Поэтому сегодня эти вопросы не могут быть сосредоточены лишь на проблемах химии или микробиологии, они требуют интегрированного подхода на более широкой основе, которая будет учитывать взаимодействие влияний потребителей, государства, производителей и общества в целом.

Система повышения качества и безопасности продовольствия должна быть эластичной, способной реагировать на постоянные изменения ее подсистем, сохраняя и развивая при этом структуру, что способствует достижению целей ее эволюции. Эластичность базируется на информационно-коммуникационном процессе между основными субъектами систем и зависит от совокупности факторов, создающих условия для их сбалансированного взаимодействия, регулируемого государством. Представленная на рисунке 2 модель взаимодействия субъектов системы обеспечения качества и безопасности продовольствия - государства, производителей, сферы хранения, переработки, транспортировки, торговли, ресторанного хозяйства, потребителей - позволяет раскрыть сущность эластичности как свойства, обеспечивающего диффузионное и прямое распространение информации в системе.

Выделение указанных элементов базируется на стыке сфер их интересов и деятельности. С позиции институционально-эволюционного подхода такие субъекты можно представить как совокупности специфических институтов с характерными для них функциями в пределах рассматриваемой системы. Информационная составляющая данной системы является ключевой. Совокупность всех взаимосвязей, с помощью которых осуществляются взаимовлияние субъектов, адаптация или ассимиляция новых явлений, может быть представлена множеством взаимодействий субъектов

S1, S2, S3, S4, S5, S6, S7, S8, S, 2, S, 3, S, 4, S, 5, S, 6, S, 7, S, 8, S23, S24... Sn

Эластичность системы представляет собой функцию данных аргументов

E=f{S,, S2, S3, S4, S5, S6> S7, S8, S, 2, S13, S14, S16, S16, S, 7, S18, S23, S24... Sn).

5. Решение проблемы продовольственной безопасности невозможно без создания эффективной системы менеджмента качества и безопасности продовольствия, а также института защиты прав потребителей

Качество продукции в условиях развития рыночной экономики и конкуренции все в большей степени становится ключевым фактором формирования конкурентных преимуществ товаропроизводителей и критерием оценки эффективности их деятельности. В значительной мере обеспечение высокого уровня качества и безопасности продовольствия зависит от функционирования эффективной системы контроля их качества, значение которой повышается в условиях возрастающей конкуренции, усиления информационного влияния в виде рекламных мер, когда потребители не имеют возможности ориентироваться в ассортименте новых продуктов. В данном случае существует необходимость в объективной информации относительно продуктов питания, поступающих на рынок, и обеспечения соответствия их качественных параметров определенному уровню.

Формирование соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы не гарантирует эффективности политики по обеспечению качества и безопасности продовольствия, поскольку основные препятствия возникают, как правило, в сфере ее практической реализации, что является следствием несогласованности действий между правительственными структурами, нехватки финансовых и кадровых ресурсов. Для устранения указанных барьеров необходимы, прежде всего, четкое планирование и выработка стратегии в отношении объемов нужных ресурсов и преодоления возможных осложнений, в частности в виде противодействия со стороны отдельных государственных структур и групп предприятий. Значительное влияние на реализацию данной политики могут оказывать субъекты продовольственного рынка (производители, переработчики, посредники, рекламные фирмы, а также работники сферы торговли, ресторанного хозяйства и т. д.), центральные, региональные и местные учреждения, средства массовой информации, профессиональные объединения, неправительственные организации, роль которых должна быть учтена на этапе планирования.

6. Наличие разветвленной системы государственных органов и учреждений, ответственных за отдельные аспекты проблемы качества и безопасности продовольствия, требует полноценной координации межотраслевых действий

Наличие разветвленной системы государственных органов и учреждений, ответственных за отдельные аспекты проблемы качества и безопасности продовольствия, требует полноценной координации межотраслевых действий, которая должна быть возложена на Министерство аграрной политики Украины. Его роль будет заключаться в разработке рекомендаций, методических указаний, планов действий государственным органам по формированию, реализации, мониторингу и оценке эффективности политики в сфере питания. Важен также вопрос распространения информации, касающейся законодательства относительно качества и безопасности продовольствия, международного опыта в этой сфере, результатов контроля и др. Информирование необходимо для потребителей, производителей, научной общественности, регулирующих органов. При этом должны использоваться все доступные методы распространения информации: научные публикации, популярные материалы в средствах массовой информации, обзоры, открытки, пресс-релизы, бюллетени, страницы в Интернете.

В большинстве стран правительства играют существенную роль в стимулировании применения систем управления качеством продукции путем налаживания активного сотрудничества со всеми субъектами деятельности в цепи поставок пищевых продуктов, включая отраслевые ассоциации, научные учреждения, перерабатывающие предприятия и производителей, поставщиков сырья, экспортеров и импортеров. Одним из направлений общегосударственной и региональной политики в сфере качества и безопасности продовольствия должна быть поддержка предприятий, внедряющих системы качества, отвечающие международным стандартам. Она может быть реализована в виде инвестиционных, финансовых, информационных мер поддержки.

Производители должны быть надлежащим образом проинформированы относительно преимуществ и необходимости внедрения систем управления качеством для выпуска надлежащей, безопасной и конкурентоспособной продукции. На государство также возлагается задача реализации программ по подготовке соответствующих кадров, технической поддержке, развитию инфраструктуры, налаживанию коммуникационного процесса между государственными учреждениями и производителями, а также оценка результатов внедрения систем управления качеством, их эффективности и консультирования по поводу возможных способов совершенствования.

Либерализация и глобализация торговли пищевыми продуктами обусловливают необходимость разработки новых инструментов для урегулирования ситуаций, в которых опасные продукты могут распространяться без какого-либо контроля. Одним из таких инструментов является создание системы оперативного оповещения о ситуации относительно пищевых продуктов, поступающих на рынок. Важными условиями надлежащего функционирования рынка являются оперативность информирования общественности о рисках, связанных с теми или иными потребительскими товарами, которые могут поступить на рынок, а также точность этой информации.

В условиях интеграции Украины в европейское экономическое пространство возникает необходимость создания соответствующей национальной сетевой системы оперативного оповещения о прямых и опосредованных опасностях для здоровья людей, обусловленных пищевыми продуктами. Такая система должна распространяться на все пищевые продукты, предназначенные для потребления людьми, и на корм скоту, а также включать весь спектр прямых и косвенных рисков, независимо от того, когда они могут возникнуть. Она позволит связать регионы с центральным органом, отвечающим за качество и безопасность пищевых продуктов. Когда тот или иной участник сети будет иметь сведения о серьезном или косвенном риске для человека, связанном с тем или иным пищевым продуктом или кормом для животных, такая информация должна немедленно направляться в центральный орган сети оперативного оповещения, который должен лежать в основе системы. Он может дополнить полученное сообщение научной или технической информацией для облегчения работы по оперативному урегулированию ситуации, связанной с данным риском.

Целесообразна разработка механизма электронного обмена информацией по безопасности продуктов питания в виде информационного портала. Основными его пользователями будут национальные учреждения и региональные организации, занимающиеся безопасностью пищевых продуктов, а также органы, связанные с торговлей продовольствием и сельскохозяйственной продукцией. Информация и данные, обеспечиваемые через портал, пригодятся также широкому кругу других пользователей, включая промышленность, частный сектор и неправительственные организации, а также средства массовой информации. Портал сможет обеспечивать пункт доступа к официальной национальной и международной информации по качеству и безопасности пищевых продуктов.

В настоящее время все больше повышается, роль правительства в обеспечении эффективного регулирования контроля пищевых продуктов, в частности -информирования, образования и консультирования субъектов хозяйственной деятельности на протяжении всей продовольственной цепи "от фермы к столу". В число таких мероприятий входят предоставление сбалансированной фактической информации потребителям о безопасности пищевых продуктов, разработка качественных образовательных программ для должностных лиц и сотрудников пищевой промышленности, а также программ подготовки инструкторов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, решение проблемы безопасности продовольствия как одной из ключевых предпосылок достижения надлежащего уровня здоровья населения требует применения структурированного подхода, сочетающего в себе выявление опасностей и рисков на раннем этапе и соответствующие контрольные мероприятия. Действенность такого подхода зависит от тесного сотрудничества между производителями, контролирующими органами и потребителями.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСТОЧНИКОВ

1. Конкурентоспроможність АПК України у світовому економічному просторі та глобальні виклики СОТ: доповідна записка за результатами дослідження в 2007 р. К, РВПС України НАН України, 2007, с. 2.

2. Антонюк Л. Л. Конкурентоспроможність національної економіки в умовах глобалізації. Автореферат дисертації доктора економічних наук. Київський національний економічний університет. К., 2004, с. 12.

3. Killick Т. Globalisation and the rural poor. "Development policy rev" \fol. 19, №2, L., 2001, p. 169.

4. Монастырский О., Селезнева М. Зерновое хозяйство как основа продовольственной безопасности страны. "Экое" № 3, 2008, с. 3.

5. Сор Prospects and Food Situation. "FAO: GIEWS" № 1, February 2008, p. 2.

6. Бялый Ю. Продовольственная ловушка. "Золотой Лев" № 151-152,2008: http:// www.zlev.ru/151/151_36.htm.

7. Прогноз развития мирового рынка биоэтанола. Проблемы индустрии. 2008

8. Changing the Climate: Ethanol Industry Outlook 2008. Washington, Renewable Fuels Foundation, 2008, p. 10.

9. Панорама аграрного сектора України. К., Мінагрополітики, 2007, с. 28.

10. Решетникова Е. Г. Международная научно-практическая конференция "Форум 2008" Института проблем развития сельского хозяйства в странах Центральной и Восточной Европы "Агропродовольственный бизнес: глобальные вызовы - инновационные решения". Германия, г. Галле, 23-27 июня 2008 г., с. 2.

11. Зовнішня торгівля України товарами за січень - серпень 2008 р. Експрес випуск. К., Держкомстат України, 2008, с. 9.

12. Поголів'я худоби та птиці. Держкомстат України, 2008

13. Микитюк В.М.,Скидан О.В. Продовольча безпека: формування понятійного апарату. "Стратегічна панорама" № 2, 2005, с. 40.

14. За ред. О. Г. Осауленка. К., Инфодиск, 2007, CD-ROM

15. "Україна у цифрах у 2007 році" (Електронний ресурс). Державний комітет статистики України, за ред. О. Г. Осауленка. К., Инфодиск, 2008, CD-ROM

16. Населення (Електронний ресурс). Державний комітет статистики України. Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua.

17. Санітарно-епідеміологічна ситуація в Україні за 12 місяців 2007 року. Міністерство охорони здоров'я України, 2008:

18. Інформаційно-довідкові матеріали про стан реалізації у І півріччі 2008 року пріоритетів діяльності Держспоживстандарту України. Департамент стратегічного прогнозування, планування та міжнародного співробітництва Держспоживстандарту України, 2008.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека