Развитие транспортно-логистических кластеров в Украине
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В УКРАНЕ
ВЫВОДЫ
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
ВВЕДЕНИЕ
Тема контрольной работы «Развитие транспортно-логистических кластеров в Украине».
В работе рассмотрено состояние логистической сферы Украины и предложены подходы к созданию транспортно-логистических кластеров как инструмента повышения конкурентоспособности национальной и региональных экономик; проанализирован состав основных логистических операторов с целью определения ядра кластера.
Необходимым условием выхода Украины из мирового финансового и экономического кризиса является решение задач по повышению конкурентоспособности национальной экономики. Вместе с тем, согласно отчету Всемирного экономического форума, по глобальному индексу конкурентоспособности (Global Competitiveness Index - GCI) 2007-2008 гг. Украина заняла лишь 73-е место среди 131 страны мира. При формировании индекса конкурентоспособности оценивались следующие параметры: качество институций, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, объем рынка, конкурентоспособность бизнеса и инновационный потенциал.
РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ В УКРАИНЕ
Опыт развития ведущих стран мира свидетельствует, что повышения конкурентоспособности экономики можно достичь только путем перехода на инновационную модель развития, конечная цель внедрения которой состоит в повышении благосостояния граждан за счет ускорения экономического роста. В качестве одного из элементов такой модели могут рассматриваться кластеры -- сконцентрированные по географическому признаку группы взаимозависимых компаний, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, характеризующихся совместной деятельностью и взаимодополняющих друг друга. Кластеры способствуют повышению конкурентоспособности экономики на национальном и региональном уровнях. М. Портер -- основатель теории кластеров - считал, что предприятия отдельных отраслей имеют свойство концентрироваться в определенных регионах страны. При этом наиболее конкурентоспособные предприятия активно влияют на субъектов рынка, с которыми они взаимодействуют, -- поставщиков, потребителей и конкурентов, повышая их конкурентоспособность. В свою очередь, повышение конкурентоспособности этих предприятий благоприятно влияет на деятельность предприятия-лидера. В результате такого активного взаимодействия возникает синергетический эффект.
Одним из самых перспективных и динамичных направлений экономической деятельности является логистика. Логистика по праву считается эффективным источником обеспечения конкурентных преимуществ. Мировой рынок логистических услуг оценивается в более чем 5 трлн. дол. (2000 г.) и ежегодно возрастает на 4-5%. В Украине рынок логистических услуг начал формироваться в начале 90-х годов XX в. А первыми на нем стали действовать такие известные западные логистические компании, как "United Parcel Service" (UPS) (США), "Thomas Nationwide Transport" (TNT) (Нидерланды), "Schenker-Billspedition Transport Logistics" (Schenker-BTL) (Германия/Швеция). Сейчас в Украине на перевозку, хранение продукции и сырья субъекты экономической деятельности тратят примерно 15% ВВП, в странах ЕС и США логистические расходы составляют 12--16% ВВП, в Китае - 26%, в Японии -- 6%. По экспертным оценкам, украинские компании ежегодно вкладывают в логистику около 10 млрд. дол.. При этом 70% логистических расходов приходится на транспорт (7 млрд. дол.), 25% - на складское хранение (2,5 млрд. дол.) и около 5% - на управление логистическими потоками (0,5 млрд. дол.).
Вместе с тем в рейтинге Всемирного банка по показателю эффективности логистики (Logistics Performance Index -- LPI) в 2007 г. Украина заняла лишь 73-е место среди 150 стран. Для определения показателя эффективности логистики оценивались 7 параметров: деятельность таможенной службы -- наша страна заняла 97-е место, инфраструктура - 74-е, международные перевозки -- 83-е, компетентность логистики - 90-е, "трекинг И трейсинг" (фиксирование и отслеживание пути) -- 80-е, внутренние расходы на логистику -- 21-е и своевременность доставки - 55-е. К странам-лидерам, вошедшим в первую десятку, относятся: Сингапур, Нидерланды, Германия, Швеция, Австрия, Япония, Швейцария, Гонконг (Китай), Великобритания и Канада. Беларусь и Россия заняли, соответственно, 74-е и 99-е места. В качестве одного из путей решения существующих логистических проблем в Украине мы предлагаем использовать кластерный подход. Формирование транспортно-логистических кластеров может стать эффективным инструментом повышения конкурентоспособности национальной экономики за счет минимизации расходов в сфере логистики.
Кластеры в сфере логистики есть во многих странах мира. Так, в Центральной и Восточной Европе действует около 25 основных и 60 второстепенных транспортно-логистических кластеров. Например, созданный в 2003 г. транспортно-логистический кластер в Словении насчитывает в своем составе 13 компаний и 3 учреждения, которые занимаются экспедированием и доставкой грузов, предоставляют портовые услуги, разрабатывают образовательные программы и решают вопросы, связанные с загрязнением воздуха. Конечная цель кластера состоит в обеспечении благоприятных условий, которые позволят участникам предоставлять комплексные транспортно-логистические услуги для достижения успеха на европейском рынке. Морской кластер в Великобритании был создан в 2003 г., чтобы представлять и отстаивать интересы морской отрасли в Мерсисайде (графстве северо-западной Англии). Цель кластера -увеличить инвестиции в отрасль и повысить ее эффективность на местном, региональном, национальном и международном уровнях. Он функционирует в интересах 500 связанных с морской деятельностью компаний региона, среди которых судовладельцы, судостроительные компании, экспедиторы, портовые и складские операторы, транспортные и страховые компании и др. Годовой оборот кластера достигает 1,3 млрд. фунтов стерлингов.
В Украине также осуществляются организационные мероприятия для формирования транспортно-логистических кластеров. Например, в Херсонской области перспективным было признано создание первого в Украине транспортно-логистического кластера, который должен объединить 106 предприятий и организаций, среди которых - 3 морских торговых порта, 7 речных портов, 5 судоходных компаний, судоремонтные верфи, предприятия железнодорожного и автомобильного транспорта, аэропорт, авиапредприятия. Основные задачи кластера, который сегодня находится на стадии формирования, состоят в совершенствовании транспортной системы области, налаживании взаимодействия предприятий транспортной отрасли, реструктуризации транспортных структур. В Закарпатской области создается трансграничный логистический кластер. 21 сентября 2009 г. в г. Загонь (Венгрия) было подписано соглашение о сотрудничестве и информационном партнерстве между Карпатским региональным центром инновационного развития и региональным логистическим кластером "Загонь". Предмет соглашения - активизация трансграничных экономических транспортно-логистических, инфраструктурных и образовательных связей на основе инновационного развития регионов. Проект комплексного развития региона Загонь предполагает формирование около границы с Украиной логистического центра, способного играть роль моста транспортных перевозок между Азией, Россией, Украиной и Западной Европой в объеме как минимум 16 млн. т грузов в год.
Несмотря на начатую в Украине деятельность по формированию логистических кластеров, нормативно-правовая база по созданию кластеров находится на стадии разработки. Одним из первых таких нормативно-правовых документов стала Государственная программа развития промышленности на 2003-- 2011 годы, одобренная постановлением Кабинета Министров Украины № 1174 от 28 июля 2003 г.. Для выполнения этой Программы была разработана Концепция создания кластеров в Украине. Согласно данной концепции, выделяются следующие виды кластеров: производственные (объединения автомобиле-, судо- и авиастроения, других отраслей машиностроительного комплекса, организации строительной отрасли и производства строительных материалов и др.), инновационно-технологические (географически локализованные предприятия, связанные производством инновационной продукции), туристические и транспортно-логистические. Для создания кластеров предлагается осуществить комплекс мероприятий по проведению информационной кампании среди потенциальных участников и заинтересованных лиц по разъяснению конкурентных преимуществ кластеров в условиях переходной и рыночной экономики, содействию повышению эффективности системы подготовки кадров профессионального и непрерывного обучения, использованию инфраструктуры промышленных парков и технопарков для развития кластеров, снижению административных барьеров и др.. В 2009 г. Министерство регионального развития и строительства Украины разработало проект Концепции Национальной стратегии формирования и развития трансграничных кластеров. Цель этой стратегии - повышение уровня жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности Украины и ее регионов. Стратегия определяет основные ее составляющие, задачи, предусматривает сравнительный анализ возможных вариантов выявления трансграничных кластерных инициатив и развития трансграничных кластеров, ожидаемые результаты после ее реализации. Осуществление Национальной стратегии предусмотрена на период до 2015 г..
В 1998-2009 гг. сфера, где создаются кластеры, значительно расширилась. В большинстве регионов проведены кластерные исследования, внедряются эффективные формы взаимодействия субъектов хозяйствования. Ряд проектов развития территориально-производственных кластеров осуществляются в инициативном порядке в Житомире, Ивано-Франковске, Луцке, Львове, Ривном, Севастополе, Херсоне, Хмельницком и других городах.
Однако, несмотря на существующий практический опыт создания кластеров и наличие некоторых нормативно-правовых документов, работы по многим направлениям реализации кластерной политики еще не начаты, в частности:
- не созданы основы научно-методической, информационно-консультативной, образовательной поддержки развития кластеров на региональном и отраслевом уровнях;
- отсутствует координация государственных и региональных органов управления, объединений предпринимателей по вопросам реализации кластерной политики;
- недостаточно разработаны механизмы финансовой поддержки проектов развития кластеров на государственном и региональном уровнях.
К общим проблемам создания в Украине кластеров разных типов следует отнести недостаточную восприимчивость большинством украинских предприятий инноваций; нехватку квалифицированных кадров; низкое качество транспортной и инженерной инфраструктур; отсутствие необходимого информационного обеспечения процесса кластеризации; недостаточную заинтересованность субъектов малого и среднего бизнеса в объединении в большие производственные системы; отсутствие инвесторов в связи с низкой инвестиционной привлекательностью регионов; ограниченный доступ к зарубежным рынкам.
Одним из важных направлений реализации кластерной политики в Украине является обеспечение научно-методической поддержки развития кластеров. Именно поэтому актуальны научные исследования об углублении теоретических основ и совершенствовании методических принципов создания и развития транспортно-логистических кластеров в Украине. В первую очередь доработки требует понятийно-терминологический аппарат, в частности, определение содержания, сущностных характеристик понятия "транспортно-логистический кластер".
На наш взгляд, под транспортно-логистическим кластером следует понимать сконцентрированную на определенной территории группу взаимозависимых предприятий, организаций и компаний, специализирующихся на предоставлении транспортно-логистических услуг, а также связанных с их деятельностью организаций, которые активно взаимодействуют с потребителями логистического сервиса и обеспечивают конкурентные преимущества соответствующих территорий. Кластер может включать предприятия и организации, обслуживающие объекты транспортно-логистической инфраструктуры. Транспортно-логистические кластеры развиваются в регионах со значительным транзитным потенциалом.
Использование кластерного подхода при формировании макрологистических систем позволяет полнее реализовывать основные положения теории систем и теории компромиссов, на которых, собственно, и базируется логистическая концепция. Именно в рамках кластера осуществляется активный обмен информацией между взаимосвязанными хозяйствующими субъектами, происходит согласование условий их экономической деятельности. Эффективность кластерного механизма состоит в снижении элемента неопределенности и высокой степени предвидения рыночной ситуации для участников кластера. Формирование транспортно-логистических кластеров, по сути, является новым этапом развития транспортно-логистических систем на принципах добровольного объединения экономически независимых предприятий и организаций логистики.
Инициатива по формированию и развитию транспортно-логистических кластеров должна исходить от органов исполнительной власти и местного самоуправления, которые должны способствовать институциональному развитию кластеров, в том числе обеспечивать инициирование и организационную поддержку создания кластера, а также проводить деятельность по стратегическому планированию его развития и установлению эффективного информационного взаимодействия между его участниками.
Транспортно-логастический кластер создается и функционирует на основе таких общих принципов:
-- демократичности (интеграция осуществляется с учетом интересов субъектов создания кластера на основе добровольности);
-- географической близости (участники кластера находятся в пределах отдельного города, района, области);
-- кооперации (взаимодействие между участниками внутри кластера способствует получению синергетического эффекта);
-- равноправия и ответственности (участники кластера объединяются и функционируют на основе равенства прав и ответственности за свою деятельность);
-- опережающего лидерства (наличие и выбор предприятия-лидера в кластере, которое сможет координировать действия участников кластера);
-- эффективности (оценка эффективности деятельности участников кластера позволит определить, насколько управление им отвечает достижению стратегических целей);
-- ресурсной обеспеченности (обмен информационными, материальными, правовыми ресурсами);
-- инновационности (развитие на основе инноваций способствует достижению стратегических целей кластера);
-- системности (наличие четкой логической структуры кластера, полноты и взаимосвязи всех его участников);
-- перспективности (наличие стратегии и поэтапность развития кластера).
Деятельность транспортно-логистического кластера должна основываться на разработанных и утвержденных организационных документах, касающихся его создания и функционирования (договор о создании кластера, соглашение о вступлении в кластер, положения и правила функционирования кластера, положения о взаимозависимости участников кластера, нормы и правила взаимодействия участников кластера и др.). Главным документом, регламентирующим деятельность логистического кластера, должен стать договор о создании кластера, который обязательно должен содержать следующие пункты: общие положения, цели и задачи деятельности, направления деятельности, организационно-правовую основу деятельности, права и обязанности участников кластера и другие условия.
Формирование транспортно-логистического кластера осуществляется в несколько этапов:
1) возникновение идеи и обоснование необходимости его создания;
2) определение региона (территории) для создания кластера на основе оценки его конкурентного потенциала в логистической сфере;
3) разработка организационной структуры кластера;
4) формирование системы управления им;
5) оценка эффективности функционирования кластера.
Рассмотрим эти этапы отдельно, чтобы детальнее выяснить сущность каждого из них.
На первом этапе необходимо определить цель создания, задачи и масштабы деятельности транспортно-логистического кластера.
Целью создания транспортно-логистического кластера может быть:
-- повышение конкурентоспособности транспортно-логистической отрасли путем развития инновационного потенциала;
-- повышение занятости населения за счет увеличения количества рабочих мест;
--улучшение инвестиционной привлекательности транспортно-логистической отрасли;
-- увеличение вклада от транспортно-логистических услуг в валовой региональный продукт;
-- расширение налоговой базы;
--повышение эффективности системы управления транспортно-логисти-ческой деятельностью.
Первоочередными задачами транспортно-логистического кластера должны быть:
1) развитие и модернизация инфраструктуры (автомобильных и железных дорог, речных, морских и авиапортов, объектов придорожного сервиса - пунктов питания, торговли, отелей, автостоянок, объектов рекламы, сктадов и распределительных центров);
2) создание современных логистических терминалов;
3) совершенствование механизма строительства, ремонта и обслуживания дорог, их рациональное использование;
4) географическое расширение масштаба перевозок;
5) стимулирование инновационной деятельности и внедрение новых технологий в логистическую отрасль.
Масштабы деятельности транспортно-логистического кластера могут охватывать город, район, область или страну.
Второй этап предусматривает проведение исследований для определения конкурентного потенциала региона в логистической сфере. Для этого осуществляют количественный анализ конкурентной устойчивости (то есть устанавливают рыночную позицию отрасли региона) и качественный анализ наличия и состава ресурсной базы, необходимой для обеспечения конкурентоспособности предприятий региона в логистической отрасли, то есть условий конкурентной устойчивости.
Количественный анализ конкурентной устойчивости состоит в определении показателей, отражающих конкурентную устойчивость логистической отрасли в регионе и потенциал его кластеризации: коэффициента локализации, коэффициента производства логистических услуг на душу населения и коэффициента специализации региона. Если рассчитанные показатели больше или равны единице, то логистическая отрасль выступает как отрасль рыночной специализации и в ней существует кластер либо его создание возможно.
Качественный анализ условий конкурентной устойчивости предусматривает определение наличия и состава ресурсной базы, необходимой для обеспечения конкурентоспособности региона в сфере логистики. Эти результаты формируются на основе анализа комплекса условий: факторов производства (наличие и доступность природных, трудовых, финансовых, материальных ресурсов), спроса на логистические услуги на внутреннем рынке, конкурентоспособности отраслей-поставщиков или других сопутствующих отраслей в данном регионе и факторов, мотивирующих создание эффективных стратегий организации и управления предприятиями и конкуренции на внутреннем рынке.
Третий этап включает определение ядра кластера и состава его участников, принципов функционирования, утверждения документов, касающихся его деятельности. Ядро кластера составляют транспортные и логистические компании (организации), предоставляющие разные услуги в транспортной, складской и других видах логистики, осуществляющие хранение и транспортировку грузов, их сортировку, паковку и перепаковку, доставку товаров в розничные сети, таможенное оформление товаров и др. Такие компании часто называют логистическими операторами, провайдерами или интеграторами.
В зависимости от степени интегрированности с бизнесом заказчика, количества реализованных логистических функций, а также уровня доступа к международным и региональным рынкам сбыта провайдеров транспортно-ло-гистических услуг делят на следующие группы:
1) 1 PL-провайдеры (First Party Logistics Providers) - операции по хранению товаров, транспортировке, документальному сопровождению и таможенному оформлению выполняют сами собственники груза;
2) 2PL-провайдеры (Second Party Logistics Providers) - предлагают аутсорсинг отдельных задач, работают на рынке классических логистических услуг (транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, таможенные брокеры, агенты, стивидорные и страховые компании, фирмы по предоставлению информационно-консалтинговых услуг в сфере логистики);
3) 3PL-npoBaflflepbi (Third Party Logistics Providers) - предлагают комплексный логистический сервис, то есть берут под свой контроль несколько или все логистические функции, могут использовать субподрядчиков, услуги предоставляют отдельно или комплексно;
4) 4PL-npoBauflepbi (Fourth Party Logistics Providers) - это логистические интеграторы полного цикла, то есть компании, применяющие системный подход к управлению всеми логистическими бизнес-процессами заказчика и координирующие действия компании и ее ключевых контрагентов в цепях поставок с учетом долгосрочных стратегических целей;
5) 5PL-npoBaftaepbi (Fifth Party Logistics Providers) - решают задачи, связанные с управлением всеми компонентами цепи поставок с помощью электронных средств информации.
В соответствии со структурой транспортно-логистической отрасли Украины (см. рисунок 1), для образования ядра кластера целесообразнее брать 2PL-провайдеров. В 2006 г. они составляли почти 90% от общего количества компаний, предоставляющих логистические услуги.
В состав транспортно-логистического кластера также могут входить кредитные организации, банки, аудиторские фирмы, правительственные организации, образовательные учреждения и научные центры, профессиональные некоммерческие организации в сфере логистики, организации, предоставляющие услуги по сертификации системы менеджмента и др.
На четвертом этапе осуществляется разработка стратегии кластера, определяются источники и объемы финансовых ресурсов, а также возможные источники государственной и региональной поддержки.
Разработка стратегии транспортно-логистического кластера нужна для реализации его участниками их конкурентных преимуществ. Каждому этапу жизненного цикла кластера соответствует определенная стратегия: этапу создания проектная стратегия (включает постоянное планирование целевых программ, реализуемых участниками кластера), этапу становления - процессная стратегия (отражает запланированные в пределах кластера процессы), этапу стабильного функционирования -- объектная стратегия (предусматривает высокий уровень менеджмента участников, высокую степень их взаимного доверия, готовность к раскрытию стратегической информации), этапу развитого функционирования-- стратегия среды (определяет формирование формальных и неформальных норм, правил, традиций, регламентирующих поведение участников кластера).
Каждая из этих стратегий должна включать: стратегию поведения на рынке услуг, стратегию поведения на рынке факторов производства, стратегию выбора и обновления технологий, интеграционную стратегию (поведение в сфере слияния, деления, поглощения, квазиинтеграции), финансово-инвестиционную, социальную, управленческую стратегии, стратегию формирования корпоративного менталитета и культуры, когнитивную стратегию (приобретение, создание, аккумуляцию и хранение знаний), таким образом создавая целостную, всестороннюю и полную стратегию кластера 16.
Среди наиболее существенных статей расходов на деятельность кластера следует выделить: расходы на создание кластера, расходы на развитие инфраструктуры и ее поддержку, расходы на отдельные проекты и программы кластера. Источниками финансирования логистического кластера могут быть собственные (главных предприятий кластера, финансовых учреждений -- участников кластера) или привлеченные средства, средства государственных или местных бюджетов, средства венчурных фондов, инвестиции предприятий и организаций, гранты международных организаций (ЕС, ЮНИДО, ОЭСР) и др.
Политика поддержки деятельности транспортно-логистического кластера должна осуществляться на разных уровнях - государственном, региональном и местном. Основная ее задача состоит в создании благоприятных условий для деятельности логистического кластера (возмещение расходов путем предоставления субсидий, подготовка донорских проектов для кластера, предоставление государственных гарантий банкам под инвестиционные проекты субъектов кластера, создание специальных фондов поддержки, предоставление налоговых льгот, содействие информационной поддержке инвестиционных проектов кластеров).
На последнем, пятом, этапе создания транспортно-логистического кластера проводится оценка эффективности его функционирования. Эффективное функционирование кластеров является важным шагом в обосновании экономической целесообразности функционирования субъектов, предпосылкой формирования национальных и международных кластерных систем. Предоставить объективную оценку эффективности можно при условии комплексного использования совокупности взаимосвязанных и согласованных критериев: экономических (экономические индикаторы - производительность труда, фондоотдача, материалоемкость, эффективность использования всей совокупности производственных расходов, интегральный показатель экономической эффективности деятельности кластера); социальных (показатели роста количества занятых, увеличение заработной платы, повышение уровня образования и квалификации работников и др.); экологических (показатели снижения выбросов вредных веществ, объемов использования чистой воды, сохранения качества водных ресурсов, защиты морей и береговых полос, сохранения экосистем и биологического разнообразия, показатели снижения величины эколого-экономических убытков и др.). При оценке эффективности функционирования кластера могут использоваться показатели:
-- качественные и количественные (определение критериев оценки и показателей эффективности производственных процессов и всего общественного производства);
-- экстенсивные (рост численности работников, продление рабочего дня, количественное расширение устаревшей техники);
--интенсивные (рост производительности труда, научная организация производства и труда, научно-технический прогресс, повышение качества продукции, режим экономии);
-- специфические (параметры, обоснованные региональным размещением, отраслевой спецификой и организационным строением кластера).
Экономическая сущность эффективности кластера состоит в том, чтобы при комплексном подходе на каждую единицу расходов было более существенное повышение прибыли, чем при функционировании каждого предприятия в отдельности.
ВЫВОДЫ
В заключение отметим, что вопрос повышения конкурентоспособности на мировом рынке является одним из самых актуальных для Украины, а кластеризация -- один из путей развития экономики и поддержки ее на надлежащем уровне в системе мировых хозяйственных отношений. Учитывая, что транспортно-логистическая отрасль играет важную роль в общественном производстве нашей страны, формирование транспортно-логистических кластеров будет иметь большое социальное и экономическое значение как для региональной, так и для национальной экономики. Выгоды состоят в формировании современной логистической инфраструктуры, что отвечает международным стандартам, в повышении производительности (сокращении сроков доставки товаров, снижении тарифов на хранение, повышении качества сервисного обслуживания, увеличении объемов пассажирских и грузовых потоков) и в инновационной активности предприятий, входящих в состав кластера, в активизации привлечения инвестиций, в обеспечении ускоренного социально-экономического развития регионов, где размещены кластеры, что в конечном итоге позволит увеличить количество дополнительных рабочих мест, заработную плату и поступления в бюджеты всех уровней, повысить устойчивость и конкурентоспособность экономики Украины.
ИСПОЛЬЗОВАНЫ ИСТОЧНИКИ
1. The Ukraine Competitiveness Report 2008 Towards Sustained Growth and Prosperity. (M. D. Hanouz, T. Geiger). World Economic Forum, 2008, p. 173.
2. Портер M. E. Конкуренция. - M, Издательский дом "Вильямс", 2005, с. 25.
3. Смирнов I.Г. Світовий ринок логістичних послуг: географічні особливості. "Вісник Київського ун-ту". Географія. Вип. 46, 2000, с. 60--65.
4. Логистическая отрасль в Украине (2005-2007 гг.).
5. Рынок логистических услуг Украина. 2005 год. http://www.marketing.vc.
6. The Logistics Performance Index. International LPI: ranking,
7. DieterW.Rebitzer. The European Logistics Market, Solvell O., Lindqvist G.,Ketels C. The Cluster Initiative Greenbook. Stockholm, 2003, p. 77.
8. Mersey Beats Drum for Maritime Expansion,
9. Пятинкин С.Ф., Быкова Т.П. Развитие кластеров: сущность, актуальные подходы, зарубежный опыт. Минск, "ТЕСЕЙ", 2008, с. 56-57.
10. Карпатський РЦІР поглиблює співпрацю з Угорщиною,
11. Про схвалення Державної програми розвитку промисловості на 2003-2011 роки. http://zakonl.rada.gov.ua/cgi-bin^aws/main.cgi.
12. Концепція створення кластерів в Україні,
13. Проект Концепції Національної стратегії формування та розвитку транскордонних кластерів. Андерсон В. Регіональна конкуренція як фактор соціально-економічного розвитку України в умовах глобалізації. http://улуш.кегтап.кіеу.иа/ккр/сопІепІ/сопГО6/рареге/ Andeison.html.
14. Логистическая отрасль в Украине (2005-2007 гг.).
15. Маевский В. Логистика в Украине: классификация основных игроков и их услуг, Клейнер Г. Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Формирование стратегии функционирования инновационно-промышленных кластеров, Варналій 3.С. Державна регіональна політика України: особливості та стратегічні пріоритети. К., НІСД, 2007, с. 592-598.