Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане
1. Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане
Президент РК Н.Назарбаев в своем Послании Народу Казахстана дал поручение снизить административные барьеры для бизнеса и создать экономические стимулы для его развития - Правительство использует новые и эффективные методы по реализации поставленных задач;
Правительством за основу взят принцип взаимовыгодного сотрудничества, истинного партнерства государства и бизнеса для достижения общих стратегических целей;
Системность и оперативность предпринимаемых государством мер находит положительные отклики со стороны деловых кругов.
1. Равноправный и открытый диалог - совместные рабочие группы с представителями делового сообщества стали основным инструментом Правительства для создания лучших условий ведения бизнеса. По поручению ПМ РК, представители Ассоциаций активно вовлечены в работу по разработке нового Налогового кодекса, снижению административных барьеров, устранению условий для проявления коррупционных правонарушений. Ранее, закон "О частном предпринимательстве" сделал обязательным экспертизу всех законопроектов в профильных ассоциациях предпринимателей;
2. Системность - Правительство особое внимание придает принятию системных мер, нацеленных на долгосрочную перспективу. В новом налоговом кодексе предлагается устранение многочисленных льгот и преференций с заменой их на пониженную ставку налогообложения для несырьевого сектора экономики. Разрабатывается закон "О конкуренции" на принципиально новых принципах, создано Агентство по защите конкуренции, которое, по сути, будет защищать интересы бизнеса от недобросовестной конкуренции и ограничению конкуренции со стороны государственных структур;
3. Оперативность - Понимание важности вопроса вынуждает Правительство действовать и принимать решения в максимально сжатые сроки. После объявления Главой государства о введении моратория на проверки малого и среднего бизнеса до упорядочения регулятивных процедур, соответствующее постановление Правительства было подписано уже на следующий день. Налоговый и Бюджетные кодексы, закон "О конкуренции" разрабатываются в предельно короткие сроки.
2. Основные меры системного характера, направленные на создание условий для бизнеса
1. Введение моратория на проверки малого и среднего бизнеса;
2. Выделение 4 млрд. долл. США на поддержку казахстанского бизнеса ввиду сокращения возможностей банков второго уровня по кредитованию экономики;
3. Разработка нового Налогового кодекса, предусматривающего кардинальное снижение налогового бремени на не-сырьевые сектора экономики и упрощение налогового администрирования;
4. Проведение административной реформы, основной целью которой является устранения возможностей для коррупции со стороны недобросовестных чиновников;
5. Снижение административных барьеров;
6. Привлечение ассоциаций предпринимателей к законотворческой деятельности, касающейся интересов бизнеса;
7. Реализация программы "30 корпоративных лидеров", в рамках которой оказывается государственная поддержка прорывным проектам, которые, в свою очередь, создадут вокруг себя сотни малых и средних предприятий;
8. Разработка закона "О конкуренции", создание профильного Агентства;
9. Совершенствование закона "О государственных закупках", использование ресурса госзакупок для развития отечественного машиностроения;
10. Создание и развитие центров поддержки предпринимательства и других объектов инфраструктуры;
11. Учебно-методологическое и информационное обеспечение деятельности субъектов предпринимательства.
12. Политическая воля - особое внимание проблемам предпринимательства со стороны Главы государства и Премьер-министра Республики Казахстан.
3. Статистика
Таблица 1
|
Наименование показателей | Единицы измерения | Показатели (на 1 января 2008 года) | к отчетному периоду прошлого года в % | |
Количество зарегистрированных субъектов малого предпринимательства | единиц | 985496 | | |
в том числе: | индивидуальных предпринимателей | | 601057 | | |
| юридических лиц | | 189671 | 110,1 | |
| крестьянских хозяйств | | 194768 | 100,5 | |
Количество активных субъектов малого предпринимательства | единиц | 680138 | 119,8 | |
в том числе: | индивидуальных предпринимателей | | 454959 | 124,5 | |
| юридических лиц | | 55865 | 110,0 | |
| крестьянских хозяйств | | 169314 | 100,6 | |
Численность занятых в малом предпринимательстве | человек | 1835606 | 112,8 | |
Выпуск продукции (товаров и услуг) активными субъектами малого предпринимательства | млн. тенге | 2001712,0 | 118,7 | |
|
Таблица 2 Численность занятых на предприятиях малого бизнеса в разрезе регионов (по состоянию на 1 января 2008 года )
Текущие меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса
В 2007 году завершила свое действие Программа ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства на 2005-2007 годы. В частности, разработан и принят ряд законодательных актов, таких как Закон "Об амнистии в связи с легализацией имущества", внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения, лицензирования, административных правонарушений.
Функционируют семь социально предпринимательских корпораций, которые будут способствовать продвижению продукции малого и среднего предпринимательства, а также консолидации малоуспешных частных предприятий. Участие в проектах СПК будет привлекательно для малого и среднего бизнеса посредством доступа к финансовым, земельным, технологическим ресурсам, внешним рынкам, обеспечения залоговых имущественных гарантий со стороны СПК, возможностью расширения деятельности путем создания совместных предприятий.
В целях стимулирования и поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государственных холдингов в процессе диверсификации экономики в октябре 2007 года создана Комиссия по аутсорсингу нестратегических непрофильных активов и видов деятельности акционерных обществ, созданных с участием государства, государственных предприятий и передачи их в конкурентную среду.
В результате проведенной работы был определен перечень предприятий и организаций, подлежащих приватизации, ликвидации или передаче в конкурентную среду.
Важнейшим направлением развития малого и среднего бизнеса является система микрокредитования. Это особенно важно в контексте поручений Президента РК Н.Назарбаева, данных им 23 января текущего года на встрече с Правлением Союза "Атамекен". В частности, Президентом страны поручено внести предложения по выделению соответствующего финансирования, повышению доступности микрокредитов для населения, привлечению негосударственных средств в этот сектор.
С долевым участием финансовых институтов было создано 70 МКО. Были прокредитованы через Фонд развития малого предпринимательства 199 действующих организаций. Доля вклада Фонда на поддержание активных МКО в целом по республике составляет 44%.
Количество микрокредитных организаций ежегодно увеличивается и составляет на 1 января 2008 года около тысячи, из них активно действуют 44%. По сравнению с соответствующим периодом 2007 года количество зарегистрированных МКО увеличилось в 1,5 раза или на 46%.
Потребность микрокредитования в Казахстане, по данным экспертов ООН превышает 800 миллионов долларов США, в то время как из бюджета было выделено в 10 раз меньше (порядка 80 млн. долл.).
Аналогичная программа на 2005-2007 годы, успешно завершена. Благодаря микрокредитованию, особенно социально уязвимого населения, создаются и поддерживаются рабочие места.
Рабочей группой по вопросу микрокредитования разработана Концепция законопроекта "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность микрофинансовых организаций".
Основными целями законопроекта является внедрение международных стандартов, привлечение инвестиций, упрощение капитализации и возможностей небанковских операций.
С 1 июня 2006 года любой нормативный правовой акт, касающиеся интересов малого и среднего бизнеса принимается государством с участием предпринимателей. Данная норма не принята ни в одной из государств СНГ.
За истекший период через экспертные советы центральных государственных органов прошло 510 НПА, местных исполнительных органов - 310.
Проводятся регулярные заседания Координационного совета по вопросам предпринимательства (20 апреля и 31 августа), на которых рассматриваются проблемные вопросы деятельности экспертных советов.
По итогам заседаний совета, Министерством индустрии и торговли совместно с аккредитованными объединениями, были представлены в Правительство предложения по улучшению деятельности экспертных советов. А именно, в части сроков, устанавливаемых государственными органами для предоставления экспертных заключений на проекты НПА, которые не могут быть менее десяти рабочих дней с момента их направления.
В 2008 году будет внедрена система рейтинговой оценки свободы предпринимательства в регионах республики, которая призвана представлять объективную оценку ее развития. Путем определения вопросов, связанных с развитием малого бизнеса, будут выявляться барьеры, препятствующие его развитию.
По итогам рейтинга будет проведена оценка деятельности акиматов, государственных органов и представлены конкретные предложения по улучшению бизнес среды и устранению административных барьеров на местах.
В рамках рабочей группы, созданной распоряжением Премьер-Министра от 15 января 2008 года, рассмотрены предложения объединений предпринимателей по снижению административных барьеров и определены механизм и объем финансирования субъектов малого и среднего бизнеса.
На настоящее время некоторые вопросы административных барьеров уже сняты, в тоже время есть предложения, решения которых носят долгосрочный характер и требуют процедуры согласования, внесения изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты.