Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями

Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Рассадин Владимир Вячеславович

Пути совершенствования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями

Специальность 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук

Москва

Общая характеристика работы.

Актуальность темы. Важным вопросом, который должно решать государство, является вопрос, связанный с создани-ем предпосылок эффективного функционирования национальной экономики. В свою очередь, эффективность функционирования национальной экономики определяется эффективностью функ-ционирования ее отдельно взятых отраслей, и в первую оче-редь, отраслей, принадлежащих общественному производству. Таким образом, в функции государства должно входить реше-ние задачи, связанной с созданием предпосылок эффективно-го функционирования каждой отдельно взятой отрасли народ-ного хозяйства и всей их совокупности в целом. Если обратиться к общественному производству, то можно увидеть, что одной из его отраслей является промыш-ленность, занимающая ведущее место в экономике развитых стран, и в том числе в России. В свою очередь, промышлен-ность включает в себя комплекс добывающих и перерабаты-вающих отраслей. Одной из наиболее важных отраслей добы-вающей промышленности России является нефтедобывающая от-расль . Стратегически важное значение этой отрасли для страны и государства обусловлено следующим. Во-первых, добываемая ею нефть жизненно необходима для функциониро-вания российской экономики, во- вторых, ее экспорт явля-ется одной из главных статей поступления иностранной ва-люты, необходимой для решения задач, стоящих перед госу-дарством.

В настоящее время российская экономика функционирует в условиях рынка. Эти условия характеризуются самостоя-тельностью хозяйствующих субъектов в решении всех вопро-сов, относящихся к сфере их компетенции, включая планиро-вание объемов выпускаемой ими продукции, установления цен на нее, выбор поставщиков требуемых им материальных ре-сурсов и покупателей производимой ими продукции. Взаимо-действие хозяйствующих субъектов между собой строится на основе товарно-денежных отношений. Сфера деятельности го-сударства, в основном, ограничивается установлением пра-вил, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов в систему их взаимоотношений между собой и с государ-ственными учреждениями, а также контролем за исполнением установленных правил. Существует и прямое воздействие со стороны государства в виде экономических санкций и адми-нистративных мер, применяемое к тем хозяйствующим субъектам, деятельность которых противоречит интересам государ-ства, и в том числе нарушающим установленные регламенти-рующие их деятельность и взаимоотношения правила.

Эффективность функционирования хозяйствующих субъек-тов, принадлежащих любой из отраслей народного хозяйства, во многом зависит от политики государства в экономической сфере. Эта политика в одном ее варианте может приводить к спаду общественного производства со всеми вытекающими от-сюда негативными последствиями, в другом варианте может способствовать экономическому росту национальной экономи-ки и как следствие этого росту благосостояния населения. В свою очередь, политика государства в экономической сфе-ре, в значительной степени реализуется с помощью устанав-ливаемой системы его взаимоотношения с хозяйствующими субъектами.

Если обратиться к реалиям сегодняшнего дня, наблю-даемым в России, то можно увидеть, что реализуемый в ней вариант рыночной экономики, при котором государство прак-тически сняло с себя все полномочия по управлению народ-ным хозяйством, а вследствие этого и ответственность за протекающие в нем процессы, обернулась катастрофой. Как показывает практика, рынок, особенно в странах с недоста-точно совершенной правовой базой, с помощью которой осу-ществляется регулирование экономических процессов, имеет свои негативные стороны. Именно поэтому в современных ус-ловиях России государство может и должно выступать в ка-честве фактора, компенсирующего слабости рыночного хозяй-ства и его негативные свойства.

Исходя из вышеизложенного виднее, что проблема, рас-сматриваемая в данной работе и посвященная совершенство-ванию существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями, является акту-альной. Ее актуальность на современном этапе развития на-циональной экономики усиливается двумя следующими обстоя-тельствами. Первое - российская экономика в настоящее время переживает глубокий и затяжной кризис, который ка-сается и нефтедобывающей отрасли. Второе - новое россий-ское правительство, разрабатывая антикризисную программу, ставит своей целью покончить со спадом в реальном секторе экономики и добиться экономического роста во всех сферах общественного производства.

Цель и задачи исследования. Основной целью данной работы является разработка комплекса мероприятий по со-вершенствованию существующей системы взаимоотношений го-сударства с российскими нефтедобывающими компаниями. Реализация этого комплекса мероприятий обеспечивает создание предпосылок к повышению эффективности функционирования российской нефтедобывающей промышленности в перспективе.

В соответствии с указанной выше целью, в работе ре-шается ряд задач. Первой из них является задача, связан-ная с анализом существующей системы взаимоотношений госу-дарства с российскими нефтедобывающими компаниями и выяв-лением присущих этим отношениям негативных сторон. Этот анализ затрагивает сферу ценообразования и налогообложе-ния российских нефтедобывающих компаний, а также вопросы планирования объемов добычи нефти и объемов ее экспорта и систему экономического стимулирования работников этих компаний. Следующей задачей, использующей результаты про-веденного анализа, является задача, связанная с разработ-кой комплекса предложений по совершенствованию существую-щей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. Помимо этих предложений в работе разработан ряд методических подходов к решению следующих задач, так или иначе затрагивающих систему взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающи-ми компаниями. К ним относятся: задача, связанная с уста-новлением цен на нефть на внутреннем российском рынке ; задача, связанная с определением оптимального объема экс-порта российской нефти ; задача, связанная с определением оптимального размера российских нефтедобывающих компаний, выступающих в качестве хозяйственно самостоятельных еди-ниц ; задача, связанная с определением размера дифферен-циальной ренты, взимаемой с российских нефтедобывающих компаний, разрабатывающих различные месторождения нефти, характеризуемые различными условиями ее добычи.

Предмет и объект исследования. Предметом исследова-ния является существующая система взаимоотношений госу-дарства с российскими нефтедобывающими компаниями, функ-ционирующими в условиях рынка. В свою очередь, объектом проводимого исследования являются предприятия нефтедобы-вающей промышленности, выступающие в качестве хозяйствен-но самостоятельных единиц.

Методологической основой работы явились научные тру-ды и публикации отечественных и зарубежных авторов, по-священных системе взаимоотношений государства и хозяйст-вующих субъектов, функционирующих в условиях рыночной экономики и относящихся к российской нефтедобывающей про-мышленности, в частности Алекперова В. Ю. , Анисимова А. В., Городецкого А. Д., Данцига Дж. , Доллана Э. Дж., Кочеткова В. А. , Вяхирева Р. И. , Хейнса П. и других.

Научная новизна. Диссертационная работа содержит в себе ряд методических подходов к решению совокупности за-дач, имеющих научную новизну. К этим задачам относятся : задача, связанная с установлением цен на внутреннем рос-сийском рынке ; задача, связанная с определением опти-мального объема экспорта российской нефти ; задача, свя-занная с определением оптимального размера российских нефтедобывающих компаний, выступающих в качестве хозяйст-венно самостоятельных единиц ; задача, связанная с опре-делением размера дифференциальной ренты, взимаемой с раз-личных нефтедобывающих российских компаний, разрабатываю-щих различные месторождения нефти, характеризуемые раз-личными условиями ее добычи, располагающих различным тех-ническим уровнем производства и техническим состоянием используемого оборудования.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в ней результаты предназначены для совершенст-вования существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями, функционирую-щими в условиях рыночной экономики. Это относится и к разработанным мероприятиям, и к разработанным методиче-ским подходам решения ряда задач, возникающих в рамках взаимоотношений государства с предприятиями нефтедобываю-щей отрасли.

Апробация работы. С результатами данной работы были ознакомлены ведущие специалисты нефтяной отрасли, которые дали на нее положительные отзывы, а также рекомендовали их для реализации в практику взаимоотношений российских нефтедобывающих компаний с государством.

Публикации. По теме диссертации опубликованы три пе-чатных работы, в которых отражены основные результаты, полученные в процессе проведенного исследования по про-блеме, выступающей в качестве темы данного исследования. Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой ли-тературы.

Объем работы составляет 193 страницы машинописного текста, 3 таблицы л 44 формулы.

В первой главе, посвященной проблеме рынка и госу-дарства, рассматриваются: характерные особенности рыночной экономики; функции государства в условиях рыночной экономики.

Во второй главе, посвященной российской нефтедобывающей промышленности на современном этапе ее развития, рассматриваются:

условия и результаты функционирования предприятий данной отрасли;

организационно-экономические структуры в нефтедобывающей промышленности и механизм их взаимоотношений с государст-вом.

В третьей, заключительной главе данной работы, по-священной основным направлениям совершенствования сущест-вующей системы управления деятельностью российских нефте-добывающих компаний, рассматриваются:

основные направления совершенствования организацион-ных структур управления нефтедобывающими российскими ком-паниями и системы их взаимоотношений с государством ;

государственное регулирование объемов добычи нефти российскими нефтедобывающими компаниями и объемов ее про-даж на мировом рынке ;

создание предпосылок эффективной деятельности нефте-добывающих российских компаний.

Основное содержание работы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, выбранной в качестве темы данной диссертационной работы.

В первой главе, используя существующие публикации отечественных и зарубежных авторов, рассматриваются во-просы рынка и государства в их взаимосвязи. В результате такого рассмотрения определены:

характерные признаки рыночной экономики, в том числе и на современном этапе ее развития ;

функции государства в условиях рыночной экономики, в том числе в сфере управления народным хозяйством и его отраслями.

Проводя эти исследования, был сделан следующий вы-вод. Если рассматривать характер взаимоотношений государ-ства с хозяйственно самостоятельными субъектами в разви-тых странах с рыночной экономикой, можно увидеть, что в функции государства входит достаточно большое число во-просов. Это и разработка и установление правил, регламен-тирующих деятельность хозяйствующих субъектов рыночной экономики в различных сферах и по различным направлениям, и контроль за их исполнением, и прямое воздействие в виде экономических санкций и административных мер к тем пред-приятиям и организациям вне зависимости от форм их собст-венности и организационно-правовой структуры управления, деятельность которых противоречит интересам государства. Помимо этого видно, что государство вмешивается в сферу внешнеэкономической деятельности хозяйственно самостоя-тельных субъектов и сферу ценообразования монополистиче-ских объединений, если их действия наносят вред обществу и государству.

Во второй главе рассматривается российская нефтедо-бывающая промышленность на современном этапе ее развития. В рамках данной проблемы было проведено исследование ус-ловий и результатов функционирования предприятий данной отрасли, а также организационно-экономических структур, используемых в российском нефтедобывающем комплексе, и механизма их взаимоотношений с государством.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

В настоящее время сложилось крайне неблагоприятное положение с обеспечением добычи нефти. Ускоренная отра-ботка наиболее богатых и высокопродуктивных залежей и ме-сторождений, быстрое и прогрессивное истощение ресурсной базы данной отрасли, обводненность добываемой продукции, изношенность существующей технической базы без ее свое-временного обновления в требуемых объемах - вот те причи-ны, которые привели к неутешительному положению дел в российской нефтедобывающей промышленности.

Если в этой связи обратиться к цифрам, то можно уви-деть, что по имеющимся оценкам на находящихся в промыш-ленной разработке месторождениях нефти отобрано около 52% извлекаемых запасов нефти. Обводненность добываемой нефти по состоянию на 1 января 1998 года возросла до 82%.

Рассматривая тенденции в российской нефтедобывающей промышленности за последние годы, можно увидеть следую-щее. Начиная с 1991 года, т. е. с момента начала реформи-рования российской экономики до 1993 года началось резкое падение объемов добычи нефти. Причиной этого явилось практически полное прекращение централизованных инвести-ций, ранее осуществляемых из государственного бюджета. Кроме того, на тот период времени предприятия нефтедобы-вающей отрасли не располагали достаточными накоплениями, в том числе накоплениями в виде амортизационных отчисле-ний. Положение, связанное с нехваткой средств у предпри-ятий нефтедобывающей промышленности, усугубилось резким повышением цен на оборудование, используемое при добычи нефти, вызванное политикой российского правительства в области ценообразования, взявшего курс на невмешательство государства в данную сферу и отдавшего решение этого во-проса, за редким исключением, касающихся явных монополи-стов и определенных видов товаров, в руки производителей.

Снижение объемов добычи нефти, отсутствие средств для обновления производственной базы и значительный износ оборудования, используемого в нефтедобывающей промышлен-ности, привели к интенсивному выбытию добывающих мощно-стей. В последующие годы решающими факторами снижения объема добычи нефти стали низкий платежеспособный спрос ее российских потребителей и ограничения на транспортные мощности для экспорта нефти. В последний год-полтора экс-порт российской нефти сократился еще по одной причине, а именно, вследствие падения цены на нее на мировом рынке.

Если обратиться к анализу результатов деятельности 13 основных нефтяных компаний за 1997 год, то можно уви-деть следующее. Большая часть компаний увеличила в 1997 году объемы реализации своей продукции, исчисленной в стоимостном выражении, по сравнению с 1996 годом. Однако, если учитывать существовавший в этот период рост цен на данный вид продукции на внутреннем российском рынке в связи с инфляцией, то можно считать, что рост реализации продукции в натуральном выражении за этот период времени был или очень незначительным, или его не существовало во-все. По трем компаниям в 1997 году по сравнению с 1996 годом произошло снижение объемов реализации продукции, исчисленной в стоимостном выражении, особенно сильное па-дение этого объема характерно для компании Юганскнефтегаз. Разброс значений показателей, характеризующих ре-зультаты деятельности рассматриваемых нефтяных компаний за 1997 год, является значительным, несмотря на то, что их можно считать сопоставимыми по различным предприятиям нефтедобывающей промышленности. Так, разброс значений от-ношения объема реализации продукции, исчисленной в стои-мостном выражении, к количеству занятых работников варьи-руется по различным компаниям от 198,7 до 679,8 млн. руб-лей на одного работника. Таким образом, наибольшее значе-ние этого показателя превышает наименьшее его значение в 3,5 раза. Разброс значений показателя, отражающего собой отношение балансовой прибыли к объему реализованной про-дукции, исчисленной в стоимостном выражении, составляет по рассматриваемой совокупности компаний от - 7,3 до 24,4%. Разброс значений показателя, отражающего собой от-ношение прибыли после к прибыли до налогообложения для тех же компаний, составляет от 30,3 до 373,1%. Значение показателя, представляющего собой отношение прибыли после налогообложения к численности работников изменяется в пределах от - 55,6 до 56,1 млн. рублей на одного работни-ка .

Процесс реформирования российского нефтедобывающего комплекса начался с 1991 года. Он шел по пути развития рыночных механизмов управления при одновременном ослабле-нии контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, функционирующих в данной сфере, со стороны государства. На первом этапе реформирования, определяемым периодом времени, включающим в себя 1991, 1992 и 1993 годы, госу-дарство в качестве' единственного собственника объектов топливно-энергетического комплекса провело преобразование нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих предприятий в производственные ассоциации, самым крупным собственником в которых являлось государство в лице федеральных органов власти. На втором этапе реформирования, начиная с 1993 и кончая 1996 годом, производственные ассоциации были пре-образованы в акционерные общества при сохранении государ-ственного контроля. В ходе этих преобразований были сфор-мированы вертикально-интегрированные нефтяные компании в виде холдингов, причем акции холдингов выпускались неза-висимо от акций дочерних предприятий и не подлежали обме-ну на них.

В нефтяном бизнесе вертикальная интеграция объединя-ет в себе деятельность, начиная с разведки и разработки нефтяных месторождений, транспортировки нефти, ее перера-ботки и кончая реализацией продукции ее конечным потреби-телям. Как правило, это сопровождается интегрированными научными исследованиями и инновационными процессами. Вы-годы, обусловленные использованием вертикальной интегра-ции, сводятся, в первую очередь, к сокращению затрат при объединении под единым контролем усилий различных произ-водств в осуществлении всего производственного цикла, улучшения информационного обеспечения бизнеса, обеспече-ние гарантированных условий поставок, наличие постоянных бизнес-партнеров и. т.д. В свою очередь, издержки верти-кальной интеграции обусловлены рядом факторов, наиболее значительным из которых является необходимость внедрения новой управленческой системы, действующей в рамках обра-зованной вертикально-интегрированной структуры.

Если обратиться к имевшему место процессу формирова-ния вертикально-интегрированных нефтяных компаний в Рос-сии, то можно увидеть, что он часто осуществлялся чисто административным путем, при этом во многих случаях не учитывались существующие между предприятиями территори-ально-производственные связи. В результате этого произош-ло следующее. Предприятия, входящие в одну и ту же компа-нию, фактически bcjvi себя как независимые хозяйствующие субъекты. Это, в свою очередь, приводило к тому, что до-бывающие и перерабатывающие предприятия слабо увязывали между собой свои производственные программы, что сводило практически на нет преимущества интеграции и снижало эф-фективность функционирования интегрированных компаний. Не способствовало повышению эффективности работы компаний и стремление местных администраций воздействовать на работу объектов топливно-энергетического комплекса, взяв их под свой контроль. В итоге финансовые результаты деятельности многих, если не сказать большинства этих интегрированных компаний оказались неудовлетворительными. Вместе с тем, наблюдались и положительные результаты, связанные с вне-сением изменений в систему управления внутри существующих нефтяных компаний. Особенно это коснулось нефтяной компа-нии " Лукойл", осуществившей широкомасштабный переход к более эффективным методам управления.

Если рассматривать существующую систему взаимоотно-шений государства с предприятиями нефтедобывающей промыш-ленности на примере такой компании как "Лукойл", то можно увидеть следующее. Доля цены на нефть, реализуемой на внутреннем российском рынке, от цены на нефть, экспорти-руемую за границу, по данным компании " Лукойл" за 1997 год составляла немногим более 50%. Удельный вес налогов, вне зависимости от того, реализовывалась нефть на внут-реннем российском или на внешнем рынке, составлял 52,5%. Чистая прибыль этой компании при реализации 1 барреля нефти на мировом рынке в 1997 году составляла 2,09 долла-ра, при реализации 1 барреля нефти на российском рынке эта компания несла убыток в размере 0,3 доллара.

Анализируя российскую налоговую систему применитель-но к нефтедобывающим компаниям, следует отметить следую-щее. Удельный вес налогов, взимаемых с российских нефте-добывающих компаний государством, в настоящее время чрез-вычайно высок, если его сравнивать со значением аналогич-ного показателя в развитых странах с рыночной экономикой, например в США или Великобритании. В развитых странах с рыночной экономикой подавляющая часть суммы, взимаемой в качестве налогов с предприятий нефтедобывающей отрасли государством, собирается с помощью прямого налога, про-порционально получаемой нефтяными компаниями прибыли. В России же подавляющая часть суммы, взимаемой в виде нало-гов с предприятий нефтедобывающей отрасли, собирается с помощью косвенных налогов, причем их число неоправданно велико. Существующая система налогообложения, в сочетании с существующими ценами на нефть на внутреннем российском рынке, приводит к тому, что лаже для такой крупной компа-нии как "Лукойл", ее деятельность становится убыточной, если она полностью ориентирована на российских потребите-лей нефти. По этой причине, в интересах российских нефтя-ных компаний продавать добываемую ими нефть за границу, а не внутри страны. И эти интересы, в свою очередь, приво-дят к существенной недогрузке мощностей российских нефте-перерабатывающих предприятий, вследствие чего государство несет соответствующие потери.

Если обратиться к экспорту нефти, то можно увидеть, что основными рычагами управления в данной сфере со сто-роны государства являются выдаваемые российским нефтяным компаниям лицензии, разрешающие продажу добываемой ими нефти за границу, и квоты, с помощью которых устанавлива-ются ограничения на объемы этих продаж. Вместе с тем, с нашей точки зрения, было бы оправданным, чтобы помимо этого государство выступало в качестве посредника в рас-четах между российскими экспортерами нефти и ее зарубеж-ными покупателями, т. е. играла более активную роль. Это снизит вероятность злоупотреблений со стороны нефтяных компаний, в результате которых государство теряет часть своих валютных поступлений.

Важным для российской экономики является вопрос, связанный с определением объемов добываемой нефти и ее объемов, экспортируемых за границу. Это обусловлено ко-леблющейся рыночной конъюнктурой, и при определенных об-стоятельствах можно экспортировать больше нефти, но полу-чать от этого меньший доход.

Очевидно, что неудовлетворительно решается вопрос, связанный с установлением цен на нефть на внутреннем рос-сийском рынке. Неудовлетворительным является и используе-мый подход к ценообразованию на данный вид продукции, ос-нованный на издержках. Более оправданным является исполь-зование подхода, в основе которого лежит спрос и предло-жение, и который больше соответствует рыночной экономике, в условиях которой функционируют сегодня предприятия неф-тедобывающей промышленности.

Государство практически самоустранилось от решения вопроса, связанного с разработкой и внедрением эффектив-ной системы экономического стимулирования работников предприятий, делающих их более заинтересованными в эффек-тивности своей работы и конечных результатах деятельности компаний, на которых они работают. Это в равной степени относится и к нефтедобывающим российским компаниям. Вме-сте с тем, наличие предпосылок в заинтересованности работников в результатах своего труда и конечных результа-тах деятельности предприятий, на которых они работают, является не последних фактором, который обеспечивает по-вышение эффективности функционирования национальной эко-номики. И если этот вопрос плохо решают или не решают собственники и руководители предприятий, то его решением должно заниматься государство в лице его соответствующих компетентных органов.

В третьей главе, используя результаты ранее прове-денного анализа, разработаны предложения по совершенство-ванию существующей системы взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями. Эти предложения сводятся к следующему.

Используя опыт развитых стран с рыночной экономикой, таких как США и Великобритания, следует упростить сущест-вующую в России налоговую систему, уменьшив число нало-гов, взимаемых с российских нефтедобывающих компаний. Ос-новным налогом, взимаемым с предприятий нефтедобывающей отрасли, должен стать прямой налог в виде налога с прибы-ли этих хозяйствующих субъектов. Кроме того, целесообраз-но внедрить в российскую практику систему рентных налого-вых платежей, используемую в западных странах, для стиму-лирования процессов поиска новых месторождений нефти и их освоения. Учитывая также различные условия добычи нефти из ее различных месторождений, следует ввести механизм дифференциальной ренты.

Необходимо сделать так, корректируя налоговую систе-му и цену на нефть на внутреннем российском рынке, чтобы чистый доход, получаемый российскими нефтедобывающими компаниями от продажи одной тонны данного вида продукции на мировом и внутреннем рынке был бы одинаков. Это позво-лило бы перерабатывать на российских нефтеперерабатываю-щих предприятиях большие объемы нефти и экспортировать конечные нефтепродукты.

Цены на внутреннем российском рынке на нефть следует устанавливать не на основе затрат по ее добыче и реализа-ции, исходя из известного затратного метода, используемо-го в ценообразовании, а на основе складывающего и ожидае-мого спроса и предложения. Последний подход, применяемый в ценообразовании, больше соответствует условиям рыночной экономики, нежели первый.

Если обратиться к экспортным поставкам нефти и неф-тепродуктов, то наиболее оправданным следует считать ва-риант, когда государство не просто выдает лицензии и ус-танавливает квоты, а более активно участвует в данной сфере. Это участие может сводиться к анализу эффективно-сти тех или иных сделок российских нефтяных компаний с теми или иными зарубежными покупателями, исходя из госу-дарственных интересов. Результатом такого анализа может являться разрешение или запрет на ту или иную сделку по продаже российской нефти и нефтепродуктов за границу. Кроме того, с нашей точки зрения, государство в лице его соответствующего учреждения, должно являться посредником в расчетах между российскими нефтяными компаниями и зару-бежными покупателями. Это позволит иметь государству бо-лее достоверную информацию об объемах российского экспор-та нефти и нефтепродуктов и получаемой от этой продажи валютной выручки.

Для решения ряда задач, входящих в компетенцию госу-дарства с учетом предлагаемых изменений в системе его взаимоотношений с нефтедобывающими российскими компания-ми, в данной главе настоящей работы разработаны соответ-ствующие методологические подходы. Они затрагивают реше-ния следующих задач: установление цен на нефть на внут-реннем российском рынке; определение оптимального объема экспорта нефти; определение размера дифференциальной рен-ты, взимаемой с различных нефтедобывающих российских ком-паний, разрабатывающих различные месторождения нефти ; определение оптимального размера российских нефтедобываю-щих компаний ; построение системы экономического стимули-рования предприятий нефтедобывающей отрасли.

Для решения первой задачи предлагается два альтерна-тивных варианта, в основе которых лежит процедура взаимо-действия государства в лице его соответствующего учрежде-ния с нефтедобывающими российскими компаниями. Первый ва-риант основан на использовании известной процедуры Данцига-Вульфа и предполагает наличие единой цены на нефть, реализуемую на внутреннем российском рынке различными нефтедобывающими российскими компаниями. В этой процедуре государство устанавливает цены, нефтедобывающие россий-ские компании заявляют объемы добываемой ими нефти, а российские потребители данного вида продукции - объемы его покупки. Второй вариант решения данной задачи основан на использовании различных цен на нефть, реализуемую рос-сийскими нефтедобывающими компаниями на внутреннем рос-сийском рынке, и единой цены ее приобретения российскими потребителями данного вида продукции. При этом предпола-гается, что государство является посредником между рос-сийскими нефтедобывающими компаниями и российскими потре-бителями нефти. В диалоге с нефтедобывающими российскими компаниями государство устанавливает предельный макси-мально допустимый уровень рентабельности, использующийся этими хозяйствующими субъектами при установлении цен на добываемую ими нефть, в диалоге с российскими потребите-лями нефти - цены ее приобретения.

При решении данной задачи государство определяет по-требный объем экспорта российской нефти за определенный период времени. Вследствие этого любая из указанных выше процедур заканчивается тогда, когда обеспечивается выпол-нение условия, в соответствии с которым предложение по данному виду продукции превышает спрос на внутреннем рос-сийском рынке на величину, соответствующую найденному го-сударством объему экспорта российской нефти.

Цена на внешнем по отношении к России рынке на нефть в определенной степени зависит от объема экспорта россий-ской нефти. Учитывая это обстоятельство, в работе пред-ставлена математическая модель, обеспечивающая совместное решение задач, связанных с установлением цены на нефть на внутреннем российском рынке и оптимальным объемом ее экс-порта. В качестве целевой функции в данной модели исполь-зуется функция, обеспечивающая максимум дохода государст-ва от экспорта российской нефти с учетом разницы между ожидаемой ценой на внешнем и внутреннем российском рынке на данный вид продукции.

Для расчета размера дифференциальной ренты, взимае-мой с различных российских нефтедобывающих компаний, предлагается определение по данным за ретроспективный пе-риод зависимости, связывающей между собой величину затрат при добыче одной тонны нефти и различные производственные факторы. К последним относятся факторы, отражающие усло-вия добычи нефти, технический уровень производства и тех-ническое состояние используемого оборудования. Неизвест-ные значения параметров этой зависимости находятся с по-мощью регрессионного множественного анализа.

В работе представлена математическая модель, с помо-щью которой определяется оптимальный размер нефтедобываю-щих российских компаний, выступающих в качестве хозяйст-венно самостоятельных единиц. При решении данной задачи используется две функциональных зависимости. Одна из них характеризует собой связь эффективности функционирования данной отрасли в зависимости от числа отдельно взятых компаний, обусловленной наличием между ними конкуренции. Другая функция отражает связь между эффективностью функ-ционирования данной отрасли и средним размером предпри-ятий нефтедобывающей промышленности, обусловленной! Их возможностями в сфере развития своего производства за счет использования инвестиций.

Чтобы создать дополнительные предпосылки в заинтере-сованности нефтедобывающих российских компаний в повыше-нии эффективности своей деятельности, предлагается сле-дующий подход. В соответствии с ним предлагается по каж-дому из предприятий рассматриваемой отрасли оценивать эф-фективность использования ими в отчетном периоде сущест-вующих производственных возможностей. В зависимости от полученных оценок осуществляется определение размера фон-да потребления по каждому из рассматриваемых хозяйствую-щих субъектов, средства которого используется для выплаты установленных сумм их собственникам, а также для выплаты вознаграждения работникам предприятий за указанный выше период времени.

Производственные возможности предприятий предлагает-ся характеризовать наличным составом используемых ими трудовых ресурсов и основными производственными фондами, им принадлежащим, причем в их взаимосвязи. В качестве ха-рактеристики производственных возможностей трудовых ре-сурсов используется размер средств предприятий, идущих на оплату труда их работников. В качестве характеристики ос-новных производственных фондов предприятий используется их стоимость, исчисленная по восстановительной оценке за вычетом стоимости ее износа. При их соизмерении использу-ется значения соответствующего отраслевого норматива. Его значение может быть получено в результате деления размера средств, идущих на оплату труда работников предприятий, к восстановительной стоимости основных производственных фондов за вычетом стоимости их износа для отдельно взятой рассматриваемой отрасли. При оценке производственных воз-можностей по каждой из нефтедобывающих российских компа-ний учитываются различные условия их функционирования, определяемые сложившимися объективными причинами.

Заключение. В данной работе рассмотрен комплекс вопросов, решение которых обеспечивает создание предпосылок повыше-ния эффективности функционирования российской нефтедобы-вающей промышленности на современном этапе развития на-циональной экономики.

В процессе исследования был проведен анализ, затра-гивающий следующие вопросы:

характерные особенности рыночной экономики и функции государства в развитых странах с рыночной экономикой;

условия и результаты функционирования российского нефтедобывающего комплекса;

процесс реформирования в нефтедобывающей промышлен-ности, его положительные и отрицательные стороны ;

существующая система взаимоотношений государства с российскими нефтедобывающими компаниями.

По результатам проведенного анализа был разработан комплекс решений, направленных на создание предпосылок более эффективной работы предприятий нефтедобывающей про-мышленности. Эти решения затрагивают существующую систему налогообложения; задачу, связанную с установлением цен на нефть на внутреннем российском рынке; задачу, связанную с определением объема экспортируемой российской нефти; взаимоотношения государства с российскими экспортерами нефти и их зарубежными покупателями; задачу, связанную с определением оптимального размера российских нефтедобы-вающих компаний; задачу, связанную с построением системы экономического стимулирования нефтедобывающих российских компаний, делающей их работников более заинтересованными в конечных результатах деятельности предприятий, на кото-рых они работают.

Основные результаты проведенного исследования опуб-ликованы в работах :

1. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В. Создание предпосылок эффективной деятельности нефтедобывающих российских ком-паний. Сборник научных трудов. Выпуск 2,М.,МГАПИ,1998 г.-0,3 п. л.

2. Рассадин В. В. Совершенствование системы взаимоот-ношений государства с российскими нефтедобывающими компа-ниями. Cборник научных трудов. Выпуск 2,М.,МГАПИ, 1998г.-0,36 п.л.

3. Рассадин В.В., Дмитриев Я. В., Акулова Е.В. Российская нефтедобывающая промышленность на современном этапе развития национальной экономики и пути повышения эффективности ее функционирования. Монография, изд."Терра" Можайский полиграфкомбинат, (В пе-чати )-3, 33 п.л.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека