Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Развитие малого бизнеса в Алтайском крае

Развитие малого бизнеса в Алтайском крае

34

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И.И. ПОЛЗУНОВА

Кафедра экономики

Курсовая работа

на тему: Развитие малого бизнеса в Алтайском крае

Выполнил: ст-т гр. САПР-92

Доровских А.

Проверил: Степашин К.Н.

БАРНАУЛ 2002 Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………4

1. Малый бизнес и его роль в экономике

1.1. Понятие «Малый бизнес»………………………………………………………………5

1.2. Правовые основы………………………………………………………………………..6

1.2.1. Создание малых предприятий…………………………………………………...6

1.2.2. Ликвидация и реорганизация малого предприятия…………………………….8

1.2.3. Управление предприятием………………………………………………………..8

1.2.4. Хозяйственная и иная деятельность предприятия……………………………....9

1.3. Характерные особенности малых предприятий……………………………………….10

1.4. Роль малого бизнеса в экономике……………………………………………………. 21

2. Малый бизнес в экономике России

2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………………25

2.2. Особая роль малого бизнеса в экономике России …………………………………...28

3. Состояние малого бизнеса в Алтайском крае………………………………………………32

Заключение………………………………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………………………………..37

Введение

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Кто же сейчас может поддержать российскую экономику? Это дело и нужно отдать в руки мелкого и среднего предпринимательства. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест. Малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития, что привело к создание монополий и сосредоточению власти, как политической, так и экономической, в руках небольшой группы людей, которые обладали огромными капиталами.

1. Малый бизнес и его роль в экономике

1.1. Понятие «Малый бизнес»

Как явствует из самого определения, «малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

численность персонала;

размер уставного капитала;

величина активов;

объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.

Под субъектами малого бизнеса стали пониматься коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно технической сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

1.2. Правовые основы

Основы правовой базы при создании, развитии и государственном регулировании малых предприятий определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” (июнь 1995 г.) и федеральным законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства” (декабрь 1995 г.). Государственный комитет Российской Федерации по развитию и поддержке малого предпринимательства, созданный в 1995 году как федеральный орган исполнительной власти, координирует проведение государственной политики в сфере развития малого предпринимательства и создания целостной федерально-региональной и муниципальной систем его поддержки. Основным средством проведени государственной политики являются целевые федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства. К настоящему времени разработаны 3 федеральных программы: 1994-1995 гг.; 1996-1997 гг. и 1998-1999 гг. Правовые основы деятельности малых предприятий в Российской Федерации будут описаны в следующих пунктах.

1.2.1. Создание малых предприятий

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Государственная регистрация предприятия, независимо от его организационно-правовой формы, осуществляется местным Советом по месту учреждения предприятия. Данные государственной регистрации предприятия в месячный срок сообщаются Советом, зарегистрировавшим предприятие, в Министерство финансов РФ для включения в Государственный реестр. Деятельность незарегистрированного предприятия запрещается. Доходы, полученные от деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.

Для регистрации предприятия учредитель представляет следующие документы:

- заявление учредителя,

- устав предприятия,

- решение о создании предприятия или договор учредителей,

- свидетельство об уплате государственной пошлины.

Решение о регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято не позднее чем в месячный срок с момента выдачи заявления учредителя, устава, договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрации предприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации.

Отказ в государственной регистрации предприятия возможен в случае нарушения установленного Законом порядка создания предприятия, а также несоответствия учредительных документов требованиям законодательства РФ. Отказ в регистрации предприятия по другим мотивам является незаконным. О решении отказать в регистрации предприятия соответствующий орган обязан сообщить в 3-хдневный срок в письменной форме учредителю предприятия. Отказ в регистрации предприятия может быть обжалован в судебном порядке. Предприниматель может взыскать через суд убытки, нанесенные в результате незаконного отказа в регистрации предприятия.

1.2.2. Ликвидация и реорганизация малого предприятия

Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.

Предприятия ликвидируются в случаях:

- признания банкротом,

- принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством РФ, если в предусмотренный решением срок не обеспечено соблюдение этих условий или не изменен вид деятельности,

- признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия,

- по другим основаниям, предусмотренным законодательными актами РФ и входящих в его состав республик.

Ликвидация предприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия или уполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. По их решению ликвидация может проводиться самим предприятием в лице его органа управления. Ликвидация предприятия при банкротстве осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

1.2.3.Управление предприятием.

Управление предприятием осуществляется учредителем являющийся высшим органом предприятия - юридического лица. (вариант: на случай, когда учредителей несколько - высшим органом управления предприятием и юридического лица является общее собрание учредителей, принимающие решения единогласно. При несогласии одного из учредителей он вправе выйти из предприятия и получить свою долю в денежном выражении по окончании операционного года ( возможны и другие варианты решения ).

Вариант: для осуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителем назначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия его высшим органом.

С приглашенным директором заключается контракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один из учредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия, самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. Он действует от имени предприятия без доверенности, представляет его во всех организациях и перед всеми лицами, распоряжается имуществом предприятия, совершает сделки и заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает счета в банках, утверждает структуру и штатное расписание предприятия , издает приказы и обязательные для всех работников указания.

Трудовой коллектив предприятия, состоящий из всех лиц, участвующих своим трудом в его деятельности, исключая учредителей и директора, решает простым большинством голосов вопрос о заключении коллективного договора, и о содержании этого договора и вопросы, связанные с выкупом предприятия и согласия учредителя (учредителей). Должность лица предприятия, включая заместителя руководителя предприятия, руководителей структурных подразделений, мастеров, старших мастеров и других линейных руководителей, назначаются на должность и освобождаются от должности директором предприятия (вариант: указать должность назначение, на которое производится с согласия высшего органа или самим высшим органом предприятия).

1.2.4. Хозяйственная и иная деятельность предприятия

Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или с его согласия директор предприятия самостоятельно в соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размеры оплаты труда, распорядок рабочего дня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, их продолжительность. Предприятие в соответствии с действующим законодательством осуществляет социальное и обязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятие обеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии с установленными правилами и нормами.

Предприятия могут приобретать необходимые ему ресурсы реализовывать свою продукцию и услуги любым не противоречащим законодательству способом по не противоречащим законодательству ценам. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитных кассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет в соответствующем банке. Высший орган (вариант: директор) предприятия определяет перечень сведений, составляющих коммерческую тайну.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет(чистая прибыль) поступает в полное его распоряжение. Направления использования чистой прибыли определяется учредителем. Часть чистой прибыли (вариант: часть чистой прибыли в размере, ежегодно определяемом учредителем после обсуждения с трудовым коллективом) передается в собственность членам трудового коллектива. Порядок распределения этой части чистой прибыли между работниками определяется положением, утвержденным советом предприятия (вариант: совместным решением учредителя и трудового коллектива). Переданная члену трудового коллектива часть прибыли подлежит выплате ему или может с согласия высшего органа предприятия образовать вклад работника в средства предприятия. На сумму вклада начисляются подлежащие ежегодной выплате проценты, размер которых определяется решением трудового коллектива(вариант: совета предприятия), утвержденным органом предприятия (вариант: Положением, утвержденным совместным решением трудового коллектива (или совета предприятия) и высшего органа предприятии). В случае прекращения трудовых отношений вклад и причитающиеся на него проценты подлежат выплате по окончании операционного года.

1.3. Характерные особенности малых предприятий

1. Гибкость приспособления к рыночной конъюнктуре.

Главным преимуществом МП в условиях современного рын-ка является намного более гибкая, чем у КП, реакция на быстро меняющийся спрос: умение "уловить" возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией сво-их ресурсов и возможностей. Эта маневренность вытекает из краткого упоминания особенностей МП: оно не связано об-ширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожида-ющими дивидендов от вложенного капитала; ему проще пе-рестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая "ниша", и манипулировать ценами на свою продук-цию; перед ними вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с по-мощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработ-ной платы.

Кроме того, малое производство, как правило, более эко-номично. У МП, по сравнению с КП, короче сроки капи-тального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в 2--2,5 раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше использу-ют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря про-стоте и гибкости процедуры управления.

Преимущества маневренности и экономичности ста-новятся особенно важными, когда предприятие достигает высокого уровня специализации. Наиболее жизнеспособные МП, как правило, узко специализированы и Именно в та-ком качестве полноправно участвуют в производственном процессе как его неотъемлемый компонент, в существова-нии которого крайне заинтересован крупный бизнес.

Почему же именно теперь все эти свойства малого биз-неса оказались столь широко востребованными? Внешними факторами, изменившими в лучшую сторону рыночный ста-тус МП, послужили компьютерная революция 70-х гг. и ми-ровой энергетический кризис. Они вызвали переход произ-водственных систем ведущих промышленных стран на но-вую технологическую базу,

С появлением качественно новой техники, основанной на широком применении микросхем, стало возможным за счет резкого ускорения переналадки оборудования перейти к выпуску продукции небольшими сериями, непрерывно обновляя ее номенклатуру. Для КП становится более выгод-ным передавать МП часть заказов на мелкосерийную про-дукцию, специальные модули или завершающие операции по сборке. Используя лизинг, малые специализированные предприятия быстро обзавелись современным оборудовани-ем. На основе субконтрактов многие из них получили доступ к технической документации, рабочим чертежам, производ-ственным ресурсам КП. Будучи заинтересованными в "при-вязке" зарекомендовавших себя субпоставщиков, КП конст-руируют и проектируют для них новые изделия, помогают улучшать технологию производства, совершенствовать ме-тоды контроля за качеством продукции и т. п.

Перестраиваться стали и сами КП. Мотив "экономии на масштабах", т. е. укрупнение производства, бывший для них главным в течение десятилетий, отошел на задний план. Сверхконцентрация во многих случаях достигла пределов экономической целесообразности и стала давать обратный эффект -- усиление неуправляемости, инертности, бюрок-ратизации, отставание от требований рынка и технического прогресса, падение производительности труда. Энергоемкость крупного производства обернулась огромным ростом издер-жек, убытками и задолженностью. Поэтому с 70-х гг. круп-ное производство в ведущих странах Запада, а сегодня уже и в России, вступило в фазу массовой реорганизации -- вы-деления специализированных звеньев и участков в неболь-шие фирмы, самостоятельные в коммерческом отношении (т. е. вступающие в рыночную конкуренцию на свой страх и риск), но так или иначе ассоциированные с головным пред-приятием.

Многосторонняя кооперация небольших и совсем мел-ких специализированных предприятий, имеющих самое раз-ное происхождение и различный хозяйственно-правовой статус, стала доминирующей тенденцией современного про-изводства. Она приобретает все более широкий масштаб и разнообразные формы -- субподряда в промышленности, франчайзинга в торговле и услугах, развития отдельных видов обслуживания (деловые и профессиональные услуги, автосервис, предприятия быстрого питания и т. д.), совмес-тного выхода на внешние рынки, венчурного бизнеса и т.п. Благодаря возможностям кооперации малый бизнес пользуется рыночными преимуществами на основе деталь-ного знания своей клиентуры, близости к дифференциро-ванным рынкам. Это характерно прежде всего для пред-приятий, обслуживающих те сегменты рынка, которые из-за своей малой емкости не слишком интересуют крупный бизнес. К ним относится большая часть производства потребительских товаров, в том числе новейших. Номенклатура продукции здесь отличается стабильностью, технология про-изводства еще не отработана, что создает для МП много-численные рыночные "ниши".

Малый бизнес чутко реагирует на растущую зависи-мость потребительского спроса от колебаний моды, успе-вая удовлетворять все новые, нередко индивидуальные зап-росы. покупателей (работа на заказ). Во многом его разви-тие предопределено глубокими изменениями, происходящими в современной культурной среде. Если несколько десяти-летий назад залогом успешного сбыта товаров было его со-ответствие рыночным стандартам, то теперь -- новизна, оригинальность внешнего облика. Аналогичные тенденции присущи сфере услуг, в которой спрос все более определя-ется качеством и разнообразием сервиса.

Развитию малого бизнеса способствует и региональная дифференциация производства и потребления. Значительная часть МП создается для освоения ресурсов сырья, имеющих местное значение, с целью избежать повышения транспорт-ных тарифов, а также там, где велики сезонные колебания условий производства или спроса.

2. Инновационная роль малого предпринимательства.

Ин-новационная роль малого бизнеса часто реализуется в коо-перации с КП. Помимо производственной кооперации, о ко-торой говорилось выше, существует аналогичное разделе-ние труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоемкими предприятиями -- венчурными МП, которые занимаются поиском принципи-ально новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя до-работку и пробное освоение научно-технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат.

Кооперация в сфере НИОКР позволяет КП значитель-но сократить период разработки принципиально новых ви-дов продукции (нередко с 10--15 до 4 лет) и увеличить долю новых товаров в общем объеме продаж. Экономически она высокоэффективна: по имеющимся оценкам, малыми фир-мами в США производится в четыре раза больше новинок в расчете на одного занятого, чем на КП, а затраты на одного инженера или исследователя -- вдвое ниже. Поэтому вен-чурное предпринимательство получает широкое распрост-ранение. Концерн "Дженерал электрикс", например, связан с более чем 200 независимыми исследовательскими фирма-ми, фактически целиком работающими на его потребности. Частный сектор инвестирует в малые инновационные пред-приятия огромные средства: ежегодный объем капиталовло-жений венчурных фондов США оценивается в 3--4 млрд

долл., совокупные инвестиции венчурных фондов Велико-британии, ФРГ, Франции и Италии составляют более чем 3,5 млрд ЭКЮ.

Однако определенная часть МП пытается вести само-стоятельную инвестиционную деятельность, в чем ей ока-зывает поддержку государство. Если крупный капитал зани-мается поиском и стимулированием отдельных перспектив-ных в коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную деятельность сектора МП как такового. В США федеральное правитель-ство финансирует 35% расходов МП на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправления действу-ют программы, увязывающие поддержку инновационных МП с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число МП осуществляет инновации в форме обновления тех-нологии, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь также играет большую роль. Она выражается в содействии различ-ным способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей инфраструктуры -- бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земель-ных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является "вы-ращивание" технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших тех-нологий во все сферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать характерную для МП не-хватку финансовых средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.

3. Особенности целеполагания.

В рыночных условиях раз-личия между крупными и малыми предприятиями в воп-росах целеполагания определяются тем, что первые фор-мируют рыночную конъюнктуру, а вторые подстраивают-ся'под нее. У небольших фирм отсутствуют детальные стра-тегические планы. По мнению предпринимателей, достаточно и ориентировочных оценок основных параметров деятельно-сти, поэтому даже важнейшие решения зачастую принима-ются ситуативно.

Неразвитость стратегического мышления наиболее бо-лезненно сказывается в первые годы существования МП, когда на деле проверяется необходимость предлагаемых им товаров и услуг. Если МП нашло свою нишу, в дальнейшем из-за ее локальности надо лишь поддерживать стационар-ный режим функционирования на основе стандартных опе-ративных решений. Потребность в стратегическом плане по-является, если малый бизнес решил перешагнуть порог, от-деляющий его от среднего.

Ограниченный временной горизонт управленческих ре-шений МП в ситуации неустойчивой рыночной конъюнкту-ры переходного периода имеет определенные преимущества по сравнению со стратегическим планированием крупного предприятия. Когда успех бизнеса в большей мере обуслов-лен регулирующим воздействием государства (или отсутстви-ем такового воздействия), чем внутрифирменными факто-рами, стратегический план развития, разрабатываемый в скользящем режиме и включающий средне- и краткосроч-ные программы, может оказаться неэффективным в силу своей неизбежной жесткости. Позволяя надежно диагности-ровать, контролировать конъюнктуру в условиях стабиль-ности, такой порядок управления, присущий большому биз-несу, плохо приспособлен к необходимости быстрой адапта-ции в случае постоянно меняющейся внешней среды. На-против, оперативный режим управления МП, указывающий возможность существования, развития фирмы, главным об-разом с благоприятной внешней обстановкой, существенно повышает адаптационный потенциал малого бизнеса в пере-ходной экономике управленческой структуры, привлечения специалистов. Упрощенный менеджмент создает МП опре-деленное преимущество, проявляющееся в гибком, быст-ром приспособлении к меняющимся требованиям и услови-ям, что особенно важно в неустойчивой, переходной ситу-ации. Выделение управленческих функций происходит на МП за счет персонификации их в узком кругу лиц и начинается, с учетно-бухгалтерской. Это объясняется запутанностью, усложненностью официальной бухгалтерии, необходимостью

зачастую вести вторую, неофициальную. Показательно, что у предпринимателей-индивидуалов, платящих низкие на-логи, имеющих упрощенную форму отчетности, нет жалоб на сложность бухгалтерской работы и желания, объединив-шись, нанять профессионального бухгалтера.

Основные решения почти всегда руководитель МП при-нимает единолично. Единоначалие имеет свои преимущества. Решения принимаются быстро, так как время на их обсуж-дение и согласование сведено к минимуму. Выполняется то, что задумано, решения не искажаются при их "трансляции". В случае удачи авторитет руководителя заметно повышается, что облегчает дальнейшее руковод-ство.

Вместе с тем сосредоточение всей полноты власти в одних руках может обернуться барьером для развития биз-неса. При таком порядке управления значительно возраста-ет роль предпринимателя, его врожденных качеств, про-фессиональных знаний, субъективных установок. Не будет преувеличением сказать, что количество стабильно функ-ционирующих МП не может превышать, число людей, спо-собных к самостоятельной предпринимательской деятельно-сти.

Единоначалие имеет и негативные последствия, при-чем даже в режиме оперативного управления предприяти-ем. Не подконтрольность руководителя провоцирует ошибоч-ные решения. Совершенные промахи, подрывая его авто-ритет, снижают "управляемость" работников, а в конечном счете -- внутренний потенциал бизнеса. Еще опаснее авто-ритарный менеджмент, когда речь идет о принятии стратегических решений. Именно поэтому с увеличени-ем масштабов бизнеса, горизонтов внутрифирменного пла-нирования происходит усложнение структуры управления предприятием, размежевание прав собственности и контро-ля. В целом российские МП в вопросах целеполагания соответствуют рыночному стандарту. Из-за неразвитости рыноч-ных отношений, нестабильности внешней среды под этот стандарт зачастую попадает и более крупный бизнес. У ма-лых, средних и крупных предприятий сегодня есть общие проблемы, "разведенные" в ситуации благоприятной эконо-мической и политической конъюнктуры. Это сказывается на структуре, порядке разработки и реализации целей пред-приятия. Подчас возможность предвидеть и моделировать будущее в большей степени определяется не масштабом бизнеса, а его отраслевой принадлежностью. Даже неболь-шие торговые фирмы могут успешнее планировать деятель-ность на перспективу, чем средние, а то и крупные произ-водственные предприятия.

4. Особенности менеджмента.

Простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность руково-дителя во всех делах фирмы -- одни из наиболее ярких отличий российского МП от крупного. Специфика менедж-мента малой фирмы заключается в том, что руководитель может и вынужден принять на себя решение большинства проблем. Возможность концентрации власти определяется самим масштабом бизнеса: рынки локальны, номенклатура мала, объем производства невелик, число партнеров огра-ничено, небольшой штат сотрудников позволяет всех дер-жать в поле зрения. Наряду с этим МП не свойственно, да и не нужно, принимать нестандартные управленческие ре-шения, кардинально меняющее ситуацию внутри фирмы и вне ее. Следовательно, и нет потребности в управленцах -- специалистах высокого класса. Для руководства МП доста-точно средней квалификации в сочетании с доступностью информации, консультационных услуг.

Руководитель МП должен принять на себя всю полноту ответственности, так как услуги, профессионалов-управлен-цев стоят дорого.. Выгода; которую может дать постоянно работающий профессионал, как правило, несоизмерима с затратами на его содержание. Лишь когда фирма ориенти-рована на рост, на преодоление барьеров входа в группу предприятий, более крупного бизнеса, требования к управ-лению возрастают, появляется необходимость усилить ру-ководство за счет создания более сложной структуры.

5. Особенности финансирования деятельности.

Одно из, главных отличий "МП от крупного предприятия -- порядок финансирования, предполагающий использование в первую

очередь и главным образом внутренних источников: доходов фирмы, личных средств руководителя, средств родных, друзей. В условиях развитого рынка для МП существует еще один источник -- банковский кредит, предоставляемый как непосредственно, так и в рамках специальных программ, с привлечением специализированных программ, специализи-рованных финансовых структур, при поддержке государ-ства.

В сегодняшних российских условиях, как свидетельству-ют результаты всех опросов предпринимателей, возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Кризисная ситуация, типичная для значительной части МП, носит застойный, подчас необратимый характер. Банковское кредитование МП сведено к минимуму. Сокра-щается число предпринимателей, планирующих привлечь краткосрочный и долгосрочный банковские кредиты. Банки не устраивают небольшая величина запрашиваемых ссуд и - отсутствие гарантий их возврата. Предпринимателей отпу-гивают высокая ставка процента, короткий срок кредитова-ния, требование залога. Кроме того, пока сфера предпринимательства остается рискованной (включая и политический риск), нет стимула расширять деятельность, привлекая сред-ства извне. Прежде всего, это касается производства с его относительно меньшей ликвидностью.

Рассматривая особенность МП, заключающуюся в пре-имущественном использовании внутренних источников фи-нансирования, следует иметь в виду негативные последствия этого процесса как для отдельных фирм, так и для сектора малого бизнеса в целом. Это повышенный риск банкротства на этапе становления, трудности расширения производства, наконец, барьер, не позволяющий даже наиболее успеш-ным МП попасть в разряд средних.

Недостаток собственных средств, принципиально невос-полнимый в рамках отдельного МП, в сочетании с невоз-можностью привлечь внешнее финансирование нередко ог-раничивают масштабы перспективного бизнеса. Вот харак-терный пример. Предприятие вышло на рынок капиталоемкой продукции. Спрос на нее высок, но при таком уровне цен, когда рентабельно производство лишь средних масш-табов. Ситуация достаточно типична. Многие емкие рыноч-ные ниши опустели из-за деградации заполнявших их преж-де крупных предприятий. Свернув нерентабельные произ-водства, они не в силах "содержать себя" за счет оставших-ся прибыльных и, как правило, закрывают и последние. За-полнить образовавшийся вакуум мог бы средний бизнес, ко-торый либо отпочковался от крупного в процессе реструк-туризации, либо вырос из малого. Второй путь был не раз опробован в ходе развития рыночной экономики, но требу-ет финансовой подпитки извне, причем в относительно сжа-тые сроки, пока сохраняются конкурентные преимущества свободного рыночного пространства.

Другой пример. МП освоило выпуск продукции, чья кон-курентоспособность на внутреннем и внешнем рынках пред-полагает постоянное совершенствование технических пара-метров. Существующие на фирме технические разработки позволяют поддержать конкурентоспособность, создать ус-тойчиво развивающийся бизнес, потенциально выходящий за рамки малого. Но для этого /требуется достаточно серьез-ное (по масштабам МП) единовременное финансовое влива-ние, отдача от которого в будущем возместит все затраты.

И еще один случай. Он типичен для инновационного предпринимательства. Если МП опирается в своей работе на научную разработку, то, как правило, оно станет прибыль-ным, когда замкнется цепь: разработка -- организация про-изводства -- сбыт. Чтобы "раскрутить" такой бизнес, необ-ходимо соответствующее стартовое финансирование. В си-туации, когда стартовый капитал формируется исключитель-но за счет личных средств предпринимателей, научные раз-работки, требующие высоких технологий, не могут быть надежным фундаментом малого предпринимательства. Эта проблема решается в рамках технопарков, где инновацион-ные МП доводят разработки до пробных образцов и конт-рольных испытаний. В случае удачи их внедрением занима-ются крупные фирмы. Другая возможность -- привлечение венчурного капитала.

Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя по-лученный доход между заработной платой и инвестициями. На МП этот процесс, как и многие другие, упрощен, так как в большинстве случаев руководитель единолично рас-поряжается доходами. Другой вариант -- ускорение оборота денежных средств -- доступен главным образом МП непро-изводственной сферы. Руководители производственных фирм "размывают" профильную деятельность, занимаясь торгов-лей, посредничеством. Но относительное финансовое благо-получие предприятия оборачивается потерей времени в кон-курентной борьбе на рынке основного товара. Поэтому предприниматели, нацеленные на успешный бизнес именно в производстве, поэкспериментировав с торговлей, часто сво-рачивают ее.

Ослабить, а тем более снять финансовые ограничения для МП без вмешательства государства невозможно. Речь идет не о беспрепятственной раздаче бюджетных средств всем желающим. К тому же Совершенно необязательно (и даже с народнохозяйственной точки зрения вредно), чтобы из каждой микрофирмы выросло малое, среднее, крупное предприятие. Но, как показывает опыт промышленно раз-витых стран, стартовая финансовая поддержка -- лучшее условие для расширения масштабов малого предпринима-тельства. Привлечение внешнего капитала к финансирова-нию перспективного бизнеса -- залог поддержания оптималь-ной структуры экономики, эффективно сочетающей малые, средние и крупные предприятия. Решается эта задача как за счет прямой финансовой помощи государства, так и пу-тем создания механизмов, косвенно направляющих частный капитал, индивидуальные накопления на финансирование МП.

6. Особенности трудовых отношений.

В рыночной эконо-мике для МП по сравнению с крупным характерна большая доля затрат живого труда на единицу продукции. Малые предприятия склонны к трудоемкой работе со средним и низким уровнем квалификации персонала. Поэтому, чтобы поддержать конкурентоспособность, МП вынуждены, с од-

-ной стороны, экономить на оплате труда, а с другой -- ин-тенсифицировать труд работников. Решая первую задачу, предприниматели сталкиваются с трудностями при наборе высококвалифицированных кадров, что является несомнен-ным минусом для развития фирмы. Решая вторую, стремят-ся повысить степень вовлеченности работников в дела пред-приятия; создавая для этого особый тип внутрифирменных взаимоотношений -- отношений членов большой семьи.

Рыночная специфика решения кадровых вопросов при-суща и российским МП переходного периода. За небольшим исключением, суть которого в том, что, хотя дефицит тру-довых ресурсов руководители МП отмечают' значительно чаще, чем директора крупных предприятий, его основная причина--не более низкая зарплата работников, а повы-шенные требования к трудоотдаче. По мнению предпринимателей, трудно найти того, кто стремится работать интен-сивно и добросовестно, предпочитая зарабатывать, а не получать. Это очевидное наследство плановой уравниловки не по карману небольшой фирме. Имея ограниченные ис-точники финансирования, МП не в состоянии содержать "лишних людей".

Руководители МП четко сознают, что успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы как по линии руководитель--работник, так и между работника-ми. От Степени мотивированности работников к труду зави-сит возможность его интенсификации и, в конечном счете, потенциал предприятия. Наиболее действенный способ по-высить их заинтересованность в успехе фирмы -- устано-вить тесный, неформальный контакт с руководителем, так как именно с ним в представлении работников отождествля-ются как. победы, так и поражения. Тогда, если предприниматель обладает даром сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс "переплавить" живой труд в фак-тор роста бизнеса.

Тесные личностные отношения, руководителя МП и ра-ботников возможны, так как структура управления фирмы предельна упрощена. Это позволяет находить индивидуаль-ные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Их спектр широк: от угрозы лишить-ся работы, постоянного заработка до возможности самореа-лизации, вовлеченности в план предприятия. Гораздо ус-тойчивее те МП, где материальная заинтересованность со-четается с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.

Дружеские отношения между работниками также не-обходимы для МП с их спецификой вынужденного совмеще-ния обязанностей. Наиболее жизнеспособны из них те, где каждый при необходимости готов заменить каждого. Некон-фликтные внутренние отношения -- реальность большин-ства МП: коллективы небольшие, изначально формируются из числа лично знакомых, проверенных опытом общей ра-боты. Большинство работают постоянно. Это принцип руко-водителей: не брать временных работников, для которых проблемы предприятия далеко не личное дело.

В целом в представлении большинства предпринимате-лей внутрифирменные отношения ассоциируются со стерео-типом "большой семьи", где глава -- руководитель фирмы. В большой дружной семье не должно быть места сепара-тизму. Так считают предприниматели и крайне негативно оценивают возможность создания СТК, профсоюза. Неконт-ролируемые объединения работников, формальные или не-формальные, есть лишь на тех предприятиях, руководите-ли которых сумели использовать их в своих интересах. На-пример, привлекая неформальных лидеров к обсуждению проблем, перспектив бизнеса, тем самым усиливая вовле-ченность всего коллектива, поднимая уровень его мотиви-рованное. Или отдавая на откуп СТК принятие непопу-лярных решений -- перевод на другую работу, сокращение заработка, увольнение.

Реализовать принцип "большой семьи" несложно, так как дореформенный стереотип работника (а стереотипы по-ведения устойчивее условий, их порождающих) предпола-гал коллективизм, готовность к безвозмездной взаимопомо-щи, взаимовыручке. Проблема заключается в том, что не-пременным атрибутом семейных отношений в коллективе считалась комфортная обстановка, где первое место зани-мало общение по интересам, а не трудовая деятельность.

Уровень мотиваций к самореализации, карьерному росту был невысок. Работа на МП дает возможность и предполагает необходимость пересмотреть отношение к работе, прийти к выводу: "никто мне не должен". Оптимальная ситуация, когда работник нацелен на карьерный рост, который отож-дествляется с ростом престижа фирмы.

Тесные отношения руководителей с работниками под-разумевают необходимость соблюдения их интересов, в час-тности, когда речь идет об оплате труда.

7. Особенности налоговой политики государства по от-ношению к деятельности малого предприятия.

Важнейший инструмент государственного воздействия на предпринима-тельство в рыночной экономике -- налоговая политика, вы-полняющая две основных функции: фискальную, связанную с необходимостью формирования доходов государственного и местных бюджетов, и стимулирующую, направленную на поддержку конкретных сфер деятельности, секторов, хо-зяйствующих субъектов. В российской экономике государ-ство прежде всего реализует фискальную функцию.

С 1992 г. во всех опросах представителей малого бизне-са в целом и его различных групп проблема налогообложе-ния прочно занимает первое место. Налоги, сужающие фи-нансовые возможности фирмы, -- это болевая точка пред-принимателей и в развитых рыночных экономиках. Однако специфика российского малого бизнеса состоит в том, что проблема налогообложения отнюдь не исчерпывается непо-сильным налоговым бременем. Для российских предприни-мателей налоги -- это "государственный рэкет", поскольку, собирая их, государство неудовлетворительно выполняет ряд своих функций. Руководители МП также подвергают крити-ке налоговую систему: механизмы и процедуру расчета и взимания налогов, как и работу налоговых ведомств и их персонала.

Так, в результатах проведенного опроса 180 предпри-нимателей отмечается как чрезмерный налоговый пресс, так и частое изменение соответствующих законов и норматив-ных актов, нечеткость формулировок, сложность восприя-тия инструкций и нормативных документов, а особенно по-рочная практика введения их "задним числом". Обращалось

внимание на зависимое положение МП во взаимоотноше-ниях с налоговой инспекцией, работники которой монополи-зируют имевшуюся информацию, интерпретируют двусмыс-ленности законодательства в пользу бюджета, часто сами принимают ошибочные решения. Некоторые предпринима-тели обвиняли чиновников в предвзятом отношении к мало-му бизнесу.

Эта характеристика относилась собственно к периоду становления налоговой системы, создаваемой на глазах у предпринимателей, которые к ней приспосабливаясь, вы-нуждены были нести сопутствующие издержки. Для начи-нающих предпринимателей преодоление названных проблем организационно-информационного плана всегда представляет организационные трудности.

Материалы интервью показывают, что предпринимате-ли, хотя и рассматривают налоги как непосильные, посте-пенно к ним приспособились, выработали пути адаптации, уходя в теневую деятельность. Это подтверждается сравне-нием оценок остроты налогового бремени и экономического положения МП, данных их руководителями. Оказалось, что в 1994 г. предприниматели, отметившие остроту налогового бремени, в среднем несколько хуже оценивали экономичес-кое положение своих МП. Однако во всех последующих опросах подобной связи оценок уже не наблюдалось. Эти же интервью показали, что примерно с начала 1995 г. предпри-ниматели переместили основное острие своей критики на налоговую систему в целом.

Негативные оценки разных сторон налоговой системы были получены по трем важнейшим аспектам: механизм налогообложения (сюда включены нестабильность налого-вой политики, сложность и нечеткость правил и процедур налогообложения, количество видов налогов); собственно ве-личина налогов; институциональный аспект (он включает вопросы, информационного обеспечения, организации работы налоговых служб, взаимоотношения с налоговыми ведомства-ми и отдельными чиновниками).

Что касается селективной функции налоговой полити-ки, то, как известно, малый бизнес имеет определенные льготы по налогу на прибыль, которые распространяются

на МП в первые годы работы, а также в приоритетных ви-дах деятельности. По оценкам экспертов, данными льготами пользуются не более 30% МП. Предоставляют налоговые льготы и региональные (местные) органы власти. В то же время налоговые льготы всегда лидируют в перечне пред-почитаемых руководителями мер государственной поддер-жки малого бизнеса: за эту меру высказались почти 83% предпринимателей во всероссийском опросе вне зависимос-ти от экономического положения предприятий. В опросе по региональным программам поддержки предпринимательства необходимость снижения уровня местных налогов отметили почти 63% респондентов. При этом каждый пятый предпри-ниматель посчитал реальным добиться снижения уровня этих налогов для своего МП, тогда как каждый второй придер-живался противоположного мнения.

1.4. Роль малого бизнеса в экономике

Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49% всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкого предпринимательства.

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

Доля технологических нововведений в США и Германии

в 80-х годах в %

мелкие средние крупные

фирмы фирмы фирмы

США 35% 15% 50%

Германия 26% 11% 63%

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования. Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

2. Малый бизнес в экономике России

2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России

Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел.

В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся в федеральной собственности, что составило 707 млрд. рублей. Основная часть средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус "легких денег", быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия нашего государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия.

2.2. Особая роль малого бизнеса в экономике России

Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характе-ристик МП трансформируется в специфическую роль мало-г6 бизнеса как сектора экономики, определяя его экономи-ческую и социальную значимость. Они -- основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества мало-го бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается спе-цифика малого предпринимательства -- "оживать" в период общего экономического спада, "принимать на себя" реше-ние многих социальных и экономических проблем.

Такой вывод позволяет сделать анализ накопленных дан-ных: результатов опросов предпринимателей, статистичес-ких показателей. Следует, однако, помнить: предоставляют статистическую отчетность, участвуют в опросах достаточ-но успешные, по крайней мере реально функционирую-щие, фирмы. Это те МП, которые прошли испытание вре-менем, нашли свою нишу, способы удержать, даже расши-рить рынок сбыта. Именно такие предприятия, по имею-щейся информации, достаточно устойчиво стоят на ногах. Но с 1994 г. их количество не растет, напротив, оно не-сколько уменьшилось. Очевидно, барьеры входа в малый бизнес стали слишком высоки, начать предпринимательскую деятельность стало значительно сложнее, чем поддер-живать стационарный режим уже запущенного дела. Про-цесс формирования рациональной структуры экономики, где на МП приходится значительная доля всех хозяйствующих субъектов и подавляющая -- всех занятых, застопорился.

Функционирующие МП демонстрируют хорошую спо-собность адаптироваться к внешним условиям, своим разви-тием укрепляя рыночные отношения. По данным монито-ринга частного сектора, руководители МП считают общее состояние фирмы плохим в среднем в 1,3 раза реже, чем директора крупных и средних предприятий.

Малый бизнес является надежным источником бюджет-ных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. МП-лидеры практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа круп-ных предприятий, напротив, имеют просроченную задол-женность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым ис-точником постоянной занятости, постоянных доходов насе-ления. Доля просроченной задолженности по заработной пла-те на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на круп-ных.

Для работников малый, бизнес -- возможность избавить-ся от прежнего стереотипного отношения к труду как к зат-рате времени, а не энергии, сил. Для руководителей -- это школа рыночного предпринимательства. У МП-лидеров фор-мируются рыночные стандарты поведения практически во всех сферах деятельности. У крупных предприятий ус-пех в большей мере определяется отраслевой принадлежно-стью, а не рыночно-ориентированными решениями.

Малый бизнес активно формирует систему хозяйствен-ных связей, ее нижний, местный уровень. Хозяйственные связи МП более длительны, чем у крупных, особенно с по-требителями (продавцами), им лучше удается удержать рынок сбыта. Хозяйственная кооперация в малом бизнесе постоянно перерастает в интеграцию, особенно у наиболее успешных предприятий: 1/5 лидеров заинтересованы в интеграции с организациями по сбыту, производителями ана-логичной продукции. Очевидна ориентация на серьезное ос-воение рынка. Вместе с тем большинство развивающихся МП не стре-мится перешагнуть формальный порог, отделяющий их от среднего бизнеса. Среди фирм-лидеров лишь 4% предприя-тий всерьез рассматривают возможность создания семейства дочерних фирм, выделения отдельных производств в само-стоятельные предприятия. Тем самым тормозится расшире-ние среднего бизнеса, формирование рациональной струк-туры экономики. Нельзя исключить, что данная ситуация -- отчасти следствие льгот, предусмотренных исключительно для МП. Ставя целью создание условий, способствующих развитию малого предпринимательства в целом, льготный режим функционирования МП становится своего рода барь-ером на пути конкретного динамично развивающегося биз-неса. Снять это противоречие можно, создав среду, благо-приятную для предпринимательской деятельности любых масштабов.

Качественные характеристики российского малого предприятия. Используемые количественные критерии оп-ределения типа предприятия -- это операционный инстру-мент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения пред-приятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предпри-ятий. Во многом поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большин-стве промышленно развитых стран. Специфика МП в условиях рынка определяется его особенностями в таких сферах жизни, как целеполагание, менеджмент, финансирование, планирование выпуска, кадровая политика. Эти характери-стики предопределяют как преимущества, так и недостатки: предприятий относительно небольшого размера по сравне-нию с более крупным бизнесом в контексте решения конк-ретных управленческих задач. Их недостатки -- объектив-ная основа возникновения барьеров для развития малого бизнеса, изначально присущих ему в развитом рынке или

вызванных переходными условиями, а потому в принципе устранимых. Меры государственной поддержки должны быть направлены на преодоление барьеров, обусловленных не-развитостью рыночных отношений в нашей стране.

Помимо преимуществ, у МП имеются и уязвимые мес-та. Главное для них -- малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства МП основным ис-точником стартового капитала или пополнения средств, уже вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но коммерческие банки всегда неохотно взаимодействуют с МП, потому что для них мелкие ссуды менее выгодны, чем кре-диты КП, и сопряжены с гораздо большим риском. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий про-цент, чем платят крупные заемщики. Как свидетельствует опыт, трудности доступа к коммерческому кредиту порож-дают у многих МП хроническую нехватку оборотного капи-тала, что и становится причиной большинства банкротств. Финансовое положение МП особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от КП, они имеют лишь ограниченные возможности перекладывать рост своих из-держек на потребителей.

Вследствие названных причин отличительной чертой малого предпринимательства является его неустойчивость, проявляющаяся в массовом разорении МП, "вымывании", вытеснении их из производства в процессе жёсткого "ес-тественного отбора" в условиях рыночной конкуренции. По данным Администрации по делам малого бизнеса США, почти каждая четвертая вновь созданная малая фирма тер-пит банкротство уже на первом году своей деятельности, а 90% не могут продержаться более четырех лет. Правда, разорение как утрата капитала происходит лишь в 20% слу-чаев: американское законодательство стимулирует "добро-вольное банкротство" МП:-- обмен или продажу ими своих акций для приобретения более выгодного бизнеса.

Американский рынок отличается повышенной требовательностью к начинающему предпринимателю. В других странах малый бизнес имеет больший шанс на выживание. Так, в Великобритании к концу четвертого года деятельности на рынке удерживаются около 40% МП. Однако и здесь для выживания фирмы критическим считается первый год, в течение которого разоряется половина всех создаваемых новых предприятий. В странах ЕС в среднем 7 из 10 новых МП выживают в течение первых трех лет своей деятель-ности.

3. Состояние малого бизнеса в Алтайском крае

Специалисты Российского центра экономических и финансовых исследований и разработок пришли к выводу, что в России легче всего открыть малый бизнес в Алтайском крае. Данное исследование проводилось по заказу Министерства экономического развития Правительства РФ и Всемирного банка. Его цель - выявить существующие административные барьеры в деятельности малых предприятий (регистрация, получение лицензий, многочисленные контрольные проверки).
В опросе приняли участие 100 малых предприятий и оказалось, что в России быстрее всего можно пройти все формальности при организации собственного бизнеса в Алтайском крае - в среднем за 30 дней. Кстати, предприниматели из Москвы и Хабаровского края тратят на это в четыре раза больше времени - 120 дней. Кроме того, Минэкономразвития интересовало выполнение на местах федерального закона "О защите прав предпринимателей при проведении государственного контроля". Оказалось, что в среднем одно малое предприятие проверяли пять раз, в Алтайском крае этот показатель - 3,8.
Ниже приведены данные на июнь 2002-го года о ходе выполнения закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае».

На малых предприятиях трудится около 95 тысяч человек, более 97 тысяч работает в организационно-правовой форме индивидуальных предпринимателей. Если к ним добавить около 30 тысяч работающих в фермерских хозяйствах, то общая численность работников, занятых в сфере малого предпринимательства, достигает 220 тысяч человек.

Таким образом, малый бизнес, если учитывать членов семей, занятых в нем, обеспечивает жизнь до четверти населения края. Это подтверждают и цифры, характеризующие вклад малого предпринимательства в бюджеты всех уровней. Так в 1996 году на долю малого предпринимательства приходилось около 6 % налогов и других платежей в бюджеты всех уровней на территории края; в 1999 году - 11,2 %, а в 2000- уже 20,4 %. Таким образом, каждый пятый рубль в бюджете от субъектов малого предпринимательства.

Несмотря на то, что, на протяжении ряда последних лет условия для малого предпринимательства остаются сложными, ситуация, судя по некоторым показателям 2000 года, начинает меняться. По итогам конца прошлого и начала текущего года наблюдается некоторый рост таких показателей как число малых предприятий - на 13%, общее количество занятых в сфере малого предпринимательства - на 2%, поступление налогов и других платежей от субъектов малого предпринимательства - в 2,4 раза, причем поступление от "физических лиц" - в 3,4 раза.

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями края в фактических ценах составил в 2000 году - 4 428 млн. рублей, в 1999 году - 3 867 млн. рублей. Малыми предприятиями края отгружено товаров в фактических ценах в 2000 году на сумму 11 963 млн. руб., в 1999 году - 9 157 млн. руб. Объём платных услуг, оказанных населению малыми предприятиями в 2000 году составил 265 млн. руб., в 1999 году - 186 265 млн. руб.

Практически все ключевые статьи закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Алтайском крае", определяющие организацию государственной поддержки малого предпринимательства в крае, выполняются. Так полностью выполняются: статьи, определяющие компетенцию представительной и исполнительной власти края; статья о наличии в структуре администрации комитета по поддержке предпринимательства; статья о порядке разработки и структуре краевой Программы поддержки малого предпринимательства; статьи о наличии в бюджете края отдельной строки, предусматривающей финансирование Программы, и о схеме этого финансирования.

Как сообщил председатель краевого комитета по предпринимательству Владимир Чепель, за прошедшие с момента принятия закона годы изменилось выполнение статьи о краевой Комиссии по развитию предпринимательства. В законе она прописана как ведомственная, и ее состав утверждается председателем комитета. Последние три года она утверждается главой администрации края и имеет характер межведомственной.

Частично выполняется глава по регистрации и учету субъектов малого предпринимательства. В ней выполняются статьи о порядке регистрации и не выполняются статьи о ведении реестра субъектов малого предпринимательства. Проблема ведения реестра не была решена на федеральном уровне. Определенный в Гражданском кодексе уполномоченный орган - Минюст - к этой работе так и не приступил. В ближайшем будущем эта проблема в стране, по-видимому, будет решена по-другому.

Не выполняются: статья о предоставлении льгот для звеньев краевой инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; статья о резервировании определенной доли государственного заказа для субъектов малого предпринимательства. Они участвуют в общем конкурсе; а также статья об определении при формировании пакетов заказов доли, размещаемой на конкурсной основе у субъектов малого предпринимательства.

По мнению В. Чепеля, положения, составляющие основу данного закона, не утратили своей актуальности, являются востребованными и соответствуют в основном реалиям сегодняшнего дня. Вместе с тем появились некоторые новые обстоятельства, которые могли бы найти отражение в законе, например, взаимоотношения с объединениями предпринимателей, организация проверок государственными контролирующими структурами, организация работы на муниципальном уровне. Но принимать закон в новой редакции в ближайшее время нецелесообразно, поскольку на федеральном уровне началась работа по серьезному изменению нормативной базы для малого предпринимательства - от закона о регистрации до новой редакции федерального Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". По оценке В. Чепеля, на краевом уровне можно будет принять такой закон через 1-1.5 года.

15 марта текущего года прошел 5-й съезд предпринимателей Алтая. С приветственным словом к собравшимся обратился губернатор края Александр Суриков. По словам губернатора, предпринимательство призвано обеспечивать достижение широкого спектра целей, решение важнейших социально-экономических задач в Алтайском крае. В качестве примера он привел такой факт, что в развитых экономических странах 60% трудоспособного населения занято в сфере бизнеса. Выступавший подчеркнул, что первостепенной задачей государства, администрации является работа по укреплению сферы предпринимательства. А.Суриков сообщил, что администрация края с целью поддержки предпринимательства проводит развитие прямого диалога предпринимателей и власти; упорядочение инфраструктуры, обеспечивающей функционирование сферы бизнеса; упорядочивание работы контролирующих органов. Из действий, непосредственно помогающих предпринимательству, А.Суриков назвал: создание и поддержку оптовых рынков; расширение кредитования; работу в отношении банковских ставок, которые тяжелы для предпринимателей, поэтому, по словам А.Сурикова, "нужны льготы, даже за счет бюджета".

Также он подчеркнул, что движение навстречу предпринимательства есть на всех уровнях: в администрации края создан общественный Совет по предпринимательству, первый зам. губернатора занимается вопросами малого и среднего предпринимательства. Выступавший отметил, что сейчас главной задачей является устранение административных барьеров. Один из них - многочисленность проверок бизнесменов контролирующими органами, что провоцирует наличие теневой стороны в работе контролеров.

Губернатор заверил собравшихся, что "все ваши серьезные предложения будут проработаны, и приняты решения в вашу поддержку, так как без малого и среднего предпринимательства невозможно решение многих социально-экономических проблем".

Исполнительный директор Алтайского Союза предпринимателей Валерий Кондратюк на этой встрече сказал, что в крае пока только 10-12% доходов поступает в бюджет от сферы малого и среднего бизнеса. Самой важной проблемой, по словам выступавшего, являются налоги. Налогообложение регулируется противоречивыми законами, допускающими произвольную трактовку; иногда законы противоречат и здравому смыслу. Таким образом, если субъект честно уплачивает все налоги, ему грозит разорение. В. Кондратюк подчеркнул, что пока в крае не существует механизма воздействия со стороны предпринимателей на законодательную систему, поэтому "надо объединяться в Союзы и сообща решать вопросы". Выступавший назвал потенциал малого и среднего бизнеса на Алтае огромным. Так, в Рубцовске эта сфера обеспечивает 40% поступлений в бюджет, и 224 тысячи человек, занятых в сфере предпринимательства в крае, не требуют от государства ни льгот, ни пособий, а обеспечивают сами свою жизнь.

В. Кондратюк обратил особое внимание собравшихся на то, что "недостаточно только платить налоги и помогать инвалидам. Нам следует самим формировать положительный образ предпринимателя совместно со средствами массовой информации, нужно работать над своим имиджем".

Заключение

Таким образом можно прийти к следующим выводам.

Развитие рыночных отношений в экономике России невозможно без развития малого бизнеса. Это объясняется тем, что малое предпринимательство имеет свои особенности, одна из которых - возможность быстрого реагирования на изменения конъюнктуры рынка, открытие новых видов товаров и услуг, а отсюда возможность в короткие сроки окупать капитал, переключая его с одного производства на другое, внедряясь в новые сферы деятельности.

Другая особенность малых предприятий - издержки производства и обращения, которые, как правило, выше, чем у крупных. Малые предприятия нуждаются, особенно на начальном этапе в льготах при создании и функционировании и других мерах государственной поддержки.

Малое предпринимательство в России является не только необходимым звеном в создании рыночной экономики, но и наиболее существенным элементом в социальном преобразовании общества, так как в значительной степени служит созданию среднего класса, обеспечивающего политическую стабильность и демократическое развитие общества.

Список литературы

1. Брюк Р. Калинкин Е.В. и др. Малый бизнес: выход из экстремальных ситуаций. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика». 2001.

2. Лапуста М.Г. Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРА - М, 1997.

3. Пелих А.С. Шепеленко Г.И. Малые предприятия. - Ростов н/Д: Экспертное бюро. Гардарика, 1996.

4. Попов В.М. Мяпунов С.И. Практика малого бизнеса. - М.: Издательство «Гном и Д» 2001.

5. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления. " Российский экономический журнал",1993.

6. Шулятьева Н .А. Малый бизнес в условиях рынка. Ж. "Деньги и кредит", 1992, N 1.

7. Новости Малого Бизнеса. Электронный журнал. Выпуск №44 от 02.11.98.

8. www.dnsk.ru

9. www.sibir.rian.ru

10. www.amitel.ru






Информация 







© Центральная Научная Библиотека