Развитие торгово-экономических отношений России и США
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра иностранных языков
Реферат на тему:
РАЗВИТИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
РОССИИ И США
Работу выполнила:
Аспирантка
Светличная Ирина Андреевна
Краснодар 2004
В реферате использованы следующие источники: Development of Russian-American Trade and Economic Relations in the Framework of the Commercial Energy Dialogue American Chamber of Commerce in Russia by Tanya Shuster and Derek Nowek, Russia: Oil and Natural Gas Exports.
Экспорт США в новые индустриальные страны Евразии в 2001 г. по сравнению с 2000 г. превысил 12 %. Особенно возрос экспорт в Россию, Казахстан и Туркменистан, а также возрос экспорт в различные сектора экономик. Россия занимает ведущее место по импорту из США, и берет на себя 70 % от общего экспорта в новые индустриальные страны. Товары, экспортируемые США: птица, нефтегазовое оборудование, самолеты и широкий ассортимент высокотехнологичных продуктов.
По данным «Busnis Bulletin», в 2001 г., импорт в Россию из США составлял около 2,6 миллиардов долларов, что на 25 % выше по сравнению с 1998 г. Из-за финансового кризиса 1998 г., экспорт США в Россию в промежуток с 1998 по 1999 г. снизился на 42 %. К 2001 г. США покрыли одну треть пост кризисных потерь.
Таня Шустер и Дерек Новек выделяют, что экспорт птицы в 2001 г. составил 25 % от общего экспорта США в Россию, что превысило экспорт оборудования США в страну. По сравнению с 1998 г. лидирующее место в экспорте США в Россию занимали самолеты, экспорт оборудования. Соединенные штаты, также экспортируют компьютеры и аксессуары к ним, телекоммуникационное оборудование, и медицинское оборудование.
Из бывших советских стран, Россия является наиболее привлекательной для экспорта США. И хотя США является третьим, наиболее важным импортером в Россию, ее доля составляет лишь 8 % импортируемых товаров. По сравнению с Германией (5,4 миллиарда долларов в 2001г. и на 40 % вырос в 2002 г.), экспорт США В Россию невелик, и сравнительно низок по сравнению с экспортом стран Европейского Союза, который составляет 14,4 миллиардов долларов. Экспорт стран ЕС включает: высокотехнологичное оборудование, телекоммуникационное оборудование, фармацевтические препараты, легковые машины, медицинское оборудование, а также мебель и аксессуары.
Авторами отмечается, что в 2001 г. в Россию из США импортируются такие товары, как оборудование для фитнес - клубов, игровые автоматы, дорогая мебель и аксессуары.
При выходе на российский рынок экспортеры сталкиваются с такими проблемами как тарифные и нетарифные барьеры, валютные ограничения и т.д.
На основании решения Саммита Президентов США и Российской Федерации в Москве 24 мая 2002 года были заложены основы двустороннего сотрудничества между нашими странами в топливно-энергетическом комплексе, которые получили дальнейшее развитие в развитие Российско-Американского коммерческого энергетического диалога.
К настоящему времени и видны ощутимые результаты совместной деятельности в области развития и расширения сотрудничества российских и американских топливно-энергетических компаний, и эта деятельность вызывает интерес практически во всех российских и американских компаниях. Итоги данной совместной работы служат ориентиром для установления плодотворных внешнеэкономических связей.
Практическая работа в рамках Российско-Американского коммерческого энергетического диалога привлекает к себе внимание в наиболее крупных мировых добывающих и энергопроизводящих компаний. Развивая свои двусторонние отношения европейские и азиатские организации намерены следовать русско-американской модели сотрудничества.
Динамика совместной работы Энергетического Диалога между США и Россией свидетельствует об активном участии всех компаний в двусторонней работе. После Саммита 2002 г. руководителей американских и российских крупнейших нефтяных, газовых, электроэнергетических и сервисных компаний в Хьюстоне (Техас), в Москве в 2002 г. было принято решение о формировании сотрудничества в рамках Российско-Американского коммерческого энергетического диалога.
В настоящее время проводится постоянная работа российских и американских компаний, которые подразделяются на пять рабочих групп:
1. Основы инвестирования;
2. Основы регулирования;
3. Рынок и транспортировка;
4. Средние и малые предприятия топливно-энергетического комплекса;
5. Услуги и оборудование.
Авторами разрабатываются рекомендации для руководства двух стран, которые отражают позицию бизнес-сообщества по наиболее важным вопросам в энергетической отрасли для укрепления связей между нашими странами.
Основные направления деятельности рабочих групп Привлечение инвестиций в российскую топливную, топливно-энергетический комплекс, а также размещение расширение капиталов американских нефтяных и энергетических компаний, диверсификация и максимально эффективное управления финансовыми средствами. Сосредоточение работы на разработке рекомендаций для принятия Федерального Закона Российской Федерации «О недрах», упорядочит взаимоотношения государства и инвестора в сфере недропользования. Изменения в строну снятия излишнего налогового бремени для наиболее капиталоемких и затратных инвестиционных проектов позволит дополнительно привлекать финансовые ресурсы в топливно-энергетических комплекс Российской Федерации, сделает привлекательными крупные инвестиционные проекты. Одновременно существуют рекомендации по процедуре участия в тендерах и аукционах Российской Федерации, выработка регламента для конкурсов на основе международного опыта и особенно американского, сделают более прозрачными и понятными эти процедуры для иностранных инвесторов, уберут ненужные бюрократические преграды и пойдут на пользу российскому государству, поднимут имидж России в глазах мирового сообщества.Рабочая группа занимается стратегией развития энергетики, вопросами административного реформирования в системе государственной власти как на федеральном так и на региональном уровне.Важная роль в этой группе отводится решению проблем, связанных с вопросами лицензирования и упорядочивания отношений в этой сфере.Одной из важных целей группы является выработка рекомендаций для Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования топливно-энергетическим комплексом.По данным американских источников о российском экспорте нефти и природного газа, Советский Союз до 1991 года был самым большим экспортером нефти, который превышал 12 миллионов баррелей в день. Россия, самая большая республика СССР, покрывали около 90 % всего советского экспорта нефти. После распада СССР в 1991 году, российский экспорт нефти упал до 3,16 миллионов баррелей в день в 1994 г. После того как в России произошли реструктуризация нефтяной промышленности и появились вертикально-интегрированные частные компании, экспорт нефти снова вырос. В 2001 году экспорт нефти, достиг 4,91 миллионов баррелей в день. В настоящее время Россия занимает второе место по экспорту нефти после Саудовской Аравии. Большинство российской нефти проходит через терминалы на Балтийском море и Черном море (главным образом через Новороссийск, Туапсе и Одессу). Балтийский трубопровод позволяет России экспортировать нефть напрямую через порт Приморска, а не с перевозкой через Эстонию, или Латвию. Не смотря на то, что были введены ограничения на экспорт (30 % от добычи на долговременное введение квот), российские нефтепроизводители пытались найти способы увеличения экспорта нефти. Различия между экспортными и внутренними ценами (цены в России обычно меньше чем мировые цены в два раза), плюс сложности оплаты за экспорт нефти, все это убеждает в том, чтобы увеличивались продажи за рубежом.
Таким образом, российские нефтяные компании намерены сменить монополию «Транснефть» на экспортный трубопровод, разрабатывая собственные проекты трубопроводов.
Взаимопонимание российских и американских партнеров по бизнесу в этом вопросе практически едины. Необходимо систематизировать нормотворческую деятельность различных российских министерств и ведомств, внести изменения в Административный Кодекс, в котором были бы четко определены процедурные требования в отношении всех органов государственной власти.
Группа «Рынок и транспортировка» поставила перед собой значительные цели в области выработки рекомендаций по Федеральному Закону «О магистральном трубопроводном транспорте», консолидации позиций американских и российских нефтегазовых и энергетических компаний на вопросах реформирования газового рынка Российской Федерации, а также сосредоточила усилия на проблемах экспорта российских энергетических ресурсов, и в первую очередь нефти в Соединенные Штаты Америки.
Что касается экспорта газа, то Россия явятся самым крупным экспортером, с 6,7 триллионами кубических метров из общего экспорта газа в 2001 году.
Многие российские компании располагают огромными запасами газа, которыми они не могут воспользоваться с коммерческими целями, так как у них нет доступа к доходному экспортному рынку. Газпром контролирует российский трубопровод, но вместе с тем реструктуризация газового сектора страны, все фирмы по добычи газа, в конце концов, смогут полностью воспользоваться трубопроводом. Когда возникнет возможность доступа хотя бы третьей части газовой инфраструктуры, экспорт российского газа резко возрастет: российские нефтяные компании, производящих в настоящее время 2,2 триллионов кубических метров от общего объема добычи газа, смогли бы мгновенно увеличить объемы экспорта.
Проблеме реформирования газовой промышленности Российской Федерации уделяется большое внимание в Правительстве РФ, Администрации Президента России, ключевых министерствах и ведомствах, российских и иностранных нефтегазовых компаниях.
В рабочей группе при активном участии союза промышленников и предпринимателей активно обсуждается развитие газового хозяйства Российской Федерации. При Российском Союзе промышленников и предпринимателей создана рабочая группа по вопросам реформирования газовой промышленности Российской Федерации, которая совместно с ведущими научными и промышленными институтами, вырабатывают единую стратегию реформы в газовом хозяйстве.
В этой связи площадка Энергодиалога Россия - США по проблемам реформы газового хозяйства России имеет огромное значение в качестве платформы, на которой могут быть определены позиции российских и американских компаний по вопросам реформирования, изложен взгляд как изнутри так и глазами американских партнеров.
Решая глобальные вопросы, участники диалога не упускают и проблемы развития малых и средних предприятий топливно-энергетического комплекса США и России. Деятельность группы сосредоточена на вопросах лицензирования мелких и средних нефтегазовых месторождений, доступе к транспортной инфраструктуре и инфраструктуре вертикально-интегрированных нефтяных компаний.
Проблемы развития двустороннего сотрудничества в области взаимных поставок оборудования для топливно-энергетического комплекса, сервисное обслуживание нефтегазовых и электроэнергетических компаний, облегчение экспортно-импортных операций в ТЭК, решение вопросов стандартизации оборудования, произведенного в России и США, - это работа группы «Услуги и оборудование».
Развитие двусторонних отношений в топливно-энергетическом комплексе, а также то, что Российско-Американский коммерческий энергетический диалог принесет значительную пользу экономическому росту в наших странах, и то, что предложения деловых кругов России и США будут благожелательно восприняты руководством Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Development of Russian-American Trade and Economic Relations in the Framework of the Commercial Energy Dialogue//American Chamber of Commerce in Russia.
2. Tanya Shuster and Derek Nowek //U.S. Exports to Eurasia back on track.// Bisnis Bulletin. - April -2002.
3. Russia: Oil and Natural Gas Exports//www/russianoil.ru