Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Расчеты по внешнеторговым контрактам: проблемы и пути их решения (на примере РУП "Белтелеком")

Расчеты по внешнеторговым контрактам: проблемы и пути их решения (на примере РУП "Белтелеком")

73

Реферат

Объём пояснительной записки 125 стр., рис. 8, табл. 24, источников 27.

Тема: Расчеты по внешнеторговым контрактам: проблемы и пути их решения (на примере РУП «Белтелеком»).

Ключевые слова: оператор связи, международные взаиморасчеты, конвергенция услуг, биллинг, специальные права заимствования, расчетная такса, валютный курс.

Объект исследования: Республиканское унитарное предприятие «Белтелеком».

Цель работы: разработать методы, способствующие совершенство-ванию расчетов с зарубежными операторами связи.

В дипломном проекте изучен процесс международных взаиморасчетов, проанализирована финансово-хозяйственная деятельность предприятия за последние годы.

На основе данных, полученных в результате анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия, разработаны предложения по повышению эффективности от проведения международных взаиморасчетов:

– за счет изменения валютного курса в межоператорских соглашениях;

– за счет ускорения процесса расчетов путем сокращения сроков расчетов с операторами связи;

– путем внедрения современной биллинговой системы, следствием чего станет кардинальное изменение организации взаиморасчетов.

Содержание

Введение

1. Услуги электросвязи на современном этапе

1.1 Значение ИКТ в современном мире

1.2 Мировые тенденции в развитии услуг электросвязи

1.3 Характеристика рынка телекоммуникаций

1.3.1 Необходимость либерализации рынка телекоммуникаций

1.3.2 Тенденции в области доступа к ИКТ

1.3.3 Рынок услуг электросвязи в Республике Беларусь

1.4 Взаиморасчеты между операторами связи

1.5 Нормативно-правовое регулирование отрасли электросвязи

1.6 Услуги электросвязи во время мирового финансового кризиса

2. Характеристика РУП «Белтелеком»

2.1 Общая характеристика РУП «Белтелеком»

2.2 История создания РУП «Белтелеком»

2.3 Услуги, оказываемые РУП «Белтелеком»

2.4 Организационная структура РУП «Белтелеком»

2.5 Международная деятельность РУП «Белтелеком»

2.6 Финансово-хозяйственная деятельность РУП «Белтелеком»

2.6.1 Анализ объемов выпуска и реализации продукции

2.6.2 Анализ структуры и динамики себестоимости услуг электросвязи

2.6.3 Анализ производительности труда и заработной платы

2.6.4 Анализ структуры прибыли и ее использования

2.6.5 Анализ показателей рентабельности

2.6.6 Анализ финансового состояния предприятия

2.7 Организация международных взаиморасчетов на РУП «Белтелеком»

3. Проблемы международных взаиморасчетов и пути их решения

3.1 Ускорение взаиморасчетов путем сокращения сроков расчетов

3.2 Ускорение взаиморасчетов путем внедрения биллинговой системы

3.3 Совершенствование взаиморасчетов путем более точного определения валютного курса

3.3.1 Использование в расчетах валют, обеспечивающих стабильность взаиморасчетов между операторами связи

3.3.2 Использование в расчетах курса валют на день, предшествующий оплате

4. Разработка проекта по усовершенствованию радиостанции портативной

4.1 Общая характеристика радиостанции портативной

4.2 Разработка конструкторской документации для радиостанции портативной

5. Мероприятия по оптимизации условий труда работников ОМВР

5.1 Характеристика условий труда работников ОМВР

5.2 Мероприятия по оптимизации условий труда работников ОМВР Заключение

Список литературы

Введение

Глобальные мировые перемены в области связи, телекоммуникаций и информатики, переход к информационному обществу привели к тому, что в большинстве высокоразвитых стран телекоммуникации включены в систему стратегических приоритетов, с которыми связано формирование «информационной экономики». В качестве основных мировых тенденций отрасли можно выделить:

- либерализацию отрасли, выражающуюся в снижении государственного регулирования деятельности операторов связи и обеспечение свободной конкуренции между ними;

- конвергенцию, т.е. размывание границ между отдельными видами связи, сближение различных видов связи. Эта тенденция является одним из стратегических направлений развития отрасли;

- опережающее развитие мобильной связи и Интернет;

- оптимизацию деятельности телекоммуникационных компаний в процессе слияний, выделения подразделений.

В условиях развития рыночных отношений важнейшей задачей отрасли связи является обеспечение создания и внедрения в сжатые сроки современных систем и сетей связи, модернизация существующих сетей для удовлетворения первоочередных нужд государственного управления, делового сектора, а также населения в новых видах высококачественных услуг связи.

Информационно-коммуникационные технологии способствовали инновационной деятельности в различных отраслях экономики. В частности, применение ИКТ в финансовой сфере, обрабатывающей промышленности, маркетинге помогло предприятиям повысить эффективность благодаря обновлению бизнес-процессов.

Быстрые темпы роста производства, торговли и инвестиций в области ИКТ, наблюдавшиеся с середины 1990-х годов, в последние несколько лет сохранились. В развивающихся странах и странах с переходной экономикой поставки и рынки в секторе ИКТ росли гораздо быстрее, чем в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития.

Мобильная телефония стала самым важным телекоммуникационным средством в развивающихся странах. Доступ к Интернету стал возможен для многих предприятий и государственных учреждений. В развивающихся странах для подавляющего большинства населения с низким уровнем доходов мобильная телефония скорее всего останется единственным средством подключения к информационному обществу в кратко- и среднесрочной перспективе.

Развитие, совершенствование и функционирование средств связи на территории Республики Беларусь осуществляет РУП «Белтелеком».

РУП «Белтелеком» - национальный оператор электросвязи. РУП «Белтелеком» является рентабельной организацией с достаточно устойчивым финансовым состоянием. Одной из главных задач отрасли связи является обеспечение динамичного развития сетей связи, их интеграция с международными сетями связи с целью максимального удовлетворения спроса на услуги связи всех категорий пользователей.

«Белтелеком» сохраняет позиции монополиста. Его зарубежные партнеры принадлежат к предприятиям частной собственности. На иностранных рынках связи действует сильная конкуренция, определяющая тарифы на оказание услуг. В связи с этим возникают проблемы по установлению расчетных такс на оказание услуг международной связи. В межоператорском соглашении определяются условия оказания услуг. Отрасль связи имеет специфику в процессе расчетов: период времени между непосредственным оказанием услуг и оплатой составляет 2-3 месяца.

Целью дипломной работы является разработка методов по усовершенствованию международных взаиморасчетов на основе изученных проблем, возникающих при платежно-расчетных отношениях.

Поставленная цель может быть реализована посредством следующих задач:

- изучение рынка телекоммуникаций;

- выявление тенденций развития в отрасли связи;

- исследование методов взаиморасчетов;

- изучение процесса взаиморасчетов между операторами связи.

1. Услуги электросвязи на современном этапе

1.1 Значение ИКТ в современном мире

В мировой экономике роль движущей силы играют технологические инновации. На международном уровне необходима более эффективная передача технологии и обмен знаниями, что требует гибких режимов прав интеллектуальной собственности, открытого доступа к знаниям и международному партнерству. В свою очередь партнеры по процессу развития также могут оказать содействие в разрешении проблемы «цифровой пропасти», в том числе через оказание технической помощи и финансирование инфраструктуры в области информационно-коммуникационных технологий. Освоение технологии должно непременно сопровождаться государственной политикой развития сектора ИКТ.

В условиях глобальной экономики знаний развивающимся странам важно заложить прочные основы для формирования их потенциала в деле приобретения и генерирования знаний.

Согласно Декларации тысячелетия, восьмая цель в области развития - формирование глобального партнерства - включает в себя задачу принятия, в сотрудничестве с частным сектором, мер к тому, чтобы все могли пользоваться благами новых технологий, особенно информационно-коммуникационных.

Институциональная база должна обеспечивать бесперебойный поток знаний между сферами фундаментальных научных исследований и прикладных технологий, а также эффективный обмен информацией между исследователями и пользователями на национальном и международном уровне. Ключевую роль здесь играют правительства, поскольку генерирование знаний не может опираться только на рыночные механизмы. Воздействие ИКТ на экономику имеет отличительные черты:

- Экономическое воздействие ИКТ может быть более важным в рамках их использования и применения в различных секторах экономики, чем непосредственный вклад ИКТ в валовой внутренний продукт в качестве производственного сектора.

- Ресурсосберегающие операции, ускорение и улучшение связи между экономическими субъектами является следствием новой модели организации производства и потребления. Для развивающихся государств эти инновации открыли новые возможности, способствующие включению стран в глобальные производственно-сбытовые цепи и диверсификации производства и экспорта.

- Быстрые темпы развития инновационной деятельности в самом секторе ИКТ значительно снизили затраты на доступ к ИКТ. Это привело к демократизации использования ИКТ.

- ИКТ привели к появлению новых услуг в форме электронной торговли, электронного финансирования, электронного государственного управления и т.д. Эти услуги могут вносить значительный вклад в повышение экономической эффективности. Однако могут возникнуть новые проблемы, связанные с вопросами доверия и безопасности, в рамках тех транзакций, которые сопряжены с данными электронными услугами.

- ИКТ требуют определенной квалификации: образование имеет важное значение при построении информационной экономики.

- ИКТ порождают новые модели обмена знаниями и коллективного генерирования идей и новшеств. Эти модели «открытого доступа» в таких областях деятельности, как программное обеспечение с открытыми кодами, открытая инновационная деятельность, получили широкое распространение.

1.2 Мировые тенденции в развитии услуг электросвязи

Электросвязь во всем мире находится на этапе интенсивного развития. Среди глобальных изменений на макроуровне следует отметить:

- формирование новой законодательной и регулирующей среды;

- эволюцию сетей, служб и терминального оборудования в направлении конвергенции, определяемую, с одной стороны, прогрессом в ключевых технологиях и, с другой - новыми требованиями и растущими ожиданиями пользователей.

Формирование новой законодательной и регулирующей среды определяется развитием в телекоммуникациях таких процессов, как либерализация и глобализация. Либерализация отрасли заключается в ослаблении или полной отмене государственного контроля над различными видами экономической деятельности и экономическими параметрами. Либерализация в телекоммуникационном секторе во второй половине 90-х гг., определяющая переход от монопольной структуры рынка к конкурентной среде, привела к кардинальным изменениям в электросвязи.

Движущими силами в эволюции сетей и услуг связи являются достижения в микроэлектронике, фотонных технологиях и программном обеспечении. Изменение производительности и стоимости систем и устройств на интегральных схемах на протяжении последних десятилетий соответствует закону Мура: производительность интегральных схем (измеряемая в числе операций в секунду) будет удваиваться каждые 18 месяцев, а их стоимость будет уменьшаться при этом на 50%, и эта закономерность будет сохраняться в течение нескольких десятилетий.

Развитие сетей, базирующихся на технологии IP, и рост сетей мобильной связи, с одной стороны, и желание пользователей получить доступ к широкому набору услуг, не зависящих от типа сети, с другой, приводят к конвергенции различных сетевых инфраструктур во многих направлениях.

В декабре 1997 года в «Green Paper» Европейской комиссии конвергенция была определена как возможность различных сетевых платформ обеспечивать практически одинаковый набор услуг или объединение оконечных устройств, таких как телефон, персональный компьютер и ТВ-приемник в форме единого терминала.

В телекоммуникациях рассматриваются три аспекта конвергенции:

а) конвергенция услуг - обеспечивает новые расширенные функциональные возможности для пользователей;

б) конвергенция процессов - позволяет провайдерам услуг работать с оборудованием различных производителей и различными технологиями с тем, чтобы предлагать экономически эффективные услуги;

в) конвергенция сетей - означает конвергенцию технологий, конвергенцию различных сетевых услуг.

В результате структурных изменений в телекоммуникациях начинают исчезать различия между сетями общего пользования и корпоративными сетями, сетями передачи данных и телефонными сетями.

В число основных тенденций, определяющих форму телекоммуникаций в будущем, входят:

- цифровизация;

- рост сетей мобильной связи;

- рост Интернет и переход от сетей с коммутацией каналов к сетям с коммутацией пакетов, не ориентированным на соединения;

- конвергенция сетей, процессов и услуг.

Одним из наиболее мощных факторов прогресса в телекоммуникациях является цифровизация информации, средств ее обработки и доставки. Начавшийся в 60-е гг. переход от аналоговой формы представления информации всех типов к цифровому формату делает более легко реализуемыми процессы обработки, накопления и транспортировки информации.

Быстрое продвижение на рынок волоконно-оптических систем связи, характеризующихся существенно большими пропускными способностями по сравнению с системами на металлических кабелях, способствовало ускоренному развитию Интернет, росту бизнеса. Необходимость быстрого наращивания пропускной способности сетей связи обусловлена в первую очередь взрывным характером роста суммарного трафика.

Волоконно-оптические линии нечувствительны к электромагнитным помехам, поскольку сигналы передаются по ним в виде световых, а не электрических импульсов: электричество не участвует в процессе передачи информации через оптоволокно. Поэтому проходящие по оптическим кабелям сигналы не воздействуют друг на друга. Оптоволокно можно прокладывать даже в тех местах, где имеется генерирующее электромагнитные помехи оборудование. Преимущества: обеспечение секретности, компактность, малая масса, низкая степень затухания, пожаробезопасность, высокая пропускная способность.

Постоянно растущая мобильность пользователей будет поддержана мобильными системами третьего поколения и глобальными спутниковыми сетями подвижной связи, масштабное развертывание которых ожидается в XXI веке.

Рост масштабов сетей Интернет представляет собой пример наиболее быстрого принятия технологии массовым потребителем по сравнению с другими информационными технологиями.

Преимущества, обеспечиваемые при конвергенции:

- создание общей единой инфраструктуры в новых системах («один провод к рабочему месту»);

- устранение избыточности сетей;

- уменьшение платы за магистральный трафик (маршрутизация с наименьшими затратами);

- гибкое масштабирование, основанное на применении стандартных сетевых компонентов и серверов.

Конвергентный характер развития инфокоммуникаций, проявившийся в создании конвергентных сетей (NGN,IMS), конвергентных услуг (Triple Play - голос, данные, видео, Quad Play - голос, данные, видео, мобильная связь), конвергентных терминалов (смартфон, беспроводной шлюз, многомодовой терминал), способствует интеграции операторов, производителей оборудования, организаций сервиса в сфере предоставления услуг и доступа к сетям, а также пересмотру бизнес-стратегий.

Экономической основой инфокоммуникаций является многомерность процессов производства и потребления, для которых характерны:

- взаимодействие операторов различных видов связи и информационного обслуживания в процессе оказания услуг одному клиенту;

- расширение спектра участников рынка ИКУ за счет появления посредников (контент-операторов, системных интеграторов) и интеграции с производителями оборудования;

- возникновение виртуальных операторов инфокоммуникаций, высокая эффективность работы которых определяется малым объемом собственных ресурсов и широким использованием сетей связи общего пользования или других операторов;

- изменение роли пользователя, который из пассивного клиента превращается в активного потребителя, имеющего интерактивную обратную связь с производителем услуг и участвующего в процессе производства инфокоммуникационных услуг на основе IP-технологий (услуги мобильного, телевизионного и информационного контента).

В эволюции развития ИТ в сфере экономики можно выделить следующие уровни:

- внутрикорпоративный уровень: ИТ используются отдельными юридическими лицами во внутрихозяйственной деятельности, потребность в специальном правовом регулировании не возникает;

- уровень начального межкорпоративного взаимодействия: ИТ начинают использоваться для обмена деловой информацией, правовые проблемы решаются на договорном уровне, появляется потребность в разработке документов рекомендательного характера;

- уровень межкорпоративных сообществ: происходит расширение использования ИТ в различных видах предпринимательской деятельности, складывается институт информационных посредников (сервис-провайдеров), появляется необходимость в разработке типовых договоров обмена электронными данными, в принятии национального законодательства, регулирующего порядок совершения сделок электронным способом и обеспечивающего защиту прав потребителей;

- национальный уровень: ИТ охватывают большинство экономических субъектов и государственные органы (в том числе в целях осуществления государственных закупок и функций государственного управления), появляется потребность в увязке норм частного и публичного права;

- региональный уровень: происходит становление электронных рынков по географическому принципу, формируются модели правового регулирования, заимствуются международные модели(документы ЮНСИТРАЛ), или модели регулирования региональных лидеров;

- глобальный уровень: ИТ превращаются в один из неотъемлемых инструментов международной торговли и финансов, в сфере международного частного права это может привести к трансформации типовых законов ЮНСИТРАЛ (по типу Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.) либо к более полному учету норм действующих международных договоров, в сфере публичного права - к заключению двухсторонних или многосторонних договоров по вопросам налогообложения, таможенного регулирования, борьбы с киберпреступностью.

В результате опроса, проводившегося организацией Economist Intelligence Unit по поручению подразделения IBM Institute for Business Value, было установлено, что 69% поставщиков телекоммуникационных услуг предполагают, что в ближайшие 5 лет основным фактором повышения доходов будет преобразование бизнес-моделей. Подавляющее большинство руководителей (72%) считает, что при формировании новых бизнес-моделей важнейшую роль будет играть сотрудничество с внешними партнерами. 40% респондентов представляли Западную Европу, 30% - Северную Америку, 20% - Азиатско-Тихоокеанский регион, 10% - остальные регионы мира.

Связь и информационные технологии в экономически развитых странах становятся высокодоходной отраслью в инфраструктуре государственных хозяйств. Либерализация в отрасли электросвязи и глобализация мировой экономики ведут к созданию конкурентной среды, тогда как прогресс в области микроэлектроники, программного обеспечения и волоконно-оптических технологий определяет появление новых принципов передачи и распределения информации и развитие новых услуг.

1.3 Характеристика рынка телекоммуникаций

1.3.1 Необходимость либерализации рынка телекоммуникаций

Телекоммуникации стали интегральной частью бизнеса и обеспечивают внутренние и международные потоки информации в процессе принятия деловых решений.

Либерализация рынка обусловлена рядом причин:

- увеличением числа подтверждений того, что либерализованные рынки электросвязи быстрее развиваются, более активно внедряют инновации и лучше обслуживают клиентов;

- необходимостью привлечения частного капитала для расширения и модернизации сетей электросвязи, а также для внедрения новых услуг;

- развитием сети Интернет, в результате чего во многих странах объем передачи данных превысил объем голосового трафика и способствовал появлению новых операторов;

- развитием мобильной и иной беспроводной связи, которые стали альтернативой фиксированным сетям связи и привели к появлению на рынках электросвязи новых операторов;

- развитием международной торговли услугами электросвязи, которые все чаще предоставляются международными и транснациональными поставщиками услуг.

Либерализация отрасли телекоммуникаций позволяет свободно перемещать новые технологии и разработки с развитых рынков на менее развитые. Снятие барьеров для иностранных компаний позволяет построить современные телекоммуникационные сети на развивающихся рынках. Экспансия на зарубежные рынки и развитие новых технологий, в первую очередь, беспроводной связи стали основными катализаторами роста. Интернационализация операторов усиливается с каждым годом. Британский оператор мобильной связи Vodafone в 2007 году почти 90% доходов получил за рубежом.

При появлении на рынке телекоммуникаций нескольких операторов возникает необходимость обмена трафиком между сетями данных операторов. Взаимодействие сетей можно обеспечить двумя способами: только через один шлюз или же путем подключения по различным иерархическим уровням в сети другого оператора. В области международного трафика телефонная компания с большим объемом трафика может предложить входящий трафик на международном коммутационном центре или даже на более низких уровнях сети.

Россия и Беларусь сохраняют ряд черт, характерных для развивающихся рынков, унаследованных от государственного контроля отрасли в СССР, что сдерживает развитие рынка. Наиболее значительной проблемой является перекрестное субсидирование услуг связи - местная связь дотируется связью дальней (исторически считалось, что местная связь является услугой первой необходимости, а дальняя связь - услугой роскоши). За последние 5 лет в России последовательно происходит уход от практики перекрестного субсидирования, что находит отражение и в изменении доли доходов от услуг дальней связи в доходах отрасли - за период 2000-2007 гг. доля снизилась с 32% до 11%.

В большинстве стран в течение десятилетий внутреннее перекрестное субсидирование действующим оператором было главным механизмом содействия обеспечению универсальности обслуживания в секторе электросвязи. Такое перекрестное субсидирование предполагает использование избыточных доходов, получаемых от рентабельных услуг, для покрытия убытков от нерентабельных услуг. Недостатки перекрестного субсидирования:

- неэффективность нецелевого субсидирования: все существующие пользователи телефонной связи обычно получают субсидию вне зависимости от того, в состоянии он заплатить полную экономически выгодную цену или нет;

- субсидии способствуют неэффективному потреблению: подавляется спрос на услуги с более высокой себестоимостью, обеспечивающие средства для субсидирования, и закрывается вход на субсидируемые рынки (конкуренты не могут выдержать низких цен);

- антиконкурентное использование субсидий: действующий оператор может прибегнуть к антиконкурентному субсидированию.

Несмотря на то, что такие перекрестные субсидии остаются по-прежнему актуальными во многих странах, от них постепенно отказываются или дополняют их более эффективными целевыми механизмами, содействующими универсальности обслуживания. Исключение из тенденции отказа от перекрестного субсидирования составляют услуги для лиц с физическими недостатками и других категорий абонентов, находящихся в неблагоприятных условиях.

Каковы бы ни были преимущества перекрестного субсидирования, сейчас признается, что от него следует отказаться. Перекрестные субсидии постепенно ликвидируются путем проведения норм по сбалансированию тарифов. Цель сбалансирования тарифов - привести цены на различные услуги в более точное соответствие с затратами на них. Сбалансированные тарифы ближе к тем видам «эффективного» ценообразования, которые существуют на конкурентных рынках.

Либерализация национальных телекоммуникационных рынков в развитых странах в 1990-е гг. усилила конкуренцию между операторами связи. Усиление конкуренции наряду с активным развитием новых технологий, снижавших капиталовложения в строительство новых сетей, стало причиной поиска операторами связи новых возможностей для расширения бизнеса на зарубежных рынках, где существовал неудовлетворенный спрос на услуги связи. В это время большинство развивающихся стран характеризовалось невысоким уровнем развития телекоммуникаций, поэтому именно эти страны в первую очередь становились объектом экспансии операторов из развитых стран. Нередко операторы на новых рынках сталкивались с ограничениями на участие иностранного капитала в капитале операторов связи, а также с устаревшим законодательством в области связи, не отвечавшим современным реалиям, что часто, несмотря на привлекательность фундаментальных характеристик рынка, приводило к отказу операторов от инвестирования. Соглашения в рамках международных организаций были призваны снять подобные ограничения и гармонизировать регулирование отрасли.

Действующие на рынке телекоммуникационные операторы обладают значительными преимуществами в силу природы сетей электросвязи:

- контроль над базовыми средствами. На рынках сетей электросвязи базовые средства могут включать полосу отчуждения, абонентские линии, номерную емкость, радиочастотный спектр и др. Новым участникам рынка, как правило, требуется доступ к этим средствам, с тем чтобы конкуренция стала возможной. Дублирование этих средств может быть технически сложным, а чаще - экономически неэффективным. Действующий оператор может использовать свой контроль над базовыми средствами для увеличения затрат конкурента и снижения привлекательности его услуг для клиентов.

- экономия в действующих национальных сетях. Многие давно созданные операторы электросвязи предоставляют услуги местного доступа по субсидируемым тарифам. Это дает действующему оператору преимущество с точки зрения экономии плотности, масштаба и охвата услугами электросвязи. Стремясь привлечь нового клиента, действующий оператор может устанавливать сравнительно низкую цену, что отражает более низкие приростные затраты дополнительного периода (ПЗДП) «на полное обслуживание», чем у новых участников рынка, и позволяет распределить его «неразделяемые затраты совместного производства» на имеющуюся у него многочисленную клиентскую базу. Новый участник рынка нередко вынужден покрывать значительно более высокие ПЗДП на полное обслуживание, т.к. они должны окупаться за счет менее многочисленной клиентской базы.

- экономия, обусловленная полноценным циклом (вертикальная экономия). Действующие операторы владеют «вертикально интегрированными» производственными мощностями полного цикла. Например, они могут эксплуатировать сети местного доступа, национальные сети междугородней связи и международные сети. Эти операторы обычно получают экономию, обусловленную полным циклом. Например, координация местной, междугородней, международной связи в рамках одной компании сопряжена с меньшими затратами, чем проведение коммерческих переговоров и операций с различными независимыми (и часто конкурирующими между собой) операторами. Действующие операторы могут также получать такую экономию за счет комплексного планирования, строительства, эксплуатации сетей (например, концентрации трафика) и их ремонтно-технического обслуживания.

- контроль над стандартами сетей и их разработкой. Действующий оператор, как правило, пользуется значительным преимуществом, т.к. технологии и архитектура его сетей уже фактически приобрели статус сетевых стандартов, к которым все конкуренты должны адаптировать свои сети. Если конкуренты не оповещаются заблаговременно, действующий оператор может получить значительное преимущество в развитии новых сетевых услуг или операций, которые производятся на основе усовершенствованных блоков коммутации, передачи или программного обеспечения, установленных действующим оператором.

- перекрестное субсидирование. Действующие операторы способны субсидировать одни услуги за счет других. Существует множество различных форм перекрестного субсидирования. В большинстве стран услуги местного доступа традиционно субсидируются за счет услуг международной связи. Прибыль от последней используется для поддержания тарифов на услуги местного доступа ниже себестоимости. Новые участники рынка, как правило, не имеют того же диапазона услуг для перекрестного субсидирования. Некоторые действующие операторы прибегают к антиконкурентной практике, в результате которой цены на конкурентные услуги (например, услуги мобильной телефонии или доступа к сети Интернет) устанавливаются ниже себестоимости и фактически субсидируются за счет монопольных или испытывающих меньшую конкуренцию услуг, таких как услуги международной связи.

- инертность клиентов. Рынки сетей электросвязи характеризуются высокой степенью инертности клиентов. Новым участникам рынка бывает весьма сложно убедить клиентов перейти к ним от действующего оператора, который обслуживал их на протяжении многих лет. Это в особенности верно в отношении пользователей (частных клиентов) в силу высоких затрат на маркетинг, переключение клиентов.

Электросвязь в большинстве стран развивалась в условиях монополии. По мере внедрения на рынки электросвязи новых операторов обычно появляются проблемы, связанные с тем, что действующий оператор продолжает оказывать влияние на рынок. В данной ситуации необходимо регулятивное вмешательство для успешного перехода от монополии к конкурентному рынку электросвязи.

Конкуренция является ключевым фактором развития инноваций на современных телекоммуникационных рынках. Присоединение сетей является важнейшим условием жизнеспособности конкуренции. Происходит либерализация национальных рынков телекоммуникационных услуг, сопровождающаяся активизацией процессов слияния компаний. Это способствует значительной концентрации капиталов и расширению географических границ деятельности высокотехнологичных крупных операторов на мировом рынке. В некоторых странах происходит (Бразилия, Китай) разделение действующих телекоммуникационных компаний, которое продиктовано требованиями антимонопольного законодательства государств. Субсидирование национальной сферы услуг также служит барьером для доступа на внутренний рынок зарубежных фирм-поставщиков, так как искусственно снижает уровень их конкурентоспособности за счет выделения прямых или косвенных дотаций в сфере связи.

Доля добавленной стоимости сектора ИКТ в совокупной добавленной стоимости всего делового сектора продолжает расти во всем мире. На услуги, связанные с ИКТ, приходится более двух третей добавленной стоимости сектора ИКТ в странах ОЭСР. Наиболее динамичными секторами являются коммуникационные услуги и услуги в области программного обеспечения. В период с 2003 года по 2005 год в странах ЕС высокие доли добавленной стоимости сектора ИКТ имели Финляндия и Соединенное Королевство, а в Ирландии и Австрии эти доли уменьшились. Новые страны-члены ЕС (Венгрия, Словакия, Румыния, Эстония) увеличивают доли добавленной стоимости в секторе ИКТ. В развивающихся странах, за исключением некоторых азиатских стран, доля добавленной стоимости в секторе ИКТ невелика. Рост доли добавленной стоимости наблюдается в некоторых малых странах, таких как Маврикий и Куба.

1.3.2 Тенденции в области доступа к ИКТ

Распространение ИКТ в развивающихся странах устойчиво набирает обороты.

Среди различных ИКТ наиболее широкое распространение в развивающемся мире получили мобильные телефоны (см. рисунок 1.1). Число абонентов мобильной телефонной связи в развивающихся странах с 2002 по 2006 год почти утроилось, и теперь на них приходится 58% всех абонентов мобильной телефонии мира. Мобильная телефония служит своего рода цифровым мостом, который поможет многим развивающимся странам уменьшить разрыв в сфере связи. Фиксированная телефонная связь в отличие от мобильной является высокозатратной и труднодоступной для отдаленных районов. Вследствие этого с 2001 года во всем мире число абонентов мобильной телефонной связи удвоилось.

По расчетам ЮНКТАД, основанным на ITU World Telecommunication/ICT Indicators Database, в Беларуси, стране с переходной экономикой, количество абонентов мобильной связи в 2002 году составило 462 630 человек (4,7 на 100 жителей), в 2006 году - 5 960 000(61,4 на 100 жителей).

В настоящее время во многих странах начинает развиваться м-торговля цифровой продукцией, подобной мобильному контенту (покупка и продажа товаров и услуг с использованием мобильных телефонов). Осуществление платежей и банковских операций с помощью мобильных телефонов вероятнее всего будет способствовать росту м-торговли при условии наличия благоприятной нормативно-правовой среды.

Во всем мире продолжает расти число пользователей Интернета (см. рисунок 1.2). В 2002 году показатель проникновения Интернета в развитых странах в 10 раз превышал показатель его проникновения в развивающихся странах, в 2006 году - в 6 раз.

Рисунок 1.1 - Динамика абонентов мобильной связи в 2002-2006 гг., %

В развивающихся странах доступ к Интернету предприятий, равно как и число работников, использующих Интернет в повседневной работе, продолжает расти. Медленно увеличивается и число предприятий, имеющих вебсайты. По данным UNCTAD, в 2005 году в РБ 37,6% предприятий являлись пользователями Интернет, в Китае - 47,4%, в РФ - 53,3%, в Латвии - 77,1%, в Австралии - 87,3 %, в Японии - 97,7%, в Швейцарии - 98,2%.

По расчетам ЮНКТАД, основанным на ITU World Telecommunication/ICT Indicators Database, в Беларуси количество пользователей Интернетом в 2002 году составило 808 481 человек (8,2 на 100 жителей), в 2006 году - 5 477 500 (56,5 на 100 жителей).

Доступ пользователей к Интернету с применением широкополосной технологии может обеспечить или ускорить внедрение некоторых приложений, которые оказывают воздействие на производительность предприятий; сама технология стремительно изменяется в сторону постоянного увеличения скоростей доступа. Конкурентная среда способствует росту использования широкополосных сетей в развитых странах, а постоянное совершенствование и диверсификация инфраструктуры приводят к расширению диапазона частот. В развивающихся странах иные инфраструктурные и рыночные условия привели к проведению такой ценовой политики, которая препятствует активному внедрению широкополосных технологий.

По расчетам ЮНКТАД, основанным на ITU World Telecommunication/ICT Indicators Database, в Беларуси количество пользователей Интернетом с применением широкополосного доступа в 2002 году составило 20 человек, в 2006 году - 11 400.

Рисунок 1.2 - Динамика пользователей сетью Интернет в 2002-2006 гг., %

Использование ИКТ в бизнес-процессах может также способствовать генерированию доходов и повышению производительности труда. ИКТ могут уменьшить операционные издержки и расширить доступ к рынкам. Активное внедрение ИКТ предприятиями развивающихся стран ограничивается недостаточной осведомленностью о потенциальных выгодах использования ИКТ, а также инвестиционными и внедренческими издержками. Лишь немногие предприятия в развивающихся странах имеют интранет или экстранет, которые часто являются первыми шагами в направлении автоматизированной интеграции бизнес-процессов. Автоматизированная интеграция бизнес-процессов установления автоматической связи между компьютерными системами для обработки заказов, которые были размещены или получены, а также другими внутренними системами (размещение повторных заказов, выставление счет-фактур, осуществление платежей, управление логистикой или сервисными операциями). В среднем 34% европейских предприятий имеют системы автоматизированной интеграции бизнес-процессов.

Многие предприятия в развивающихся странах начинают использовать автоматизированные системы бизнес-процессов в своей деятельности. В некоторых случаях правительства могут оказать помощь, поощряя предприятия к использованию услуг электронного государственного управления для повышения эффективности их операций. Правительство Республики Корея снабжает фирмы информацией об экспортно-импортной логистике и таможенном обслуживании, предлагает услуги по электронному документообороту тем частным компаниям, которые имеют значительный объем документационных обменов с правительством. В Индии правительство Западной Бенгалии развертывает программу электронной торговли сельскохозяйственной продукцией.

1.3.3 Рынок услуг электросвязи в Республике Беларусь

РУП «Белтелеком» является национальным оператором электросвязи РБ. Основным законом, регулирующим телекоммуникации в Беларуси, является закон «Об электросвязи», принятый в 2005 году, Программа развития связи в Республике Беларусь на 2006-2010 гг., а также Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 гг., в части развития связи. В последние годы не происходило существенных изменений в регуляторной среде для сектора телекоммуникаций. Как следствие, рекомендации по изменению экономической политики остаются прежними. Высокая степень участия государства в принятии решений в телекоммуникационном секторе на микро- и макроуровне сдерживает развитие сектора. Стратегию развития телекоммуникаций следует направить на создание конкурентной и привлекательной бизнес-среды.

Причиной продажи в 2007 году государственной доли в собственности мобильного оператора «Мобильная цифровая связь», по мнению аналитиков, могли оказаться трудности в экономике, вызванные повышением цен на газ в начале 2007 года, а не намерением реформировать сектор.

Монополия РУП «Белтелеком» распространяется прежде всего на внешние каналы связи. Для осуществления международных звонков все мобильные операторы обязаны использовать только мощности «Белтелеком». Провайдеры услуг доступа в Интернет также вынуждены арендовать каналы у «Белтелеком». Перекрестное субсидирование за счет завышенных тарифов на международную связь по-прежнему позволяет «Белтелеком» покрывать убытки от предоставления услуг связи внутри страны. По данным Министерства связи, при сохранении существующего уровня тарифов на связь и устранении монополии «Белтелеком» на международную связь потери для «Белтелеком» могут достичь 20-30% существующих доходов. В 2006 году представители министерства открыто обсуждали различные сценарии развития событий на рынке в случае демонополизации. Они признают необходимость устранения монополии «Белтелеком», но также заявляют, что процесс этот не может быть быстрым. Бюджетные субсидии незначительны и в основном предоставляются на строительство новых сетей и телефонизацию сельской местности.

В Беларуси РУП «Белтелеком» остается первичным интернет-провайдером, он же предоставляет услуги по всем видам доступа в интернет. На рынке существуют более 150 независимых вторичных интернет-провайдеров, которые предоставляют, как правило, отдельный вид услуг доступа в Интернет. Весь внешний трафик проходит через канал «Белтелеком». В 2007 году наиболее популярным способом доступа в Интернет оставался беспарольный, предоставляемый преимущественно «Белтелеком». «Белтелеком» стремится перевести интернет-пользователей с парольного на широкополосный доступ, ADSL и Wi-Fi в частности. Согласно оценкам аналитиков, в 2007 году около 67% рынка широкополосного доступа в Интернет принадлежало РУП «Белтелеком» (торговая марка «byfly»).

Снижение тарифов на доступ в Интернет на 40% в 2007 году привело к тому, что другие операторы, зависящие от политики «Белтелеком», также вынуждены снижать тарифы, несмотря на то, что стоимость аренды внешнего канала у республиканского унитарного предприятия оставалась прежней.

Участие в социально ориентированной государственной политике в сфере телекоммуникаций является важнейшей составляющей деятельности РУП. Несмотря на монопольный статус, в 2007 году предприятие одновременно предоставляло услуги местной связи по заниженной цене и значительно снижало расценки на доступ в Интернет для конечных пользователей, хотя тарифы на международную связь оставались существенно завышенными.

Основные характеристики рынка телекоммуникаций в Беларуси следующие:

- сохранение влияния социальной направленности политики государства на сектор и перекрестного субсидирования;

- отсутствие значимых шагов по дальнейшей либерализации рынка телекоммуникаций;

- дальнейшее расширение доступа к стационарной и мобильной телефонной связи, доступа в Интернет в регионах и сельской местности;

- повышение качества и расширение спектра телекоммуникационных услуг, снижение тарифов.

Кабельная инфраструктура принадлежит РУП «Белтелеком». «Белтелеком» построил на территории страны мощную современную инфраструктуру связи. Волоконно-оптическими линиями Беларусь связана со всеми пятью сопредельными государствами (см. рисунок 1.3).

Связь г. Минска с областными центрами посредством магистральной сети связи осуществляется по волоконно-оптическим линиям с использованием оборудования синхронной цифровой иерархии уровня STM-4 (622 Мбит/с), STM-16 (2,5 Гбит/с). С целью обеспечения надежности сети с 1998 года "Белтелеком" применяет в построении кольцевые системы, что гарантирует, при необходимости, 100%-е резервирование трафика.

Чтобы обеспечивать равный уровень предоставления услуг абонентам на всей территории страны, независимо от степени их удаленности от центров информационного обмена, на волоконно-оптический кабель переводится внутризоновые сети республики, обеспечивающие связь областных центров с районными. На внутризоновой сети, так же как и на магистральной, применяются кольцевые структуры построения с едиными центрами управления. При построении сетей используется оборудование SDH уровня STM-1, STM-4, STM-16.

Местные сети областных центров строятся по тем же принципам, что и магистральные и внутризоновые. Сеть волоконно-оптических линий связи "Белтелеком" является основной транспортной сетью общего пользования. В числе основных потребителей первичной сети SDH - телефонная сеть связи, сеть ISDN, сеть передачи данных (Интернет). При этом для нужд "Белтелеком" используется более половины потенциала первичной сети: 42% - для национальной телефонной связи и 17% - для передачи данных.

Оставшаяся емкость сети SDH (41%) задействуется для нужд других потребителей, таких как операторы мобильной связи, сетей передачи данных, а также для аренды и транзита иностранных операторов через территорию Республики Беларусь. С учетом возрастающего спроса на каналы связи, как для собственных нужд, так и для удовлетворения запросов потребителей, “Белтелеком” модернизирует магистральную сеть путем установки современного оборудования систем передачи с использованием технологии спектрального уплотнения по длине волны - DWDM. Одновременно с реконструкцией национальной сети связи ведется строительство вторых переходов по волоконно-оптическому кабелю на сопредельные государства.

Рисунок 1.3 - Волоконно-оптические линии связи на территории Республики Беларусь

Предприятие прокладывает волоконно-оптические линии связи в регионах, что способствует расширению доступа к инфраструктуре как населения, так и других потенциальных провайдеров. Тем не менее, структура во многом имеет черты естественной монополии. Техническое обслуживание сетей связи осуществляется РУП самостоятельно. Интернет-провайдеры имеют частную форму собственности или частичную долю государственной собственности. Предоставление доступа к сетям определяется государством путем объявления тендера и выдачи лицензий.

Операторы мобильной связи являются акционерными обществами, в уставном капитале трех из них превалирует государственная собственность. Операторы мобильной связи сами строят свои сети. На предоставление услуг и поставку оборудования объявляется тендер. Учредителями белорусско-российского совместного общества с ограниченной ответственностью «МТС» являются: с белорусской стороны - национальный оператор электросвязи РУП «Белтелеком» (51% в уставном капитале), с российской стороны - крупнейший оператор России и стран СНГ ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

Только сеть РУП «Белтелеком» может быть использована для передачи международного трафика. Конкуренция вторичных интернет-провайдеров с монополистом становится более интенсивной.

Генеральный директор Унитарного предприятия назначается на должность Министром связи и информатизации Республики Беларусь на контрактной основе. Руководители операторов мобильной связи и интернет-провайдеров являются либо собственниками предприятий, либо избираются акционерами.

Вложенные в 2008 году инвестиции позволили РУП «Белтелеком» проложить более 3000 км ВОЛС, ввести в эксплуатацию 291000 номеров автоматических телефонных станций, увеличить емкость цифровых междугородных и международных станций, транзитных узлов, портов соединительных линий на 77000, создать сеть беспроводного доступа с применением оборудования стандарта Wi-Fi, расширить сеть передачи данных с использованием технологии Metro Ethernet.

В 2008 году сохранились положительные тенденции удовлетворения спроса на услуги связи и информатизации на основе развития национальных сетей. В 2008 году реализован ряд инновационных проектов: 10-гигабитная опорная сеть Metro Ethernet, IPTV и универсальная почта. Наращивается абонентская база широкополосного доступа, беспроводного доступа Wi-Fi, WiMAX. Были продолжены работы по телефонизации, развитию телекоммуникационной инфраструктуры фиксированной и сотовой связи.

При сохранении положительной динамики технического развития отрасли очевидна и тенденция роста итоговых финансовых показателей. Организациями связи за январь-ноябрь 2008 года получена чистая прибыль в 1,9 раза больше, чем за соответствующий период 2008 года. Рентабельность реализованной ими продукции снизилась незначительно (38,4% против 40,9% за 11 январь-ноябрь 2007 года).

Внешнеэкономическая деятельность отрасли связи характеризуется долговременной положительной тенденцией. По словам Хамадуна Туре (Генеральный секретарь МСЭ), в Беларуси самый высокий в СНГ уровень покрытия территории мобильной связью (89%). «Беларусь прилагает большие усилия по наращиванию информационно-технологического потенциала, инвестируя большие средства в сектор образования и исследовательской работы», - заявил Генеральный секретарь МСЭ на Tibo-2009.

Темпы роста экспорта услуг по Минсвязи в 2008 году составили 115,2% при задании 115%. В 2009 году будут продолжены работы по развитию сетей цифровой сотовой связи республики, повышению уровня качества, доступности и спектра услуг; увеличению емкости и сбалансированности рынка услуг связи; внедрению новых перспективных информационных и телекоммуникационных технологий; повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности организаций отрасли связи; увеличению доли высокотехнологичных продуктов на рынке услуг связи и повышению инновационной активности; проведению организационно-правовых реформ рынка услуг электросвязи общего пользования, обеспечению равных условий конкуренции для всех участников рынка связи.

В секторе телекоммуникаций сохраняются централизация и высокая степень влияния государства, при этом базовые телекоммуникационные услуги предоставляются по заниженным тарифам как следствие перекрестного субсидирования. С другой стороны, активно внедряются современные технологии, расширяется их использование, в том числе и государственным монополистом «Белтелеком».

1.4 Взаиморасчеты между операторами электросвязи

Взаиморасчеты между операторами при межсетевом взаимодействии - один из основных вопросов, обсуждаемых участниками рынка и регулирующими органами, поскольку оказывают значительное влияние на телекоммуникационную отрасль в целом. С развитием конкуренции, появлением новых типов сетей и операторов (мобильные операторы, Интернет-провайдеры), а также в связи с демонополизацией или частичной демонополизацией телекоммуникационного рынка в большинстве стран вопросы межсетевого взаимодействия приобрели практическую значимость. Даже в странах, где отрасль связи монополизирована одним оператором, коммерческие условия межсетевого взаимодействия - основная проблема при переговорах с международными операторами.

Для крупных операторов электросвязи баланс систем взаиморасчетов по различным видам трафика является основополагающим инструментом управления собственным бизнесом. Взаимодействие с различными операторами по оказанию услуг пропуска трафика приводит к формированию системы «сообщающихся сосудов», при которой трафик, исходящий с одного пользовательского рынка, различными путями попадает в сеть оператора. При этом объем трафика от определенного оператора зависит в первую очередь от цены, и только во вторую очередь - от способа передачи и технологии.

В отрасли связи счета с международными операторами в основном обрабатываются в специальных правах заимствования - СДР.

Преимущественное использование определенной национальной валюты в международных расчетах усиливает зависимость их эффективности от курсовых колебаний, экономической и валютной политики страны - эмитента данной валюты. Состояние международных расчетов зависит от ряда факторов: экономических и политических отношений между странами, валютного законодательства, банковской практики, условий внешнеторговых контрактов и кредитных соглашений.

В результате согласования участники международного договора об оказании услуг могут выбрать для платежа как национальную валюту страны одного из участников сделки, так и валюту третьей страны или нескольких стран, разбив общую сумму контракта на несколько частей в разных валютах. Но множественность валют требует предельно точной формулировки прав и обязанностей сторон по пересчету валюты цены в валюту платежа.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека