Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Пути увеличения доходов бюджета

Пути увеличения доходов бюджета

МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра финансов и статистики

РЕФЕРАТ

На тему:

«Пути увеличения доходов бюджета»

МИНСК, 2008

Реформирование отечественной налоговой системы, направлен-ное на оптимизацию структуры налогов и снижение уровня налоговой нагрузки, на начальном этапе приво-дит к сокращению доходов государ-ственного бюджета. В свою очередь, решение социальных задач общества, поддержание высокого уровня соци-альной защищенности граждан рес-публики требует значительных бюд-жетных расходов. Возникающая в ис-полнении бюджета напряженность со-здает необходимость изыскания до-полнительных источников финансиро-вания государственных расходов. Сложность решения данной проблемы заключается в том, что традиционные налоговые источники увеличения до-ходной части в большинстве своем ис-черпаны, дальнейшее увеличение на-логовой нагрузки на реальный сектор экономики приведет к падению эффек-тивности производства и снижению конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешних рынках. Поэтому одной из главных эко-номических задач является изыскание резервов увеличения доходной части бюджета за счет привлечения допол-нительных неналоговых доходов. От того, насколько оперативно и качест-венно решается эта задача, и будет за-висеть уровень исполнения бюджета.

Работа по увеличению государ-ственных доходов и изысканию дополнительных источников финанси-рования бюджетных расходов ведется с момента обретения республикой су-веренитета. Но в последние годы это направление деятельности приобре-тает системный характер.

Законом о бюджете Республики Беларусь на 2007 год на правительство возлагалась обязанность обеспечить в течение года привлечение дополни-тельных доходов для финансирования приоритетных направлений бюджет-ной политики. Министерством финан-сов совместно с отраслевыми респуб-ликанскими органами государственно-го управления разработан годовой план мероприятий по обеспечению до-полнительных доходов бюджета, ут-вержденный впоследствии распоряже-нием премьер-министра Республики Беларусь от 19 марта 2007 года № 89р.

В рамках реализации мероприятий плана пересмотрены перечень подак-цизных товаров и уровень ставок на отдельные их виды. По результатам проведенной работы с 1 февраля 2007 года установлена ставка акцизов на моторное масло для дизельных и карбюраторных двигателей. Поступления акцизов по данной то-варной позиции составили в январе--сентябре 2008 года -- 2,2 млрд. рублей. На основании анализа рынка алкогольной продукции и показателей финансово-хозяйствен-ной деятельности, крупнейших ликероводочных заводов в 2007 году были увеличены ставки акцизов на водку и крепкие ликероводочные изделия. За счет увеличения ставок акцизов, где по сравнению с учтенными при планиро-вании доходной части бюджета обес-печены дополнительные поступления в сумме более 35 млрд. рублей.

Одно из стратегических направле-ний увеличения доходов бюджета -- использование выгодного географи-ческого положения республики, через которую проходят основные транс-портные потоки. Поэтому особое вни-мание уделяется развитию придорож-ного и приграничного сервиса. Пред-приятиями быстрого питания и кафе, магазинами и автозаправочными станциями, созданными для оказания услуг в приграничных зонах и на маги-стральных автомобильных дорогах, перечислено в бюджет в 2007 году бо-лее 1 млрд. рублей налогов и сборов.

В целях реализации мероприятий утвержденного плана в республике вве-ден сбор с физических лиц при пересе-чении границы Республики Беларусь через контрольно-пропускные пункты. Новый сбор позволил привлечь значи-тельные средства в местные бюджеты приграничных районов Брестской, Ви-тебской, Гомельской и Гродненской об-ластей, городов Бреста и Гродно. В 2007 году в доход бюджета поступило 4,4 млрд. рублей сбора, за январь-сентябрь 2008 года -- 7,1 млрд. рублей.

В 2007 году местными органами власти реализован комплекс мер по расширению сети платных автостоя-нок и парковок в городах республики. На коммунальные службы или создан-ные специализированные предпри-ятия были возложены функции взима-ния почасового сбора за стоянку или парковку автомобильного транспорта в специально оборудованных местах. За счет расширения услуг по парковке автотранспорта в местные бюджеты ежегодно поступает 1,5 млрд. рублей. Согласно Закону Республики Беларусь от 18 июля 2008 г. N 224-З «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2007 год», был утвержден отчет об исполнении республиканского бюджета за 2007 год по доходам в сумме 4486937377,2 тыс. рублей и по расходам в сумме 4465318883,2 тыс. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 21618494,0 тыс. рублей.

Учитывая позитивный опыт при-влечения дополнительных доходов бюджета, на основании предложений отраслевых министерств и государ-ственных концернов Министерством финансов разработан и постановлени-ем правительства от 22 ноября 2007 года № 1623 утвержден план со-ответствующих мероприятий на 2008 год. Своевременная подготовка проектов решений правительства и Президента Республики Беларусь, на-правленных на реализацию утвер-жденных мероприятий, позволила обеспечить в 2008 году прогнозируе-мые суммы дополнительных поступле-ний по большинству из них.

В течение первых месяцев 2008 го-да Министерством финансов была проведена работа по пересмотру установлен-ных ставок государственной пошлины. В результате увеличения их размера, а также уточнения состава отдельных юридически значимых действий и до-кументов, исходя из действующей практики взыскания пошлины, за 2008 год в бюджет дополнительно поступило порядка 16 млрд. рублей.

Значительная часть доходов бюд-жета получена в 2008 году за счет упо-рядочения арендных отношений и по-вышения эффективности использова-ния недвижимости, принадлежащей государству. На протяжении ряда лет по решениям правительства здания и сооружения, находящиеся в республи-канской собственности, передавались предприятиям и организациям рес-публики в хозяйственное ведение или оперативное управление на безвоз-мездной основе. При этом часть зда-ний предприятия и организации сда-вали в аренду, доход от которой ис-пользовали на собственные нужды.

В то же время задача государства как собственника имущества состоит в обеспечении его наиболее эффек-тивного использования в интересах всего общества. В этой связи была разработана и утверждена правовая база, позволяющая мобилизовать в бюджет часть доходов от использо-вания государственной собственнос-ти. В соответствии с постановлением правительства от 6 февраля 2008 го-да № 143 предприятия и организации перечисляют в республиканский бюджет 50 процентов денежных средств, полученных от сдачи в арен-ду недвижимости, находящейся в ре-спубликанской собственности. Кро-ме того, Указом Президента от 25 марта 2008 года № 117 открытым акционерным обществам, созданным в процессе приватизации государ-ственной собственности, предостав-лено право сдавать в аренду имущес-тво, находящееся в республиканской собственности и переданное по до-говорам безвозмездного пользова-ния. Денежные средства, полученные от сдачи в аренду указанного имуще-ства, в размере не менее 50 процен-тов, подлежат перечислению в бюд-жет. Такие меры позволили за 2008 год привлечь в бюджет 5,4 млрд. рублей дополни-тельных доходов.

В рамках реализации утвержден-ных мероприятий установлен порядок возмещения расходов на геологораз-ведочные работы, выполненные за счет средств республиканского бюд-жета. Предприятия добывающих от-раслей обязаны уплачивать в респуб-ликанский бюджет 1,6 процента от стоимости добытых ими полезных ис-копаемых. Данная мера позволит ком-пенсировать затраты бюджетных средств на разведку месторождений полезных ископаемых, а также позво-лит осуществлять финансирование геологоразведочных работ в будущем.

В целях изыскания источников фи-нансирования бюджетных расходов из-менен порядок пролонгации сроков воз-врата бюджетных ссуд, введена плата за предоставление гарантии правительст-ва по иностранным кредитам, пересмо-трены ставки лицензионных и регистра-ционных сборов, платы за разрешитель-ные действия государственных органов. Определенных успехов в деле привлече-ния дополнительных доходов бюджета удалось достигнуть посредством разви-тия добровольных и обязательных видов страхования в республике.

В течение 2007--2008 годов проводится активная работа по развитию лотерейной деятельности. Министер-ством финансов совместно с Комите-том по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь и ре-спубликанским унитарным предпри-ятием «Белорусские лотереи» разра-ботана программа действий на 2007 - 2008 гг., предусматривающая уве-личение количества проводимых рес-публиканских лотерей и повышение их привлекательности для населения.

В целом от реализации плана меро-приятий, утвержденного постановлени-ем Совета Министров Республики Бе-ларусь от 22 ноября 2007 года № 1623, за 2008 год в бюджет поступило в республиканский бюджет 6122804866,3 тыс. рублей, расходы достигли 6702268843,2 тыс. рублей с превышением расходов над доходами в сумме 579463976,9 тыс. рублей. [8].

Республиканский бюджет за 2008 год исполнен по доходам на 97,5% к годовому плану, по расходам - на 92,4%.

Активные действия по изысканию дополнительных доходов проводятся территориальными финансовыми орга-нами. Местные власти широко используют предоставленные законодательством права по введению местных налогов и сборов, установлению повышающих ко-эффициентов к ставкам земельного налога, увеличению ставок налога на не-движимость, экологического налога. Удельный вес ме-стных налогов и сборов в общих доходах местных бюджетов составляет 13 %. Еще 3 - 4 % доходной ча-сти формируется за счет дополнитель-ных поступлений по налогам на недвижимость, на землю и экологическому на-логу. Например, на 1 октября 2008 г. за счет увеличения местными Советами депутатов ставок налогов по Могилевской области в бюджет поступило 18,3 млрд. рублей, или 5,3% доходов местного бюджета, по Минской области - 14,7 млрд. рублей, или 4,4%, Брестской - 12,2 млрд. рублей и 4,5% соответственно. Финансовые органы Гомельской области и г. Минска постоянно ведут работу по размещению свободных финансовых ре-сурсов местных бюджетов на депозитных счетах банков. Уже за девять месяцев годовые плановые назначения по Гомельской области перевыполнены в 3,7 раза, по г. Минску - в 2,2 раза.

В 2008 году продолжилась работа, направленная на по-полнение доходной части бюджета. Распоряжением исполняющего обя-занности премьер-министра Респуб-лики Беларусь С. С. Сикорского от 29 сентября 2008 года № 123р была со-здана рабочая группа для разработ-ки плана действий по изысканию до-полнительных источников поступле-ния средств в бюджет. В рамках про-водимых рабочей группой совеща-ний, разработан и внесен на утвер-ждение правительства очередной план мероприятий по привлечению дополнительных доходов в респуб-ликанский и местные бюджеты. Ука-занный план включает 7 меропри-ятий, от реализации которых в 2008 году планируется привлечь в бюджет средств на общую сумму около 70 млрд. рублей. Основные поступления средств предполагает-ся обеспечить за счет введения в ре-спублике контрольных знаков на оп-ределенный круг товаров, увеличе-ния стоимости акцизных марок и введения повышенных размеров от-числения чистой прибыли высокодо-ходных республиканских унитарных предприятий.

Согласно Закону Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008г.» утвержден республиканский бюджет на 2008 год по расходам в сумме 13913542964,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 13223342964,0 тыс. рублей.

Показатели республиканского бюджета на 2008 год увеличены в части доходов на сумму 103430943,9 тыс. рублей согласно приложению 1 Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2008 N 580.

Министерство финансов Беларуси исполнило государственный бюджет за январь-октябрь 2008 года с профицитом 291 млрд.бел.руб., или 0,7% к ВВП.

За январь-октябрь 2008 года в доходы бюджета (с учетом фонда социальной защиты населения и целевых бюджетных фондов) поступило 11,487 трлн.бел.руб., что составляет 89,4% плана на год. Расходы бюджета за этот период составили 11,196 трлн.бел.руб., или 78,2% плана на год.

Доходы консолидированного бюджета за январь-октябрь 2008г. составили 17,785 трлн.бел.руб., или 85,2% годового плана, расходы - 17,102 трлн.бел.руб., или 78,3% плана на год. Профицит консолидированного бюджета за январь-октябрь составил 683 млрд.бел.руб., или 1,7% к ВВП [40, 274].

Превышение бюджетных доходов над расходами специалисты Минфина объясняют накопившимися остатками средств на счетах Фонда социальной защиты населения и опережающими поступлениями НДС и налога на прибыль. По оценке Минфина, по итогам года доходы государственного бюджета превысят запланированный уровень ориентировочно на 500 млрд.бел.руб., в связи с чем подготовлен проект решения о корректировке бюджета Беларуси. В Минфине прогнозируют, что по итогам года дефицит бюджета составит 1% от ВВП.

Согласно проекту Закона Республики Беларусь «О бюджете Республики Беларусь на 2008г.» утвержден республиканский бюджет на 2008 год по расходам в сумме 19166916005,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 18256916005,0 тыс. рублей, а также установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год в сумме 910000000,0 тыс. рублей.

В 2008 году включены:

в республиканский бюджет средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, республиканского дорожного фонда, республиканского фонда охраны природы, инновационных фондов, часть средств государственного фонда содействия занятости, а также средства Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;

в местные бюджеты средства местных целевых бюджетных фондов охраны природы, дорожных фондов, жилищно-инвестиционных фондов, инновационных фондов, а также часть средств государственного фонда содействия занятости, средства внебюджетных фондов, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь местными Советами депутатов или исполнительными и распорядительными органами.

На 2008 год утверждены следующие нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты областей и г. Минска, за исключением резидентов свободных экономических зон, от:

акцизов на автомобильное топливо (кроме импортированного) - 20;

налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь, в бюджеты: Брестской области - 66, Витебской - 47, Гомельской - 42, Гродненской -58, Минской - 73,8, Могилевской области - 100, г.Минска - 24,0;

налогов на доходы и прибыль в бюджеты: Брестской области - 60, Витебской - 44, Гомельской - 33, Гродненской - 43, Минской - 39, Могилевской области - 100, г. Минска - 19,4 [2].

В 2008 году приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политики государства являются повышение благосостояния населения и финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Доходы консолидированного бюджета по уточненному плану составили в 2008 году 11,82 трлн., а с учетом целевых бюджетных и внебюджетных фондов - 19,69 трлн. (40,9% ВВП). Расходы консолидированного бюджета без учетов фондов составили в 2008г. 12,71 трлн., а с ними - 20,61 трлн. (42,8% ВВП). Это дает нам дефицит бюджета в 1,9% ВВП (929 млрд.).

На 2008г. правительство поставило задачу снижения инфляции до рекордно низкого уровня 108-110%. ВВП должен вырасти на 8,5-10%, а зарплата рабочих, служащих и колхозников - до 467 тыс. рублей, что при среднем обменном курсе доллара США в 2240 рублей за $1 составит $208,5. ВВП в рублях должен составить 58,54-59,9 трлн. ($26,1-26,74 млрд.).

Резко увеличатся бюджетные расходы. Минфин прогнозирует дефицит бюджета в 929 млрд. В 2008г. дефицит планируется профинансировать за счет средств, получаемых от банков (278 млрд. нетто), и внешнего финансирования - 523,7 млрд. рублей.

Получается, что надо сократить присутствие государства в экономике примерно на 10% ВВП.

Проект бюджета предусматривает снижение ставок двух налогов, доля которых в структуре доходов минимальна. Сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда, планируется снизить с 0,75% до 0,5% от выручки, чрезвычайный налог - с 4% до 3% от фонда зарплаты. Эта мера приведет к снижению поступлений по последнему налогу всего лишь на 2,7% по сравнению с 2008г. Как пишет Минфин, «в результате реализации указанных мероприятий в области налогообложения общее снижение налоговой нагрузки на экономику республики составит около 0,5% к ВВП».

Доходы консолидированного бюджета на текущий год прогнозируются в сумме 25,97 трлн., а без учета ФСЗН и целевых бюджетных фондов они вырастут на 25,8%. Доходы госбюджета вырастут на 21,6%, составив 8,14 трлн.

Основными источниками формирования доходов консолидированного бюджета в 2008 году яв-ляются: налог на добавленную стоимость (30,6 процента в доходах без учета доходов Фонда со-циальной защиты населения и государственных целевых бюджетных фондов), налоги на доходы и прибыль -- 13,1 процента, подоходный налог -- 11,8 процента, доходы от внешней торговли и внеш-неэкономических операций -- 9,5 процента, акци-зы -- 8,1 налоговых и других плате-жей в бюджет составят 57,3 процента, доходы государственных целевых бюджетных фондов, вклю-чая инновационные, -- 16,7 процента, платежи в Фонд социальной защиты населения -- 26 процентов.

Доходы республиканского фонда поддержки производи-телей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки вырастут на 25,3 процента по сравнению с ожидаемым исполнением 2008 года. Они образуются за счет сбора, взимаемого в раз-мере 2 процентов выручки от реализации товаров, продук-ции, работ, услуг (в сумме 1360 млрд. рублей), и поступлений от производителей сельско-хозяйственной продукции за пользование техникой, полу-ченной на условиях долго-срочной аренды (в сумме 10 млрд. рублей).

В 2008 году а доходах республиканского до-рожного фонда предусмотрено:

- взимание налога с продаж автомобильного топлива по ставке, увеличенной с 20 до 25 процентов;

- аккумулирование 60-ти процентов поступлений платы за выдачу разрешений на проезд автотранспортных средств.

Таким образом, план доходов бюджета имеет высокую степень напряженности и потребует ак-тивной работы всех органов управления по обеспечению.его.выполнения. …

Таблица 1 Консолидированный бюджет 2008г. (с ФСЗН в 2008г. и …………………..инновационными фондами в 2008 г.), в % к ВВП

Показатель

2006

2007

2008

2009*

2009**

Доходы

33,5

33

34

40,9

45

Расходы

35,1

33,2

35,6

42,8

46,5

Дефицит

-1,6

-0,2

-1,6

-1,9

-1,5

*- ожидаемое

** - прогноз

Таблица 2

Структура доходов консолидированного бюджета (без учета поступлений от приватизации, доходов ФСЗН, инновационных фондов), в %

Налог

2006

2007

2008

2009*

2009**

Налог на прибыль и доходы

13,6

10,6

11,0

11,4

10,6

Подоходный налог

9,3

9,4

8,4

8,7

9,6

Чрезвычайный налог

2,7

2,7

2,2

2,3

2

НДС

25,2

25,1

23,7

24

24,8

Акцизы

7,7

7,2

6,9

6,6

6,6

Налоги на собственность

4,1

6,9

6,9

6,6

6,6

Доходы от внешней торговли

5,2

6,1

7,8

7,1

7,7

Прочие*

15,1

15,7

17,8

17,5

15,2

Доходы государственных целевых

 

 

 

 

 

бюджетных фондов

18,0

17,0

17,9

16,9

18,8

* - регистрационные и административные сборы, штрафы, капитальные доходы, местные налоги.и.сборы.и.другие.

Согласно разработанной версии госбюджета на 2009 год, население Беларуси будет оплачивать только 57% стоимости жилищно-коммунальных услуг. В основном финансовом плане страны на 2008-й значилась цифра 60%, сообщил заместитель министра финансов Беларуси Н.Корбут. "Изначально планировалось, что граждане будут покрывать до 70% расходов ЖКХ, но Президент отклонил данное предложение Правительства. Была поставлена задача: рост стоимости услуг ЖКХ не должен превышать в течение года 4-5 долларов. Ориентируясь на эти цифры, все было пересчитано, и мы вышли на 57%. Остальная часть стоимости будет компенсироваться за счет средств республиканского бюджета", - пояснил Н.Корбут.

Министр финансов также констатировал, что в будущем году планируется снижение налоговой нагрузки на экономику - 0,5% ВВП. Уменьшится ставка чрезвычайного налога с 4% до 3%. В 2008-м сохранится социальная направленность расходов бюджета - их удельный вес составит около 67%. Кроме того, объем средств, заложенных в главный финансовый документ страны, позволит обеспечить установленные показатели по увеличению размеров заработной платы к концу следующего года.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жук О.И. К вопросу формирования государственного бюджета в Республике Беларусь // Проблемы государственного управления и реформирования экономики: Матер. респ. науч.-практ. конф. - М., 2008. - 34-35.

2. Жуков А.Д. Бюджет будущих поколений// Финансовый бизнес.-2008.-№2.-с.2-6

3. Заяц В.В., Шабалина Т., Околова Т. Бюджет - 2008: особенности и преемственность. // Финансы, учет, аудит. Научно-практический журнал. - 2007. - № 11. - С. 14-17.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека