Развитие малого и среднего предпринимательства в Татарстане и России
Институт экономики управления и права
Реферат на тему
«Развитие малого и среднего предпринимательства в РТ И РФ»
Зеленодольск 2010 год
Содержание
Введение
1. Развитие малого и среднего бизнеса
2. Раздача кредитов и материализация программ
3. УСН на основе патента
Введение
Под коммерческой деятельностью, понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта (полезной вещи) или услуги (невещественного продукта). Часто коммерческую деятельность называют бизнесом.
Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития. Освоение инновационного экономического роста невозможно в условиях искусственного ограничения созидательной творческой стихии, свободы хозяйственной инициативы, необходимой для этого мобильности всех производственных ресурсов. Предпринимательство обеспечивает освоение новых перспективных производств, способствует «вымыванию» устаревших.
Оно способствует развитию конкуренции и «маркетизации», а также увеличению «открытости» национальной экономики, развитию ввоза и вывоза капитала.
Предпринимательство создает механизмы координации, выработки стратегии развития через рынок и конкуренцию, связи между хозяйствующим субъектами.
Таким образом, предпринимательство как субъект хозяйствования и особый творческий тип экономического поведения составляет неотъемлемое свойство всех факторов достижения экономического успеха.
Цель настоящей курсовой работы - определить особенности формирования финансов индивидуальных предпринимателей.
Задачи работы:
- исследовать понятие и сущность категории «индивидуальные предприниматели»;
- рассмотреть особенности финансов индивидуальных предпринимателей согласно современному российскому законодательству.
При освещении теоретических вопросов были использованы законодательные акты, учебные пособия, статьи периодических изданий.
1. Развитие малого и среднего бизнеса
В конце прошлого года всемирный банк опубликовал первое исследования «введение бизнеса в России 2009» Согласно которому получается , что наиболее благоприятные условия для бизнеса среди 10 российских городов, включая Москву ,- Казань. Некоторые эксперты полагают что во многом является следствием Административного ресурса, обличающего бизнес «Своим» их идейные противники возражают: Мол, на одном Административном ресурсе малый и средний бизнес не завоевал бы свои 24% в валовом регионом продукте. «Но у нас задача достичь 30- процентной доли, напомнил на последний коллегии комитета по поддержки и развитие малого бизнеса и среднего бизнеса РТ Премьер Министр Татарстана Рустам Миниханов - Так что подумайте о дополнительных мерах по поддержки и развитие малого и среднего бизнеса. О том, что государство сделала для поддержки предпринимательства, которое, по определению Премьера, «формирует» тот самый средний класс и о том как на эти меры откликаются сами предприниматели, в интервью «Татарстану» рассказал представитель Комитета по поддержки малого и среднего предпринимательства РТ Тимур Шигавалеев. Казань признали самым благоприятным городом для открытия бизнеса. Татарстан то же во многих источниках называется лидером по развитию малого и среднего предпринимательства.
В первую очередь по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства оно выше чем в соседних регионах. А том числе - регионах сопоставимых с Татарстаном по уровню социальной - экономического развития и по специальной деловой активности вообще. Свою роль этого формировании этого класса, безусловно, сыграли и меры поддержки со стороны государства. Татарстан был пилотом при внедрении многих программ российского Министерства экономического развитие. Так, например было программой технологического присоединения к электрическим сетям. Кроме того, мы были первыми в стране, кто запустил «Лизинг- Грант», который оказал настолько востребованным и эффективным, что его основа сегодня закрывается в новую совместную программу «Внешэкономбанка» и «Российского банка развития» по кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства по средством лизинга.
Прежде всего. Опыт материальной поддержки предпринимателей в Татарстане достаточно Богатый - первые гранты (по 100 тыс. рублей) выдано еще в агентстве по развитию предпринимательства. Но проблема в том, что государственный орган был обсалютно не в состоянии понять дальнейшие судьбу этих средств. Деньги выдаться под конкретный бизнес проект а на что они были потрачены в действительности - на оборудования или на новую мебель в офис, отследить было практически невозможно. Так что от этой практике решено было отказаться. Единственное исключение - уже упомянутая программа технологического подключения к электрическим сетям, которая действовала в регионе в прошлом году. Суть ее в следующем. За саму возможность пользоваться электричеством предприниматель должен заплатить. А все этому что при избыточности энергомощностей как таковых, при постоянно растущем потребление энергии крайне не хватает сетей для передачи этих мощностей. Это проблема не только Татарстана - подобная ситуация сложилось по всей стране. Ситовые компании диктуют свои условия, и суммы, которые они выставляют за подключения, огромны- до двух миллионов рублей за 10 кВт. Государство субсидировала 30% от суммы, в которую предпринимателю обошлось подключение, причем субсидировало после того, как он получил доступ к мощностям. Пока все лимиты по данной программе выработаны, однако в настоящее время Минэкономразвития готовит новый подобный проект. (Тем не менее за живыми деньгами в комитет приходят до сих пор.
Да при этом многие искренне удивляться, почему мы выдаем не деньги, а оборудование. Которое к тому же, до исчисления контракта с лизинговой компанией нельзя продать. Понятно, что эти предприниматели которые действительно нацелены делать бизнес, а люди которые элементарно хотят получить деньги с государства.
Задается вопрос таких людей много?
Достаточно. За год через отдел финансового- правовых консультации комитета прошло окало 8 000 человек. На гранты заявились 1,5 тысячи. Реально получили 760- каждый второй.
Половина отсеялись именно по тому что не хотели участвовать в программе из- за того, что она предусматривает выдачу «живых» денег?
-Нет. Полторы тысячи предпринимателей - это те, кто уже заявился на программу. Многие отнеслись по этому, что не смогли собрать необходимой набор документов: если в пакет не хватает какой то бумаги, его заявка даже не рассматривается- милости просим на следующий этап, который проводиться раз в полтора- два месяца. Но это только первоначальный отсев. Проекты тех, кто не выбрал по формальному признаку потом рассматривает конкурсная комиссия. И здесь становиться ясно, понимает ли кандидат н получение гранта что- нибудь в бизнесе, знает свой «предмет» или для него это темный лес. Иногда приходили люди которые хотели получить теплицу для выращивания томатов. Его спрашивают, какой сорт он выдает: «бычье сердце » (видимо, единственный известный ему сорт). У них спрашивали дальше: как будет отапливаться теплица и как он и как он собирается поливать свои помидоры? И человек искренне удивляется: мол, а что теплицу разве еще отапливать надо?.. То есть он рассчитывал на то, что государство дарит ему теплицу, а дальше он как-нибудь разберется. А если нет. Так что лучше дать тому, кто разбирается. Бывали разные случае приходил предприниматель - классический образчик тех, разбирается. Ему нужна была сыроварня. Его спросили о том, как он будет делать сыр, и тут выяснить, что сыр он давно делает, только делает на самодельным оборудовании, которое постоянно ломается. И ему нужно профессиональное, что бы расшириться и превратить личное домохозяйство в нормальное производство.
Можно ли сейчас говорить о итогах программы «Лизинг-Грант»?
- Пока рано. У аграриев вообще должен пройти как минимум один сельскохозяйственный цикл. Но то, что все они занимаются тем бизнесом о котором заявляли - однозначно. У них просто нет выбора. По большему счету не так уж и принципиально в каком секторе занят предприниматель- в сельском хозяйстве, строительстве или производстве.
2. Раздача кредитов и материализация программ
За прошлый год банки существенные сократили объемы кредитования малого бизнеса. По данным микроэкономики РТ, в 2009 году татарстанские предприниматели получили в полтора раза меньше кредитов чем в 2008-м. По предварительным подсчетам, субъекты малого бизнеса в прошлом году «заняли» в татарстанских банках в общей сложности 90 миллиардов рублей.
Банки, заинтересованные в сотрудничестве с сегментом малого предпринимательства, участвовали в программе поддержки МСП «Российского банка развития» В рамках ее реализации «РосБР» выдал кредит подпрограмме рефинансирования трем казанским банкам на общую сумму 323 миллиона рублей. Средства были представлены ОАО «АИКБ «Татфондбанк» (255 миллионов). КБЭР «Банк Казани» (25) и ЗАО ГКБ «Автоградбанк» (43). Ранее «Российский банк развития» выдал кредит АКБ «Спурт» в размере 123 миллиона рублей.
Эти средства достались в основном предприятиям, занятым в производственной и промышленной сфере, а так же сфере услуг. В частности, прокредитованы малые и средние компании, занятые в пищевой промышленности (производство соли, кондитерских изделий) а так же сфере медицинских услуг.
Помощь от «РосБР» продолжает поступать. В конце декабря «Российский Банк развития» выдал очередной кредит- 329 миллионов рублей, который достался «Ак Барс банку». Кредиты из этой суммы будут выданы предпринимателям через филиалы «Ак Барс Банка», распложены в 11 субъектах федерации (на предпринимателей РТ продеться только 48 миллионов). По данным пресс- центра «РосБР» на эти средства про кредитованы предприятия, производящие специальные машины и оборудование. Так же кредиты получают Сельскохозяйственные предприятия, субъекты МСП пищевой промышленности сферы услуг.
Эти кредиты показывают лишь часть спроса. По словам банкиров, более 50% малого бизнеса РТ составляют розничные и оптово- розничные торговые предприятия
Сложно получить ссуды сегодня и тем отраслям, которые зависят от крупного бизнеса. Например, это подрядные организации в сфере строительства, представители автомобильной отросли.
Несмотря на то что объемы кредитования малого бизнеса существенно сократились, банкиры видят в этом сегменте потенциально привлекательных заемщиков. По словам банкиров кредиты малым предприятиям они используют для диверсификации своих пассивов. Работа с малым бизнесом банк перестал быть заложником одного или несколько крупных клиентов.
Другая привлекательная сторона сотрудничества с малым бизнесом заключается в том что он всегда нуждается в банках. Крупные предприятия и реализуемые ими программы и проекты в большинстве своем уже распределены по банковской системе. Работа же в секторе малого бизнеса является свободной нашей и может стать основной для деятельности малых и средних банков. И ниша огромна на данном Росстата, в 2009 году в стране насчитывалось свыше 220 тысяч малых предприятий.
В период кризиса кредитовать малый бизнес особенно выгодно. Банкиры уверяют хотя кризис и бьет по не большим копанием больнее, т.к. у них нет резервов но в отличие но в отличие от больших компаний малые предприниматели более гибко ведут себя на рынке. Да и многие ниши в которые они работают востребованы даже во время кризиса.
Банки смена правил.
Ситуация которая складывается на финансовом рынке в начале 2009 года, вынудила банки пересмотреть кредитную политику ужесточив требования к условиям выдачи кредитов и к оценки рисков. К числу основных численных факторов повлияющих на сектор кредитования малого бизнеса, можно отнести повышения процентных ставок. По данным пресс- службы банка «Сосьете Женераль Восток» в среднем увеличение произошло на 5-8%
Кроме того очевидно ужесточение требований к заемщикам в последние месяцы а так же сужения банковского предложения. Усилились требования по платежеспособности заемщиков по проверки их агентов контрагентов а так же требований залогам.
Если до кризиса банки кредитовали под залог товара в обороте то с наступлением кризиса в качестве обеспечение стали принимать как правило только недвижимость . Банки принялись более деятельно анализировать финансовые показатели малого бизнеса что позволяло банкам и в кризис выдавать большую сумму кредита отдельным видам бизнеса. Более того среди бизнесменов есть мнение что сегодня кредит представителям малого бизнеса дают охотнее как обычным заемщиком- физическим лицам, чем как юридическим лицам.
Деньги станут ближе.
Уже концу 2009 года банки стали пересматривать кредитную политику в сторону ослабления требований к бизнесу и залогам.
На примере «НОМОС Банка» были увеличены сроки кредитования, упрощены процедуры кредитования наиболее многочисленно сегмента малого предпринимательства «среднего и ниже среднего» стали более лояльными залоговые требования. Как результат рост объемов кредитования малого бизнеса. Мы так же соответствуем этой тенденции, и в третьем и в четвертом кварталах отмечаем рост кредитного портфеля малого бизнеса. Конечно, интенсивность не такая как в 2008 году, но главное что произошел перелом тенденций «к росту» и в этот важный сигнал для рынка малого бизнеса.
Новые возможности предоставил малому бизнесу Сбербанк. Так появилось возможность взять кредит на коммерческие автотранспорт под залог самого транспорта, а так же получить ссуду на недвижимое имущество под офисы, производство и склады под залог приобретаемого имущества.
Увеличению объема кредитования может способствовать и растущая господдержка. В 2010 году в полном объеме заработает программа кредитования малых предприятий, начатая в 2009 году на базе «Российского банка развитие» а так же механизм гарантированных фондов для кредитования малого и среднего бизнеса. По данным Правительствам РФ через банки- партнеры «РосБР» малый бизнес получает в 2010 году не менее 100 миллиардов рублей кредитов, через механизм гарантийных фондов- не менее 80 миллиардов.
Согласно НК РФ УСН предполагает 3 варианта применения:
1. УСН с объектом налогообложения в виде доходов,
2. УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшение расходов
3. УСН на основе патента
Таким образом УСН на основе патента особый вид специального налогового режима, определенного положением ст. 346.25.1 главы 26.2 УСН НК РФ
В отличие от других режимов, которые были ориентированы на малый бизнес, УСН на основе патента предназначена для применение микробизнесом, т.е. для применения ИП с ограничением штатом работником.
УСН на основе патента является широко известным в налоговой теории видом налогообложения потенциального (вмененного, предполагаемого) дохода. В РФ кроме УСН на основе патента существуют и другие подобные налоги, и налоговые режимы - ЕНВД по отдельным видам деятельности и налог на игорный бизнес. Кроме того, УСН с объектом налогообложения в виде также безусловно относиться к данной группе налогов. Всех их объединяет, что при налогообложении потенциального объекта используется косвенные методы расчета налоговых обязательств в противоположность стандартной системе налогообложения, основанной на данных учета. С 1 января 2003г. Было введена в действие гл. 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения». К началу 2006 г. Специальной налоговый режим УСН показателе себя как достаточный эффективный режим налогообложения малого бизнеса на 1 января 2006 года данный режим использовали 1059 тыс. организаций (около 28% ИП и малых предприятий)
Главным недостатком этого режима была невозможность использование труда наемных работников. Трудно представить вид деятельности, где индивидуальный предприниматель может выполнить все действия самостоятельно. Даже можно учитывать что предприниматель может сам заниматься непосредственно основной деятельностью, с большой долей вероятности ему потребуется бухгалтер для ведение отчетности, охранник для обеспечение безопасности и.т.д. Другим недостатком было (и остается в настоящие время ) ограничение, согласно которому можно приобрести патент лишь на один вид деятельности.
Эти недостатки привели к тому что применение УСН на основе патента не завоевало популярности, сравнимой режимами УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов. На конец 2008 года всего0,2% плательщиков УСН и 0,1% ИП использовали УСН на основе патента.
Федеральный закон №155-ФЗ от 22.07.2008 года разрешил использовать труд наемных работников с 01.01.2009 года установив ограничение на среднесписочную численность работников (не более 5 чел.), а так же разрешил список видов деятельности, для которых булл предусмотрен патент. Общее количество видов деятельности увеличилось с 58 до69. В результате к концу 2009 г. Количество ИП, купивших патент, выросло в 4 раза.
Одним из недостатков патентной формы налогообложения является то что указанная форма применяется не на все территории РФ, а в отдельных субъектов Федерации. В случае передачи права введения данной системы налогообложения на местный уровень власти, можно ожидать что все законодательные органы власти могут принять решении о введение патента. Это может произойти по различным причинам (отсутствие информированности слабый интерес к малому бизнесу плохо налаженная процедура принятия законов).