Центральная Научная Библиотека  
Главная
 
Новости
 
Разделы
 
Работы
 
Контакты
 
E-mail
 
  Главная    

 

  Поиск:  

Меню 

· Главная
· Биржевое дело
· Военное дело и   гражданская оборона
· Геодезия
· Естествознание
· Искусство и культура
· Краеведение и   этнография
· Культурология
· Международное   публичное право
· Менеджмент и трудовые   отношения
· Оккультизм и уфология
· Религия и мифология
· Теория государства и   права
· Транспорт
· Экономика и   экономическая теория
· Военная кафедра
· Авиация и космонавтика
· Административное право
· Арбитражный процесс
· Архитектура
· Астрономия
· Банковское дело
· Безопасность   жизнедеятельности
· Биржевое дело
· Ботаника и сельское   хозяйство
· Бухгалтерский учет и   аудит
· Валютные отношения
· Ветеринария




Региональная экономика

Региональная экономика

5

Борисевич С.Н. 4 курс, 6 группа

Задание 1. Дополнить таблицы 8.27, 8.28 данными 2000-2005 гг. по каждой таблице сделать комментарий.

8.28 Структура внутренних затрат на исследование и разработку по видам затрат (в фактически действовавших ценах, млн.руб.)

2000

2001

2002

2003

2004

2005

На оплату труда; отчисления на соц.нужды

25,7

9,3

51,5

18,4

72,0

25,6

97,3

34,5

134,4

48,2

193,9

68,9

На оборудование

2,6

5,4

6,0

7,1

9,3

8,7

Др.материальные

14,0

19,2

24,0

35,2

50,9

63,9

Прочие текущие

11,2

19,8

28,4

35,4

47,3

66,7

Рост затрат связан с: а) инфляцией, б) развитием научной деятельности, в) выполнением плана по росту оплаты труда, г) государственной поддержкой исследований

8.27 Соотношение бюджетного финансирования и затрат на НИОКР.

Официальные данные по доле бюджетных средств в составе затрат на НИОКР отсутствуют (не публикуются или относятся к документам для внутреннего пользования).

По непроверенным данным выдерживается соотношение ~0,86 от общего объема затрат.

Задание 2. Выявить действующие нормативные документы по теме «Организационно-правовая система развития жилищно-коммунального хозяйства в регионах».

Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года определяет цель, задачи и пути реформирования жилищно-коммунального хозяйства республики.

Основными задачами концепции являются обеспечение и соблюдение минимальных нормативов социального стандарта по предоставлению населению услуг в области жилищно-коммунального обслуживания; совершенствование системы социальной защиты населения путем упорядочения существующих льгот, усиления адресной направленности выделяемых на эти цели средств; дальнейшее совершенствование системы платы за пользование жилыми помещениями и платы, предусматривающей участие нанимателя, собственника жилого помещения, члена организации граждан-застройщиков в финансировании в многоквартирных жилых домах доли затрат по фактическим расходам, связанным с эксплуатацией и ремонтом вспомогательных помещений общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем жилых домов, содержанием придомовых территорий.

Основная цель - создание экономических, правовых и организационных условий для безубыточного функционирования, дальнейшего развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства, направленных на повышение эффективности, надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, улучшение качества предоставляемых услуг с одновременным снижением затрат на их производство, обеспечение социальной защиты населения.

Необходимость принятия указанного документа связана с необходтмостью развития и реформирования предприятий ЖКХ.

Постановление Совета министров Республики Беларусь 18 января 2008 г. N 69 «Об установлении для населения тарифа на услуги по техническому обслуживанию жилых домов, цен и тарифов на коммунальные услуги»

Постановление определяет цены и тарифы на коммунальные услуги

Направление: исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 19 мая 1999 г. №285 "О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь"

Цель: Установление тарифов за коммунальные услуги на 2008 г.

Документ соответствует своему назначению и полностью выполняет возложенные на него задачи. Необходимость принятия обусловлена ростом цен и инфляцией, в связи с которыми растет себестоимость коммунальных услуг.

Решение Гродненского областного исполнительного комитета 6 февраля 2002 г. № 49/2 «Об утверждении положения об управлении жилищно-коммунального хозяйства гродненского областного исполнительного комитета»

Направление: Разграничение функций и обязанностей, их законодательное закрепление. Определение мер ответственности за нарушение законодательства.

Цель: Утвердить Положение об управлении жилищно-коммунального хозяйства Гродненского областного исполнительного комитета

Решаемость проблемы: в документе содержится организационно-правовое закрепление положения ЖКХ на территории области

Указ Президента Республики Беларусь № 604 О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства

Цель: совершенствование экономического механизма развития жилищно-коммунального хозяйства и обеспечения снижения затрат в этой сфере.

Документом определяется механизм планирования деятельности и экономического стимулирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Это сделано в целях повышения эффективности их работы. За основу взяты планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги.

Новый экономический механизм позволит стимулировать организации ЖКХ к снижению затрат и повышению качества работы, создать условия для технического перевооружения отрасли, усилить контрольные функции государства по использованию финансовых средств организациями ЖКХ, провести финансовое оздоровление и реструктуризацию долгов организаций ЖКХ. Благодаря новому механизму население сможет участвовать в финансировании инфраструктуры ЖКХ и капитальном ремонте жилищного фонда,

Принципиально важным является введение именно экономически обоснованных нормативов расходов, которые используются при определении планово-расчетных цен (тарифов) и ограничивают необоснованное включение непрофильных расходов в структуру цены (тарифа).

Задание 3. Подготовить эссе «Финансово-бюджетные отношения - важнейшая составляющая экономической самостоятельности»

Введение

Во всех развитых странах существуют местные бюджеты, в назначение которых входит обеспечение финансовыми ресурсами потребностей регионов.

В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент демократического государственного строя - местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Основная часть

В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, в интересах населения.

Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения. [5, c.236]

Развитие рыночных отношений сопровождается децентрализацией системы управления экономикой, разгосударствлением собственности, частичной ее приватизацией, расширением прав местных Советов депутатов, соответственно усилением роли региональ-ных бюджетов. Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в финансовом обеспечении деятельности местных Советов. В современных условиях расширяются функции местных органов власти, которые в основном обеспечивают развитие местного хозяйства, благоустройство территорий и удовлетворение бытовых и социальных потребностей своих жителей. Для выполнения своих функций местные органы власти должны располагать соответствующей финансовой базой, которой и являются местные бюджеты. Их средства направляются на финансирование экономических, социальных, культурных и других программ и мероприятий местного и межрегионального значения. Через местные бюджеты реализуется государственная программа в области социального развития, что требует значительных материальных и финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы местных бюджетов формируются за счет соб-ственных (закрепленных) доходов и налогов; отчислений от общерес-публиканских государственных налогов и доходов; дополнительных источников доходов, устанавливаемых самостоятельно местными Со-ветами; дотаций, субсидий, субвенций из вышестоящих бюджетов.

Местные Советы не имеют права увеличивать нормативы отчисле-ний в свои бюджеты от общереспубликанских налогов и доходов. [1]

Минимальные размеры местных бюджетов определяются на осно-ве нормативов бюджетной обеспеченности на одного жителя, иных социальных нормативов.

Установление нормативов бюджетной обеспечен-ности, происходит исходя из экономической ситуации в республике в целом и со-циально-экономического положения конкретных административно-территориальных единиц.

Следовательно, республиканский и местные бюджеты, являясь са-мостоятельными звеньями бюджетной системы, взаимодействуя на различных уровнях, обеспечивают осуществление проводимой пра-вительственной экономической и социальной политики в интересах государства и населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти. [11]

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов включающих городские, районный, поселковый, и сельские бюджеты. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Через местные бюджеты государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование регионального народного образование, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет местных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды. Составлению местных бюджетов должны предшествовать разработка прогнозов социально-экономического развития территорий и подготовка их свободных финансовых балансов. Такая процедура создает определённое экономическое и логическое единство всей бюджетной системы региона, ориентацию этой системы на развитие региона и его территорий как социально-экономической.

Из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

содержание органов местного самоуправления;

формирование территориальной собственности и управление ею;

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в собственности или в ведении органов местного самоуправления;

содержание органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства;

дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий

организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

содержание мест захоронения, находящихся в ведении местных органов власти;

организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в собственности или в ведении органов местного самоуправления;

обеспечение противопожарной безопасности;

охрана окружающей природной среды в данном регионе;

реализация целевых программ, принимаемых органами местного

самоуправления;

обслуживание и погашение долга данной территории;

целевое дотирование населения;

содержание архивов;

проведение местных выборов и местных референдумов. [2]

Одним из направлений использования финансовых ресурсов должно быть финансирование развития местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных доходов.

Местным органам подведомственна подавляющая часть социально-культурных учреждений, учреждений народного образования и здравоохранения. Поэтому в расходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные мероприятия наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц, автоматизированных систем управления местным хозяйством и т. д.

Итак, именно местные бюджеты обеспечивают необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций местных органов власти, существенно воздействуют на удовлетворение бытовых, социальных потребностей населения, материальный и культурный уровень жизни граждан соответствующего региона.

Налогово-бюджетные взаимоот-ношения между республиканскими и местными органами власти и управления являются одним из ключевых факторов эко-номического и политического развития Республики Беларусь.

В течение последних лет полностью пере-даны в местные бюджеты налог на недвижимость, плата за землю, лесной доход, налог за пользование природными ресурсами, акцизы по вину и пиву. Ме-стным органам власти предоставлено право увели-чивать (уменьшать) ставки, предоставлять льготы, ус-танавливать и изменять сроки уплаты налогов (кро-ме акцизов). Чтобы поставить области в равные ус-ловия, предусмотрен единый уровень полностью зак-репленных за ними доходов.

Совершенствование порядка введения местных налогов и сборов позволило увеличить собствен-ную доходную базу.

Заметным шагом в совершенствовании меж-бюджетных отношений стала замена с 1997 года плановых дотаций, утверждаемых в абсолютных сум-мах, нормативно-долевыми дотациями. Это позво-лило пополнить доходную базу местных бюджетов и строить межбюджетные отношения на единых пра-вилах для всех областей и Минска.[9]

Эффективная система межбюджетных отношений должна быть направлена на достижение трех ос-новных целей: I) повышение уров-ня жизни, обеспечение социальной защищенности и равного доступа населения к об-щественным (бюджетным) услугам и социальным гарантиям на всей территории страны; 2) обеспе-чение устойчивого экономического развития при оптимальном использовании налогового и ресурс-ного потенциала отдельных территорий и страны в целом; 3) упрочение государственного устройства и территориальной целостности страны, предотв-ращение появления центробежных тенденций и кон-фликтов между властями разных уровней по пово-ду распределения и использования ресурсов наци-ональной бюджетной системы, создание предпо-сылок для становления гражданского общества. [6]

Для достижения этих целей система меж бюджетных отношений должна отвечать следующим требованиям:

а) единые принципы и механизмы регулирова-ния меж бюджетных отношений, недопустимость индивидуальных льгот, привилегий и согласова-нии по вопросам разграничения расходных полно-мочий, доходных источников и распределения фи-нансовой помощи;

б) четкое законодательное разграничение рас-ходных полномочий и ответственности за выпол-нение финансовых обязательств меж-ду органами власти и управления раз-ных уровней;

в) стабильное и отвечающее раз-делению расходов закрепление доход-ных источников и налоговых полно-мочий за разными уровнями бюджет-ной системы;

г) объективное и прозрачное рас-пределение финансовой помощи регионам в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности;

д) создание стимулов для проведения на местах рациональной и ответственной бюджетной полити-ки расширения собственной доходной базы, эф-фективного использования общественных финан-совых средств в интересах местного населения:

е) наличие механизмов контроля за соблюдени-ем федерального законодательства и финансовой дисциплины.

Система межбюджетных отношений, сложившаяся, во многом стихийно, не обеспечивала решения этих задач.

Основные направления реформы меж бюджетных отношений могут быть следующими:

I) подготовка более четкого разграничения рас-ходных полномочий и ответственности между вла-стями разных уровней:

2) упорядочивание налоговых полномочий и пропорций разделения доходов между уровнями бюджетной системы

3) совершенствование механизмов инвестици-онной поддержки регионов;

4)повышение качества управления общественны-ми финансами на республиканском и местном уровне.

Должно быть четкое разграничение ответственности властей разных уровней за финансирование расходов.

Возложенные на местные бюджеты законодательством обязательства, не обеспеченные источниками финансирова-ния - основной источник хронической несбалансиро-ванности бюджетов и од-новременно главное препятствие на пути реформи-рования меж бюджетных отношений.

Налоговые полномочия местных властей в целом остаются весьма ограниченными, поскольку основная часть доходов территориальных бюджетов формируется за счёт отчислений от общереспубликанских налогов. Расширение реальной налоговой самостоятель-ности местных властей (при условии повышения их ответственности за эффективное использование налогового потенциала территорий, обеспечения единства налогового пространства и соблюдения законодательства) являет-ся основным направлением реформы в среднесроч-ной перспективе в развитии налогового законода-тельства. Сохраняется ост-рая несбалансированность между возложенными на них финансовыми обязательствами и реальными возможностями по их выполнению, задолженность по выплате заработной платы и социальных посо-бий, перегруженность долговыми обязательствами, использование денежных суррогатов и зачётов, не-рациональная структура расходов. Наряду с объек-тивными факторами (в том числе, связанными с незавершенностью реформы межбюджетных отно-шений), это во многом обусловлено отсутствием четких приоритетов и «закрытостью» бюджетной политики, недостаточным использованием совре-менных методов управления бюджетами, иждивенческими настроениями, отсутствием должного кон-троля за соблюдением законодатель-ства и финансовой дисциплины.

Рассматривая доходы бюджета и средства бюджетных заимствований как способы финансового регулирования пропорций и темпов развития общественного воспроизводства и, одновременно учитывая решаемые или задачи в области межбюджетных отношений, методы формирования бюджетных ресурсов можно подразделить на стратегические и тактические. Последние, в свою очередь, можно разделить на текущие и оперативные.

К методам стратегического регулирования бюджетов, в ракурсе доходных поступлений, относятся: разграничение доходов между уровнями бюджетной системы; предоставление межбюджетных субвенций; использование долго- и среднесрочных займов местных органов государственной власти. Текущее воздействие оказывается посредством межбюджетных дотаций и прогнозируемых до начала финансового года краткосрочных бюджетных заимствований. Наконец, использование не планируемых на момент утверждения бюджета межбюджетных компенсаций, внутрибюджетных ссуд и погашаемых в течение срока действия бюджета государственных займов есть не что иное, как методы оперативного регулирования.

Заключение

Подводя итог сказанному отметим, что наличие у местных бюджетов регулирующих доходных источников, наряду с функционированием систем межбюджетного субсидирования и механизма внутрибюджетных заимствований, порождает между бюджетами Республики Беларусь отношения, которые базируются на межуровневом перераспределении бюджетных средств, основной целью которого является балансирование минимально необходимых доходов и расходов бюджетов. Формы такого перераспределения должны быть взаимоувязаны между собой, методика их предоставления унифицирована для всех административно-территориальных образований.

Список литературы

1. Закон РБ «О бюджетной системе Республики Беларусь» от 04.06.93г.,№2348-XII// Ведомости НС РБ, 1999, №1

2. Закон РБ «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республики Беларусь» // Ведомости НС РБ, №11,1991, №11

3. Закон РБ «О бюджетной классификации Республики Беларусь» от 05.05.98г.,№15-3// Ведомости НС РБ, 1998, №20

4. Государственный бюджет: учебное пособие /под ред. М.И.Ткачук. - Мн.: Высш.школа, 1995. - с.3-31, 36-39, 54-64.

5. Финансы / В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др; под ред. В.М.Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1993. - с.233-241, 271-276.

6. Бушмин Е.В. Реформа межбюджетных отношений: первые итоги и задачи на перспективу // Финансы, 2000, №6, с.4-8.

7. Керножицкий А. Политика бюджетного регулирования экономики// ФУА, 1999, №4, с.5-6

9. Маненок Т. Желания и возможности // Белорусский рынок, 2000, №38, с.1,с.8.

10. Теслюк И.Е. Доводы государственного бюджета: макроэкономический анализ// Белорусский экономический журнал, 1999, №3, с.19-27.

11. Ширяев В.П. Оптимизация бюджетных процессов // Финансы, 1999, №10, с.8-10.

Задание 4. Обзор новых литературных источников по теме «Агропромышленный комплекс и особенности его регионального развития»

Светлана Кондратенко - Особенности процесса формирования продовольственного рынка региона. АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА - Мн.: "Издательский дом «Белорусская наука»", Минск, № 4 (143), 2007, с.16-21

В статье рассмотрены теоретические основы формирования и функционирования продовольственного рынка региона как сложной регулируемой экономической системы, от устойчивости которой зависит обеспечение населения жизненно важными продуктами питания по рекомендуемым нормам и социально приемлемым ценам. Сформулированы системные свойства и принципы функционирования регионального рынка. Особое внимание уделено аспектам, связанным, с одной стороны, с необходимостью обеспечения продовольственной безопасности региона при возможной ориентации на самообеспечение, с другой - с углублением его производственной специализации для максимального использования преимуществ внутриреспубликанского разделения труда. Выявлены особенности формирования продовольственного рынка Витебской области, определяющие степень его устойчивости и наличие угроз безопасности, связанных с физической доступностью продуктов питания. Обоснованы перспективные направления специализации сельскохозяйственного производства в регионе, а также возможности получения наиболее конкурентоспособных видов продукции.

Александр Ушкевич - Современное состояние и проблемы возделывания кукурузы в Гродненской области/ АГРАРНАЯ ЭКОНОМИКА - Мн.: "Издательский дом «Белорусская наука»", Минск, № 5 (144), 2007. с. 32-36

Животноводство является важнейшей отраслью сельского хозяйства. Именно благодаря ему формируется основная прибыль сельскохозяйственных предприятий. Однако изменений не произойдет без улучшения кормовой базы. Достижение высоких показателей в животноводстве обеспечивается за счет сбалансированного кормления с использованием высококачественных кормов. Важнейшей кормовой культурой является кукуруза. Районированные в стране гибриды имеют высокий продуктивный потенциал - до 150 ц/га кормовых единиц и 95-110 ц/га зерна. Однако при выращивании данной культуры существует множество неразрешенных проблем. Так как Гродненская область является одним из лидеров в Республике Беларусь по производству продукции животноводства, то на ее примере рассмотрено современное состояние и проблемы возделывания кукурузы.

Виктор Сакович. «Агропромышленный комплекс Республики Беларусь на рубеже столетий»/ Беларускi гiстарычны часопiс, №2, 2003. (с. 16).

На основании материалов статистических сборников и материалов периодической печати проанализировано состояние АПК Республики Беларусь на рубеже ХХ--ХХI вв., показан процесс становления фермерских хозяйств, реформирования совхозов и колхозов в условиях рыночных отношений. Автором предлагаются пути дальнейшего совершенствования агропромышленного комплекса Республики Беларусь.

Лещиловский П.В. Основы агробизнеса/ БГЭУ, Мн., 2005

Рассматриваются теория и практика становления и развития предпринимательства в агропромышленном комплексе. Особое внимание уделяется организационным и правовым основам агробизнеса как неотъемлемой части рыночных реформ в экономике. Излагаются вопросы коммерческой деятельности предпринимательских структур, составления бизнес-планов, оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий в условиях риска, аренды земельных угодий и определения рыночной стоимости имущества организаций АПК.

Для преподавателей, студентов ВУЗов, учащихся техникумов, специалистов ЛПК, фермеров, владельцев личных подсобных хозяйств.






Информация 







© Центральная Научная Библиотека